Леонид тишков как стать гениальным художником. Об общении с предметом

Мечтаете стать знаменитым художником? Вундеркинд Джон Миллес, основавший движение прерафаэлитов, завоевал серебряную медаль "Общества искусств" в 9 лет. Пабло Пикассо, основатель кубизма, так же был признан гением в ранние годы. Даже сегодня такие молодые дарования, как Крамарик, признаются гениальными. Так что, если вы одарены, вы тоже можете сделать так, что ваше имя войдет в историю. Готовы узнать, как это сделать? Читайте статью!

Шаги

Ваши навыки

    Практика. Вдохновение, это, безусловно, замечательно. Но без технической подготовки вы не сможете изобразить то, что видите. Не важно, какую технику исполнения вы выбираете, если вы не практикуетесь - ничего толкового не выйдет.

    Работайте с тем, что вам нравится. Выберите тему, которая вам близка и которую вы сможете хорошо изобразить.

    • Начните с натюрмортов или рисования по своим фотографиям или фотографиям, найденных в интернете. Рисуйте один и тот же сюжет снова и снова, используя разные материалы - краски, карандаши, ручки; используя разные стили - реализм, кубизм и т.д.
    • Рисуйте геометрические примитивы - шар, куб, а также более усложненные фигуры - розы, стеклянные стаканы или блестящий металлический шар. Постарайтесь передать качества предмета, который вы рисуете: отражения, блики, темные и светлые пятна. Такие задания помогут вам развить навык рисования в общем.
    • Практикуйте рисование по времени. Выберите объект, который будете рисовать, и поставьте таймер на 2 - 3 минуты. Как только истечет время - прекратите рисование, даже если вы еще не дорисовали.
    • Поставьте таймер еще раз и снова рисуйте. 10 подходов по 3 минуты дадут вам больше опыта, нежели 2-х часовое детальное рисование.
  1. Используйте различные средства рисования. Начните рисовать карандашом, потом попробуйте уголь, пастель, цветные карандаши, ручки, маркеры - все, чем вам может быть интересно рисовать. Не бойтесь пробовать новые инструменты и техники.

    • Инструменты и материалы можно приобрести не только в художественном магазине, но и онлайн. Некоторые онлайн магазины высылают шаблоны перед тем, как вы приобретаете дорогостоящий материал или инструмент, что бы вы сперва опробовали товар перед его покупкой.
    • Это дает вам шанс опробовать материал, прежде чем покупать его. Попробуйте материалы от нескольких производителей, потому что они могут очень отличаться по качеству, цвету и т.д.
  2. Попросите родных и друзей покритиковать ваши работы. Объясните, что вам очень важно получить объективную критику, не основанную на том, что вас любят и не хотят обидеть. Если им действительно нравится - вы молодец. Если им не нравится - вы все еще на правильном пути: если люди говорят, что у вас хорошая техника, но не проработан сам объект - это ваша возможность совершенствоваться.

    • Не смущайтесь и не бойтесь быть раскритикованным, особенно если сам критик не заинтересован в том, чтобы вы стали художником.
  3. Расширяйте свой кругозор. Просите критики у тех, кто рисует лучше вас. Познакомьтесь в интернете с художниками, чьими работами вы восхищаетесь. Спросите их мнение насчет ваших работ. Вскоре вы выясните, что опытные художники рады помогать начинающим художникам и с радостью делятся своим опытом.

    • Делитесь с начинающими тем, что уже узнали сами. Вы будете узнавать новое каждый раз, когда будете кому-то объяснять. К тому же, учителя часто учатся у учеников.
  4. Научитесь искусно принимать комплименты. Если ваши родные обожают абсолютно все, что вы рисуете, а ваша мама завесила вашими рисунками весь дом, думая, что вы следующий Пикассо - расслабьтесь и сочтите это за поддержку.

