Некрасов в окопах сталинграда критика скепсис. Произведения о войне (повесть «В окопах Сталинграда» Виктора Платоновича Некрасова)

Роман «В окопах Сталинграда» был прочитан мною еще около месяца назад, но за рецензию я взялась только теперь. И, хотя некоторые сюжетные аспекты в памяти подзатерлись, сейчас писать намного легче - информация переварена, а эмоции поутихли, и я могу выразить свое мнение более взвешено.

Действие романа начинается в июле 42-го и охватывает время всех военных действий в Сталинграде. Роман очень реалистичен, чувствуется, что автор сам прошел через все ужасы войны. Сложно даже понять, что из написанного вымысел, а что - воспоминания автора.

В книге подробно расписано, как принимаются военные тактические решения и разрабатываются операции. Каждая атака это не просто массовый забег с шашкой наголо и криками «Ура!». Это четко поставленная цель и тщательно проработанный план действий, без которого единственный результат битвы - гора трупов (и в романе есть тому примеры).

Персонажи книги - живые люди с их страхами, характерами и воспоминаниями. Они развиваются, меняются. Безумный, животный страх бомбежек постепенно перерастает в привыкание к обстрелам и взрывам, а смерть становится обыденностью. Но вовсе не равнодушием! На войне более, чем в любом другом месте, ценишь своего напарника и его жизнь. Роман в очередной раз показывает, что человек может привыкнуть к любым условиям, выжить в любой ситуации и сохранить в себе человечность и порядочность.

Конечно, это не научная литература, и все военные действия здесь представлены от лица главного героя, под углом его зрения. Именно поэтому события битвы отображены узко. Но это и огромное достоинство книги. Если историческая нехудожественная литература обобщает военные действия, сводя их до абстрактных множеств (например, «советская армия» или «войска такого-то фронта»), то роман «В окопах Сталинграда» дает представление о подвиге одного человека, одного взвода. И из сотен таких вроде бы маленьких подвигов - здесь, вон за тем холмом, за тысячи километров отсюда - и складывается один большой общий подвиг. А именно - победа.

Роман «В окопах Сталинграда» - это правда. Да, это не вся правда. Да, персонажи, даже из низших слоев населения с образованием в три класса, говорят здесь на литературном языке. Да, опущены многие грязные подробности солдатского быта. Но тут возникает вопрос: а нужно ли это показывать? Нужно ли опошлять великий подвиг, прикрываясь желанием показать «как все было на самом деле». Я считаю, что книги о войне (да и фильмы тоже) должны воспитывать патриотизм и гордость за свою страну, за свой народ. «В окопах Сталинграда» с этим справляется на все 100% - при прочтении я испытывала такой эмоциональный подъем и такую радость, что являюсь потомком этих людей, которые не могла вызвать никакая пропаганда, никакие уроки в школе, никакие разговоры по телевидению. Могут ли этим похвастаться современные фильмы, якобы показывающие «всю правду». Наверно, нет.

«В окопах Сталинграда» просто обязателен к прочтению всем без исключения. Более того, я считаю, что это та книга, которую стоит ввести в школьную программу для формирования правильных ценностей у подростков. Это ни много ни мало великая книга о великой победе!

В 1946 году в литературу входит никому не известный писатель Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» - дается в статье - повесть, открывшая новую страницу в изображении ВОВ. Одни назовут ее «окопной», другие - «лейтенантской». В любом случае важно то, что это был совершенно новый взгляд на недавние трагические события. В центре изображения впервые оказались простые солдаты и их командиры, в полной мере познавшие тяготы фронтовой жизни.

Об авторе

В. Некрасов родился в Киеве (об этом городе с теплотой вспоминает во многом автобиографичный главный герой повести) в 1911 году. До войны получил специальность архитектора, увлекался театром, живописью, литературой. Пытался писать, но жизнь, по его признанию, не давала подходящего сюжета, а выдуманное было неинтересно ни автору, ни редакторам.

