Лувр галерея. Лувр, Париж — подробная информация о музее с фото и видео

Лувр

Лувр - это самый посещаемый музей мирового искусства. Один из самых больших музеев мира с самой ценной коллекцией произведений. Музей расположен в историческом центре Парижа, в бывшей резиденции королей Франции - дворец Лувр (фр. palais du Louvre). После французской революции, дворец был открыт для посещений (10 августа 1793 г.), фактически став музеем. В Лувре собраны экспонаты различных эпох со всего мира, которые сформированы по отдельным тематическим коллекциям: цивилизации древнего востока, древний Египет, античность (древняя Греция, Этрурия, Рим), скульптура, изобразительное искуство и живопись , графическое искусство, прикладное искусство, искусство исламского востока (создан в 2003 г.).

Изобразительное искусство представлено в Лувре одной из ценнейших коллекций (более 6000 картин). Они сформированы по периодам от Средневековья до середины 19 века. В коллекции картин Лувра находятся только произведения, созданные до 1848 года. Пополнение коллекции новыми произведениями так же ограничены этой датой. Это формат музея. Художественные произведения, созданные после 1848 года, были переданы в Музей Орсе (расположен на противоположном берегу Сены, напротив Лувра) в 1986 году. Экспозиция Орсе была создана из
собраний европейской живописи с 1849 по 1910 годы. А все произведения современного искусства (после 1910 года) переданы в Французский Государственный музей современного искусства (Жоржа Помпиду).

с 1985 по 1989 годы в Лувре проводится реорганизация и реконструкция, в результате которой во дворе Лувра построена Стеклянная пирамида (служит главным входом в музей). Строительство пирамиды подвергалось резкой критике и вызвало множество споров. Но в настоящее время, пирамида Лувра уже стала одним из символов Парижа.

Официальный сайт Лувра

Постоянные штурмы Лувра требовали продолжения бесконечной реставрации дворца. К концу 1880-х годов Лувр составляет единый дворцовый комплекс. Остатки дворца Тюильри разобраны (сейчас это такое необычно пустое место с лужайкой) и Лувр приобретает окончательный вид, который мы можем видеть в наши дни (плюс небольшой креативный бонус от неугомонных потомков в виде стеклянной пирамидки).

Пирамида Лувра

Если Вы будете заходить в Лувр через главный вход (Пирамиду Лувра), Вам придется довольно долго стоять в очереди, однако и из этого можно извлечь плюсы. Так, во время ожидания Вы можете наслаждаться потрясающим видом на двор Наполеона с его фонтанами и пирамидами. Кроме того, у Вас будет время и на то, чтобы рассмотреть снаружи сам Лувр, поражающий своими размерами.

Попав наконец внутрь музея, за стойкой информации Вы можете взять план Лувра, на котором отмечены самые знаменитые произведения искусства. Лучше, конечно, подготовиться заранее и распечатать путеводитель с сайта музея (http://www.louvre.fr/). На сайте в разделе Visitor Trails Вы можете выбрать один из 27 предлагаемых маршрутов различной продолжительности. Самым популярным, разумеется, является маршрут Masterpieces (Шедевры) , который Вы пройдете примерно за полтора часа.

Попытки объять необъятное и охватить всю экспозицию Лувра неизменно заканчиваются крахом, ведь коллекция этого музея просто необозрима. Поэтому необходимо заранее подумать о том, какие именно произведения искусства Вы хотите увидеть. Музей делится на три крыла (Ришелье, Денон и Сюлли), которые включают в себя следующие отделы:

  • египетских древностей;
  • ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне);
  • этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн;
  • античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.);
  • скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, "Фонтенеблоская Диана" Б. Челлини, "Два невольника" Микеланджело и пр.);
  • новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.);
  • живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи);
  • оригинальных рисунков знаменитых художников;
  • гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. "Галерее Аполлона", замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно;
  • античных бронз;
  • произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения;
  • этнографический музей;
  • морской;
  • гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них.

Самая популярная часть музея – это крыло Денон. Именно сюда устремляется большинство туристов, мечтающих хоть краем глаза взглянуть на легендарную «Джоконду» Леонардо да Винчи. Собственно, взглянуть на «Мону Лизу» только краем глаза и удастся: зал, в котором находится самая знаменитая картина в мире, забит до отказа практически в любое время суток. Огромная толпа ценителей искусства выстраивается перед шедевром Леонардо, держа в поднятых вверх руках фотоаппарат. А Мона Лиза насмешливо улыбается посетителям из-за бронированного стекла…

Кроме того, в крыле Денон также находится огромная галерея итальянской живописи, известнейшие работы французских художников XIX века и коллекция итальянской и классической скульптуры.

Многих заинтересует также крыло Ришелье, на третьем этаже которого выставлена живопись Западной и Северной Европы. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Вермеера. Ганса Гольбейна Младшего и многих других мэтров живописи. Этажом ниже расположена потрясающая коллекция прикладного искусства, в том числе и знаменитый зал Наполеона, поражающий роскошью своего убранства.

Крыло Сюлли привлечет в первую очередь тех, кто интересуется историей Лувра.

Шедевры Лувра

  • Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, . Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале .
  • Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли .
  • Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская , богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи .
  • Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра – это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4 .
  • Статуя сидящего Рамзеса II – еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей .
  • В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи , написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье .
  • В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно – «Посвящение императора Наполеона I» .
  • Любителям голландской живописи мы рекомендуем посетить 38 зал третьего этажа галереи Ришелье . Среди прочего, там находится знаменитая «Кружевница» кисти Яна Вермеера.
  • Через цокольный этаж крыла Сюлли Вы попадете к крепостным укреплениям старого Лувра . Здесь Вы увидите стены средневекового Лувра, которые были найдены археологами.
  • Апартаменты Наполеона III , последнего императора Франции, не могут не поразить Вас роскошью своего внутреннего убранства. Если Вам нравится стиль ампир, обязательно зайдите на второй этаж крыла Ришелье : здесь так много золота и хрусталя, что даже во рту светло!

