"Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери

ЗВЁЗДОЧКА

Той ночью звёзды были особенно яркими... Маленький Принц по привычке вышел на крылечко своего земного дома полюбоваться ими.
Он давно поселился на Земле, подальше от звёздного холода и опустевших планет сказочного мира... Реальность приветствовала его самым большим чудом, какое он когда-либо видел: однажды, гуляя по улицам суетливого земного городка, Маленький Принц увидел... Звезду. Настоящую звезду! Днём! На Земле!
Его старая звезда, на которой он когда-то жил, была, несомненно, ярче этого земного чуда! Но от улыбки этой звезды Маленький Принц почувствовал тепло... Такого тепла он не чувствовал с момента знакомства с Лисом - единственным существом, которое ему удалось приручить на Земле...
Маленький Принц снова и снова встречал эту звезду (про себя он ласково называл её "Звёздочка"), и от каждой встречи его межпланетная душа отогревалась, и при каждом прощании замерзала обратно.
Единственное, чего теперь боялся Маленький Принц - это как-нибудь пройти по Земле и не встретить вновь свою Земную Звёздочку. И ещё он боялся, что она отвернётся...

Однажды Маленький Принц решил подарить своей Звёздочке розу. Он долго искал такую розу, чтобы она хоть отдалённо напоминала ту розу, которую он много-много лет назад оставил на своей родной, далёкой планете... Он не хотел дарить ей розу, на которой были слишком острые шипы, боясь, что она поранится. Не хотел дарить розу, если от неё не будет исходить самый чудесный аромат из всех, что он успел почувствовать за время своей жизни на планете Земля!
Маленький Принц потратил много дней и ночей в поисках такой розы. Он видел тысячи, миллионы роз: больших и маленьких, с шипами и без, срезанных и продолжающих расти... но это были не такие розы. Он так и не смог почувствовать тот самый аромат...
И тогда Маленький Принц заплакал.
Ему очень хотелось подарить самую прекрасную розу на Земле своей Звёздочке!
Он плакал, сидя на скамейке у дома, где она жила (Маленький Принц давно заметил это место и часто приходил туда, когда снова хотел почувствовать тепло своей Звёздочки)... Плакал прямо под её окном... В котором горел свет...

ПОСЛЕДНИЙ ВЕЧЕР

Маленький Принц сел на крыльцо.
Его волосы обдувал холодный осенний ветер.
- Они ведь тысячи лет ждут! - продолжал он свой внутренний монолог, который становился прощальным, - а здесь... здесь нет ни звёздных расстояний, ни межпланетных холодов! И ведь не ждут... Или... меня... не ждут.
Маленький Принц вдруг ощутил, насколько он чужой на этой гудящей электричеством планете. По спине пробежали ледяные мурашки!
- Зачем я сюда прилетел... Как я был глуп! - вслух закричал Маленький Принц. На его глазах появились слёзы. - Я... я... я смотрел глазами и был слепым! Лис, где ты теперь!!! Ведь ты предупреждал меня!
Звёзды молчали.
- Зорко одно лишь сердце, - вспомнил он слова своего единственного друга. - ... одно лишь сердце. Только теперь я понял...
Маленький принц встал с крылечка, взял крошечный узелок с вещами, закрыл дверцу своего земного домика и, немного подумав, повесил маленький замок.
- На всякий случай. - сказал Маленький Принц и, не оглядываясь, пошёл в одном ему известном направлении.
Звёзды молчали.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Вот я и дома. - устало выдохнул Маленький Принц.
Надо же... А здесь всё так же. Ничего не изменилось. Как будто и не было долгих лет жизни на этой странной, теперь уже, к счастью, далёкой Земле...
А может, и не было? Хотя нет... Роза засохла. Я не мог столько проспать.
Маленький Принц снял стеклянный колпак, которым он много-много лет назад накрыл Розу перед тем, как надолго покинуть свою планету.
- Вот и не съел тебя барашек... - грустно произнёс Маленький Принц. - Ты прости, что я вот так. Понимаешь, я ведь не хотел так долго. Жёлтая змейка... Она обманула меня, понимаешь?
Маленький Принц присел возле засохшего стебля и перебирал осыпавшиеся лепестки. Раньше он никогда не видел увядших роз. А вот на Земле... Тот странный розовый куст посреди пустыни. Взрослые называли его "оазис". Они много чего так называли. Например - громадный торговый центр или кинотеатр. Был даже ресторан с таким названием.
Но там, в пустыне, в нём были розы...
- Этот розовый куст - последнее, что я там видел. Там и жила эта жёлтая змейка.
Маленький Принц положил на ладонь один, самый большой лепесток, который, казалось, даже засохнув, не утратил своей красоты и свежести.
- Вот ведь как устроена эта Земля! Люди бредут по пустыне. Долго бредут... Всю жизнь. Бредут, бредут, бредут... Едят, пьют, спят - и снова бредут.
А потом вдруг видят эти розы! В пустыне! Понимаешь?
В эти секунды многие из них начинают верить... В чудо, в Бога, в провидение... Каждый называет это по-своему.
И вот человек, поверивший в это чудо, хочет увидеть его поближе. Уставший от повседневности своей пустыни, он-таки находит в себе остаток сил дойти. И вот он уже наклоняется, чтобы почувствовать это чудо... а тут эта жёлтая змейка! И всё.
Лепесток вдруг сорвался с его ладони, влекомый порывом странного космического ветра, с которым люди при всём своём техническом прогрессе до сих пор не были знакомы. Маленький Принц долго молчал, провожая лепесток взглядом, пока тот окончательно не скрылся из вида.
- Она меня обманула. Всё-таки змеям верить нельзя. Они никогда не держат обещаний. Люди не зря назвали их холоднокровными...

