Мертвые души м. Мертвые души

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 27 - 35

27. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Мф. 9, 27-35)

Этот евангельский отрывок можно условно разделить на два события: исцеление двух слепых и бесноватого немого. Слепота была очень распространенной болезнью в Палестине по многим причинам: это и воздействие блеска восточного солнца на незащищенный глаз, и отсутствие представлений о важности гигиены и соблюдения чистоты, и множество инфекций, которые переносили тучи грязных мух и которые приводили к потере зрения. Поэтому не случайно Христос, совершая Свою проповедь, так часто встречает слепых.

Интересно отметить, что Господь, увидев этих людей, которые шли за ним и кричали «Иисус, сын Давидов, помилуй нас», искал встречи с ними наедине, то есть разговор происходил в доме, а не на улице. С чем это связано? Здесь раскрывается некий принцип духовной жизни: личная встреча со Христом всегда происходит наедине. Среди толпы мы легко можем увлечься какой-либо идеей, во что-то поверить и пойти следом, но когда сталкиваемся лицом к лицу с тем, что исповедуем и о чем заявляли, у нас могут возникнуть разные соблазны и искушения. Такое случается и в духовной жизни, поэтому рано или поздно человек должен встретиться со Христом наедине. Вот и здесь Господь наедине встречается с двумя слепыми, чтобы еще раз спросить об их вере: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Он должен был убедиться, что они искренне и серьезно желали исцеления, которое Он мог им дать. И часто Господь спрашивает именно о такой вере: она имеет принципиальное значение для того, как Бог будет действовать в вашей жизни.

Вспомним эпизод, когда Христос был в своем родном городе Назарете и его близкие и знакомые, с которыми Он соприкасался на протяжении долгого времени жизни, говорили: «Знаем Его, Он сын плотника, знаем Его мать, братьев и сестер, как же Он совершает это?» Далее евангелист Матфей подчеркивает, что Господь не совершил там многих исцелений по неверию людей. То есть неверие закрыло дорогу к тому, чтобы Бог действовал в их сердцах, поэтому Господь очень часто спрашивает: «Веруешь ли ты в то, что Я могу это сделать?» Вот и нам очень важно укреплять свою веру, чтобы она не погибла в нашем сердце, а была бы как семя, посаженное в добрую землю. А для того, чтобы оно прорастало, над ним нужно трудиться: разрыхлять, удобрять и поливать землю и выдергивать сорняки.

Далее Господь коснулся их глаз и сказал им: «По вере вашей да будет вам». Для чуда необходима вера. В этом нет чего-то чрезмерно таинственного или глубоко богословского; ни один доктор не может вылечить больного, не имеющего в себе никакой надежды на исцеление, никакое лекарство не поможет человеку, если он не верит в его пользу. Путь к чуду, как мы видим здесь, - это готовность отдать всю свою жизнь в руки Христа и сказать Ему прямо: «Я знаю, что Ты можешь сделать меня именно тем, кем я должен быть». Вот что требуется от человека. Поэтому не случайно Господь говорит: «Возьми крест свой и следуй за мной». Эти слова нужно понимать в таком ключе: «Господи, я готов взять свой крест, но Ты мне помоги». В конечном счете не мы сами несем этот крест, а Господь помогает нам в его несении.

«И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал». С чем это было связано? Ответ прост: иногда Господь запрещает говорить о том или ином чуде, потому что люди, получавшие знамение или чудо исцеления, могли вообще неправильно понимать, Кто такой Христос: их представление о Мессии было неверным. Иудея в те времена была очень реакционным обществом, из любой искорки могло вспыхнуть пламя восстания, и все это закончилось бы кровью, поэтому Господь и предупреждает, чтобы они никому ничего не рассказывали.

Двое слепых обращались ко Христу такими словами: «Иисус, сын Давидов, помилуй нас». Титул «сын Давидов» характеризовал Христа как Мессию, именно так, как Его представляла широкая масса: это победитель, тот, кто вновь вернет Древнему Израилю великое могущество и блестящее царство. Иудеи ждали освободителя из рода Давидова, вождя и руководителя, который поведет их к силе, власти, славе и величию. Потому Господь и запрещает слепым говорить об исцелении, чтобы их слова не привели к плохим последствиям, но они все равно рассказали.

И последний момент, на который мы сегодня обратим внимание: ко Христу приводят бесноватого немого. Он совершает это исцеление, и народ дивится, говоря, что такого чуда не видели в Израиле, а фарисеи утверждают, что Он совершает это силой бесовской. Два взгляда на это чудо: простого народа и фарисеев, которые не хотят принять Христа, потому что в их сердце живут зависть и злоба, они не хотят меняться. Изменение для христианина - это покаяние, то есть преодоление своей гордости. Фарисеи же были очень гордыми людьми, поэтому не хотели изменяться и их взгляд на Христа всегда был таков, каким открывается здесь со страниц Священного Писания.

