Новаторство комедии грибоедова горе от ума. Новаторство грибоедова в комедии "горе от ума"

В конце 1823 года Пушкин писал Вяземскому из Одессы: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны”. А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему в Михайловское его лицейский товарищ Иван Пущин.
Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки произведения несколько отличались друг от друга. Но как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было завершено и, не будучи опубликованным (в журнале “Русская Талия” в 1825 году появился лишь небольшой фрагмент), стало стремительно расходиться в рукописных списках. И хотя с сокращениями первое издание комедии появилось лишь в 1833 году после трагической гибели Грибоедова, уже задолго до этого пьеса стала предметом споров и обсуждений, которые касались как ее содержания, так и формы его воплощения.
А художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы.
В своей статье, посвященной комедии “Горе от ума”, В. Г. Белинский сказал, что первая половина 1820-х годов – это “последний период французского классицизма в русской литературе”. Безусловно, нельзя считать это определение критика полностью характеризующим литературную жизнь России этого периода. Дело в том, что проза, а особенно поэзия, к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм.
К этому времени уже возникла яркая звезда В. А. Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стал Н. М. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические произведения периода южной ссылки, но и начал “Евгения Онегина”. Однако именно драматургия труднее, чем другие роды литературы. Преодолевала правила и устои классицизма.
Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и литературные запросы времени. Эстетический вкус его был безупречен. И, может быть, его комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле “Горе от ума” остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе.
Упомянув о “последнем периоде французского классицизма в нашей литературе”, Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет все то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма. Во-первых, его комедия была написана “не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни”. Во-вторых, она была написана “не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком”. В-третьих, “каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку”. В-четвертых, комедия Грибоедова “отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы”. Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.
В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии.
“Характеры и редкая картина нравов”, по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверными. Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости и коварства, скупости или лицемерия, бесстрашия и доверчивости. Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений.
Чацкий “чувствителен, и весел, и остер”, но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: “Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?”
Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма “времен очаковских и покоренья Крыма”. Но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом еще и заботливый отец, и добрый барин.
Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: “Что мне до них, до всей вселенной?”.
Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более резонеры (непременный атрибут комедии классицизма), потому что его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали никаких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю и зрителю.
Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало “Горе от ума” явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от “механизма старинной драмы”.
Однако “Горе от ума” задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене. Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: времени, места и действия.
Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес писателя. Как известно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел “главную погрешность” грибоедовской комедии “в плане”.
Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквозного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений. А Грибоедов удивительным образом сумел соединить “общественную комедию” с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете “Горе от ума”.
Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: говорящие имена (Фамусов – знатный, знаменитый; Софья – мудрая; Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о Чаадаеве); монологи, обращенные не столько к партнерам по сценическому действию, сколько прямо в зал.
Вольно или невольно, сознательно или несознательно, но Грибоедов не стал пренебрегать требованиями театральной жизни своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть их, введя в свое произведение огромное множество внесценических персонажей.
Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как родители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна и многие другие дамы, мадам Розье, Удушьев Ипполит Маркелыч и прочие, – именно они помогли автору расширить пространственно-временные границы действия.
С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Горича и многие другие. Они же, внесценические персонажи, создают эффект длительного исторического времени – от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов ХIХ века.
Как отмечал в статье “Мильон терзаний” И. А. Гончаров, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира”. Она не потеряла своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма. А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя. И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органического соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя. Чем Read More ......
  2. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником Read More ......
  3. Художественное новаторство Грибоедова проявилось в “Горе от ума” и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера. Уже в комедии Грибоедова, в сравнении с “Недорослем” Фонвизина, люди Read More ......
  4. “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова Read More ......
  5. “Горе от ума” – это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил Read More ......
  6. Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: Read More ......
  7. “Горе от ума” – социально – политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян Read More ......
  8. Особенность конфликта в комедии “Горе от ума” со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вло-жены одна в другую: Read More ......
Традиции и новаторство в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Прежде чем писать сочинение на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА», давайте систематизируем, в чем же заключаются традиции и новаторство Грибоедова.

Текст сочинения.

Знаменитая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно- крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма , с его пристрастием к высоким жанрам, к романтизму и реализму . Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы своего времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение «веса нынешнего» с «веком минувшим».

В соответствии с традициями классицизма. Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок» , не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова.

По-новаторски показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и отрицательный героем, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.

Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова.

Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев автор переносит внимание читателя на социально- политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

«Горе от ума” представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье «Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки, но все же критик видит в произведении «…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров» . Так Грибоедову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.

По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма , драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, А.С.Грибоедов удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.

Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.

Гениальный драматург, талантли-вый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов сво-ей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической дра-матургии. В Московском университе-те Грибоедов сближается с будущи-ми декабристами, страстно увлекает-ся театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но крити-чески относился к защитникам прин-ципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает вооб-ражению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития на-ционально самобытной русской лите-ратуры.

