Культурно-образовательный центр «Этномир. Особенности существующих музейно-этнографических комплексов: Этномир, Этническая деревня и другие

В.Н. Калуцков, А.Ю. Латышева

МГУ имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
[email protected],
[email protected]

Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15 .

"Этнодеревня", "этническая деревня" – быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».

В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах – от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом и т.д.

С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта – природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

Начало. В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом – архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В организации и функционировании этих музеев-заповедников просматриваются важнейшие принципы их деятельности:

Региональность (ориентация на полный территориальный охват регионально-областной культурной традиции во всех ее субрегиональных и этнических появлениях),

Учет культурного разнообразия региона (секторальная организация полевой экспозиции по секторам, соответствующим локальным культурным традициям региона),

Ландшафтность (стремление представить не только отдельные здания, но их «естественную» среду, хозяйственные угодья и урочища, адекватный природный ландшафт, ландшафтное планирование территории музея)

Пейзажность (моделирование исходной пейзажной ситуации, стремление передать гармонию традиционного культурного ландшафта, его эстетическое прочтение).

Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

Кризис. С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры – «ядерной» культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

Современная ситуация. В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

Рис. 1. Этнические деревни в современной России

  1. В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.
  2. «Региональные этнодеревни» национальных республик , отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск (Музеи России, http://www.museum.ru).
  3. Локальные этнодеревни , или этнодеревни локальной культурной традиции и малых народов России, создаются по инициативе местных сообществ и муниципалитетов. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким, к примеру, относится Поморская Тоня Тетрина, экологический этнографический комплекс в Мурманской области, представляющий собой музеефицированный рыбацкий стан. На стане постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. "Музейные экспонаты" на стане (старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон) сами являются предметами современного обихода. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию.

Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

  1. Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. «Этномир», расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, – яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь («Этномир»,http://ethnomir.ru).

Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

Некоторые выводы. Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века – имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.

Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма – этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

Список использованной литературы

  1. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.
  2. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. 2000.
  3. Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.
  4. Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.
  5. Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.
  6. http://www.museum.ru (Музеи России).
  7. http://ethnomir.ru («Этномир», «этнодеревня мира», Калужская обл.).

Приложение. Свод этнодеревень России

Существующие этнодеревни

Мировые этнодеревни:

  1. Этномир, этнодеревня мира (Калужская обл., 80 км от Москвы, рядом с Боровском, д. Петрово)
  2. Трам, Этнографический комплекс (Краснодарский край, д. Фадеево)

Региональные музеи деревянного зодчества:

  1. Ангарская деревня, архитектурно-этнографический музей (Иркутская обл., г. Братск)
  2. Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в Василёво (г. Торжок, Тверская обл.)
  3. Витославлицы, Новгородский музей народного деревянного зодчества (Новгородская обл., г. Великий Новгород)
  4. Владимиро-Суздальский м.д.з. и крестьянского быта (Владимирская обл., г. Суздаль)
  5. Дружба, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник (Якутия, Усть-Алданский улус, с. Соттинцы; правый берег р. Лена, в 70 километрах от г. Якутска)
  6. Ибресинский этнографический музей под открытым небом, филиал Чувашского национального музея (Чувашия, Ибресинский район, с. Ибреси, в 114 км от г. Чебоксары)
  7. Кижи, музей деревянного зодчества (Карелия, Петрозаводск, музей-заповедник «Кижи») Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

10. «Коломенское», Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ Коломенское») (Москва)

11. «Костромская слобода», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник (Костромская обл., г. Кострома, рядом с Ипатьевским монастырем)

12. Лудорвай, Архитектурно-этнографический музей-заповедник (республика Удмуртия, г. Ижевск)

13. «Малые Корелы», музей деревянного зодчества (Архангельская обл., в 25 км от Архангельска, рядом с деревней Малые Карелы)

14. Музей деревянного зодчества (Вологодская обл., д. Семенково)

