Мировая художественная культура первая лекция. Мировая художественная культура

Представлен курс лекций, в которых посредством мирового искусства раскрываются основополагающие принципы развития художественной культуры Европы, России и стран Востока. Для студентов, магистрантов, аспирантов художественных специальностей.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.
История мировой художественной культуры насчитывает тысячелетия, но самостоятельным объектом научного анализа она становится только к XVIII в. В основу процесса изучения было положено представление о том, что эта область духовной деятельности общества является простой совокупностью видов искусства. Философия, эстетика, исторические науки, искусствоведение, литературоведение исследовали художественную культуру в основном во внутрихудожественном ракурсе: анализировались мировоззренческие аспекты искусства, выявлялись художественные достоинства произведений, профессиональное мастерство их авторов, обращалось внимание на психологию творчества и восприятия. В этом ракурсе мировая художественная культура определялась как совокупность художественных культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

Множество открытий, сделанных на этом пути, привели к формированию представления о мировой художественной культуре как о целостном процессе, обладающем своей динамикой и закономерностями. Это представление стало оформляться уже к началу XX в. и в полной мере проявило себя уже в первой половине прошлого столетия в исследованиях О. Бенеша, А. Гильдебранда, Г. Вёльфлина, К. Фолля, М. Дворжака и др. Появилось понимание, что существует общая духовно-чувственная основа, выражаемая языками различных видов искусства, и мировую художественную культуру стали рассматривать как способ интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Мировая художественная культура как предмет изучения
Лекция 2. Основные понятия мировой художественной культуры
Лекция 3. Архетипическая основа художественной культуры Запада
Лекция 4. Архетипическая основа художественной культуры Востока
Лекция 5. Категории пространства и времени в художественной культуре
Лекция 6 Категории пространства и времени в художественной культуре античности и Средневековья
Лекция 7. Категории пространства и времени в художественной культуре Ренессанса
Лекция 8. Категории пространства и времени в художественной культуре Нового времени
Лекция 9. Категории пространства и времени в художественной культуре Новейшего времени
Лекция 10. Художественная культура России.

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________________________________________

Н.М. МЫШЬЯКОВА

Мировая художественная культура

Часть 2 художественная культура древнейшего и древнего мира

Программные материалы к курсу лекций

(ГСЭ.Ф.04. – культурология)

(протокол № 4 от 15 июня 2004 г. заседания Президиума совета УМО по специальностям педагогического образования)

Издательство ОГПУ

Оренбург 2004

УДК 008:930.8

Рецензенты

Н. Л. Моргунова , доктор исторических наук,

Профессор ОГПУ

А. Г. Прокофьева , доктор педагогических наук,

Профессор ОГПУ

Мышьякова Н.М.

М 96 Мировая художественная культура. Часть 2: Художественная

культура древнейшего и древнего мира: Материалы к курсу лекций. –

Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 79 с.

Программа является второй частью курса «Культурология» (Часть 1: «Мифология») и предназначена для студентов всех факультетов и студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по специальности «Культурология».

УДК 008:930.8

Мышьякова Н.М., 2004

Издательство ОГПУ, 2004

Программа является второй частью общего курса «Культурология» (часть 1 – «Мифология») и предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Программа предполагает вариативное, выборочное использование материала в зависимости от количества часов, специфики факультета, наличия иллюстративного материла и т.п. Программные материалы позволяют рассматривать выбранные темы в широком национальном, социокультурном, морфологическом контексте, выявляя взаимодействия культур или их типологическую общность. Темы, которые не вошли в основной курс, могут быть использованы в системе факультативных занятий.

