Могила гоголя без головы. Тайна головы гоголя

Албанцы впервые упоминаются во времена , правда у позднего автора - Арриана: они сражались против македонцев на стороне персов в 331 до н.э. при Гавгамелах в войске Атропата, сатрапа . В какой степени зависимости они были от Атропата, и была ли эта зависимость вообще, или они выступали в качестве наемников - неизвестно. По-настоящему древний мир познакомился с албанцами во время походов , в 66 до н. э. Преследуя , Помпей через двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании. Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря. Однако он был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны и в качестве мести, совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провел в своем триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении :

«Албанцы больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная числе больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжелом вооружении подобно армянам (то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней) .

Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60.000 пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албанцы вооружены дротиками и луками; они носят панцыри и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей подобно иберийцам. Как сами албанцы чрезвычайно склонны к охоте, однако не столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию.

Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царем. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселенной священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определенное место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения.

Старость у албанцев в чрезвычайном почете и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и все их имущество и потому живут в бедности, лишенный отцовского достояния. (Страбон. География, 11,4) »

Страбон несомненно преувеличивает примитивность албанцев: археологические данные показывают развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге, и т. д. Но несомненно, что уровень развития албанцев был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и даже иберами. Едва сложились ранние формы государства на базе существовавшего ранее союза племен. Правда, азербайджанские ученые ныне пытаются удревнить государство албанцев, относя его создание к 4 веку до н. э.

Так или иначе в I в. до н. э. Албания превратилась из союза племен в раннеклассовое государство. Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака, Кабалак). Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками . Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее - Куткашенском) районе .

Христианство как государственная религия

Албанцы верили, что христианство в их землю занес Елише (), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государствернной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещен в Армении просветителем этой страны св. . Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, тоже Григория, который однако вскоре был убит язычниками. Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным , была тесно связана с армянской. На соборе г. была заключена цероковная уния между двумя церквями, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал г.; армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанцев) до конца ХХ века.

Язык и письменность

Единственным известным языком Албании является , иначе «гаргарейский», для которого было создано после христианизации этой страны. По данным современной лингвистики, агванский был предком современного . Однако в конце концов он так и не стал общеалбанской , будучи заменен в этом качестве армянским и отчасти, в прикаспийских областях, иранским (предок и ) . .

Сасаниды

Урнайр был верным союзником Персии, и в награду за этот союз, Албания получила свою долю при разделе Армении между Пресией и Римом (387 г.): области , и и часть провинции Пайтакаран. В последней, в следующем столетии, царь Вачэ построил город, который назвал в честь персидского царя Пероза Перозапат и который известен под названием Партав (позже ); впоследствии этот город стал столицей Албании.

Однако в дальнейшем Албания стала подвергаться все более сильному давлению Сасанидского Ирана, как политическому, так и религиозному: (принуждения принятия , действительно имевшего корни в стране, особенно на ираноязчыном востоке). В частности, албанского царя Вачэ заставили перейти в зороастризм, но он впрочем вскоре вернулся к христианству. Результатом стало то, что в г. албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил спарапет (главнокомандующий) персидской Армении Вахтанг Мамиконян и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхала (совр. ), который служил тогда летней столицей албанских (а ранее армянских) царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. В 457 г. царь Вачэ поднял новое восстание; в г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована. Вновь вспыхнувшее восстание трех закавкзских народов, которое возглавили иберийский царь Вахтанг IV Горгосал («Волчья Голова») и армянский спарапет Ваган Мамиконян ( -) заставило персов восстановить царскую власть в Албании. При царе Вачагане Благочестивом ( -) проводится активная христианизация насления и вообще наблюдается культурный подъем; по словам современного ему историка, он построил столько церквей и монастырей, «сколько дней в году». Однако с его смертью царская власть в Албании вновь была ликвидировна и заменена властью персидских наместников - марзпанов. Впрочем, сохранились мелкие князья, происходившие из местной династии Арраншахиков, возводившей себя к армянским (а через них парфянским) .

Персидское название этой территории - - сохранялось за ней вплоть до ХХ века.

Тем временем через Дербентский проход усилились набеги кочевых племён с севера. В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и хазары. После этого персидский шах Хосрой (531-579) развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от новой волны кочевников. Знаменитые Дербентские укрепления, построенные в 562-567, перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий. Так в 626 вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.

Мехраниды, арабы и исламизация Албании

В власть Мехранидов была упразднена арабами.