Кого назвали? - раздался вдруг глубокий, бархатистый бас. Маленький Принц вздрогнул, обернулся и увидел стоящих чуть поодаль Географа и Дельца.
Делец стоял, глядя куда-то перед собой необыкновенно грустными для него глазами. В руках у него были несколько костяшек от сломанных счёт. Лицо было бледным, исчезли вздутые вены у висков, которые Маленький Принц особенно запомнил во время их последней встречи.
Географ, пользуясь моментом, измерял карманной рулеткой потухший вулкан.
- Вот это да! - воскликнул Маленький Принц. - Вы что, пришли меня проведать? Но вы ведь никогда ко мне не приходили!
- Я был слишком занят, чтобы куда-то ходить. - всё ещё жёстко, но немного потерянно ответил Делец.
Маленький Принц заметил какую-то разительную перемену в его голосе. Да и лицо было не таким красным, как раньше...
- Да-да, я помню! Ты считал звёзды и записывал их на бумажку. - сказал Маленький Принц. - Но почему ты остановился? Перестал считать? Неужели...
- ...именно. - потупив взгляд, сухо ответил Делец. - Звёзды кончились.
Нет-нет, они никуда не делись! - добавил он, перехватив удивлённый взгляд Маленького Принца, направленный в космическую даль. - Просто... Я их все сосчитал. Понимаешь? Все. И теперь мне нечего больше делать. Я больше… ничего не умею.
Маленький Принц задумался. Даже на Земле он не видел тех, кто в жизни всё сделал. Там просто не было таких. Люди всё время ехали, бежали, летели - и всё ради того, чтобы успеть что-то где-то сделать. Иногда они отдыхали, но отдых был нужен им только для того, чтобы снова начать работать! И не упасть раньше срока от усталости.
Но так, чтобы сделать всё...
- И как же ты теперь? - спросил Маленький Принц? Найди себе новое дело! Ведь можно ещё много чего сосчитать! Волосы на голове, песчинки на твоей планете, количество дней, которые ты живёшь и вдохов, которые делаешь!
На глазах Дельца вдруг проступили слёзы. Подбородок мелко затрясся, одна из костяшек счёт выпала из рук и покатилась к ногам Маленького Принца. Маленький принц подобрал её...
- Можно посчитать, конечно! - дрожащим голосом воскликнул Делец. - Недавно я пытался посчитать, сколько лет я сидел и считал эти звёзды...
- Да ты что?! - Географ отвлёкся от вулкана и открыл тетрадь для записей. - И сколько же? Сколько лет нужно, чтобы их все посчитать?
Он приготовился записывать.
- Всю жизнь. - ответил Делец и опустился на небольшой камень, который Маленький Принц когда-то перетащил к себе с пролетавшего мимо астероида.
- Всю жизнь... - тихо повторил Маленький Принц.
Географ разочарованно захлопнул тетрадь.
- Нет, это слишком ненаучно. - проворчал он. "Всю жизнь..." Жизнь - это понятие неточное! Вот сколько ты прожил? - повернулся он к Дельцу.
Тот раскрыл ладонь и посмотрел на оставшиеся несколько костяшек от счёт.
- Не знаю. Я сбился. Я умею считать только звёзды. А они кончились.
Костяшки по одной скатились с его ладони, а на их место упали несколько слёз.
- А разве дело в деле? - вдруг спросил Маленький Принц и посмотрел на них обоих.
Географ удивлённо поднял взгляд:
- Это как так "Дело в деле"?
– Ну вот ты, например, знаешь многое о других планетах, верно?
– Многое. Почти всё! – с гордостью ответил Географ.
– А зачем тебе это знать? Кому-то будет от этого лучше?
Географ искренне удивился.
– Конечно, будет! Вот захочешь ты узнать, сколько вулканов во-о-он на той планете… А я открою свои записи – и скажу тебе. И тебе не придётся туда лететь и самому их считать! И…
–… и я никогда не увижу эту планету своими глазами. – прервал его Маленький Принц. – Это ты называешь «лучше»? Ты, Географ, делаешь так, чтобы другие меньше путешествовали. В этом твоё дело?!
Географ смущённо задумался и на несколько секунд отвёл взгляд в сторону.
Маленький Принц посмотрел на Дельца.
– А ты? Зачем ты считал свои звёзды? Кому от этого стало лучше?
– Мне… то есть… нет. Никому… – запинающимся голосом пробормотал Делец.
Маленький Принц поднял костяшки, быстро подошёл к Дельцу и протянул их ему.
– Вот, что значит «дело в деле»! Это значит заниматься тем, от чего никому потом не будет хорошо. И променять это дело на всю свою жизнь.
Делец молча взял костяшки, секунду посмотрел на них и сжал в ладони.
– Я видел таких людей, – продолжил Маленький Принц, – на Земле почти все взрослые такие. Они все заняты важными делами, понимаете? Все! Учёные занимаются наукой, которая нужна только им. Законодатели придумывают законы. Строители разрушают старое и строят новое, а потом ломают его и снова строят… И всё это знаете, для чего?
Географ и Делец вопросительно смотрели на Маленького Принца.
