Наташа ростова у постели умирающего князы андрея, что значила для неё эта встреча и что возрождает её к жизни? Л.Н. Толтой "война и мир"

Анализ стихотворения - Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, и - радостный и первый, - Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый лёгкий свод. Но выдаёт себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила - И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные рёбра - Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам... (1912)

Одним из программных произведений Мандельштама в сборнике "Камень" является стихотворение "Notre Dame".

Чтобы раскрыть смысл этого стихотворения, необходимо вписать его анализ:

1) в единство замысла сборника "Камень";2) в творческую концепцию мировоззрения поэта;3) в историко-культурный контекст.

Как и в стихотворении "Автопортрет", центральным, кульминационным образом-символом становится камень.

"Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания".

Грубая материалистическая весомость камня выражает приятие реальности, бытия.

"Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциальную способность динамики - как бы попросился в "крестовый свод" - участвовать в радостном взаимодействии себе подобных".

В контексте творчества О. Э. Мандельштама на камень человек направляет свои творческие усилия, стремится сделать материю носителем высокого содержания. Вспомним строки из стихотворения "Я ненавижу свет…":

…Кружевом, камень, будь И паутиной стань.

Собор Notre Dame становится образом преображения камня. Рукою таинственного "строителя щедрого" камень стал воздушным и светозарным храмом, вместилищем мудрости.

Notre Dame - собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики. С первой строки стихотворения Мандельштам как бы налагает контекстуальные пласты друг на друга, вызывая ассоциативные ряды у читателя.

"Где римский судия судил чужой народ…" - автор явно отсылает нас к историческому факту. Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция - колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема. Рим - "корень западного мира", "камень, замыкающий свод".

Римская тема даёт возможность ощутить историю как единый архитектурный замысел. Опосредованно заявленная, эта тема несёт в себе объединяющее начало, отсюда совместимость различных культурных контекстов в стихотворении.

Метафорическое сравнение храма с первым человеком, Адамом, даёт скрытую аналогию: соотнесённости частей тела с частями храма.

Традиционно с образом Адама связан мотив радости существования, счастья бытия. Мандельштам обыгрывает эту идею, смещая акценты: метафорически явно связанный с Адамом, несёт в себе идею бытийственности.

Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопоставлено внутреннее. "Крестовый лёгкий свод" обнаруживает "тайный план" - "массу грузную стены". Через ощутимую тяжесть возводимого здания, грозное давление массивного свода на подпружные арки реализуется мотив камня. Метафора "и свода дерзкого бездействует таран" строится по принципу антитезы. Тот же контраст, что и в стихотворении "Автопортрет": скрытая вулканическая энергия замерла лишь на мгновение, словно пятая стихия, зависшая между Небом и Землёй.

Существование Notre Dame - это вызов, брошенный человеком Небу, вечности ("Неба пустую грудь // Тонкой иглою рань"). Сей дерзновенный проект - застывшая стихия, сотворённая человеком.

В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в "неслиянное единство" (определение О. Мандельштама), воплощённое в "стихийном лабиринте" храма. Через архитектурное совершенство собора, через его виртуозную "сотворённость" и величественную "телесность" проступают черты прошлых культур.

Чтобы показать этот синтез, подчеркнуть ёмкость открывающегося ирреального пространства храма, поэт использует оксюморон ("Души готической рассудочная пропасть"), соединяет в ряд противоположные явления: "египетская мощь и христианства робость"; "с тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес".

И наконец, четвёртая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в "недобрую тяжесть" Слова.

Слово становится объектом творческих у
силий человека.

Гениальная художественная интуиция поэта позволяет открыть единство культурного пространства. В этом едином культурном пространстве, где сосуществуют все эпохи, следы которых увидел Мандельштам в "твердыне" Notre Dame, растворены "сознательные смыслы" слов - Логосы. Но лишь в архитектурной организации, выстроенности поэзии Слово-Логос обретает своё истинное бытие, истинное значение, более подвижное, нежели данное в словаре, существующее только в данной архитектонике, данной комбинации.

"Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам".

Лишь в контексте стихотворения "Notre Dame" словосочетание "тяжесть недобрая" обретает совершенно новую, неожиданную семантику: обозначает Слово.

"Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше себя…" - скажет О. Мандельштам.