История


Лувр был построен в конце XII века королем Филиппом-Августом. Тогда Лувр был лишь защитной крепостью, однако это сооружение век за веком подвергалось изменениям. Почти каждый король Франции считал необходимым внести что-то новое в облик Лувра. Так, в середине XVI века Франциск I, решивший сделать Лувр своей парижской резиденцией, велел своему придворному архитектору построить дворец в стиле эпохи Возрождения, а в конце XVI века король Генрих IV велел убрать остатки средневековой крепости, расширить двор и соединить дворцы Тюильри и Лувр.

В 1682 году королевский двор переехал в Версаль и Лувр пришел в запустение вплоть до Великой французской революции. В 1750 году даже начали говорить о возможном сносе дворца.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

Туристам


Лувр находится в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. Наверняка Вы уже наслышаны об огромных очередях, которые ждут Вас на входе в музей, однако не стоит их бояться. Во-первых, лучше воспользоваться не главным входом через Пирамиду, возле которого неизменно толпится невероятное количество людей, а проходом через торговый центр Carrousel du Louvre. Попасть туда можно прямо через станцию метро Palais-Royal – Musée du Louvre .

Чтобы избежать большой очереди на входе, Вам придется либо прийти примерно за полчаса до открытия музея, либо уже во второй половине дня, когда поток туристов немного утихнет. Музей открыт с 9:00 до 18:00 в понедельник, четверг, субботу и воскресенье и с 9:00 до 21:45 по средам и пятницам. Вторник – выходной день .

Входной билет в Лувр стоит 12 евро. Если Вы хотите посетить не только постоянную экспозицию, но и выставки и зал Наполеона, то билет обойдется Вам в 13 евро.

220 лет назад, 10 августа 1793 года, в Париже открылся национальный художественный музей Лувр.

4 декабря 2012 года в рамках проекта "Большой Лувр" был открыт первый филиал Лувра - Лувр Ланс, расположенный в северном городке Франции на площади около 20 гектаров. Основной комплекс музея включает пять соединенных между собой корпусов, в том числе галерею для временных выставок площадью 1,7 тысячи квадратных метров и театр на 300 мест.

Здания, сделанные из стекла, алюминия и бетона были спроектированы японским архитектурным бюро Sanaa. Первая специальная выставка, посвященная эпохе Возрождения, включила 250 работ, в том числе полотно Леонардо да Винчи. В музее в Лансе работает полупостоянная выставка "Галерея времени", на которой представлены более 200 произведений, отобранных из каждого раздела собраний Лувра, начиная от древних образцов клинописи до Делакруа.

Лувр, как видно с противоположной стороны Рю де Риволи

Экспозиция музея Лувра (Louvre Museum) на первый взгляд кажется совершенно необозримой, однако разобраться в ней на самом деле не составляет особого труда, так как она очень грамотно организована. Основу экспозиции составляют три крыла: Ришелье (северное), Денон (южное) и Сюлли (восточное, вокруг просторного Квадратного двора, или Кур-Карре).

Павильон Кольбер.Ротонда Бове.
Внутри всех частей музея (крылья) каждый этаж разделяется на семь отделов: памятники древности (Восток, Египет и Античный мир), история Лувра, живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство.


Скульптуры Лавуазье и Дени Папена
Некоторые отделы занимают два крыла либо два этажа одного крыла. Единственный недостаток экспозиции - это отсутствие чётких описаний прекрасно оформленных переходов и залов, которые объединяют экспозиции соответствующих отделов. В нижней части Пирамиды из Двора Наполеона установлена лестница, которая ведет на юг в крыло Денон самую популярную часть музея.


Скульптуры герцога Сюлли(его именем назван павильон и Жозефа Жерома Лефрансуа де Лаланда.

Тут размещается большинство жемчужин коллекции музея Лувра (Louvre Museum): произведения искусств итальянской живописи в Большой галерее, известные монументальные работы французских мастеров XIX века и наконец, Мона Лиза (Джоконда) - все это можно увидеть на втором этаже. В крыле Денон на первом и втором этажах выставлена также коллекция итальянской и классической скульптуры.

Павильон библиотеки Лувра
Истинные ценители французского искусства могут пройти к северу в крыло Ришелье, чтобы осмотреть собрание французской скульптуры, ретроспективу французской живописи, которая начинается на третьем этаже, а также находящуюся на втором этаже удивительную коллекцию декоративно-прикладного искусства, включающую все, что создано во Франции помимо скульптуры и живописи, драгоценности, хрусталь, мебель, ковры.

Павильон Кольбер

Кариатиды павильона Кольбера

Фронтон павильона

Лестница короля Арагона в павильоне
Помимо этого, в крыле Ришелье выставлены на показ предметы древности с Ближнего Востока и исламское искусство (первый и нижний ярус первого этажа), а также живопись Северной Европы (третий этаж). Не все начинают осмотр с крыла Сюлли, хотя именно тут находятся истоки истории Лувра с основания крепости, построенной в XII веке монархом Филиппом- Августом (нижний ярус первого этажа).

Павильон Дару
Верхние этажи продолжают экспозицию, которая начинается в других крыльях музея, в том числе искусство Ближнего Востока и Древней Греции (первый этаж), предметы декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий (второй этаж), а также живопись Франции (третий этаж). Тут же расположены и экспозиции искусства Древнего Египта.

Павильон Денон
В информационном киоске зала Наполеона, а также при любом входе в Лувр можно взять поэтажный план музея, на котором разными цветами выделены отделы, а также обозначены наиболее известные произведения искусств.

Рассказы о постоянных очередях у Пирамиды Лувра, об утомительных путешествиях по огромным коридорам и толпах людей возле картины «Мона Лиза» могут вызвать у вас сомнительное чувство страха перед посещением этого музея еще до того, как вы туда попадёте. Нижеследующие практические советы и рекомендации помогут вам в путешествии по залам музея Лувра.

В хорошую погоду, ожидая своей очереди перед главным входом в музей через Пирамиду Лувра, вы можете осмотреть и по достоинству оценить удивительные по своей красоте геометрические пирамиды и фонтаны во Дворе Наполеона.

В том случае если идет дождь и у вас создаётся впечатление, что очередь слишком длинная, вы можете воспользоваться дополнительными входами. Через Ворота Львов, к востоку от Королевского моста (Пон-Руаяль) или же прямо под Триумфальной аркой Карузель; к этому последнему входу можно попасть от дома № 99 по улице Риволи, а также со стороны станции метро Пале-Рояль/Мюзе-дю-Лувр, платформа линии № 1.