– И всё это для того, чтобы им было, на что потратить жизнь! – продолжил он. – Вот только… думаете, им хорошо от этого? Нет! Они постоянно ругают законы, которые придумали сами, перестраивают дома, которые построили сами, и ненавидят науку, которую сами создали. Они не любят жизнь, которую сами живут!
Щёки Маленького Принца покраснели от какого-то внутреннего негодования, захлестнувшего его при этих словах.
– Нельзя винить кого-то в том, что сам себе испортил жизнь!...
– Но… вдруг на той планете тебе будет плохо? А если я заранее расскажу тебе об этом, ты туда не полетишь… – неуверенно прервал его Географ. – Ведь тогда тебе будет лучше? И тогда моё дело принесёт тебе пользу!
Маленький Принц задумался.
Сняв с шеи свой красный шарф, он протёр им стул и сел. Когда-то он любил любоваться закатом, сидя на этом стуле. Но сейчас его взгляд был устремлён в другую сторону.
Географ подошёл к нему и, поймав его взгляд, посмотрел в том же направлении.
– Скажи, – тихо спросил он, – вот если бы я тогда рассказал тебе, какая она, Земля – ты бы захотел туда лететь?
Маленький Принц долго не отвечал.
Географ молчал.
Молчал и Делец, бросив костяшки счёт в карман и глядя прямо перед собой.
– Я не знаю… – прервал тишину Маленький Принц. – Не знаю…
Там, на Земле, я встретил друга. Моего первого друга. И моего единственного друга. Не Пьяницу, нет! Не такого… Настоящего. И он не обманул меня.
Я много кого там встретил! И никто меня там не смог обмануть. Даже если они врали мне – они делали это так неумело, что… Мне просто не хотелось с ними говорить.
Маленький Принц плотно обмотал шарф вокруг шеи и встал со стула.
– Я… просто уходил. А они думали, что смогли обмануть меня и хотели радоваться этому.
– И радовались, наверное? – спросил Делец.
Географ укоризненно посмотрел на него, и Делец неловко замолчал.
Маленький Принц как-то по-детски улыбнулся и подошёл к самому краешку своей планеты.
– Может быть. Но радость от обмана не бывает настоящей!
– Радость от обмана… не бывает… настоящей. – записал в тетрадь Географ. Это была первая его запись, не касающаяся географии.
Маленький Принц бросил взгляд на него, и улыбку на лице сменила лёгкая грусть. Он отвернулся от Географа и неожиданно твёрдо произнёс:
– Ты никогда не смог бы мне этого рассказать. Никогда.
Географ вздрогнул и медленно закрыл тетрадь.
Маленький Принц резко развернулся и посмотрел ему прямо в глаза.
– Что? Что ты знаешь о Земле?! – широко раскрыв глаза, спросил он. – Ты знаешь, каково это – миллионы роз? А миллионы людей?
Географ даже попятился назад от такого напора…
–… а что среди людей бывают Звёздочки, ты знаешь?!...
Речь Маленького Принца вдруг оборвалась. На глазах проступили слёзы. Он открывал рот и словно хотел ещё что-то сказать, но странный комок в горле не давал ему даже сделать полный вдох.
– Уходите. – наконец прохрипел он, словно проглотив этот комок.
Маленький Принц никогда не плакал при посторонних. Он вообще редко плакал. Но сейчас он присел, обхватив колени, рядом с тем местом, где раньше росла его Роза, и закрыл лицо руками.
Делец с Географом замерли, как вкопанные.
– Уходите! – снова вскрикнул Маленький Принц. – Я хочу поговорить с ней! Она ждала меня! Уходите…
Географ вырвал из тетради лист, что-то написал на нём, сложил вдвое и молча сунул лист Дельцу. Тот раскрыл его, прочёл… Когда он поднял глаза – Географа рядом уже не было.
Маленький Принц по-прежнему сидел, закрыв лицо руками.
Делец сложил лист ещё в два раза и спрятал его в карман.
Развернувшись, он стал было уходить, но вдруг остановился. Вынув из того же кармана костяшки счёт, он положил их на раскрытую ладонь и тихо произнёс:
– А жить… как жить-то?
Подойдя к маленькому вулкану и секунду поколебавшись, он вдруг выбросил костяшки прямо в жерло. Раздался негромкий хлопок, и вулкан выбросил облачко серого пепла.
Делец проводил облачко взглядом, повернулся и вздрогнул от неожиданности! Маленький Принц стоял прямо перед ним. Лицо его светилось каким-то необыкновенным внутренним светом, хотя глаза всё ещё были немного красноватыми.
– Возьми! Живи для этого.
Маленький Принц взял его руку, вложил что-то в ладонь, развернулся и тихо стал уходить.
Делец раскрыл ладонь. В ней лежало маленькое семечко и засохший лепесток.
Маленький Принц скрылся из виду.
Сжав ладонь, Делец по привычке хотел сунуть её в карман, но что-то остановило его. Свободной рукой он вынул из кармана сложенный тетрадный листок, развернул и выложил на него семечко и лепесток. Перед тем, как свернуть лист, он поднял взгляд в верхний правый угол и тихо прочёл написанные на листке три слова.