На фронте Н. Некрасов оказался с первых месяцев войны - это доказывают повесть и ее анализ. «В окопах Сталинграда» - произведение, написанное на основе личных наблюдений и ощущений автора. Позже писатель вспоминал, что настоящий взрыватель (а он, подобно своему герою, служил военным инженером и заместителем командира саперного батальона) увидел только через год после начала войны первый пистолет - за неделю до неудачного наступления под Харьковом. Некрасов принимал участие в обороне Сталинграда и на собственной шкуре познал все тяготы фронтовых будней. Был демобилизован после ранения уже в конце войны - в 1945 году.

История создания повести «В окопах Сталинграда»

Позже Некрасов продиктовал тетрадные записи машинистке, а готовый текст произведения передал с другом (наудачу!) в Москву. И вот спустя какое-то время в «Знамени» было напечатано произведение «Сталинград», сразу же вызвавшее противоречивые оценки. У многих содержание и анализ повести «В окопах Сталинграда» вызвали недовольство. В первую очередь, тем, что в ней не было привычных хвалебных речей в адрес вождя и высшего командного состава. Между тем сам И. Сталин одобрил произведение, результатом чего стало вручение его автору в 1947 году второй степени.

Особенность повествования

Повесть написана от лица молодого лейтенанта, двадцативосьмилетнего военного инженера Юрия Керженцева. Это подробный, почти ежедневный, рассказ о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника, затем военной - в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. При этом, как показывает анализ, «В окопах Сталинграда» (повесть) не содержит объемных описаний боев и героических подвигов советских солдат. Все картины предельно емкие и правдивые - умалчивания, по признанию Некрасова, в повести не более 1 %. Это объясняется просто.

Автор желал показать реальных защитников страны глазами такого же, как они, воина, испытывавшего во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Анализ произведения словно переносит читателя на поле битвы, и он вслед за главным героем пытается переосмыслить произошедшее, понять, какой ценой далась народу победа.

Роль лирических отступлений и размышлений героя

Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. В первой части их больше, во второй, где событийный ряд развивается быстрее, уже не так много. Во время тягостного отступления это воспоминания Керженцева о любимом Киеве, где остались родной дом и семья. Герой испытывает постоянную боль от того, что теперь там хозяйничают фашисты.

Несколько мирных дней в Сталинграде напоминают о любимой девушке, довоенных занятиях и увлечениях, которые уже никогда не будут такими, как прежде. Беседы на заводе, который готовят к взрыву, вызывают воспоминания о «Севастопольских рассказах». В них Л. Толстой рассуждает о «скрытом патриотизме» русского народа. Это то, что видит сейчас рядом с собой главный герой - подчеркивает Некрасов.

В окопах Сталинграда (анализ контрастных картин усиливает впечатление от прочитанного) Юрий обращает внимание на окружающую его природу. Описание спокойного и величавого, на фоне которого разворачиваются страшные события, помогает острее почувствовать трагедийный масштаб происходящего. Такое восприятие мира превращает Керженцева в человека, пытающегося решить вечную проблему жизни и смерти, героизма и подлости, искренности и лицемерия.

Изображение войны

Анализ «В окопах Сталинграда» (повести Некрасова) подводит читателя к главной мысли. В каждой строчке автор с болью говорит о том, как быстротечна жизнь: минуту назад человек говорил, дышал, а теперь лежит с потухшим взглядом и изуродованным телом. При этом все происходит буднично, а описание различных ликов смерти и человеческих страданий позволяет понять истинный масштаб народной трагедии. Невероятно реалистично описывает Некрасов гибель раненного в живот Лазаренко и совсем молодого пулеметчика. Как о самом страшном проявлении смерти вспоминает об убитом бойце, в губах которого дотлевает окурок. Невероятной силой воздействия обладают и эпизоды, рассказывающие, например, об обороне сараев или взятии сопки, когда небольшая горстка плохо вооруженных советских солдат героически противостояла отряду врага с танками и пулеметами.

Образ главного героя

Анализ повести «В окопах Сталинграда» Некрасова невозможен без обращения к личности Юрия Керженцева. Это образованный, который впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. Он понимает, что война совсем не похожа на мирную жизнь: в ней нельзя ничего предугадать. И все же то, что происходит: отступление, тяжелое положение армии, немые укоры во взглядах жителей оставленных селений - заставляет героя и его сослуживцев искать ответ на извечный вопрос о том, кто виноват.