Луи Лево, реже Луи Ле Во — французский архитектор, один из основоположников французского классицизма, с 1653 по 1670 год — первый королевский архитектор. Над крупнейшими заказами архитектор работал обычно вместе с ландшафтоустроителем Ленотром и художником по интерьеру Лебреном.
После того как вы купите билет в музей Лувр (Louvre Museum) либо музейную карточку, вы сможете войти в здание музея и через Пассаж Ришелье. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен вход в центре Пирамиды через футуристическую опускающуюся и поднимающуюся колонну.

Павильоны Лувра


Фасад Лувра, выходящий в сад. Рисунок красным мелом Коллекция Ипполита Dесталлера


Скульптура французского архитектора Антуана Лепотра


А.Ленотр,архитектор и ландшафтный дизайнер

Ротонда Аполлона

Потолок Ротонды Аполлона в Лувре, в Париже. В центре "Солнца. Падение Икара", из Мерри-Жозеф Блондель, 1819

Какой красивый Ахиллес украшает потолок

Борьба Геракла и Антея, 1819

Падение Икара

Ротонда Марса


Северный фасад в павильоне искусств

Южный фасад павильона искусств (кур Карре)

Салон Дэнон


Плафон салона

Зал № 76 павильона Денон

Поль Деларош - смерть сыновей короля Эдуарда в Тауэре

Глейр Марк Габриэль.Шарль Ле Соир. Лес Иллюзий

Андромаха и Пирр Герена

Поль Деларош - христианский мученик утонул в Тибре во время правления Диоклетиана - 1855

Поль Деларош - смерть Елизаветы I, королевы Англии

Эней рассказывает Дидоне несчастья Троянской города. Холст, масло, 1815.Герен

Зал № 75. Зал, посвященный французской неоклассике. , картины Давида, Жерара, Жироде, Гро и Герена.

Элизабет Виже-Лебрен - автопортрет с дочерью Жюли

Жерар Франсуа Жан Баптист. Миниатюриста Изабе с дочерью

Убийство Агамемнона.Антуан-Жан-Гро.

Парис и Елена.Давид Жак Луи

Одалиска.Жан -Огюст -Доменик Энгр

.

Жозефина.Прюдон

Портрет мадам Эмили Серисат с сыном.Жак.Луи-Давид

Мадам Рекемье.Жак-Луи Давид

Справедливость (Дике, слева) и Божественное отмщение (Немезида,) преследуют убийцу.Пьер Поль Прюдон

Пьер-Поль Прюдон.Вознесение

Воспитание Ахилла Жан Батист Реньо

Жак-Луи Давид - присяга Хоратии

Возвращение марка Секста. 1799. Пьер-Нарцисс Герен

АНН-Луи Жироде де Руси-Трезон.Погребение Аталы

Мариус Дрио.Минтурно

Жироде.Пигмалион

Жак-Луи Давид - Посвящение императора Наполеона I (деталь)

Жак-Луи Давид - Леонид в Фермопилах

Антуан-Жан Гро - Кристин Бойер

Эдип и сфинкс.Энгр

Мадемуазель Каролин Ривьер (Энгр)

Давид Автопортрет.

Ж.Луи.Давид

Жан Огюст Доминик Энгр, апофеоз Гомера, 1827

Вмешательство Сабинянок.Давид

Сон Эдимиона.Жироде

Продолжение следует...

Лувр, впрочем как и прилегающая к нему - являются символами Франции и ее столицы. Это не только самый посещаемый, но и самый крупный музей в мире. Несмотря на то, что под музей отведено только два нижних этажа, его невозможно обойти за один день - потребуется минимум неделя, чтобы в темпе и без остановок просмотреть все экспонаты.

Универсальный художественный музей - именно так можно охарактеризовать Лувр. Здесь собраны картины, скульптуры, ювелирные украшения, останки керамических изделий, словом всё то, что несет ценность для потомков, то есть нас, за долгие тысячелетия до нашего рождения.

Где находится Лувр

Лувр расположен в первом округе Парижа, то есть в самом центре. Попасть в него можно с улицы или со станции метро Louvre — Rivoli (1 ветка). на карте.

График работы Лувра

Вторник — выходной. В остальные дни с 9:00 до 18:00.
В среду и пятницу время работы продлевается до 21:45.
Лувр работает 24 декабря и 31 января с 9:00 до 17:00.
Лувр закрыт в эти дни: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Лувр

Цена билета составляет 15 евро. Расчитываться можно как наличными, так и банковской картой.

Бесплатный вход в Лувр гарантирован (при предъявлении подтверждающих документов):

  • Лицам до 18 лет;
  • Лицам до 25 лет, проживающим на территории ЕС, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна;
  • Преподователям искусства, истории искусства и прикладного искусства;
  • Художникам — членам французского Дома художника, или членам AIAP.
  • Владельцам карт ICOM или ICOMOS;
  • Безработным и получающим пособия в течение последних 6 месяцев;
  • Людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим;

В период с октября по март каждое первое воскресение месяца всем предоставляется возможность посетить Лувр бесплатно!
Каждую пятницу с 18:00 и до 21:45 лицам до 26 лет — вход бесплатный.
В день взятия Бастилии — 14 июля — вход бесплатный.

В Лувр без очереди

Попасть в Лувр можно несколькими способами.

Первый вариант - простоять в очереди в центральный вход у пирамиды Лувра.

Второй способ - купить билет заранее и направиться к отдельному входу, который расположен напротив Пирамиды (в проходе к Пале-Роялю) по направлению к улице Риволи.

И, третий, самый быстрый способ - приобрести билеты в торговый центре и по указателям попасть в музей.

  • (цена: 170.00 €, 2 часа)
  • (цена: 27.00 €, 10 часов)
  • (цена: 35.00 €, 2 часа)

Прогулка по Лувру

Неудивительно, что сюда собираются все те, кому не безразлична история, искусство. Средняя годовая посещаемость составляет 10 миллионов посетителей! Поскольку экспозиции распространяются на площади около 60 тысяч квадратных метров (только вдумайтесь!) планировать визит необходимо заранее. Необходимо определить для себя интересную область, добыть поэтажную карту Лувра (бесплатно выдают на входе, можно и ), спланировать каждый свой шаг и расчитать время пребывания у каждого экспоната, чтобы не получилось так, что из всего раздела вы увидели только треть, потому что надолго задержались у нескольких экспонатов. И, конечно, смиритесь с тем, что увидеть весь Лувр за один раз у вас не получится. Даже если вы выделите 10 часов, у вас будет меньше секунды на просмотр каждого эспоната.

