Французский экспериментальный джаз. Леди поют джаз – известные джазовые певицы

Джазовый вокал традиционно принято ассоциировать с женским исполнением. Известные джазовые певицы, используя только свой голос, способны создать на сцене ореол таинственности или атмосферу игривости.

Известные джазовые певицы

Элла Фицджеральд

Завоевав любовь публики и уважение коллег, первая леди джаза навсегда осталась очень скромной и застенчивой. В 1942 году она стала первой женщиной, возглавившей большой музыкальный коллектив – оркестр Чика Уэбба, выступавший во время войны перед солдатами.

Элла Фицджеральд

Специально для Эллы был основан продюсером Норманом Гранцем, на котором записывались альбомы при участии Эллингтона и Бердина, Роджерса и Харта.

Однажды, забыв слова песни, Фицджеральд придумала собственную комбинацию, копировавшую, по ее словам, звучание саксофона. Впоследствии этот прием стал визитной карточкой певицы.

Узнайте, с какими трудностями сталкиваются женщины в музыке, и есть ли

Билли Холидей

(Элеонора Фейген) получила свое джазовое прозвище «Леди Дэй» от саксофониста . С Янгом ее связывали краткосрочный роман и очень успешное сотрудничество. Они вместе записали 49 песен, оказывавших на публику буквально гипнотическое влияние.


Билли Холидей

Пик славы Холидей пришелся на 1940-е годы, когда она начала выступать в джазовых клубах для смешанной – белой и цветной – аудитории. Однажды, чтобы не разгневать организаторов, слишком бледной для негритянки исполнительнице пришлось затемнять свою кожу специальным гримом.

Этта Джеймс

(Джеймисетта Хоукинс) старательно поддерживала имидж «плохой девчонки» на протяжении всей своей карьеры. При этом ее альбом Tell Mama, выпущенный еще в 1967 году, до сих пор считается лучшим соул-сборником всех времен.


Этта Джеймс

Певица украсила своим выступлением открытие Олимпийских Игр в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Нина Симон

Одаренная и раздираемая внутренними демонами всю жизнь отвоевывала свои права на исполнение интересных ей произведений. Певицу всегда волновала социальная тематика больше, чем правила шоу-бизнеса и меркантильные цели.


Нина Симон

Всемирную известность ей принесла трогательная лирика и одно из самых женственных произведений современности, песня I put a spell on you.

Сара Воэн

Без труда удавалось виртуозно скользить между тремя октавами. Особое удовольствие она получала от тонкой интерпретации песен и вкладываемого в их слова смысла.


Сара Воэн

Воэн принимала участие в самых разноплановых проектах: исполняла сочинения и , работала в оркестрах Джона Керби и Тедди Уилсона.

Дина Вашингтон

Еще будучи школьницей Дина Вашингтон (Рут Ли Джонс) дирижировала церковным госпел-хором. Ее талант не терпел ограничений, он нуждался в постоянном преодолении новых горизонтов.


Дина Вашингтон

Обладая кристально чистой артикуляцией, Дина мастерски воспроизводила любую музыку – от джазовых стандартов до поп-хитов. Критики характеризовали ее репертуар как тонкий и вдумчивый.

Аструд Жилберту

Первая сольная пластинка Аструд Жилберту моментально стала бестселлером благодаря очаровательной своеобразной технике исполнения. Певица снималась в кино, вела собственное телешоу и даже была голосом одной авиакомпании.


Аструд Жилберту

В последнее время Аструд предпочитает самовыражаться не в сольных выступлениях на сцене, а в рисовании и сочинительстве новых композиций.

Натали Коул

Именно отец, знаменитый , заметил в дочери талант и вывел на сцену, когда ей было всего 6 лет. Песни , окрашенные оттенками госпела и ритм-энд-блюза, не раз отмечались самыми престижными музыкальными наградами.

Зрители до сих пор со слезами на глазах вспоминают церемонию «Грэмми», когда Натали спела пронзительным дуэтом с отцом – запись его выступления транслировалась на большом экране.

Дайана Кролл

Родившаяся в 1964 году в канадской провинции в семье музыкантов, «заболела» джазом с раннего детства. Сейчас ее репертуар составляют душевные меланхоличные баллады, выделяющиеся чуть ностальгическим очарованием.

Популярность музыкального стиля "swing" во Франции – в начале 1940-х годов – совпала с модой на большие джазовые оркестры. Однако, во время войны, пожалуй, самый известный французский биг-бэнд Рея Вентуры был вынужден покинуть страну. До конца оккупации Вентура и его музыканты гастролировали в Латинской Америке. Эстрадную жизнь во Франции продолжали другие замечательные джазмены - руководители популярных оркестров. Среди них - Аликс Комбель, Фред Адисон и Рэмон Легран.