    • Чем больше вы углубляетесь в искусство, тем легче людям делать вам комплименты и называть вас талантливым.
    • Иногда, комплименты могут быть критикой, и именно такие комплименты очень ценны! Если художник, которым вы восхищаетесь, делает вам такой комплимент: "Мне очень нравятся цвета", это может означать, что вас можно похвалить только за цвета в этой работе, а остальное вышло "не очень".
  5. Развивайте свой собственный отличительный стиль. Для этого рисуйте ваши любимые сюжеты в технике, которая вам наиболее близка, и которой пользуется художник, который вам нравится. Чем больше вы будете учиться какой-либо технике, тем больше вы будете понимать свои пристрастия и тем больше будет формироваться ваш собственный стиль.

    • Иметь собственный стиль - значит рисовать вашими любимыми инструментами и уделять внимание любимым сюжетам.
    • Вы станете специалистом на определенном этапе. Овладение сюжетом и средствами приходит позже, когда вы уже не будете особо долго думать о том, что и чем рисовать. Это результат практики.
  6. Рисуйте много. Чтобы ваши работы попали в галерею, вам нужно портфолио с десятками работ, у которых должно быть что-то общее (например, стиль, размер или сюжет), но, в то же время, они должны быть.

    • Ваша работа должна быть доступна в разных форматах, чтобы не возникало никаких затруднений в общении с владельцами галерей или заказчиками.

    Продвигайте себя

    1. Публикуйте свои работы. Самый верный способ стать знаменитым - это заявить о себе. 21 век позволяет вам создавать онлайн-портфолио, редактировать работы - пользуйтесь этим преимуществом. Очень важно использовать все, что в вашем расположении, чтобы построить свою репутацию.

    2. Участвуйте в конкурсах. Начните с конкурсов студенческого уровня и небольших местных конкурсов.

      • Проводите воркшопы (семинары). Это не только прославит вас, но и покажет, что вы мастер своего дела.
      • Совершенствуйте свои умения, пока не попадете на более серьезный, национальный, международный конкурс.
      • Принимайте участие в конкурсах с судейством. Попасть на такой конкурс - большое достижение, это будет выгодно смотреться в вашем резюме. Если вы участвовали во многих таких конкурсах, то в резюме указывайте только самые значимые.
    3. Найдите надежного агента. Узнайте информацию об агентствах, свяжитесь с их клиентами и узнайте их мнение об агентстве. Агенты будут продвигать вас и ваши работы. Убедитесь, что ваш агент компетентен и у него есть база контактов.

      • Вы также можете работать с юристом, который специализируется на искусстве. Например, агент может не разбираться в законодательстве и праве, поскольку его работа - это продвижение. А юрист знает все, что связано с правом, и может быть вам полезен.
    4. Рисуйте на волнующие вас темы. Если вы рисуете на безразличную для вас тему - это будет заметно в ваших работах. Многие художники немного зацикливаются на выбранной теме, будь то натюрморт с фруктами или модель.

      • Если вам нравится выражать агрессию или негативные эмоции, познакомьтесь с художниками, уже работавшими в этой стилистике. Если вам нравится абстракция, изучите этот стиль. В каждом стиле есть своя техника, и этот не исключение. Нельзя любой мазок по бумаге назвать искусством.
      • Если вам нравится природа, приобретите переносной мольберт и рисуйте на "пленере" (на природе) свои любимые пейзажи.
      • Какой бы ни была ваша страсть к рисованию, постарайтесь запечатлеть ее на холсте.
    5. Развивайтесь, как художник. Быть художником значит совершенствоваться всю жизнь. Когда вы достигнете того уровня, к которому стремились, к признанию, деньгам и славе, вам все равно будет хотеться чего-то большего.