«Вырасти себе Розу».

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, – под угрозой.

Антуан де Сент-Экзюпери

В Год экологии Центральная библиотека им. А. С. Пушкина г.Челябинска организует II Городской экологический Фестиваль «Дорогой Маленького принца», который пройдет при поддержке Центра Детского Экологического города Челябинска.

Фестиваль напомнит простую истину и заповедь Маленького принца из знаменитой сказки Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Передаем слово организатору фестиваля, заведующей отделом социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольге Федоровне Солодовниковой:

В свое время, 2013 год прошел как Год охраны окружающей среды, а через три года Президентом страны был подписан указ о том, что 2017год будет Годом экологии. Ведущие специалисты в этой области давно бьют тревогу об ухудшении экологической ситуации в стране, предупреждая нас о нависшей угрозе. Российская Федерация по меркам загрязненности окружающей среды стоит, практически, на первом месте, и этот показатель, к сожалению, растет с каждым годом. Для того, чтобы решить многие экологические проблемы необходимо:

- Предотвратить вырубку лесов , а именно улучшить условия труда лесников, установить менее выгодные условия для экспорта древесины, в частности, ценных пород, усилить контроль над вырубкой леса.

- Очистить водоемы , а именно усовершенствовать очистительные системы, ведь некоторые из них уже не в состоянии выполнять свои функции; пересмотреть способы утилизации и переработки отходов; улучшить утилизацию бытовых неорганических отходов.

Очистить воздух — использовать современные и более экологически виды топлива; улучшение фильтров на предприятиях, которые относятся к тяжелой промышленности.

- Помимо этого, в Госдуме предложили активизировать просветительскую деятельность экологических организаций и учреждений культуры и образования, ввести уроки экологии в школах: «Законопроект необходим для того, чтобы дать нормативную правовую базу для развития образования для молодёжи в сфере экологии».

Руководство РФ, в том числе и Владимир Путин, уверено, что удачная комплексная реализация планов касаемо Года экологии привлечет внимание общественности к проблемам насущным, связанных с нашей природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений, и поможет в корне изменить ситуацию не только в России, но и мире.

В связи с этим, Центральная библиотека им. А. С. Пушкина организует II Городской Фестиваль экологической направленности «Дорогой Маленького принца», который пройдет при поддержке и содействии Центра Детского Экологического города Челябинска.

Фестиваль проводится с целью воспитания у подрастающего поколения экологической культуры, формированию активной жизненной позиции молодежи, активизации социальной, творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся.

Фестиваль проводится по трем номинациям в два этапа:

Критерии оценки: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы; внутреннее смысловое единство работы и умение в краткой форме представить ее основные положения; богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; правильность и уместность употребления языковых средств; оригинальность.

Проекты должны быть выполнены индивидуально.


В номинацию принимаются объемные композиции, поделки, аппликации и другие творческие работы из различных материалов (бытовые и промышленные отходы).

В номинацию принимаются оригиналы костюма (карнавальный или обыденный) или фотографии изделия для рассмотрения и оценки жюри. Тематика любая.

Критерии оценки: добротность и аккуратность исполнения, красота, оригинальность, креативность, привлекательность, яркость, завершённость работы, возможность её использования в качестве наглядной агитации.

Проекты должны быть выполнены индивидуально или группой не более трёх человек.

Время приема заявок и работ с 10:00 до 19:00, кроме пятницы (выходной день).

В заявке указывается: ФИО участников и руководителей-педагогов, возраст, место учебы или учреждения дополнительного образования, контактный телефон.

Контактная информация:

Адрес: Центральная библиотека им. А. С. Пушкина, г.Челябинск, ул. Коммуны, д. 69,. Проезд до остановки «Детский мир».

Телефоны: 264-76-41; 264-75-19; 264-78-03

Координаторы Фестиваля:

Солодовникова Ольга Федоровна – заведующая отделом социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина;

Туркина Татьяна Владимировна – заведующая абонементом художественной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Завершится фестиваль 9 сентября 2017 года. В этот день будет организована первая библиотечная биеннале «Экосфера» . Горожане познакомятся с выставочными экспозициями и инсталляциями «Цвета и линии природы», «Цветы – радостные глаза Земли», «Спасем планету вместе», «Окно в природу», на которых будут представлены книги, фото и художественные альбомы, картины челябинских художников. Состоятся виртуальные путешествия и экскурсии, мастер классы уральских рукодельниц и костюмированный парад – дефиле участников фестиваля. Кульминацией праздника станет экологический бал «В танце с природой», на котором пройдет церемония награждения победителей.

Приглашая юных челябинцев к участию в конкурсах, мы предлагаем еще раз вспомнить и перечитать эту мудрую, любимую многими, сказку, которая легла в основу идеи фестиваля «Дорогой Маленького принца» – в 2017 году этому произведению исполняется 75 лет .