Раздел 1. Художественная культура древнейшего мира

Понятие традиционного типа культуры. Своеобразие социальной структуры. Присваивающий характер экономики. Формирование культуры как механизма самоорганизации социума. Аккумуляция жизненного опыта и культурная традиция. Основные этапы древнейшей культуры. Проблема происхождения художественной культуры. “Метаисторическое пространство” зарождения “метаискусства” (Э.Семенцова ). Анонимный характер художественной деятельности. Синкретизм первобытной культуры. “Нравственная нейтральность” (М.С.Каган) первобытного искусства. Данные археологии и этнографии. Каменные орудия позднего палеолита. Понятие избыточного мастерства . Анимизм и тотемизм первобытного искусства. Первобытный “идеологический синкретизм” (Н.А.Дмитриева ). «Археологические» гипотезы, связывающие генезис «первичных форм творчества» с «подсказками» «естественной скульптуры», «макаронами», «руками» (А.Д.Столяр ).

Изобразительное искусство. “Звериное” воплощение космоса. Связь первобытного искусства с охотой и охотничьей магией Анимализм палеолита как искусство «великих охотников» на крупного, стадного зверя. Мифологическая система пещерной живописи.

Открытие настенных рисунков в пещере Альтамира испанцем Марселино де Саутуола (1875). Альтамира – палеолитическая «картинная галерея», наиболее значительная по художественному богатству и по «трагической роли в историографии» (А.Д.Столяр ). Размещение рисунков (на потолке, на стенах, в труднодоступных местах). Манера рисования. Несоблюдение внешних взаимных пропорций. Явление суперпозиции. Отсутствие перспективы. Редкие случаи изображения пространства (“бизон, оглядывающийся назад” и “отдыхающая женщина” в пещере Ла Мадлен). Отсутствие вертикальной и горизонтальной ориентации. Рентгеновский стиль. Изображение сцен. Приёмы передачи движения (положения ног, наклон тела, поворот головы). Приёмы упрощения и символизации изображения. Два стиля первобытного искусства:жизнеподобный иусловный . Изображение зверя и выражение человека. Первобытная изобразительная техника (крупные каменные резцы; палец, испачканный цветной глиной). Использование в изобразительных целях формы скалы (“вставший бизон” в сталагмите пещеры Кастильо, “бизон со стрелами” в пещере в Нио). Применение минеральных красителей.

Виды изображённых животных: бизоны, туры, носороги, козлы, лошади, волки. Редко изображаемые животные: олень, осёл, хищные животные. Уникальность изображения рыб, птиц, змей, насекомых.

Антропоморфные изображения . Частые изображения женщин. Образ женщины как антропоморфная составляющая концепции мира.Реалистический истилизованный типы изображения. Фронтальность, неподвижность женских фигур, их потенциальная монументальность. Плоское, не проработанное изображение лица.Клавифорные изображения (напоминающие нотные знаки или музыкальный ключ). Типодетых женщин . Уникальность изображения двух “отдыхающих женщин” в пещере Ла Мадлен. “Модернизм” изображения (Я.Елинек ).

Изображения мужчин. Драматизм сцен и ситуаций, в которых изображены мужчины: пронзаемые стрелами, защищающиеся от зверя (терзания ). Фаллические мотивы.

Система символических изображений. Различное толкование символов (знаки пола, календарь, обрядовые касания). Позитивные и негативные изображения руки. Изображения руки с неразвитыми пальцами (мутилация ).

Выход изображения из пещеры на поверхность скалы (мезолит). Поза летучего галопа . Системаорнаментальных символов. “Рождение сосуда с цельной системой росписи – мировоззренческая революция” (Э.Семенцова ). Развитое почитание богини-матери, быка. Узоры «ленточной» керамики, скорпионы, рыбы, птицы, изображения «рогов посвящения», символы креста, свастикообразные спирали и т.п. Тенденция к созданию относительно самостоятельной изобразительной целостности. Развитие рисуночного письма –пиктографии . Раскрашенныегальки пещеры Мас д’Азиль в Арьеже (Франция) – возможные знаки древнейшей письменности (предположение французского учёного Э.Пьетта).

Первобытная скульптура. Стелы с рельефом человеческого лица. Зооантропоморфные изображения. Палеолитические “Венеры”. Проблемы эротической и социальной атрибуции «Венер». «Буквализм» как «стадиальная особенность древнего символизма» (А.Д.Столяр ).