15. Нижегородский этнографический музей на Щелоковском хуторе - Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (Нижегородская обл., Нижний Новгород, лесопарк Щелковский Хутор)

16. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область, Алапаевский р-он, с. Нижняя Синячиха)

17. Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин)

18. «Старый Сургут», Историко-этнографический комплекс (ХМАО, г. Сургут)

19. Тальцы, Иркутский архитектурно-этнографический музей (Иркутская область, г.Иркутск)

20. «Томская писаница»: Архитектурно-этнографические комплексы «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село» (Кемеровская обл., г. Кемерово, территория Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»)

21. «Хохловка», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества (Пермский край, Пермский р-он, с. Хохловка, В 45 км от г. Перми)

22. Этнографический музей народов Забайкалья, музейный комплекс под открытым небом (Республика Бурятия, п. Верхняя Берёзовка, в 8 км от Улан-Удэ)

23. Этнографический музей под открытым небом (Красноярский край, п. Шушенское)

24. Этнографический музей под открытым небом (республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск)

Новые региональные этнодеревни:

25. Атамань, этнодеревня (Краснодарский край, ст. Тамань)

26. Другой мир, этнодеревня (Ярославская обл., г. Ярославль)

27. Мандроги, туристическая деревня (Ленинградская обл., Подпорожский район, деревня Верхние Мандроги)

28. «Национальная деревня народов Саратовской обл.» (Саратовская обл., г. Саратов)

29. «Национальная деревня народов Оренбургской обл.» (Оренбургская обл.г. Оренбург)

30. «Русская деревня», архитектурно-ландшафтный ансамбль (г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе)

Локальные этнодеревни:

31. «Алтын-Сус», эколого-этническая деревня (Хакасия, г. Абакан)

32. «Бакалдын», этнографический комплекс (Саха, в 45 км от г. Якутска)

33. «Деревня в горах», агротур в д. Иргизлы (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

34. Ительменская деревня, туристская деревня общины ительменов «Пимчах» (Камчатский край, с. Сосновка Елизовского муниципального района)

35. «Мань Ускве», этническое стойбище – детский этнооздоровительный центр (ХМАО, д. Ясунт Березовского района)

36. «Медовый хуторок», музей усадьба-хутор (Псковская обл., Печорский район, д. Дубровка)

37. «Мэнэдек», эвенское стойбище, этно-культурный комплекс (Камчатский край, Быстринский р-он, с. Анавгай)

38. «Петроглифы Сикачи-Аляна», этнокультурный туристский комплекс (Хабаровский край, в 50-75 км от Хабаровска, с. Сикачи-Аляна)

39. Поморская Тоня Тетрина, Экологический этнографический комплекс (экологическая деревня) (Мурманская область, д. Тоня Тетрина)

40. Свенгард, средневековая усадьба (Ленинградская обл., г. Выборг)

41. Старая Умба, поморская этнокультурная деревня (Мурманская обл., д. Умба)

42. «Тэк курт», детская языковая деревня – этнооздоровительный центр (ХМАО, п. Теги Березовского района)

43. «Ульчская деревня», музей под открытым небом (Хабаровский край, п. Джари Нанайского р-на)

44. «Ус Хатын», этнографический обрядовый комплекс (Якутия, Намский тракт)

45. Черкехский историко-этнографический комплекс (Якутия, с. Черкех)

46. «Чочур Мыран (Муран)», этнографический комплекс (Якутия, в черте г. Якутска, по Вилюйскому тракту)

47. «Чуанели», детский этнооздоровительный центр – школа труда и отдыха (ХМАО, д. Чуанели (урочище) Березовского района или п. Ванзетур)

48. «Ытык-Хайа», Этнографический комплекс Турцентр (Якутия, в 6 километрах от Якутска, по Вилюйскому тракту)

49. Этнографическая деревня, Поселение семьи нанайцев конца ХIХ - начала ХХ века (Хабаровский край, заповедник «Болоньский», село Джуен)

50. Этнографический комплекс (пос. Горнокнязевск Приуральского района, ЯНАО, в 12 км от Салехарда)