В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности в начале V в. Впрочем, армянский язык - язык двора и церкви - мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной жизни. Вскоре после гибели этого князя (убит заговорщиками), была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армяно-албанского историка, уроженца области ) (Каланкатуаци). Это - основной источник по истории Албании (др.-арм. Алаунк , нов.-арм. Агванк ) . Этот памятник содержит также уникальный образец армяно-албанской поэзии - элегию-плач, сочиненный неким «ритором» Давтаком на гибель Джеваншира (акростих на 52 буквы армянского алфавита):

По всей земле пронеслась слава его,
Имя его долетело во все концы света,
Силу разума его и гениальную мудрость
Вся вселенная торжественно прославляла.

3 760

Это государство возникло на территориях Азербайджана, Южного Дагестана и Грузии в конце II века до н.э. Границы точно не известны, самым спорным остается вопрос о границе между Кавказской Албанией и Арменией, а главное — о землях Нагорного Карабаха.

Название

Название Кавказская Албания (Алвания) появилось в I веке н.э. Происхождение его до конца не выяснено. Некоторые историки считают, что к его появлению причастны римляне (по латыни «albus» означает белый), ведь это название встречается на Балканах, в Италии и даже в Шотландии, которую в древности назвали Албания. Самый большой из шотландских островов называется Арран — так именовали Кавказскую Албанию после ее завоевания ее арабами.

Другие считают, что римляне лишь придали латинское звучание какому-то местному названию страны. Армянские историки V – VII веков предполагали, что слово произошло от имени правителя, которого звали то ли Аллу, то ли Аран. Азербайджанский историк Бакиханов в начале XIX века высказывал догадку, что этноним появился от названия народа «албаны», что включало в себя понятие «белый» (albi), как «свободный человек».

Население

В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.

Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.

Язык

Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.

Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII-VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.

Религия

В древности албаны были язычниками, почитали солнце и луну и приносили богам человеческие жертвы. Из Персии в Албанию активно проникал зороастризм. Распространение христианства связывается с мученической кончиной святого Варфоломея, который был зверски убит в городе Альбане, и с проповедью святого Елисея – ученика апостола Фаддея, более известного, как Елише. Христианство стало официальной религией Албании с начала IV века. В период арабского владычества в страну проникло магометанство, и постепенно распространилось повсеместно.

История

Примерно к середине I в. до н.э. союз племен преобразовался в государство во главе с царем. Столицей Албании до VI века была Кабала (разрушена персами в VI веке). Впервые Кавказская Албания как отдельная страна упоминается у римского историка Страбона, который в своей 17-томной «Географии» указывал, что страна лежит между рекой Курой и Каспием.

В III – I веках до н.э. на территории Албании существовала Ялойлупетинская культура, люди которой занимались виноделием и возделывали землю. Здесь находят характерные курганные могильники, захоронения в кувшинах и в гробницах. На раскопках найдены железные ножи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, золотые украшения, керамика.

В 66 году до н.э. страна подверглась нашествию римского консула Гнея Помпея, который встал со своим войском на Куре, но был атакован албанским царем Орозом. Отбив атаку, консул напал на Албанию, уничтожил войско царя и «даровал» албанам мир. Во II веке н.э римский император Траян превратил Армению в римскую провинцию и возвел на престол Албании своего ставленника, но вскоре независимое положение государства восстановилось.

Династии

Первая царская династия, правившая в Кавказской Албании, — Арраншахи, согласно армянским источникам вела свой род от Иафета — сына библейского праведника Ноя. Возможно, первые цари выдвигались из наиболее знатных местных вождей. Династия правила до середины III века. Затем до начала VI века в Албании правили Аршакиды — младшая ветвь парфянских царей. Первым представителем династии был Вачаган I Храбрый, который был потомком вождей маскутов.

Под Персией и арабским владычеством

В V веке Албания стала подвергаться давлению со стороны Персии, и в 450 году албаны примкнули к антиперсидскому восстанию народов. Персы разбили восставших в Аварайской битве, и в 461 году Кавказская Албания стала провинцией персов-Сасанидов. В 552 году в страну с севера вторглись савиры и хазары и вынудили шаха Хосроя выстроить Дербенские укрепления, которые не стали панацеей: в VII веке тюрко-хазарское войско захватило Дербент и разорило страну.

С 630 года к правлению пришла династия Михранидов. В конце VII века страна восстановила независимость и тут же стала искать союза то с хазарами, то с Византией, чтобы остановить вторжение арабов. В 667 году царь Джеваншир признал себя вассалом Халифата, и вскоре на троне укрепилась арабская династия Омейядов. Началась череда столкновений с хазарами, которых остановил арабский полководец Мирван II. В 737 году он разбил хазар и взял их столицу Семендер.

В IX – X веках в стране идут процессы арменизации, а затем – тюркенизации населения. Поскольку единой албанской народности так и не сложилось, происходит распад страны на княжества. Албанский этнос исчезает, оставив после себя только названия.

