Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А. Бунина

И.А. Бунин - один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.
Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.
Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».
Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно - вскоре план героя начинает рушиться.
Главный «виновник» раздражения богатого туриста - неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.
А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».
Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.
А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе - на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву - к привычной и постылой жизни.
Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один - это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.
Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...»
Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.

И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших - это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.

В рассказах И.А. Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.

Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, в котором нет рассказа со счастливым концом. Возможно, он считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Например, рассказ «Темные аллеи». Старик-генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Когда он был молодым человеком, то легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. Все эти годы хозяйка горницы любила только Николая Алексеевича. А он пытается оправдаться: «Все проходит мой друг….Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная ». И Надежда мудро ответила: «Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Но, когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты в жизни?» Счастья в семейной жизни так и не обрел. Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой.

Для И.А.Бунина любовь- это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Он писал, что «всякая сильная любовь избегает брака». Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и И.А.Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.

А.И.Куприну так же в полной мере удалось в небольшом по обьему произведении «воспроизвести » себя, высказаться о самом главном для него. В повести «Гранатовый браслет» прослеживается любовь двух людей разного социального положения: простого чиновника и дворянки. Эта повесть о любви, любви высокой, самоотверженной, не требующей ничего взамен, любви, которая встречается «раз в тысячу лет». В течение восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. На праздники он посылал ей письма. Для чиновника его любовь стала смыслом жизни, самой жизнью. Он полностью отдался этому чувству. В день именин Вера получает от влюбленного в нее Желткова гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Выера, привыкшая во всем слушаться мужа, спрашивает у него совета. Повесть кончается трагически. Брат и муж Веры требуют у Желткова прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но чиновник бессилен перед своим чувством. Он видит лишь один выход- умереть. Вера потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. В этот момент княгиня понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогать ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но ничего уже изменить было нельзя. Даже смерть Желткова не может разлучить его с Верой. Она слышит его голос: «Успокойся, я с тобой…потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». Любовь нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства…

В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств- чувства любви. Произведение И.А.Бунина и А.И.Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

Многие прославленные и выдающиеся писатели в своих рассказах и повестях, романах и трилогиях поднимали тему чувств и разума, которая близка и понятна читателю. Основательно остановился на этой теме мастер слова - Иван Алексеевич Бунин. Он подчеркнул, что чувства никогда не могут быть простыми, они сложны и многогранны. И если чувства главенствующие, то разум уже не властвует над человеком, он становится нечто второстепенным. В рассказах Ивана Бунина показаны истории, которые подчинены по большей части страсти, что не делает его героев хуже или не понятнее.

Разум или чувства правят миром?

Ответ на этот сложный вопрос русской литературы интересовал многих писателей, которые в своих произведениях пытались найти ответ. И разум, и чувство – это две стороны жизни, которые должны объединяться для правильного восприятия этого мира. В обществе человек не может придерживаться только одного мнения, так как это неминуемо ведет к гибели. Ярким подтверждением этого служит рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», где автор решает не давать имени основному персонажу рассказа. После прочтения этого произведения становится понятным, почему автор использует этот прием. Бунин показывает, что таких людей, как его герой, много в любом обществе.

Вся жизнь персонажа из бунинского рассказа сводится к тому, что он смог заработать много денег, которые не приносят в финале истории ему никакого счастья. О самом герое известно немногое: у него есть семья, где нет любви, он расчетлив, некрасив собой, не думает ни о чем, кроме денег. Рассказывая о своем герое, о его путешествии автор ни одного слова не говорит о том, какие чувства испытывает его персонаж. Читатель просто не видит души богатого господина, не видит его каких-то эмоций. На первом плане в богатого миллионера стоит лишь только расчет и здравый смысл, то есть разум.

Но счастлив ли герой? Богатый и обеспеченный, основной персонаж бунинского рассказа, даже умирая, не испытывает самого главного в своей жизни. Господин из Сан-Франциско не смог побыть счастливым, он не знает радости от чувств, которые переполняют грудь и совсем не знает, что такое счастье. Он даже несвободен, так как становится рабом обогащения и всегда находится под властью денег. Настоящего смысла жизни у него нет, соответственно, он не живет, а существует. Но есть ли в этом рассказе люди, которые живут в эмоциональном мире и для которых чувства – это смысл жизни? Да, это горцы, которые видят природу, и наслаждаются от общения с нею. Они свободны, и это состояние вызывает у них многочисленные эмоции. Независимые и свободные, они могут быть просто собою, и в этом состоит настоящий смысл жизни для этих людей.


По мнению рассказчика, счастливым может быть лишь только тот человек, кто не зависит от материальных благ, не лицемерит и для кого на первом месте стоят чувства. Известный писатель Э.Ремарк утверждал, что разум дается человеку для понимания того, что:

«Жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами».


