Наскальные рисунки в альте. Музей в Альта: Наскальная живопись

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт нашел 5 способов вычисления оптимального веса, которыми пользуются профессионалы фитнеса.

Способ 1. Индекс Кетле

Если знать индекс массы тела, можно судить об ожирении или недостатке веса. Индекс рассчитывается для взрослых мужчин и женщин от 20 до 65 лет. Результаты могут оказаться ложными для беременных и кормящих женщин, спортсменов, престарелых и подростков (до 18 лет).

Полученная цифра и будет вашим индексом. Норма для мужчин - 19-25. Для женщин - 19-24.

Способ 2. Объемы

Индекс Кетле неплохо показывает количество жира в организме, но не указывает, как распределяется жир, иначе говоря, не дает зрительной картины. Но можно проверить свое тело на идеальность еще по одной формуле.

Распределение жира по телу определяется соотношением: обхват талии (на уровне пупка), деленный на объем ягодиц. Норма для мужчин - 0,85; для женщин - 0,65 - 0,85.

Способ 3. С учетом возраста

Доказано, что вес мужчины и женщины с возрастом должен постепенно увеличиваться - это нормальный физиологический процесс. Килограммы, которые некоторые люди считают «лишними», на самом деле такими могут и не являться. Можно использовать для определения оптимального веса формулу в зависимости от возраста.

Р - в данном случае рост, а В - возраст в годах. Масса тела = 50 + 0,75 (Р - 150) + (В - 20) : 4

Способ 4. Формула Брока

Одним из наиболее популярных методов расчета идеального веса является формула Брока. Она учитывает соотношение роста, веса, типа телосложения и возраста человека.

Формула Брока для людей моложе 40 лет: рост (в см) минус 110, после 40 лет - рост (в см) минус 100.

При этом людям, имеющим астенический (тонкокостный) тип телосложения, из результата необходимо вычесть 10%, а люди, имеющие гиперстенический (ширококостный) тип телосложения, должны прибавить к результату 10%.

Как определить свой тип телосложения? Достаточно измерить сантиметром окружность самого тонкого места на запястье.

Способ 5. Формула Наглера

Существует формула Наглера, которая позволяет вычислять идеальное соотношение веса и роста. На 152,4 см роста должно приходиться 45 кг веса. На каждый дюйм (то есть 2,54 см) сверх 152,4 см должно быть еще по 900 г. Плюс еще 10% от полученного веса.

Способ 6. Формула Джона Маккаллума

Одна из лучших формул создана экспертом-методистом Джоном Маккаллумом. Его формула основывается на измерении обхвата запястья.

  1. Обхват запястья, умноженный на 6,5, равен обхвату груди.
  2. 85% обхвата груди равны обхвату бедер.
  3. Чтобы получить обхват талии, нужно взять 70% от обхвата груди.
  4. 53% от обхвата груди равны обхвату бедра.
  5. Для обхвата шеи нужно взять 37% от обхвата груди.
  6. Обхват бицепса составляет около 36% от обхвата груди.
  7. Обхват для голени чуть меньше 34%.
  8. Обхват предплечья должен быть равен 29% от обхвата груди.

Но не у всех физические данные будут точно соответствовать данным соотношениям, цифры имеют усредненное, среднестатистическое значение.

Еще несколько вариантов соотношений роста и веса:

  1. Телосложение считается идеальным, если обхват талии на 25 см меньше обхвата бедер, а обхват бедер примерно равен обхвату груди.
  2. Обхват талии должен быть равен: рост в сантиметрах - 100. То есть женщина ростом 172 см будет сложена пропорционально, если обхват талии будет 72 см, обхват бедер и груди - около 97 см, то есть если она носит размер одежды 48.
  3. Если обхват бедер меньше обхвата груди, а обхват талии меньше обхвата бедер на 20 см, то такая фигура называется «яблоко». Если обхват груди меньше обхвата бедер, а обхват талии меньше обхвата бедер на 30 см и более - это фигура типа «груша».
  4. Для женщин и девушек среднего роста - от 165 до 175 см - такое наблюдение оказалось справедливым. Обхват их талии в сантиметрах приблизительно равен весу в килограммах. Один килограмм похудения дает убавление в талии на один сантиметр.