Первобытная архитектура . Освоение монументального пространства, выборкамня в качестве главного материала. Образы естественного скопления (лабиринты ). Антропоморфность идеи каменных валунов. Циклопические крепости. Европейские городища. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж в Англии (сложное пространственное сооружение, продуманность конструкции). Мегалитическая культура Франции. «Срубные» культуры Среднего Поволжья и Южного Приуралья. Погребальные сооружения. Элементы архитектурного декора.

Изготовление украшений: брелоки, шпильки, ожерелья, браслеты. Манера ношения украшений. Материалы и техника обработки. Украшения-амулеты.

Первобытный театр (использование масок, подражание повадкам животных, раскраска тела и т.п.). Роль тотемических и инициационных обрядов в развитии первобытного театра. Образ животного в первобытных представлениях. Появление первых человеческих масок в похоронном и поминальном обрядах. Роль тайных мужских союзов в сохранении и развитии первобытных “театральных” традиций. Колдовские «сеансы» и шаманское камлание – образцы синкретического театрально-ритуального действа. Элементы театральности в свадебных обрядах, в календарных аграрных народно-обрядовых играх.

Искусство танца. Ритм движений и ритм звуковой.

“Вызревание” музыки внутри первобытного синкретического комплекса праискусства. Мелодические и ритмические формулы. Логическая организация звуков. Первые примитивные инструменты: колотушки, погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Усложнение интонационного строя. Образование простейших музыкально-звуковых систем, элементарных видов метра и лада. Музыкальная мифология. Представление о музыке как о могучей силе, способной влиять на природу. Лирические заклинания.

Концепция А.Н.Веселовского о происхождении поэзии из народного обряда. Эпос и лирика как “результат разложения древнего обрядового хора”. Понятия “коллективной эмоциональности” и “группового субъективизма” (А.Н.Веселовский ).Запевалы обрядового хора – прообразпоэта . Канонизированность первобытной лирики, её магические цели.Смысловой комплекс важнейший элемент первобытной поэзии. Поэтика повторяемости и варьирования. Формирование семантико-синтаксического параллелизма. Характерные стилевые черты первобытной поэзии (приём контраста, накопление синонимов, рефрены, полилогия, метафорические формулы и т.д.).

Внутренний аспект проблемы происхождения словесного искусства. Понятие мифа . Ритуалистическая концепция соотношения мифа и обряда (Дж. Фрезер, Р.Харрисон и др.). Ритуально-мифологическая школа (Н.Фрай, Р.Чейз и др.). Отождествление поэзии с мифом и ритуалом.

Исследование Э.Кассирера о мифе как особом символическом и рациональном языке.

Структурная антропология К.Леви-Стросса. Логические механизмы первобытного мышления: “поле бессознательных логических операций”; принцип “бриколажа”; система бинарных оппозиций; механизмы медиации (посредничества) и “порождающей семантики” (К. Леви-Стросс ). Символизм, генетизм и этиологизм мифологического мышления. Всеобщая персонификация в мифах и широкое метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, “парадигматический” характер мифа (Е. Мелетинский ). Миф как мировоззрение и повествование. Миф как знаковая система (Р.Барт ). Мифологическое мышление – интеллектуальная база длянеолитической технической революции . Миф и сказка. Миф и историческое предание. Миф и легенда. Миф и архаический эпос. Классификация мифов. Культура и мифология Евразии (индоевропейская, западно-семитская, германо-скандинавская, кельтская, тюрко-язычных народов, народов Закавказья, Сибири и др.), Африки, Америки, Австралии.

Поздние формы первобытного искусства: глиняные сосуды с геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде вёдер (ситулы ).

Художественная культура Древнейшего мира на территории России. Западная и Восточная Европа: общее и особенное. Широкое развитие геометрической орнаментации – специфика позднего палеолитаВосточной Европы, так же как наскальная живопись – типичное явление Древнейшего искусстваЗападной Европы.

Искусство эпохи палеолита (Авдеевское поселение, поселение Костёнки, Кобыстан, Капова пещера, стоянки Сунгирь, Мезино и др.). Доминирование зооморфных образов. Мамонт – главный персонаж звериной галереи. Образы птиц и змей (соколы, коршуны; зигзагообразные меандровые орнаменты мезинских птиц).

