Мое отношение к чацкому и молчалину. Кто же такой Чацкий? Каково отношение Грибоедова к Чацкому

Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца не понята. Затрагивающая актуальные проблемы своего времени пьеса жива до сих пор. Внешне банальный конфликт ("После долгой разлуки влюбленный встречается со своей возлюбленной. А она полюбила во время его отсутствия другого. Он в отчаянии уезжает" – пересказ В.И. Немировича-Данченко) с первых сцен завораживает читателя и зрителя. "Высокий" герой, несомненно вызывающий сочувствие, становится не только противовесом отрицательному полюсу комедии, но и сам выступает как объект авторской иронии.

Присутствие автора ощущается уже в самом названии: "Горе от ума". Оно изначально выявляет позицию Грибоедова. Он понимает, что ум Чацкого (а именно его ум считает Грибоедов истинным) не принесет ему счастья. В сложившейся в России в начале 20-х гг. XIX в. ситуации, когда дворянство разделилось на консервативное и прогрессивное, столкновения их представителей не могли привести ни к каким результатам. Диалог между двумя типами ума был невозможен. Пытаясь спорить с Фамусовым, Чацкий попадает в комические положения: произнося умные речи, он не замечает, что его никто не слушает, будучи слишком высокого мнения о Софье, не может поверить в возможность любовных отношений между ней и Молчалиным. В монологе о французике из Бордо и о благоговеющих перед ним княжнах он в надежде на сочувствие Софьи рассказал ей, как его осмеяли за предпочтение национального иноземному:

Я рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый,

Но все оставили меня –

Оказалось, он давно уже говорит в пустоту.

Грибоедов здесь с подчеркнутой наглядностью обнаруживает и силу, и слабость своего героя; и смех, который он невольно вызывает, и неподдельное горе, и героический порыв – все это от ума, обернувшегося для Чацкого настоящей трагедией. Безусловно сочувствуя своему герою в его ненависти и непримиримости к фамусовскому обществу, разделяя эти чувства, Грибоедов вместе с тем стремится показать обреченность стремлений Чацкого изменить что-либо в современном обществе. Горькая грибоедовская ирония пронизывает всю пьесу, делая ее так непохожей на традиционные классицистические комедии с героем-резонером, духовным двойником автора. Вообще в своей комедии Грибоедов новаторски подошел к классицистической теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте. В произведении же Грибоедова два конфликта, которые развиваются не отдельно друг от друга, а тесно переплетены. При выборе конфликта ярко отразился реализм Грибоедова. Показанный им конфликт – конфликт определенного исторического периода. Любовный конфликт, тесно связанный с общественным, необходим для того, чтобы показать, как идеологические противоречия могут влиять на отношения людей. Так влюбленный Чацкий, интересующийся чувствами Софьи и "борющийся" с Молчалиным за ее любовь, высмеивает тот мир, в котором живет Софья, а она не может ему этого простить. Любовный конфликт в комедии является катализатором развития действия, так как "всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой и чувства к Софье, раздраженного какоюто ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца" (И.А. Гончаров). Типичность показанного в произведении конфликта подтверждается внесценическими персонажами, среди которых преобладают единомышленники Фамусова. При их характеристике Грибоедов не скупится на сатирические приемы изображения. При описании Максима Петровича сквозь восхищение его "смышленостью" Фамусова явно видна авторская ирония:

На куртаге ему случилось обступиться;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

А хохот пуще, он в третий так же точно.

Отрицательное отношение автора к гостям Фамусова тоже передается при помощи сатирических средств. Постоянно проявляется сатира автора в отношении к князю и княжне Тугоуховским с целым "табуном" дочерей, которых нужно повыгоднее выдать замуж:

Вот то-то детки:

Им бал, а батюшка таскайся на поклон.

Неприятие Грибоедовым фамусовского общества показано в эпизоде распространения сплетни о сумасшествии Чацкого. Все герои знают, что этот слух ложен, но под влиянием общественного мнения не только начинают верить сплетне, но и приводят аргументы, ее подтверждающие. Грибоедов считает, что невозможно изменить общество, где общественное мнение заменено сплетней. Все герои, верящие сплетне и распространяющие ее, изображаются автором сатирически, в чем проявляется неприятие им их позиций.