Ранние пьесы Грибоедова пред-ставляли собой вольный перевод с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает оригинальное яркое про-изведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила про-изведение в печать. Реакционный ла-герь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встре-тили декабристы. По мнению Пушки-на, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибое-дова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабри-стами для пропаганды их политичес-ких идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведе-ния составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувше-го». Появление «Горя от ума» способ-ствовало становлению реализма в русской литературе.

Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены централь-ному конфликту — борьбе нового со старым. В образах и картинах коме-дии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь со-временной писателю эпохи. Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Гри-боедов, напротив, стремится пока-зать внутреннее развитие своих геро-ев (Чацкий, Софья). Грибоедов рас-крывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реа-лизма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он за-висит, под давлением жизненных об-стоятельств. Чацкий с горечью вос-клицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». Образ Молчалина — уди-вительная находка драматурга, край-не «жизнеспособный» тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, во-круг слишком много покорных, живу-щих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Основной чертой реализма являет-ся изображение типических характе-ров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реа-лизма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждо-му персонажу комедии придает инди-видуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характе-ры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозу-ба), в любом управлении — «всесиль-ного дядюшку» (Фамусова), покрови-теля родственников, который держит всех служащих в узде.

Составивший основу комедии кон-фликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из сре-ды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жиз-ненной правдивостью и историчес-кой верностью. Новаторство Грибое-дова-художника, выразившееся в ес-тественности, простоте и ясности драматургической композиции, блес-тяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова «комическим ге-нием».

Первоначальное название — «Горе уму» носило почти лозунговый характер как отражение своеобразного похода против ума и имело однонаправленный смысл. Окончательное заглавие скрывало большую амбивалентность и антропологический подтекст. Оно ориентировано на человеческие отношения, вскрывая природу раскола в обществе. Это горе и умного человека, вступившего в столкновение с большинством, с фамусовским обществом, но одновременно это и нарушение спокойствия, консервативных устоев самого общества. Открытый финал комедии «Горе от ума» Грибоедова, где все несчастны (каждый по-своему): бежит из дома Фамусова, из Москвы оскорбленный в своих чувствах Чацкий, страдает обманутая Молчалиным Софья, да и сам Молчалин на грани крушения карьеры, встревожен Фамусов, боясь общественного осуждения — обостряет ситуацию «горя от ума», выявляет в ней полисемантику смыслов.

Грибоедов дал новое толкование самому понятию ума. Просветители считали понятия ума и счастья почти синонимичными. Уже Вольтер усомнился в этом, раскрыв в философской повести «Кандид» крушение этих иллюзий. Романтики остро выразили трагизм странного, не понятого обществом чудака. Умный человек в их понимании — страдалец, изгой. Глупость, серость, филистерство становятся залогом бытового счастья, дают возможность глупому считаться благоразумным. На смену уму приходит благоразумие, трезвый расчет, карьеризм. Умный же человек нередко объявляется сумасшедшим, а часто таковым и становится.

Сама тема ума считалась несценической, во всяком случае некомедийной. «Горе от кареты», «Горе от нежного сердца», «Горе от тёщи» — в названиях этих популярных водевилей горе соотносилось с бытовой ситуацией, с чувствами, но не с умом. «Хвастун», «Говорун», «Ядовитый», «Мизантроп» — героями этих комедий были аномальные люди, замкнутые в мире своих чувств, эгоцентрики.

Новаторство в комедии «Горе от ума» Грибоедова заключалось в том, что ум в его комедии стал выражением национального разума, нового само сознания, а его герой, носитель этого ума, обрел статус героя своего времени, в котором можно было усмотреть черты не только декабриста, но и романтика, и вольнодумца, и философа. Он прежде всего носитель нового мышления, связанного с рождением поколения молодой русской интеллигенции.

В заглавии — ключ к жанровой специфике грибоедовского произведения, его драматической, даже трагической составляющей. Это именно горе, «мильон терзаний» (как точно определит содержание «Горя от ума» И.А. Гончаров в одноименной статье), т.е. ситуация драмы. Но сам Грибоедов однозначно и без колебаний называл свое детище комедией, очень точно почувствовав вибрацию смеха и слез, природу высокой комедии. Главный герой комедии молод. Но молодость в комедии не только и даже не столько возрастное понятие: Молчалин и в молодости стар. Молодость — состояние духа, выражение пробудившегося национального самосознания. Смех Чацкого — источник его молодости и внутренней силы духа, и в этом смысле он победоносен. Этот смех — не зубоскальство, не мизантропия, не месть за поруганное чувство. В смехе Чацкого есть горечь, ирония, насмешка, но главное в нем — игра ума, чувство нового, духовное самостояние и общественное самосознание. Он побеждает «качеством новой силы» (И.А. Гончаров). Природа этого смеха — важнейший жанрообразующий признак «Горя от ума» как высокой комедии.