Слово как бы уподобляется камню, обнаруживая свою внутреннюю динамику, и стремится участвовать в "радостном взаимодействии себе подобных" в смысловом поле культуры.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения О. Э. Мандельштама «Notre Dame» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Аналіз вірша - Notre DameДе римський судія судив чужий народ, Коштує василька, і - радісний і перший, - Як ніколи По словам И. Бродского, "поэзия есть прежде всего искусство ассоциаций, намёков, языковых и метафорических параллелей".В таком ключе разворачивается римская тема Аналіз вірша - Куди як страшно нам з тобою...«Лускунчик», по спогадах Н. Мандельштам, - «домашня назва» вірша О. Мандельштама «Куди Анализ стихотворения - АвтопортретХудожественный мир О. Мандельштама сложен для интерпретации. Перед анализом его стихотворений испытывают трудности как учителя, так и Мотив смены веков продолжается в стихотворении «1 января 1924» (1924). Глобальный, широкий план перемежается в стихотворении конкретно-обыденным: образы «века-властелина», «умиранья

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

  • , 40.39kb.
  • Урок литературы в 10 классе Тема: «Тема «горячего сердца» , 142.99kb.
  • Урок литературы в 6 классе. Учитель О. С. Маевская Вконце прошлого года мы прочитали , 39.61kb.
  • Урок русской литературы в 7 классе. Тема: М. В. Ломоносов. Оды , 35.6kb.
  • Урок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность» , 166.15kb.
  • Урок литературы в 8 классе тема урока: «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема , 108.04kb.
  • Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова , 169.91kb.
  • Урок литературы в 10 классе.

    Тема: «Наташа Ростова на пути к счастью»

    I. Стадия вызова.

    Учитель читает стихотворение…

    Ходит тёмной аллеей Болконский,

    Задумчивый, бледный…

    Мечтает о славе,

    Для нее лишь одной он живет…

    Смерть и раны,

    Потеря жены –

    Ничего уж не страшно ему…

    Разочарованья,

    взлеты –

    все это станет судьбою его…

    И поймет князь, что в мире, огромном и вечном,

    Что может ценнее быть славы его:

    Это НЕБО в бездонной своей бесконечности синей,

    БЛИЗКИЕ,

    Мечется Пьер,

    В мире правду ища…

    В щедрость людскую,

    Порядочность искренне веря…

    Вот вопросы, что мучают душу его:

    Что дурно? И что хорошо?

    Что надо любить и что ненавидеть?

    Что есть жизнь, что есть смерть?

    Для чего надо жить?

    О, как страдает мучительно он от боли

    Всеобщего горя и потерь,

    И всем существом, усилием воли

    Ждет перемен,

    Быть вполне хорошим быть без всякого залога,

    без выкупа у Бога и судьбы…

    Он ненавидит тех,

    Кто живет, предательством играя,

    чья наглая уступчивость - без края,

    чье злобное презрение – без дна…

    И, истину в мученьях постигая,

    Поймет он сам, страдая, мучаясь, любя:

    Величья нет лишь там,

    Где места нет ДОБРУ,

    Где жизнь почувствовать во всем её цвету

    Мешает СМЕРТЬ

    И гибнет ПРАВДА…

    У Наташи распахнуто в полночь окно…

    Дышит чудною прелестью сад,

    И задумчиво светит луна…

    И готова Наташа взлететь высоко-высоко

    Над землею таинственной,

    К звездам, далеким и ярким….

    Жизнь для неё не станет дорогою легкой

    В поисках мира и счастья на свете…

    О, как трудно ей было!

    Но она не забыла

    Разлуки, что были так тяжелы,

    И встречи с любовью…

    Они по-весеннему радостны были…

    Она училась любить и прощать,

    Любить легко, отвержено и грустно…

    В чем прелести ее секрет?

    Нам разгадать его совсем не сложно:

    ЛЮБИТЬ…. Она несет свой крест

    По жизни столько, сколько можно…

    Странный мир такого далекого века и

    гроза далекой суровой войны

    В твой и мой мир врываются

    со страниц величайшей книги-судьбы…

    Тишина за окном…

    Нас никто не тревожит.