Каждая новая книжка по-разному входит в жизнь ребенка: кому-то читают бабушки и родители, кто-то сам знакомится с текстом. Я впервые услышала «Маленького принца», будучи маленькой девочкой, в 1961 году, когда сказка Экзюпери зазвучала по радио в исполнении великой русской актрисы Марии Бабановой и Алексея Консовского (принц из «Золушки»). Нашему поколению вообще очень повезло: с самого раннего детства мы слышали по радио лучшие сказки и спектакли в исполнении замечательных артистов. Каждый из них был по-своему уникален. Но неповторимый, несравненный, чарующий, завораживающий, волшебный голос Марии Ивановны Бабановой прочно запечатлелся в моей памяти с первых звуков. Я и теперь, по прошествии времени, воспринимаю Маленького принца и его Розу только в потрясающем исполнении Бабановой. Именно эти записи на виниловом диске фирмы «Мелодия» я позже ставила и своему сыну, и внуку, чтобы они, также как я, запомнили этот уникальный голос.

Прочитать же книгу мне удалось лишь спустя несколько лет, когда отдельное издание «Маленького принца» на русском языке со всеми рисунками автора вышло в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». И снова испытание восторга от каждого слова автора и его замечательных иллюстраций. А с годами пришло понимание жизненной мудрости и философии этого произведения.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери завершил работу над «Маленьким принцем» в очень трудное время – в 1942 году, в разгар Второй мировой войны.

Книга-сказка, книга-притча, книга-предсказание – все определения неспособны уместить в себе философский, социально-культурный и психологический смысл произведения. «Мы в ответе за тех, кого приручили» – легендарная фраза, знакомая каждому. А таких в этой книге еще очень-очень много: 27 фрагментов, красочные авторские иллюстрации автора и жизнь маленького мальчика в большом мире – вот из чего состоит «Маленький принц». Тема довольно проста, но наполнена огромным философским значением. Что есть добро? Кто такой человек? Как нужно жить в согласии с собой и окружающим миром?

Повествование строится вокруг рассказов необычного мальчика – пришельца с астероида Б-612, и выдержано в трогательном и светлом стиле.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора, его детское Я.

Балансирующий на грани жизни и смерти летчик, потерпевший крушение в пустыне Сахара, узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта, и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа. Маленький принц рассказывает о своей жизни на родной планете, о встречах с цветком Розой, о путешествиях на соседние астероиды и знакомствах с различными взрослыми, населявшими их: Королем, Пьяницей, Честолюбцем, Фонарщиком, Географом и Деловым человеком. Каждый из этих персонажей показывает все пороки, которыми наделен взрослый мир: властолюбие, зависимости, тщеславие, гордыня и прочие.

А дальше была Земля. Здесь он пробыл целый год, нашел друга – мудрого Лиса. На Земле есть все – и короли, и пьяницы, и честолюбцы, и географы, и фонарщики... Как сказано в книге, там около двух миллиардов взрослых. Но Лис рассказывает мальчику о настоящих истинах, которые никто не должен забывать.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь. Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но, вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили. Афоризмы Лиса в «Маленьком принце» знают все, ведь это настоящий справочник мудрости.

Отношение человека к окружающему миру должно начинаться с бережного отношения к природе. Умылся сам – приведи в порядок и Планету. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как она мала и хрупка. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.

Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.

Маленький принц – это не просто гость со звезды, это тот, кто живет внутри каждого из нас, на своей маленькой планете. Протяни ему руку, и ты увидишь, как прекрасны цветы и животные, что они умеют говорить, что они могут чувствовать, любить, верить.

А баобабы – это наши плохие привычки, привычки от лености души. Поработай над собой – выполи баобаб с корнем, и стань лучше. Совершенствуйся!..

А удав, проглотивший слона..., ведь автор так и не научился рисовать (эх! это взрослые не поверили в него и "убили" веру в то, что он может этому научиться!). Верить в себя! Не переставать познавать мир! Быть собой!

“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, — говорит маленький герой. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц, – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

Когда дочитываешь сказку, то из глаз катятся слезы, а в голове бьется одна мысль, буквально стуча в висок: «ЧТО ЖЕ МЫ ДЕЛАЕМ СО СВОЕЙ ПЛАНЕТОЙ?! ОДУМАЙТЕСЬ, ЛЮДИ!..»

Притча о баобабах звучит как предостережение для всего человечества: не будем беречь свою планету, ухаживать за ней, то все те негативные явления, которые разрастаются в обществе, как баобабы с планеты Маленького принца, разорвут нашу Землю на части.

Эту книгу необходимо давать каждому взрослому, который забыл, что был когда-то ребёнком.

Эту книгу надо давать ребёнку, чтобы воспитывать в нём самые положительные человеческие качества.

Эту книгу необходимо давать каждому, кто думает, что в жизни нет ничего хорошего и светлого.

Эту книгу надо давать каждому, кто хочет прикоснуться к чему-то тёплому, родом из детства.

Эта история наполнена любовью к жизни, ко всему окружающему, что, поневоле, сам начинаешь пропитываться этой любовью, добром и счастьем, которое читается между строк. Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.

Читайте эту чудесную умную книгу.

Слушайте вместе с детьми записи сказки «Маленький принц» в уникальном исполнении лучших российских актеров.

Учитесь и следуйте мудрым заповедям этой сказочной, но так необходимой всем нам жизненной истории.

Ольга Солодовникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Исследовательский проект

Вернется ли Маленький принц на Землю?

(по сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»).