Новаторство комедии "Горе от ума"

Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения. “Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого.

Возникновение выдумки - наиболее сильное место в любовной драме Чацкого. Оно основано на собственных словах героя. Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее с у м а с ш е с т в и е м:

Потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

На это горькое признание Софья говорит (про себя):

Вот нехотя с ума свела!

Софья, выведенная из себя словами Чацкого о Молчалине, из мести повторяет это:

Он не в своем уме.

Искусство в еле заметных усилениях. Интересно, что слух пущен через безыменных г. N и потом г. D.

Распространение и рост выдумки.

III ДЕЙСТВИЕ

Явление 1

Чацкий. От сумасшествия могу я остеречься.

Софья Вот нехотя с ума свела!

Явление 14

Софья. Он не в своем уме.

Г.N. Ужли с ума сошел?

Явление 15

Г.N. С ума сошел.

Явление 16

Г.D. С ума сошел.

Загорецкий Его в безумные упрятал дядя плут.

Явление 17

Загорецкий Он сумасшедший.

Загорецкий Да, он сошел с ума.

Явление 19

Загорецкий В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.

Явление 21

Загорецкий Безумный по всему...

Хлёстова В его лета с ума спрыгнул!

Фамусов Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Хлёстова Уж кто в уме расстроен.

Явление 22

Хлёстова Ну, как с безумных глаз...

IV ДЕЙСТВИЕ

Явление 6

Загорецкий В уме сурьезно поврежден.

Явление 14

Фамусов Сама его безумным называла!

Распространение выдумки основано на изображении переимчивости. Однако дело не в вере, в перемене мнений, дело в полной общности с о г л а с и я. В конце III действия Чацкий уже объявлен сумасшедшим. На вопрос Платона Михайловича:

Кто первый разгласил?

Наталья Дмитриевна отвечает:

Ах, друг мой, все!

И старый друг Чацкого должен уступить:

Ну, все, так верить поневоле.

Дело не в вере выдумку, даже не в доверии;

Полечат, вылечат, авось

Говорит Хлёстова, явно не веря. “Никто не поверил, но все повторяют”. Слепая необходимость повторять общий слух, при недоверии.

Еще более ясно соглашается Репетилов

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Выдумка приобретает характер сговора, заговора. /.../

Выдумка о сумасшествии Чацкого - это разительный пример “сильного положения в сюжете”, о котором говорит Бомарше. Смена выдумок, рост их кончается репликой старой княгини:

Я думаю, он просто якобинец,

Ваш Чацкий!!!

Выдумка превращается в донос. /.../

Конец III действия совершенно менял трактовку комедии вообще и главного лица в ней, в частности. Горячий сатирический монолог Чацкого о “французике из Бордо” является одним из идейных центров пьесы. Этот монолог обрывается следующим образом:

И в Петербурге, и Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять,

Глядь...

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим

усердием. Старики разбрелись к карточным столам).

Конец третьего действия.

Центр комедии - в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия - видом трагедии. /.../

Грибоедов был человеком двенадцатого года “по духу времени и вкусу”. В общественной жизни для него был уже возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне, со смехом учителя театра и поэта, чующего будущее, - к Репетилову, с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона.

Грибоедов, едва достигнув 18-летнего возраста, участвует в Отечественной войне 1812 г. В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм. Удачливый карьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Однако неразборчивое посмеивание имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путях карьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, предоставляемыми самой войной: “Иные, смотришь, перебиты”. Преступность скалозубовского карьеризма, основанного на потерях армии, очевидна. Пылкий восторг перед удачливостью его карьеры со стороны Фамусова, смотрящего на него как на желанного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждение о Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главных выступлений в политической комедии.

Беспредметное, полное равнодушие ко всему, кроме собственной карьеры, посмеиванье и шутки шутника Скалозуба - самое ненавистное для сатиры Грибоедова, как позже были ненавистны любители смешного и писатели по смешной части Салтыкову.

По Скалозубу, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. И здесь назван один “канал” этого удачника, который носит имя по щедрости шуток, по той беспредельной шутливости, которая без разбора отличает новый “полк шутов”: “Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит” (Лиза), шутливости, которая враждебнее всего шуткам Чацкого, так как стремится подменить их собою. Этот канал “чтоб чины добыть” - “иные, смотришь, перебиты”. Преступное довольство выгодностью смерти. От преступности этому шутнику недалеко, как этой комедии до драмы. Фигура Скалозуба в "Горе от ума" предсказывает гибель николаевского военного режима.

"Горе от ума" - комедия о том времени, о безвременье, о женской власти и мужском упадке, о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: на свободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русского народа - счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г.




Top