Сплетня всегда безымянна, поэтому и пущена она безымянными господами N и D, которые настолько же безымянны, насколько безлики (авторская позиция выражается в отказе наделить героев собственными именами).

Описание комических положений, в которые порой попадает Чацкий, тоже наполнены авторской иронией, но это горькая ирония, так как Грибоедов понимает, что умный человек оказывается в смешном положении фактически по собственной вине. Он показывает ограниченность ума Чацкого, не сумевшего понять, что представителем фамусовского общества не то, что не смогут его понять, а просто не станут слушать. Порой Грибоедов даже наделяет Чацкого чертами героя-резонера, доверяя ему донести до читателей свои собственные взгляды и мысли.

Авторская позиция в комедии выражена достаточно полно и явно. Это облегчает процесс восприятия произведения и оценки его действующих лиц. Грибоедов, не имея возможности выражать свою позицию прямо (как это возможно в эпических произведениях), мастерски использовал различные косвенные средства.


Был ли он задуман как положительный герой или стал таковым вопреки воле автора? Почему Чацкий нас волнует? Что нам дорого в нем? - вот вопросы, ответы на которые нельзя придумывать произвольно: их надо найти в тексте комедии. Попробуем перечитать комедию и проследить развитие конфликта в ней, акцентируя внимание на такой её композиционной особенности, как расположение сцен «Горе от ума» воспринимается как произведение, написанное на одном дыхании. Такая эстетическая реакция читателя на комедию объясняется тем, что она, как произведение сценическое, сделана (т. е. построена, скомпонована) па самом высоком уровне драматургического мастерства. Цельность комедии определяется наличием в ней сквозного действия: стремления Чацкого узнать, почему Софья холодно встретила его, кого она ему предпочла. Сквозное действие изображается в комедии как конфликт, т. е. как такое действие, которое в своем развитии наталкивается на противоборство, на чьи-то ответные действия. Развитие конфликта предполагает участие двух главных героев или двух противоборствующих групп.

Чацкий - герой, ведущий конфликт. Ему противостоит фамусовское общество.

Софья выступает в этом конфликте как представительница фамусовского общества. Она отвергает Чацкого не только из женского самолюбия. Используя слово «представительница» для характеристики Софьи, мы опираемся на мнение Ю. Н. Тынянова, который считал, что Софья изображена в комедии не как женщина, а именно как представительница фамусовского общества: «Софья характеризуется именно как представительница общества... И удивительнее всего, что Грибоедов пишет о важной, решающей сюжетной черте, в которой выступает Софья: «Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший». И если о нелюбви Софьи говорится как о нелюбви к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, то здесь она - безличный представитель общества, «кто-то». Любимая девушка - представительница общества, с кᴏᴛᴏᴘыᴍ Чацкий «в противуречии»«. Или: «... здесь о ней не говорится как о женщине, здесь она - представительница общества». Но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов, княгиня: он не свой, он из другого лагеря. «...Эдакий ли ум семейство осчастливит?» - говорит Софья Чацкому. И средства борьбы, используемые ею, - те же, что приняты в фамусовском обществе. Главные из них - клевета, сплетня, выдумка о сумасшествии - очень часто применялись тогда против людей, находившихся «в противуречии с обществом». На основании выше сказанного приходим к выводу, что мотив интимной борьбы с самого начала уᴄᴫᴏжняется общественными, социальными мотивами.

Все композиционные средства в комедии подчинены изображению этой единой сквозной линии борьбы. Каждое действие комедии раскрывает отдельный законченный этап борьбы: первое действие - завязывается драматический узел; второе - Чацкий пытается узнать, «нет ли впрямь тут жениха какого» третье - Чацкий хочет добиться признания" от самой Софьи («Дождусь её и вынужу признанье...»); четвертое - Чацкий своими глазами увидел, кого она предпочла ему. Каждое действие складывается из отдельных сцен Каждая сцена представляет собой схватку, «поединок», где любая реплика - или «удар» со стороны нападающего героя, или «контрудар» со стороны героя, отражающего нападение.