Сам лейтенант неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Тем не менее он очень самокритичен и требователен к себе. Неразговорчивый, порой вспыльчивый герой в нужную минуту способен поддержать и принять правильное решение. Он искренне переживает смерть каждого из своих товарищей. В ответственные минуты оказывается рядом с бойцами, так же как и они, не прячется от пуль. Война стала для него ответственным делом, которое следует выполнять на совесть.

Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева и их анализ. «В окопах Сталинграда» - пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Когда во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий невольно пригибается. Он, командир, иногда не знает, что делать, и чувствует вину перед другими. Не отказывается от добытого Валегой молока или лимона. Но его достоинство в том, что в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие.

Таким образом, главный герой - это обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну.

Образ Валеги

В своей повести Некрасов («В окопах Сталинграда»), анализ содержания которой это подтверждает, особое внимание уделяет ординарцу Керженцева - Валеге. Это простой необразованный восемнадцатилетний парень, бесконечно преданный своему лейтенанту и родине. Его работа, на первый взгляд, незаметна, но Керженцев не раз удивлялся тому, как ловко Валега хозяйствовал. В любых условиях Юрия ждали подогретый обед, чистое белье, сухая плащ-палатка. Каким-то неведомым образом Валега мог приспосабливаться к любым условиям. При этом Керженцев был уверен: если закончатся патроны и нужно будет драться за родину зубами, его ординарец и в этой ситуации справится. Именно такие воины, жившие в окопах днем и ночью, и вынесли на себе основную тяжесть войны.

Место повести в литературе

В. Некрасов первым в отечественной литературе показал, по словам В. Быкова, «правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности… в среде с абсолютом подчинения одного всем…». А десятилетие спустя из «некрасовских окопов» вышло целое поколение писателей-фронтовиков, писавших о том, что они сами выстрадали и пережили.

Выводы

Книга о людях из окопов - так назвали многие из первых читателей повесть, которую написал в 1946 году никому не известный В. Некрасов, «В окопах Сталинграда». Анализ произведения подтверждает эту мысль. Беспристрастный рассказ автора о тех, кто в страшные для страны годы оказался перед и сумел сохранить в себе лучшие еще раз подчеркивает непоколебимую стойкость, безграничное мужество и истинный патриотизм русского народа, всегда умевшего отстоять свободу и независимость своего государства.

II . Беседа по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им «В окопах Сталинграда». В его повести нет ни генерала, ни политработника - только солдаты и офицеры.

Что вы знаете о Сталинградской битве?

(Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Наступательная операция началась 19 ноября 1942 года. Наши войска защищали Мамаев курган - возвышенность в центральной части города. Бои за Мамаев курган велись /36 суток, вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали по нескольку атак ежедневно, проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 года штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины, а 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий. Бои в Сталинграде велись буквально за каждую улицу, каждый дом. Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.)

Сейчас на Мамаевом кургане - грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?

(Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова - Юрий Керженцев - один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, а тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле - четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений. Сталь автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, ее нудная тягомотина патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров.)

Какие традиции русской литературы продолжает В. Некрасов в изображении войны?

(Прослеживается, прежде всего, традиция «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из «горячих точек» обороны Севастополя - четвертом бастионе.)

Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть де героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «- Я... товарищ лейт... - он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать». Никаких комментариев к этой сцене автор не дает, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне (часть 1, глава 6)

А вот как изображен один из героев Сталинграда: «Повернувшись к пулемету, он дает очередь. Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нем болтается, как былинка. Вот так вот, вероятно, еще недавно стоял он у доски и моргал добрыми, голубыми глазами, не зная, что ответить учителю» (часть 1, глава 19).

Некрасов и сам ссылается на Толстого, например, вспоминает толстовское определение - «скрытая теплота патриотизма» (часть 1, глава 16).

Как описывается война в повести?