      • Продолжайте изучать и открывать новое. Даже если вы уже стали знаменитым - думайте о будущем и стремитесь к новым целям.
      • По мере того, как развивается ваш талант и стиль, картины, написанные в позднем периоде, становятся более значимыми. Коллекционерам будет интересен весь ваш жизненный путь. Более того, даже те рисунки, которые вы рисовали в детстве, тоже станут ценными (те, что ваша мама развешивала по квартире), так что храните все.
      • Убедитесь в том, что вы хотите стать знаменитым. Слава - это не всегда только веселье и удовольствие, поэтому решите, насколько знаменитым вы хотите. Успешный художник может иметь хорошую прибыль, не будучи всемирно известным. Быть самым лучшим художником в школе или в сообществе - это тоже слава. Слава - это когда другим людям, которых вы не знаете, нравится то, что вы делаете. Сколько вам нужно таких людей, чтобы вы были довольны, это ваш выбор.
      • Наслаждайтесь искусством. По мере того, как вы будете рисовать все лучше, вы будете по-другому смотреть на мир. Если вы будете искать прекрасное, вы найдете это в самых неожиданных, странных и даже уродливых вещах: блеск разбитого на тротуаре стекла, закрученная травинка или даже улыбка непривлекательной старухи, которая становиться в миг прекрасной, потому что вы ее так видите.
      • Когда вы учитесь ценить и наслаждаться работами других художников, вы поймете, что то, что вы делаете, так же приносит другим удовольствие и наслаждение. Вы будете искать невидимые сокровища мира, даже абстрактные полотна будут вам понятны в смысле, что они выражают (любовь, наслаждение, злость), и они помогут вам справляться с собственными эмоциями.
      • Не забывайте о своей личной жизни и берегите ее, если слава вторглась в вашу зону комфорта. То, чем интересуются ваши фанаты - это ваши работы и какая-то информация о вашей жизни. Вам придется говорить, почему вы любите рисовать, что вы делаете и т.д. Для биографии достаточно информации о месте рождении, упоминании семьи и домашних животных. Не обязательно всем знать, что вы ели на завтрак, какие ботинки вам нравятся больше всего и т.д..
      • Цените свою работу. Радуйтесь, что вы умеете рисовать, потому что талант дан не каждому. Научиться рисовать могут многие, особенно в детском возрасте, когда информация усваивается легко и быстро.
      • Пока вы будете учиться рисовать, вы изменитесь как человек. Вы будете использовать ту часть мозга, которую другие привыкли игнорировать. Вы сможете развить интуицию и креативность в других сферах жизнедеятельности. Также вы можете стать более экспрессивным и начать хорошо ориентироваться визуально. Понимание цвета повлияет на выбор одежды, и вы будете лучше выглядеть. Большинство таких изменений позитивны.
      • Чем больше вы будете учиться любить прекрасное, тем лучшим художником вы будете становиться, а это будет влиять на ваш вкус в целом. Вы будете лучше чувствовать вкус вина, вкус еды, многочасовую прогулку по утренней росе, чтобы за 15 минут зарисовать красоту - вы будете наслаждаться этим. Ваше путешествие - это награда.

      Предупреждения

      • Никогда не платите агенту наперед. Если он не продвинул вашу работу - он не заслужил денег. Если они просят о предоплате - это знак того, что им нельзя доверять. Кроме того, если агент слишком хорош, что бы быть настоящим, пророчит вам славу и называет вас новым Пикассо - уходите от него: он слишком хорош, что бы быть настоящим.
      • Верьте в себя. Вы будете менять свою идентичность по мере того, как вы будете чувствовать себя художником. Некоторые люди будут злиться, не будут ценить ваши работы, будут называть их недостойными, а вас - лентяем и мошенником. Не дайте им сломать себя!
      • Изменение себя может быть пугающим. Когда непонятные чувства захватывают вас, вы можете взять краску и с ее помощью преодолеть все страхи.
      • Отношения с вашим романтическим партнером могут стать нестабильны, если партнер будет ревновать к времени, которое вы посвящаете искусству. Это может стать неразрешенным конфликтом. Постарайтесь быть терпеливы, а если это не сработает - найдите того, кто сможет принять вас и ваше увлечение искусством.
      • Наихудший вариант славы, которая разрушит вашу жизнь - это дурная слава: слава алкоголика, наркомана или избалованной звезды.

Леонид Тишков «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта»

Она о том, как стать художником. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта! Вот это дело! Как это возможно – стать художником, тем более гениальным. Самое большое заблуждение – что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное Я и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без перерыва, работать на свой талант, как Мичурин выращивал яблоко размером с арбуз. И вырастил его. Потому что был уверен в своем яблоке. И, конечно, само яблоко было уверено в своем Мичурине.

Как стать человеком творящим? Если понять, что жизнь – это творчество, что каждое мгновение освещено энергией творения, тогда осознание этого приведет к пробуждению твоего таланта, а потом и гениальности. Как когда-то в детстве, тебе все будет по силам – и рисовать, и петь, и танцевать, создавать свой мир, все было тогда возможно – даже летать!»

