Милый стиль рисования людей. Стили и направления в изобразительном искусстве

Дети являются основной аудиторией просмотра различного рода мультфильмов. Хороший карикатурист это тот, кто может извлечь основные черты объекта или человека, упростить их для привлечения внимания ребенка. Такие мастера, как Уолт Дисней, Ханна и Барбера, Чак Джонс, Джим Хенсон, Уолтер Ланц и многие другие, изучая детское мнение и восприятие, добились очарования всего мира своими магическими и вечными персонажами. В данном уроке мы будем рассматривать, как легко и правильно рисовать мультипликационных героев, от которых и дети и взрослые будут в восторге.

Окончательный вариант будет выглядеть так:

Детали урока:

  • Сложность: Средняя
  • Предполагаемое время выполнения: 2 часа

Понимание человеческого восприятия

Человек — это существо, которое имеет очень интересную особенность — мы можем преобразовывать детали, которые образуют очень сложную структуру или объект, в довольно простой вид.

Можете ли вы сказать, что два изображения ниже представляют собой один и тот же объект?

Может показаться странным то, что вы можете посмотреть на изображение и сказать, что это автомобиль.

Что происходит с большинством людей, кроме художников, которые не могут достать из памяти все детали автомобиля, вид собаки или черты лица ребенка? Они начинают ассоциировать очень простые и примитивные формы с конкретными особенностями каждого объекта. Так, например, сколько детей пришли со школы с подобным листком бумаги в руке и сказали «Это мама и папа!»?

Вы же не хотите так рисовать, неправда ли? Если не хотите, давайте возьмем в руки карандаш и начнем рисовать!

1. Создание первого персонажа

Основной формой мультяшной формы будет круг. Круг — это все, что нужно. С круга вы можете определить основные пропорции головы персонажа.

Проведите вертикальную и горизонтальную линии, которые пересекаются в центре круга, как на картинке ниже:

Шаг 1

Рисуем глаза овальной формы с небольшим наклоном по сторонам. Необходимо оставить зазор между глазами примерно такого же размера, как глаз.

Шаг 2

В верхней части овалов глаз слегка обозначим ресницы персонажа. Рисуем выше ресниц брови, которые передают своего рода удивление. Рисуйте такую форму бровей, которая получается, в дальнейшем вы приспособитесь к своему собственному стилю.

Нарисуйте зрачки так, чтобы они были сведены к центру (это очень эффективная тактика, которая используется карикатуристами с целью сделать персонажи симпатичнее).

Совет: чтобы дать больше жизни глазам можете нарисовать маленькую линию под ними для имитации морщин. Это еще одна очень интересная тактика, которая придает особый колорит мимике персонажа.

Шаг 3

Теперь самый интересный момент урока. Именно на этом этапе мы будет определять каким будет наш персонаж: худой, толстый, молодой, старый. Персонаж у нас будет молодым.

Рисуем челюсть:

Шаг 4

Нос будет с фронта. Чтобы не использовать много деталей, нарисуем его в общих чертах. Довольно часто подробно прорисовывают нос с одной стороны лица из-за того, что свет падает только с одной стороны.

Шаг 5

Наш персонаж — ребенок. Делаем рот — что-то простое и с выражением невинности.

Обратите внимание, что в мультяшном стиле дети, независимо от пола, имеют довольно простую форму рта без губ.

Шаг 6

Форма ушей достаточно простая.

Шаг 7

Дорисовываем стрижку мальчику.

Я не знаю, как нарисовать волосы. Помогите!

Для того, чтобы нарисовать идеальные волосы не нужно быть дизайнером или стилистом. Нет правильного способа рисовать волосы, поэтому вам следует пробовать до тех пор, пока не получатся подходящие именно для данного случая. Просто помните, что волосы своей формой могут передать определенные личностные качества персонажа. Как ни странно, волосы могут выразить возраст, бунт, консерватизм. Невероятно, да? А какая у вас прическа?

Точный и быстрый способ рисования волос для мультиков заключается в поиске соответствующего фото в Интернете! После того, как вы нашли идеальный стиль, поместите изображение в качестве примера рядом с планшетом или листом бумаги и начните разрабатывать его упрощенный вариант.

Первый персонаж завершен успешно! Поздравляем!

Теперь давайте поработаем над иным персонажем, используя тот же шаблон, что и для мальчика.

2. Создание старшего персонажа

Шаг 1

Начнем с глаз. На этот раз будем рисовать быстрее, добавляя морщины, брови и зрачки глаз. Обратите внимание, что мы не сильно изменили, однако просто немного расширили брови. Пожилые люди имеют более толстые брови, которые занимают больше места на лбу. Ресницы рисуем таким же образом, как и в предыдущем варианте.

Шаг 2

Подбородок будет немного увеличен, чем у предыдущего персонажа.

Шаг 3

Создаем нос. Форма совершенно другая. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что ноздри расположены очень близко к нижней части глаз. Идея состоит в том, чтобы получить хороший результат, немного преувеличивая части тела.

Шаг 4

Вместо рта нарисуем большие усы.

Шаг 5

Добавляем такие же уши, как и мальчику. Однако волосы будут другой формы — добавим немного по бокам, а сверху оставим залысину.

Наш персонаж похож на сумасшедшего ученого.

3. Создание женского персонажа

Создаем сестру для мальчика:

Как получилось так быстро? Очень просто... У женщин более тонкое строение лица. Учтите некоторые особенности:

  • тонкие брови;
  • более крупные и выразительные ресницы;
  • тоньше подбородок;
  • маленький нос с меньшим количеством деталей;
  • длинные волосы.

Вот и все! Как только вы начнете чувствовать себя более увереннее, можете нарисовать еще несколько персонажей с различными деталями.

4. Мимика

Давайте нарисуем девочку после получения известия, что школьные каникулы подошли к концу.

Теперь давайте вернемся к мальчику и спросим его мнение по этому поводу:

Такое чувство, что он что-то задумал!

Обратите внимание на изменения в лице мальчика:

  • одна бровь ниже другой;
  • глаза полузакрытые;
  • добавлена улыбка (одна сторона выше другой, в соответствии с бровями);
  • зрачки переместились под ресницы.