(«Самое страшное на войне - не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели». Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд оттого, что он, командир, не знает, где его взвод, полк, дивизия оттого, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители «завтра проснутся и увидят немцев». Война - не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, грунт. Им приходится быть то землекопами, то плотниками, то печниками. Война требует все новых и новых жертв. Вот пришло пополнение - многие винтовку в первый раз видят. «Одного убило вчера. Разорвалась граната в руках «Невеселая штука война...» - говорит Керженцев.)

Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным?

(По этому поводу Некрасов пишет (часть первая, глава 16): «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смертью. Такую деталь нельзя выдумать, ее нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи - терпимее, как разведчик Чумак.

«На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный», - думает Юрий.)

Как война влияет на главного героя повести, Юрия Керженцева?

(Юрий Керженцев вырос в Киеве, в интеллигентной семье, увлекался архитектурой, живописью, музыкой, литературой. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и выпить с ребятами», - вспоминает он. Чумак говорит ему: «А я думал, вы стихи пишете. Виду вас такой, поэтический». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же, на фронте, он судит людей не по их происхождению, не по их виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведет бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно, бережет людей).

Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?

(Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь - родной Киев, свой дом, мать - нужно защищать, определяется его интеллигентностью, чувством ответственности, высокими нравственными качествами).

Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева? Может, Керженцев и Некрасов - одно лицо?

(Автор и его герой во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию архитекторы, оба увлекаются искусством, оба воюют под Сталинградом. Правда, Керженцев на несколько лет моложе автора. Когда Некрасов припоминает довоенную молодость Керженцева, он, конечно, припоминает свою биографию. Автор говорит о том, что досконально ему известно, пережито. Самой большой похвалой для Некрасова было, когда его повесть называли «записками офицера»: «Значит, мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют, без него не может существовать никакое искусство»).

(Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Например, с раздражением думает Керженцев об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, бачки, розовые ногти. Имя Иполлит напоминает толстовского Иполлита Курагина, такого же недалекого и самоуверенного. Раненный в ягодицы Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Астафьев - трус, Астафьев - корыстен. И то, что могло выглядеть забавным, выглядит противным, вызывает неприязнь. Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает по ведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нем в повести.)

Какова специфика характеристики Валеги?

(Доброжелательный, даже нежный тон - в описании Валеги, маленького, выносливого, неулыбчивого алтайца, ординарца Керженцева: «Маленький, круглоголовый мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, за вернувшись в одну плащ-палатку... Привык я к тебе, лопоухому, чертовски привык... Нет, не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее».)

Валега - личность реальная, и имя подлинное. Всего полгода Некрасов и его ординарец служили рядом. Кроме боевых качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить. Этими качествами обладал Валега: «Это замечательный паренек. Он никогда ничего не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы ни пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый». Он умеет, кажется, все на свете, он надежен в любой, самой тяжкой фронтовой ситуации.

Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?

Смелостью, надежностью в бою человек все-таки не исчерпывается: Карнаухов тайно пишет стихи, зачитывается Джеком Лондоном, Фарбер чувствует музыку, Игорь Свидерский хорошо рисует. Их увлечения не ширма, не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни.

Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него не равнозначна образованности.

Подведем итог. Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?

(Он настоящий интеллигент, человек чести, он умен, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком.)

III. Заключительное слово учителя

Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?

Некрасов ранее других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма, его герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написана повесть «В окопах Сталинграда». Василь Быков пишет об этом так: «Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде, менее всего для нее уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестким нивелированием всякой разности».

I V . Практические задания

1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Ее Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются». Как вы считаете, в чем проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»?

2. Кинорежиссер С. Эйзенштейн водной из своих лекций, говоря о повести В. Некрасова, назвал три эпизода, выбранных им из глав 13 и 16 первой части, которые он включил бы в сценарий, чтобы показать нравственную стойкость, «зарождение упорства будущих участников обороны Сталинграда». Если бы вы были режиссером, какие эпизоды выбрали бы вы в этих главах? Почему?

Домашнее задание

2. Подготовить сообщения по материалам мемуаров военачальников, по биографии В. Кондратьева.