    И мы снова листаем потертый от времени том…

    Мы читаем роман

    и на каждой странице итожим,

    Ищем мы продолженье

    Любимых героев судеб…

    То возвращаемся снова и снова

    в дом хлебосольных Ростовых,

    то уносимся в Лысые Горы,

    к героям,

    над которыми время невластно,

    к подвигу, к страстным порывам готовым…

    С ними и нам уж прощаться так жаль…

    И, том закрывая, мечтаем о собственном СЧАСТЬЕ,

    О светлой ЛЮБВИ

    и о НЕБЕ, в своей бесконечности синем…

    Тишина за окном,

    Нам ничто не мешает…

    В окна струится по-весеннему ласковый день…

    Но сквозь тени веков,

    И сквозь тот же шепот, и то ж придыханье

    Услышишь вдруг ты эхо важных слов,

    Что сказаны прекрасными людьми

    И что звучат, как заклинанье,

    На неизменном языке любви,

    Все те же самые признанья:

    «Надо жить,

    Надо верить,

    Надо любить….»

    Учитель:

    Вспомнили героев Толстого? Узнали?

    Их судьбы, по мнению критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и грядущих».

    О Пьере и Андрее Болконском мы говорили. Героиней сегодняшнего урока станет Наташа Ростова.

    ^ Проблемный вопрос.

    Лев Толстой утверждал:

    «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». (Запись на доске).

    Писательница 6о-х годов 19 века в статье « Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женской эмансипации. Кто же прав, автор романа или критик? На этот вопрос попрошу ответить в конце урока.

    ^ II. Стадия осмысления.

    Беседа по вопросам:

    1. С какими женскими образами мы встречались, изучая литературу 19 века?
    2. Какие они? (Вспоминая героинь, учащиеся отмечают: романтичные, одухотворенные, знают место в жизни, сильные натуры, могут пожертвовать собой, неуспокоенные сердца и т.д.).
    3. В романе много женских образов. Назовите их. Какие они? Кто любимый идеал Толстого?
    4. Почему автор более всего любит Наташу?
    5. «Люди, как реки»,- замечал Толстой. Как вы понимаете эти слова?
    (Ребята рассуждают и о «диалектике души», отталкиваясь от образа Наташи)

    Учитель:

    Чтобы правильно понять смысл образа Наташи, чтобы понять ее поступки, чтобы ярче представить ее стремление к счастью, чтобы понять, почему именно она идеал Толстого, обратимся к наиболее ярким моментам её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души»

    Итак, первая встреча ( Учащиеся работают с т. 1ч.1 гл.7-11, читают портрет Наташи).

    Красива ли Наташа? В чем её прелесть?

    /Учащиеся отмечают простоту героини, естественность, жизнерадостность, искренность – главное в её обаянии! В ней есть какой-то внутренний огонь, особая духовная переполненность. «Она порох!» - говорит о ней мать. Наташа переполнена жаждой

    Вторая встреча. Жажда жизни влияла каким-то образом на людей, которые были рядом с нею. Вот князь Андрей едет к ростовым в Отрадное по хозяйственным делам. Он разочарован. Кажется, уже ничего не может вернуть его к жизни. Он убежден: ничего не надо начинать, не надо… он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. И вдруг…

    (Учащиеся читают т.2, ч3, гл.2. стр. 454-455 эпизод встречи с Наташей по дороге в Отрадное)

    Ученик читает наизусть эпизод «Ночь в Отрадном» (т.2,ч.3, гл.2. стр.455) под звуки «Лунной сонаты» Бетховена.

    Учитель:

    Светлый, счастливый мир Наташи поможет князю Андрею по-новому чувствовать ощущать мир.

    А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

    А как оценивают

    ^ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ (прием)

    Учитель: вот еще одна страница в литературе, где герои встречаются под луной.

    В.Шекспир «Ромео и Джульетта ».

    Клянусь тебе

    Священною луной,

    Что серебрит цветущие деревья…

    Джульетта:

    О, не клянись луной

    Непостоянной,

    Луной, свой вид меняющей

    Так часто,

    Чтоб и твоя любовь

    Не изменилась…

    Учитель:

    Луна, холодная луна – это все-таки знак, что любовь порвется, что ей не суждено быть…

    А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

    А как оценивают поведение Наташи Берг, Пьер? Вера?

    /Берг: «У неё неприятный характер, и ума нет…и эдакое, знаете…неприятно….»