Коллекция Лувра

Специально для вас мы описали все экспозиции.

Не смотря на то, что в стенах Лувра соблюдается хронология и тематический ряд, имеются некоторые исключения. К примеру, коллекции подаренные Лувру выставляются в полном составе, поэтому некоторые картины будут расбросаны по нескольким экспозициям.

Экспозиция Лувра

Настоящей сокровищницей, где в бесчисленных галереях хранятся тысячи бесценных шедевров, является парижский Лувр. Произведений искусств так много, что целого дня не хватит на осмотр всех достопримечательностей.

Богатейшие коллекции Лувра, включающие в себя шедевры мирового искусства разных эпох, познакомят посетителей с выдающимися творениями многих цивилизаций и культур.

Древний Восток — Antiquités orientales

Образованный в 1881 году, этот отдел хранит в себе богатейшее собрание памятников и предметов из золота, серебра, бронзы и глины, которые являются отражением культуры древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Все представленные здесь экспонаты создавались разными народами на протяжении нескольких тысячелетий до нашей эры. Самый старейший из них датируется 6 000 годом до рождества Христова.


Коллекция охватывает три географических региона:

  • Месопотамию (царства Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии)
  • Иран (Сузы, Иранское плато, территории по восточной границе Ирана)
  • Левант (Сирийско-Палестинское побережье, Кипр)

Первые экспонаты этой коллекции появились в Лувре в 1847 году по инициативе консула Поля Эмиля Бота, который в ходе исследовательской экспедиции нашёл в столице Ассирии Хорсабаде древние памятники из царского дворца Саргона II.

К свидетельствам культурных традиций Месопотамии относятся первые письмена, найденные во время археологических раскопок, в которых содержатся описания религии, общественно-политической жизни и войн того периода. Они представляют собой уникальные образцы древневосточной клинописи, где вместо букв использовались пиктограммы. Мировую известность получили Стела Коршунов, посвящённая победе шумерского царя Эаннатума, Стела Нарамеина, царя Аккада, и Стела Хаммурапи высотой 2,25 метров, на которую нанесён свод законов Древнего Вавилона. Удивительным предметом изобразительного искусства является рельеф с обликом легендарного героя Гильгамеша со львом.

Культура Древнего Ирана, в основном, представлена дворцовыми памятниками, такими как мраморная капитель колонны, с изображением быков высотой 6 метров, найденная в Сузах, столице Персидского царства, или часть стены, покрытая цветной мозаикой в виде картины, где изображены лучники из гвардии персидского царя Дария I.

Древний Египет — Antiquités égyptiennes

По распоряжению монарха Карла X департамент Древнего Египта был образован в 1826 году. Возглавил его Жан-Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, раскрывший тайну иероглифов. Основу коллекции составили находки, полученные во время экспедиционного похода Наполеона в Египет в 1798 году. Впоследствии, собрание пополнилось артефактами, приобретёнными у известных коллекционеров Дюрана, Солта и Дроветти. Свой неоценимый вклад внёс француз Огюст Мариетт, основатель археологического музея в Каире.


Коллекция Древнего Египта в Лувре считается самой ценной в мире, насчитывающей более 50 тысяч экспонатов, разместившихся в 20 залах. Здесь выставлены уникальные артефакты могучей цивилизации, народы которой проживали по берегам Нила с 4-го тысячелетия до рождества Христова по IV век нашей эры. Собрание включает различные предметы искусства, папирусные свитки, саркофаги, бытовые и музыкальные инструменты, оружие, одежду, ювелирные украшения.

В этом отделе отражены все этапы культурного развития Древнего Египта:

  • Цивилизация фараонов
  • Религия
  • Древнее, Среднее и Новое царство
  • Поздний период
  • Римский период
  • Коптское искусство

Одним из самых старейших предметов является кремневый нож из Джебель-эль-Арака с рукояткой, украшенной графикой в виде человеческих фигур. К образцам древнеегипетской живописи относят известные портреты «Чиновник из Мемфиса и его жена», «Сельский староста», «Сидящий писец».
Период Нового царства представлен самым обширным собранием артефактов, в числе которых известняковые статуи богини Нефтис и богини Хатор или триумфальные стелы, прославляющие победы египетских фараонов, например, Тутмоса III.

Древняя Греция, Рим и Этруски — Antiquités grecques, étrusques et romaines

Ранее этот отдел был известен как Музей Античности, открытый в 1800 году. На тот период собрание археологических находок располагалось в Лувре в покоях Анны Австрийской. Основу коллекции составляли античные памятники, приобретённые французскими монархами в XVI-XVII веках. Постепенно она пополнялась во время военных походов Наполеона в соседние страны и за счёт различных археологических экспедиций. Часть экспонатов выкупили из частных собраний коллекционеров и фондов Национальной библиотеки.


Представленные здесь работы охватывают обширный период развития греческой, римской и этрусской цивилизаций с 4-го тысячелетия до нашей эры по VI век нашей эры.

Вся коллекция состоит из нескольких разделов:

  • Зарождение греческого искусства (3200 – 720 годы до н.э.)
  • Архаическое греческое искусство (VII-VI века до н.э.)
  • Классическое греческое искусство (V-IV века до н.э.)
  • Эллинистическое искусство (III-I века до н.э.)
  • Этрусское искусство (XI-I века до н.э.)
  • Римское искусство (конец Республики – VI век н.э.)

В античном департаменте Лувра хранится большое собрание подлинных греческих памятников эгинской эпохи, таких как кикладские идолы.

Не меньшим количеством экспонатов представлен и период архаики. Среди скульптур этого периода можно выделить Геру Самосскую и Аполлона из Пьомбино. Греческие статуи выставлены с учётом хронологии их создания. Наряду с оригиналами здесь представлены точные копии некоторых предметов искусства.

Классическое греческое искусство характеризуют такие выдающиеся произведения, как фрагмент фриза Парфенона и две метопы храма Зевса в Олимпии.

Эпоха эллинизма отмечена появлением уникальных шедевров, самые известные из них – Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Культура этрусков, населяющих Апеннинский полуостров, представлена удивительными работами: вазами, саркофагами, живописью и драгоценными украшениями.

