Менухин иегуди биография. Менухин и филателия

МЕНУХИН Иехуди (Menuhin, Yehudi; 1916, Нью-Йорк, – 1999, Берлин; похоронен в Англии), скрипач, дирижер, музыкально-общественный деятель, автор книг о музыке и публицист. Его родители, уроженцы Крыма, в детстве жили в Эрец-Исраэль (учились в гимназии «Герцлия»), затем в Нью-Йорке и с 1919 г. в Сан-Франциско, где четырехлетний Менухин начал обучение игре на скрипке. Вначале он занимался у З. Анкера, затем перешел к Л. Персингеру и к восьми годам уже выступал с местным симфоническим оркестром. С 1927 г. Менухин совершенствовался в Швейцарии у Ад. Буша и в Бухаресте и Париже у Дж. Энеску, которого считал своим главным учителем в искусстве интерпретации и с которым творчески сотрудничал впоследствии.

Концертом в Париже в 1927 г. началась блестящая артистическая карьера Менухина, давшего к 1933 г. 110 концертов в 63 городах мира. В 1939–45 гг. Менухин часто выступал в воинских частях США и Великобритании и в благотворительных концертах в пользу пострадавших от войны. В 1944 г. был первым иностранным музыкантом, выступившим в освобожденном Париже, в 1945 г. - первым американским музыкантом, выступившим в Москве (в том числе исполнил вместе с Д. Ойстрахом концерт Баха для двух скрипок с оркестром). В 1947 г. Менухин стал первым музыкантом-евреем, выступившим в Западном Берлине с работавшим при нацистах дирижером В. Фуртвенглером, что, по мнению многих евреев, оскорбило память жертв Катастрофы. Эти выступления побудили еврейских представителей лагерей перемещенных лиц организовать бойкот его благотворительного концерта в их пользу, а на устроенной по просьбе Менухина встрече они публично выразили свое возмущение. С 1950 г. неоднократно гастролировал в Израиле как скрипач и как дирижер. (В свой первый приезд дал 24 концерта за 12 дней.) В 1967 и 1974 гг., после двух войн Израиля с арабскими странами, занял примиренческую позицию, демонстративно дав ряд концертов в арабском секторе и не поддержав объединение израильских и американских музыкантов-евреев в ассоциацию «ICM». В 1952 г. впервые посетил Индию. Знакомство с музыкой и философией Индии заметно повлияло на общественные взгляды Менухина, активно выступавшего с радикальных позиций в защиту демократии, социальной справедливости и национального равноправия. До конца жизни Менухин оставался убежденным пацифистом, гражданином мира и поборником прав человека (в частности, Менухин активно участвовал в защите прав человека в СССР, с его помощью на Запад были переправлены «Свидетельства» Д. Шостаковича, записанные С. Волковым /родился в 1944 г./).

В игре Менухина с юности виртуозность сочеталась с богатством звуковой палитры и глубоким проникновением в замысел композитора. В его обширном репертуаре главное место занимали сочинения крупной формы, в том числе произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, в том числе обнаруженный и изданный им ранее неизвестный концерт для скрипки и струнных (1823) И. Брамса и Р. Шумана. Значительное место в репертуаре Менухина занимала музыка 20 в. - Шостаковича, Эльгара, Энеску, также сочинения, посвященные ему (две сюиты для скрипки соло Э. Блоха, сонаты для скрипки соло Б. Бартока и П. Бен-Хаима, соната для скрипки и фортепиано У. Уолтона и другие). С 1950-х гг. Менухин начал активно заниматься камерным, а впоследствии и симфоническим дирижированием, педагогикой и другой музыкальной деятельностью. Менухин организовал музыкальный фестиваль в Гштаде (Швейцария, 1957), основал фестивали в Бате (Англия, 1959–68) и Виндзоре (Англия, 1969–72) и был их художественным руководителем. В 1962 г. основал и возглавил школу для музыкально одаренных детей в городе Сток-д’Абернон (Англия), воспитавшую многих музыкантов мирового уровня. Менухин - единственный из выдающихся музыкантов середины 20 в., исполнявших академическую музыку, выступал также в других музыкальных жанрах, играя индийскую музыку в ансамбле с ситаристом Р. Шанкаром и джазовую музыку периода свинга в ансамбле со скрипачом С. Грапелли.