3. Подготовить сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

Урок 30 (91). «Лейтенантская проза» (обзор)

Цели урока: дать обзор литературной ситуации периода «оттепели», произведений о войне; познакомить с отрывками из мемуаров военачальников, пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи.

Оборудование урока : иллюстрации на тему войны, издания о войне (повести писателей-фронтовиков, мемуары).

Методические приемы: лекция, сообщения учеников, использование межпредметных связей с историей.

Ход урока

I . Слово учителя

Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы в период «оттепели» связано с опытом писателей военного поколения. Те, кому посчастливилось вернуться с войны, словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения.

Через двадцать лет после войны Юрий Бондарев писал: «Мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, то этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».

В 50-60-е годы были опубликованы произведения, в которых был показан совершенно новый, непривычный облик войны. Одна за другой вышли повести Ю. Бондарева («Батальоны просят огня» и «Последние залпы»), Г. Бакланова («Южнее главного удара» и «Пядь земли»), В. Быкова («Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница»), В. Астафьева («Звездопад»), К. Воробьева («Крик» и «Убиты под Москвой»). Война была показана словно «изнутри», глазами простого солдата, боевого офицера. Без лакировки, без романтики, откровенно говорилось о грубости и жестокости войны. Это была «окопная» правда.

Новое направление в литературе о войне так и назвали: «окопная» или «лейтенантская» проза. У истоков этого направления стоит повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Подобно известной фразе «Все мы вышли из гоголевской «Шинели!», писатели фронтового поколения определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе:

«Все мы вышли из некрасовских окопов». Авторы-фронтовики, как сказал Твардовский, «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке», «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили». Они писали о войне без идеологических стереотипов, без псевдоромантики, говорили кровавую правду, изображали то, что они сами выстрадали. Излюбленный жанр этих авторов - лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. Важными оказывались нравственные проблемы, мысль о том, что на войне не только раскрывается характер человека, но и формируется, закаляется личность. Вот как писал об этом К. Симонов: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой, волнуют не только поколение, прошедшее нону, но и поколение, не бывшее на войне».

Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время пока зало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

Как по-вашему, какие традиции русской литературы продолжает «окопная» («лейтенантская») проза?

(Это прежде всего толстовские традиции: вспомним «Севастопольские рассказы», «Войну и мир» Л. Н. Толстой первым в литературе показал войну не парадную, а в ее «настоящем свете», соединив документальность, натурализм и психологизм, обличительный и гуманистический пафос. Вспомним изображение Первой мировой войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», где развиты толстовские традиции.)

I I . Обсуждение прочитанных повестей и (или) сообщения-рассказы учеников о том, как война отразилась на судьбе семьи.

1. Слово учителя

Писатели-фронтовики снова и снова возвращались к теме войны, главному событию своей жизни и жизни страны, по-новому, с высоты прожитых лет и своего жизненного опыта освещали события военных лет. Виктор Астафьев - один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью, писал: «Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа одним очень бойким писателем - «окопной», высказывания наши - «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственном, высоком их смысле...»

Цели урока:

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ - ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка урока литературы в 11 классе

по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Война глазами Юрия Керженцева».

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь=Хрустального района

Владимирской области

2011 год

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;
  2. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  3. способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Эпиграф: …Самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.

В. Некрасов.

Ход урока

Учитель. (Слайд 1) «Молодой человек…хотел писать. Занимался другим – учился, актёрствовал, делал декорации – и в то же время непрестанно писал. Иногда в этом писании что-то проскальзывало, но в общем-то молодому человеку писать было не о чем – окружающее, знакомое казалось не заслуживающим внимания, потому выдумывались какие-то замысловатые сюжеты, действие происходило то в Париже, то в Индийском океане…

Аккуратно переписанные рукописи регулярно возвращались редакциями. Не помогали даже прилагаемые к рассказам собственные иллюстрации, которые, кстати, были значительно лучше, чем сами рассказы… Одним словом, рос и взрослел заурядный графоман. И был им я», - так вспоминает о своих довоенных литературных опытах сам Виктор Некрасов.

