Леонард Коэн – От блюза до медитации. Леонард Коэн — видеоклипы, биография


поп/рок
авторская песня www.leonardcohen.com

В ранние годы песни Коэна основывались на фолк -музыке, в 1970-х тяготели к поп-музыке и кабаре . С 1980-х годов Коэн поёт низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжёлые и со сложными текстами. Среди тем, о которых поёт Коэн: религия , одиночество , сексуальность, сложные отношения между людьми.

Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы» и награждён высшей наградой для гражданина Канады - Орденом Канады (Order of Canada ). На его песни существует множество кавер-версий.

Биография

Юность

Занятия поэзией

В начале 60-х гг. Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра , он опубликовал романы The Favourite Game («Любимая игра») и Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.

Музыка

1960-70 гг.

После «Recent Songs» (1979) Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» (в качестве режиссера, автора сценария и музыки), получившим Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре, «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985), песни с которого «Halleluja», «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда еще религиозные мотивы в его творчестве не были так отчетливы и прямолинейны.

1980-ые гг.

В 1984 г. мир увидел один из крупнейших коэновских хитов - песню Hallelujah («Аллилуйя») с альбома Various Positions («Разнообразные позиции»). Звукозаписывающая студия Columbia Records отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи. В 1986 г. Коэн сыграл в одном из эпизодов телесериала «Полиция Майами» .

В 1988 г., с выходом альбома I’m Your Man («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён Songs of Leonard Cohen , а три песни оттуда - титульная, First We Take Manhattan («Вначале мы захватим Манхэттен») и Everybody Knows («Об этом знают все») - вошли в число его наиболее популярных композиций.

В Everybody Knows , написанной совместно с Шэрон Робинсон, Коэн поёт о социальном неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве, и делает мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне The Future ): «Все знают, что грядёт чума, \ Все знают, что она движется быстро, \ Все знают, что обнажённые мужчина и женщина, \ Всего лишь сияющий артефакт прошлого, \ Все знают, что всё мертво, \ Но на твоей кровати будет установлен счётчик, \ Который раскроет то, \ Что все знают и без него».

1990-ые гг.

После того как песня Everybody Knows прозвучала в фильме «Врубай на полную катушку» , Коэном заинтересовались широкие массы. Большим спросом пользовался альбом The Future («Будущее»), три песни с которого - Waiting for the Miracle («В ожидании чуда»), Anthem («Псалом») и титульная - вошли в скандально известный фильм Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы» .

В заглавной песне Коэн, возможно, находясь под впечатлением от Лос-Анджелесского бунта 1992 г. , предсказывает политический и социальный коллапс в духе библейских пророчеств: «Я видел будущее, брат мой, там - убийство. Всё расползётся по всем направлениям, ничто нельзя будет измерить. Вселенский смерч уже пересёк черту и разметал людские души». В песне Democracy («Демократия») Коэн говорит о своей любви к Америке, но критикует американцев за отсутствие интереса к политике и зависимость от телевидения: «Я не левый и не правый, сегодня вечером я просто останусь дома и затеряюсь в этом безнадёжном маленьком экранчике»."Democracy" использовалась в предвыборной компании демократической партии США, и звучала на инаугурации Билла Клинтона.

Пять лет с 1994 по 1999 г. Коэн провёл в уединении в дзэн-буддийском центре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса . Там он принял имя Jikhan , означающее «молчание».

2000-е гг.

Коэн вернулся в музыку только в 2001 г. с альбомом Ten New Songs («Десять новых песен»), написанный в соавторстве с Шэрон Робинсон. Это, возможно, его самый меланхоличный и спокойный альбом. Dear Heather - альбом 2004 г. - стал результатом сотрудничества с джазовой певицей и музыкантом Анджани Томас, Шерон Робинсон также участвовала в написании нескольких мелодий. В этом альбоме, настолько же светлом, насколько тёмным был предыдущий, отразилось изменение настроения Коэна: в своих интервью он признался, что дзэн-буддизм унял депрессию, мучавшую его на протяжении многих лет. Dear Heather - наиболее экспериментальный и шутливый альбом Коэна, разочаровавший многих его поклонников. Сам Коэн заявил, что этот альбом был чем-то вроде черновика, за которым должен был последовать более формальный вариант. Однако этого не произошло из-за юридических разборок с бывшим менеджером Коэна Келли Линч, которая, по словам музыканта, незаконно присвоила свыше 5 миллионов долларов из его пенсионного фонда.