С 1959 г. Менухин жил в Лондоне. В 1971–75 гг. - президент Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. В 1980 г. учредил фонд помощи молодым музыкантам. Менухин - автор изданной на немецком языке книги «Искусство и наука как родственные понятия» (Франкфурт-на-Майне, 1960) и на английском языке - «Темы и вариации» (Лондон-Н.-Й., 1972; сборник статей и лекций), «Неоконченное путешествие» (Лондон, 1976; автобиография), «Скрипка и альт» (Лондон, 1976; совместно с У. Примрозом), «Вариации без темы» (Лондон, 1980) и других.

Сестры Менухина, Хефциба (1920–81) и Ялта (1922–2001), пианистки, часто выступали в ансамбле с ним (особенно - Хефциба).

Его сын, Джереми (родился в 1951 г.), пианист и дирижер, выступает с концертами во многих странах, в том числе в Израиле.

В 1966 г. в Лондоне Иехуди Менухин дирижировал концертом Моцарта для трех фортепьяно с оркестром, где солировали его сестры и сын.

Дата рождения: 22 апреля 1916
Место рождения: Нью-Йорк
Страна: США
Дата смерти: 12 марта 1999

Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin, Baron Menuhin, 22 апреля 1916 - 12 марта 1999) - скрипач, дирижер, педагог и писатель. Родился в еврейской семье (выходцев из России) в США, стал гражданином Швейцарии в 1970 году, а в 1985 году гражданином Великобритании. Он был одним из величайших виртуозов игры на скрипке ХХ века.

Родился в Нью-Йорке 22 апреля 1916 года в еврейской семье, иммигрировавшей из России шесть лет назад. После его рождения семья переехала в Сан-Франциско. Мать Иегуди прекрасно играла на виолончели и на фортепиано, мальчику не было и двух лет, как его впервые взяли на концерт симфонического оркестра. В возрасте четырех лет он начал брать уроки у скрипача Зигмунда Анкера. Первые попытки овладеть инструментом были чрезвычайно сложными из-за врожденной укороченности пальцев, однако уже через полгода юный Иегуди смог выступать в престижном ученическом окрестре «Фермонт». С семи лет мальчика начал опекать концертмейстер симфонического оркестра Сан-Франциско Луис Персингер.

Необычайный талант мальчика заметил местный меценат Сидней Эрман. Он дал совет родителям отвезти его на обучение в Париж, а расходы предложил взять на себя. Осенью 1926 года вся семья Менухина отправилась в Париж. Там Иегуди встретил известного скрипача, дирижера и композитора Джордже Энеску, который стал для него не только музыкальным педагогом, но и другом. Впоследствии Энеску завещал Менухину свои драгоценные скрипки.

Юный скрипач начинает концертную деятельность уже в 12 лет. Сначала два концерта в Париже, затем сенсационное выступление в Нью-Йорке, в Карнеги-холл. Неутомимая работа над звуком привела к невероятным результатам. В 1929 году он исполнял в Берлине, с оркестром под управлением Бруно Вальтера, три концерта - Баха, Брамса и Бетховена. В 1931 году Менухин получил первую премию на конкурсе Парижской консерватории. В 1932 году он записал Скрипичный концерт си минор Эдварда Элгара для HMV в Лондоне с композитором в качестве дирижера, в период с 1934 по 1936 год сделал запись сонат И.С.Баха. К Менухину приходит мировая слава. Интенсивная концертная деятельность продолжалась до 1936 года. Затем музыкант вдруг прервал все свои концерты (он не выступал два года) и поселился с родителями и сестрами в Калифорнии. В 1938 году он женился на Ноли Николас, дочери австралийского промышленника, в браке родились сын и дочь.

За время Второй мировой войны Менухин дал более 500 концертов почти во всех местах, где проходили боевые действия. В конце 1943 года он едет в Англию, где начинает концертную деятельность. Там же он встречает английский балерину Диану Голд, ставшую его второй женой (первый брак к этому времени распался), у них родились два сына. В апреле 1945 года после освобождения концентрационного лагеря Берген-Бельзен Менухин совместно с Бенджамином Бриттеном дали концерт для бывших заключенных этого лагеря. Он вернулся в Германию в 1947 году для совместного выступления с Берлинским филармоническим оркестром под управлением дирижера Вильгельма Фуртвенглера, которого упрекали за сотрудничество с нацистским режимом. Этот концерт был как акт примирения, Менухин стал первым еврейским музыкантом, который сделал это после Холокоста. В ответ на критику, он сказал хочет реабилитировать музыку и дух Германии.