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

Материал подгтовила Наталья Топоркова

Вера есть у всех, но подчас слабая, ибо если бы она была сильная, то мы могли бы и горы передвигать, как об этом пишет евангелист Матфей (Мф. 17, 19): «Если вы будете иметь веру хотя бы с горничное зерно и скажите горе сей: «перейди отсюда туда», то она перейдет». Святитель Феофан Затворник пишет, что сила волн и крепость ветра расшатали в нем уверенность в спокойном прошествии по волнам, из-за чего он и начал утопать. Этот урок апостолу Павлу можно преподнести и всем нам, идущим по пути спасения. Таким образом, как Господь укорил его словами: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 32), так и нас можно укорить в плохой уверенности и доверии Богу. Вспоминаю случай про циркача, который показывал всем, как он переходит обрыв по канату над пропастью, и все ему верят, что он может и в другой раз перейти. Потом он брал и бессловесных животных и так же легко справлялся с задачей, так что все восхищались и верили ему. Наконец, он спросил, кто из людей мог бы пойти с ним, но тут, несмотря на возгласы и ликования перед этим, он не нашел ни одного человека, который бы поверил ему. Никто не хотел поверить ему всей душой, что в этот раз не случится чего-то непредвиденного, чего-то страшного. Вот также и Бог – направляет человека, указывая ему простой и понятный путь: заповеди Божии, святые церковные таинства, но человек не доверяет Богу, боится, что доверие может лишить его какой-то стабильности и привычек, к которым он прилепился настолько, что тяжело и больно что-то, наконец, менять. Да, действительно, чтобы встать на путь спасения, нужно решиться на многое, в том числе и на отказ от всего земного, от всего, что тяготит нас к сластям и удовольствиям греховного мира. И идти за Христом нужно, невзирая на трудности, подобно тому, как мальчик бы доверился циркачу, что он также легко перейдет пропасть с ним, как перед этим с каким-то животным. Но вот - проявляется слабость человеческой веры. Еще один замечательный отрывок из Евангелия показывает нам непрочность человеческой веры, не подкрепленной духовностью. Мы вспоминаем, что, когда Господь проходил с ваиями, все восклицали Ему: «Осанна», и рады были служить Ему, а когда через несколько дней его объявили преступником, причем безнаказанно, то уже никто, кроме жен-мироносиц, не вышел помочь ему и не выступил с целью оправдать Господа перед несправедливыми обвинениями фарисеев! Но мы видим, что не только люди, шедшие за Христом, не сохранили строя веры, и не поддержали Господа, не защитили Его восхвалявшие, но даже и сами апостолы бежали. Как мы знаем, и Петр испугался, отрицаясь Христа в тот момент, когда его спросили: «И ты точно был с ним?», на что он ответил: «Не знаю сего человека». И здесь его вера снова оказалась слабой, как тростинка. Таким образом, даже святой апостол Петр усомнился дважды: сначала от страха волн при переходе по морю и потом при казне Господа из страха обличения отрицал свою близость ко Христу и бежал со всеми. Снова проявилась человеческая слабость.

Даже апостолы – величайшие люди, избранные самим Господом, ошибались, так что говорить про нас, слабых и подверженных искушениям нынешних, как считают, последних времен? И, тем не менее, мы имеем целый сонм святых, которые показали пред Господом свою уверенность и веру, в первую очередь это мученики. Практически каждый день в году усыпан десятком, а то и двумя десятками прославленных угодников Божиих, а сколько их еще неизвестных! Чтобы не потерять веру, необходимо постоянно находиться в ограде Церкви. Только таким образом вера в нас не будет подвергаться сомнениям. «Ибо человеку спастись невозможно, но не Богу, ибо вся возможна Богу!»

Именно по нашей вере и свершаются многие дела. Можно привести в пример несколько случаев, когда именно благодаря вере люди получали помощь в различных житейских ситуациях.

Лариса: «В паломнической поездке на автобусе нам предстояло пройти российско-украинскую границу, чтобы продолжить свой путь к святыням Украины. Перед нами длинной вереницей стояла очередь из машин. Несмотря на усталость и жару, по предложению руководителя группы мы все вместе начали молиться и довольно быстро прошли границу и паспортный контроль. Обычно на границе люди тратят по несколько часов и ждут своей очереди, а здесь случилось настоящее чудо. Тогда многие люди, впервые ехавшие в паломническую поездку, ощутили на себе благодатную силу общей молитвы».

Елена: «Так получилось, что в моей жизни сложилась сложная финансовая ситуация, и не хватало денежных средств на оплату необходимых вещей. В воскресный день я, как обычно, отправилась в храм на литургию, где встретила свою хорошую знакомую. Как оказалось, она надеялась увидеть меня в храме для того, чтобы передать пожертвование в монастырь, где я часто бывала и куда собиралась отправиться в следующем месяце. Удивительным образом она как раз передала мне ту сумму, которой не хватало. Спустя месяц я передала пожертвование в монастырь и не перестаю удивляться Божьему промыслу».

Таких примеров в нашей повседневной жизни встречается великое множество. В трудных жизненных обстоятельствах не стоит отчаиваться и предаваться унынию, а нужно всегда уповать на Божию волю. «Просите благодати Божией. Просите - и дано будет вам, ищите - и обрящете. По вере вашей да будет вам».