Древнеримская коллекция состоит, в основном, из мозаик, статуй, золотых, серебряных и бронзовых предметов. Особую ценность представляет фрагмент Алтаря мира, а также римские портреты – высшее достижение в изобразительном искусстве того периода.

Живопись — Peintures

Отдел живописи является самой крупной экспозицией Лувра. Он занимает большую часть этого музейного комплекса, расположившись на 2 и 3 этаже. Начальная коллекция была частью картинной галереи Франциска I в Фонтенбло, которую значительно увеличил и Людовик XIV. После свержения монархии собрание пополнилось за счёт конфискованного церковного имущества и коллекций эмигрантов, а также в результате захватнических войн в Европе. В Лувре художественный отдел был открыт в 1794 году. Переданные в музей произведения были разделены по принадлежности к различным школам живописи.


Коллекция предметов изобразительного искусства Лувра насчитывает около 6 тысяч работ, созданных европейскими мастерами с XIII века по 1848 год. Здесь собраны самые разнообразные произведения живописи, различающиеся по формату, технике и стилю исполнения. Третья часть всех картин принадлежит кисти французских художников, а более 1200 работ относятся к североевропейской художественной школе.

Эпоха Возрождения представлена работами многих известных мастеров Франции, в том числе художников-портретистов Жана Фуке и Франсуа Клуэ. Французская живопись XVII века отмечена картинами классицистов Никола Пуссена и Клода Лоррена, придворных живописцев Людовика XIV Шарля Лебрена, Пьера Миньяра и Гиацинта Риго. Среди произведений XIX века особого внимания заслуживают работы Жака-Луи Давида, Эжена Делакруа и Теодора Жерико.

В отделе живописи представлена прекраснейшая коллекция итальянского изобразительного искусства, которое славится такими мастерами, как Джотто Чимабуэ, Рафаэль, Тициан, Мантеньи, Корреджо и другими. Самая ценная её часть – 5 картин великого художника Леонардо да Винчи.

Среди работ испанских художников впечатляют полотна Мурильо и портреты, созданные Франсиско Гойя.

Декоративно-прикладное искусство — Objets d’art

Этот департамент Лувра был образован в 1893 году. Представленные экспонаты поступали сюда из разных частей Франции: из церквей и императорских дворцов (Базилика Сен-Дени, Тюильри, Сен-Клу), из специального хранилища государственных ценностей и частных музеев известных коллекционеров.


Экспозиция охватывает несколько периодов:

  • Раннее Средневековье
  • Средние века
  • Эпоха Ренессанса
  • XVII век
  • Стиль рококо в XVIII веке
  • Переход от неоклассицизма к реставрации.

Великолепнейшее собрание предметов декоративно-прикладного искусства включает образцы гобеленов, роскошные предметы мебели и внутреннего убранства, керамику, ювелирные украшения. Здесь также представлены многочисленные скульптурные работы, включая известную конную статую Карла Великого.

В этом отделе общее количество выставочных залов – 81. Часть из них оформлена в стиле исторического интерьера, который отражает образ жизни известных французских деятелей и важные события, связанные с ними, к примеру, Музей Наполеона III.

В залах, посвящённых эпохе Средневековья, представлены атрибуты власти французской монархии, изделия из слоновой кости, лиможская эмаль, вазы. Среди замечательных произведений искусства эпохи Возрождения особый интерес вызывает бронзовая скульптура Джамболоньи «Несс и Деянира» и гобелен «Охота Максимилиана». К ценным экспонатам более поздних периодов относится коллекция севрских ваз мадам де Помпадур.

В галерее Аполлона выставлены ювелирные украшения, в числе которых королевские короны, шпаги, кольца и различные культовые предметы, украшенные драгоценными камнями.

Скульптура — Sculptures

Коллекция скульптурных предметов искусства в Лувре начала формироваться с 1817 года. Первые экспонаты были переданы сюда из Музея французских памятников, где хранились многие значимые произведения, изъятые из храмов и опустевших особняков эмигрантов после революции. В дальнейшем, собрание Лувра пополнилось скульптурами из Фонтенбло, Версаля, Сен-Клу и других королевских резиденций.


В этом отделе представлены произведения, которые созданы до 1850 года. По замыслу организаторов выставки она делится на два экспозиционных пространства – французская коллекция и зарубежные скульптуры.

  • Франция: Средние века – XIX век
  • Италия: VI – XIX века
  • Центральная Европа и североевропейские страны

Среди преобладающего количества французских скульптурных произведений особого внимания заслуживают рельефы Фонтана Нимф и Фонтана невинных, выполненные лучшим мастером эпохи Ренессанса Жаном Гужоном. Не менее завораживает и скульптурная композиция Жермена Пилона в виде трёх женских фигур, несущих на голове урну с прахом короля Генриха II. Выдающимися работами представлены все известные скульпторы Франции периода с XVII по XIX века – Жан-Батист Пигаль, Антуан Куазево, Франсуа Жирардон, Пьер Пюже, братья Кусту и другие.

Из мастеров иностранных школ полнее всего представлены итальянцы. Истинными шедеврами являются рельеф Нимфы Фонтенбло работы Бенвенуто Челлини и две скульптуры Микеланджело – «Умирающий раб» и «Скованный раб», а также произведения великого мастера Италии Антонио Кановы, создавшего знаменитую скульптурную группу «Амур и Психея».

Искусство Ислама — Arts de l’Islam

Департамент исламского искусства является самым молодым отделом Лувра. Он был открыт в 2003 году в специально возведённом для него павильоне «Висконти», который расположен на внутреннем дворе музея.

Под необычной стеклянной крышей, похожей на развевающийся лоскут парчи, выставлено около 3-х тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие цивилизации ислама, которая простиралась от Андалузии до Индии, с момента её зарождения в VII веке по XVIII век. Здесь можно увидеть различные образцы декоративной отделки и обработки материалов – это ковры, предметы из камня, изделия из слоновой кости, керамика, орнаменты из искусственного мрамора, ковка по металлу и резьба по дереву, картины.


Лувр начал собирать предметы, привезённые из многих стран арабо-исламского мира, ещё с конца XIX века. Часть предметов была унаследована из богатейших собраний французских монархов, другая приобретена самим музеем или подарена частными коллекционерами. Однако, до открытия нового павильона, на всеобщее обозрение выставлялась лишь малая часть этой удивительной коллекции.

