Менуэт танец какой страны. Значение слова менуэт

Образовательная программа

Автор: Еланина Ольга Анатольевна, преподаватель. МБУ ДО "Детская школа искусств №4 Советского района г. Казани "

Описание работы: Предлагаю Вам разработку образовательной программы дополнительного образования детей "Музыкальный инструмент. Домра." художественно-эстетической направленности. Программа рассчитана для детей в возрасте 6-13 лет. Срок реализации программы - 5-7 лет. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования.

Пояснительная записка

Данная программа «Музыкальный инструмент. Домра трёхструнная» в ДШИ №4 предусматривает возможность 5-7 летнего обучения. Всё это даёт возможность педагогу дифференцированно подходить к обучению учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.
За основу данной программы взята «Примерная программа. Домра трехструнная». МК РФ 2003г.
Необходимость в создании программы, для учащихся по классу домры, продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической направленности.
Данная программа разработана для лучшего, более глубокого освоения учащимися материала и подготовки их к сольному и коллективному музицированию.
Цель: создание условий для развития творческого потенциала ребенка, мотивация дальнейшей деятельности и продолжение обучения.
Задачи:
- заинтересовать ученика музыкальными занятиями, инструментом;
- привить учащемуся любовь к инструменту;
- выявить способности ребенка;
- научить его основам, умениям и навыкам игры на домре;
- способствовать всестороннему музыкальному развитию детей;
- научить художественно-эстетическому мышлению, развивать образное мышление;
- научить ребенка работать самостоятельно;
- подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика.

За период обучения в школе, ученик должен получить такой объём навыков игры на инструменте, который позволит ему самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения из репертуара детской музыкальной школы. Ученик должен также овладеть навыками чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игре в ансамбле и оркестре.
Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является индивидуальное занятие педагога с учеником.
Предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения - важнейшему для домриста средству музыкальной выразительности, а также развивать у ученика навыки грамотного использования осмысленной аппликатуры.
Большое значение для музыкального развития ученика имеет работа с концертмейстером. Исполнение репертуара в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальное представление учащегося об исполняемых произведениях, помогает лучше понять и усвоить содержание, воспитывает и укрепляет присущее ему чувство ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала, являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса: успешного, всестороннего развития музыкально-исполнительских навыков учащегося.
При составлении репертуара, необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Правильно подобранный репертуар позволяет решить ряд основных задач в деле формирования музыкально-эстетической личности: воспитание музыкально-образного мышления, творческой активности. Любая программа должна обеспечивать техническое и художественно-образное развитие. Поэтому вопрос о принципах подбора репертуара остается наиважнейшим в деле художественно-эстетического воспитания. Репертуар должен обладать ярко выраженным эмоциональным воздействием. В программе предлагается примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для контрольных зачетов, академических концертов, переводных и выпускных экзаменов. Используя эти варианты, преподаватель может подобрать ученику интересную программу, учитывающую его индивидуальные возможности. Списки эти, разумеется, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнять индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими музыкальными произведениями, отвечающими необходимым художественным требованиям и соответствующим по степени трудности возможностям учащегося.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах и прослушиваниях.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы.
В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учащимся 3-4 произведения, различных по жанру и форме.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.
Развитие учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой.
Преподавателю также необходимо правильно распределять учебную нагрузку. Важно научить ребенка трудиться с желанием, воспринимая музыкальные занятия как интересное, увлекательное дело.
Беседы на уроках и во время классных собраний, совместное посещение концертов, конкурсов, фестивалей с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь учащихся к инструментальному народному творчеству.
Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся.
Данная программа позволяет преподавателю применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся.

Учебно-тематический план

1 год обучения
I полугодие
1. Показ, знакомство с инструментом, строение инструмента
2. Посадка. Постановка рук.
3. Упражнение по открытым струнам; приём пиццикато; простые тетрахорды.
4. Изучение нотной грамоты, строй инструмента.
5. 8-10 простейших пьес в форме предложения, попевки, песни в различных характерах.
6. Итог: контрольный урок.