После такой напряженной деятельности, он стал испытывать значительные физические и художественные трудности, это было еще и последствием раннего обучения. Увлечение йогой, тщательное изучение теории йоги в сочетании с практикой и медитацией помогли ему преодолеть многие из этих проблем. Менухин продолжил концерную деятельность, его глубокие музыкальные интерпретации получили всеобщее признание, а кроме того он дирижирует и преподает. В 1962 году он основывает Школу Иегуди Менухина в графстве Суррей, Англия. В 1965 году он был возведен в рыцарское достоинство.

В 1983 году Менухин и Роберт Мастерс основали Международный конкурс юных скрипачей. Теперь это один из ведущих конкурсов для молодых скрипачей в мире, многие из его лауреатов стали ведущими скрипачами современности. Среди них Тасмин Литтл, Николай Цнайдер, Илья Грингольц, Джулия Фишер, Дайсин Касимото и Лара Сент-Джон.

Менухин исполнял не только классическую музыку, еще он увлекался джазом. С 1970 по 1990 годы он исполнял джаз вместе с скрипачом Стефаном Грапелли. В 1990 году Менухин стал первым дирижером Азиатского молодежного оркестра, который гастролировал по всей Азии, включая Японию, Тайвань, Сингапур и Гонконг.

Его контракт со звукозаписывающей компанией EMI длился почти 70 лет и является самым продолжительным в истории музыкальной индустрии. Он сделал свою первую запись в возрасте 13 лет в ноябре 1929 года, а последнюю в 1999 году в возрасте 82 лет. В общей сложности он записал более 300 произведений для EMI, как скрипач и дирижер. В 2009 году EMI выпустила ретроспективу музыкальной карьеры Менухина (51 CD).

Иегуди Менухин умер 12 марта 1999 года в Берлине после непродолжительной болезни, из-за осложнений бронхита. Вскоре после его смерти Королевская академия музыки приобрела архив Иегуди Менухина, это один из наиболее полных когда-либо собранных архивов музыканта.

- (Menuhin, Yehudi) ИЕГУДИ МЕНУХИН. (1916 1999), американский скрипач. Родился 22 апреля 1916 в Нью Йорке. Как подающий надежды скрипач вундеркинд занимался с З.Анкером и Л.Персинджером; позже, в Европе его учителями были А.Буш и Дж.Энеску. В… … Энциклопедия Кольера

- (Menuhin) (1916 1999), английский скрипач, дирижёр. Ученик Л. Персингера, Ад. Буша. Родился в США. С 1959 в Лондоне (с 1991 гражданин Великобритании). Гастролировал как солист и ансамблист. Основал школу для музыкально одарённых детей в… … Энциклопедический словарь

Менухин (Menuhin) Иегуди (р. 22.4.1916, Нью Йорк), американский скрипач. Ученик Л. Персингера, А. Буша и Дж. Энеску. Выступает с 7 лет. Один из крупнейших скрипачей современности. Гастролирует во многих странах (в СССР впервые в 1945). Выступает… … Большая советская энциклопедия

Менухин, Иегуди - МЕНУХИН (Menuhin) Иегуди (родился в 1916), американский и английский скрипач, музыкально общественный деятель. Концертирует с 7 лет, выступает с крупнейшими оркестрами мира, в ансамблях (в том числе с индийским ситаристом Р. Шанкаром), иногда как … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Содержание 1 Известные носители 2 Этимология 3 … Википедия

В фильме Фрэнка Борзеджа Stage Door Canteen, 1943 Иегуди Менухин (англ. Yehudi Menuhin, 22 апреля 1916, Нью Йорк 12 марта 1999, Берлин) американский скрипач и дирижёр. Содержание … Википедия

Иегуди Менухин в фильме Фрэнка Борзеджа Stage Door Canteen, 1943 Иегуди Менухин (англ. Yehudi Menuhin, 22 апреля 1916, Нью Йорк 12 марта 1999, Берлин) американский скрипач и дирижёр. Содержание … Википедия

- (р. 1916) американский скрипач, дирижер. Гастролирует как солист и ансамблист. Основал школу для музыкально одаренных детей в Великобритании, организовал музыкальные фестивали (Швейцария, Великобритания). С 1985 гражданин Великобритании … Большой Энциклопедический словарь