    Пьер (в разговоре с Мари Болконской): «Умна ли она? Я думаю, нет. Она не удостаивает быть умной… Она обворожительна, и больше ничего…» Вере, сестре. Она тоже кажется глупой…/

    А каким было бы ваше отношение к Наташе, если бы она была вашей одноклассницей?

    - А какими нравственными критериями оценивает Толстой своих героев?

    /Оценивает их одним: насколько близки они к народу, природе. Мы ни разу не увидим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле, в лесу. Они словно застыли в своей неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки».

    ^ Учащиеся читают эпизод «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7 стр.551)

    Почему Наташей все любуются?

    / главная идея этого эпизода: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимой. Толстой так определяет её жизненный путь: «Сущность её жизни - любовь». Она живет любовью, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

    Первый бал Наташи.

    Учитель:

    Это самые мои любимые страницы в романе. Почему?

    Волнения, тревоги…Кто их не испытал, идя на первый в своей жизни бал? Первый выход, первое ожидание ЕГО, желание быть приглашенной и на танец ИМ!

    Просмотр эпизода «Первый бал Наташи» из видеофильма «Война и мир» (7 минут).

    Беседа:

    1. Как думаете, почему в этой сцене автор прибег к внутреннему монологу?
    2. Как сложится судьба Наташи дальше, после бала? /Бал- начало любви её и князя Андрея/
    3. Чем она пленила Андрея?
    / «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежды, свет; другая – всё, где её нет, там уныние и темнота. Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив» Он полюбил её за естественность. Он любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа/.

    4. Что же заставило князя Андрея на год отсрочить свадьбу? Зрелый человек, Андрей мог ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с мнением старого Болконского?

    /он как бы зацикливается на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не интересует. Он поступил эгоистично. Можно ли в любви думать только лишь о себе?

    Поистине гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Поэтому-то Толстой не оставит наших героев вместе на всю жизнь. Тяжело Наташе в разлуке с князем Андреем.

    Что чувствовала она? что переживала? /нравственную болезнь/.

    ^ Ребята слушают стихотворение поэта Кочеткова «С любимыми не расставайтесь».

    И пусть героев стихотворения отделяют от Наташи и Андрея не один десяток лет, но любовь, встречи и разлуки люди переживают одинаково.

    Учитель:

    Почему Наташа увлеклась Анатолем?

    Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы её судить?

    ^ Анализ эпизода «Наташа у постели умирающего князя Андрея».

    Работа с репродукциями картин Шмаринова /выступление ученика/

    Учитель:

    Читает т.4, ч. 4, стр.493- 495 «Наташа после смерти князя Андрея».

    Что же возрождает Наташу к жизни?

    /Что же? Страдания её были велики. Она одинока. Соня, мама, отец – у них все как всегда. У неё нет ЕГО! Произошло непоправимое.

    Но вот горе обрушилось на семью: погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну. Сначала Наташа не понимает чувств матери. Но кто ещё может помочь маме? Наташа её поддержка. Поддерживая мать, она и сама возрождалась к жизни.

    «Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»,- пишет Толстой. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними/.

    Наташа – русский характер? Русская душа?

    Соответствует ли она тем критериям, которыми оценивает своих героев Толстой?

    Эпилог романа.

    Какой мы видим Наташу в семье?

    /Пересказ ученицы/

    III. Стадия рефлексии.

    Обращаемся к эпиграфу: кто же прав: Толстой или критик, утверждавший Наташу в отсутствии стремления к эмансипации? /ребята высказываются/

    - К чему же пришла героиня?

    - Чего добилась в жизни?

    / Наташа многое пережила. Душевные страдания, конечно, её изменили: она стала чувствовать глубже, они стали сдержаннее, и внешне изменилась. Женщина, которую мы видим перед собой в конце романа, безразлична к проблеме эмансипации. Но видим мы её в самый прекрасный момент её жизни, когда важнее ребенка нет ничего важнее. А её отношение к мужу? Не все понимала она в его деятельности. Но он для неё – самый лучший, самый честный, самый справедливый. Пьер занимается деятельностью, которая может вывести его на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, бросив все, последует за ним и в Сибирь.

    Учитель читает сочинения ребят, которые выполняли в качестве домашнего задания:

    Юноши писали на тему: «Каков мой идеал женщины», а девушки – «В чем я вижу своё счастье?»

    «Счастье уже в том, что живу… но любить и быть любимой – об этом любая девчонка мечтает…».