И все! Все проще простого!

5. Рисуем в профиль

Нарисуем два круга.

Будем создавать мальчика и девочку в профиль:

Ухо осталось в центре круга.

Обратите внимание на эти детали при составлении мужских и женских персонажей:

  • у мальчика брови толще;
  • подбородок девочки немного выдвигается вперед;
  • нос девочки тоньше и острее;
  • у мальчика нет ресниц, когда у девочки они большие и густые.

6. Игра с углами

Глаза, нос, рот, уши — все эти детали заставляют лицо менять свою форму, если смотреть на них с разных ракурсов. За этим очень часто можно понаблюдать у героев мультфильмов.

Обратите внимание, как реальные глаза упрощаются при преобразовании в мультфильм.

Реальная форма носа состоит из нескольких хрящей. Его форма радикально упрощена в мультфильме.

Понимание того, как ведет себя рот под разными углами имеет важное значение. Удалите лишние детали и попытайтесь сохранить только основную форму губ. Уши также значительно упрощены.

Теперь мы будем воплощать в жизнь все, что мы узнали. Ниже находятся круги со стрелками, которые показывают направление взгляда. Можем практиковать свои навыки рисования в различных положениях:

Отметим глаза для каждого из кругов:

Теперь добавим различной формы челюсти:

Вы можете самостоятельно доделать рисунки, исходя из тех знаний, которые были вам предоставлены в этом уроке. Помните:

  • лицо необходимо упросить и придать округлых форм;
  • преувеличивайте некоторые части лица и его выражение.

Как только вам удалось наметить направление глаз и выбрать соответствующие подбородки, попробуйте использовать ваш творческий потенциал и закончить рисунок. Если вы будете рисовать по крайней мере по 10 минут в день по правилам, которые представлены здесь, то вы сможете рисовать мультипликационные лица так же просто, как дышите.

Подведем итоги по рисованию персонажей:

  1. Рисуем круг для черепа;
  2. Устанавливаем направление, в котором персонаж будет смотреть;
  3. Делаем контур глаз овальной формы;
  4. Рисуем зрачки глаз, которые смотрят на нос, если вы хотите создать милый персонаж. Не забывайте ресницы;
  5. Выбираем правильные брови в зависимости от возраста и пола;
  6. Создаем соответствующие челюсти;
  7. Добавляем простые уши без лишних деталей;
  8. Ищем необходимую прическу в Google и используем ее в своем эскизе;
  9. Празднуем!

Вот, что получилось:

Пример того, как использовать тот же шаблон для создания различных эмоций. Заметьте, что только ресницы и брови были изменены. Ничего больше!

7. Исследование национальностей

Мы приближаемся к концу урока. Хотелось бы призвать вас продолжать экспериментировать с мимикой и, по возможности, больше исследовать лицо. Узнайте, как глаза и рот ведут себя в различных ситуациях. Взгляните на разные национальности и изучите их ключевые особенности.

Например, афроамериканцы имеют слегка сплюснутый нос и более округлые скулы.

Всякий раз, когда есть возможность, попробуйте нарисовать ваших персонажей более реалистично. Наблюдайте за поведением людей в реальной жизни. Посмотрите на фотографии, изучите стиль вашего любимого художника или ищите вдохновение в Интернете. К огда мы обращаемся к реальной жизни, мы можем извлечь качественную информацию для наших эскизов. Но помните: наблюдения реального мира не означает его копирование! Вы хотите, чтобы ваш персонаж был уникальным, а не копией реального, не так ли?

Отличная работа!

Теперь вы знаете основные методы, которые используются лучшими мультипликаторами по всему миру. Удачи!

Надеемся, вам понравился урок.

Исследуйте другие методы рисования головы мультипликационных персонажей.

Пределом может быть только небо!

Перевод — Дежурка.

(Перевод статьи Tara Leaver “Finding your own artistic style: A practical guide” –

У многих из нас поиск своего собственного узнаваемого художественного стиля вызывает большие трудности. И это относится не только к новичкам в рисовании, но также затрагивает и художников со стажем.

Возможно вы начинаете сомневаться еще до того, как кисть прикоснется к холсту, вспоминая разные критические замечания ваших учителей, или попросту теряясь в огромном количестве различных возможных идей и вдохновении, полученных с разных курсов. А может и то, и другое сразу!

Неудивительно, что когда вы найдете свой стиль, вы почувствуете себя просто изумительно!

Сегодня я вижу несколько простых способов как найти и развить свой собственный стиль .

Он есть у каждого человека, просто нужно помочь ему проявить себя. Мы развиваем его через постоянную практику и упражнения, но есть еще и бессознательная часть, та, что идет не через “руки”, а от сердца.

Я знаю, что эта мысль кажется очевидной, тем не менее именно такое сочетание позволяет нам начать работать над выработкой нашего индивидуального стиля. Полученная извне, эта идея дает вам возможность более четко представить, с чего лучше начать познавать свое творчество и искать свой стиль.

Все, что вы прочитаете ниже, не является исчерпывающей информацией по этой теме. Это лишь отправные точки для вас в поисках собственного пути.

Возьмите свою последнюю работу, положите её так, чтобы вам было удобно её рассматривать. Последовательно отвечайте на вопросы, попутно отмечая свою реакцию и наблюдения. Если хотите, можете сделать письменные пометки.

Мы отправляемся на поиски сокровищ!

Главное сокровище – это ваше собственное творчество.

Задумайтесь над тем, что вы рисуете чаще всего

  • Какие темы и сюжеты привлекают вас в рисовании больше всего? Если вы затрудняетесь с ответом, загляните в свои картины и папки с работами в поисках ответа.

Лично я стараюсь запоминать свои предпочтения в сюжетах, как часто я работаю над той или иной темой. А где-то дома у меня лежит и листок из блокнота, куда я записываю эту информацию. Так что, когда я чувствую затруднения с ответом на вопрос о моей любимой теме в рисовании, то заглядываю в себя или этот листок.

Итак, я люблю рисовать лодки! А ещё рыб, фигуры и деревья.