II полугодие
1. Постановочные моменты: по возможности ученика - медиатор. Освоение ударов вверх и вниз.
2. 8-10 разнохарактерных пьес
3. Хроматические упражнения.
4. Итог: переводной экзамен – 2 разнохарактерные пьесы


Александров А. Школа игры на З-х струнной домре М.1990г.
Чунин В. Школа игры на З-х струнной домре. М. 1988г.
Домра с азов. Учебное пособие. Сост. А.Потапова СПб 2003г.
Азбука домриста. Учебное пособие. Ред. – сост. Д.М.Абызова. К.2004г.
Альбом начинающего домриста. Вып.1-10
Педагогический репертуар домриста. Вып. 1.Сост.Е.Климов 1967г.
Педагогический репертуар домриста. Вып.2.Сост.Е.Климов 1968г.
Хрестоматия домриста. 1-2 кл. ДМШ. Вып.1. Сост.А.Александров 1971г.
Хрестоматия домриста.2-3 кл. ДМШ. Вып. 1. Сост.А.Александров 1989г.

2 год обучения
I полугодие
Основы технического развития
1.Технический зачёт I четверть:
Однооктавные мажорные гаммы. Арпеджио. Различные приёмы игры и штрихи.
2 простых этюда.
2-3 разнохарактерные пьесы
3. В течение полугодия:
Хроматические упражнения
Чтение с листа,
1-2 пьесы в классном порядке
II полугодие

Однооктавные минорные гаммы. Арпеджио. Различные приёмы игры и штрихи.
Упражнения, тетрахорды.
Ритмические группировки: дубль-штрих, триоль на одной ноте, тремоло.
2-3 простых этюда
2. Переводной экзамен:
2-3 разнохарактерных пьес
3. В течение полугодия:

Чтение нот с листа
Разбор программы на лето

Список рекомендованной литературы:
Александров А. Школа игры на З-х струнной домре М. 1991г.
Хрестоматия для 3-х струнной домры 3-4 класс ДМШ. Сост. Лачинов 1960г.
Чунин В. Школа игры на З-х струнной домре. МЛ 988г.
Чунин В. Упражнения и этюды 1-5 кл. ДМШ.М.1989г.
Золотая библиотека педагогического репертуара, тетрадь №1, №2. М.2003.
Яньшинов А. Этюды

Барток Б. Танец
Бетховен Л. Контрданс
Вебер К.М. Вальс. Хор охотников.
Габриель Мари. Ария в старинном стиле.
Чайковский П. Старинная французская песенка

Барчунов П. Пляска
Василенко С. Танец из бал. «Мирандолина»
Гедике А. Танец
Дварионас Б. Вальс из «Маленькой сюиты»
Ефимов В. Три пьесы из «Весёлой сюиты»
Зверев А. В старинном стиле. Маленькое рондо.
Кабалевский Д. Клоуны.
Калинников В. Звёздочки

Авроров В. « Я на камушке сижу»
Александров А. «Калинка»

Евдокимов В. «Утушка луговая»
Красев М. «Полно-те, ребята»

Батыркаева Л. Три пьесы из цикла «Деревенские картинки»
Валиуллин X. Вальс
Еникеев Р. Весенние капельки
Жиганов Н. Мелодия

3 год обучения
I полугодие
1. Технический зачёт I четверть:
2-х октавная гамма E-dur. Арпеджио. Аккорды. Хроматическая гамма. Различные приёмы и штрихи.
2-3 этюда на различные виды техники.
2. Академический зачёт II четверть:
2-3 разнохарактерные пьесы.
3. В течение полугодия:
Упражнения,
Чтение с листа,
1-2 пьесы в классном порядке.

II полугодие
1. Технический зачёт III четверть:
2-х октавная гамма e-moll гармонический и мелодический виды. Ритмические группировки. Арпеджио. Аккорды.
2-3 этюда
2. Переводной экзамен: 2-3 пьесы.
3. В течение полугодия:
Упражнения Шрадика №№ 1-5,
2-3 произведения в классном порядке
Чтение с листа
Разбор летней программы.

Список рекомендованной литературы:
Произведения классического репертуара
Вебер К. Вальс
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Глюк К.М. Гавот из балета «Дон Жуан»
Кюи Ц. Восточная мелодия
Мартини Д. Гавот
МуффатА. Бурре
Обер Ж. Престо
Произведения современных композиторов
Косенко.К. Скерцино
Матвеев М. Весёлый домрист
Милютин Ю. Гуцульский танец из оп. «Трембита»
Хачатурян А. Андантино
Хренников Т. Колыбельная Светланы
Шостакович Д. Шарманка
Обработки народных песен и танцев
Илюхин А., Красев М. «Полька Янка»
Ленец А. «Ах вы, сени»
Сапожников В. «Уж ты поле моё»
Успенский Н. «Ивушка»
Фомин Н. «Пивна ягода»
Фурмин С. «Белолица-круглолица»
Произведения татарских композиторов
Леман А. Весёлый танец
Музафаров М. Маленький вальс
Файзи Д. Скакалка
Хабибуллин 3. Полька. Танец.
Яхин Р. Картинки природы.