- (Menuhin) Иегуди (родился в 1916), американский и английский скрипач, музыкально общественный деятель. Концертирует с 7 лет, выступает с крупнейшими оркестрами мира, в ансамблях (в том числе с индийским ситаристом Р. Шанкаром), иногда как дирижер … Современная энциклопедия

Книги

  • Диалоги с Владимиром Спиваковым , Волков Соломон Моисеевич. Владимир Спиваков - выдающийся скрипач и дирижер, удостоенный множества наград. Одна из самых харизматичных личностей в современном музыкальном мире. Его талантомвосхищались великие Давид…
  • Музыка и власть , Артур Штильман. Книга известного скрипача Артура Штильмана, игравшего много лет в оркестре Большого театра и дававшего сольные концерты, а после эмиграции в США в 1979 году работавшего в оркестре…

Иегуди буквально значит «еврей». Мать решила дать своему первенцу такое имя, когда нью-йоркская хозяйка квартиры, не разглядев в Менухиных-старших евреев, сказала им: «Могу вас обрадовать: евреям я не сдаю». Но, как пишет в самом начале «Странствий» великий музыкант, «как я надеюсь показать, наша мать хотела, чтобы её дети были свободны от груза прошлого, от родственных связей и от еврейской традиции». Желание матери Иегуди Менухина было выполнено.

Её сын стал, наверное, самым знаменитым классическим музыкантом XX века. Его жизнь кажется слишком литературной, как будто придуманной: концертный дебют в 7 лет, европейская слава в 11. Хорошо знакомая история: еврейский мальчик, играющий на скрипке, папа и мама, положившие свои жизни на пюпитр. Для успеха Менухина они сделали всё: выбирали педагогов, меняли страны и импресарио. Его родители проделали путь из царской России в Палестину, оттуда в Нью-Йорк и в Калифорнию.

До рождения детей его мать преподавала иврит, а отец был меламедом. В семье говорили на иврите, но это изменилось с началом карьеры и гастролей чудо-ребенка Иегуди: «Мать вела нас от языка к языку, и по ходу движения мы называли её по-разному. Лет до двенадцати я называл её «има», то есть «мама» на иврите. С изучением французского она сделалась Petite Mere, с изучением немецкого - Mutterchen, и наконец, итальянский принёс ей имя Mammina. Почему-то она так и осталась «Мамминой»...» Маммина прожила сто лет и увидела своего сына на вершине славы.

Венгерский танец Брамса № 5 соль минор

«Странствия» - неровная книга, иногда перенасыщенная подробностями. Менухин гораздо больше пишет о своих успехах и любви всей своей жизни - второй жене Диане, чем о музыке. Из «Странствий» можно узнать о его приверженности здоровому питанию и гимнастике, любви к автомобилям и путешествиям. Менухин рисует автопортрет порывистого, эгоцентричного и переполненного идеями человека.

Он нарушает традиции, постоянно идёт против течения, он капризен, любопытен и настойчив, он говорит в лицо главам государств слова, не предусмотренные дипломатическим протоколом.
«Я никогда не стеснялся того, что ворошил осиные гнёзда», - говорит Менухин. Он обладал удивительным умением плыть против течения и, считая себя евреем, отказываться от того, что составляло основу еврейской солидарности. Сразу после войны он выступал с работавшим в нацистской Германии знаменитым дирижером Вальтером Фуртвенглером, пытаясь доказать, что «музыка и политика - не одно и то же». Многие жертвы Катастрофы этим оскорблены, и Менухин играет перед бывшими узниками концлагерей. Менухин восхищается Израилем и тут же говорит: «Мы были солью земли, придавая всем странам особый характер и не претендуя ни на одну. Жаль, что такой идеальный образ съежился до маленьких размеров одной страны - это прискорбно и вместе с тем опасно».

Менухин оставался капризным ребёнком, жадным до всего нового, даже когда стал зрелым музыкантом и суперзвездой. Вплоть до его последних дней им движут эмоциональность, страсть к новизне и экспериментам. Таким и должен быть, по представлению Менухина, настоящий музыкант. Кумиры его детства - «похожий на библейского пророка» Эрнест Блох и «рыцарь-герой» Джордже Энеску, а полная им противоположность - сэр Эдгар Элгар. Скрипачу было тринадцать, когда он познакомился с композитором, про музыку которого Менухин пишет: «Английская настолько, что не поддается переносу на другую почву. В ней - весь английский изменчивый климат, не склонный, однако, к крайностям; человек, различающий бесконечное число оттенков серого неба и зеленого пейзажа, не допустит неуместного максимализма». Не склонный к максимализму (в отличие от самого Менухина) Элгар потряс юного гения тем, что преподал ему запомнившийся на всю жизнь урок отношения к традициям - композитор прервал репетицию, чтобы отправиться на скачки.