И ещё одно важное условие - в вакууме. И не скоростью, а ускорением в данном случае. Да, в известной степени приближения это так. Давайте разбираться.

Итак, если два тела падают с одинаковой высоты в вакууме, то они упадут одновременно. Ещё Галилео Галилей в своё время опытным путём доказал, что тела падают на Землю (именно с большой буквы - мы говорим о планете) с одинаковым ускорением вне зависимости от их формы и массы. Легенда гласит, что он взял прозрачную трубку, поместил туда дробинку и перо, а вот воздух оттуда выкачал. И оказалось, что находясь в такой трубке, оба тела падали вниз одновременно. Дело в том, что каждое тело, находящееся в поле притяжения Земли, испытывает одно и то же ускорение (в среднем g~9.8 м/с²) свободного падения вне зависимости от его массы (на самом деле это не совсем так, но в первом приближении - да. На самом деле, в физике это не редкость - читаем до конца).

Если же падение происходит в воздушной среде, то кроме ускорения свободного падения возникает ещё одно; оно направлено противдвижения тела (если тело просто падает - то против направления свободного падения) и вызвано силой сопротивления воздуха. Сама сила зависит от кучи факторов (скорость и форма тела, например), а вот ускорение, которое придаст эта сила телу зависит уже от массы этого тела (второй закон Ньютона - F=ma, где a - ускорение). То есть, если условно, то "падают" тела с одним и тем же ускорением, но в разной степени "замедляются" под действием силы сопротивления среды. Иначе говоря, пенопластовый шарик будет активнее "тормозиться" о воздух коль скоро его масса меньше, чем у рядом летящего свинцового. В вакууме никакого сопротивления нет и оба шарика упадут примерно (с точностью до глубины вакуума и аккуратности проведения эксперимента) одновременно.

Ну и в заключении обещанная оговорка. В упомянутой выше трубке, такой же как у Галилея, даже в идеальных условиях дробинка упадёт на ничтожное количество наносекунд раньше опять же из за того, что её масса ничтожно (по сравнению с массой Земли) отличается от массы пера. Дело в том, что в Законе всемирного тяготения, описывающем силу попарного притяжения массивных тел, фигурируют ОБЕ массы. То есть для каждой пары таких тел результирующая сила (а значит и ускорение) будет зависеть от массы "падающего" тела. Однако, вклад дробинки в эту силу будет ничтожным, а значит и разница между значениями ускорений для дробинки и пера будет исчезающе мала. Если, например, вести речь о "падении" двух шаров в половину и в четверть массы Земли соответвтенно, то первый "упадёт" заметно раньше второго. Правда о "падении" тут говорить сложно - такая масса заметно сместит и саму Землю.

Из Петербурга к Нордкапу. Номер четырнадцать. Музей петроглифов в Альте. August 21st, 2015

Наутро выехали из Тромсё по направлению к нашей цели - Нордкапу через Альту.
Что интересного в Альте?
Не только в Норвегии, но и во всем мире небольшой городок Альта известен своими древними, прекрасно сохранившимися петроглифами. Это единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики.

Дорогу в Альту я показала раньше, она шла через Люгенские Альпы с двумя переправами через фьорды.

Первые петроглифы в Норвегии были обнаружены ботаником Мартином Валем еще в 1798 году в местечке Теннес в Балсфьорде.

Вот это место, обозначено красной капелькой. Вчера мы его проезжали, без остановки.

Едем. Олени выбегают на дорогу...Как коровы в Абхазии)

Наша цель - местечко Йеммелюфт, рядом с Альтой, где были найдены петроглифы в большом количестве. Туда же свезли еще камни с изображениями из других окрестных мест. Для удобства изучения и осмотра. Сегодня наскальные рисунки в Альте стали частью большого археологического музея под открытым небом.

В 1973-1982 годах стараниями сотрудников музея города Тромсё во внутренней части Альта-фьорда было найдено еще около десятка местонахождений петроглифов.
Фигуры, объединенные в сотни композиций.

На этой территории - более, чем 5 000 наскальных рисунков. Район Альты - самая большая в Северной Европе коллекция петроглифов, созданных древними охотниками и рыболовами.