Посмотрим, в каких обстоятельствах завязывается драматический узел. Важно понимать - для этого перечитаем первую сцену. Эту сцену мы воспринимаем глазами Лизы. Она помогает нам понять, что происходит в доме Фамусова утром в день приезда Чацкого.

В то время, пока Чацкий путешествовал, в доме Фамусова завязался очень ᴄᴫᴏжный узел отношений: Софья любит безродного Молчалина, которого Фамусов пригрел как делового человека, но сделать своим зятем, конечно, не захочет («Кто беден, тот тебе не пара»). Зная это, Софья скрывает от отца свою любовь к Молчалину. Но при этом Молчалин так захватил её воображение, что она и слышать не хочет о других возможных претендентах на её руку.

Лиза хохочет, ᴨᴏᴛому что она знает о «любви» Молчалива к Софье, и аналогия с тетушкой, от которой сбежал француз, перекликается с последующими сценами, где прямо раскрывается истинное отношение Молчалива к Софье. На основании выше сказанного приходим к выводу, что в первой сцене даны те обстоятельства, в которых с приездом Чацкого завяжется драматический узел.

Чацкий где-то недалеко, рядом, он сорок пять часов пронесся без остановки, как «ветер, буря», «растерялся весь, и падал сколько раз» - и ждет награду за подвиги любви. А он уже отвергнут. И почему? Потому что «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив». И мы, еще ни разу не встретившись с Чацким, проникаемся сочувствием к нему.

Перечитаем внимательно вторую сцену - приезд Чацкого в дом Фамусова. Сцена очень динамична, она построена на противопоставлении взволнованного, горячо влюбленного Чацкого Софье, сначала холодной, несколько смущенной, ᴨᴏᴛом озлобленной

В ответ на страстные слова: «Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног» - Чацкий слышит холодную, сказанную для приличия фразу: «Ах! Чацкий, я вам очень рада». Чацкий встревожен её холодностью, она иронизирует:

  • Всегда, не только что теперь.
  • Не можете мне сделать вы упрека.
  • Кто промелькнет, отворит дверь,
  • Проездом, случаем, из чужа, из далека
  • С вопросом я, хоть будь моряк:
  • Не повстречал ли где в почᴛᴏʙой вас карете?

Чуть успокоившись, Чацкий вспоминает годы детства, проведенные вместе с нею, в ответ слышит пренебрежительное: «Ребячество!» Чацкий испуган и пытается узнать причину холодности Софьи: «Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ, без думы, полноте смущаться». Приняв холодность Софьи за смущение, Чацкий уверяет её , что едва ли Москва порадует его чем-нибудь и что самое дорогое для него в Москве - это она, Софья. И дружески «церебирает» общих московских знакомых. Вся эта сцена дана глазами Чацкого. Он выводит нас за пределы фамусовского дома, и мы видим всю Москву. Данный взгляд на Москву неприятен Софье: слишком много Чацкий увидел и слишком смешно все представил.

Чацкий уезжает из дома Фамусова еще более взволнованным, чем приехал. Он восхищен Софьей («Как Софья Павловна... похорошела!») и озадачен её холодностью. Он снова приедет: ему надо увидеть Софью («И все-таки я вас без памяти люблю») и понять, что же случилось в его отсутствие.

Какова линия борьбы? Она очень проста: Чацкий любит Софью и, как все влюбленные, не хочет верить, что она любит кого-то другого. Но он видит, как холодно она встретила его, и пытается понять причину этой холодности и, как все влюбленные, обманывает себя... Софья борется за свое право любить Мол-чалина, а Фамусов - за богатого жениха для дочери. Своеобразие конфликта состоит в том, что Чацкий явился в дом Фамусова ради Софьи. Никого он не собирался здесь «разоблачать»«-и не думал перед Фамусовым и его окружением «выступать» с обличительными монологами. При первой же встрече с Софьей Чацкий говорит, что ничего нового для себя от Москвы не ждет. Но, во-первых, сам факт приезда Чацкого в дом Фамусова, из-за полной несовместимости его с фаму-совским миром, есть повод для скандала: всем в доме, даже Лизе, он известен как вольнодумец (это то, о чем писал Кюхельбекер), и во-вторых, герои, противоборствующие ему, на его стремление выяснить личные отношения с Софьей отвечают «контрударами» в плане социально-политическом. Это они провоцируют Чацкого на обличительные монологи, и вследствие этого «сквозное действие» комедии сплетается с побочными параллельными «действиями», положение Чацкого оᴄᴫᴏжняется: из героя, ведущего конфликт, он то и дело превращается в героя, отражающего «удары». По этой причине конкретно-предметное содержание комедии оказывается шире «сквозного действия», комедия перерастает в драму. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, в какой последовательности идут сцены от завязки до катастрофы.