Менухин пишет: «Выбирать - всегда значит отказываться от чего-то; это болезненно для человека, жадного до впечатлений». Менухин выбирал впечатления, самосовершенствование, славу - и такую понятную светскому, особенно советскому, еврею самоидентификацию: «Я еврей потому, что помню об этом». И те же чувства, что были мотором его сознательной ассимиляции, делали его всё более знаменитым и значительным. Эти наивность, любопытство и внутренняя свобода позволяли Менухину поступать так, как прежде классические музыканты не делали. Он, никогда не учившийся в консерватории, руководил фестивалями, был директором Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, создавал собственные школы, академии и фонды. Как ни один другой музыкант мирового уровня, он активно занимался общественной деятельностью и даже политикой. Его политические взгляды были разноречивы и путаны - хотя вряд ли «Странствия» позволяют говорить о системе взглядов. В каком-то смысле Менухин с его культом диалога культур, страстным желанием помочь тем, кто считается угнетённым, и любовью к экологически правильному образу жизни был образцовым европейским «левым». Он поддерживал советских диссидентов, но не отказывался от гастролей в СССР; считал, что решение ближневосточного конфликта - в конфедерации семитских государств; верил, что создание Ассамблеи европейских культур важнее, чем Европарламент.

Менухин искал музыку за стенами филармонических залов. «Великий артист, - писал он, - к примеру, Рубинштейн или Ростропович - не повторяет, а заново проживает свой репертуар». Боязнь повториться и любовь к новизне помогли открыть ему территории, куда прежде не заглядывали академические музыканты. Джаз увлёк его настолько, что он играл вместе со Стефаном Грапелли.

В своей книге Менухин ни разу не произносит словосочетание «new age», но он горячий приверженец этого образа мысли и действий. Когда королева Елизавета II сделала Менухина пэром, ему понадобился герб. Девизом герба стали написанные на иврите («моём родном языке», - подчеркивал Менухин) слова «мудрость», «познание», «понимание» - «хохма», «бина» и «даат», создающие аббревиатуру «ХаБаД». Да, его предки были любавичскими хасидами. Но в конце «Странствий» он опубликовал свою молитву Единому и Множественному, в которой пытается «воспринять и принять триединство во всех его проявлениях», и говорит об озарениях Христа, Будды и Лао-цзы. Не только Beatles, но и Менухин открыл Западу Рави Шанкара и индийскую музыку, а пристрастие музыканта к йоге стало важной частью его имиджа.

После Менухина стало очевидно, что Великий Музыкант не может позволить себе быть только виртуозом или только педагогом. Он должен быть гуру, общественным деятелем и обязательно гражданином мира. И эта стратегия, в значительной степени позаимствованная у поп-культуры, универсальна и беспроигрышна.

Иегуди Менухин


«Менухин пережил трагедию, быть может самую страшную для музыканта - профессиональную болезнь правой руки, - пишет Л.Н Раабен. - Очевидно, она была результатом „переигранного" плечевого сустава (руки Менухина несколько короче против нормы, что, однако, в основном сказалось на правой, а не левой руке). Но несмотря на то что подчас Meнухин с трудом опускает смычок на струны, с трудом доводит его до конца, сила его щедрого таланта такова, что этого скрипача нельзя достаточно наслушаться. У Менухина слышишь то, что ни у кого другого - каждой музыкальной фразе он придает неповторимые нюансы; любое музыкальное творение словно освещается лучами его богатой натуры. С годами его искусство становится все более теплым и человечным, продолжая оставаться в то же время „по-менухински" мудрым».

Иегуди Менухин родился в Нью-Йорке 22 апреля 1916 года в семье эмигрировавшей из России за шесть лет до того. После рождения сына семья переехала в Сан-Франциско.

Мать Иегуди прекрасно играла на фортепиано и виолончели. Мальчику не было и двух лет, когда родители стали брать его с собой на концерты симфонического оркестра.

Когда Менухину исполнилось 5 лет, тетка купила ему скрипку и мальчика отдали в обучение Зигмунду Анкеру. Первые попытки овладеть инструментом оказались для него очень трудными, вследствие укороченности рук. Но уже через полгода после начала занятий Иегуди смог выступить в ученическом концерте фешенебельного отеля «Фермонт».