Blue Alert («Синяя тревога») - альбом песен, написанных Коэном и Томас, в исполнении последней вышел в 2006 г. По словам одного из обозревателей, при его прослушивании возникает ощущение, будто «произошла реинкарнация Коэна в женское тело. Хотя он не спел ни одной ноты, его голос обволакивает альбом, как дым». В том же году Коэн впервые после долгого перерыва появился на публике на мероприятии в книжном магазине в Торонто . Он спел две свои ранние песни So Long, Marianne («Пока, Марианна») и Hey, That’s No Way To Say Goodbye («Эй, так не прощаются») в сопровождении рок-группы Barenaked Ladies и Рона Сексмита.

В 2008 г. Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне , продолжился в различных городах Европы и Канады, включая выступления на фестивале The Big Chill и джазовом фестивале в Монреале, и получил восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни Hallelujah на Глэстенберийском фестивале во время заката.

Вскоре Коэн был внесён в американский Зал славы рок-н-ролла в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».

Процесс творчества

Коэн часто говорит о том, что написание песен для него - тяжёлый процесс. Одна лишь песня The Future , по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю:

  • Песни Коэна - Waiting For The Miracle , Anthem (отрывок) и The Future - из альбома 1992 года The Future звучат в фильме Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы» .
  • Песня Коэна «Партизан» положена на музыку, написанную певицей русского происхождения Анной Марли (Смирнова) во время войны в Лондоне в 1942 году .
  • Одна из наиболее часто перепеваемых песен Коэна - «Аллилуйя» (Hallelujah). Её исполнял, среди прочих, Джефф Бакли .

Музыкальные альбомы

  • Songs of Leonard Cohen ( , переиздан в )
  • Songs of Love and Hate ( , переиздан в )
  • Live Songs ()
  • New Skin for the Old Ceremony ()
  • Death of a Ladie"s Man ()
  • Recent Songs ()
  • Various Positions ()
  • I"m Your Man ()
  • The Future ()
  • Cohen Live: Leonard Cohen in Concert (1994)
  • Field Commander Cohen: Tour of 1979 (2001)
  • Ten New Songs (2001)
  • Dear Heather (2004)
  • Blue Alert (2006) (соавтор, продюсер)

Сборники

  • The Best of Leonard Cohen (1975) (он же Greatest Hits )
  • More Best of Leonard Cohen (1997) (с двумя новыми песнями)
  • The Essential Leonard Cohen (2002), двойной альбом

Книги

  • Let Us Compare Mythologies (стихи) 1956
  • The Spice-Box of Earth (стихи) 1961
  • Любимая игра (роман) 1963
  • Цветы для Гитлера (стихи) 1964
  • Прекрасные неудачники (роман) 1966
  • Parasites of Heaven (стихи) 1966
  • Selected Poems 1956-1968 (стихи) 1968
  • The Energy of Slaves (стихи) 1972
  • Death of a Lady’s Man (стихи и проза) 1978
  • Книга Милосердия (стихи, проза/псалмы) 1984
  • Музыка незнакомца (стихи и песни) 1993
  • Book of Longing (стихи, проза, рисунки) 2006

Публикации на русском языке

  • Прекрасные неудачники. М.: Аналитика-пресс, 2001. Пер. А.Грызуновой.
  • Любимая игра. М.: Аналитика-Пресс, 2002
  • Цветы для Гитлера. М.: ЭКСМО, 2004
  • Избранные стихотворения. Томск: PaRt.com, 2006
  • Стихи //Иностранная литература, 2006, № 11

С 1980-х годов Коэн поёт низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжёлые и со сложными текстами. Среди тем, о которых поёт Коэн: религия , одиночество , сексуальность, сложные отношения между людьми.

Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы »; с 19 апреля 1991 года является Офицером Ордена Канады , а с 10 октября 2002 года - Компаньоном Ордена Канады , что является высшей наградой для гражданина Канады. На его песни существует множество кавер-версий .

Биография

Юность

В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра , он опубликовал романы The Favourite Game («Любимая игра») и Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.

Музыка

1960-1970-е

В 1977 году Коэн выпустил альбом Death of a Ladies" Man («Смерть дамского угодника»), а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием Death of a Lady’s Man . Альбом был записан при участии продюсера Фила Спектора , изобретателя технологии т. н. «звуковой стены ». Этот подход очень сильно отличался от техники Коэна, предпочитавшего минимальное инструментальное сопровождение, поэтому запись альбома проходила нелегко. Говорят, что Спектор переписывал альбом на секретных студийных сессиях, а сам Коэн утверждает, что однажды Спектор угрожал ему арбалетом.