Страница 1 из 1



Кто такой Пузырь, или как написать сочинение по комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин»

Каким вы представляете себе Пузыря? Конечно же, большим, круглым, так как он собрал в себе много воздуха. И чтобы ему вырасти, нужно еще и еще. Так и Терентий Гаврилович Пузырь из пьесы «Хозяин» забрал себе много денег, земли, овец. А хочет еще и еще. В основе каждого драматического произведения, если вы не забыли, всегда лежит конфликт, являющийся следствием жизненных разногласий. Какой же конфликт в пьесе «Хозяин»? Он довольно своеобразный. Капиталист-миллионер Терентий Пузырь находится в постоянном непримиримом конфликте не просто с отдельными людьми, а и с самой сутью жизни, с его высшей справедливой целью. На земельных владениях этого «пузыря» расположено несколько больших экономий, где работают сотни рабочих. На его степях выпасают сорок тысяч овец, выращивают сотни тысяч пудов пшеницы и такое количество свеклы, которое обеспечивает роботу целого сахарного завода. Хозяин имеет свою контору, штат управляющих....


Кто такой Андрей Ефимыч Рагин?

Скучный хмурый, опустившийся человек, равнодушно наблюдавший гнусности, мерзость запустения в больнице, которой он заведовал. Он изобрел очень удобную для пошляков и обывателей философию, будто счастье человеческое сокрыто л самом человеке, в его размышления о «высоком», о свободе мысли, которую можно обрести даже в каменном мешке, за решеткой, и потому мрачное, безотрадное окружающее не должно тревожит человека. Неужели в образе Рагина с его удобной для пошляков философией тоже нет ничего обличительного? Среди эпигонов Чехова, которых было немало, числился эмигрантский писатель Борис Зайцев. В России он был малозаметен, отличался от других главным образом приторной усиленностью в описаниях. Вспомнить о нем следует лишь по такому поводу: в статье, опубликованной после второй мировой войны, названной им «Дух голубиный», Зайцев описывает свое житие в дни оккупации нацистами Паршка....


Кто такой профессор Филипп Филиппович Преображенский?

Как всякий увлеченный человек, он – подлинный работник и потому презирает, ненавидит любую имитацию бурной деятельности, безделье, прикрываемое высокими фразами. Ответ, данный профессором на удивленный вопрос Борменталя «Как это вы успеваете, Филипп Филиппович?», – это ответ подлинно делового человека, знающего цену и своего и чужого времени: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится … Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям и распевать целый день, как соловей, вместо того чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел» ...


Кто такой все же Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков - вовсе не порхающий с цветка на цветок мотылек. Уже в первой встрече с отцом города он, по-детски беспомощный, одновременно суров, непреклонен и иронически проницателен. Во всем хочет видеть он заднюю мысль. Ему грезятся ловушки, подвохи, а то и покушения на него. Хлестаков усвоил тон, нравственный голос века, который «шествует путем своим железным». Этот взрослый младенец по-настоящему страшен: ровен, спокоен, холоден, настороженно подозрителен; причем всеми этими свойствами обладает не он, а мир, посланцем которого он себя чувствует и тенденции развития которого он отражает с бездушием зеркала. Образ Хлестакова таинственно многозначителен. Разумеется, пустили бы и на порог грозного штаба корпуса жандармов, III отделения собственной его величества канцелярии. всей тупости, присущей жандармам, в III отделении, надо в людях все-таки разбирались; и ни малейших надежд на карьеру в столице у Хлестакова, разумеется, не было. Столица отторгла его, успевши, однако, наложить на него отпечаток нового стиля государственной жизни....


Каково отношение Осипа к Хлестакову?