Вся экспозиция «Искусство Ислама» состоит из нескольких разделов:

  • Эпоха арабских завоеваний (632 год – 1000 год н.э.)
  • Разделение исламского мира на западную и восточную части (с XI до середины XIII веков)
  • Ослабление влияния ислама в Испании и его проникновение на территорию Индии (середина XIII – XV века)
  • Периоды царствования персидской династии Сефевидов, Великих моголов и Оттоманской империи (XVI – XVIII века).

Графическое искусство — Arts graphiques

Отделение графического искусства Лувра было открыто в 1797 году. Его собрание насчитывает более 130 тысяч произведений.

Все имеющиеся экспонаты распределены по трём выставкам:

  • Зал рисунков
  • Калькография (14 тысяч гравюр по меди)
  • Коллекция Эдмона Ротшильда (500 иллюстрированных книг, 40 тысяч эстампов и 3 тысячи рисунков).

Ядро этой коллекции составляют предметы, хранившиеся в Королевском кабинете, который находился в Лувре с момента его основания. К произведениям западного искусства относится около 126 тысяч экспонатов, выполненных на бумаге в период с XIV по начало XX века. В основном, они хранятся в альбомах или дневниках. Помимо традиционной техники графического рисунка, здесь присутствует акварель, гуашь, пастель и широкоформатные изображения на картоне.


В течение многих лет это собрание пополнялось приобретениями Людовика XIV, работами придворных художников и подарками из частных коллекций. Например, в 1989 году Лувру были переданы 2 рисунка Леонардо да Винчи, принадлежавшие графине де Бехаг. Фонд музея и сейчас регулярно пополняется при содействии общества «Друзья Лувра» и различных благотворительных организаций.

Искусство цивилизаций Африки, Азии и Океании — Art et civilisations d’Afrique, d’Asie, d’Océanie et des Amériques

В 2000 году в апреле в Лувре при участии президента Франции Жака Ширака состоялось торжественное открытие павильона Сессий, посвящённого культуре и искусству стран Азии, Африки, Океании и Америки. Немного позднее в 2004 году в Париже был открыт аналогичный музей на набережной Бранли, первоначальной коллекцией которого стали экспонаты из Лувра.


В этом отделе выставлены 120 необычных скульптур, отобранных замечательным специалистом по примитивным искусствам Жаком Кершашем. Среди них можно отметить фигурку из обожжённой глины из Мексики (VII – II века до н.э.) или деревянную скульптуру с острова Мало (начало XIX века). По большей части, эти произведения, созданные народами не столь высокоразвитых цивилизаций, существовавших на разных континентах, раньше искусством не считались.

Большая часть предметов поступила в Лувр из государственных коллекций Франции, ещё пятнадцать скульптур подарены или приобретены на музейные средства, остальные статуэтки были переданы сюда на хранение из Пакистана, Никарагуа, Мексики, Канады и Тайваня.

История Лувра

И, напоследок, кому интересно, можете прочитать историю Лувра. Очень познавательная информация для тех, кому не безразлична история легендарного музея.

В конце XII века Филипп-Август, собираясь в Крестовый поход вместе с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом 1 Барбароссой, был обеспокоен защитой города (и своего имущества) от саксов. Он приказал возвести крепостную стену, которая и стала границей Парижа того времени.

Одна из башен, находившаяся в местечке Люпара (от латинского lupus – волк), была названа Луврской (возможно, это название родственно наименованию местности, а, может, происходит от франкского слова leovar, означавшего укрепление – историки спорят). Вот напротив нее-то и была выстроена высокая крепость из белого камня, которая стала сокровищницей Филиппа-Августа: там он хранил оружие, драгоценности и книги.

На нижних этажах Лувра все еще сохранились остатки крепости, при желании можно прикоснуться к первым камням, положившим начало будущего великолепия. Впрочем, в то время сам король никогда не жил в крепости, и символом монаршей власти Лувру еще только предстоит стать.

Париж процветал и разрастался, и спустя почти двести лет в 1356 году был выстроен земляной вал, далеко отстоящий от прежней границы. Лувр больше не был важным оборонительным сооружением. Зато окруженная рвом крепость с четырехметровыми стенами приглянулась Карлу V, который чуть не погиб во время восстания парижан, находясь в менее безопасном дворце Консьержи.

В 1364 году архитектор Раймон дю Тампль приступил к работе над преобразованием крепости в резиденцию для короля. Были выстроены зубчатые башни, пристройки и отдельные хозяйственные здания перестроили в залы с огромными окнами, соединили их наружными лестницами. В Книжной башне Карл V Мудрый устроил библиотеку, которая насчитывала 900 томов.

Но краткая эпоха расцвета длилась недолго. Уже Карл VI покинул Лувр, и крепость погрузилась в сон.

Разбудил Лувр и вдохнул в него новую жизнь Франциск I. Этот монарх из своих походов привез во Францию эпоху Возрождения, он покровительствовал Леонардо да Винчи. Стоит ли удивляться, что по его указанию талантливый архитектор Пьер Леско полностью перестроил крепость, снеся Большую Башню и возведя на ее месте дворец в стиле ренессанс.

В это же время родилась и добрая традиция: каждый следующий французский монарх непременно вносил изменения в Лувр, достраивая его по своему вкусу. Со времен Франциска I до наших дней сохранилось Крыло Леско между Квадратным Двором и Двором Наполеона.

К середине XVI века Лувр выглядел довольно странно: разнородные постройки последних лет соседствовали с полуразрушенными старыми зданиями. Екатерина Кровавая Медичи в свойственной ей жесткой манере потребовала полностью перестроить дворец. И в 1564 году началось строительство Тюильри почти в полукилометре на западе от Лувра. К 1610 году, уже при Генрихе IV, Лувр и Тюильри были соединены грандиозной постройкой – Большой галереей, протяженность которой составляет 442 метра.

Во время правления Людовика XIII был выстроен Кар Карэ, который стал больше прежней резиденции в четыре раза. А в 1624 году была воздвигнута знаменитая Часовая башня (павильон Сюлли). Во второй половине XVII века появились два новых крыла, которые замкнули огромный двор Лувра.