Номинация «Инновационные методики и технологии в обучении»

языка и литературы

МБОУ «Малобикшихская СОШ»

Канашского района Чувашской

Республики

Иванова Зоя Алексеевна.

2018 год

Ключ для жизни Экзюпери и его творчества

«Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю…Держитесь… Мы идем… Идем… Мы спасем вас», - записал в своем дневнике Экзюпери, когда он и его механик несколько дней шли по пустыне Сахара.

Смерть страшна потому, что отзовется болью в сердцах любимых.

- ответственный,

- защищать утерянные ценности

Введение.

Выбор темы «Вернется ли Маленький принц на Землю?» по философской сказке для взрослых Антуана де Сент-Экзюпери неслучайный. Сказка написана в 1942 году, она окончательно закрепила его широчайшую популярность и писательский авторитет. Произведение впервые было опубликовано в 1943 году в Нью –Йорке.Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира». И если современный человек не изменится, то угроза жизни человеку неизбежна. Поэтому французский писатель создал концепцию современного человека. Он должен быть

- ответственный,

- иметь обостренное чувство самосознания,

- уметь выстоять в новой обстановке,

- уметь отвести от себя страшную угрозу,

- защищать утерянные ценности.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы. Значит, выбор жизненного пути взрослыми - основной вопрос нашего времени – XXI века.

Так вернется ли Маленький принц на Землю?

Об этом исследовательский проект.

Французский поэт, писатель и летчик

Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе в семье инструктора страховой компании. Мать будущего писателя также происходила из старинного дворянского рода. Она, талантливая художница, создала для своих пятерых детей «край детства». Когда мальчику исполнилось 4 года, его отец внезапно умер.

Антуан блестяще знал математику, физику, латынь и французский язык, писал стихи и прекрасные сочинения, очень любил читать. Он всегда и во всем хотел быть первым, не любил проигрывать ни в споре, ни в игре. Он художник, играл на скрипке, хороший инженер – изобретатель.

Экзюпери любил пустыню, так как в пустыне никто не мешает погрузиться в себя. Здесь человек познает цену жизни. И арабы за бурную деятельность Экзюпери назвали его «Хозяином пустыни». Он несколько раз попадал в аварии и катастрофы, умирал от жажды и потери сил в пустыне.

Он пишет произведения, сценарии для кино, испытывает самолеты, читает лекции об авиации в разных странах, пишет репортажи и о нашей стране – о СССР.

Но главным делом для него была литература. Главное в произведениях Экзюпери –не рассказ о событиях, а его мысли. И насколько актуальны сегодня его высказывания!

«Работа – только ради материальных благ – духовная тюрьма» , - писал Экзюпери.

1941 год. Он отказывается от поста в Министерстве информации, рвется на фронт, в истребительную авиацию, хотя ему 43 года. А для летчиков предель- ный возраст – 35 лет. Он не только летает, но и пишет книги «Военный летчик», «Письмо заложнику», «Цитадель», работает над военными изобретениями совместно с американскими специалистами по аэродинамике. В 1942 году написал философскую сказку для взрослых «Маленький принц», она была издана в Нью – Йорке.

В мае 1944 года он пропал без вести. И только в 1950 –е годы в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись, документально подтверди-вшая, что самолет Сент –Экзюпери был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем.

Но звезда Экзюпери не гаснет. Он признан во Франции национальным героем. Мемориальные доски, памятные медали, марки, портреты, кружки, улицы… носят его имя.

Во всем мире тиражи его книг огромны, ибо они рассказывают о смысле и цели в жизни, проникнуты верой в величие человека и его призвание. Они излучают человеческое тепло, обращены к людям. Они противоположны тому, чем стала сегодня литература.

Его биография вышла в серии «Лучшие писатели разных веков».

Российские космонавты поставили Экзюпери первым в списке своих самых любимых авторов.

После победы над фашизмом встанет основной вопрос нашего времени - о путях человека. Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира».

Экзюпери призывает людей жить по- человечески, то есть, как он пишет в своей сказке, «зорко одно лишь сердце»:


  1. Надо понять, что человек в ответе за все, кого приручил, за будущее в ответе.

  1. Люди должны научиться понимать друг друга.

  2. Осознать, что в душе каждого взрослого человека должна жить душа ребенка.

  3. Понять, что человеку нужен друг.

  4. Убедиться, что зорко лишь сердце.

  1. Учиться любить все живое на планете Земля, быть великодушным, нетерпимым к злу, верным, активным.
7. Понять особенность этой философской сказки: она отличается от народных и литературных сказок, так как в ней сама современность, сложные проблемы XXI века.

Актуальность исследования

Анализ необычной сказки «Маленький принц» ярко раскрывает основную мысль автора – его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме выбора жизненного пути взрослыми , так как это основной вопрос нашего времени – XXI века.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы.

Значимость исследования

Эту философскую сказку для взрослых должны прочитать все старшеклассники, так как понятие «Маленький принц» имеет расширенный смысл:

это твой внутренний духовный мир -мир детства,

это умение по – настоящему ценить жизнь,

это соответствие концепции современного человека.

Экзюпери - создатель концепции современного человека.

Современный человек должен быть ответственным, иметь обостренное чувство самосознания, уметь выстоять в новой обстановке, умеет отвести от себя страшную угрозу, защищать утерянные ценности.