Тишков не будет вам врать. Мотивационные спикеры убеждают, что каждый может стать миллионером. Не может. Потому что не каждому это дано. Вот талант, пусть всего капля – есть в каждом. Так что заголовок книги лукавит, совсем немного, но в духе хитрых маркетологов. Они, желая продать книгу всем, убеждают в том, что творить можно и без таланта: все так делают, многие даже преуспевают. Не обязательно раскрытие таланта равняется финансовому благополучию, но богаче человек становится однозначно. Только немного иначе. Не так, как у мотивационных спикеров и консультантов топ-менеджеров.

Сегодня работы Леонида можно увидеть в Третьяковке, Нью-Йоркском и Московском музеях современного искусства, его знают во всём мире. Жажда творчества захватила Тишкова в школьные годы. Он жил в маленьком уральском городке Нижние Серги, где градообразующим предприятием был металлургический завод, построенный ещё при горнозаводчике Демидове. Весьма далёкое от желания творить место. Леонид хотел нарисовать место своего рождения, горы и леса, окружающие городок. Он очень хотел научиться рисовать, потому нещадно копировал все изображения, какие ему нравились, покрывая поля и обложки школьных тетрадей косыми и кривыми рисунками. Его друг Миша умел рисовать куда лучше: как-то на куске линолеума со старой школьной доски он сам вырезал ножом гравюру со скачущим на коне индейцем и подарил другу Лёне на день рождения. До сих пор Тишкова поражает то, с каким искусством выполнено изображение – руками школьника, чей талант никто специально не развивал, в художественные школы не водил.

В те времена заявить родителям, что не хочешь поступать после школы в медицинский, а стать художником, было очень и очень непредусмотрительно. Худодник – это не профессия. Совершенно верно: это – призвание. Если хочешь стать им только ради денег, лучше не губить талант. Если тянет творить не ради прибыли и славы, а просто ощущаешь, что иначе не можешь, тогда притяжение искусства найдёт повсюду. Об этом притяжении Леонид Тишков и рассказывает, и его книга – это не совсем учебник по развитию художественных навыков. Это и не биография художника, который не находил в себе особого таланта, но нашёл достаточно смелости, чтобы не бросить и воплощать в жизнь любую творческую идею, какая приходила в голову, без деления на удачную и провальную. Это и то, и другое. Книга о том, кто не побоялся, хоть и понимал, что не стать ему гениальным художником. Школьный друг Миша, кстати, предпочёл послушать отца: не захотел обрекать свою будущую семью на страдания, потому стал военным картографом. Не сделал первый шаг, а он весьма важен. После него настаёт время других вопросов. Зачем быть художником, например, как развивать воображение, какую выбрать бумагу для творческих идей, какие карандаши и краски, как рисовать каждый день и пробовать рисовать всё более сложные предметы, понятия и образы. Сначала скажите себе «да». Всё остальное – потом.

Приобрести: bookvoed.ru/book?id=7349990&utm_source=vkontakte&utm_medium=social&utm_campaign=vkontakte

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Бесталанных людей нет, их просто не существует! В этом на все 100% уверен автор новой книги «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта».

Литературная работа художника призвана пробудить скрытый талант каждого читателя. Тишков убеждён, что в любом человеке, не зависимо от его образа жизни и окружающей среды, скрыты способности творить. И не просто творить, а создавать настоящие шедевры.

Книга российского художника - уникальна, ведь пропитана личными историями своего автора. Леонид доносит свои мысли достаточно просто, но при этом пробирается в самую глубь души читателя, заставляет задуматься, пересмотреть взгляды на жизнь. Тишков призывает не хоронить заживо свои творческие способности, ведь, по его мнению, многим лишь кажется что их нет, а на самом деле талант каждого просто ждёт когда на него обратят внимание.

Стиль общения автора не совсем стандартный. С одной стороны он обращается к читателю достаточно дружелюбно, но с другой стороны Леонид требует от него полной отдачи, призывает действовать прямо сейчас. Знаток искусства настаивает, что нельзя откладывать ни минуты, если принято решение стать талантливым, то нужно им становиться в эту же секунду и нет никаких отговорок. Осознать свою уникальность, поверить в свои силы и действовать - вот к чему призывает автор нового издания.