С семи лет с мальчиком стал заниматься концертмейстер симфонического оркестра Луис Персингер - музыкант большой культуры и отличный педагог. «Однако в занятиях с Менухиным Персингер допустил много ошибок, роковым образом сказавшихся, в конце концов, на исполнительстве скрипача, - пишет Раабен. - Увлекаясь феноменальными данными мальчика, его быстрым прогрессом, он мало внимания обращал на техническую сторону игры. Последовательного изучения техники Менухин не прошел. Персингер не сумел распознать, что физические особенности организма Иегуди, укороченность его рук, таят в себе серьезные опасности, которые в детстве не проявлялись, но в зрелом возрасте стали давать о себе знать».

Необычайный талант мальчика обратил на себя внимание местного мецената Сиднея Эрмана. Последний дал совет отправить мальчика на обучение в Париж, чтобы тот мог получить настоящее музыкальное образование. Материальные затраты Эрман брал на себя. Осенью 1926 года семья Менухиных отправилась в Европу. В Париже Иегуди встретился с известным скрипачом, композитором и дирижером Джордже Энеску.

Энеску стал для Иегуди не только педагогом и воспитателем, но и вторым отцом и другом: «Если какой-то великий человек испытывает сомнения, то ученики его всегда это оправдывают. Для меня Энеску навсегда останется тем эталоном, с которым я сравниваю всех остальных. Даже если пренебречь теми неуловимыми качествами, которые мы выражаем, пусть и неточно, словом „присутствие", и покровом таинственности, которая усиливает мое преклонение перед ним, то и в этом случае его совершенство как музыканта остается феноменальным».

Разлученный с Энеску в период Второй мировой войны, Менухин немедленно полетел в Бухарест при первой же возможности. Он посетил умирающего Энеску в Париже.

Кстати, именно ему Энеску завещал свои драгоценные скрипки. А пока по возвращении в Париж Менухин выступает в двух концертах оркестра Ламуре. В 1927 году юный скрипач едет в Нью-Йорк, где производит сенсацию первым же концертом в Карнеги-холл.

Уинтроп Сержент так описывает это выступление: «Многие нью-йоркские любители музыки еще помнят, как в 1927 году одиннадцатилетний Иегуди Менухин, упитанный, страшно самоуверенный мальчуган в коротких штанишках, носках и рубашке с открытым воротом, вышел на эстраду Карнеги-холла, встал перед Нью-Йоркским симфоническим оркестром и исполнил скрипичный Концерт Бетховена с законченностью, не поддававшейся никакому разумному объяснению. Оркестранты плакали от восторга, а критики не скрывали своей растерянности».

Позднее, в 1945 году, в журнале «Советское искусство» Давид Ойстрах писал: «С 12 лет началась широкая концертная деятельность „вундеркинда" Менухина, принесшая ему мировую славу. В чем причина столь блестящего успеха Менухина?

Овладевая высотами виртуозного мастерства, он в силу природного художественного чутья одновременно добивается крупных успехов и в исполнении труднейших классических произведений, требующих безупречного чувства стиля и предельной выразительности.

Неутомимая работа над культурой звука, я бы сказал проще - над техникой звучания, привела скрипача к замечательным результатам, благодаря которым выразительность его исполнения, певучесть, разнообразие красок еще больше обогащают его искусство.

В пластинках 14-летнего Менухина мы находим - наряду с искрящейся „Кампанеллой" Паганини - запись транскрипции известной песни Любацщ из оперы Римского-Корсакова „Царская невеста". Если первая пьеса ставит перед исполнителем задачу овладения виртуозным мастерством, однако же доступным многим молодым исполнителям, то вторая, требу, ющая исключительной драматической силы, выразительности певучей кантилены, широчайшего дыхания, явилась бы камнем преткновения и для первоклассных артистов.

Молодой Менухин превосходно справился с этой задачей. Среди исполнительских достижений Менухина - столь различные по стилю и характеру произведения, как сонаты Баха, концерт Паганини, „Испанская симфония" Лало, концерты Моцарта и т. д.».

К Менухину приходит мировая слава. В Берлине полиция с трудом сдерживала толпу на улице, в то время как слушатели устроили ему 45-минутную овацию.