Так что же правит нашим миром? Нужно человеку жить так, чтобы, руководствуясь разумом, испытать весь спектр чувств. И только тогда человек, достигнув гармонии, будет счастлив, а его жизнь будет иметь глубокое содержание.

Трудный выбор между разумом и сердцем


Самым сложным можно считать выбор человека между разумом и чувствами. Жизнь часто создает для нас ситуации, когда нужно сделать определенный выбор и его можно сделать только самостоятельно. Это решение для каждого конкретного человека на тот момент будет самым правильным. Достаточно для этого вспомнить рассказ Ивана Бунина «Кавказ». В нем автор показывает, что, порой, чувства одного человека могут сильно повлиять на жизнь другого человека и даже погубить. Главная героиня убегает с человеком, которого она любит. Но ее счастье приводит к гибели мужа. Молодая женщина даже не думает о том, что ее муж тоже испытывает чувства, что он любит ее. Она, подчиняясь своей страсти, рушит их совместную жизнь, что приводит к смерти человека, который просто не может жить без нее.

Мимолетное увлечение жены, измена его возлюбленной выбивает человека из обычного русла жизни. Бунин дает подробное описание его размышлений, которые приводит к тому, что он решает убить себя. Детальное описание последних часов жизни героя в душе читателя вызывает бурю эмоций. Приняв страшное решение, он искупался в море, побрился, переодел чистое белье, китель, позавтракал, не отказал он себе и в удовольствиях: бутылка шампанского и кофе, сигара. И только потом он вернулся в свой номер, где на диване выстрелил себе в голову из двух револьверов, не давая себе ни малейшего шанса.

Автор показывает, что другого пути у главного героя не было, так как трудно пережить предательство близкого человека, да и невозможно жить жизнью, в которой теперь нет никакого смысла, она просто стала пустой и одинокой. Получив свое счастье и потеряв его, по мнению автора, жить ему уже незачем. Боль для бунинского героя настолько сильна, что только смерть может избавить его от неё. Но совершить самоубийство, по мнению рассказчика, может только тот, у кого сильная воля и стойкая решимость. Сострадание вызывает у читателя гибель офицера из-за измены жены. Но в сложном и трудном выборе между разумом и сердечными чувствами главный герой выбирает чувства. Жизнь без них для этого человека незачем.

Мир чувств в произведениях Бунина


Главный герой рассказа «Темные аллеи» - помещик, который однажды соблазняет Надежду, молодую крестьянку. Но поскольку женщина была ему не ровней, он с лёгким сердцем забывает о ней. И когда уже прошло много лет, этот помещик, ставший военным, приезжает в эти места. В хозяйке одной из изб он узнает Надю. Иван Бунин показывает все тонкости внутренних переживаний героев. Даже их беседа не столько содержит информации, сколько чувств вложено в их переживания. Каждый из них вспоминает те минуты молодости, когда они были счастливы.

Выяснилось, что Надя всю свою жизнь прожила одна, вспоминая ту любовь, которая была у нее к помещику. Но простить его она тоже не может. И теперь это чувство обиды мешает ей быть счастливой. Но и главный герой рассказа тоже несчастлив, так как жена, которую безумно любил Николай Алексеевич, изменила ему и бросила его. И эта история двух одиноких сердец не заканчивается счастливым браком. Автор лишает своих персонажей счастья, так как нет уже страсти. Тема любви в этом произведении является основной. Рассказчик показал, что переживания, то есть чувства, сильнее разума.

Еще одним примером может служить бунинский рассказ «Солнечный удар». В нем автор показывает, как сильна любовь в жизни любого человека. Трогательный и мимолетный роман замужней женщины и поручика, которые случайно познакомились на пароходе. Страсть и любовь, которые они испытали подобны солнечному удару. Одна ночь, проведенная вместе, и вся остальная жизнь, где больше они никогда не встретятся вместе – вот основа сюжета. Некоторое время герой переживает о том, что его жизнь, которая была ослеплена настоящей любовью, опять потеряла смысл. Но он старается смириться с этой потерей и продолжать жить дальше, вспоминая о том чуде, которое с ним произошло. Но таких эмоций, такой накал чувств ему не приходится пережить вновь.

Разум в произведениях Бунина


Человек не живет только в эмоциональном и чувственном мире, он имеет право выбирать между сердечными чувственными и разумом. И такой выбор перед человеком стоит всю жизнь. Так что же нужно выбрать: разум или чувства? Каждый делает свой выбор и потом за это несет ответственность. А последствия могут быть самыми разными.

В бунинском произведении «Чистый понедельник» основная героиня не имеет имени. В тексте автор все время, рассказывая о персонаже, употребляет местоимение «она». И такую же интересную характеристику он дает своей героине без имени:

Странная.
Молчаливая.
Необычная.
Чужая для всего окружающего мира.
Не видящая и не воспринимающая этого мира вокруг него, а глядящая как бы сквозь него.
Все время о чем-то думала.
Ее вид был такой, будто она в мыслях пыталась во что-то вникнуть.
Часто бывала задумчива.
Любила посещать старые кладбища, обители, любила ходить в церковь.
Любимым ее занятием были походы в театр и рестораны, любила она и читать книги.
Она любит светское общество.