История одного из крупнейших древних государств на Кавказе – Албании или Алвании (Агвании) – представляет до сих пор немало загадочного.

Происхождение

Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.

Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.

По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.

Впрочем, наука считает, что единого народа кавказских албанцев так и не возникло. Это был конгломерат разных племён. Страбон свидетельствует, что «языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». По его словам, только в его время «у них один царь управляет всеми племенами». Большинство современных учёных считает, что албанские племена говорили на языках народов нахско-дагестанской семьи. Об этом говорят сохранившиеся надписи, составленные древним албанским алфавитом на языке, близком к удинскому. В состав албанцев могли влиться и какие-то пришельцы, особенно из числа ираноязычных народов (скифов, сарматов и т.д.).

Складывание государства

Ядро Кавказской Албании располагалось на территории Северного Азербайджана к северу от реки Куры, между Грузией и Каспийским морем или немного не доходя до последнего. Возможно, что в него входила также часть Горного Дагестана. В разное время Албания могла включать в себя также часть Азербайджана между Курой и Араксом, Карабах, а также большую часть как Горного, так и Приморского Дагестана.

Консолидация албанских племён в одно государство произошла, по-видимому, не ранее II века до н.э. Страбон, как мы видели, ещё помнил время, когда у албанцев не было одного царя, и «каждое разноязыкое племя управлялось собственным царём». Столицей Албании стал город Кабала, руины которого сохранились вблизи районного центра Габала современной Азербайджанской Республики.

Албания находилась в очень тесном общении с Арменией, не раз была ею завоёвана и вновь обретала независимость. Частые конфликты не мешали интенсивным культурным контактам двух стран, причём воспринимающей стороной была Албания, отстававшая в экономическом и культурном развитии от древней Армении. Этот процесс позволил историкам говорить даже об «арменизации» Кавказской Албании. Есть гипотеза, согласно которой армянское население Нагорного Карабаха – потомки древних арменизированных албанцев. Тогда как большинство современных азербайджанцев – потомки то же албанцев, но тюркизированных в раннее Средневековье.

Из Армении Кавказская Албания в IV веке восприняла христианство. Первым епископом Албании стал внук св. Григория Просветителя, крестителя армян, Григорис, а первым крестившимся албанским царём – Урнайр, правивший после 370 года.

Земля и народ

Согласно Страбону, албанцы в его время отличались «красотой и высоким ростом». Говоря об их качествах, он отмечает, что они «простодушны и не мелочны». «Старость у албанцев в чрезвычайном почёте, – пишет он, – и не только родителей, но и прочих людей». Вместе с покойниками хоронят всё их имущество (отчего албанцы и «живут в бедности, лишённые отцовского достояния», – уверяет Страбон), после чего вспоминать о покойниках не принято.

Явно идеализируя, Страбон расписывает необычайное плодородие албанской земли, которая «не требует ни малейшего ухода», ибо «однажды засеянная земля во многих местах даёт два или три урожая [в год], и первый урожай получается даже сам-пятьдесят». По его словам, албанцы не торгуют на деньги и знают лишь натуральный обмен, «и в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. Точные меры и вес им неизвестны. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно». По мнению современных археологов, Страбон сильно преувеличил отсталость Албании, в которой, в его время, уже были развитые ремёсла и обращение монет (иностранных). Говоря о человеческих жертвоприношениях у албанцев, он также явно описывал обычаи уже прошлых веков.

Судьба Кавказской Албании

В самом конце IV века в Закавказье вторгаются гунны, а в V веке – тюрки. Их нашествия не пощадили и Албанию. В то же время в Албании усиливается влияние Персии, христианство частично вытесняется зороастризмом, а в середине V века персы включают Албанию в свою империю. Однако в конце V века в результате восстания независимость Албании была восстановлена.

Но в конце VI века Албания снова оказывается ареной борьбы между Персией и Хазарией. Разгром Персии арабами лишь ухудшил положение Албании. Она также оставалась театром военных действий великих держав, а на смену зороастризму пришёл ислам. Время от времени Албания восстанавливала независимость, но в начале VIII века её государственность была окончательно ликвидирована арабами.

Остатки албанских этносов на равнинах Азербайджана исчезают, по-видимому, уже в Х веке. Большая их часть подверглась тюркизации и исламизации, меньшая была ассимилирована армянами Карабаха. Лишь крохотная часть сумела сохранить до настоящего времени албанский язык и христианскую религию (с пережитками зороастризма), принятую в древней Албании. Это народ удины, насчитывающий в настоящее время не более 10 тысяч человек по всему миру, из них не менее 4000 в России.