51. «Ямщицкое подворье», культурно-этнографический комплекс (Якутия, д. Еланка Хангаласского улуса)

Проектирумые этнодеревни

52. «Алтай», этническая деревня в составе ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай, Майминский район, в 25 км от Горно-Алтайска)

53. Дальневосточный Международный этнографический парк «Диалог народов «Возрождение» (Приморский край, г. Находка)

54. Древневалдская этнографическая туристская деревня на территории ОЭЗ «Валдай» (Новгородская обл., п. Валдай)

55. Интернациональная деревня, Этнографический МУП (Воронежская обл., г. Воронеж)

56. «Камчатские скрижали», туристско-этнографический центр (Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский)

57. «Междуречье», этническая станица (казачий курень), музей под открытым небом (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани)

58. МЗД (Красноярский край, г. Енисейск)

59. МЗД (Республика Башкортостан, г. Уфа)

60. «Ленинские горки», национальная деревня (ранее - культурный комплекс-музей) (Ульяновская обл., г. Ульяновск)

61. «Родная деревня», историко-этнографический комплекс (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

62. «Русская деревня», этнографическая деревня – туристический комплекс (Костромская обл., д. Игорево Галичского района)

63. «Русский мир», Национальный культурно-этнографический парк, Культурный, этнографический, ремесленный, торговый, воспитательный и социальный проект (Московская обл., г. Сергиев Посад)

64. «Сибирское подворье», туристический центр (Тюменская обл., Тобольский р-н, с.Абалак)

65. «Старая крепость «Черкасский острог», музейно-туристский комплекс (Пензенская обл., г. Пенза)

66. Центральноазиатское подворье, «Этническая деревня ремесленников Урала» (Свердловская обл., окрестности г. Екатеринбурга)

67. «Ыб», музейно-этнографический комплекс деревянного зодчества под открытым небом (Республика Коми, южная часть Сыктывдинский р-на, в 49 километрах от райцентра с. Выльгорт и в 55 километрах от г. Сыктывкара, с. Ыб)

68. Этнографическая и экологическая деревни на территории туристической ОЭЗ (Калужская обл., Тарусский район)

69. Этнографическая деревня староверов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Новопокровский)

70. Этнографическая деревня (Республика Мордовия, г. Саранск)

71. Этнографическая деревня (Адыгея, в 10 км от Майкопа)

72. Эколого-этнические деревени и туристический маршрут "кругосветное историческое путешествие" (Краснодарский край, г. Сочи)

73. Этнографический комплекс (этнопарк) «Три эпохи» в составе Мегапарка «Земля Кутха» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)

74. Этнографический музей орочей на открытом воздухе (Хабаровский край, Ванинский район)

Этнопарки и этнографические комплексы под открытым небом — одно из самых интересных и доступных развлечений для всех возрастов. Их посещение позволяет лучше понять мировидение, культуру и искусство коренных народов России, и просто весело провести время всей семьей.

Аналитическое агентство «ТурСтат» представило список самых популярных российских этнопарков и этномузеев под открытым небом 2018 года. Их ранжирование основано на статистике посещения и предложений для туристов.

Это один из лучших музеев деревянного зодчества, если вас интересует русский север с его самобытной архитектурой. На территории площадью в 140 гектар расположены более 100 деревянных строений.

Экскурсию по музею можно проводить и самостоятельно, благо на маршруте есть и указатели и схемы. Но лучше воспользоваться услугами опытного экскурсовода. Он проведет вас по четырем различным секторам.

В каждом из них показано старинное село с особенной планировкой и моделированием картины жизни северной деревни. Также работают интересные экспозиции и выставки, посвященные интерьеру северного дома, местным средствам передвижения и известным людям.

9. «Ватан», Республика Башкортостан

Этот парк — один из самых интересных проектов, реализованных в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС в 2015 году. Он построен в городе Уфа, в живописном районе, с которого открывается прекрасный вид на реку Белую. И демонстрирует всем желающим особенности быта народов Башкирии.