Эта книга незаменима для тех, кто грезит стать художником, или пока боится даже мечтать об этом, но без рисования свою жизнь не представляет. В ней собран многолетний опыт не только самого автора, разнообразные фото его жизни и работ, но и многих величайших деятелей искусства всех времен и народов. Плюс ко всему книга Тишкова - это кладезь новых идей для начинающих художников или тех, кто опустошил свой запас фантазии.

А если смотреть более обширно, «Как стать гениальным художником…» — книга не только для художников. Она касается каждого, кто по каким-то причинам перестал верить в себя, в свою индивидуальность, в свой талант.

Работа Тишкова - это настоящее пособие по жизни для каждого человека, которое поможет ему разобраться в себе и проявить свои уникальные способности здесь и сейчас, не смотря ни на что. Вдохновение, мотивация и дружеская поддержка автора - три пункта, на которые может рассчитывать каждый, кто решил прочитать эту книгу.

«В этой книге один из ведущих российских художников Леонид Тишков рассказывает читателям, как раскрыть и развить внутреннего гения, который есть в каждом.»

Леонид Тишков на съемках видеофильма «Снежный ангел – 2» в Алморе, Гималаи, Индия, 1999.

В оформлении обложки использованы шрифты Red Ring и Red Square студии Letterhead. Текстовая композиция – Юрий Гордон

На обложке: Частная луна в Новой Зеландии. У подножия вулкана Ронгитото. Фотография Леонида Тишкова и Маркуса Вильямса, 2010.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2015, Леонид Тишков

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

Посвящаю эту книгу моей маме Раисе Александровне, уральской учительнице, создавшей Вязаника, голландскому художнику Басу Яну Адеру, исчезнувшему в Атлантическом океане в поисках чуда, и всем-всем художникам-мечтателям нашей прекрасной Земли

Поэт на взморье. Бумага, тушь, 1976.

О чем будет эта книга? Про что и про кого? Она будет про искусство, про жизнь и творчество и человека в эпицентре этих трех солнц.

Она о том, как стать художником. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта! Вот это дело! Как это возможно – стать художником, тем более гениальным.

Самое большое заблуждение – что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное «я» и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без перерыва, работать на свой талант, как Мичурин выращивал яблоко размером с арбуз. И вырастил его. Потому что был уверен в своем яблоке. И, конечно, само яблоко было уверено в своем Мичурине.

Как стать человеком творящим? Если понять, что жизнь – это творчество, что каждое мгновение освещено энергией творения, тогда осознание этого приведет к пробуждению твоего таланта, а потом и гениальности. Как когда-то в детстве, тебе все будет по силам – и рисовать, и петь, и танцевать, создавать свой мир, все было тогда возможно – даже летать!

Что же такое творчество? Творчество – это смысл жизни. Это сама жизнь. И человек, который приходит к творчеству, а именно к художественному творчеству, непременно становится художником. Я буду говорить как художник, посвятивший свою жизнь изобразительному искусству.

Художник создает новые миры посредством всевозможных приспособлений: его волшебная палочка – кисть, холст, бумага, карандаш, инсталляция, видео, объекты, скульптура… Все, что мы можем изобразить и прежде всего увидеть глазами, можно отнести к миру искусства.

Существо, в котором пробуждается художник, начинает понимать, как этот мир устроен, какой он удивительный и разнообразный. Ты читаешь книги, рассматриваешь репродукции, идешь в музей – и тебе хочется самому создавать что-то подобное, что создавали другие художники. Ты не находишь себе места, ты бродишь туда-сюда, в тебе вырастает неодолимая потребность творчества. Поиск устойчивой точки на земле, своей оси, на которой завертится мир, – это поиск творческого «я», поиск основного канала, по которому помчится поток энергии, созидающий художника.

Состояние предтворчества – такое состояние, когда ты вдруг почувствовал, что в твоей душе появляется росток. Любой из нас это когда-нибудь испытывал. Иной дал возможность этому ростку развиться, а некоторые его засушили.