4 год обучения
I полугодие
1. Технический зачёт:
Мажорные гаммы E, F-dur в 2 октавы. Различные штрихи и приёмы. Арпеджио: Т5/3, Т6, Т6/4. Аккорды с обращениями. Хроматическая гамма.
2-4 этюда - на зачёте; 2 - в классе.
2. Академический зачёт: 2-3 произведения.
3. В течение полугодия:
Чтение с листа.
Упражнения
1-2 произведения в классном порядке
Изучение оркестровых голосов.

II полугодие
1. Технический зачёт:
минорные гаммы е, f-moll гармонический и мелодический виды в 2 октавы. Различные штрихи и приёмы. Арпеджио: t5/3, t6, t6/4. Аккорды с обращениями. Хроматическая гамма.
2-4 этюда на различные виды техники

3. В течение полугодия:
Упражнения Шрадика №№ 1-10.
Чтение с листа
2-3 произведений - разбор и сдача в классном порядке.
Разбор летней программы.
Список рекомендованной литературы:
Этюды. Упражнения.

Коняев С. Этюд ля минор
Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды. Сост. В.Чунин. М. 2000г.

Произведения классического репертуара
Балакирев М. Полька
Бах И. Сицилиана
Бах Ф.Э. Весной
Боккерини Л. Менуэт
Гайдн Й. Менуэт быка
Гендель Г. Прелюдия
Глазунов А. Град. Пиццикато из бал. «Раймонда»
Госсек Ф. Тамбурин
Григ Э. Вальс
Произведения крупной формы
Бакланова Н. Концертино. Сонатина.
Бетховен Л. Сонатина.
Вивальди А. Концерт Соль мажор
Кантилена
Бах И., Гуно Ш. Аве, Мария
Будашкин Н. Анданте из Концерта для домры
Власов А. Мелодия
Грациоли Ф. Адажио
Ипполитов- Иванов М. Грустная песня
Обработки народной музыки
Авксеньтьев Е. «Как на горе калина»
Гнутов В. «Как на этой на долине»
Давидович Ю. «Калинка»
Красев М. «Полноте, ребята»
Трояновский Б. обр. « Да тебе полно же милой»
Произведения татарских композиторов
Байтиряк И. Не упрекай
Бакиров Э. Танец-шутка
Белялов Р. Голубка

5 год обучения
I полугодие
1. Технический зачёт:
мажорные гаммы F,G-dur в 2-е октавы. Различные штрихи и приёмы. Арпеджио: Т5/3, Т6, Т6/4. Хроматическая гамма от «F», «G»
2-3 этюда
2. Академический зачёт: 3 произведения различных эпох, стилей (одно из которых крупная форма).
3. В течение полугодия:
Чтение с листа

II полугодие
1. Технический зачёт:
минорные гаммы f,g-moll гармонический и мелодический виды в 2-е октавы. Арпеджио: t5/3, t6, t6/4 ,. Хроматическая гамма от «f», «g».
2-3 этюда
2. Переводной экзамен: 2-3 произведения
3. В течение полугодия:
Чтение с листа.
Упражнения Шрадика №№ 1-15
Оркестровые, ансамблевые партии.

Разбор летней программы.

Список рекомендованной литературы:
Этюды. Упражнения.
Бейгельман Л. 50 этюдов для З-х струнной домры М.2000г.
Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды. Сост. В.Чунин.М.2000г.
Шрадик Г. Упражнения для скрипки.
Произведения классического репертуара
Гурилёв А. Полька-мазурка
Дюран А. Чакона
Марчелло Б. Скерцандо
Меццакапо Е. Болеро «Толедо»
Понкиелли. Танец часов из оп. «Джаконда»
Рахманинов С. Итальянская полька
Сметана Б. Иринкина полька
Чайковский П. Неаполитанская песенка
Шуберт Ф. Баркарола. Музыкальный момент.
Произведения крупной формы
Данкля Щ. Вариации на тему Паччини
Моцарт В. Сонатина Ре мажор
Ридинг О. Концерт си минор
Сулимов Ю. Рондо
Кантилена
Камалдинов Г. Романс
Мусоргский М. Слеза
Рубинштейн А. Романс
Сен-Санс К. Лебедь
Чайковский П. Песня без слов
Шуман Р. Грёзы
Обработки народной музыки
Красев М. «Ехал казак за Дунай»
Мотов В. «Научить ли тя, Ванюша».
Шишаков Ю. «Долина-долинушка».
Произведения татарских композиторов
Ильясов Р. Обр. т.н. п. «Аниса». «Море ядран.»
Разлука. Юмореска.
Ключарев А. Обр. т.н.п. «Тафтиляу»
Яхин Р. Песня без слов