Список любимых тем не должен быть абсолютно полным или исчерпывающим на данном этапе. Достаточно выделить для себя несколько из них, чтобы иметь отправную точку.

Подборка работ с экспериментами и творческими поисками на тему деревьев. Вы можете увидеть общие черты, связывающие работы – извилистые линии и контурный рисунок.

Какие цвета вы любите?

  • Подумайте о цветовой палитре, которой вы пользуетесь по умолчанию.
  • Что может рассказать ваша последняя работа о повторяющемся выборе цветов?

В мою рабочую палитру в последнее время входят aqua, голубая, непальская желтая, флуоресцентная розовая и белая, в качестве которой я использую акриловый грунт gesso. Это дает мне хороший диапазон темных, средних и светлых тонов. Я получаю искреннее удовольствие от игры с этими цветами, они полностью отвечают моим нуждам и потребностям в данный момент.

А как насчет вас?

Слева – моя фотография, справа – рисунок по ней. Я использовала цвета из “моей” палитры и экспериментальную технику.

Какие у вашего стиля особенности?

  • Что вам больше нравится – графичные линии или же работа с большими площадями цвета?
  • Нравится ли вам использовать необычные приемы при работе с кистью?
  • А может вы предпочитаете не использовать в работе зубную щетку для набрызга?
  • Нравится ли вам создавать так называемые паттерны, узоры, или же вы предпочитаете работать с большей фантазией и размахом?

Особенности моего стиля – контурные линии, часто неровные и размытые, иногда “грязные” по цветовому решению. Я вдохновляюсь работами Эгона Шиле (Egon Schiele). Я тоже люблю нервные цветовые контрасты, изощренно-гибкий рисунок.

Проанализируйте, какие приемы вам особенно нравятся и близки, дарят чувство удовлетворения своим творчеством. Развивайте их, придерживайтесь в своих будущих работах.

Рисунок рыбы, выполненный чернилами орехового оттенка. Эксперимент с линиями.

Какая техника, художественный материал вам нравится?

  • Возможно, у вас их несколько. Что вам нравится больше всего?

Я очень люблю работать с масляной пастелью. Но больше всего мне нравится работать с акрилом и использовать в работах медиум. Это позволяет мне контролировать процесс высыхания красок, играть с результатом. Высыхает всё быстро и так же легко чистится.

Если у вас есть одна любимая техника, то это значит, что вы сможете исследовать все её возможности, улучшить свои навыки, а значит и свои работы в целом.

Я не пользовалась референсами для этой работы. Тут лишь два моих любимых материала – акрил и масляная пастель.

Что вас вдохновляет?

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, на которые нужно обратить особое внимание в поисках своего стиля. Теперь давайте немного отвлечёмся, посмотрим на работы других художников и подумаем над тем, что бы мы могли позаимствовать у них для себя.

Я рекомендую заняться этим после того, как вы ответите на четыре предыдущих вопроса. Перед тем, как начать рассматривать и оценивать работу других художников, вам нужно для начала разобраться со своим творчеством.

Если вы уверены в том, что выделили для себя основные черты своего творчества, это упрощает вам поиск работ других художников, близких вам по стилю и видению мира. Вам будет проще оценивать их работы, и искать особенности, которые вы хотели бы добавить к своим работам, своему стилю.

Он создан для того, чтобы собирать и делиться визуальной информацией. Там море различных картинок, фотографий и изображений. Задайте несколько ключевых запросов, посмотрите на результат.

Вы можете создать свою персональную доску, на которую будете собирать (прикалывать – Pin it!) все, что вас вдохновит и заинтересует, будь это интересная композиция на одной картине, цветовая палитра другой, стиль художника на третьей или сюжет четвертой.

На своей доске я не собираю картины других художников. Я поступаю так не потому, что они меня не вдохновляют. Просто я хочу быть свободной от того, что рисовали другие художники в тот момент, когда я начинаю творить, искать свои собственные сюжеты и решения.

В этом вам частично помогут референсные фото (фото-исходники для рисования). Они могут сослужить вам хорошую службу, так что держите их всегда под рукой или сохраняйте на доске в Pinterest фотографии, которые вдохновляют вас.

Кроме того, внимательно приглядевшись к собранным вами фотографиям, вы непременно увидите подсказки о том, что вам интересно в данный момент, и что дальше делать.

Да, Pinterest как кроличья нора! Если вы не можете оторваться от него, поставьте таймер.

Слева – фото из Pinterest, справа – моя работа, на которую меня это фото вдохновило.

Вы можете задать себе лишь ОДИН вопрос , и пусть это будет: “Что вдохновляет меня именно сейчас?”

Я всегда задаю его себе, если не уверена с чего начать или не могу вспомнить как “я” рисую. Он позволяет мне идти по моему собственному пути.

Подумайте о том, что вы хотите нарисовать именно сейчас, подберите референсные фотографии, если они вам необходимы, несколько любимых цветов из вашей палитры, и рисуйте в технике, которая вам нравится.

Итак, вы готовы. Что же вы нарисуете?

Буду признательна за репост статьи!

Еще полезные переводные материалы по рисованию:

Главный вопрос, который терзает всех начинающих художников — откуда берется авторский стиль и как его развить?
Большинство уже состоявшихся художников отвечает на этот вопрос так:

Авторский стиль — дело такое, о котором не стоит задумываться. Вам нужно просто рисовать и он придет сам собой.

На самом деле, меня такой ответ никогда не устраивал и я решила сама разобраться в этом вопросе.
Каким образом нужно формировать свой авторский стиль?

Мне кажется, что изначально нужно разобраться в том что вообще из себя представляет стиль иллюстрации. Какие они бывают и какие у них особенности.
Стилей в иллюстрации существует неимоверное количество! Они все очень тесно переплетаются друг с другом. Но среди них можно выделить пять основных:

  • Реализм
  • Декоративный стиль
  • Гротеск
  • Минимализм

Реализм

Реализм — это стиль, согласно которому, задача художника состоит в как можно более точной и объективной фиксации изображаемого объекта.
Основной упор делается на максимальную достоверности изображения. Работая в жанре реализма, художнику необходимо четко соблюдать пропорции, законы светотени и перспективы. Однако, всё же некоторая степень упрощения в данном стиле имеется. Эффект упрощения достигается за счёт техники исполнения — штриховка карандаша, обильные и небрежные мазки краски, также некое пренебрежение прорисовки отдельных элементов в технике цифровой живописи для выделения главного объекта.