Это огромная площадь-территория с пологими скалами- "бараньими лбами", на которых изображены звери, люди, лодки... и собственно здание музея.

В здании можно увидеть коллекции археологических материалов, связанные с культурой, создавшей петроглифы, экспозиции, посвященные традиционному быту саамов, а также истории региона в годы Второй Мировой войны.
Помимо экспонатов, в музее есть кафе и сувенирные магазины.

Наскальные рисунки поделены на две основные территории: справа и слева от музея.
На осмотр первой территории, длина которой около 1.5 км, требуется в очень среднем 45 минут, на осмотр второй, длиною больше 2 км, - 70 минут. Это если просто пройти по дорожкам.) Я успела посмотреть только одну часть, бОльшую. И то, времени в обрез..
Кто-то промчался, как скорый поезд, по всем дорожкам и еще успел посидеть в кафе.

Вот часть, куда я не попала. Только сфотографировала издалека)

Это меньшая часть. На берегу - сарайчики для хранения рыболовных снастей и ажурная сушилка для рыбы.

В 1980-х годах вокруг древних гравюр была построена специальная система настилов, чтобы рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений.

Ты чей?)) Музейный?))

Ааа... Поняла). Это смотритель. Следит, чтобы люди ходили только по дорожкам. И сам подает пример)

Как определили ученые, когда первые изображения высекались на скалах, уровень моря был на 8-26 метров выше, чем сегодня, а климат - гораздо мягче. После отступления ледника вся Скандинавия поднималась над уровнем моря. Этот эффект по-прежнему заметен и сегодня: ученые геологи отмечают подъем пород примерно на 1 сантиметр в год.

Считается, что большинство из петроглифов были изначально расположены непосредственно на береговой линии, и постепенно, из-за поднятия уровня суши, переместились на несколько десятков метров от моря.

То есть, самые старые петроглифы теперь находятся дальше от воды, выше, а самые "свежие" - ближе к морю.

Рисунки поделены на четыре временных периода:

6200-5300 лет назад
- 5300-4200 лет назад
- 3200-2600 лет назад
- 2600-2000 лет назад.

Каменная порода в Йеммелюфте - серо-зеленый песчанник. Он очень потный, массивный и твердый, с высоким содержанием кварца. Возраст этой породы - около 1.8 млрд. лет.
Рисунки были высечены с помощью зубила из твердого камня и ударного орудия из камня или рога. Сначала наносились контуры фигур, а потом уже высекались линии и плоскости.

Образцы этих инструментов были обнаружены при археологических раскопках вблизи изображений и выставляются в музее Альты.

Большинство скал вокруг Альты заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов поверхность скал и камней начали осторожно очищать, чтобы отыскать новые рисунки.

Вот смотрите: вроде бы, просто пейзаж.

Вот так этот "лоб" мог выглядеть несколько тысяч лет назад.

Петроглифы обнаруживаются до сих пор, их фотографируют и заносят в базу данных. В большинстве случаев никаких специальных мер предосторожности для их сохранения не предпринимается. Особый уход за петроглифами не нужен, так как фигуры достаточно глубоко врезаны в поверхность прочного камня.

По технике исполнения петроглифы северной Норвегии можно подразделить минимум на два вида: прошлифованные и выбитые.

Первый технический прием предполагает прошлифовку контура фигуры на ширину 1-2 см путем трения каким-то орудием или предметом. Образованные таким образом линии выглядят как отполированные канавки на фоне неровной поверхности скалы.

Второй прием - выбивание рисунков отбойником по всей площади или контуру изображения.

Ученые установили, что местные изображения, особенно самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы.

Некоторые петроглифы окрашены в красный цвет, чтобы их лучше было видно. Это самые старые, которые сильно стерлись...

На некоторых запечатлены, видимо, сцены охоты, а также шаманские ритуалы.

Видите? На этой картинке двое будто бы дерутся на палках?)
То ли лук, то ли палка... Или это пляски такие?

Это же копья!

Изображения копья или лука со стрелами можно обнаружить на рисунках эпохи мезолита. Значит, использование этих орудий известно в Скандинавии уже в столь отдаленные эпохи.