На территории «Ватана» расположена библиотека, а также множество юрт, в том числе чайная и сувенирная. На информативных стендах можно полюбоваться красотами Башкирии. А по ухоженным дорожкам и площадям приятно неторопливо прогуляться всей семьей.

Рядом с парком находится множество кафе, ресторанов и гостиниц.

8. «Моя Россия», Сочи

Открытие этого парка было приурочено к Олимпиаде 2014 года. Он находится в селе Эсто-Садок, и вмещает одиннадцать павильонов, демонстрирующих историю и быт народов из разных регионов России.

Дети до 6 лет проходят в парк бесплатно, действуют льготы для разных категорий граждан.

На территории парка работают несколько кафе и музей казацкого быта.

Однако экскурсии по «Моей России» придется проводить самостоятельно, так как ни аудиогидов, ни живых гидов в парке нет. Возможно, это упущение в скором времени исправят.

7. «Золотая Орда», Иркутская область

Один из лучших этнопарков России находится в поселке Усть-Ордынский, по дороге на озеро Байкал.

Он предлагает знакомство с особенностями культуры и повседневной жизни бурятского народа, бережно сохраняемыми на протяжении столетий.

В парке находится самая красивая резная юрта в России. А устав от продолжительной прогулки можно поесть блюда национальной бурятской кухни. В «Золотой Орде» работают постоянные и сезонные тематические выставки, проводятся спортивные состязания, мастер-классы (в том числе гастрономический и прикладной), исторические квесты, и национальные обряды.

А юные посетители наверняка будут в восторге от контактного зоопарка, с овцами, винторогими козлами, лошадями и яками.

6. «Тыгыдым», Ярославская область

Этнодеревня с забавным названием находится в деревне Мухино. Ее особенность — квест под названием «Тайны тыгыдымского коня», признанный лучшим детским событием России 2015 года.

Для разгадки тайны волшебного коня придется хорошенько потрудиться: и печь растопить, и меду добыть, и коня накормить и совершить еще множество добрых и полезных дел.

Все гости деревни могут попробовать старинные крестьянские блюда, узнают об обрядах и суевериях, связанных с крестьянским столом и полюбуются

Дети до 3 лет смогут увидеть знаменитую тыгыдымскую лошадь бесплатно.

5. «Кочевник», Московская область

Пятое место в рейтинге самых популярных этнопарков России «ТурСтат» отдал превосходному месту для семейного отдыха. Парк находится в Хотьково, всего в 45 километрах от столицы.

В «Кочевниках» можно больше узнать о жизни и быте кочевых народов, покормить животных на зоодворе, посетить различные виды яранг, чумов и юрт (в том числе музыкальную и чайную), побывать на тематических мастер-классах, а также различных спектаклях для детей.

Маленьким кочевникам наверняка захочется пострелять в тире, прокатиться на верблюде, или оленях. А большие, возможно, рискнут попробовать особый монгольский чай с солью и молоком.

Дети до трех лет допускаются в парк бесплатно.

4. «Околица», Томская область

Известный российский сельский парк, расположенный в селе Зоркальцево. Это воплощение красивого и древнего деревянного зодчества Сибири. Музей под открытым небом занимает 17 гектаров, хотя пока освоена только половина этой территории.

На мини-ферме, действующей на территории «Околицы», содержатся вьетнамская вислоухая свинья, лошади, редкие породы кур, лоси и множество других животных, с которыми любят возиться дети.

Пожалуй, самая известная программа музея — это «Праздник топора», который в нынешнем году пройдет с 21 по 26 августа. На него помимо «традиционных» плотников, лесорубов, резчиков по дереву и деревянщиков пригласят также мастеров-стеклодувов и берестянщиков.

3. Финно-угорский Этнопарк, Республика Коми

Этот этнокультурный парк известен не только своей инфраструктурой, но и незабываемым названием села, в котором находится. Оно именуется коротко и емко — Ыб.