Аликс Комбель (Alix Combelle) - один из самых знаменитых французских тенор-саксофонистов. В 1930-40 годы Комбель играл со многими известными музыкантами - тем же Реем Вентурой или гитаристом Джанго Рейнхардтом. В 1944, со своим собственным оркестром, Аликс Комбель записал песенку "Ca se fait pas" - «Так не делается» или «Так не принято». Музыку к этой шуточной композиции он сочинил вместе с известным джазовым композитором Луи Гастэ, а слова написал поэт Франсис Бланш. ("Так не делается", так не принято. А что собственно не принято? Ну, например, ходить в оперу или есть ананасы - это нормально. Но вот есть ананасы в опере как-то не принято. Также спеть вы можете всё, что угодно - или «Аве Марию» или джазовый стандарт. Но вот петь молитву в ритме джаза - согласитесь, так не делается) .

Весьма популярным во Франции 30-40-х годов был джазовый биг-бэнд Фреда Адисона (Frad Adison) . Получив образование пианиста и скрипача, этот музыкант попал под влияние джаза, увлекся ударными инструментами и уже в 18 лет создал свой первый джазовый ансамбль. В начале 1930-х музыканты добрались до Парижа, где оркестр просуществовал почти 30 лет. Его дирижера и руководителя звали на самом деле Альбер Лапейрер. Фред Адисон - это псевдоним, дань американской джазовой моде. Моде, которая захватила молодое поколение французов. Недаром, один из шлягеров оркестра Фреда Адисона носит название "Swing à l"école"(1945) - или "Школьный свинг". (Это шуточный разговор отца с сыном-лентяем и двоечником. На отцовские упреки мальчик отвечает: всё дело в том, что уроки скучны и неинтересны. Зато на переменах мы разучиваем модный танец свинг. И это получше, чем вся грамматика или история Франции. Пусть я не знаю, кто такой Ришелье или Пифагор, пусть я так и не научился играть произведения Шопена. Это всё - такое старьё. Даже младшие школьники знают, что сейчас модно и современно. Это свинговые ритмы!)

Говоря о французских джазовых биг-бэндах 1940-х годов, нельзя не упомянуть оркестр Рэмона Леграна (Raymon Legrand) . Этот блистательный композитор и музыкант, ученик Габриэля Форе, некоторое время был аранжировщиком у Рэя Вентуры. А затем создал собственный оркестр, который аккомпанировал знаменитым певцам Морису Шевалье, Тино Росси, Жоржу Гетари. Основной солисткой джаз-бэнда в 1940 годы стала Ирен де Требер. В её исполнении оркестр записал в 1943 году песню "Au quatrième top". Её название можно перевести как "с четвертым ударом часов", или - точнее - "с четвертым сигналом". Это может быть сигнал точного времени по радио - во Франции их 4, или четвертый удар барабанной палочки, который подает джаз-бэнду знак ко вступлению. ("С четвертым сигналом" нам исполняется 20 лет, с четвертым сигналом наступает весна - можно петь, танцевать и влюбляться. Потому что после четвертого сигнала приходит время счастья, - поет Ирен де Требер в сопровождении оркестра Рэмона Леграна).

Ирен де Требер была не только солисткой оркестра Рэмона Леграна, но и его женой. В 1943 году у них родился сын. Впрочем, всемирная слава досталась вовсе не ему, а другому отпрыску музыканта - знаменитому композитору Мишелю Леграну . Отец и сын были в чем-то очень похожи. Мишеля прославила его музыка, сочиненная для кинематографа: кто же не помнит знаменитый фильм "Шербурские зонтики", целиком состоящий из песенных диалогов? Музыку для кино сочинял и его отец - Рэмон Легран. Оба были виртуозными джазистами и классическими пианистами, выступали со многими выдающимися джазовыми музыкантами. И оба - иногда сами пели на сцене. Песней в исполнении Рэмона Леграна мы завершаем нашу программу. "Oui, si tu me dit oui!" - "Да, если бы ты сказала мне да!". Эту песенку - признание влюбленного дирижера - сочинили известные музыканты Аликс Комбель и Луи Гастэ. Рэмон Легран и его оркестр. 1943 год.