Кому подходит реализм?
  • Всем любителям академизма
  • Концерт артерам
Что прокачивать для овладения стилем реализм?
  • Академический рисунок
  • Живопись
  • Анатомию
  • Светотень
  • Реалистичные текстуры









Декоративный стиль

Декоративный стиль — стиль, имеющий парадоксальное сочетание декоративной условности и реалистичности изображаемого объекта.
Главной силой декоративного стиля является контраст реалистичности и условности. Этот эффект достигается плотной плашечной заливкой некоторых элементов объекта, то есть завивкой чистым цветом и обязательной реалистичной прорисовкой других элементов.
Для усиления эффекта можно использовать декорирование орнаментом отдельных объектов. Работая в декоративном стиле очень важно не переборщить и соблюсти баланс условности и реализма, чтобы изображение вызывало как можно больше смешанных чувств у зрителя.
Кому подходит декоративный стиль?
  • Всем бунтарям, имеющим за плечами хорошую школу академического рисунка
  • Журнальным иллюстратором
  • Художникам, что желают создавать супер концептуальные и вызывающие работы
Что прокачивать для овладения декоративным стилем?
  • Анатомию
  • Орнамент и прочие декоративные элементы.









Гротеск



Гротеск — это художественный образ и стиль, основанный на причудливости и сочетании реального и нереального. Некое искажение изображения и сюжета.
Гротеск — один из самых популярных стилей в иллюстрации. Для него характерно существенное искажение пропорций, перспективы, а также необычно необычные ракурсы, что благодаря законам перспективы существенно искажает изображаемые объект.
Однако, очень важно не уходить кардинально от первоначального образа, чтобы сохранить его узнаваемость. Для гротеска характерна некая метафоричность и сюрреалистичность сюжета и образ персонажа.
Кому подходит гротеск?
  • Большинству иллюстраторов
  • Художникам-аниматорам
  • Концепт-дизайнерам персонажей
Что прокачивать для владения стилем гротеск?
  • Композицию
  • Пластическую анатомию
  • Фантазию самого автора










Наив


Наив — это стиль, главной характеристикой которого является упрощение формы для восприятия на подсознательном и эмоциональном уровне.
Основной отличительной чертой является примитивность форм с практическим отказом от анатомии и пропорций. Его часто называют детским или мультяшным стилем.
Главная задача иллюстраций в стиле наив — вызвать у зрителя положительные эмоции и умиление.
Рисуя в стиле наив, важно не переборщить с упрощением, сохранив свойства и узнаваемость изображаемого объекта.
Кому подходит стиль наив?
  • Большинству иллюстраторов
  • Детских иллюстраторам
  • Художника- аниматорам
  • Концерт-дизайнерам персонажей и окружения для мультфильмов
Что прокачивать для владения стилем наив?
  • Формообразование
  • Работы с силуэтом
  • Мягкость текстуры
  • Различные способы декоративной штриховки








Минимализм


Минимализм — стиль, для которого характерно максимальное упрощение формы изображаемого объекта, использование минимальных средств выразительности для передачи художественного замысла.
Сейчас он очень популярен и имеет еще одно название — Флэт-дизайн (Flat Design), то есть "Плоский".
Для минимализма характерно отсутствие перспективы, законов светотени. Объекты упрощаются до геометрических фигур, либо из них составляются. Также объекты могут изображаться лишь несколькими линиями и пятнами. Для того, чтобы вдохнуть немного жизни в свои работы и добавить им шарма, иллюстраторы часто используют приятные и шероховатые текстуры.
Кому подходит сстиль минимализм?
Иллюстраторам, желающим работать с:
  • Инфографикой
  • Моушен-дизайном
  • Журнальной иллюстрацией
Что прокачивать для владения стилем минимализм?
  • Композицию
  • Формообразование















После того, как мы разобрали все 5 стилей и узнали об их особенностях, наступает время самого главного вопроса:

Как формировать свой стиль в иллюстрации?

Формировать авторский стиль необходимо из того, что у вас получается лучше всего. Но сейчас, когда вы уже знаете о том, какие стили иллюстрации бывают, Вы можете сравнить свои рисунки с теми примерами, которые я привела и увидеть к какому стилю относятся именно ваши рисунки. А чтобы добавить изюминки в свой стиль и сделать его наиболее запоминающимся, я советую вам совмещать характеристики двух разных стилей в один собственный стиль.
Если лучше всего у Вас получается рисовать в наивном стиле, добавив в него элементы из декоративного стиля, Вы уже внесете свой собственный авторский почерк. Стили и направления живописи

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.

Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - художественное направление в искусстве, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм.


Авангардизм, авангард (от фр. avant-garde - передовой отряд) - общее название художественных направлений в искусстве XX века, для которых характерны поиск новых форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства.

Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.


Акционизм (от англ. action art - искусство действия) - хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма художник должен заниматься организацией событий, процессов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью.


Ампир (от франц. empire - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир - финал развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши, мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству: древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы...), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансных фрескам и орнаментам. Главным представителем этого стиля был Ж.Л.Давид (картины "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789))


Андеграунд (от англ. underground - подполье, подземелье) - ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму. Андеграунд отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение. В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом.

Ар нуво (от фр. art nouveau, буквально - новое искусство) - распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого направления живописи: Альфонс Муха.

Арт деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif) - направление в искусстве в середине 20 века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898-1980).

Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый или от порт. perola barroca - жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528).



Вудленд (от англ. - лесная земля) - стиль в искусстве, берущий начало в символике наскальных изображений, мифах и легендах североамериканских индейцев.


Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине XIX века, главной целью которого была передача мимолетных, изменчивых впечатлений.


Китч, кич (от нем. kitsch - безвкусица) - термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. По сути, китч - разновидность постмодернизма. Китч - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В китче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий и откровений.



Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в искусстве, основой которого являлось обращение, как к идеальному эстетическому эталону, к образам и формам античного искусства и эпохи Возрождения, требующий строгого соблюдения ряда правил и канонов.

Космизм (от греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - художественно-философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Космизм связан с астрономическими знаниями о Вселенной.

Кубизм (от фр. cube - куб) - модернистское направление в искусстве, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Леттризм (от англ. letter - письмо, послание) - направление в модернизме, основанное на использовании изображений похожих на шрифт, нечитаемый текст, а также композиций на основе букв и текста.



Метареализм, метафизический реализм (от греч. meta - между и геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, основная идея которого выразить сверхсознание, сверхфизическую природу вещей.


Минимализм (произошло от англ. minimal art - минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.


Модерн (произошло от фр. moderne - новейший, современный) - художественный cтиль в иcкyccтвe, в котором пepeocмыcливaются и cтилизуются чepты иcкyccтвa paзныx эпox при помощи xyдoжecтвeнных пpиeмов, ocнoвaнных нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Примитивизм, наивное искусство, наив - стиль живописи, в котором картина намеренно упрощается, её формы делаются примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека.


Оп-арт (от англ. optical art - оптическое искусство) - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, в котором эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигаются введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.


Ориентализм (от лат. oriens - восток) - направление в европейском искусстве в котором используются тематика, символика и мотивы Востока и Индокитая


Орфизм (от фр. orphisme, от Orp?ee - Орфей) - направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 французским поэтом Аполлинером живописи художника Робер Делоне. Орфизм связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Основные особенности живописи этого стиля эстетизм, пластичность, ритмичность, изящество силуэтов и линий.
Мастера орфизма: Робер Делоне, Соня Терк-Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел.


Поп-арт (от англ. pop - отрывистый звук, лёгкий хлопок) - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, в котором реальностью являются типичные предметы современного урбанизированного быта, образцы массовой культуры и всей окружающей человека искусственной материальной среды


Постмодернизм (от фр. postmodernisme - после модернизма) - новый художественный стиль, отличающийся от модернизма возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и субкультур.

Реализм (от лат. геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.


Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость.

Символизм (от фр. symbolisme - знак, опознавательная примета) - художественное направление в искусстве, основанное на воплощении основных идей произведения посредством многозначной и многоликой ассоциативной эстетики символов.


Социалистический реализм, соцреализм - художественное направление в искусстве, представляющее собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленное эпохой социалистического общества.


Гиперреализм, суперреализм, фотореализм (от англ. hyperrealism - сверх реализм) - направление в искусстве, основанное на точном фотографическом воспроизведение действительности.

Сюрреализм (от фр. surrealisme - сверх + реализм) - одно из направлений модернизма, основная идея которого выразить подсознание (совместить сон и реальность).

Трансавангард (от лат. trans - сквозь, через и фр. avantgarde - авангард) - одно из современных направлений постмодернизма, возникшее как реакция на концептуализм и поп-арт. Трансавангард охватывает смешения и трансформации стилей, родившихся в авангарде, таких как кубизм, фовизм, футуризм, экспресионизм и др.

Экспрессионизм (произошло от фр. expression - выразительность) - модернистское направление в искусстве, рассматривающее изображение внешнего мира лишь как средство для выражения субъективных состояний автора.



Под стилем понимают сформировавшийся комплекс изобразительных приемов, выразительных средств, идентифицирующий художественную самобытность явления искусства. Слово «стиль» происходит от лат. stilus, от греч. stylos, что означает «остроконечная палочка для письма». Стили между собой неравнозначны — какой-то стиль существует веками, какой-то был актуален всего несколько лет. Деление творчества художников на стили, или направления, носит условный характер. Происходит это потому, что четко обозначить границы того или иного стиля не представляется возможным. Количество стилей и их виды – величина непостоянная; непрерывно происходят движения, изменения, развитие. Существует практически бесконечное их разнообразие.

Абстракционизм
В.В. Кандинский «Доминирующая кривая»

Абстракционизм (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) – направление в живописи, характеризуемое отказом от стремления к максимальному приближению изображаемых предметов к формам реального предметного мира. Абстракционизм еще называют «искусство под знаком «нуля форм»», «беспредметное искусство», «нонфигуративное искусство», «беспредметничество». Абстракционизм как направление сложился в 10-х гг. ХХ в., и является крайней степенью проявления модернизма. Художники этого направления при создании произведений использовали только формальные элементы, такие как: линии, цветовые пятна, конфигурации. В ХХ веке в России наиболее яркими представителями абстракционизма являются В. Кандинский, Казимир Малевич (автор очень известной картины «Черный квадрат»), а также создатель супрематизма и Михаил Федорович Ларионов, который был основоположником такого течения как «лучизм» (1910-1912 гг. ХХ в.).


М.Ф. Ларионов «Лучистые линии»

С позиции лучизма , целью живописи выступает изображение не самих предметов, а отраженных от них цветовых лучей, т.к. это в наивысшей мере близко к тому, как предметы воспринимаются человеческим глазом. В лучизме работали: Михаил Лё-Дантю, Н.С. Гончарова, С.М, Романович.

Авангардизм

Авангардизм (от франц. avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) – совокупность направлений искусства, для которых характерны недооценка и разрыв с существовавшими прежде канонами и традициями творчества, непрерывный поиск новых форм выражения, возведение новаторства в ранг важнейшей ценности. Сам термин «авангардизм» появился в 20-х гг. ХХ в. и окончательно утвердился в 50-х гг. В различные периоды к авангардизму относили различные направления (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, и др.)

Академизм
К. Брюллов «Всадница»

Академизм (от фр. academisme) – направление в живописи, характеризуемое возведением в идеал и строгим следованием определенным канонам. Данное направление выделяли в живописи XVI-XIX вв., когда нормы какой-либо художественной школы возводились в ранг эталона, образца для остальных. С одной стороны, академизм способствовал приведению в систему художественного образования и закреплению традиций; с другой, разрастался в бесконечную систему «предписаний». В качестве основы произведений академизм понимал искусство античности и итальянского Возрождения. Например, при обучении в художественных академиях обязательным было выполнение дипломных работ на мифологические, исторические или библейские сюжеты. Избрание других тем не позволялось, что повлекло за собой неизбежный разрыв между реалиями жизни и искусством. Протесты художников против следования существующим канонам постепенно привели к тому, что термин «академизм» приобрел негативную окраску.