Для посетителей проводятся экскурсии, посвященные быту и обычаям жителей Коми, викторины, а также мастер-классы, такие как изготовление палки дождя, плетение кукол и венков из травы, и создание куклы-оберега. В местном кафе «Финноугория» можно очень вкусно пообедать. А еще взрослым экскурсантам дают пострелять из лука, ружья или арбалета, парят в баньке «по-черному» и веселят выступлениями сельских ансамблей.

В начале мая в этнопарке пройдет гастрономический фестиваль, а в конце июня — фестиваль воздухоплавания.

Особенностью финно-угорского этнопарка является бесплатный вход. А вот за участие в различных программах уже нужно платить.

2. «Этномир», Калужская область

На второй позиции в списке лучших парков-музеев России 2018 года находится этнографический музей, построенный в деревне Петрово.

На территории «Этномира» действует экобаня «Берегиня», проводится огромное количество экскурсий, таких как «Матушка–печка, душа русского дома», «Путешествие по Азии», «Путешествие по Индии», лекций и мастер-классов. Дети будут в восторге от парка динозавров, веревочного парка и лабиринта.

Площадь этого этномузея просто огромная, и обойти ее за день вряд ли удастся. Но это не проблема, ведь «Этномир» — это еще и уютный и комфортабельный отель, в котором можно остановиться всей семьей.

1. «Атамань», Краснодарский край

Первое место в топ-10 досталось туристическому комплексу, находящемуся в станице Тамань. Эту казачью станицу «в натуральную величину» в 2017 году посетили 2 миллиона человек.

«Атамань» представляет собой наглядную иллюстрацию о жизни и быте кубанских казаков, которую можно потрогать своими руками. А еще и попробовать на зуб, ведь в станице предлагают великолепные блюда украинской, русской и кавказской кухни.

Каждое подворье (курень) в этом историко-культурном комплексе посвящено какому-то отдельному ремеслу, роду занятий или стороне казацкого быта. К примеру, есть подворье гончара, бондаря, шорника и кузнеца.

Дома, предметы утвари казаков, брички и повозки, которые довезут вас до нужного строения, творческие коллективы в традиционных нарядах — все это погружает в особую атмосферу старины. А веселые игры, конкурсы и представления не дадут скучать даже самому пресыщенному зрелищами туристу.

На окраине «Атамани» открывается потрясающе-красивый вид на море.

«Этнодеревня», «этническая деревня» - быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин «этническая деревня» не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».

В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах - от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом.

С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни «этнодеревенский культурный ландшафт» выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта - природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом - архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы».

Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры - «ядерной» культуры для данной региональной традиции («Не успели!»). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы «этнодеревенских культурных ландшафтов» - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.

«Региональные этнодеревни» национальных республик, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск.

Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. «Этномир», расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы («этнические жилища» со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь. Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века - имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма - этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

Этнопарк и верблюжья ферма «Кочевник»
Московская область, Сергиево-Посадский район
Открыт в субботу и воскресенье

Этнографический парк под открытым небом «Кочевник» знакомит гостей с традициями и культурой кочевых народов разных стран. В парке несколько зон – Монгольский двор (культура кочевников Монголии, Бурятии и Калмыкии), Тюркский двор (культура кочевников Кыргыстана и Казахстана), Северное стойбище (культура кочевников Чукотки, Ямала, Республики Коми и прилегающих регионов). Здесь можно увидеть аутентичные жилища: монгольские юрты, тюркские юрты, чукотская яранга, ненецкие чумы, а еще зоодвор с калмыцкими верблюдами, монгольскими яками, осликом, барашками, козами и гусями.
Во время этнографических экскурсий расскажут о быте, традициях и культуре кочевников Монголии, Киргизии, Чукотки и Ямала.
В этнопарк можно приехать на экскурсию или концерт собственного ансамбля «Кочевник», который исполняет чукотские, эскимосские, корякские, ненецкие танцы. Также можно посетить рукодельные мастер-классы по созданию традиционных амулетов и украшений из кожи.