Очень любопытны и изображения лодок. Каркас их делали из дерева и обтягивали оленьими шкурами. На носу некоторых суденышек можно увидеть некое подобие «головы».

Судя по их реконструкции из музея, они напоминают нечто среднее между каяком и каноэ и идеальны для плавания по рекам и небольшим фьордам.

Небольшие рыбацкие лодки появляются уже на самых ранних петроглифах, позже появляются более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек.

Некоторые ложки напоминают драккары викингов. Подобные изображения больших лодок были обнаружены в прибрежных районах на юге Норвегии. Это указывает на возможность дальних морских путешествий вдоль побережья.

На скальных рисунках можно найти много видов животных. Среди них преобладает изображение оленей, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота.

Кроме оленей, можно найти изображения лосей.Так же встречаются фигуры различных видов птиц.

Встречаются изображения рыб и фигуры рыбаков с удочками, что свидетельствует о том, что рыболовные снасти и использование наживки были известны тут с древних времен.

Это, по-видимому, кит. Вон, и фонтанчик на спине)

А это - просто рыбка. Наполовину съеденная?)

Некоторые картины показывают людей с особым социальным статусом, о чём свидетельствует своеобразные головные уборы и более заметное расположение среди своих собратьев. Возможно, шаманы или правители племени.

Не так много известно о народах, которые произвели эти рисунки. Во время создания изображений северная часть Норвегии была населена потомками культуры Комса. Это археологическая культура охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита, племена которых расселились вдоль норвежского побережья, на освобождающихся от ледников территориях примерно 10 000 лет назад.

Возможно, древние петроглифы были частью шаманских обрядов, обозначали границы территорий племен или представляют собой запись важнейших событий в истории племени, или даже были простейшей формой искусства, то есть служили эстетической цели.

Рядом с «картинной галереей» были обнаружены следы поселения примерно 4200-500 годов до н.э. В этом месте было сделано много находок времен каменного века: остатки жилищ, орудия труда.

Колышками белыми показаны границы одной из стоянок людей каменного века.

Эта стоянка находится как раз напротив здания музея.
Недалеко от него я видела, как рыбак высаживался из лодки с уловом и понес рыбу в сарай, оставив свое суденышко для просушки на берегу..

«Наскальные рисунки в Альте»

Дисциплина

Слушатель:


1. Введение……………………………………………………………………3

2.Первые находки…………………………………………………………….3

3. Культура того времени……………………………………………………5

4. Изображения……………………………………………………………… 6

5. Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов ……………………….7

6. Сцены охоты и рыбалки………………………………………………….. 8

7. Геометрические символы………………………………………………….8

8. Животные…………………………………………………………………..9

9. Медведи…………………………………………………………………….9

10. наследие Юнеско………………………………………………………..10

11. Заключение………………………………………………………………10

12. Список литературы……………………………………………………...11

Введение

Петроглифы (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание)- древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях (Большая Советская Энциклопедия).

Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые ещё могут быть открыты, будут неизбежно гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный ровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

Первые рисунки были открыты более 120 лет тому назад, но только в начале нашего века они были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе.

Первые находки

Север Норвегии. Берег Альта-фьорт. Здесь в 1972 году археологи обнаружили дивительную наскальную галерею. 5 рисунков на территории в несколько квадратных километров.

Самые ранние петроглифы в этом районе датируются около 4200 г. до н. э., самые поздние - примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь и до 500 н. э.

Первые рисунки были обнаружены в районе Йеммелюфт/Йиебмалуокта (на смском языке название означает «залив печатей», в 4 километрах от центра города Альта. В этой области наскальные рисунки найдены в семи различных местах, расположенных между 8.5. и 26.5. метрами над ровнем моря. Между фигурами существуют очевидные отличия, как в стиле так и в содержании.

Основная масса петроглифов располагается вокруг местечка Йеммелюфт/Йиебмалуокта (из около 5 известных рисунков, здесь находятся более 3). Система деревянных настилов общей протяженностью около 3 километров была построена в Йеммелюфт/Йиебмалуокта во второй половине 1980-х годов, и музей Альта был переведен из центра города в район расположения петроглифов в 1991 году. Несмотря на то, что вокруг Альта существуют другие известные скопления петрографов, Йеммелюфт/Йиебмалуокта остается единственным общедоступным местом.