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?

Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.

Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!

Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.

Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».

Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам» .

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.

Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.

Господь сначала изгоняет беса из немого человека, только потом дает ему возможность говорить. Представьте себе, что Господь сначала просто исцеляет человека и этот человек своими нечистыми устами сразу же начинает хулить Бога и человека, и прославлять грех. Но Господь устраняет причину одержимости, корень зла, всех хульных слов и деяний — избавляет от беса. Нашими общими устами мы должны хвалить Бога, просить чистоты душевной и телесной, чтобы Господь избавлял нас от бесовского воздействия. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. В таком случае мы сможем прославлять Бога и принимать участие в тех великих чудесах, которые Господь творит на земле.

Рецензия на книгу «По вере вашей да будет вам…»

Посвящена новая книга духовному отцу четы Емельяновых – Пензенскому «старцу» схиигумену Алексию (Шумилину), скончавшемуся в 2005 году. Кстати, по уверению Лидии Емельяновой, именно по его благословению она написала книгу о мальчике Славике:

«Когда я приехала к схиигумену Алексию в Пензу и рассказала батюшке, что прочитала книгу об удивительном отроке Вячеславе и тут же спросила:

— От Бога ли отрок, батюшка?

— Отрок от Бога.

Старец сказал это сразу, утвердительно и как-то торжественно.

— Батюшка, книга эта, такая важная по содержанию, но написана как конспект. Я бы хотела встретиться с мамой отрока…

— Благословляю…

— Побывать там, где он жил, учился, встретиться с людьми, в общем нужно написать новую книгу

— Благословляю.., благословляю.., благословляю.

Батюшка благословлял все мои предложения горячо и как-то жданно, было такое чувство, что и Старец думал об отроке, как и я все эти дни и, как итог, радостное – благословляю».

(Л. Емельянова. «Бог говорит избранникам своим…». СПб., ПБЦ «Благовещение», 2007, с.5).

Как известно теперь всем после статью официального заявления митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, отрок был явно не от Бога (вернее, истории про отрока), а матушка Лидия явилась распространителем лжекульта. Поэтому новое творение Емельяновых требует пристального к себе внимания.

После выхода моей статьи о культе «отрока Вячеслава» («Ангельская пыль») мне пришлось услышать в свой адрес несколько критических замечаний: мол, работа написана без любви и жалости к бедному мальчику, слишком резкие слова я говорю про Славика. Я вынужден был объяснять, что моя статья была посвящена тому образу «Отрока Вячеслава», который нам навязывали авторы книги о нём. Это разные вещи: я писал не о мальчике, а о суеверных расколоучителях, которые действительно удостоились резких слов, ибо их «творчество» принесло огромный духовный вред.

Так и теперь, чтобы предупредить упрёки в непочтительности к «святому старцу» (которого я никогда не видел и не слышал), сразу оговорюсь, что я пишу рецензию не о старце, а о творчестве и духовной позиции четы Емельяновых.

Книга «По вере вашей да будет вам…» составлена по той же схеме, что и «Бог говорит избранникам своим…». «Предисловие», написанное некой Е. Поповой, призвано убедить читателей в значимости данного труда и личности самого старца:

«Важно проследить, как постепенно «внешний» человек под воздействием молитвы старца приобретает духовное разумение, которого он прежде не знал в себе. Важно понять, что духовное разумение приходит не из богословских наук, не из «планомерного» изучения святоотеческих Преданий, не из «новинок» духовной литературы и не из православных печатных органов, где обсуждаются общецерковные проблемы» (с.15-16).

Это основной лейтмотив всей книги: на первом месте – Старец и книги о нём, а все остальные «печатные органы» — нечто второстепенное и маловажное. А создание книги о Старце – это «крайне трудное дело» и «нужна высокая словесная культура, всегда отличавшая любое произведение древнерусской духовной литературы, чьи традиции мы обязаны свято хранить, соблюдать и продолжать поныне» (с.4-5). Что сия книга Емельяновых полна «высокой словесной культуры» я убедился, проштудировав её: как и труд про Славика, она изобилует орфографическими и грамматическими ошибками, написанием всюду приставки «без-» (чтобы бесам нос утереть) и постоянной путаницей в «иЗцелениях» и «иСцелениях». Глубочайше пошлый стиль у всех авторов – тоже, наверное, продолжение «древнерусских духовных традиций»…

Первая часть книги – «житие» старца Алексия, написанное известным «агиографом», специалистом по отысканию «святых», матушкой Лидией Емельяновой.

Вторая, самая большая часть – рассказ некой Надежды о своём духовном пути под руководством старца. Как и в книге об отроке, её рассказы перемежаются «духовными комментариями» батюшки Геннадия Емельянова.