6 год обучения
I полугодие
1. Технический зачёт:
мажорные гаммы F,G,A-dur в 2-е октавы. Арпеджио: Т5/3, Т6, Т6/4, D7. Аккорды с обращениями. Хроматическая гамма от «f», «g», «а»; Различные штрихи и приёмы
2-4 этюда
2. Академический зачёт:2- 3 произведения
3. В течение полугодия:
Упражнения Шрадика №№ 1 -25
Чтение с листа, 3-4 произведения в классе
Оркестровые и ансамблевые голоса

II полугодие
1. Технический зачёт:
минорные гаммы f,g,a 2-х октавные. (Требования по гаммам см. по мажорным гаммам I полугодия.) Арпеджио: t5/3, t6, t6/4 ,D7.
2-4 этюда
2. Переводной экзамен: 2-3 произведения
3. В течение полугодия:
Чтение с листа.
Упражнения Шрадика №№ 1-15
Оркестровые, ансамблевые партии.
2-4 пьес различной степени сложности в классном порядке.
Разбор летней программы

Список рекомендованной литературы:
Этюды. Упражнения.
Белов Р. Гаммы, арпеджио, упражнения для З-х струнной домры МЛ 996г.
Бейгельман Л. 50 этюдов для З-х струнной домры М.2000г.
Евдокимов В. Этюд.
Чунин В. Упражнения и этюды МЛ 989г.
Шишаков Ю. 12 этюдов для З-х струнной домры МЛ 961 г.
Произведения классического репертуара
Бетховен Л. Полонез
Бом М. Непрерывное движение
Григ Э. Норвежский танец. Танец Анитры.
Гуно Ш. Вальс из оперы «Фауст»
Кантилена
Аренский А. Незабудка
Верачини Ф. Ларго
Гендель Г. Ларгетто из сонаты №4
Глинка М. Разлука
Произведения крупной формы
Барчунов П. Концерт №2
Бах И. Концерт ля минор
Будашкин Н. Концерт 1 часть
Вивальди А. Концерт ля минор
Обработки народной музыки
Гаврилов А. «Я на горку шла»
Гнутов В. «Жаворонок»
Городовская В. «У зари-то, у зореньки»
Произведения современных композиторов
Городовская В. Памяти Есенина
Дмитриев В. Старая карусель
Лаптев В. Импровизация
Свиридов Г. Музыкальный момент
Произведения татарских композиторов
Белялов Р. «Родная сторонка», «Поделим яблоко на 5 частей»
Валиуллин X. Танец
Жиганов Н. Танец шута

7 год обучения
I полугодие
Разбор программы выпускного экзамена:
Произведения крупной формы
Кантилена
Оригинальное произведение
Обработки народной мелодии
Для поступающих в музыкальное училище - произведения техническо-инструктивного материала (гаммы, этюды, упражнения)
I полугодие (декабрь) - 1-е прослушивание

II полугодие
Февраль -2-е прослушивание
Апрель - выпускной экзамен.

Список возможных программ выпускного экзамена:
Произведения классического репертуара
Мусоргский М. Гопак
Обер Л. Жига
Рубинштейн А. Прялка
Чайковский П. Баркарола, Осенняя песня, Песня без слов, Ноктюрн, Танец пастушков.
Кантилена
Глюк К. Мелодия
Дварионас Б. Элегия
Фибих 3. Поэма
Хандошкин А. Канцона
Произведения крупной формы
Гайдн Й. Венгерское рондо
Лоскутов А. Концерт
Петренко М. Концерт №1
Чичков Ю. Концертино
Цыганков А. Детская сюита
Обработки народной музыки
Лаптев В. «По улице не ходила, не пойду»
Лоскутов А. «Весёлая голова»
Михайличенко Г. «Выйду ль я на реченьку»
Цыганков А. «Под гармошку», « Светит месяц».
Произведения современных композиторов
Рогалёв И. Рондо в старинном стиле
Хачатурян А. Вариации Нунэ
Цыганков А. Гусляр и скоморох, Музыкальный момент.
Произведения татарских композиторов
Монасыпов А. Зимняя дорога
Шамсутдинов И. Прелюд
Яхин Р. Поэма, Ноктюрн

Названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus ). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату . Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же "титула"), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах , Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна , у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. [

Уделялось костюму. Камзол, чулки, подвязанные лентами, пышные юбки на каркасах - все это атрибуты того времени. Ведь они передают атмосферу танца, придавая движениям грациозность. Сегодня менуэт относится к историческим танцам, но и по сей день женщины отдают предпочтение бальным платьям, а мужчины - фраку.

Как следует из , основу менуэта составляют небольшие шаги. Танец имеет определенный музыкальный размер: 3/4 или 6/8, который отражается в аккомпанементе. Луи Бошан - учитель Людовика XIV по танцам предлагал ему фигуру в виде "S". Танцовщики и хореографы того времени описывали в своих трудах также фигуры в форме цифр 2, 8. Наиболее популярной впоследствии стала в форме буквы Z. Она же исполняется и сегодня.

Менуэт начинает одна пара, либо сразу выстраивается ряд пар. Как правило, их четное количество – 2 или 4. Это основной танца, который должен быть определен заранее. Движения в паре начинаются с менуэтного поклона. Сначала его делают мужчины, затем женщины выполняют реверанс.

Если костюм мужчины дополняет , ее необходимо снять во время реверанса, а во время танца перекладывать из руки в руку при выполнении поворотов. Рука, в которой мужчина держит шляпу, должна быть согнута в локте и располагаться прямо за спиной. Затем менуэт продолжается выполнением движений в форме наиболее популярной фигуры танца в виде буквы Z.

Партнеры делают 3 шага вперед с правой ноги, двигаясь по ряду. Затем поворачиваются через левое . Подают друг другу противоположную руку. Выполняются 3 шага в обратном направлении. Продолжая держаться за руки, танцующие делают два шага вперед. Женщина делает несколько шагов по дуге, обходя партнера с левой стороны. Партнер делает один шаг назад, затем один шаг влево вбок. В конце

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas - маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем - несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора - король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта - в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.


Среди различных танцев, которые были популярны в предыдущие эпохи, особое место занимает менуэт. Этот известный танец эпохи Нового времени появился при французском дворе примерно в 16 веке.


Название танца происходит от французских слов menu («шажок», «маленький шажок») или amener (старинный французский танец). Менуэт долгое время был основным придворным танцем, хотя изначально считался сельским. Во времена своего наивысшего расцвета менуэт превратился в высокий образец придворного балета.

Техника танца

. Для менуэта характерны трехчастный размер и умеренный темп. Хотя существовало много разновидностей этого красивого танца, общее представление о нем было как о степенном, грациозном, галантном и торжественном танце. Почти всегда менуэт являлся жемчужиной балов. Танцу присущие такие черты как торжественные проходы вперед назад и вбок, мелкие изящные шаги (па), церемонные поклоны, легкое скольжение. Важным элементом менуэта является своеобразный намек на поклон публике.

Примерная манера исполнения менуэта.

Чтобы вы лучше представили себе изящную технику этого танца, опишем потактовую схему проведения менуэта. На первый такт кавалер подает правую руку, дама принимает ее своей правой рукой. Следующие четыре такта идет длинное балансе-менуэт. Все это время кавалер ведет даму, свободные руки танцующих находятся чуть в стороне и позади. Затем на первый такт дама снимает руку, на следующий такт снимает руку кавалер. Затем схема повторяется, только со сменой рук – сейчас уже в действии левые руки танцующих. Это лишь один из элементов менуэта. Конечно, существует еще множество других, например, «часики» - одновременный поворот обоих танцоров вокруг своей оси четырьмя основными шагами.

Менуэт сегодня.

Менуэт не исчез с танцевальных площадок. В наше время это грациозный, степенный танец, который имеет множество поклонников. Главное в современном менуэте – это изящество движений и исключительная галантность. Так, от королевских балов менуэт величественно добрался и до наших времен, не утратив при этом своих неповторимых движений и манеры исполнения.


Top