    «Быть счастливой – это значит быть признанной в обществе, иметь много друзей, никогда не терять самообладания, верить в добро и справедливость и самому вокруг себя делать счастливыми людей…».

    «Счастье- это иметь хорошую работу, …чтобы родные твои были всегда здоровы. Чтобы тебя любили… и понимали…».

    «Счастье любой женщины состоит в благополучии семейной жизни. работа тогда будет увлекать, когда у тебя крепкий тыл и ты знаешь, во имя чего трудишься…».

    «Счастье – быть удачливой во всем, преуспевающей. Если этого добиться, тогда и любовь, и уважение к этому приложатся…»

    «Я не знаю, что такое счастье… Вот я встала - утро солнечное, мама слово ласковое сказала… мне хорошо-хорошо… хорошо, что живу, что меня любят и ценят…».

    «Счастье женщины – в детях…».

    «Идеал? Сейчас таких нет. Готовы с парней не слазить, образно выражаясь, всю жизнь сидеть и скрипеть: то не то, а это не так..».

    «хочу, чтоб моя будущая жена была красивая не внешне, а внутренне. Была мне верна всегда. Любила меня, детей. Была хозяйственной, умела готовить, садить грядки, выращивать цветы, а обрабатывать я их буду. И чтоб работала и имела хорошее здоровье… ».

    «Идеальная женщина – это та, для которой главное – дом, семья, в которой она создает уют, бережет семейный очаг. Верность, преданность и любовь должны царить в этой семье. Остальное – второстепенное…».

    Учитель: Идеалы наши не совсем совпадают. Наташа другая, она жила в другое время. Но у неё можно поучиться умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой и любящей матерью, растить достойных дочерей и сынов Отчизны.

    Сочинение – размышление «Почему Наташа Ростова – идеал Толстого?»

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Ю.В.Лебедев "Довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно умерших...
    На Язоновском редуте укрепляется вера Толстого в духовные силы народа и совершается перелом во взглядах, аналогичный тому, какой переживут в ходе Отечественной войны 1812 года Пьер...
    Пьер никак не может понять и уяснить для себя, почему невеста князя Андрея , так сильно любимая и милая Наташа , променяла Болконского на "дурака" Анатоля?...

    Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир" ПЛАН: 1. История создания романа "Война и мир" а) "Севастопольские рассказы...
    Толстой начинает свой роман Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
    У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья

    Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя мудрое великое наследие. Родился он в Ясной поляне 9 сентября 1828 года. Вся жизнь Толстого ...
    Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
    У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде....

    Экзаменационная работа по литературе (реферат) Творческий путь Л. Н. Толстого Новиковой Елены, 9 "в". Москва, 1999 г. План I. Введение. Обоснование...
    Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь
    Главные черты героини романа , Наташи Ростовой

    Творческий путь Л. Н. Толстого План Введение. Обоснование выбора темы. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого . Появление писателя в...
    Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь ", данное ему солдатами полка.
    Главные черты героини романа , Наташи Ростовой , с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она перед вступлением французов в Москву заставляет сбросить с подвод семейное... ...

    Толстой Лев Николаевич М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного...
    Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа , с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский ...
    В деревенские картины "Воскресения" Толстой вложил такое знание крестьянского труда, быта, психологии, такую любовь к народу, что по одному этому роману можно назвать Т... ...

    Для исследовательской работы я выбрала тему "Роман "Война и мир" нравственные и философские искания Л.Н. Толстого ". Меня привлекает изображение...
    Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество, которое является символом лживости...
    У Наташи просыпается множество чувств: в ней загорается "внутренний огонь", тот огонь любви , который иногда разгорается в княжне Марье и делает ее прекрасной, тот огонь, который... ...

    Толстой : Война и мир. Том 2 Часть 1 В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет...
    Накануне своего отьезда из Петербурга князь Андрей привозят к Ростовым Безухова, сообщает Наташе , что посвятил Пьера в их тайну, и просит обращаться к нему, если во время его...
    Наташа рассказывает ему свой "роман " с князем Андреем , а на вопрос, любит ли она Болконского , отвечает:...

    Лев Николаевич Толстой . Очерк жизни и творчества Ранчин А. М. Лев Толстой : Начало пути. Ранняя проза Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 ...
    Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский , а повествование продолжается.
    Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой , охоту старого графа Ростова... ...