Капельмейстер дрезденской оперы Фриц Буш отменил очередной спектакль, чтобы иметь возможность продирижировать концертом Менухина. В Риме, в концертном зале Аугустео, пытаясь пробиться внутрь, толпа разбила десятка два окон. В 1931 году Менухин получил первую премию на конкурсе Парижской консерватории.

Интенсивное концертирование продолжалось до 1936 года. Музыкант внезапно отменил все концерты. Полтора года со всей семьей - родителями и сестрами - он жил в купленной вилле близ Лос-Гатоса, в Калифорнии.

Менухин объяснял свое отшельничество необходимостью проверить себя и познать сущность того искусства, которым он занимается. «Даже ценою риска потерять в будущем все золотые яйца, мне нужно было узнать, каким образом гусыня их несла».

Похоже, уже тогда появились первые симптомы болезни. В середине 1938 года музыкант выходит из добровольного заточения. В том же году он женится на Ноле Николас. От этого брака у Иегуди было двое детей: девочка, родившаяся в 1939 году, и мальчик - в 1940 году.

За время Второй мировой войны Менухин дал около 500 концертов «во всех военных лагерях от Алеутских островов до Карибского моря, а потом и по другую сторону Атлантического океана», - как пишет Уинтроп Серджент. В конце 1943 года музыкант отправляется в Англию и здесь развертывает интенсивную концертную деятельность. А когда союзные армии перешли в наступление, он первым из музыкантов мира играл в освобожденном Париже, Брюсселе, Антверпене.

В сентябре 1944 года в Лондоне Менухин встретился с английской балериной Дианой Гоулд. То было началом взаимной горячей любви. Диана обладала душевными качествами, особенно импонировавшими Иегуди. 19 октября 1947 года они поженились. От этого брака родилось двое детей - Джералд в 1948 году и Иеремия - три года спустя.

Вскоре после победы над фашизмом Менухин предпринял поездку по странам-союзникам, включая Францию, Голландию, Чехословакию и Россию.

В феврале и марте 1952 года состоялась памятная поездка музыканта в Индию. Здесь он встречался с Джавахарларом Неру и Элеонорой Рузвельт. Страна поразила его. Он увлекся ее философией, изучал теорию йогов.

Во второй половине 1950-х годов обострилась давняя профессиональная болезнь. Однако Менухин не сдался. И хотя его правая рука оказалась не в полном порядке, он продолжил выступления и делал это блистательно!

Менухин совершает длительные турне, устраивает ежегодные музыкальные фестивали в Англии и Швейцарии, дирижирует, занимается педагогикой.

Не раз маэстро выступал в нашей стране. Он был одним из первых, кто приехал в Москву после окончания Второй мировой войны в 1945 году, затем выступал здесь в 1962 году, находясь на вершине славы, гостил и в 1971 году как президент Международного музыкального совета Во время первых гастролей Менухина поразила живая реакция москвичей на его концерт. «Я думаю сейчас о том, сколь благотворно для художника общение с такой аудиторией, которую я нашел в Москве, - чуткой, внимательной, пробуждающей в исполнителе чувство высокого творческого горения и желания вновь приехать в страну, где музыка так полно и органично вошла в жизнь и быт народа…»

Рецензией на выступление Менухина откликнулся Л. Оборин: «Основная сфера творчества этого великолепного скрипача - произведения больших форм. Ему менее близок стиль салонной миниатюры или чисто виртуозных произведений… Стихия Менухина - крупные полотна, но он также безукоризненно выполнил ряд миниатюр».

Оборин отмечает огромную пальцевую технику и поразительный по силе и красоте звук скрипача.

Спустя много лет, в 1987 году выдающийся скрипач вновь приехал в Москву Вот что пишет об одном из тех концертов А.А. Золотов: «Что же поведал выдающийся музыкант из Великобритании своим московским слушателям, о чем пел?

Оставляю молодым скрипачам и обучающимся игре на скрипке детям обсуждать в своем кругу технологические проблемы перешагнувшего определенный возрастной рубеж великого скрипача.

Мне дорога та тишина, что рождается под смычком Менухина. Сози-Дая эту звуковую тишину, артист словно зовет своих слушателей, зовет собратьев-музыкантов приблизиться к сотворению животворящей тишины в мире, в искусстве, в каждодневной жизни.