В третьей части книги приводится акафист и молитва «великомученику и целителю» Старцу Алексию Пензенскому, чтобы никто не сомневался в его святости и в способности авторов находить и прославлять «избранников Божиих», старцев и отроков. Как и в случае с мальчиком Славиком, старец удостоился чина «великомученика», хотя никто его не расстреливал, не казнил. А в корявом и чрезвычайно безграмотном, с жалкими потугами на рифмовку, акафисте намекается на всех будущих критиков: «Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников» (с.479). Вот и попробуй теперь «умничать» — сразу «посрамят»…

Не буду пересказывать «житие», выделю лишь некоторые особенности. Главное недоумение вызывает сам «факт» рукоположения будущего старца в священный сан. Вопреки всем мыслимым и немыслимым церковным канонам, был посвящён человек, инвалид детства, не владеющий ни руками, ни ногами, прикованный к креслу, не держащий голову, с серьёзными дефектами речи. Но, как уверяет матушка Лидия, таков был «Промысл Божий». А проверить истинность «Промысла» теперь непросто.

Как всякий старец, иеромонах Михаил, а впоследствии схиигумен Алексий, занимался непрестанной молитвой, руководством духовных чад, принятием исповедей, постройкой монастыря в посёлке Победа. В промежутках он отчитывал бесноватых, исцелял, прозревал и пророчествовал. Причём его способность к прозрениям была близка к абсолютной, как у Славика: он всё знал и о человеке, и о его грехах, о будущем и прошлом, разбирался во всех житейских мелочах, вплоть до знания радиодела, хотя нигде ничему не учился.

Особенностью старца была таинственная «непонятность»:

«Когда Батюшке задавали вопросы, он отвечал притчами, очень лаконичными фразами, смысл которых предстояло «разгадывать»». «Батюшка показывал то, что ещё должно произойти, взывал к глубокой правде, открытой ему, но не нам. Поэтому понимание приходило не сразу, и не всегда. Трудно приходилось и тем, кто слышал старца в первый раз. К их радости матушка Зиновия, много лет проведшая подле старца, помогала людям понимать его слова. (..) Полноценное же общение с Батюшкой было возможно только при настроенности на единую духовную волну» (с.60-61).

Это банальная схема создания сект – у нас был «спаситель», «избранник», которого могли понимать только мы, его «апостолы», потому что мы на «единой духовной волне». Поэтому мы его вам растолкуем, объясним, направим на истинный путь. Есть у нас и «святые матери», которые растолкуют «апостолов». Так создаются все культы, яркий пример – секта Порфирия Иванова, сумасшедшего, но вокруг которого собрались кандидаты наук и узурпировали право на понимание и истолкование его бреда. А что многие, включая священников, воспринимают духовных чад старца Алексия как секту – подтверждает сам священник Геннадий:

«Много спустя побывал я в храме мученицы Татьяны в Нижнем Новгороде. Потрапезничали с батюшкиными чадами, сидим, мирно беседуем, вспоминая старца. Тепло на душе у всех.

Заглядывает священник, что-то спрашивает и сразу удаляется. Перехватываю его колючий взгляд. Вспоминаю, как старец шутливо спрашивал диакона Андрея: «Как ваши попята поживают?»

Мария Степановна, как бы уловив моё настроение поясняет: «Он нас всех сектантами считает». Жалко. Вспоминаются и другие слова старца: «Кто не ищет старческого окормления, тот погубит себя и свой приход». Но такова сегодняшняя реальность» (с.416-417).

Как говорил протоиерей Иоанн Мейендорф: основная черта сектантов – это уверенность в том, что спасутся только они, а остальные все погибнут. И ещё – они получают огромное наслаждение от этой мысли. Разве не об этом говорит о. Геннадий? Всё их совместное с матушкой Лидией творчество настойчиво проповедует эту идею: спасутся только чада нашего Старца, поклоняющиеся отроку Вячеславу. При этом ненавязчиво так авторы напоминают нам, кому мы должны быть благодарны «открытием» старца:

Батюшка Алексий незадолго перед смертью сказал одной женщине: «Когда приедешь в Москву, позвони отцу Геннадию и матушке Лидии, которые написали книгу («Дорога к старцу» — А.П.) и послали тебя сюда, что я их очень люблю. Обязательно передай. Обязательно» (с.407).

По словам матушки Лидии, старец много пророчествовал, но в книге пророчеств мало и они банальные, не идущие ни в какое сравнение с откровениями про динозавров «отрока». Так, старец призывал не надеяться «на мирских начальников, пенсионные фонды» , обещал скорую войну с севера «за веру», советовал запасаться пшеницей, «садиться» на землю, чтобы выживать своим огородом, ждать голода и людоедства. Действительно, пророчества скромные, но, думается, мы ещё услышим продолжение пророчеств, ведь есть «апостолы», которые хранят их до времени, да ещё и будут удостаиваться «видений» и «откровений».

Немногословный и скромный (по словам агиографов) старец иногда говорил о себе не вполне скромные вещи:

«Отца духовного после меня у вас не будет. В красивых одеждах будут, в золочёных ризах будут, а такого у вас больше не будет. Приходите ко мне на могилку, просите, а я вам помогать буду» (с.415).