Исторический парк «Ратоборское поле»
Московская обл., Сергиево-Посадский район
Открыт в пятницу, субботу и воскресенье

Ратоборское поле в 40 км от Москвы придумали в агентстве исторических проектов «Ратоборцы». Здесь расположены старинный славянский хутор, турнирное ристалище, монгольские юрты и этнопарк. Во время визита на Ратоборское поле гости попадают в мир Древней Руси и знакомятся с ее бытом на хуторе 10 века. Этнопарк знакомит с аутентичными жилищами, бытом, традициями и культурой кочевых народов Монголии, Бурятии, Киргизии, Чукотки, Казахстана и Ямала. Летом можно прокатиться на верблюде или ослике, зимой – на собачьей или оленьей упряжке. На поле проводят исторические фестивали, а еще здесь можно пострелять в средневековом тире и отдохнуть с семьей в юрте или ирландском доме. Для детей есть площадка со сказочным миром скандинавских мифов.

Этнопарк «Этномир»
Калужская обл., деревня Петрово
Открыт ежедневно

Один из самых популярных и самый большой в России этнопарк. В «Этнопарк» нужно приезжать на фестивали и праздники, в любое время – посмотреть на традиционные жилища разных стран. В музее есть этнодворы «Украина и Беларусь», «Музей Русской Печи», «Страны Центральной Азии», «Север, Сибирь и Дальний Восток», «Cтраны Южной Азии», «Русское подворье» и «Улица Мира», которая знакомит с жизнью европейских стран, Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки; а также музеи: Музей самоваров, Музей кукол народов мира, Музей утюгов, Музей русской печи.
В «Этномире» можно пожить в кочевых домах народов Киргизии, Тувы, Казахстана и Тибета или в индейских типи. Хранители дворов расскажут о традициях, познакомит с фольклором и легендами своего народа.

Музей кочевой культуры
Москва, м. Авиамоторная
Открыт ежедневно с 10 до 19.00, по предварительной записи


Небольшой, но интересный Музей кочевой культуры знакомит посетителей с жизнью кочевых племен Монголии, Киргизии и крайнего Севера. На интерактивных экскурсиях, которые проходят в юрте, чуме, яранге, шатре, типи или тибетской палатке, гид в традиционной одежде кочевников рассказывает о быте каждого народа. Все экспозиции располагаются в реальных кочевых жилищах, экспонаты можно трогать руками. Всего в музее 4 основных экспозиции: Степь, Пустыня, Север и Новые жилища: тибетская палатка, индейский типи (лакота), цыганский шатёр.

Еврейский музей и Центр толерантности
Москва, м. Марьина Роща
Открыт ежедневно, кроме субботы и еврейских праздников

В целиком интерактивном Еврейской музее можно познакомиться с культурой и бытом еврейского народа со времен царствования Екатерины II до наших дней. Постоянная экспозиция музея включает 12 тематических пространств, каждое из которых соответствует определенному периоду мировой и российской истории. Здесь можно побывать на местечковом базаре, подслушать разговоры на кухне и рассказы диссидентов. Еврейское местечко (штетл) - центральное пространство музея, откуда можно попасть в залы, посвященные жизни евреев в больших городах Российской империи и Советской России. На экскурсии посетителей знакомят с традиционным еврейским укладом жизни, законами, обычаями, праздниками и ритуалами. В музее открыт прекрасный Детский центр.

Государственный Музей Востока
Москва, м. Арбатская
Открыт ежедневно, кроме понедельника

В Государственном музее Востока можно познакомиться с огромным культурным наследием народов Ближнего и Среднего Востока, Азии и Кавказа, Сибири и Крайнего Севера. В коллекциях музея хранятся произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Японии и Кореи, Китая и Индии. На экскурсиях дети могут познакомиться со сказками и легендами Востока, посетить чайную церемонию и побывать на экспозиции «Особая кладовая», где представлены народы и культуры, существовавшие на Северном Кавказе с 5 в. до н.э. по 14 в. н.э.




Top