Предмет исследования

Объектом исследования не случайно стала философская сказка Экзюпери «Маленький принц» (написана в 1942 году), ведь интерес к его книгам огромен во всём мире. Его произведения любят,потому что он пишет о самом главном – о смысле и цели в жизни, о вере в человека.

Книга отвечает на злободневный вопрос современности: «Что нам делать, как себя вести, чтобы не случилось самого страшного – техногенной катастрофы и гибели людей на планете Земля?».

Об этом и о многом другом мы узнаем из произведения Экзюпери «Маленький принц».

Проблемы, поставленные мною в проекте.

1.Показать, что в жизни людей XXI века выбор пути в будущее должен занимать важное место, чтобы сохранить мир на земле; понимать, что мы команда одной планеты, поэтому нам необходимо возвращение Маленького принца - возвращение взрослых в детство, чтобы люди были добрыми, человечными.

2. Доказать, что книга «Маленький принц» – произведение искусства, так как в нем все метафорично: и язык, и образы.

Выдвижение гипотез

1.Предполагаю, что книга Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» действительно учит нас правильно понимать смысл и цель в жизни , быть современными , то есть не забывать, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

2.Увидеть психологизм в тексте: произведения искусства действительно волнуют душу читателя, учат переживать, болеть за свою судьбу и судьбу близких, за судьбу общества, человечества.

Цели исследования

1. Доказать, что утешить нас в нашей печали может только возвращение Маленького принца.

3.Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас произведения Экзюпери, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия.

Задачи исследования

2.Почувствовать, что именно метафорический язык выражает горячие чувства Экзюпери.

Цитаты из произведений французского писателя

У каждого человека свои звезды.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Судить себя куда труднее, чем других.

Мы чуть не погибли от разума, лишенного сущности.

Истину выкапывают, как колодец.

Подлинная радость – это радость разделенная.

Исследование первое.
Мир детства - это воображение, творчество…
Маленький принц - идеальное изображение детства
.

1. Принц 43 раза за один день видел заход солнца.

2. Произведение начинается с изображения странных рисунков. Это мир детства: шляпа –это удав, проглотивший слона. «Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек».

3. Ежедневно выпалывает первые ростки баобабов., чтобы не было зла на планете - фашизма (Экзюпери это имеет в виду).

5. Дети верят плохо одетому человеку, не любят цифры, верят, что был Маленький принц.

6. «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби».

7 .Имеют друзей, краски, рисуют, не стареют душой, видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование второе.
Мир взрослых – у них нет воображения: повторяют то, что им скажешь.
Летчик – идеальное изображение взрослых.

(Расшифровка кодов – предложений)

1. Взрослые должны беседовать со своей душой, но это возможно только в пустыне. А на Земле люди заняты своими делами.

2.Что же делать людям? Постараться это сделать – заглянуть в свою душу. Увидеть закат…

3. Шляпа – это шляпа. Ящик – это ящик.

4. Взрослые не видят баобабов.

5. Сколько лет твоему другу? Сколько зарабатывают его родители? И т. д.

6.Взрослые не верят плохо одетому человеку, любят цифры. Не верят, что был Маленький принц. Но если им сказать, что он прилетел с планеты Б -612, то они поверят.

7 Я видел дом за сто тысяч франков. Какая красота!

8. Не имеют друзей, т.к. хотят все готовое иметь, как в магазине. В магазине нет друзей, не продают.

9.Не рисуют, стареют душой, не видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование третье - «Мир взрослых».

(Расшифровка кодов – предложений)

Планеты и их обитатели

Первая планета король: у него неограниченная власть и беспрекословное повиновение («Власть должна быть разумной» - это понравилось принцу).

Вторая планета честолюбец: у него равнодушие, эгоизм, самовосхищение и самовосхваление, тщеславие и пустота. Маленький принц сбежал на другую планету.

Третья планета горький пьяница: принц, растерянный и недоумевающий, отправился дальше.(«Взрослые очень, очень странный народ»).

Четвертая планета - «деловой человек»: занят бессмысленным подсчетом звезд. – Это уже социальная сатира автора на бизнесменов.(« Взрослые и правда поразительный народ», и принц ушел).


  • Пятая планета – фонарщик: он понравился Маленькому принцу («Думает не только о себе». Верный слову, умеет работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещает людям путь. Принц хочет подружиться с фонарщиком).
Шестая планета географ: «никогда не выходит из кабинета»,«очень важное лицо», «ему некогда разгуливать», но думает о вечном, и принц вспоминает о своей недолговечной розе.

Седьмая планета Земля, непростая планета: здесь принц хочет найти праведников. Но – пустыня, «Но среди людей тоже одиноко», - сказала змея. Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей.

Таким образом, принц понял, что взрослые посвятили свою жизнь неразумным целям. Почти все обитатели планет не понравились Маленькому принцу, то есть это не детство. А Экзюпери мечтал увидеть детство в душе взрослых.

Исследование четвертое.

Образы и их роль в сказке.

(Расшифровка символов – слов)

Гора –символ спасения, и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенствованию духа и добродетели.

Летчик : в его душе сохранилось детство.

Почему сказка начинается и заканчивается встречей со Змеей?