Занимая южную часть Дагестана и большую часть современного Азербайджана . Особое место Кавказской Албании в истории определялось тем, что на ее территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе Дербента). Государство объединяло ряд иберо-кавказских племен, в том числе албанов, утиев, каспиев. Название «Албания» римское, в армянских источниках она известна как Агвания (Aghbania; Aghvania).

Столицей и главным городом к началу нашей эры была Кабалака (также Шабала, Табала, Кабала, современное село Чухур-Кабалы в Азербайджане, в 20 км к северу от г. Геокчай), с 5 в. - Партав (современный г. Барда). Археологические раскопки на территории Азербайджана (в Мингечауре, Чухур-кабалы, Софулу, Топрахкале, Хыныслах), сведения античных авторов (Арриан , Плиний , Страбон , Аппиан , Плутарх) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн) свидетельствуют, что в конце первого тысячелетия до н.э. население Албании занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и ремеслами. Создание единого царства в пределах Албании относится к 4-2 вв. до н.э. Впервые албанцы упоминаются в письменных источниках как участники битвы при Гавгамелах со стороны Мидийской сатрапии. Согласно Страбону, в 1 в. до н. э. население Албании составляли множество различных племен («говорили на 26 языках»), управляемых одним царем.
В 1 в. до н. э. Армения завоевала албанские земли на правом берегу Куры, которая, как утверждают Страбон и Птолемей, и являлась в то время границей Албании и Великой Армении . В 66 г. до н. э., после поражения Тиграна II в войне с римлянами, албанцам вновь удалось вернуть себе потерянные земли. В 65 г. до н. э. Помпей выступил с походом против Албании, однако албанцам во главе с царем Орезом (лат. Oroezes) удалось остановить римских завоевателей. В 83-93 гг. н. э., в правление императора Домициана , для поддержки союзных Иберии и Албании в войне против Парфии на территории последней был размещен римский легион. Об этом свидетельствуют найденные в Гобустане (в 69 км к югу от Баку) римские стеллы с соответствующей записью. В правление императора Адриана (117-138 н.э.) Албания претерпела нашествие аланов .
В 252-253 гг. н. э. закавказские государства, в том числе Албания, вошли в состав государства Сасанидов ; при этом Албанское царство было сохранено на правах «вассалитета». Впрочем, реальная власть принадлежала не самому царю, а находившемуся при нем сасанидскому чиновнику. В середине 4 в. албанский царь Урнайр был обращен в христианство равноапостольным Григорием, просветителем Армении. Вскоре христианскую церковь возглавлял автокефальный албанский католикос. В 387 году, после раздела Армении Византией и Сасанидами, в Албанское царство были включены значительные территории на правом берегу Куры вплоть до Аракса.
Сасанидский царь Йездегерд II выпустил постановление, согласно которому все христиане должны были обратиться в манихейство (он считал христиан потенциальными союзниками Византии); как следствие, албанцы, иберы и армяне под руководством армянского князя Вардана Мамиконяна подняли антисасанидское восстание, однако в 451 году были разбиты; албанским царем стал родственник Йездегерда II. Тогда же столица Албанского государства была перенесена в Партав (ныне Барда). В конце 6 в. - начале 7 в. Албания попадает под влияние Хазарского каганата , на ее территории ведутся сражения между хазарами, Византией и Сасанидами. В середине 7 в., в период падения державы Сасанидов, Албании на некоторое время удалось обрести полную независимость. Виднейшим правителем ее в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский (638-670). При нем получила широкое развитие албанская письменность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории Албании. Тем не менее, выбирая между Каганатом и Халифатом , Джеваншир вынужден был признать себя «вассалом» халифа.
В 8 в. большая часть населения Албании была мусульманизирована. В течение 9-10 вв. албанским князьям (арраншахи) удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в Албании. После вторжения турков-сельджуков в 11 в., дотюркское население было ассимилировано, большая часть земель Кавказской Албании вошла в состав азербайджанских феодальных государств (Ширванское ханства). Население Кавказской Албании оказало влияние на этногенез азербайджанцев.
В 1937 году И.В. Абуладзе открыл оригинальный албанский (агванский) алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские) в армянской рукописи 15 в., хранящейся в Матенадаране. В 1948-1952 годах во время раскопок в Мингечауре было сделано несколько эпиграфических находок. В 1956 году А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита, переписанный в 16 веке. Традиционно считается, что в 5 веке н.э. письменность для албанского языка была создана Месропом Маштоцем, который создал и армянский алфавит. Родственным албанскому (или даже его прямым потомком) принято считать удинский язык . Реже с агванским сближают языки лезгинской группы.




Top