«Батюшка говорил: «Кто мне будет помогать, того четыре поколения спасутся»» (с.382).

«А старец духом весь наш разговор слышал, как мы кичились друг перед другом своими молитвенными подвигами. И говорит он вдруг тихо, печально и очень серьёзно:

— Песчинки… Вы песчинки перед Богом, а я гора. Ваша молитва без моей – ничто» (с.368).

После смерти старца главным занятием его чад стал сбор материалов, воспоминаний о нём, для дальнейшего его прославления (причём явно они не надеются на официальную канонизацию, их больше устраивает «народное» почитание).

Основу книги составляют воспоминания духовной дочери Надежды, несколько лет окормлявшейся у старца и жившей поблизости. Надежда, простая деревенская женщина, ветврач. На протяжении 400 страниц Надежда выворачивает перед читателем все свои грехи, включая блудные, описывает скорби, насылаемые за эти грехи, и помощь Батюшки на пути исправления и осознания своей греховности. При этом, рассуждая о своей падшести, Надежда не забывает уже на следующей странице из грешницы превращаться в проповедницу и обличительницу общей испорченности человеческой породы. Сам старец обещал ей, что она будет «пророчествовать», «рассказывать людям о Боге». И в своей роли «пророчицы» она ничуть не сомневается:

«В это самое время во мне окрепло решение рассказать про духовного отца. Взялась за карандаш, лист положила перед собой, сперва страшно было: как напишется? А потом словно кто-то невидимый диктовал, а я едва успевала записывать, а слова всё шли и шли.
Потом перечитаю листки и задумаюсь: я ли всё это написала? Словно и не я, но кто же тогда? Поняла: я только записывала. Старец духом диктовал мне, а я только исполняла волю Божию» (с.431). Вот вам и новый «иоанн богослов» в юбке из посёлка Победа…

Не знаю, как читают все эти излияния подобные ей тётушки (наверно, с восторгом), а меня, если честно, подташнивало от такой пошлейшей «духовности». Причём, если посмотреть на жизнь Надежды в целом, то она состояла в основном из болезней, насылаемых за стародавние грехи (так, у неё заболели женские органы в наказание за шалость, совершённую… в шестилетнем возрасте!) и исцелений от них по молитвам старца; из злодейств со стороны соседей, завистников, и особенно из колдовства и порчи, спасение от которых становится возможным только предстательством старца. Я насчитал 10 случаев колдовства и порчи, наведённых лично на Надежду, на её дом и скотину. По сути, вера рассказчицы – банальная смесь бабьих суеверий, язычества с православной терминологией.

Но самое странное во второй части – это комментарии о. Геннадия Емельянова. Точно так же, как и в книге о Славике, он по любому житейскому пустяку (даже по поводу гавканья собаки) изливает порцию «добротолюбных» речей, смысл которых в итоге он сводит к одному: без Старца нет спасения: «Старец для нас – око Божие на земле: всё видит, всем стремится помочь» (с.390). «В отличие от нас старец, как сотаинник Божий, живёт в духе Святой Троицы и обладает всей полнотой знания во всех сферах (!- А.П.), на которых сконцентрировано внимание его воли» (с.275). Абсолютизация роли старца – основная идея данной книги. Как пошутил один священник: «Православие – это минное поле, без сапёра-старца не пройти».

Думается, эта книга во многом даже опаснее, чем культ «отрока Вячеслава», ибо «Славик» — это откровенная ересь, бред, от которого отвернётся любой здравомыслящий человек. Но прочитав такую книгу про старца, в которой нет вопиющих безумств про динозавров и НЛО, а лишь мутный поток «духовности», православный человек сделает только один вывод: пора собираться в дорогу на поиски Старца, ибо нет нам спасения в обычной приходской жизни, нет толку от обычных «попят», нет смысла читать Святых Отцов, Евангелие, ибо всё равно невозможна духовная жизнь вне старческого окормления, когда требуется брать благословение на каждый вдох и выдох. Старец становится «папой», «наместником Бога» на земле, в руках которого наше спасение. Как сказал однажды церковный историк А. Карташёв по поводу кандидатской работы по богословию: «…где Христос, где апостолы, где Церковь? Всё затмила собой огромная тень Старца…» (Цит. по протопр. А. Шмеман. Дневники. М., «Русский путь», 2005, с.539).

А вот информация с официального портала Саратовской Епархии по поводу первого издания книги «По вере вашей да будет вам…» (статья также была опубликована на «Русской Линии» 16.09.2006):

«Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом.

Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того - документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет.

А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной «серии». И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная «агитационная» (иначе не скажешь) работа, собираются средства на «часовню на могиле старца», на «монастырь» и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей «старца Алексия» и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако - назад дороги уже нет.

Кем был «отец Алексий»? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием,- острая жалость. Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором «старец» лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью «Газели». И одно только и смог сказать: «За что ж они его так мучили-то, бедного!..» Действительно - жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать. Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку «камень» в виде такого жизнеописания, «чудес» и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: «По вере вашей будет вам». Поэтому не верьте лжи, верьте только истине» (Игумен Нектарий (Морозов)) .