Просветленный, я бы сказал, просиянный звук Иегуди Менухина колдовски воздействует на слушателя, хотя артист словно и не обращается к публике „непосредственно". Он обращен к самому себе и к высшим силам добра, миру и небу, обращен к воодушевляемой им самим сфере вокруг музыканта - жизненному пространству музыки. Мы слышим звуки внутренней речи и, проникаясь ими, проникаемся тишиной. Идеальный образ тишины и мира, то есть Гармонии мира, что живет в душе художника и охраняет эту душу, рождается вдруг в пределе концертной залы.

С радостью для себя я отметил, что тот Менухин, которого слушал ранее, не только не отступил от завоеванных им позиций в искусстве, но продолжает их отстаивать, хотя это и непросто: все больше скрипачей вокруг играют и громче, и мощнее, в их эстетическую установку входит уже „непосредственное" обращение к публике, зазывание публики.

У Менухина между тем - интеллектуальное сосредоточение в звуке. Hi именно это интеллектуальное сосредоточение рождает звук особой содержательности, особой полетности. Процесс звукоизвлечения у Менухина (я могу сравнить его лишь с манерой звукоизвлечения, которой добился отэ своего ленинградского филармонического оркестра Евгений Мравинский) как бы лишен материальности, освобожден от „породы". Словно неким лазером высвечивает Менухин облик музыкального текста во всех его деталях, и одновременно в неразделимой гармонической цельности.

Звук у Менухина - это сама идея. Игра Менухина светит и горит честью и особым блеском. Не сверкающим и ослепляющим, а матовым неземным, сказали бы в старину, - блеском ума, возвышенной страстью духовного приятия мира и примирения с ним.

В одном из древних индийских трактатов мысль сопоставляется с дождем. Мне кажется, что музыкальная мысль Менухина - это своеобразный звуковой дождь, который не обрушивается на слушателей, не смывает все на своем пути, но омывает уставшего путника, возвращает ему силы, внушает веру и успокоение».

До самой смерти в 1999 году Менухин не прекращал концертной деятельности. В последние годы он жил в Лондоне, а в 1991 году стал гражданином Великобритании. На новой родине он основал школу для музыкально одаренных детей.

Уинтроп в своей статье подробно описывает облика Менухина: «Коренастый, рыжеволосый, голубоглазый с мальчишеской улыбкой и чем-то совиным в лице, он создает впечатление человека простодушного и вместе с тем не лишенного изысканности. Говорит он элегантным английским языком, тщательно подбирая слова, с акцентом, который большинство его земляков-американцев считает британским. Он никогда не выходит из себя и не употребляет грубых выражений. Его отношение к окружающему миру представляется соединением заботливой учтивости с непринужденной любезностью.

Хорошеньких женщин он называет „прелестными дамами" и обращается к ним со сдержанностью вполне благовоспитанного человека, выступающего с речью на собрании. Несомненная отрешенность Менухина от некоторых банальных сторон жизни побудила многих друзей уподобить его Будде: и действительно, его заинтересованность вопросами вечного значения в ущерб всему временному и преходящему предрасполагает его к необычайной забывчивости в суетных мирских делах. Хорошо это зная, его жена не удивилась, когда недавно он вежливо осведомился о том, кто такая Грета Гарбо».

Далее Уинтроп пишет: «Подобно большинству концертирующих артистов, Менухин, в силу необходимости, ведет беспокойный образ жизни. Его жена англичанка называет его „агентом по распространению скрипичной музыки". У него есть собственный дом - и весьма внушительный, - расположенный среди холмов около городка Лос-Гатос в ста километрах к югу от Сан-Франциско, но он редко проводит в нем больше одной-двух недель в году. Наиболее характерная для него обстановка - это каюта океанского парохода или купе пульмановского вагона, занимаемые им во время почти беспрерывных концертных турне. Когда с ним нет жены, он входит в пульмановское купе с чувством какой-то неловкости: ему, вероятно, кажется, нескромным занимать одному место, предназначенное для нескольких пассажиров. Но отдельное купе более удобно ему для выполнения различных физкультурных упражнений, предписываемых восточным учением йога, приверженцем которого он стал несколько лет назад. По его мнению, эти упражнения имеют прямое отношение к его здоровью, по всей видимости - превосходному, и к его душевному состоянию, по всей видимости - безмятежному. В программу этих упражнений входит стояние на голове в течение пятнадцати или двенадцати минут ежедневно - подвиг, при любых условиях связанный с необыкновенной координацией мускулов, в раскачивающемся же поезде или на пароходе во время бури требующий сверхчеловеческой выносливости».




Top