В 1979 году был записан альбом с незатейливым названием Recent Songs («Недавние песни»), выдержанный в более традиционном стиле. В его записи участвовала джаз -фьюжн группа, использовались некоторые восточные инструменты, как, например, уд , мандолина и цыганская скрипка .

После «Recent Songs» (1979) Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» в качестве режиссёра, автора сценария и музыки (фильм получил Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре), «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985), песни с которого «Hallelujah », «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда ещё религиозные мотивы в его творчестве не были так отчетливы и прямолинейны.

1980-е

В 1984 году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов - песню Hallelujah («Аллилуйя») с альбома Various Positions («Разнообразные позиции»). Звукозаписывающая студия Columbia Records отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи. В 1986 году Коэн сыграл в одном из эпизодов телесериала «Полиция Майами ».

В 1988 году, с выходом альбома I’m Your Man («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён Songs of Leonard Cohen , а три песни оттуда - титульная, First We Take Manhattan («Вначале мы захватим Манхэттен») и Everybody Knows («Об этом знают все») - вошли в число его наиболее популярных композиций.

В Everybody Knows , написанной совместно с Шэрон Робинсон , Коэн поёт о социальном неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве:

Все знают, что война окончена,
Все знают, что наши проиграли,
Все знают, что битва была предрешена,
Бедные остались бедными, богатые стали ещё богаче.
Вот как это происходит.
Все знают.

Все знают, что лодка дала течь,
Все знают, что капитан солгал,
У всех есть это странное чувство,
Будто их отец или собака умерли.

Все знают, что вы в беде,
Все знают, через что вы прошли,
От кровавого креста на вершине Голгофы
До пляжей Малибу…

и делает мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне The Future ):

Все знают, что грядёт чума,
Все знают, что она движется быстро,
Все знают, что обнажённые мужчина и женщина,
Всего лишь сияющий артефакт прошлого,
Все знают, что всё мертво,
Но на твоей кровати будет установлен счётчик,
Который раскроет то,
Что все знают и без него.

1990-е

После того как песня Everybody Knows прозвучала в фильме «Врубай на полную катушку », Коэном заинтересовались широкие массы. Большим спросом пользовался альбом The Future («Будущее»), три песни с которого - Waiting for the Miracle («В ожидании чуда»), Anthem («Псалом») и титульная - вошли в скандально известный фильм Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы ».

В заглавной песне Коэн, возможно, находясь под впечатлением от Лос-Анджелесского бунта 1992 года, предсказывает политический и социальный коллапс в духе библейских пророчеств: «Я видел будущее, брат мой, там - убийство. Всё расползётся по всем направлениям, ничто нельзя будет измерить. Вселенский смерч уже пересёк черту и разметал людские души». В песне Democracy («Демократия») Коэн говорит о своей любви к Америке, но критикует американцев за отсутствие интереса к политике и зависимость от телевидения: «Я не левый и не правый, сегодня вечером я просто останусь дома и затеряюсь в этом безнадёжном маленьком экранчике». «Democracy» использовалась в предвыборной кампании демократической партии США, и звучала на инаугурации Билла Клинтона.

Меня не интересует политическое отделение, гораздо лучше – географическое. Полагаю, всем жителям следует одновременно резко наклониться вбок и фактически оторвать Квебек от Канады и сдвинуть его на юг, к побережью Флориды . Это улучшило бы климат.

Пять лет, с 1994 по 1999 год, Коэн провёл в уединении в дзэн-буддийском центре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса . Там он принял имя Jikhan , означающее «молчание», и стал дзэнским монахом .

2000-е

Коэн вернулся в музыку только в 2001 году с альбомом Ten New Songs («Десять новых песен»), написанный в соавторстве с Шэрон Робинсон. Это, возможно, его самый меланхоличный и спокойный альбом. Dear Heather - альбом 2004 года - стал результатом сотрудничества с джазовой певицей и музыкантом Анджани Томас, Шерон Робинсон также участвовала в написании нескольких мелодий. В этом альбоме, настолько же светлом, насколько тёмным был предыдущий, отразилось изменение настроения Коэна: в своих интервью он признался, что дзэн-буддизм унял депрессию, мучавшую его на протяжении многих лет. Dear Heather - наиболее экспериментальный и шутливый альбом Коэна, разочаровавший многих его поклонников. Сам Коэн заявил, что этот альбом был чем-то вроде черновика, за которым должен был последовать более формальный вариант. Однако этого не произошло из-за юридических разборок с бывшим менеджером Коэна Келли Линч, которая, по словам музыканта, незаконно присвоила свыше 5 миллионов долларов из его пенсионного фонда .

