Лауреаты патриаршей премии по литературе. Названы лауреаты патриаршей литературной премии

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru .

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений,митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря епископ Егорьевский Тихон, сотрудники Издательского Совета и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», координатор Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей С.А. Попов, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, руководители и представители общественных организаций, деятели культуры.

Перед началом церемонии состоялись творческие встречи некоторых лауреатов Патриаршей литературной премии прошлых лет с гостями мероприятия.

Всем собравшимся раздавался специальный выпуск журнала Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное книжное обозрение», посвященный Патриаршей литературной премии и номинантам 2016 года. В выпуске содержатся фотоматериалы, биографические сведения, отрывки из произведений и интервью, а также избранная библиография номинантов.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор Валаамского монастыря, открывший вечер исполнением тропаря Воскресения Господня.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На соискание звания лауреата премии в 2016 году было представлено 50 кандидатур.

3 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был определен расширенный список кандидатов на присуждение премии 2016 года.

Участники заседания Палаты попечителей премии, которое состоялось 12 апреля под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, утвердили короткий список номинантов премии 2016 года, в который вошли:

  • иерей Николай Блохин;
  • Громов Александр Витальевич;
  • Екимов Борис Петрович;
  • Карпов Алексей Юрьевич;
  • монахиня Евфимия (Пащенко);
  • Сергеев Валерий Николаевич;
  • Тарасов Борис Николаевич;
  • протоиерей Андрей Ткачев.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился участникам церемонии с Первосвятительским словом.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей премии, которые были определены тайным голосованием членов Палаты попечителей премии. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав которой вошли: А.Н. Варламов, писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года; В.А. Воропаев, литературовед, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; В.Н. Николаев, писатель, лауреат Большой литературной премии России, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года.

Святейший Патриарх вручил каждому лауреату диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

Лауреаты премии 2016 года обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии.

Затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки.

Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся:

«Дорогие лауреаты! Дорогие номинанты! Дорогие участники торжественной церемонии!

Я всех нас поздравляю с этим светлым, добрым и очень, как мне кажется, нужным для народа нашего событием.

Мы отметили творческий путь замечательных авторов. Через эту премию, надеюсь, очень многие узнают их имена. Поэтому мое особое слово благодарности участникам премии — и лауреатам, и номинантам.

Хотел бы пожелать вам, дорогие писатели, помощи Божией в вашем непростом деле, чтобы всегда у вас хватало силы глаголом жечь сердца людей, чтобы всегда хватало мужества видеть правду и, если нужно, бороться за правду. Чтобы всегда хватало здоровья, несмотря на возраст и внешние обстоятельства жизни, в полной мере раскрывать свои способности на благо Церкви и Отечества.

Христос Воскресе!»

В завершение вечера состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие победитель всероссийского конкурса «Голос» иеромонах Фотий (Мочалов), хор Валаамского монастыря (художественный руководитель А. Жуков), солисты музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов вокалистов и исполнителей инструментальной музыки.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню.

24 мая 2018 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл восьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия! Уважаемые участники и гости нашей церемонии!

Всех вас сердечно приветствую. Сегодня мы собрались в восьмой раз, чтобы избрать и наградить лауреатов Патриаршей литературной премии.

В этом году наша церемония проходит непосредственно в день памяти святых покровителей премии. И это весьма символично. Славянская азбука отмечает в нынешнем году знаменательную дату. 1155 лет прошло со знаменитой моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, которые вместе с учениками составили первый перевод Евангелия на славянский язык. Благодаря подвижническим трудам равноапостольных братьев и их последователей славянские народы получили самое главное: возможность читать и слышать слово Божие на родном языке. Им стали доступны драгоценные сокровища христианской духовной культуры.

Да, ученые скажут нам, что язык переводов был во многом искусственный и стал попыткой объединить различные славянские диалекты, создав на их основе универсальную письменность. Однако то, что этот опыт, эти гениальные творческие усилия оказали огромное воздействие на все последующее развитие славянских языков, — не вызывает никаких сомнений. И этот опыт создания в каком-то смысле искусственного языка преследовал одну конкретную цель: чтобы все славянские племена могли использовать один и тот же алфавит, одну и ту же грамматику, один и тот же язык.