Непочтительность Осипа к Хлестакову выражается, как уже отмечалось, в монологе действия, в ироническом эпитете «голубчик» или в резко уничижительной характеристике: «Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой». В последнем выражении не только унизительная опенка его чина, но и нарочито обезличивающее «что-нибудь». Реплики Осипа в диалоге с Хлестаковым во действии свидетельствуют о том, что этот хмурый, молчаливый слуга не уважает в сущности своего барина, обманывает его и вступает с ним в пререкания Речь идет о лежании на кровати. В ремарке автор сообщает, что Осип «лежит на барской кровати». Между тем, когда входит Хлестаков, видит измятую кровать и начинает отчитывать Осипа за это, тот отпирается, непочтительно возражения и доводы приводит нелепые: «Не видал я разве кровати, что ли, «Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать»....

Что принесла автору славу и которая пользуется успехом у читателей по настоящее время. Здесь поднимаются самые разные вопросы и проблемы: крепостничества, просвещения, дворянского воспитания. В произведении показаны споры, здесь представлен чиновничий мир, здесь же и дворянство, и люди передовых взглядов. Прочитала его работу и я, а теперь выскажу свое отношение к Чацкому, написав на тему.

В теме сочинения за 9 класс, скажу сразу, что является одним из главных героев произведения. Из работы Грибоедова мы узнаем о Чацком и о том, что это образованный мужчина, занимающийся литературой. Он служил, имел связи с министрами, бывал за границей. Причем за границей жил три года, но Европа его не затянула, не сделала Чацкого поклонником иностранного, ведь в этом человеке жил дух патриотизма. Он любит Родину и свой народ. За границей Чацкий расширил свой кругозор и набрался новых впечатлений.

Когда Чацкий возвращается в Москву, то повсюду видит все ту же пошлость, все ту же необразованность и пустоту. В стране до сих пор подавляляется и угнетается личность. Герою здесь даже дышать тяжело, ему трудно жить в фамусовском обществе, ведь он был из тех, чьи взгляды на жизнь ушли далеко вперед. Чацкий из тех, кто не боится перемен. Он человек передовых взглядов, который вступает в борьбу со старыми устоями и взглядами на жизнь.

Мое отношение к Чацкому, который был смелым и отважным, кто попросту задыхался в атмосфере лицемерия и невежества, только самое лучшее. Я восхищалась героем произведения во время чтения Горе от ума. Этот человек действовал, он хотел заставить окружение дышать полной грудью, дышать свежим воздухом, отказавшись от затхлого. Но, безнадежность этой борьбы налицо и это является бедой Чацкого и всех тех, кто борется с устоями.

Сочинение на тему: мое отношение к Чацкому

5 (100%) 1 vote

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение Сочинение: Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел "самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности", как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей.

Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства. Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - рушатся его надежды на личное счастье. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема "ума" в грибоедовское время была весьма злободневной, и "ум" понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием "умный" связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей.

Пылкость таких "умников" оборачивалась в глазах обывателей "без- умием", "горем от ума". Пример тому - объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем "своим", что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. "Умеренность и аккуратность" - вот два "таланта", которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: "Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?" Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего "сужденья произнесть", потому что в чинах он небольших, поэтому "надобно ж зависеть от других". Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.

Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем - весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел "три награжденья получить", стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: "Молчалин... замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди..."

Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей? Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду. Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям. Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних "теплых местечках" находилось больше достойных людей. Два характера, два типа поведения, два жизненных пути...

Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, - «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Ренетиловым и тому подобными».

Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума». По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого». Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум - это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды. Для Чацкого же ум - это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и донимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце - и ему как будто стало легче». И. А. Гончаров в критическом этюде «Миль-он терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии - любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой.

Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний». Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь… Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».

Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок». Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:

* Когда, бывало, в вечер длинный
* Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
* Играем и шумим по стульям и столам.

Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием - указать на недостатки:

* «Да! Грозный взгляд, и резкий тон,
* И этих в вас особенностей бездна;
* А над собой гроза куда не бесполезна…»;
* «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы».

Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно. Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни. Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом. Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто? » - восклицает Чацкий. В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни. Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.

Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь. Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив. Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха - главная беда Чацкого и ему подобных.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» - с другой.




Top