Акционизм

Акционизм (от англ. action art — искусство действия) – направление искусства, характеризуемое отвлечением внимания зрителя с самого произведения на процесс его создания. Близки к акционизму хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм искусства. Акционизм возник в 60-е гг. ХХ в. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью, вовлекая зрителя/художника в какое-либо действие, акцию.

Ампир

Ж.Л. Давид «Клятва Горациев»

Ампир (франц. empire - империя от лат. imperium- командование, власть) – суть этого направления искусства отражена в названии. Для него характерно отображение на картинах мощи и силы армии, величия государства; достигалось это обращением к древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансным фрескам и орнаментам. Ярче всего ампир проявился в архитектуре. Ампир возник во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир – финал развития классицизма. Как и классицизм, ампир строго следует канонам. Но имеет ряд особенностей: для ампира характерно использование ярких цветов – красного, синего, белого с золотом; композиция картины построена (как правило) на контрасте однотонных поверхностей интерьера, посуды и минимального орнамента, расположенного в строго отведенном месте, тогда как в классицизме границы интерьера размыты. Ампир – стиль жесткий, холодный. Ему присущи монументализм, лаконизм. Декоративные мотивы стиля ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров.

Андеграунд
Л. Кропивницкий «Неопровержимые доводы»

Андеграунд (от англ. underground — подполье, подземелье) – направление в искусстве, характеризуемое противопоставлением массовой культуре, существующим ограничением и условностям; намеренным нарушением принятых норм. Андеграунд возник в США в конце 50-х гг. ХХ в. В советское время под понятие «андеграунд» подпадало практически любое неофициальное (неодобренное властью) искусство. Темы, наиболее часто фигурировавшие в произведениях данного стиля — «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп. После распада СССР и снятия запретов на свободу творчества, андеграунд потерял свою актуальность и суть.

Арт-деко
Т.де Лемпицке «Кизетта на балконе»

Арт-деко, также ар-деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif , букв. «декоративное искусство») – эклектичный стиль, который представляет собой смешение нескольких направлений таких как модерн, неоклассицизм, а также кубизма, футуризма и конструктивизма. Характерные черты: богатая палитра цветов, роскошь, шик, множество орнаментов, следование закономерностям, но вместе с тем использование смелых геометрических форм, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов (слоновая кость, кожа крокодила, серебро, черное — эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже шкурки ящериц). Часто изображались фантастические существа, томные бледные женщины с распущенными волосами. От картин, написанных в стиле арт-деко веет усталостью, пресыщенностью. Стиль арт-деко возник во Франции в 20-х гг. ХХ в., позже распространился по всему миру (к 40-м гг.). Арт-деко называют последним из художественных стилей, «соединявшим несоединимое».

Барокко
П.П. Рубенс «Портрет маркизы Бригитты Спинола Дориа

Барокко — направление в искусстве, характеризуемое изобилием декоративных подробностей, пышностью, грандиозностью, контрастностью (света, тени, материалов, масштабов), тяжестью, колоссальностью при создании произведений. Отдельного внимания заслуживает история происхождение этого слова, т.к. до конца не выяснено, от какого слова первоначально было образовано название этого стиля. Слово «барокко» в португальском языке использовалось моряками как название бракованных жемчужин причудливой, искаженной формы (perola barroca). Позже, в середине XVI в. это слово было заимствовано итальянцами и стало синонимом грубого, фальшивого, неуклюжего. Французское слово «baroquer» у ювелиров означало «смягчить контур, сделать форму более живописной»; а в 1718 г. Это слово появилось во французских словарях и трактовалось как ругательное. В связи с чем это слово долго отказывались использовать как название стиля в искусстве. Сам стиль барокко возник около 1600 г. в Италии и Риме, позже распространился по всей Европе и стал одним из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII вв. Самые яркие представители барокко в живописи – П. Рубенс и М. Караваджо.

Веризм


Дж. Фаттори «Битва при Монтенбло»

Веризм (от итал. il verismo, от слова vero - истинный, правдивый) - направление в искусстве, характеризуемое стремлением наиболее полно передать правдивость, истинность описываемых событий. Сам термин возник еще в XVII веке и служил для обозначения реалистического течения в живописи барокко. Позднее (во второй половине XIX века) термин приобретает другое значение, отражая стремление не к реализму, а к натурализму.

Возрождение, или Ренессанс

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. Rinascimentoм- возрождение) - одно из важнейших направлений искусства, характеризуемое антропоцентризмом (интерес к человеку и его деятельности), светским характером культуры, гуманистическим мировоззрением, обращением к античному культурном наследию (т.е. происходит «возрождение»). Достаточно сложно установить хронологические рамки ренессанса: в Италии XIV-XVI вв., в других странах – XV-XVI вв. Художники по-прежнему обращаются к традиционной религиозной тематике, но вместе с тем начинают использовать в своих полотнах и новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволяет достичь большей реалистичности изображения, «оживляет их». Ренессанс характеризуется изменениями в культуре общества в целом, касающимися ориентации и содержания искусства; человек и окружающий его мир утверждается как наивысшая ценность. Возрождение оказало сильно действие на все последующее развитие европейского искусства.

Готика
«Богоматерь с младенецм» витраж собора в Шартре, созд. до 1200 г.

Готика (от итал. gotico — непривычный, варварский) – направление, возникшее в середине XII в., характеризуется органической связью изобразительного искусства с архитектурой и интерьером, сложностью и богатством композиции, одухотворённостью и возвышенностью образов. В эпоху Возрождения это искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Шедеврами готического стиля стали знаменитые европейские соборы, которые так любят фотографировать в мельчайших деталях туристы. В оформлении интерьеров готических соборов важная роль отводилась цветовым решениям. В наружном и внутреннем убранстве царило обилие позолоты, светоносность интерьера, ажурность стен, кристаллическая расчлененность пространства. Лучшие образцы подлинных готических витражей открыты обозрению в соборах Шартра, Буржа и Парижа.