Это далеко не единственное критическое исследование, касающееся книг о старце Алексии, которое можно найти в Интернете. Но, к сожалению, и восторженных, умилительных отзывов (в основном, женских) не меньше. Полтора года назад игумен Нектарий опубликовал статью, но ничего не изменилось: выходят новые издания, увеличивается количество последователей старца. Уже несколько лет супруги Емельяновы развращают неокрепшие православные души, создают сектантские группировки, пропагандируют лжекульты, лжедуховность, вместе с «Просветительским» центром «Благовещение» сеют смуту в епархиях, жонглируют ложными архипастырскими благословениями – и, как ни в чём не бывало, священник Геннадий продолжает служить, выступает на радио…

Я беседовал с человеком, который развозит по епархиям книги издательства «Благовещение», спрашиваю: почему на книге «благословение» Пензенского, а не Петербургского архиерея? Тот засмущался: «К нему попасть непросто…» Но думаю, истинная причина в другом: если бы эта книга попала на стол к епархиальному архиерею, то у о. Геннадия Емельянова возникли бы серьёзные проблемы. Пока же он живёт и служит без проблем, создавая таковые тысячам других людей. Поэтому очень бы хотелось, чтобы творчеству и деятельности этого священника и его матушки дали официальную оценку в Санкт-Петербургской Митрополии.

Совсем иное значение это слово приобрело в России после Оптинских старцев XIX-го века. Теперь в сознании большинства православных слово «старец» почти то же, что «живой святой». Под этим словом обязательно подразумевается наличие духовных дарований: прозорливости, исцелений и т.д.

Именно такой старец предстает нам из книги: святой чудотворец, прозорливец и целитель. Куда там святым древних патериков!. Прочитав книгу впору вспомнить жития прп. Серафима Саровского. Кстати, в книге о.Алексий буквально поставлен рядом с этим святым: «Как-то диакон Андрей сокрушался, что старца не было на празднике в Дивеево. Но батюшка возразил, что он был там и стоял вместе с Серафимом у его раки» . В данном случае утверждается, что старец телом находясь в одном месте, духом пребывал в другом — стоял (телесно о.Алексей стоять не может, и ниже будет сказано почему) рядом с Прп. Серафимом.

Можно ли поверить тому, что в наше время под Нижним Новгородом, вне всякого канонического церковного подчинения живет-поживает святой такого уровня?

Но главная идея книги не в этом. Она в следующем: без старца (именно в смысле без святого) спастись невозможно.

Не хотелось бы говорить о святости или не святости о.Алексия. Коснемся исключительно книги о нем.

Начнем с того, что о.Алексий человек не простой — он инвалид детства: «Родился мальчик с тяжелейшим физическим недугом, из-за которого его ножки никогда не касались земли» .

Для тех, кто не знает церковных правил, надо сказать: такой человек не может быть священником. Монахом — может. Старцем — наставником монахов — может. Святым — может. А священником — нет. Инвалидность — каноническое препятствие к рукоположению в священный сан. Не по этой ли причине мы не найдем в книге ту часть жития о.Алексия, где было бы сказано о его хиротонии и начале служения? Какой же епископ дерзнул нарушить правила, рукоположив человека, который не может не только ходить, но даже есть без посторонней помощи ? И был ли вообще этот епископ ? Была ли вообще хиротония? «Темна вода во облацех …».

Бесовское покаяние

Что соблазнительного есть в повествовании об о. Алексии? Его уверенность не только в собственном спасении и святости, но в том, что спасутся те, кто будет его слушать:

Такое дерзновение настораживает. Надо заметить, что величайшие святые совсем по-другому смотрели на себя. Настораживают и некоторые высказывания и советы о.Алексия:

Есть в жизнеописании старца и совсем маловероятный эпизод: покаяние беса, говорившего со старцем из бесноватой Валентины:

Не удивительно, что «Очень много священников встречалось с батюшкой, но мало кто прилепился к нему, смог почувствовать духом» .

«Старцеобрядческая» церковь

Но оказывается не только странность высказываний о.Алексея настораживала тех, кто пограмотнее (все же священники!), но и еще кое что: «Их раздражало, что батюшка не в штате епархии и вроде как никому не подчиняется» . Вот в чем дело! Батюшка-то в своей собственной юрисдикции, вне всякого епископа, а, по сути, это означает, что он вне Церкви. Ни Евхаристии ни других служб он совершать не может. Из книги напрашивается вывод о том, что о.Алексий или «самосвят» или раскольник. Увы это так!

  • «На Кавказе мне рассказывали, как во время гонения на монахов в шестидесятые годы прошлого века, когда за ними буквально охотились, два старца избежали преследования чудесным образом: они по воздуху перешли пропасть и исчезли из виду. К какой епархии они принадлежали, какому епископу?