Конечно, русскому литературному языку предстояло пройти еще большой путь становления. Но какой была бы русская словесность, если бы не питалась от живоносного источника церковнославянского языка? Каким был бы путь всей русской культуры, если бы в ее основе не лежали евангельские ценности и идеалы, привитые ей трудами святых солунских братьев?

Убежден, что если бы вообще и существовала такая словесность и культура, если бы и не растворилась она в океане истории, то не занимала бы столь выдающегося и славного места в мировой культуре, какое ныне заслуженно занимает русская литература.

Когда я говорю «русская литература», подразумеваю, конечно, в первую очередь творчество наших великих классиков: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других мастеров художественного слова. Но не только это.

Не будем забывать о том, что литературный язык, как писал известный отечественный лингвист Николай Сергеевич Трубецкой, «является орудием духовной культуры и предназначается для разработки и углубления не только изящной литературы в собственном смысле слова, но и научной, философской и религиозной мысли» . Осознаем ли мы сегодня, читая художественные произведения, научные труды и публицистику, что все это ветви чудного древа, выросшего из семени, посеянного много веков назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием?

Возможности языка раскрывают перед человеком и возможности для постижения этого мира. Ибо мудрость познается в слове (Сир. 4:28), как говорит нам Священное Писание. Русский язык обладает удивительными по красоте и богатству выразительными средствами, позволяющими точно, глубоко и в тончайших оттенках передать любую человеческую мысль. Недаром еще Ломоносов, сравнивая русский с другими европейскими языками, восхищался его великолепием, живостью и сильной в изображениях краткостью .

Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.

Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи.

Говорить на понятном языке — значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.

Значение литературы в отечественной истории всегда было велико. Не будет преувеличением сказать, что вся русская культура по сути своей литературоцентрична. Писатель и поэт на протяжении веков воспринимался народом нашим не только мастером слова, но и во многом совестью нации. Неслучайно, что в советские годы, когда Церковь была значительно ограничена в своих пастырских возможностях, именно литература передавала людям вечные нравственные ценности, ставила перед современниками важные духовные вопросы.

Сегодня разговоры о кризисе литературы, кризисе культуры, в том числе культуры чтения, стали уже общим местом. Можно много размышлять об этом и сетовать на то, что люди в большинстве своем стали читать меньше, что все чаще они выбирают для чтения не серьезную классику, а развлекательную книгу. Вместе с тем, уже невозможно закрывать глаза на то, что кризис превратился в новую реальность, особенности которой нельзя не учитывать.

Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.

Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать.

Я сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь. Так называемая «развлекательная литература», которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии.

Безусловно, чтение того же Достоевского, Лескова или Клайва Льюиса требует от человека определенной культурной и интеллектуальной подготовки. Можно ли ожидать, что люди, не имеющие такой подготовки, смогут по достоинству оценить их произведения? Нашим соотечественникам, пережившим 70 лет атеистического режима, подчас не хватает элементарных знаний о Боге, о духовно-нравственных основах жизни, изложенных простым и доступным языком. А тем, кого необходимо учить первым началам слова Божия, нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12), свидетельствует апостол Павел.

Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится — не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но все же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.

Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература — это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература — это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение — приглашение подумать.

Уже восьмой год мы собираемся в этом зале, чтобы вручить Патриаршую литературную премию авторам, не забывшим о высоком призвании литературы, об огромной нравственной ответственности писателя.

Замечательно, что благодаря писателям, вошедшим в список номинантов этого года и прошлых лет, у наших современников есть возможность читать по-настоящему хорошие произведения, соответствующие высоким этическим и эстетическим идеалам.

Легких времен не бывает, как известно, и перед нашей словесностью будут стоять новые задачи, появятся новые проблемы, о которых мы сегодня просто ничего не знаем. Эти вызовы будут приходить в жизнь общества, в жизнь каждого человека. И каждый раз писателям придется делать нравственный выбор: противостоять ли злу и тьме силой своего слова, творить ли ради утверждения вечных моральных ценностей, а не сиюминутной славы и материальных благ? Я надеюсь, что все наши номинанты и лауреаты будут следовать по верному пути.

С благодарностью вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, будем же с благоговением хранить и преумножать оставленное ими духовное и культурное наследие, употреблять дарованные нам возможности и таланты ради свидетельства о Том, Кто есть Истинный Путь и Жизнь (Ин. 14:6).