Большинство скал вокруг Альта заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов, начали бережно далять эти наросты со скал и камней, чтобы отыскать новые рисунки, скрытые от глаз человека. Когда обнаруживаются новые петроглифы, их фотографируют и заносят в базу данных. Многие наскальные рисунки, расположенные рядом с тропами, покрашены в красно-коричневый цвет, иначе их будет трудно заметить. Данный цвет был выбран, потому что он похож на красный цвет охры, в который окрашены некоторые горные породы Альты и другие места фенноскандии. Возможно, этот цвет изначально использовался в наскальных рисунках.

Но что за культура существовала в этих местах в те далекие времена? Ведь о ней ничего не известно. Возможно это предки смов? Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые мели правлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, также практиковали шаманские обряды.

Культура того времени

Судя по жесту фигуры с дубинкой изображено нечто враждебное:) Возможно этот предмет обшит шкурами?

В то время, когда рисунки были созданы, северная часть Норвегии была населена охотниками-собирателями, которые считались потомками культуры Комса: археологической культуры охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита. Они селились вдоль норвежского побережья, занимая территории, которые освобождались отступающими ледниками в конце ледникового периода, примерно 8 до н. э.. По наскальным рисункам Альты, которые создавались на протяжении почти 5 лет, можно проследить множество культурных изменений, в том числе изобретение металлических инструментов, также достижения в таких областях, как судостроительство и совершенствование методов рыбной ловли.

Наскальные рисунки, особенно, самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Таким образом, можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы.

Взаимосвязь культуры, создавшей наскальные рисунки Альты, и культурой Комса и Смов не до конца ясна. Основным промыслом племен являлись тюлени, однако, ни одного изображения тюленя в окрестностях Альты не найдено. Однако, поскольку обе культуры сосуществовали практически в одном и том же географическом районе на протяжении почти двух тысяч лет, в той или иной форме контакты между культурами являются весьма вероятными. Связь с смской культурой становить легче, поскольку, многие традиционные декоративные элементы на смских орудиях труда и музыкальных инструментах несут поразительное сходство с некоторыми наскальными рисунками из Альты.

Петроглифы в Альте были созданы с использованием зубила из кварцита и молот из более твердых пород. Возможные примеры долот были обнаружены на всей территории вокруг Альты, и выставляются в музее Альты. По видимому, каменное долото использовалось здесь даже после изобретения металлических инструментов.

Повышение ровня высоты земли в постгальский период свидетельствуют о том, что они были сделаны рядом с ровнем берега. Во время роста земли мох и растения росли на старых скалах, новые наскальные рисунки делались на пустых поверхностях скал, очищенных морем. Таким образом, более старые наскальные рисунки обычно расположены на большей высоте. Датирование ровня береговой линии показывает, что наскальные рисунки были сделаны приблизительно 6200 - 2500 лет назад.

Изображения

Горное искусство в Алте было создано охотниками и рыбаками. Изображения показывают часть их верований и ритуалов. Возможно, они также являются частью мифов или историй. На рисунках изображены животные, которые окружали охотников в повседневной жизни: олени, лоси, медведи, волки и т.д. Но также существуют археологические находки, такие как остатки костей от еды, которые показывают, что на рисунках изображены фигуры животных и рыб, которые не так часто встречались охотникам. Например, рыбные кости (треска, сайда, пикша) доминируют среди остатков, но горные фигурки изображают главным образом палтус. В дополнение к животным, на рисунках изображены фигуры людей, лодки, инструменты, различные геометрические фигуры и числа. Также можно найти большие сцены, в которых люди и животные частвуют в различных действиях, таких как охота, лов рыбы, танцы и ритуалы.

Рисунки могут много рассказать о культурных и национальных феноменах и о доисторическом обществе и его беждениях. Существует много альтернативных интерпретаций рисунков. Некоторые рисунки могут изображать различных богов и духов, с которыми люди выходили на связь при помощи специальных ритуалов и мифов. Наскальные рисунки могли быть сделаны людьми, которые имели специальный статус, такой как шаманы или глава семейства. Возможно, они делались по особым случаям.