(Маленький принц, жертвуя собой, спасает человека от укуса змеи, то есть ценой своей жизни побеждает зло.

И именно змея, по преданиям африканских племен, берет ребенка из рук Бога и передает его родителям. Еще змея – это символ чудодейственной силы и горестного знания судьбы человеческой.

Змея приняла принца на Земле, показала ему дорогу к людям и предсказала, что в конце повествования она поможет принцу, дав своего яда, вернуться на родную планету. Здесь змея –символ мудрости.

Роза

Почему Маленький принц горько плачет, увидев на Земле сад с многочисленными розами? (Любимая Роза обманула его, сказав, что она единственная).

Что или кого символизирует в сказке Роза?

Это третья символическая фигура, наряду со Змеей и Лисом, которую принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная Роза символизирует женщину – жену писателя, Консуэло. Поэтому Роза для принца – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Он возвращается к своей Розе, потому что человеку нужен всего лишь один цветок, который наполнит душу светом и заполнит его сердце любовью.

Лис – это герой из народных сказов, олицетворяет жизненную мудрость. Он знакомит принца с человеческим сердцем, учит любить и дружить. А люди забыли о любви и дружбе.

Но Лис помогает нам поверить, что лишь приручив, можно познать что –нибудь. Человек нуждается в общении с кем – нибудь. И человек в ответе за то, что приручил.

Маленький принц приручил Розу, единственную на свете. Она заполняет сердце любовью. Потому он возвращается к ней.

А любовь – это труд души, неустанная работа. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» – вот секрет, открытый принцу Лисом. « Это надо запомнить», - повторяет принц слова Лиса.

Выводы.

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе: сгорать от стыда за нищету, гордиться победой товарищей… , отвечать за «прирученных» - кошку, цветок… А если надо, то и умереть за них: принц умирает, чтобы вернуться к своей Розе.

Принц изменился? Да, особенно после встречи с Лисом:он узнал дружбу и любовь. Маленький принц очень отличается от других сказочных героев, фэнтази-героев, наделенных волшебством, сверхсилами. Наоборот, автор показывает его хрупкость на фоне большого и не всегда дружелюбного мира. Часто мы не замечаем своих пороков. Они стали привычны. Но разве это хорошо: делать привычным, нормой жизни гордость, эгоизм, жадность, пьянство?

Вернется ли маленький принц на Землю?

Может быть, ведь писатель сказал: «Это очень печально, когда забывают друзей… Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения…». Это дороже катастрофы, войны!

Какой подарок подарил принц взрослому другу?

Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!... И тебе будет приятно…

Наш рост – это исправление ошибок, преодоление противоречий – единственно плодородная почва для духовного роста человека.

Кто мы? Мы - люди! И самое главное для нас – отношение между людьми; это бесценная, но очень хрупкая человеческая ценность. Нам надо беречь это!

По мнению Экзюпери, человеком становятся отдавая, а не приобретая, человек измеряется тем, что отдано другим людям, обществу.

Заключение


  1. Антуан де Сент –Экзюпери– Учитель, развивающий наш интеллект, наши человеческие чувства.

  2. Жизнь – подвиг французского писателя служат для нас примером, ведь он был очень активным: поэт, писатель, инженер, музыкант, художник, летчик – испытатель, изобретатель, патриот, целеустремленно боролся с фашизмом, имеет много наград.

  1. Экзюпери – один из самых любимых писателей на Земле.

  2. Солидарностью с детством мы защитимся от войны.
5. Я поняла, что современный человек отвечает за все на Земле.

6. Нужно уметь дружить, любить, помочь окружающим пробудиться.

7. Читая Экзюпери, мы учимся правильному общению с людьми, с природой, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.

8. Актуальность исследования очевидна: в наш век жить нужно в борьбе за выживание,

9. Две гипотезы и две проблемы мною доказаны, раскрыты. Для этого я использовала такие методы: компонентный анализ текста, коды Ролана Барта, символические фигуры – это наносмыслы и наносемы, смысловой анализ текста.

10. Вторая проблема и вторая гипотеза связаны с языком. Экзюпери создал настоящее произведение искусства, я восхищалась его умением обращаться со словом, а также почувствовала глубокий психологизм в тексте: боль писателя за судьбу людей, его переживания, горячее желание писателя помочь нам, читателям, сохранить жизнь на Земле.

Список литературы

2. Григорьев В.П. Антуан Сент –Экзюпери: пособие для учащихся. –Л.: Просвещение, 1973. – (Биография писателя).

3. Вайсман Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» Сент – Экзюпери в VIII классе)

// Лит –ра в шк. – 1992.- №1.- с.118 -124.

4. Сент – Экзюпери А.де. Планета людей: повесть. Военные записки.1939- 1944/ пер. с фр.: вступ. Ст. Л. Г, Андреева.- М.- Дет. Лит.2001.- (Школьная библиотека).

5. Гавриш Т. Р. «За всех в ответе…»: к 100- летию со дня рождения А.де Сент –Экзюпери //

Уроки лит- ры (прилож. К журн. «Лит –ра в шк.» № 6).-2000.-№2.- С.8 -11.

6. Урукова Л.А. Ты нам нужен, маленький принц!: сказка А.де Сент –Экзюпери //Уроки лит –ры.- 2000.- №2. С. 14 -15.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.




Top