Дадаизм, или дада
Ф. Пикабиа «Парад любви»

Дадаизм, или дада – направление в искусстве, характеризуемое отрицанием канонов, стандартов искусства, бессистемностью и разочарованностью, иррациональностью. Дадаизм возник в Швейцарии как ответные действия творческих личностей на Первую мировую войну. Швейцария соблюдала нейтралитет, и художники могли наблюдать жизнь беженцев и дезертиров. Основная идея дадаизма заключалась в последовательном разрушении всяческой эстетики. Объяснение этому – причиной войн и конфликтов дадаисты полагали рациональность и логику. Протестуя против этого, в своих произведениях они разрушали и отказывались от эстетики, принятых норм. Термин «дадаизм» происходит от слова «дада», имеющего несколько значений: хвост священной коровы; мать, детская деревянная лошадка, удвоенным утверждением в (русском и румынском языках); а также младенческий лепет. В целом – что-то бессмысленное, что и отразило суть этого стиля. Распространенной формой творчества дадаистов был коллаж. Этот стиль быстро себя исчерпал, однако оказал большое влияние на развитие искусства. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма.

Декадентство

Декадентство (от фр. décadence, décadentisme - упадок, упадочничество) – собирательное наименование явлений в искусстве, вызванных кризисом традиционных идей и ценностей. Было распространено во второй половине ХIХ — начале XX в. Характерные черты: настроения уныния, пессимизма, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму, смутная тоска по неземному идеалу, нарочитая неясность и загадочность образов, мотивы скепсиса и безнадежности, интерес к эротике, пристальное внимание к теме смерти. Декаденты требовали создания новых форм в искусстве, не предлагая конкретных мер и идей. Философским основанием выступили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, М. Нордау.

Импрессионизм

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве, характеризуемое стремлением запечатлеть красоту реального мира «так как она есть», передать ее изменчивость, отразить свои мимолетные впечатления. Импрессионизм возник во Франции, период существования можно отметить как последняя треть XIX – начало XX в. Сам термин «импрессионизм» впервые был употреблен критиком Л. Леруа, с пренебрежением отозвавшемся о выставке художников 1874 года, в том числе была выставлена К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце. ». Импрессионисты в своих произведениях стремились передать свежесть восприятия жизни, изображали сиюминутные, вырванные из потока реальности ситуации, сильные страсти.

Выделяют неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme) и постимпрессионизм (от лат. post -после и импрессионизм). Неоимпрессионизм возник во Франции около 1885, его особенность — применение в искусстве последних достижений в области оптики. Постимпрессионизм — собирательное название течений в живописи, особенность – поиск средств выражения не только конкретного мгновения жизни, но и осмысление длительных состояний окружающего мира.

Классицизм
Н. Пуссен «Вдохновение поэта»

Классицизм (произошло от лат. classicus — образцовый) – направление в искусстве, характеризуемое обращением к античному наследию как эталону для подражания. Наибольшую ценность для классицизма имеет вечное и неизменное, индивидуальные признаки отходят на второй план, главенствующим становится поиск существенных, типовых черт. Произведения строились на основании канонов (именно в классицизме появилось разделение жанров на «высокие» и «низкие», при этом их смешение не допускалось) для передачи логичности и совершенства всего мироздания. Идеология классицизма придает важное значение общественной и воспитательной функции искусства. Характерные черты классицизма: гармония, порядок, логичность, четкость, пластическая ясность живописных построений, отражение темы природы, неподвластной времени, обращение к темам человеческой жизни и истории. Классицизм проявился в работах художников XVII в. — начала XIX в. Со временем классицизм трансформировался в академизм.

Кубизм
П. Пикассо «Авиньонские девицы»

Кубизм (от франц. cubisme, от cube - куб) — направление в живописи, характеризуемое стремлением изобразить предметы действительности посредством геометрических фигур — прямых линий, граней, кубоподобных форм, пересекающихся плоскостей. Зародился кубизм в 1910-х гг. Примечательно, что термин «кубисты» первоначально был употреблен французским критиком по отношению к художникам как насмешка. Наиболее яркие представители кубизма – П. Пикассо и Ж. Брак.

Маньери́зм

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) - направление в искусстве, характеризуемое отсутствием гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Художники придают чрезмерное значение пластичности, чувственности, экспрессии. Изображения на картинах либо «чрезмерно красивые», предметы вытянутые, удлиненные либо наоборот. Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Хронологические рамки маньеризма — XVI в. до первой трети XVII в. Часть исследователей считает маньеризм переходом от ренессанса к барокко, называя маньеризм ранней фазой барокко.

Модерн, или Ар нуво
А. Муха «Зодиак»

Модерн, или Ар нуво (также Арт нуво) (от фр. art nouveau, букв. «новое искусство»). Ар нуво обязан своим происхождением витражам – так назывался магазин в Париже, где продавали витражи, впоследствии приобретшие необычайную популярность. Синонимами ар нуво являются югендстиль (нем.), сецессион (австр.), либерти (итал.), модернисимо (исп.). Данные направления очень близки между собой, поэтому отметим наиболее ярко выраженные черты: использование извилистых, плавных линий, декоративность, «природность» — изобилие природных и растительных мотивов (кувшинки, лилии, осьминоги, бабочки, стрекозы), обязательное соблюдение стилистического единства, сочетание различных текстур и материалов. Этот стиль возник в 1880-1900 годах, был популярен в Европе и Америке, однако недолго. «Второе дыхание» этот стиль получил в 50-х г. ХХ в.

Натурализм
К. Менье «Возвращение из шахты»

Натурализм (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в искусстве, характеризуемое стремлением к объективному изображению реальности, без прикрас и табу. Представители этого направления исходили из представлений о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, проявляли повышенный интерес к биологическим сторонам жизни, что приводило к откровенному отображению физиологических проявлений человека, его патологий, сцен насилия и жестокости. Натурализм возник в последней трети XIX века в Европе и США. Натурализм характеризуется отказом от обобщений, интересом к изображению «социального дна», воспроизведением действительности без ее идейного осмысления, оценки и отбора.