Антропоморфные образы (палеолитические «Венеры» в Костёнках).

Искусство Средней Азии эпохинеолита ибронзового в ека. Особое распространение терракотовых статуэток женщин (культ богини-матери). «Канонические» формы женских статуэток (стоящие женщины с широкими прямоугольными плечами и опущенными короткими руками; многочисленные овальные налепы на туловище – символы «многогрудия»).

Наскальные изображения Средней Азии. Понятие писаницы (рисунки на скале красной краской). Горный козёл – наиболее характерный мотив наскальных изображений Средней Азии.

Искусство Кавказа медного ибронзового веков . Наиболее типичные памятники – древние поселения центральной части. Своеобразие керамики: принцип «лицевого заполнения», сухость, графичность и излишняя композиционная усложнённость орнаментов(В.Б.Блек). Грандиозность Майкопского кургана (3 тыс. до н.э.). Близость памятников Майкопского кургана шумерским и малоазийским древностям.

Уникальность и декоративная выразительность металлических украшений Закавказья . Культовый характер бронзовых поясов, декорированных гравировкой; «космизм» зооморфных образов. Развитие керамики (чёрные лощёные сосуды, эффектное сочетание чёрного и белого).

Мегалитические сооружения Кавказа и Закавказья. Вишапы ивишапоиды – монументальные каменные изваяния, стелы в форме рыб (сом или «чанар»), высеченные из базальта.

Мелкая пластика Северного Кавказа . Северокавказский звериный стиль. Мифологические «змееборцы», отражающие древние анимистические и тотемические представления. Многочисленность зооморфных подвесок в виде голов туров, оленей, медведей.

Северное Причерноморье эпохинеолита ибронзового века . Освоение камня как строительного материала; создание курганов; появление первых антропоморфных изображений. Курганы как собственно степное явление. Грандиозные размеры кургановямной культуры . Надмогильные изваяния, типичные для степной полосы – «каменные бабы» (антропоморфные стелы-плиты со слегка округлёнными углами и небольшим выступом, обозначающим голову). Особенности ямных изваяний – трактовка черт лица в виде Т-образного знака. Надмогильные изваяния как возможное изображение «богини погребений».

Искусство трипольских племён (осёдлые земледельчески-скотоводческие племена в степной полосе между Днепром и Днестром) – «культура расписной керамики» (Т.С.Пассек ). Употребление керамических материалов для постройки жилищ. Множество керамических изделий: сосуды, антропоморфные и зооморфные статуэтки, игрушки, амулеты.Техника изготовления (лепка вручную без применения гончарного круга) итипы трипольской керамики: керамика с углублённым орнаментом в виде спирали; тонкостенная керамика с полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из розовой тонкой массы со спиралевидным орнаментом одной или несколькими красками (красной, чёрной, белой). Особая группа «кухонной керамики».

Неолитические племена Севера . Скульптура Оленеостровского могильника: орнаментальные изделия из кости; зооморфная скульптура.

Янтарные изделия Прибалтики . Петроглифы на гранитных скалах восточного побережья Онежского озера и Белого моря.

Древнейшее искусство Урала и Западной Сибири (по правую сторону Енисея «всё выглядит своеобразно» –И.Г.Гмелин ). Родство искусства племён Западной Сибири искусству древнейших финно-угорских племён Приуралья и Восточной Европы. Культ медведя. Медвежьи церемонии и праздники. Изображения водоплавающей птицы – утки. Перекличка с эпосом финнов «Калевалой». Орнаментированная посуда и поделки из дерева, кости, бересты; круглая скульптура из кости, дерева и камня; художественное литьё; наскальные рисунки (уральские писаницы ). Основной и наиболее древний вид орнамента – волнистые линии (чередование вертикальных прямых линий с горизонтальными или косо расположенными волнистыми линиями). Общие стилистические черты изображенийживотных : глаз в виде выступающей округлой площадки; кольцевая бороздка, подчёркивающая контур глаза и углубление слёзной железы; невыделенность зрачка. Древнейшие деревянныеантропоморфные изображения –идолы : небрежно обработанные столпообразные изображения с грубо намеченными чертами лица (обязательно – наличие глаз и рта) и иногда с признаками пола. Антропоморфные фигуркимохар (мансийские фигурки, которые изготавливались после смерти человека для временного вместилища перевоплощающейся души). Мохары угров –шонгыт («череп»). Фигурные штампы керамических узоров (следы различных животных и птиц). Распространённость орнамента «ленточного типа»(В.И.Мошинская ).