Наиболее распространенные типы изображений описаны ниже.

Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов

Особенно трудно судить о смысле наскальных рисунков с изображениями людей; сцены показывающие танцы, приготовление еды или половые взаимоотношения могут также быть изображением соответствующих обрядов. Кроме того, даже если эти рисунки на самом деле изображают эпизоды из повседневной жизни, остается непонятным, почему эти конкретные сцены были высечены в камне. Изображения половой жизни могут быть связаны с обрядом плодородия, сцены, которые показывают приготовления пищи, возможно, были призваны обеспечить изобилие пищи. Некоторые сцены показывают людей с особым социальным статусом, о чём свидетельствует своеобразные головные боры, также более заметное расположение носителей этих головных боров среди своих собратьев. Возможно, это священники, шаманы или правители племени. Если предположение верно, и это действительно правители племени, то эти петроглифы можно трактовать как запись исторических событий связанных с племенем, таких как приход к власти правителя, его свадьба или становка отношений с другими племенами.

Сцены охоты и рыбалки

Подавляющее большинство сцен, изображающих людей, показывают охотников, преследующих свою добычу. Также существуют сцены, связанные с обрядами подготовки к охоте.

Современные исследователи считают, что изображения различных охотничьих и рыболовных сцен представляют символы отдельных племен, взаимодействие между ними — это существующие или желаемые межплеменные отношения. Изображения копья или лука со стрелами можно обнаружить с самого раннего периода, что свидетельствует о том, что использование таких инструментов известно с ранних времен. Кроме того, рыбаки часто изображаются использующими дочки, что свидетельствует о том, что метод создания рыболовных крючков и использование наживки был известен этим резчикам по камню.

Особый интерес представляет рисунки лодок: в то время как небольшие рыбацкие лодки появляются с самых ранних петрографах, позже появляются всё более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек. Они крашены изображениями животных на носовой и кормовой частях, напоминая драккары викингов.

Геометрические символы

Самые загадочные петроглифы — это набор геометрических символов, которые были найдены среди самых старых наскальных рисунков в этом районе. Некоторые из этих объектов имеют округлую форму и окружены по периметру другими объектами, так же встречаются сложные структуры состоящие из вертикальных и горизонтальных линий. Хотя некоторые из этих объектов могут изображать простейшие орудия труда или схожие объекты (например, скопления вертикальных и горизонтальных линий трактуют как рыболовную сеть), все же большинство из этих символов остаются необъяснимыми.

Животные

На скальных рисунках можно найти широкий спектр животных. Обычно изображаются олени, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота. Изображения оленей за забором, по-видимому, казывают на то, что определенный контроль над этими животными существовал с давних времен. Кроме оленей часто можно найти изображения лосей, различных видов птиц и рыб. Беременные животные часто изображались с плодом видимым внутри своей матери.

Кажется странным, что в соответствии с археологическими находками, от 30 до 95 % рациона питания доисторических людей составляли дары моря, однако сцены рыбной ловли встречаются только в 1 % известных петрографов. Возможные объяснения этого факта

в том, что рыбный промысел в прибрежных водах являлся гораздо менее сложным и опасным, чем охот на крупных животных. Животные играли большую роль в культах и имели большее религиозное значение, поэтому и изображались намного чаще.

Медведь, по-видимому, играл особую роль в культуре доисторических людей: он занимает важное место на многих наскальных рисунках и часто изображаются не только в качестве животного, на которого ведется охота, но и в качестве символа поклонения (что представляется весьма вероятным, поскольку культ медведя известен во многих древних культурах северо-запада России, также в смской культуре). В то время как пути движения остальных животных и людей горизонтальны, только изображения медведей вертикальны, как бы пересекая тропы других животных. Это позволило некоторым исследователям предположить, что медведи, возможно, были в той или иной мере связаны с культом о загробной жизни (или смерти в целом), так как вертикальное направление рисунков медведей, как представляется, казывают на способность этих животных пройти между различными слоями мира. Изображения медведей, исчезают к 1700 до н. э., что, возможно, казывают на изменения в религиозных верованиях того времени.