Венчает триумфальное шествие строительства Лувра создание восточного фасада по проекту брата известного сказочника Шарля Перро – Клода Перро. Фасад представляет собой колоннаду, выполненную в стиле зрелого классицизма, и с тех пор служит идеалом для возведения зданий для государственных учреждений во всем мире.

Очередная эпоха забвения ожидала Лувр во время правления Людовика XIV, который в детстве пережил восстание парижан и с тех пор недолюбливал Париж и Лувр. При этом монархе двор переехал в Версаль, а все строительные работы в бывшей резиденции были приостановлены. Какое-то время Людовик даже вынашивал мысль о сносе Лувра, но его, к счастью, отговорили.

Идея превратить Лувр в музей родилась еще при Людовике XV, но воплотилась в жизнь только после революции. И в 1793 году двери музея Наполеона были впервые открыты для посетителей.

Во время наполеоновских войн коллекция музея невероятно разрослась за счет военных трофеев. Так было положено начало знаменитым на весь мир коллекциям археологическим находок Египта и Ближнего Востока.

Строительные работы были возобновлены и закончились в середине XIX в. Был окончательно оформлен двор Наполеона, тогда же появились и статуи прославивших Францию людей. Увековечены были Декарт, Рабле, Вольтер, Ришелье, Абеляр и другие великие мыслители и политики.

Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он ознаменовался появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Споры вокруг ее уместности в Лувре развернулись нешуточные, не меньше, чем в свое время по поводу Эйфелевой башни. Но с уверенностью можно утверждать одно: с ее появлением количество посетителей Лувра увеличилось в два раза. Что ж, видимо, и правда, нужно посетить Лувр самому, в том числе и для того чтобы составить свое мнение о пирамиде Пея.

Лувр – вечно молодой, живой дворец-музей. Традиция постоянно достраивать его и вносить изменения, идущие в ногу со временем, сохранилась французами до сих пор. При этом атмосфера прошлых веков бережно сохраняется, а за счет музейных коллекций древности создается ощущение, что Лувр – это хранитель не только французской, но и всей мировой истории. И, конечно, хочется хоть раз прогуляться по его дворам, пройти сквозь стеклянную пирамиду, побродить по средневековым подвалам, насладиться щекочущим чувством, вызванным прикосновениям к тайнам древности, быть покоренным пышным великолепием ренессанса и отдать дань строгим и величественным линиям эпохи Классицизма – в Лувре каждый найдет тот кусочек истории, который окажется ему близок.

Как добраться

Адрес: 99, rue de Rivoli, Paris 75058
Телефон: +33 1 40 20 50 50
Сайт: louvre.fr
Метро: Palais Royal - Musée du Louvre
Время работы: 9:00-18:00

Всемирно известный музей Лувр ежегодно привлекает миллионы туристов. Произведения Лувра - это великолепно составленная коллекция, которая позволяет проследить всю историю искусств. Здесь есть неоспоримые шедевры, которые должен знать и видеть хотя бы раз в жизни каждый человек, претендующий на звание образованного.

Основание Лувра

10 августа 1793 года впервые распахнул свои двери один из главнейших музеев мира - Лувр. Идея создания публичного музея с показом возникла после французской революции, когда было решено выставить королевские ценности на всеобщее обозрение. Со дня революции национальное правительство начало конфисковывать предметы искусства у аристократии, так было положено начало коллекции музея. За несколько лет было собрано большое количество ценностей, для их экспозиции нужно было просторное здание, которым и стал

Здание Лувра

Произведения Лувра требовали много места, и взоры устроителей музея обратились к большому пустующему дворцу посреди Парижа. Это здание имеет давнюю историю. Сердцем Лувра является Большая башня, построенная еще в 1190 году. Ее предназначение было чисто утилитарным - с высоты велось наблюдение за приближающимися викингами. В 1317 году Карл Пятый делает замок своей резиденцией, сюда же перемещается казна Парижа. За годы эксплуатации старая башня обветшала и была снесена, тем более, что замок потерял свою оборонительную функцию и стал королевским жилищем. Франциск Первый в 1546 году поручил эту работу Пьеру Леско. Перед ним была задача перестроить крепость, сделав из нее настоящий дворец. Проектировщик предлагает построить квадратный двор, три стороны которого оформлены роскошными покоями, а четвертая - открытый выход в центр города. При жизни архитектора удалось закончить строительство только западное крыло, которое сегодня носит его имя. Его проект воплотился в жизнь к 1555 году и стал роскошным образцом ренессансной архитектуры. в 1594 году Генрих Четвертый решил, что нужно соединить Лувр с В 1655-1670 годах Луи Прево расширяет дворец и увеличивает его в четыре раза. При Людовике Четырнадцатом восточный фасад оформляется колоннадой, он привлекает немало известных европейских зодчих, но в 1682 году охладевает к проекту и переносит резиденцию в Версаль. Почти сто лет Лувр пустует, ветшает, и даже появляются идеи его сноса. Людовик Пятнадцатый задумался над тем, чтобы создать во дворце музей, его идея была реализована после революции.

При Наполеоне Первом отстраивается северный фасад, и в 1853 году в целом комплекс Лувра был завершен. В 1891 году и сложился тот облик дворца, который мы видим и сегодня. Последняя значительная архитектурная перестройка случилась в 1989 году, когда во дворе американским архитектором Йо Минг Пеем была построена стеклянная пирамида - главный вход в музей.

Коллекции Лувра: история и принципы создания

Первые произведения Лувра начали собираться еще при Людовике Четырнадцатом, который в духе своего времени начал создавать художественную коллекцию. Основу собрания составили картины купленных Франциском Первым. Людовик Четырнадцатый покупает большую коллекцию картин (200 полотен) у банкира Жабаха. Король постоянно ищет возможность пополнить свое собрание. Он увеличил фонд будущего музея до 2500 полотен, приобрел различные предметы искусства. После революции музейное собрание начинает пополняться за счет конфискованных ценностей. В Лувр передается фонд Музея скульптуры. Во времена наполеоновских завоевательных походов фонды Лувра активно пополняются за счет трофеев, за счет археологических раскопок в Египте и на Востоке. Также руководство музея, располагая собственными фондами, ведет работу по отбору и покупке предметов искусства. Коллекция не формируется стихийно, выбор произведений определяется художественной ценностью, в Лувр попадают только шедевры. Многие значительные коллекционеры завещают свои собрания Лувру. Так, в 1936 году музей принял в дар собрание графики барона Эдмонда Ротшильда в количестве более 45 тысяч экспонатов. Также большое внимание уделяется формированию собрания французского национального искусства. Сегодня в Лувре насчитывается около 400 экспонатов, и коллекция продолжает формироваться. В связи с разрастанием фондов в конце 20 века начинается активное перераспределение произведений искусства между музеями Франции. Лувр ограничил сове собрание датой 1848 года, а все более поздние полотна разошлись по другим коллекциям.