Такая противоречивая характеристика была дана автором в рассказе. Она часто задумывается о том, насколько ее близость к миру духовному поможет ей все-таки обрести душевный покой. Основная героиня бунинского рассказа не могла найти гармонию в душе, которая каким-то образом была нарушена. Это повлияло на ее сознание, которое стало будто разорванным. Пытаясь найти что-то цельное, что ей сможет помочь обрести гармонию, она обращается к Богу, надеясь, что служение ему поможет ей.

Мир вокруг кажется молодой женщине ненастоящим и несостоятельным. Даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в этой жизни. Любовь для основной героини – это не смысл жизни, а только ее какое-то дополнение. В чистый понедельник девушка без имени уходит в монастырь. Она знала, что этот мир не подходит для ее жизни, а быть женой или невестой земного человека ей тоже не предназначено судьбой. Поэтому она предпочитает стать «вечной» невестой Бога. И у нее свой путь, где главенствует разум над миром чувств.

Так, любой из живущих, стоит перед выбором. И этот сложный выбор нужно сделать самому.


Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина и Куприна

И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается и всепоглощающая, глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.

Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом эпизоде и заключается трагичность рассказа.

С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.

Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностью полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.

В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагично.

В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

От природы человек наделен великим даром - разу­мом. И в то же время природа дала человеку огромней­ший спектр разнообразных чувств. Человек должен нау­читься жить, осознавая все свои действия и поступки, и при этом оставаться чутким, не поддаваться злости, вра­жде, зависти. Разум и чувство часто противопоставлены друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувством и на­оборот? На этот вопрос каждый человек отвечает сам. Он должен сделать выбор, от которого может зависеть его будущая жизнь.

Размышления по данной теме позволяют вспомнить героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Тать­яну Ларину. Сильные и глубокие чувства испытывает де­вушка, когда впервые видит в своем доме Евгения Оне­гина. Чистая и откровенная, скромная и незаметная, она становится смелой и принимает решение написать пись­мо Онегину, в котором признается ему в любви. По тем временам признание девушки первой в любви - шаг не­обдуманный и безнравственный. Отказ Онегина, его от­поведь («к беде неопытность ведет») не погасили в Татья­не глубоких и искренних чувств. Да, она затаилась, научилась сдерживать свои чувства, но ничто не мешало ей по-прежнему любить Онегина. И только ей одной было известно, что происходило в ее душе, какая борьба меж­ду разумом и чувством бушевала в ней. Именно разум по­зволил Татьяне стать выдержанной, степенной дамой, женой честного и порядочного генерала. Не судьба быть Татьяне с Онегиным. Они встретились после долгой раз­луки, и Онегин полюбил ее. Теперь он испытывает пла­менные чувства к Татьяне. Но поздно. Да, любовь все еще живет в сердце Татьяны: («Я вас люблю, к чему лука­вить?»). Татьяна усвоила урок Онегина, она научилась «властвовать собой», научилась сдерживать порывы чувств. Но в душе она все та же Таня, сохранившая в себе самое высокое чувство - любовь.

Как порою бывают сложны взаимоотношения между людьми, особенно если это касается такого сильного чув­ства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств или голосу разума? Героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вряд ли рассуждала об этом. Всю свою жизнь до встречи с мастером Маргарита не была счастливой. В романе автор восклицает: «О боги! Что нужно было этой женщине?» Да, все было у Маргариты: любящий и обеспеченный муж, прекрасный богатый дом. Не было у нее главного - любви, тепла - того, ради чего стоило жить. И вот размеренную, спокойную жизнь она меняет на жизнь с мастером, жизнь, полную тревог и волнений. Чувства помогли ей обрести счастье. В ее жиз­ни появляется смысл. Вся энергия ее души направлена на мастера и его труд. Когда-то не знавшая бытовых про­блем Маргарита становится заботливой и хозяйственной. Когда мастер исчезает, Маргарита ради хоть какой- нибудь информации о нем соглашается отдать душу дья­волу. Разум спит в ее сердце, а чувства торжествуют и окрыляют ее. Маргарита не думает ни о каких последст­виях, она думает только о возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испыта­ния. Маргарита достигла своей цели: потеряв внешнее благополучие, она обрела вечную любовь и чувство успо­коения.

Таким образом, сделаем вывод: очень сложно челове­ку сделать выбор, как жить. Подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Героини рассмотренных произведений не отказались от своих чувств, ведя себя по-разному в разных ситуациях, потому что мир чувств прекрасен, ярок, разнообразен, он дает много человеку для понимания мира, для осознания себя.




Top