    Толстой : Война и мир. Том 1 Часть 1 Июль 1805 года. В петербургском салоне фрейлины Анны Павловны Шерер собираются гости, высшее общество. "Быть...
    В имении живут: сам князь Болконский (отец Андрея Болконского ) и его дочь Марья , сестра Андрея .
    Старый Болконский понимает, что его дочь некрасива, что ей вряд ли удастся выйти замуж по любви , и удивляется, зачем ей вообще выходить замуж: ведь перед глазами призер "маленькой... ...

    Введение. Л.Н.Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жиз- нь и творчество...
    Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский , Стива
    В книге содержится большое количество интереснейших деталей, характеризующих взаимоотношения в семье родителей Толстых , его обоих дедов: графа Ильи Андреевича Толстого и князя ... ...

    Дворянское общество в романе "Война и мир" Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к...
    Князь Андрей Болконский , в отличие от Курагиных, совершает поступки, всегда исторически обоснованные и убедительные; неправдоподобие этого персонажа Толстой выражает иными...
    Ради удовольствия Наташи - и всех читательниц вместе с нею - Толстой даже одел князя Андрея в белый кавалерийский мундир, предпочтя забыть, что герой с 1806 года служил в ополчении... ...

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №133 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г...
    Толстым старому князю Болконскому и чете Ростовых : их теплым чувствам к детям, любви к родному краю, к серьезным интеллектуально-нравственным запросам, а в годину военных испытаний...
    Толстой как и княжна Марья чувствует себя грешником: больше любит язычницу Наташу , чем христианку княжну Марью ....

    Романы Б. Акунина и классическая традиция Андрей Ранчин Предуведомление Мнение о том, что произведения Бориса Акунина, принадлежащие к детективному...
    ... предаются садомазохистским удовольствиям, в Москве 1896 года ("Коронация, или Последний из романов "), путешествие по подземным улицам и переулкам Москвы и нежеланное знакомство с...
    Так, если Денисову приданы некоторые черты характера и биографии Дениса Давыдова, то для образа Андрея Болконского или для образов персонажей из семейства Курагиных существенно... ...

    Портреты героев романа Толстого "Война и мир" Подготовил Сергей Голубев Ахросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу "не...
    Болконский Андрей - один из главных героев романа , князь , сын Н. А. Болконского , брат княжны Марьи . "...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими...
    После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея , намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль....

    Мир символов в "Войне и мире" Л.Н. Толстого : несколько разъяснений Ранчин А. М. Лысые Горы: к символическому значению топонимики в "Войне и мире...
    Естественная привязанность к жизни и страх смерти борются в душе князя Андрея с представлением о чести, с гордостью - чувством, в главном все-таки, по Толстому , ложным, - с тем...
    И старого князя , и князя Андрея отличают и рационалистичность сознания (по Толстому , духовно не плодотворная, в противоположность естественности простоты Пьера и правде интуиции... ...

    Толстой : Война и мир. Том 3 Часть 1 С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей...
    Жюли также сообщает Безухову о смерти старого князя Болконского и б приезде княжны Марьи в Москву, рассказывает историю чудесного спасения Марьи Николаем Ростовым , перевирая...
    С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых , на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского , и доктор должен был признаться, что он не... ...

    Толстой : Война и мир. Том 4. Часть 1 "Петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать...
    Узнав, что князь Андрей находится у Ростовых , княжна Марья выезжает к ним в Ярославль.
    В этот день Пьер долго не мог заснуть, он думал о Наташе , об Андрее , об их любви и "то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это"-Пьер начинает часто бывать у... ...

    Тема: «Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского»

    Г. Москва 2011г.

    Болконский – один из самых значимых и неразгаданных до конца персонажей романа-эпопеи «Война и мир». Он относится к числу вымышленных героев, что позволяет автору вкладывать в него свои размышления о мире, делать его глубоким, разносторонним, противоречивым человеком, содержащим в себе самые противоположные и загадочные качества, не обязывая себя перед историей. В то же время князь Андрей не оторван от реального мира и исторических событий своей эпохи, он живёт в реальной России того времени, служит реальному императору Александру и даже участвует в реальных сражениях: Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском. Эта связь вымышленного персонажа с настоящей жизнью и историей, свои неповторимые и однозначные взгляды на которую непрерывно доносит до читателя, позволяет глубоко погрузиться в понимание и непонимание мира автором, людьми того времени и самому задуматься о неразрешимых загадках вечного и преходящего.