Вот ситуация: человек окончил школу, пошел в институт, учился, например, в электромеханическом институте, потом стал работать на заводе. Но неумолимо все время его тянуло куда-то в другую сторону: в сторону фантазии, сказки. Чего-то ему не хватало, чтобы ощутить эту жизнь во всей полноте. Мир казался ему не то чтобы скучным, а недовоплощенным.

Иногда во сне у него получалось на мгновение ухватить фрагменты волшебного мира. Или вдруг он открывал книгу, читал ее, и ему казалось, что об этом можно было бы по-другому рассказать. Казалось, что книга, которую он бы хотел прочесть, существует, но ее нигде нет. Или: он смотрел на картину, и ему представлялась другая картина, которой нет на этой выставке, а она могла бы быть написана.

Это первый звоночек того, что человек ступил на путь художника. К нему надо обязательно прислушаться. Но чтобы зашагать по этому пути – должна быть у него большая отвага. Бесстрашие. Если человек решил стать художником, то он должен преодолеть в себе трусость не быть им.

В чем заключается эта отвага? В том, что творец – существо внутри мира, а не со стороны. Творческий человек отважно входит в центр мира, в его руке лампа, он поднимает ее над головой и стоит в круге своего собственного света.

И начинает рассказывать – прежде всего о себе: что он хотел бы увидеть в этом мире. И все окружают его, смотрят и удивляются.

Почему искусство интересует людей? Потому что художник проявляет невидимое, делает реальными картины, возникающие в их воображении.

Вот основная причина интереса к творческому человеку. Почему люди ходят на выставки, почему читают книги? Там они видят самих себя, иногда даже не подозревая об этом.

Диагональное движение. Холст, масло, 1986.

Первый шаг

Желание стать художником обрушилось на меня в детстве. Назовем пока это желание талантом, поскольку больше ничего, кроме жажды творчества, у меня не было. Мне так хотелось изобразить место, где я родился, Уральские горы и леса, которые его окружали.

Это был маленький старинный городок Нижние Серги, построенный вместе с металлургическим заводом еще при горнозаводчике Демидове. Мой деревянный дом стоял под невысокой горой Кукан на берегу большого искусственного пруда, созданного деревянной плотиной, перегородившей горную речушку, на улице Нудовской. Дед был мастером на заводе, а родители – учителями. Поэтому у меня дома водились книги. Все они вмещались на этажерку. И среди них детская энциклопедия – десять желтых томов, полных картинок и важных сведений о мире.

Мир вокруг удивлял меня своей странностью, загадочностью и красотой. Сидишь на самой маковке горы Кукан, смотришь на пруд, подковой огибающий горы, а в нем отражаются огромные облака, проплывающие прямо над головой. На середине пруда – лодочка, будто пустая скорлупка семечки, а в ней – рыбак с удочками. Кто – не различишь, наверное, какой-то мои родственник или сосед. Маленький, уютный был городок, сплошная родня населяла его.

Лежал я отрешенно в колокольчиках и траве, смотрел в глубокое, как пруд, небо. И уже не понимал, где отражения, а где настоящие облака. Не понимал, что я делаю здесь, на земле. Для чего я родился, зачем?

Птицы-цветы. Рисунок из блокнота. Бумага, рапидограф, 1983.

Только рисование каким-то образом примиряло меня с реальностью. Я старался изобразить все, что окружало меня и что чудилось, на бумаге. Рука моя все время что-то чиркала, рисовала; все школьные тетради, учебники были изрисованы моими каракулями.

Хотелось рисовать умело и правильно – как в жизни. Будучи натуральным, законченным самоучкой, я постоянно листал альбомы в библиотеке, куда ходил два раза в неделю с авоськой, полной книг. Внимательно изучал репродукции картин настоящих художников, таких как Репин или Шишкин, Леонардо да Винчи и Боттичелли. «Живых» картин я не видел: в Нижних Сергах не было ни Третьяковской галереи, ни Лувра, ни Эрмитажа. Есть у писателя Виктора Голявкина повесть «Арфа и бокс» – про то, как один парень превратился в художника: как в нем вдруг засияли и взорвались цвета, загорелось желание измалевать все стены в доме и сам дом. Он купил краски, он начал рисовать и не мог остановиться. Он даже сам не знал, что он рисует и что им движет в этот момент. И мне тогда очень хотелось научиться рисовать. Но я не верил, что я художник.