Каменные изваяния эпохи бронзы в Южной Сибири . Изваяния Минусинской долины: стелы из песчаника или гранита в форме плит или высоких столбов (в нижней части столба высечено лицо, выше – символические знаки). Оформление вершины изваяния в виде реалистической круглой скульптуры головы человека или животного: «Старуха-камень» на тагарском кургане; «Ахмарчинский баран» на Верхне-Биджинском кургане. Проблемы интерпретации каменных изваяний: могильные памятники или антропоморфные идолы.

Культура Прибайкалья : украшения из зубов и клыков животных. Прибайкальский орнаментальный стиль: сочетание длинных горизонтальных и коротких перпендикулярных линий; полное подчинение орнамента форме сосуда; окаймление верхней части изделия; многократно повторяющиеся зигзаги и «висюльки».

Центр наскальных росписей – Каменные острова на Ангаре. Образ лося – отражение преданий эвенков (охотничьи мистерии; шаманские походы к мифической прародительнице – лосихе «бугаде»). Скульптурные изображения рыб.

Самобытность художественного мира древнейших племён Дальнего Востока (бассейн Амура и Уссури, Приамурье и Приморье). Специфика дальневосточного орнамента: криволинейность, преобладание спирали и «плетёнки», орнамент в виде рыбьей чешуи. «Амурская плетёнка»: узоры из переплетающихся широких лент, образующих сетку с ромбическими ячейками. Традиции древнейшего дальневосточного орнамента в современном орнаментальном искусстве амурских племён.

Культура древних эскимосов («берингоморский этап»– Г.Б.Коллинз). Шедевры резьбы по кости. Характерная черта культуры арктических племён – стремление украшать орнаментом любую бытовую вещь, оружие, орудие. Характер узоров: резные, тонкие, плавные линии, окаймлённые пунктиром и строго соответствующие форме предмета; выпуклые овалы и кружки, часто с точкой внутри; сочетание объёмно-выпуклых пластических элементов абстрактно-орнаментальных украшений с резными линиями. Характерная черта берингоморского искусства – совмещение на одном предмете причудливо стилизованных изображений животных, антропоморфных фигурок и масок-личин. Сходство берингоморских масок-личин с аналогичными произведениями искусства индейцев северо-западной Америки.

«Женщины-мухоморы» в наскальных рисунках на берегу реки Пегты-мель в заполярной Чукотке – отражение важной роли гриба в шаманской культуре и мифологии чукчей.

Устойчивость традиционной художественной культуры и развитие традиций в современном искусстве народов Сибири.

Первобытные культуры современной Африки (полихромные фрески Тассили), Австралии («чуринги», отпечатки руки, негативные изображения, рисунки).

Историческое значение традиционных художественных культур.

Серажидинова Наиля Шамилевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Краткое описание работы: Цель: Охарактеризовать эстетику римской архитектуры.Задачи:1. Познакомить обучающихся с развитием римской архитектуры, её выдающимися памятниками.2. Формировать у обучающихся умение адекватно воспринимать и оценивать произведения архитектуры. 3. Показать значение и роль архитектуры Древнего Рима в развитии мировой культуры.

Дюняшева Лина Борисовна
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №8
Краткое описание работы: Обучающиеся познакомятся с понятиями «знак» и «символ», «Анаморфозы»; научатся анализировать произведения изобразительного искусства посредством символики; развитие устной речи, расширение кругозора обучающихся, формирование креативного мышления в рамках урока, создание арт-объекта.