Были у него и другие увлечения. Например, архитектура. Некрасов мечтал получить первую премию на каком-нибудь всесоюзном конкурсе. Ещё одно увлечение – театр. Хотел сыграть Хлестакова. И, конечно, путешествия. В раннем детстве несколько лет жил в Швейцарии и во Франции. Казалось бы, профессия архитектора, которую Некрасов приобрёл до войны, предопределяла оседлый образ жизни. Но дело в том, что почти одновременно он закончил и драматическую студию в Киеве. Оставив архитектуру, он тут же отправляется во Владивосток и становится актёром и художником театра Тихоокеанского Флота. Вскоре Некрасов переезжает с Дальнего Востока на север: работает актёром областного драматического театра в Вятке. Оттуда уехал снова на юг, в Ростов-на- Дону, чтобы поступить актёром в труппу местного театра Красной Армии. И на всю эту бурную театральную «жизнь» уходит три года, с 1938 –го по лето 1941-го.

И вот – война…

Сообщение ученика (реализация домашнего задания). (Слайд 2) Виктор Некрасов вспоминал о начале войны так: «Первую зиму я провёл командиром взвода запасного сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги севернее Сталинграда. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон – а в нём было около тысячи человек – была одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону. К весне весь рядовой состав был отправлен на Крымский полуостров и, как по секрету сообщил мне адъютант, там весь полёг костьми. Мы же, офицеры, были отправлены в части полковыми инженерами. Все виды мин и других заграждений я видел только на картинках.

В апреле 1942-го года наш полк выступил из станицы Серафимович, где формировался, на фронт. Мы продефилировали по главной улице с развёрнутыми знамёнами. Направо и налево от знаменосца шагали два так называемых ассистента с учебными (дырки в стволах) винтовками на плечах. Дальше - с места песню! - весь полк строевым шагом (хотите верьте, хотите нет) с палками вместо винтовок. Вот так! С палками на плечах! Встречные бабы ревели: «И вот так вы на немца с палками?» Оружие, настоящее оружие (офицеры – пистолеты ТТ тоже первый раз в жизни, бойцы – винтовки образца 1891 года) получили за неделю до начала боевых действий под Терновом возле Харькова. Учебных стрельб, само собой, не было. Собрать и разобрать винтовку могли только командиры рот из кадровых, попавшие к нам из госпиталей. Так началось знаменитое тимошенковское наступление на Харьков в мае 1942 года. Чем оно кончилось – известно. Чем кончился Сталинград – тоже известно».

Сообщение ученика «История создания повести «В окопах Сталинграда» (реализация домашнего задания) . «И вот случилось так, что писать вдруг, оказалось, есть о чём. И время свободное появилось – госпиталь, вернее, заросшие зеленью откосы киевского стадиона, где вечно шлялись и валялись ходячие «ранбольные», - вспоминал потом Некрасов о начале работы над повестью «В окопах Сталинграда».

Потом написанное в ученических тетрадях было продиктовано знакомой машинистке и отправлено в Москву с другом – «покажи там кому-нибудь». Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год и называлась «Сталинград». В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская (Государственная) премия второй степени.

Учитель. Казалось бы, произведение, получившее официальное одобрение, не могло не отвечать общепринятым тогда канонам изображения войны. Но, по меркам того времени, повесть не отвечала укоренившейся традиции: в размышлениях главного героя лейтенанта Юрия Керженцева нет темы «великого вождя», и поэтому повесть сразу же вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей тоталитарного режима.

От чьего имени ведётся повествование? (Повесть написана в «я- форме», от лица 28-летнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боёв, написанные по горячим следам войны.)

Учитель. (Слайд 3) Виктор Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда его повесть назвали «записками офицера». «Значит, - писал он, - мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют».

В повести постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне и осмысление того, что в пронеслось смертельным ураганом над страной.

(Слайд 4) Давайте же войдём в особый мир художественного произведения, постараемся «увидеть» и «почувствовать» войну, как главный герой повести Некрасова Юрий Керженцев.