Дорога по облакам, в бесконечность

Леонид Тишков. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта. - М.: Гаятри, 2007.

Нет ничего более художественного, чем любить людей.

Винсент Ван Гог

Многие - и не без оснований - обвиняют современное искусство в рассудочности, холодности, отсутствии эмоций. На выставке Moscow Breakthrough (“Московский прорыв”), проходившей в Лондоне осенью 2005 года, две работы выделялись именно пронзительной эмоциональностью (равно как и замечательной творческой фантазией и мастерством исполнения). Одна называлась “Частная луна”, другая - “Сольвейг”, и обе принадлежали одному художнику - Леониду Тишкову (“Луна” - в соавторстве с фотографом Борисом Бендиковым). Я ходила по выставке, смотрела работы других авторов, а потом снова вернулась к “Частной луне” и “Сольвейг” - они меня, что называется, зацепили. Поэтому, когда я увидела в книжном магазине обложку со знакомой фотографией - художник сидит у постели простудившейся луны, которую он бережно укутал одеялом и потчует яблоками, я ее немедленно и без тени сомнения купила, тем более что заглавие было заманчивое - “Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта”.

Книгу я прочла дважды (пока). Первый раз - запоем, как роман с увлекательной интригой. Второй раз - медленно, по одной главке на ночь, как сборник афоризмов и мудрых мыслей, как замечательное пособие по обретению веры в себя, в свои творческие силы, в свою уникальность и неповторимость.

У Тишкова редкий дар - ему удалось органично сплавить в одной книге несколько жанров - мемуары, эссе о художниках, почти практическое руководство по разным художественным стилям и приемам, философские притчи. Жанры плавно перетекают один в другой, и читается книга с легкостью, которая должна быть примером и целью для всех авторов, пишущих об искусстве.

Леонид Тишков рассказывает историю о том, как маленький мальчик из уральского поселка Нижние Серги мечтал стать художником и как мечта его стала реальностью. История кажется надуманной, невероятной - но это жизненная история самого Тишкова. Взрослые не одобряли его желания стать художником, и он выучился на врача. Но от своего призвания не убежишь, и без пяти минут врач Тишков начинает карьеру карикатуриста, потом книжного графика, и в итоге медицина заброшена, и спустя несколько лет Тишкова принимают в Союз художников. Он с улыбкой вспоминает о том, как в графе “Какой художественный вуз Вы закончили” он написал “1-й ММС”, а на вопросы о том, что это за вуз, загадочно отвечал: “Есть такой художественный институт, вы не знаете…”.

“Смех расширяет сознание”, - считает автор. Давайте ему поверим. Может быть, именно потому, что он начинал с самого “смешливого” жанра - карикатуры, - его сознание не зашорено, оно открыто любой сумасшедшей идее, любому художественному образу.

Тишков делится с читателями тем, как рождаются в голове художника новые образы, и эти рассказы завораживают. Чего стоит, например, история про Водолазов, или про Даблоидов. А история про Снежного Ангела и полет с Аннапурны! А рассказы о книгах, которые Тишков - нет, не иллюстрировал - творил: “Война с саламандрами”, “Двенадцать стульев”, “Охота на Снарка”; книги эти давно стали библиографической редкостью и украшением коллекций многих ведущих музеев.

Надо сказать, что художники крайне редко в состоянии объяснить, что они хотели сказать своим творчеством, почему они работают в такой, а не иной манере, откуда пришел к ним тот или иной образ. Тишков обладает уникальным даром самоанализа, он умеет без занудства раскрыть читателю свои творческие секреты. Часто они весьма практичны. Вот, например, полезный творческий совет: молодые ростки травы следует писать тонкой кисточкой, чтобы подчеркнуть ее свежесть и хрупкость. А камни следует рисовать густой тушью, толсто и жирно, чтобы показать, какие они тяжелые. Или вот еще: хочешь нарисовать слона - возьми маленький листок бумаги, и слон будет казаться огромным. “А лыжника лучше рисовать на большом листе, и тогда будут видны его растерянность и одиночество на белом поле”.

