Нумансия сервантес. Читать онлайн «Нумансия

"И вот среди такой тишины и благонамеренности вдруг откуда-то пришла ватага декадентов. Они принесли с собой яркие, пестрые знамена и дерзкие плакаты. На берегах Невы они появились раньше, но там они были задумчивее и строже. В северной столице поэты были философичнее москвичей и не очень заботились о школе. Москвичи, напротив, чувствовали себя боевым отрядом, и у них был вождь - Валерий Яковлевич Брюсов..."

Георгий Чулков - известный поэт и прозаик, литературный и театральный критик, издатель русского классического наследия, мемуарист - долгое время принадлежал к числу несправедливо забытых и почти вычеркнутых из литературной истории писателей предреволюционной России. Параллельно с декабристской темой в деятельности Чулкова развиваются серьезные пушкиноведческие интересы, реализуемые в десятках статей, публикаций, рецензий, посвященных Пушкину.

Георгий Иванович Чулков (1879-1939) - поэт, прозаик, литературовед, яркая фигура в литературной жизни Серебряного века. Его историческое исследование о российских императорах Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III помогает глубже понять историю России XVIII-XIX веков. Живые характеры и внутренний драматизм судеб заставляют читать книгу с неослабевающим интересом. Издание предназначено широкому кругу читателей, интересующихся историей России.

"В книге, предложенной вниманию читателей, я начинаю мой рассказ об императорах именно с Павла, ибо этот государь начал собою то столетие, которое было последним для романовской династии и которое носило на себе на всех этапах своего бытия печать гибели.

Георгий Иванович Чулков (1879-1939) - поэт, прозаик, литературный критик.
Сборник стихов и рассказов "Кремнистый путь", 1904 г.
На обл. воспроизведен рис. Франца Штука.

Георгий Иванович Чулков (1879-1939) - русский поэт, прозаик, литературный критик. Роман "Метель", 1917 г.
Для обложки использована работа Ирины Бирули. Книга подготовлена журналом Фонарь.

Георгий Иванович Чулков (1879-1939) - русский поэт, прозаик, литературный критик. Роман "Сережа Нестроев", 1914 г.

"Сережу чрезмерно занимали всякого рода трудные темы - "проклятые вопросы"..."

Электронная версия книги подготовлена журналом Фонарь. Источник текста: "Русская мысль" № 5-8, 1915 г.

В повести воспроизведены реальные события "снежной" зимы 1907 г., закружившей в своем вихре А. А. Блока, Н. Н. Волохову, Л. Д. Блок и Г. И. Чулкова. Страстное увлечение Блока Волоховой вызвало к жизни знаменитый цикл "Снежная маска".
Г. Чулков, перенеся в повесть реальную ситуацию, в первую очередь попытался избежать "легкости", сделав более рельефными отношения между людьми, составлявшими знаменитый "четырехугольник".

"...актер царил на сцене, был ее хозяином. Режиссер был незаметен. О нем никто и не вспоминал. Декорация почитались чем-то совершенно неважным и неинтересным, по крайней мере, в драме. Зато зрители ценили актерскую игру во всей ее, так сказать, чистоте.

Георгий Иванович Чулков (1879-1939) происходил из старинного, но захудалого дворянского рода. Родился в семье чиновника, учился на медицинском факультете в Московском университете, но курса не окончил - за революционную деятельность был в 1901 арестован и сослан в Якутию. Через год получил разрешение поселиться в любом городе, кроме двух столиц, и выбрал Нижний Новгород.

В печати дебютировал в 1899 как прозаик, в 1904 выпустил первую книгу «Кремнистый путь», вызвавшую скептическую рецензию В. Брюсова (намекавшего, что автор подражает, в частности, «рецензенту»), и благожелательный отзыв П. Соловьевой. Вскоре Мережковские предложили Г. Чулкову стать секретарем журнала «Новый путь», и Г. Чулкову представилась возможность проявить себя деятельным организатором литературной жизни.

В 1906 Чулков издал книгу «О мистическом анархизме», вызвавшую бурную полемику (и даже раскол) в стане символистов, хотя сама религиозно-философская теория внутренней свободы представлялась довольно путанной, построенной, по словам А. Блока, «на лирических основаниях».

(Когда в 1917 он увидел, что на идею бунта откликаются в первую очередь темные массы, - а именно эта идея составляла ядро его теории, он отнес «мистический анархизм» к самым страшным своим «заблуждениям и падениям».) С А. Блоком Г. Чулков был близок в 1905-1908; Блок посвятил ему цикл «Вольные мысли».

В 1908 вышли стихи Г. Чулкова, собранные в книгу «Весною на север»; в 1910-е регулярно появляются в свет его романы на историческом материале и о современности; сборники рассказов; в 1909-1912 издательство «Шиповник» выпустило собрание его сочинений в шести томах.