И почему старец Антоний после лагерей служил литургию в кочегарке и никто из мирян не выдал его властям? Многие священники во времена лютых гонений не смогли найти себе пристанище в официальной церкви [выделено мной — и.И.], но продолжали служить по домам, подвергая себя смертельной опасности. На этот вопрос нет простого и однозначного ответа, и мы не будем подробно исследовать его. Заметим только, что Дух дышит там, где хочет, и тогда, когда хочет. Откуда приходит и куда уходит — никто этого не знает. Непреложные свидетельства Духа Святого отражены в этой книге. Можно их отвергать, но ведь это значит бороться с Богом. Пусть же задумаются приверженцы прописных истин и уложений: есть ли место у них в душе место живому Духу? Не заслоняют ли официальные персоны церкви [выделено мной — и.И.] самого Господа?».

Здесь автор сознательно вводит читателя в заблуждение. Никакой загадки и проблемы тут нет, и необязательно наводить тень на плетень. Если во времена гонений в силу смертельной опасности можно (и иногда нужно) было жить и служить в подполье, то после устранения этой опасности нормальные священники шли к архиереям и получали приходы для служения и антиминсы. Сейчас не время гонений. Сектантские же рассуждения о Духе, который «дышит там, где хочет, и тогда, когда хочет» оставим без комментариев. У нас, православных, в отличие от неохаризматических сект, Слава Богу, есть Церковь, имеющая полноту даров Духа. Впрочем о причине, заставившей автора написать такие строки мы скажем ниже, а пока продолжим цитировать о.Геннадия Емельянова — составителя книги о старце Алексии «Дорога к старцу»:

Каноничность объявляется «законнической» болезнью, а желание окормляться у духовника, находящегося в евхаристическом и молитвенном общении в Церковью — духовной пустотой. После этих рассуждений книга читается совсем по-другому: уж не сектантом или раскольником писана она?

Но вот более любопытный перл:

Духовное затмение современного священства

Длинное обличение современного духовного упадка священства о.Геннадий заканчивает словами: «Жалко тех священников, которые не увидели в этом глубоком человеке светильника веры и благочестия» .

Но какова же причина побудившая о.Геннадия приравнять нынешнее время ко временам лютых гонений? Все просто: по о.Геннадию сейчас время всеобщего отступничества, в которое втянулись церковные власти. И знаки этого отступничества — паспорт и ИНН.

И это не домыслы, вот что буквально пишется в книге:

То есть, при переводе на русский язык, ситуация такова: Игумен хочет уйти от епископа, который «принуждает к «беззаконию» (очевидно вопрос о паспортах или ИНН). А старец говорит: Служи у меня! В МОЕЙ церкви…

То есть напрямую намекается на создание альтернативной церкви под «омофором» старцев, без епископов, «продавшихся» Вельзевулу. Это уже учение о расколе!

Такой призыв нужно оправдать не только отступничеством епископата, но и общим упадком, что автор и делает:

Собственно, и в общине старца нечто похожее: «Во всем размеренная неторопливость, покой, светятся лампады, лики глядят с икон, горят свечи. В своей комнате молится старец. Настроение приподнятое, время идет незаметно» .

Почему же покой у старца — это дары Духа, а в приходах «официальной церкви» — это плоды беса?

Можно ли спастись без старца?

И заканчивая это краткое исследование книги «Дорога к старцу», хочется коснуться ее главной духовной мысли, выраженной в следующем диалоге с о.Алексием:

Грозные слова. Без старца — читай без святого духоносного наставника — спастись нельзя. А поскольку такого уровня старцев у нас кроме о.Алексия (если верить книжке) считай что и нет, то без общения лично с ним у нас нет и спасения.

Все церковные Таинства, все Святые Отцы и весь опыт Церкви без старца — ничто, так как без него нет спасения. Так ли учит Церковь? Сравним этот тезис с мыслями Свт. Игнатия Брянчанинова.

Говоря о духовном руководстве он пишет:

Остается вспомнить еще одно горькое замечание Святителя Игнатия: «Боговдухновенных наставников нет у нас!» .

Игумен Игнатий (Душеин)

За что ж они его так мучили… - игум. Нектарий (Морозов)

Шарлатанство — всегда страшная вещь: надеешься на исцеление, а в итоге болезнь усугубляется. Но особенно страшно сталкиваться с шарлатанством духовным: здесь вред терпит не тело, а бессмертная душа…

Мы уже не раз обращались на страницах «Православной веры» к «книжной» теме. Наша газета старается держать своих читателей в курсе наиболее интересных новинок православного книгоиздательства, публикует рецензии на вышедшие недавно книги. Но несколько дней тому назад в информационно-издательский отдел епархии обратились две верующие женщины — по поводу «новинки» совсем иного рода. Содержание прочитанной ими книги заставило усомниться: действительно ли принесет она пользу тем, кто возьмет ее в свои руки?