Мировая художественная культура является предметом в российских школах, на котором изучаются основы художественной культуры. Преподавание МХК ведется в 10-11 классах. На нашем сайте материалы по мировой художественной культуре представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование […]


План-конспект урока по МХК по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по МХК. Конспект урока мировой художественной культуре представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей МХК. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения мировой художественной культуре в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока МХК должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по МХК являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков мировой художественной культуры бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям МХК перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по МХК на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по мировой художественной культуре на нашем сайте Вы найдете разработки по географии , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Изображение фигуры человека в истории искусства - урок формирования новых знаний умений и навыков. Цель урока: познакомить учащихся с изображением красоты человека в истории искусства.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися.

Целевая аудитория: для 3 класса

Разработка содержит конспект урока и презентацию по теме «Натюрморт в технике коллаж» 6 класс. Можно использовать идею и для проведения урока в начальной школе.
Цели:
Предметные: расширить знания о художественных техниках, закрепить понятие «аппликация», «жанр натюрморт» и ввести новое понятие «коллаж», формировать умение подбора гармоничных цветовых сочетаний, эстетический и художественный вкус.
Деятельностные: формировать умения планировать последовательность выполнения своей работы и работать в соответствии с намеченным планом, навыки диалогового общения с учителем и одноклассниками, навыки самоконтроля.
Планируемый результат: учащиеся научатся планировать последовательность выполнения своей работы и работать по плану, создавать натюрморт в технике коллаж, правильно подбирать цвета.

Разработка содержит в себе конспект урока и презентацию по математике и ИЗО для 6 класса коррекционной школы по теме "Городецкая роспись"

Цель: знакомство обучающихся с городецкой росписью, освоение простейших элементов росписи, совершенствование вычислительных навыков.

Задачи: развивать навыки копирования элементов росписи; совершенствовать вычислительные навыки; воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашего народа;

Тип урока: интегрированный (векторы интеграции: математика, изобразительное искусство)

Целевая аудитория: для 6 класса

"Образ красоты человека" - разработка урока ИЗО 4 класс по программе Б.М. Неменского. Содержит презентацию к уроку и технологическую карту урока, составленную на основе ФГОС. Цель урока: Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа. Презентация к уроку составлена на основе интернет - ресурсов.

Целевая аудитория: для 4 класса

Урок знакомит с особенностями развития жанровой картины в послевоенный период. Формирует представление о творчестве художника А. Пластова. Позволяет найти точки соприкосновения между живописью и историей. Обучает навыкам анализа концепции художественного произведения. Активизирует познавательную деятельность учащихся. Воспитывает интерес к живописи и истории России.

Целевая аудитория: для 7 класса

Этот рисунок относится к разделу «Рисунок геометрических тел» любой студии академического рисунка, где учащиеся имеют определённую техническую подготовку, знакомы с рисунком простых геометрических тел. В такой аудитории предполагается наличие подиума с постановочным набором, мольберты, обеспечивающие для каждого индивидуальную точку зрения. Иное дело общеобразовательный класс. Возможности подобной аудитории ограничены расстановкой школьного оборудования и задачами общеобразовательной программы, целью которой не является достижение уровня обученности и требований к изучаемому материалу, соответствующему академической студии. Данный видеоролик решает эту проблему в такой аудитории. С экрана проектора учащиеся знакомятся с этапами построения формы, что занимает несколько минут. Зафиксировав изображение в определённой точке, и получив пояснения в доступной форме, можно приступить к практической части урока. Таким образом, сведя изображение предмета к одной точке зрения, мы упрощаем задачи и для педагога, и для учащихся. Классу разрешается пользоваться вспомогательными средствами (линейка), здесь предстоит знакомство только с принципами построения формы, да и не у каждого из присутствующих есть отработанные навыки работы с графическими материалами. Такой подход к изобразительному материалу позволяет и в ситуации школьного урока в стандартном кабинете познакомить каждого ученика с представленной темой. Требуются только навыки работы преподавателя с техническими средствами и определёнными программами компьютерной графики.




Top