В 20-е годы Г. Чулков все так же часто издается - в числе прочего в 1922 выходит сборник «Стихотворения». Позже стал исследователем творчества Ф. Тютчева, написал интересную мемуарную книгу «Годы странствий» (1930).

Своих убеждений Г. Чулков не менял, к новой действительности не приспосабливался, и место его в советской литературе никогда не было прочным: критика называла его «буржуазным перерожденцем».

Гео́ргий Ива́нович Чулко́в - поэт, прозаик, литературный критик.

Его отец, служивший в военном ведомстве, происходил из старинного тамбовского дворянского рода. Окончив гимназию, в 1898 году поступил на медицинский факультет Московского университета, не окончил. В университете он вступил в «Исполнительный комитет объединенных землячеств и организаций», объединявшей революционно настроенных студентов. В 1901 г. за революционную деятельность был арестован и получил четыре года ссылки в Якутию. В 1903 г. амнистирован, жил в Нижнем Новгороде под полицейским надзором. В 1904 году переехал в Петербург, где выпустил свой первый сборник рассказов «Кремнистый путь». Вскоре он получил приглашение от Мережковских на должность секретаря журнала «Новый путь». После его закрытия в 1905 году начал издавать журнал «Вопросы жизни», в котором сотрудничали видные русские философы того времени - Николай Бердяев и Сергей Булгаков. На следующий год Чулков выпустил нашумевшую книгу «О мистическом анархизме», в котором излагал свою теорию, утверждавшую индивидуализм и исповедовавшую внутреннюю свободу личности, отрицавшую любую форму контроля над ней, в том числе социального и политического.
В 1908 году у Чулкова вышел сборник стихов «Весною на Север», а в 1911-1912 гг. в издательстве «Шиповник» было опубликовано собрание его сочинений в шести томах, в которые вошли стихи, проза и философские трактаты. В дальнейшем он был известен как автор крупных романов «Сатана» (1914), «Сережа Нестроев» (1916), «Метель» (1917). До революции Чулков принимал деятельнейшее участие в литературной жизни страны - он был издателем и редактором многочисленных литературных и философских журналов, альманахов и сборников, выступал как театральный и литературный критик, входил в круг символистов, был близко знаком с Александром Блоком и Вячеславом Ивановым, посещал так называемые «среды» на квартире Иванова, где происходили чтения на религиозные, литературные, политические и эзотерические темы.
Несмотря на то, что после революции Чулков не пытался приспособиться к новой власти и не изменил своим философским и общественно-политическим взглядам, он продолжал публиковаться: в двадцатые годы увидели свет его сборники рассказов «Посрамленные бесы» (1921) и «Вечерние зори» (1924) и поэтический сборник «Стихотворения» (1922). В 1930 году опубликовал мемуары «Годы странствий». Впоследствии занимался изучением жизни и творчества Тютчева - он был автором, многочисленных статей, посвященных поэту, издателем многих его произведений, в том числе архивных, составлял комментарии к его произведениям. Также издал книги о творчестве Пушкина и Достоевского - «Жизнь Пушкина» (1938) и «Как работал Достоевский» (1939). К своей теории мистического анархизма с годами Чулков начал относиться критически, считая ее одним из самых своих больших заблуждений.

Георгий Иванович Чулков

ГЕОРГИЙ ЧУЛКОВ 1879, Москва - 1939, Москва Роль этого человека в истории русской литературы значительно превосходит его же литературное дарование; найти у него цельное произведение - кроме пресловутой "Гагары" (она же "Песня") - задача нелегкая. Поэтическим переводом занялся почти случайно - будучи секретарем московского "Золотого руна", Чулков нуждался в переводах для публикации, "заказал" Вячеславу Иванову Бодлера, к примеру. О его переводах лирики Метерлинка хочется сказать, что они адекватны оригиналам. Похвала это или нет - судить читателям. Впрочем, Чулкову-переводчику определенно не везло, судьба словно старалась загнать его в безвестность. Его перевод из Верхарна был опубликован сперва в сборнике товарищества "Знание" (СПб., 1906. Кн. 12. С. 221-223), затем в издании: Чулков Г. Сочинения. СПб., 1911. Т. 4. С. 61-64; однако в книге "Поэты Бельгии" (М., 1915. С. 58-60) оказался случайно подписан… именем Б. Л. Пастернака. Так он и красуется в томе "Зарубежная поэзия в переводах Бориса Пастернака" (М.: "Радуга", 1990. С. 460-465). К сожалению, с тех пор перевод перепечатывался по меньшей мере трижды - и всегда приписывался Борису Пастернаку. Восстанавливаем справедливость и возвращаем авторство перевода Чулкову: в 1906 году Борис Пастернак еще занимался музыкой и философией, и едва ли Чулков мог подписаться под его переводом.