ДС: - Fast Mood, несомненно попытка игры слов от Fast Food. То, что филологи называют «шуткой по слабому признаку». Мишель Порталь – басовый кларнет и Марсьял Солал – фортепьяно. Fast Mood – написана ими вместе. Запись была сделана в Булони в марте 99 года.
Это первый ответ на вопрос Татьяны из Питера, Пат из Риги и Славы из Новосибирска: что нынче из себя представляет французский джаз. Слава, насколько я помню, вы играете на всех мыслимых инструментах, включая и экзотические. Вы спрашиваете про Мишеля Портала не без иронии. Вы пишите, что это может быть и «не совсем джаз». Я бы сказал – «не только джаз».
Мишель Порталь (уроженец Байоны, 35 года рождения, выпускник парижской консерватории) в 69 году играл Карлхайнца Штокхаузена, одного из самых «противоречивых», как пишут критики, «парадоксальных», композиторов ХХ века; творившего и в жанре конкретной музыки, «сериальной» и «алеаторической».
Но Порталь играл и Моцарта, и Брамса, и Шумана, и Берга. При этом он с детства играет (и никогда не переставал играть!) баскский фольклор. Еще одна составная его творчества – варьете. И, наконец, джаз. Вместе с Франсуа Тюске, Бернаром Вите и Санни Мёррэ – он был пионером французского «фри-джаза». Кроме Штокхаузена он играл Булеза, Берио и Кагеля. Он создал группу New Phonic Art, в принципы которой входило и спонтанное творчество. Он адепт свободной, «фри», импровизации и, быть может, самым правильным было бы не причислять его к какой-нибудь категории, а оставить ему вполне почетное звание «музыканта».

ДС: - Solitudes, Одиночества (во множественном числе), Мишеля Портала; в данном случае он играл на кларнете; Марсьял Солал – на фортепьяно. Тот же диск, идущий по категории «джаз», озаглавленный по первой пьеске Fast Mood.
В КАКОЙ степени Порталь нашел выход из акустически великолепного тупика, открытого Трейном, Долфи, Коулменом, Черри и Шеппом, судите сами. Лично мне не хватает температуры, градуса в этой чрезвычайно головной, умозрительной музыке… С Марсьялом Солалом чуть проще.

Марсьял Солал родился в 27 году в Алжире. Он учился фортепьяно с шести лет и влюбился в джаз, прослушав курс лекций саксофониста Лаки Старуея. К 45 году Солал уже играл профессионально. Он выступал на Radio-Alger, а во время армейской службы, которую он проходил в Марокко – на Radio-Rabat. В Париже он поселился в 50 году и вошел в состав оркестра Ноэля Шибу….
Напомню: вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона ваш ДС.

Darn that dream

ДС: - Darn that dream, «Прокляни эту мечту», стандарт Джимми ван Хьюссена и Эдгара де Ланжа. Сольный концерт Марсьяла Солала, записанный в апреле 2005 года в парижской Acoustiс Studio.
Солалу повезло. Он появился на парижской сцене в самые лучшие и плодотворные годы джаза. Он писал музыку для фильмов, аккомпанировал Джанго Рейнхарду, Дону Байюсу, Фатсу Сэди, Лаки Томпсону, Кенни Кларку, Сиднею Бише, Стену Гетцу, Арту Фармеру; он играл в составе Трио с американскими коллегами (Тедди Коттиком и Полем Мосьяном); записывался с Ли Конитцем. Он не избежал моды на большие форматы и сочинил «Концерт для джазового трио и оркестра», а так же «Фантазию для двух оркестров».
Но, возвращаясь к вопросу Татьяны, Пат и Славы, хочу сказать, что для французов подчас мостика между эстрадой и джазовой сценой – не существует:

ДС: - Lucie, Шарль Азнавур и его септет. Диск нашего крунера «JazzNavour» вышел в 98 году….
Шахну́р Вахина́г Азнавурян, которого журнал «Тайм» в том же 98 годом назвал «лучшим эстрадным певцом ХХ века» - автор почти тысячи песен и, несмотря на то, что 22 мая ему исполнится 85 лет, продолжает сочинять и петь, каждый год однако, угрожая почитателем, что они слышат его в последний раз, что на этот раз - это самый последний концерт
Вот он же с удивительно знакомой и часто звучавшей и на другом берегу Атлантики песней «For Me... Formidable»:

For Me... Formidable

ДС: For Me... Formidable, короче: Бонжур, Френки! И – браво, Шарль!
Азанавур две недели назад выступал в монреальском Salle Wilfrid-Pelletier, а на его последнем компакте дуэты с Cелин Дион, Джонни Холидей, Кэрол Кинг и ПлАсидо Доминго.
Однако пора вернуться в мир суровой прозы. Анна из Москвы, которой по душе пришелся Джерри Маллиган с его компактом «Ночные Огни», спрашивает, каким образом Шопен попал под влияние босса-новы? Ответ, наверное, должен начаться вот с этого:

Siciliano
.
ДС: - Siciliano, «Сицилиана» Баха в исполнении Трио пианиста Билли Хиггинса. Чудеснейшая работа всей ритм-группы, но особенно впечатляет контрабасист – Дон Уилнер. Хотя и ударник Джеймс Мартин – на высоте. Про Хиггинса я молчу.
Март 96 года, Флорида. Диск, который в энный раз рекомендую всем: «Эдди Хиггинс – портрет в черно-белом». «Portrait in Black & White».
«Сицилиана» во времена Иогана Себастияна была, как бы нынче сказали, модным размером, форматом: 6 на 8 или 12 на 8; вокальным или инструментальным, близким к пасторали.
Трио Хиггинса вполне отчетливо вводит латиноамериканские мотивы, которые, в случае самой «Сицилианы» оправданы и мавританским присутствием в культуре острова. У Хиггинса же явно слышна Андалузия.
Конечно, вторжение боссы и самбы в джаз было мощным, это был свежий глоток воздуха в эпоху расхождений и перекрестков. Стен Гетц обнаружил на соседнем континенте новую Африку, как и Диззи Гиллеспи – на Кубе.
Вот еще одна, уже чисто бразильская джазовая импровизация. Двух гитаристов: Лауриндо Альмейда и Чарли Бёрда. Сам диск называется «Бразильская душа»… Композиция Бёрда - «Для Джеффа»:

ДС: - For Jeff, Чарли Берда, гитара. Его дует с бразильским гитаристом Лауриндо Альмейда.
Латиноамериканские, иберийские и чисто бразильские тенденции в джазе появились в 70х годах прошлого века, но форма их часто принимала более масштабные размеры. Спасибо Анне Кривошеевой за уточнения и ссылки, подтверждающие, что Габриель и Джованни Мирабасси – братья. Вот еще пьеска, как говорят французы, вполне «латинос»…

Blues For Pablo

ДС: - Blues For Pablo, Гила Эванса. Большой оркестр Эванса с Майлзом Дейвисом на трубе. Программный диск Гила и Майлза – «Miles Ahead», август 57 года…
Анатолий Михалков из города Чусовой, что в Пермской области, компьютерщик по профессии и любитель джазовой музыки, интересуется трубачом Роем Харгроувом, которого он недавно услышал по каналу «Меццо». Несколько слов о самом Рое после композиции Ирвина Уелдона Mr. Clean:

ДС: Mr. Clean, «Чистюля» - Ирвина Уелдона. Квинтет Роя Харгроува: Рой труба; Джастин Робинсон – альт-саксофон; Джеральд Клейтон – рояль; Дэнтон Боллер –контрабас и Монтез Коулмен – ударные. Запись 2008 года.
Рой Харгроув принадлежит, смешно сказать, к пост-марсалевскому поколению трубачей. В буквальном смысле (Рою исполнится 40 в этом году) Марсалис и вытащил подростка Харгроува из не очень плотной школьной неизвестности. То есть я хочу сказать, что талант Роя все равно бы вышвырнул его на авансцену джаза, но Уинтон Марсалис помог ему начать выступать и записываться в юные годы. Свой собственный первый диск Харгроув выпустил в 20 лет… Он играл с такими корифеями джаза, как Джо Хендерсон, Стенли Таррентайн, Джонни Гриффин, Джошуа Редмен (это УЖЕ поколения Марсалиса) и с братом Уинтона – отличным саксофонистом – Бренфордом.
Вот, кстати и ответ на часто повторяющийся вопрос: существуют ли «семейные джазовые кланы»?
Факты: отец Марсалис – пианист, Уинтон – трубач, его брат – саксофонист. Или, пересечем Атлантику: Мишель Петручиани – пианист; отец Тони – гитарист и брат – Луи – контрабасист.
А раз мы уж вспомнили Петруча, как все его звали, вот на прощание это великолепное Трио: Тони, Мишель и Луи… Тема Теллониуса Монка - Straight no chaser:

Straight no chaser

ДС: - Straight no chaser, название композиции Монка бывшее не раз и не два проблемой перевода для многих моих коллег.
Сhaser – это тот самый графин с водой, который разъезжает по оцинкованной стойке бара, дабы было чем разбавить, если кто-либо пожелает, бурбон, виски или, как во Франции – перно…
Так что «Чистого, не разбавляя…» - вот идея Монка.
Тони, Мишель и Луи Петручиани с одноименного диска 95 года.
За сим должен признаться, что я смог ответить лишь на малую толику ваших вопросов и выполнить лишь часть ваших запросов. Что автоматически предполагает, что – продолжение следует!
Вы найдете «Время Джаза» в подкасте на сайте радиостанции svobodanews.ru. До следующей недели, всех вам благ, чао, бай-бай!




Top