Blue Alert («Синяя тревога») - альбом песен, написанных Коэном и Томас, в исполнении последней вышел в 2006 году. По словам одного из обозревателей, при его прослушивании возникает ощущение, будто «произошла реинкарнация Коэна в женское тело. Хотя он не спел ни одной ноты, его голос обволакивает альбом, как дым». В том же году Коэн впервые после долгого перерыва появился на публике на мероприятии в книжном магазине в Торонто . Он спел две свои ранние песни So Long, Marianne («Пока, Марианна») и Hey, That’s No Way To Say Goodbye («Эй, так не прощаются») в сопровождении рок-группы Barenaked Ladies и Рона Сексмита.

В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне , продолжился в различных городах Европы и Канады, включая выступления на фестивале The Big Chill и джазовом фестивале в Монреале, и получил восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни Hallelujah на Глэстенберийском фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся первый и пока единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле . Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров.

Вскоре Коэн был внесён в американский Зал славы рок-н-ролла в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».

Процесс творчества

Коэн часто говорит о том, что написание песен для него - тяжёлый процесс. Одна лишь песня The Future , по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю:

Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже . В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.

  • Песня Коэна «Партизан» положена на музыку, написанную певицей русского происхождения Анной Марли (Смирнова) в Лондоне в 1942 году , во время Второй мировой войны .
  • Одна из наиболее часто перепеваемых песен Коэна - Hallelujah («Аллилуйя » ). Её исполняли, среди прочих, американский музыкант Джефф Бакли , шведская прогрессив-метал -группа Pain of Salvation , американская рок-группа Bon Jovi , Боно , Джон Кейл и французская певица Ванесса Паради . Песня звучит в фильмах «Оружейный барон », «Шрек », «Хранители », «Босиком по мостовой » (в последнем - в исполнении Ри Гарви), «Воспитатели» и сериалах «Мыслить как преступник », «Клиника », «Скорая помощь » и «Доктор Хаус ». Также эта песня прозвучала на открытии Олимпиады-2010 в Ванкувере в исполнении K.D. Lang .
  • Леонард Коэн упоминается в песне «Pennyroyal Tea » группы Nirvana .
  • 7 октября 2010 года Леонард Коэн впервые выступил в России, в Государственном Кремлёвском Дворце .
  • В честь одной из песен Коэна названа британская группа The Sisters of Mercy .
  • Композиция «Nevermind» за авторством Леонарда Коэна звучит во вступительной заставке ко второму сезону сериала «Настоящий детектив ».
  • Сын Адам Коэн (англ.) русск. , как и отец, - певец и автор песен.
  • Виктор Пелевин в своих книгах часто использует строчки из песен Леонарда.

Музыкальные альбомы

Книги

  • Let Us Compare Mythologies (стихи) 1956
  • The Spice-Box of Earth (стихи) 1961
  • Любимая игра (роман) 1963
  • Цветы для Гитлера (стихи) 1964
  • Прекрасные неудачники (роман) 1966
  • Parasites of Heaven (стихи) 1966
  • Selected Poems 1956-1968 (стихи) 1968
  • The Energy of Slaves (стихи) 1972
  • Death of a Lady’s Man (стихи и проза) 1978
  • Книга Милосердия (стихи, проза/псалмы) 1984
  • Музыка незнакомца (стихи и песни) 1993
  • Book of Longing (стихи, проза, рисунки) 2006

Публикации на русском языке

  • Прекрасные неудачники. М.: Аналитика-пресс, 2001. Пер. А. Грызуновой.
  • Любимая игра. М.: Аналитика-Пресс, 2002. Пер. А. Грызуновой.
  • Цветы для Гитлера. М.: ЭКСМО, 2004. Пер. А. Грызуновой, М. Немцова , С. Львовского
  • Блистательные неудачники. М.: Рипол Классик, 2005. Пер. М. Гурвица
  • Избранные стихотворения. Томск: PaRt.com, 2006. Пер. и сост. А. Олеара
  • Стихи //Иностранная литература, 2006, № 11. Пер. А. Нестерова
  • Грех. Блистательные неудачники. М.: Рипол Классик, 2008. Пер. М. Гурвица

Напишите отзыв о статье "Коэн, Леонард"

Примечания

Ссылки