Использованы материалы сайта http://www.vekperevoda.com/

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Соч.: в 6 т. СПб., 1909-12;

Покрывало Изиды: критические очерки. М., 1908;

Наши спутники: литературные очерки. М., 1922;

Последняя любовь Тютчева. М., 1928;

Годы странствий. М., 1930;

Жизнь Пушкина. М., 1938.

Литература:

Чуковский К. От Чехова до наших дней: Литературные портреты: Характеристики. 3-е изд. М.; СПб., 1908. С.136-139;

Переписка Г.И. Чулкова с Блоком / вступ. статья, публ. и комм. А.В.Лаврова // ЛН. Т.92. Кн.4. М., 1987. С.370-422.

Аврелий [Брюсов В. Я.]. Мистические анархисты // Весы. 1906. № 8;

Антон Крайний [Гиппиус 3. Н.[. Иван Александрович - неудачник // Весы. 1906. № 8;

Сологуб Ф. О недописанной книге // Перевал. 1906. № 1;

Михайлова М. Интересный и безукоризненно честный писатель // Чулков Г. Валтасарово царство. М., 1998.

Страница:

Георгий Иванович Чулков (9 января 1879, Москва — 1 января 1939, Москва) — организатор литературной жизни времён «серебряного века», известный как создатель теории мистического анархизма. Также выступал как поэт, прозаик и литературный критик.

Его отец, служивший в военном ведомстве, происходил из старинного тамбовского дворянского рода. Его дядя, Владимир Александров, был драматургом, автором пьесы «История одного брака», поставленной в 1912 году в Малом театре. В 1889 году Чулков был отдан в 6-ю гимназию, позже перешёл в 1-ю гимназию. Окончив гимназическое обучение, в 1898 году поступил на медицинский факультет Московского университета, который не окончил. В университете он вступил в «Исполнительный комитет объединённых землячеств и организаций», объединявшей революционно настроенных студентов. В 1901 году за революционную деятельность был арестован и получил четыре года ссылки в Якутию. В 1903 году амнистирован, жил в Нижнем Новгороде под полицейским надзором. В 1904 году переехал в Петербург, где выпустил свой первый сборник рассказов «Кремнистый путь». Вскоре он получил приглашение от Мережковских на должность секретаря журнала «Новый путь». После его закрытия в 1905 году начал издавать журнал «Вопросы жизни», в котором сотрудничали Николай Бердяев и Сергей Булгаков. На следующий год Чулков выпустил нашумевшую книгу «О мистическом анархизме», в котором излагал свою теорию, утверждавшую индивидуализм и исповедовавшую внутреннюю свободу личности, отрицавшую любую форму контроля над ней, в том числе социального и политического.

О, юродивая Россия,
Люблю, люблю твои поля,
Пусть ты безумная стихия,
Но ты свята, моя земля.

Чулков Георгий Иванович

В 1908 году у Чулкова вышел сборник стихов «Весною на Север», а в 1911—1912 годах в издательстве «Шиповник» было опубликовано собрание его сочинений в шести томах, в которые вошли стихи, проза и философские трактаты. В дальнейшем он был известен как автор крупных романов «Сатана» (1914), «Сережа Нестроев» (1916), «Метель» (1917). До революции Чулков принимал деятельнейшее участие в литературной жизни страны — он был издателем и редактором многочисленных литературных и философских журналов, альманахов и сборников, выступал как театральный и литературный критик, входил в круг символистов, был близко знаком с Александром Блоком и Вячеславом Ивановым, посещал так называемые «среды» на квартире Иванова, где происходили чтения на религиозные, литературные, политические и эзотерические темы.

В 1909—1915 годах жил в Италии, Франции и Швейцарии.

Несмотря на то, что после революции Чулков не пытался приспособиться к новой власти и не изменил своим философским и общественно-политическим взглядам, он продолжал публиковаться: в двадцатые годы увидели свет его сборники рассказов «Посрамлённые бесы» (1921) и «Вечерние зори» (1924) и поэтический сборник «Стихотворения» (1922). В 1930 году опубликовал мемуары «Годы странствий», вызвавшие обвинения в преувеличении собственной роли. Впоследствии занимался изучением жизни и творчества Тютчева — он был автором, многочисленных статей, посвящённых поэту, издателем многих его произведений, в том числе архивных, составлял комментарии к его произведениям. Также издал книги о творчестве Пушкина и Достоевского — «Жизнь Пушкина» (1938) и «Как работал Достоевский» (1939). К своей теории мистического анархизма с годами Чулков начал относиться критически, считая её одним из самых своих больших заблуждений.




Top