Обсуждение повести. Анализ учащимися отдельных эпизодов (реализация домашнего задания).

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ 3 главы 1 части. (Слайд 5)

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной подготовке к встрече приближающегося врага.

Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель. (Слайд 6) Война врывается в Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной бомбёжкой. Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

Учитель. Виктор Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности и передаче чувств и мыслей Юрия Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких усилий требует от человека война, какова страшная цена победы.

(Слайд 7) Вторая часть повести начинается с описания осеннего пейзажа, который тоже дан в восприятии главного героя. (Зачитываются два первых абзаца 1 главы второй части).

Учитель. Какой приём использует автор для создания этого описания ? (Приём контраста. Автор стремится контрастно противопоставить ужасным картинам войны торжественное великолепие осенних дней.)

Учитель. Но пейзаж дан не только в восприятии главного героя, но и более широко - с точки зрения повествователя – уже из послевоенного времени. («За всю свою жизнь не припомню я такой осени».) Эта многогранность лейтенанта Керженцева и определяет его простое и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру.

Надо также отметить, что Некрасов вовсе не превращает Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или кульминационную сцену повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг. )

Учитель. (Слайд 8) Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.

Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Анализ эпизодов:

Часть 1, глава 16 («Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…» до «Сейчас – смерть…»);

Часть 1, глава 6 (со слов «Что-то тяжёлое сзади наваливается на меня и медленно сползает в сторону…» до «Губа перестаёт дрожать…»);

Часть 1, глава 19 (со слов «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь…» до «На пулемёте уже другой…»).

Учитель. (Слайд 9) Смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжила счёт потерям близких и друзей, изобретя духовную смерть. В 1984 году из далёкого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершённое в моей стране, это дьявольски задуманное и осуществлённое разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. (Слайд 10) Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Ещё один человек прошёл через жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». С этими словами перекликается эпиграф нашего урока. (Зачитывается.)

Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева. (Керженцев часто вспоминает о строгом и внимательном к подчинённым комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении. Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе. И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр Гаркуша, многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев? (Обсуждение.)

Заключительное слово учителя. (Слайд 11) Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» занимает особое место среди многотомной военной прозы. И во времена признания, и в годы опалы автора повесть утверждала «окопный», личностный и трагический, взгляд на войну, в которой нам «нужна была одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно осмыслить, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

Домашнее задание. (Слайд 12)

  1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Её Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются» Как вы считаете, в чём проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»? (Письменно ответить на вопрос.)
  2. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В Кондратьева, В.Астафьева, Ю. Бондарева, К.Воробьева и других авторов (по выбору).

Список использованной литературы.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 2004.
  2. Кипнис – Григорьев Г. Литературная газета, 1991, №2.
  3. Вишневский В. В жизни и в письмах. – М., 1971.3.

Сочинение


Виктор Платонович Некрасов из того поколения писателей, которое пришло в литературу после войны. Их было много - сапер В. Некрасов, минометчик О. Гончар, разведчик Э. Казакевич... Позже о себе заявит "поколение лейтенантов" - Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А.Ананьев, В.Быков. Для них война не прекращалась - закончившись в 1945-м, она продолжилась в их творчестве.

Появление в 1946 г. в журнале "Знамя" (№ 8 - 10) повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда" заставило литературную общественность несколько растеряться: автор - простой офицер, никому не известный Некрасов, в самой повести нет ни слова о партии и всего несколько упоминаний о Сталине.

Но повесть обращала на себя внимание и запоминалась самой темой (хотя сталинградцу Некрасову чиновник из ЦК КП(б) Украины сказал, что у него "кишка тонка писать о Сталинграде"), сдержанностью тона, за которой скрывалась глубокая боль за судьбы людей и Родины; и самое важное - правдивым рассказом о главном сражении войны.

На всевозможных обсуждениях звучали стереотипы: "взгляд из окопа", "автор дальше своего бруствера не видит" и т.д. Но Некрасов придерживался другой точки зрения: "На войне никогда ничего не видишь, кроме того, что у тебя под самым носом творится".

Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. В его сдержанном рассказе перед читателем проходит вереница запоминающихся характеров: Валега, ординарец с замашками диктатора; лейтенант химической защиты красавец Игорь Седых, у которого "совсем детские глаза"; Карнаухов со своей "удивительной улыбкой"; неуклюжий, стеснительный Фарбер и многие другие, с кем столкнула автора военная судьба. Это внимание к людям идет от обостренного восприятия жизни, от суровой необходимости запомнить все и всех, рассказать обо всем.

"В окопах Сталинграда" - книга не только о военных действиях. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним - честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам.

Близкий друг Некрасова, АН. Рохлин говорил, что он "был убежденным, твердокаменным реалистом". Думается, это шло не только от характера писателя, но еще и оттого, что он многое повидал на войне. Смерть всегда страшит своей неожиданностью. Некрасов говорит о смерти каждый раз с болью, испытывает потрясение от ее повседневной обыденности: "Лазаренко ранен в живот. Я вижу его лицо, ставшее вдруг таким белым, и стиснутые крепкие зубы. ...Он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа, белая, как кожа, мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать".

Расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти, Некрасов опровергает: "Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть".
Спасение от бесконечных ужасов войны, от нечеловеческой усталости лейтенант Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война, расколов мирную жизнь, стала своеобразной границей между тем, что было, и тем, что есть. В настоящей жизни - горечь отступлений, потерь, бесконечная дорога, мины, окопы, смерть... А в прошлом - "аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками", "большие молочно-белые фонари на толстых цепях, перекинутых от дома к дому", "уютные особнячки с запыленными окнами", "столетние вязы дворцового сада", "шуршащие под ногами листья", "Днепр и синие дали, и громадное небо". На войне окружающий солдат мир воспринимается как своеобразный негатив, где всепоглощающим становится цвет серой пыли.

События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он видел сам, без пропагандистских приукрашиваний: "Опять стреляем. Пулемет трясется как в лихорадке. Я чувствую, как маленькие струйки пота текут у меня по груди, по спине, под мышками. Впереди противная серая земля. Только один корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает - пулемет срезает".

Характерная примета повести - сжатое время. Керженцев не раз удивляется, что в минуты он проживает года.

Читая повесть, сталкиваешься с различными суждениями и мнениями. Люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает, оставляя родную землю, стыдясь взглянуть остающимся в глаза. Только однажды Некрасов попытается ответить на него: "На других мы с вами полагались. Стояли во время первомайских парадов на тротуаре, ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолеты, на шагающих бойцов в шеренгах... Ах, как здорово, ах, какая мощь! Вот и все, о чем мы тогда думали.

Ведь правда? А о том, что и нам когда-то придется шагать, и не по асфальту, а по пыльной дороге, с мешком за плечами, что от нас будет зависеть жизнь - ну, не сотен, а хотя бы десятков людей... разве думали мы тогда об этом?"

Лишь после XX съезда партии фронтовик В. Некрасов узнает еще одну причину поражений в той войне. Но это будет потом. "Анализировать прошлое, вернее, дурное в прошлом имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее, - рассуждает Керженцев. - Ведь руганью делу не поможешь". Вот и пришлось вчерашним студентам, школьникам взять в руки винтовки и защищаться и защищать.

И выстояли, и защитили - ведь всего двести метров не дошли фашисты до Волги. "Подумать только - двести метров, каких-нибудь несчастных двести метров! Всю Белоруссию пройти, Украину, Донбасс, калмыцкие степи и не дойти двести метров... Хо-хо!"

Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграда. Это еще не та, майская победа 1945-го, но все же победа. А фашистам все-таки показали Волгу, - и экскурсию проводил "молоденький, курносый" сержантик, который весело и заразительно смеялся.

Повести "В окопах Сталинграда" В. П. Некрасова была присуждена Сталинская премия. Уже не раз замечено, что во многих ситуациях вождь действовал как делец, думающий о выгоде. Распределение литературных премий не было исключением. Однако думается, что в награде В. Некрасова было и признание таланта, и, что важно, признание его взгляда на войну.




Top