«По вере вашей да будет вам…» () — такими евангельскими словами озаглавлено жизнеописание, как заявлено в нем, «пензенского старца схиигумена Алексия (Шумилина)», вышедшее в свет в Петербурге в 2006 году. Вопрос вызывает уже самая обложка ее, на которой изображен преклонных лет монах в инвалидной коляске. Смущает выражение его лица, поскольку при взгляде на него трудно избавиться от мысли, что нездоровье этого человека носит не только физический, но и душевный характер. Однако первому чувству в подобных случаях верить нельзя, поскольку внешность порой очень обманчива. Естественно, что возникло желание познакомиться с книгой получше, тем более что о таком подвижнике, как схиигумен Алексий (Шумилин), слышать нам никогда не приходилось (это особенно удивительно, учитывая, что скончался он совсем недавно, 8 января 2005 года, и жил так недалеко от нас, в соседней епархии).

И вот то ощущение, от которого при чтении настоящего жизнеописания никак не удавалось избавиться: книга ни о чем. Бесконечное переливание из пустого в порожнее, абстрактные рассуждения — и практически никаких фактов. А те факты, которые все-таки приводятся, поражают какой-то внутренней нелогичностью, несогласованностью друг с другом.

Очевидно, что Михаил Иванович Шумилин, 1930 года рождения, был инвалидом детства: «Родился с тяжелым физическим недугом: совсем больной, он не мог ни ходить, ни обслуживать себя хоть сколько-нибудь. Он был старшим, но его, беспомощного и немощного, нужно было кормить с ложечки, поить, умывать…»

И это первое, что приводит к неизбежному «конфликту восприятия»: постойте, но как же, да и кем был он пострижен в монашество и рукоположен в священный сан? Ведь исполнять священническое служение, да что служение — и обойти вокруг престола на хиротонии он бы не смог.

Тем поразительнее и невероятнее рассказ о том, кто совершал хиротонию. По утверждению авторов, рукоположил Михаила (Шумилина) в священный сан митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). А присутствовали при этом также митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), архимандрит Таврион (Батозский) и архимандрит Серафим (Тяпочкин). Достойно при этом внимания, что владыка Зиновий жил в Тбилиси, митрополит Леонид и отец Таврион — в Риге, архимандрит Серафим — в Белгороде. Где и почему они собрались вместе ради хиротонии раба Божия Михаила — совершенно непонятно.

Еще непонятнее, как митрополит Зиновий, в прошлом Глинский монах, архиерей, привыкший свято чтить церковные каноны, мог рукоположить в священный сан человека, чья хиротония по церковным канонам в виду неспособности к священнодействию была решительно невозможна.

Окончательно все запутывает повествование о том, как хиротония происходила на практике, поскольку из описания становится ясно, что была это и не хиротония, а монашеский постриг.

Далее следует рассказ о жизни о. Михаила и о его духовнической, а затем и старческой деятельности. Рассказ, впрочем, до крайности туманный. Где служил (да и служил ли вообще) о. Михаил, понять из него практически невозможно. Что опять-таки очень чудно: ведь рукополагается священник всегда не «просто так», а к конкретному храму или обители.

Также говорится о молитвенных подвигах о. Михаила, но каковы они были, в чем заключались, снова неизвестно. Когда же речь заходит о присущей ему практике духовного окормления, то здесь преобладают рассказы о не совсем понятных с духовной точки зрения чудесах и о случаях колдовства и противостояния нечистой силе.

В недоумение приводит и фотоматериал, широко представленный в книге. Например: фотография большой рыжей коровы, задумчиво глядящей в объектив, и подпись под ней: «Молитвенная помощь старца не раз спасала корову-кормилицу». Или фотография самого о. Михаила (точнее уже Алексия — в схиме), лицо которого искажено гримасой или улыбкой, припавшая к его руке монахиня и другая подпись: «Ни с чем невозможно сравнить благословение, полученное от старца».

В качестве приложения к жизнеописанию дан «Акафист преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Это — своеобразный «апофеоз» той нелепости и несуразности, которыми отличается книга в целом. Прежде всего, издатели объясняют, что «обычно акафист составляют святым до церковной канонизации». А затем следует сам акафист, отдельные строфы которого, своими незамысловатыми рифмами напоминающие частушки, хотелось бы процитировать. Например:

«Радуйся, друже Троицы, не давай в грехе успокоиться».

«Радуйся, крепкий битвою, оживляющий нас молитвою».

«Радуйся, велий схимниче, в тьме сомнения нам светильниче».

И еще несколько:

«Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников». «Радуйся, сердце доброе, никому в мире не подобное». «Радуйся, Божий труженик, ко спасению очень нужный нам».

Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом.

Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того — документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет.

А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной «серии». И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная «агитационная» (иначе не скажешь) работа. Собираются средства на «часовню на могиле старца», на «монастырь» и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей «старца Алексия» и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако — назад дороги уже нет.

Кем был «отец Алексий»? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием, — острая жалость.

Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором «старец» лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью «Газели». И одно только и смог сказать: «За что ж они его так мучили-то, бедного!..». Действительно — жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать.

Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку «камень» в виде такого жизнеописания, «чудес» и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: «По вере вашей будет вам». Поэтому не верьте лжи, верьте только истине.

игумен Нектарий (Морозов)




Top