Поп-арт

Поп-арт (от англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) — направление в живописи, распространившееся в США и Англии в 1950-е гг., характеризуемое вовлечением и трансформацией образов массовой культуры. Художники поп-арта ставят своей целью отразить «жизнь, как она есть», отразить реальность, а источником вдохновения выступает массе медиа: реклама, комиксы, кино, джаз, газеты и журналы и пр. Поп-искусство обязательно использует сложившиеся стереотипы и символы.

Реализм

Реализм — направление, характеризуемое стремлением с максимальной правдоподобностью, достоверностью и объективностью изобразить внешнюю и внутреннюю сущность явлений и предметов действительности. Границы реализма размыты и четко не определены. Под реализмом в узком смысле понимают направление в искусстве второй половины XIX века. Термин «реализм» впервые был употреблен французским критиком Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Реализм был распространен не только во Франции, но и далеко за ее пределами, приобретая в некоторых странах собственное название: в России - передвижничество, в Италии - веризм маккьяйоли, в Австралии - гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин), в США - школа мусорного ведра (Э. Хоппер). Реализм – наиболее длительное существующее направление.

Рококо
Ф. Буше «Купание Дианы»

Рококо (от франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины) – направление в искусстве, характеризуемое гедонистическим настроением, грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Стиль рококо пришел на смену барокко, явившись его логическим продолжением и одновременно противоположностью. Общим у барокко и рококо является стремление к завершённости форм.

Живопись в стиле рококо носит декоративный характер, отличается изяществом переливов цвета и вместе с тем некоторой «блеклостью» цветов, утратой самостоятельного значения образа человека в живописи, преобладанием таких жанров как пейзажи, пастораль.

Хронологические рамки рококо – вторая половина XVIII в.- XIX в. Просуществовав около половины века, рококо постепенно уступил место неоклассицизму.

Романтизм
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Романтизм (от франц. romantisme) – направление, пришедшее на смену классицизму. Характеризуется главенствующей идеей индивидуализма в изображении (как противопоставление идеальной красоте классицистов) и передаче страстей; изображением редких, необычных, а также фантастических явлений. Хронологические рамки романтизма – конец XVIII в. — начало XIX в. Романтизму присущи устремлённость неограниченной свободе и бесконечности, ожидание обновления, воспевание личной и гражданской независимости.

Неким синтезом принципов романтизма и «бюргерского реализма» стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К. Шпицвега, М. фон Швинда, Ф.Г. Вальдмюллера.

Сентиментализм

Сентиментализм (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment - чувство)– направление, характерные черты которого патриархальная идеализация обыденной жизни, культ естественного чувства, разочарованность в цивилизации, полагающейся на разум. Идеологом сентиментализма считается Ж.Ж.Руссо. Возник стиль во 2-й половине XVIII в.

Символизм

П. Брейгель «Триумф Смерти»

Символизм (от фр. symbolisme — знак, опознавательная примета) — направление в живописи, характеризуемое использованием в живописи намеков, «недоговорок», таинственности, символов. Слово «символ» в Древней Греции означало монету, разделенную на две части, по которым люди могли узнать друг друга при встрече. Однако позднее это слово превратилось в многогранное и емкое понятие. Символизм возник во Франции в 1870-80-х гг. и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX вв. Слово символ выступает как знак, универсальный образ, у которого бесконечное количество смыслов. Символизм является попыткой человека передать духовность, отвлеченность жизни, прикоснуться к бездне, выходящей за пределы видимого мира.

Супрематизм
К.С. Малевич «Черный квадрат»

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве России, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Является разновидностью абстракционизма. Название «супрематизм» подразумевало главенство, превосходство цвета над другими свойствами живописи. Для супрематизма характерны лишённые изобразительного смысла комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний, сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур.

Сюрреализм
С. Дали «Геополитический младенец»

Сюрреализм (от фр. surrealisme букв. сверхреализм) – направление в живописи, источником вдохновения которого служила сфера подсознания (сновидения, галлюцинации). Сюрреализм возник во Франции в начале 20-х гг. XX в. Художниками использовались различные противоречивые и абсурдные сочетания натуралистических образов и аллюзии, главными ценностями провозглашались свобода и иррациональность. Часто используемыми темами произведений были магия, эротика, подсознание и ирония. Художники стремились создавать картины с фотографической точностью, вместе с тем изображение получалось нелогичным, отталкивающим; или применяли нетрадиционные техники живописи, помогающие передать подсознание. Бывали случаи, когда сюрреалисты творили под действием голода, наркотиков, гипноза, наркоза.

Ташизм

Ташизм - европейская разновидность абстрактного экспрессионизма . Термин впервые был употреблен в 1950 г. бельгийско-французским критиком М. Сёфором для обозначения живописной техники группы художников, методом работы которых было импульсивное и спонтанное нанесение красок на холст и был близок к тому, что в США в это же время называлось живописью действия (action painting).

Примитивизм

А. Руссо «Прогулка по лесу»

Примитивизм – направление в живописи, характеризуемое намеренным опрощением изобразительных средств и подражанием примитивным стадиям развития искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Однако примитивизм формы не влечет примитивизма содержания. Термин «примитивизм» применялся также по отношению к так называемому «наивному» искусству, т.е. творчеству художников, не имеющих профильного образования.

Футуризм
Сентиментализм

Д.Д. Бурлюк «Лошадь-молния»

Футуризм (oт лaт. futurum — бyдyщee) – направление в искусстве, характеризуемое отвержением и разрушением существовавших прежде традиций и стереотипов культуры, взамен предлагалось восхваление техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего. Футуризм провозглашал себя как прообраз искусства будущего.

Ярче всего проявился в живописи и поэзии Италии и России, возник в начале XX в. Для футуризма характерны энергетические композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. Основной идеей футуризма был поиск отражения стремительности движения как важнейшего признака темпа современной жизни.

В России существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, О. Розанова), которая была основана на объединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетических установок футуризма.





Top