Сегодня собрание музея условно делят на группы: искусство Древнего Востока, Древнего Египта, античного мира, исламское искусство, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

Искусство Древнего мира

Большую часть фондов музея составляют предметы древнего искусства. Произведения Лувра в отделе Древнего искусства представлены несколькими регионами. Огромную часть коллекции составляют предметы, найденные при раскопках в Египте, это и знаменитая фигура Рамзеса Второго, скульптуры "Сидящая кошка", сфинксы, саркофаги, керамика, украшения и многое другое, включая настенные росписи, барельефы, элементы интерьеров. Искусство Древнего Востока представлено коллекциями предметов искусства культур Междуречья, Ирана, Средиземноморья.

Шедевры античной скульптуры

Основу собрания скульптуры составили приобретения Людовика Четырнадцатого. Сегодня в музейной коллекции есть истинные шедевры, такие как "Венера Милосская" - скульптура, которая привлекает массу посетителей. Нередко именно для того, чтобы увидеть этот шедевр, туристы приходят в Лувр. Еще одной значительной работой времен античности является скульптура "Ника Самофракийская", которую нашел и привез в Париж французский археолог Шампуазо. Римский период представлен огромным количеством статуй, барельефов, постаментов. Двор античной скульптуры в Лувре, залитый солнцем через стеклянную крышу, позволяет погрузиться в мир гармонии и совершенства.

Наследие Леонардо да Винчи

Особую привлекательность для туристов и любителей искусства представляет картина "Мона Лиза". В музей многие приходят исключительно для того, чтобы увидеть ее таинственную улыбку. Но кроме этого, Лувр может гордиться еще четырьмя работами великого мастера. Не менее значительной, но чуть менее известной является работа «Мадонна в скалах». Эта работа, созданная в 80-х годах 15 века, с 1625 года находится в королевской коллекции. Ее отличает превосходно прописанный пейзаж за спиной персонажей, здесь автор пробует те приемы, которые позже в полной мере применит при написании «Джоконды». «Мадонна в скалах» - это первая версия работы на данный сюжет, вторая версия находится в Лондонском музее. Также Лувр по праву гордится такими работами, как «Портрет молодой женщины», «Мадонна с младенцем и св. Анной» и «Иоанн Креститель».

Шедевры мировой классики

Лувр - один из и его славу, конечно, составляют шедевры планетарного масштаба. К ним относится, в первую очередь, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, но также здесь можно увидеть эпохальную работу Теодора Жерико «Плот Медузы», несколько работ Жака Давида, в частности, «Коронация Наполеона». Редкая работа И. Босха «Корабль дураков» также является жемчужиной музейного собрания. Лувр является счастливым владельцем полотен С. Боттичелли, Рафаэля Санти, Х. Мемлинга, А. Дюрера и многих других авторов. В отделе скульптуры несомненными хитами являются две работы Микеланджело: «Умирающий раб» и «Восставший раб».

Французское искусство

Коллекция национального искусства в Лувре представляет все периоды и виды творчества. В собрании немало шедевров, к ним относится, например, картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Она точно передает то настроение, которое царило в стране во времена Революции. Она стала символом и Республики. Пластическое искусство страны представлено, в том числе, фигурой греческого атлета из мрамора. «Милон Кротонский со львом» - значительная работа французского скульптора Пьера Пюже в стилистике античных мастеров. Работа потрясает выразительностью и мощью эмоций. «Милон Кротонский со львом» показывает сцену невероятных человеческих страданий, силу атлета и его духа.

Графика

В графической коллекции Лувра имеется боле 130 тысяч экспонатов. До этих залов в основном не доходят туристы, сюда идут истинные ценители прекрасного. Ведь в коллекции Лувра немало книг, рисунков, эстампов лучших авторов мира. В том числе рисунки Х. Рембранта, Ж. Шардена, Э. Делакруа.

Декоративно-прикладное искусство

Особую гордость музея составляет собрание декоративно-прикладного искусства. Предметы убранства, украшения, костюмы, утварь разных эпох представлена в нескольких залах Лувра. В первую очередь привлекают внимание апартаменты Наполеона Третьего. Здесь представлена полная меблировка и убранство парадного зала в стиле Людовиков Четырнадцатого и Пятнадцатого. Здесь можно увидеть роскошную мебель, посуду, предметы интерьера. Но также музей владеет превосходными образцами оружия и украшений времен Реставрации и правления Наполеона Первого. Большой интерес представляет коллекция утвари, предметов декора и украшений времен готики, барокко, итальянского и французского Возрождения. Коллекция мебели в Лувре является одной из лучших в мире.

Что посмотреть

Чтобы посмотреть все экспонаты Лувра, не хватит и нескольких месяцев, а если осматривать тщательно, то и нескольких лет. Но, когда нет возможности уделить музею столько времени, то нужно продумать маршрут и ответить на вопрос: что нельзя пропустить? Существует разработанная экскурсия по Лувру, которая позволит увидеть самое главное. Для спешащих туристов в музее главные шедевры размещены в первых залах при входе, и есть специальные указатели, чтобы не заблудиться. Но некоторые произведения, достойные внимания, размещены в соответствующих разделах, так, картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», находится в коллекции французского искусства. Поэтому нужно сориентироваться по схеме музея и найти нужный зал. Схемы выдают при входе бесплатно на нескольких языках, в том числе на русском.

Чтобы не растеряться в огромном пространстве и увидеть самое главное, можно воспользоваться специальным списком главных шедевров, к которым относятся: статуя "Венера Милосская", скульптура античности - "Ника Самофракийская", картины «Большая одалиска» Ж. Энгра и «Кружевница» Я. Вермеера, работы Леонардо да Винчи, статуя Рамзеса Второго.




Top