Наследие Юнеско

Наскальные рисунки в Альте в декабре 1985 были включены в Мировой Список Наследия Юнеско. Этот список содержит памятники, которым Юнеско присваивает национальное и международное значение. Наскальные рисунки Альты - единственный доисторический памятник из четырех Норвежских, включенный в этот список.

Заключение

Наскальные изображения сыграли важную роль в истории и

культуре древней цивилизации. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, люди глубляли и расширяли представления о действительности, обогащали свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), люди приобрели некоторую власть над временем. Искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Обращение людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества.


Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия

2. Журнал «Север», февраль 1

3. Скандинавия, Вокруг света, А. Д. Рапопорт, 2006

4. Норвегия. Иллюстрированный путеводитель, АСТ, С. Эвенсбергет,2007


Расположение

Наскальные рисунки (петроглифы) в Альте располагаются в 5 км на юго-запад от центра города Альта, региона Финнмарк в . Расстояние от Музея Альты до – 1280 км на север.


История рисунков и Музея в Альте

Впервые наскальные рисунки на внутренних стенах Альта-фьорда были обнаружены в 70-е гг. XIX века, тогда это стало главной сенсацией и удивительной археологической находкой. Согласно предположениям ученых, рисунки появились здесь примерно в 4200-4500 г. до н.э. и свидетельствуют о том, что вблизи Северного полярного круга в доисторические времена жили древние люди.


Сначала около 5 тыс. петроглифов нашли в 4-5 км от центра Альты, затем в течение нескольких лет в окрестностях города открыли еще несколько десятков мест с наскальными рисунками предков. Многие из них, к сожалению, закрыты для посещения. Туристам предлагается посетить Музей Альты, расположенный недалеко от города, и увидеть своими глазами петроглифы каменного и начала железного века. Все эти древние памятники искусства находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей наскальных фигур в Альте открылся в июне 1991 года. Спустя 2 года он получил почетное звание «Европейского музея года».


Что интересного можно увидеть?

Исторический заповедник с петроглифами находится внутри скалы. По рисункам можно сделать представление о том, как жили в этих краях древние люди, чем занимались, как обустраивали свой быт, что составляло их и т.д. Чаще всего на наскальных рисунках изображены:



Согласно предположениям ученых, наскальные рисунки появлялись в 4 этапа. Самые ранние из них были начертаны примерно в 4200 г. до н.э., а наиболее поздние, к которым относятся изображения домашнего скота и земледелия, – в 500 г. до н.э. Расстояние между древнейшими верхними рисунками и более поздними нижними составляет 26 м.

Изначально изображения были практически бесцветными. Но для удобства изучения наскальных рисунков туристами работники музея сделали контуры красными. Некоторые изображения выделены особо, например, что касается занятий, культуры и религиозных верований древних людей.


Петроглифы как туристический объект

Музей находится рядом с самой большой горной грядой Северной Европы и включает около 3 км заповедной территории. По парку проложены туристические тропы и обустроены 13 смотровых площадок. составлена таким образом, чтобы туристы смогли увидеть своими глазами самые интересные места с петроглифами и подробно рассмотреть каменные рисунки. Интерес представляет техника выбивок на камне – работа, произведенная каменным резцом, молотком и зубилом. К таким изображениям относятся как барельефы, так и углубленные выбивки. Также исследователей и туристов привлекают геометрические орнаменты, смысл которых до сих пор не расшифрован.


Экскурсия по заповеднику и музею Альты длится 45 минут. Ее можно заказать заранее на многих языках. После знакомства с наскальными рисунками вы сможете посетить сувенирный магазин и кафе. Остановиться можно в 20 км от города в уникальной ледяной гостинице.


Благодаря наскальным рисункам в Альте ученые смогли узнать как о жизни доисторических людей на севере планеты, так и установить связь между племенами, населявшими территории нынешних Норвегии, Финляндии и северо-западную часть России.

Как добраться?

Чтобы увидеть наскальные рисунки и посетить Музей Альты, вы можете добраться до места назначения на автомобиле или автобусе. В первом случае необходимо свернуть с автотрассы Е6 на Хьемменлюфт, двигаться дальше и проехать 2,5 км от деревни Боссекоп. Второй вариант проще, поскольку туристический автобус, отправляющийся из центра города, привезет вас прямо к музею.




Top