    Андрей Болконский, кроме того, относится к ищущим смысл жизни героям. Подобно Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, он постоянно находится в поисках самого себя и истины, совершает ошибки, внутреннее развивается. О князе Андрее нельзя сказать, что он готов бескорыстно любить окружающих его людей, что открыт миру и живёт состраданием, самопожертвованием, как княжна Марья и Платон Каратаев. О нём нельзя сказать и того, что слава, положение в обществе и личная выгода стали для него целью жизни навсегда, как у Берга или Бориса Друбецкого. Андрей Болконский удивительно радикально меняется на протяжении романа. Князь Андрей сталкивается с двумя самыми противоречивыми сторонами бытия , подобными войне и миру, – жизнью и смертью. Ничья жизнь не была так наполнена поисками, ничья смерть не вызвала столь разных реакций.

    Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. События, такие как смерть жены, рождение сына, война, сражения при Шенграбене, Аустерлице и Бородине, любовь к Наташе, разговоры с Пьером и даже «встреча» со старым дубом сильно влияют на него. Князь Андрей совсем иначе рассуждал о жизни и смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения целью его жизни была слава, его лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Мысли Андрея Болконского в этот период, отражающие его внутреннее состояние, пугают: «Никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...». Но, наблюдая за происходящим на поле боя, он видит, что истинные герои, как Тушин, за которого вступается князь Андрей, не находят признания; незаслуженная слава достаётся хитрым, пронырливым людям, таким как Жерков и Берг. Получив ранение в голову, он смотрит на небо и в этот момент осознаёт что-то вечное, значимое, после чего понимает ничтожность своего прошлого кумира и всего остального, земного по сравнению с этим небом: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

    Князь Андрей считал, что, ища славы, он жил для других и этим погубил свою жизнь. Но так ли это?

    Андрей Болконский не верит в бога, ему смешна вера его сестры и навещающие её странницы. Но он согласен с тем, что добродетель имеет смысл только в случае существования бога и вечной жизни. После разговора с Пьером на пароме он впервые после Аустерлицкого сражения видит небо. После он встречает Наташу и, наконец, видит дуб в сочной тёмной зелени. С этого момента Андрей Болконский вновь готов жить и искать смысл жизни. Теперь он верит в возможность повлиять на будущее, увлекается деятельностью Сперанского. Но и это ненадолго.

    Кульминационная во всех смыслах - война 1812 года - положила начало концу жизни князя Андрея. Теперь война не способ добиться славы, теперь он говорит о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». Теперь смерть подобралась к князю Андрею совсем близко, он видит её сразу, глядя на осколок гранаты: «Неужели это смерть?... Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь». Теперь наступает реальная борьба жизни и смерти, а не рассуждения о них, теперь они уже не ничтожны. Князь Андрей понимает, что любит жизнь и хочет жить, понимает всё то, что пытался понять всё это время, слишком поздно осознаёт то, что не мог осознать долгие годы. И христианскую любовь к людям княжны Марьи, и прощение врага. С этого момента начинается длинная, непонятная, загадочная борьба в сознании Андрея Болконского. Но он с самого начала знал, что смерть одержит в ней победу.

    Каждый по-своему воспринял смерть князя Андрея, что ещё раз по-особенному характеризует этого персонажа: Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего из души перед осознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Ничья смерть в романе не описывается с такой подробностью, глазами и мыслями окружающих людей, с таким глубоким изучением затуманенного сознания умирающего. В конце концов, после долгого утомительного поглощения князя Андрея смертью он переворачивает всё с ног на голову. После своего последнего сна князь Андрей понимает, что для него смерть – пробуждение от жизни. «Да это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!».

    Внутренние монологи Андрея Болконского, его поступки, отношения с окружающими и его восприятие жизни и смерти во многом помогают понять восприятие автора романа. Его неоднозначная жизнь, противоречивые мысли, простой, но и загадочный, долгий путь к смерти - всё это отражение внутреннего мира множества людей, ищущих смысл жизни и ключ к разгадке тайн человеческого разума, такого, каким его видит.

    Библиография:

    http://**/default. asp? trID=295

    http://slovo. ws/geroi/033.html



    
    Top