Совет про слона - на самом деле поучительный рассказ о том, как бездумно купленная бумага огромного размера подсказала идею одной из самых интересных его серий. Это были не просто рисунки слонов, а истории про ЖВХ - живущих в хоботе; и так как это были истории, Тишков снабдил рисунки подписями, создав свой собственный каллиграфический стиль. Буквы в этом стиле расползались вкривь и вкось и вызвали негодование известного каллиграфа Евгения Ганнушкина. Но он быстро успокоился, услышав объяснение автора: “Знаете, это написал не художник, а живущий в хоботе. У него не совсем получается, у него руки-то в хоботе, он в зубы взял кисточку и стал писать”. Для Ганнушкина это прозвучало убедительно; убедительно звучит и для читателей, хотя вряд ли художник отдавал себе в этом отчет, когда выводил на огромном листе бумаги косые и кривые буквы.

Важный совет - развивать воображение и фантазию. Не могу удержаться и не привести целиком цитату из книги. “Матрос прогуливается по берегу моря. Волны, волны, волны ходят по морю туда-сюда. Мы представляем, что волны живые, но какая тут фантазия? Волны действительно живые. А если так? Одна волна выпрыгнула из моря и босыми ножками пошла по песку. Матрос тут же подскочил, познакомился с этой волной. И они начинают танцевать! Рядом с ними нарисуем для убедительности заводной граммофон…” Заметим, что для обычного человека допущение, что волны живые, - это уже фантазия. А для художника - “какая же тут фантазия? Волны действительно живые”. Может быть, секрет искусства - в том, что считать фантазией? Фантазия художника на порядок фантастичнее, наверное…

Не менее важен совет развивать свое, особое видение мира, ибо “настоящий художник всегда множит мир в его великолепии, но не повторяет его. У каждого художника свой взгляд на мир, и этот взгляд сам становится частью мира, обогащая его, как стали частью мира пейзажи Левитана, над-реальные работы Дали, инсталляции Кабакова. “Откуда возникает такой необыкновенный взгляд? Он вырастает, как цветок, в бутоне которого расцветает глаз, а корни этого цветка распространяются вокруг сердца… Это внутренний взгляд, минующий простое считывание изображения на сетчатку глаза. Он состоит из сопереживания художника тому, что он видит, интуитивного чувствования предмета или события. И потом, когда он переносит, что он узрел внутренним оком, на холст, бумагу, воплощает в глине или объекте, это видим и мы”.

Попутно Леонид Тишков рассказывает массу увлекательных историй про самых разных художников - древних японцев и китайцев, европейских мастеров эпохи Возрождения и Просвещения, великих мастеров ХIX и ХХ веков, наших современников - все занимательно, увлекательно и поучительно, с огромным уважением и любовью к своим персонажам.

Но самое удивительное и трогательное в книге - это доверительное общение с читателем. Автор обращается к нему на “ты”, как к давнему другу, и на каждой странице взывает: не погуби свой талант, не зарывай его в землю! Не бойся своего таланта, не отказывайся от него! Найди свой стиль, открой свое неповторимое “Я”, поверь в себя!

Свой собственный стиль Леонид Тишков определяет как “поиски стиля”. То он строит инсталляции из макарон, то вяжет своих героев из цветных тряпочек, то из обычной соли создает снег и северное сияние, то зазывает луну в гости, и она удобно устраивается у него на балконе, на зависть соседям… Выдумщик Тишков дает жизнь всему, к чему прикасается волшебная палочка его воображения. Взгляд на мир у него, как у ребенка, - открытый, светлый, готовый удивляться и удивлять. Он так творит как художник, он так пишет как литератор.

Завершает книгу “одобряющий совет: перестать принимать что-либо как само собой разумеющееся. С любопытством взглянуть на себя - на очень странное, наполненное чудесами, драгоценное существо. И точно таким же взглядом окинуть знакомых и незнакомых прохожих”.

Мне очень хочется верить, что хотя бы один из тех, кто прочел или прочтет книгу Леонида Тишкова, сумеет последовать его совету. И тогда в мире появится еще один гениальный художник.




Top