Я хотел бы пожелать всем вам помощи Божией и дальнейших творческих успехов. Благословение Господне пусть пребывает над всеми вами.

Сердечно благодарю за внимание и предлагаю приступить к торжественной церемонии избрания и награждения лауреатов.

Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж, 1927.

Ломоносов М.В. Посвящение к «Российской грамматике» (1755).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент.

- Тема нашей сегодняшней передачи «Патриаршая литературная премия». Кем и как она была учреждена?

С инициативой об учреждении такой премии в 2009 году выступил Святейший Патриарх Кирилл, на встрече в Издательском совете он сказал: «Надо найти формы поощрения современных авторов, которые пишут на нравственные темы и на темы, приводящие людей к Богу, пропагандируют в жизни нашего общества добро, любовь, согласие, мир». Мы совещались, потом взяли благословение у Святейшего Патриарха, чтобы разработать программу вручения Патриаршей премии. В декабре 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил эту премию, и в этом году мы будем ее вручать уже шестой раз.

- Какова основная задача этой премии? Какие цели преследуются кроме поощрения?

Основная цель - поощрить писателей не только материально (премия имеет и материальную составляющую), но и поддержать их в творческом труде. Сейчас у нас в стране господствует рыночная система - не только в бытовом отношении, но и в мире творчества. В основном продаются книги, которые приносят прибыль, а в них засилье разврата, распущенности, насилия. Книги о добре, нашей культуре, о духовных ценностях нашего народа издаются меньшими тиражами, а писатели, создающие эти произведения, не пользуются таким спросом. Наша задача от лица верующих людей поблагодарить авторов, которые пишут на добрые темы.

Без художественной литературы невозможно жить современному человеку. В старину, в XIV - XVII века, не было художественной литературы, люди читали жития святых, Псалтирь, «Лествицу», рассказы о подвижниках, былины. И только со времени Петра I появляется художественная литература. Сейчас она играет большую роль в жизни человека и общества. Без книги нельзя представить культурного и развитого человека, поэтому поддержать тех творцов пера, которые пишут на добрые темы, призвана Патриаршая литературная премия.

- В основных положениях о премии сказано, что ее материальная часть выделяется из церковного бюджета.

Верно, нет специальных проектов или спонсоров, поддерживающих эту премию. Церковь живет на добровольные пожертвования, это вклад многих людей. Премия поощряет тех, кто способствует духовному становлению нашего общества. Художественное произведение имеет большое влияние на сознание людей. Вспомним недавнее советское прошлое: очень многие из интеллигенции пришли к вере, читая Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. Не только в XIX, но и в XX веке многие писатели связывали свое творчество с Церковью. Они не писали в советское время о Боге и Церкви напрямую, но говорили о добре и евангельских истинах. Люди через это развивали любовь к своей культуре, приходили к Церкви.

- Как определяются лауреаты Патриаршей премии?

Есть определенный порядок подачи документов. Рекомендовать на премию могут главы Поместных Православных Церквей, епархий, самоуправляемых Церквей, входящих в состав Русской Православной Церкви, литературные сообщества, журналы, главы регионов. По их инициативе формируется список, и затем Палата попечителей выбирает Совет экспертов, который каждый год обновляется. Они обрабатывают поданные заявки, знакомятся с произведениями. Большинство кандидатов - известные писатели, но встречаются и новые имена, не очень известные в Москве.

Совет экспертов прорабатывает весь список кандидатов в номинанты. В этом году было пятьдесят четыре заявки. Совет экспертов рекомендовал восемь писателей, которые внесены в шорт-лист (короткий список). Это делает Палата попечителей, которую возглавляет Патриарх. Проходит несколько заседаний: на первом заседании просматривается общий список, утверждается Совет экспертов, на втором заседании - шорт-лист, третье заседание состоится в Зале Церковных Соборов, где будет происходить выбор и вручение знаков лауреатам Патриаршей премии. Голосование происходит открыто, без кабинок, каждый получает бюллетень, отмечает свой выбор. Тут же сидит счетная комиссия, которая вносит результат в протокол, передающийся Патриарху. Он оглашает имена лауреатов.

- В этом году есть фавориты?

Очень трудно сказать, кто станет лауреатом, потому что люди все интересные.

- Можно назвать имена экспертов?

Экспертное жюри возглавляет в этом году Юрий Михайлович Лощиц, поэт, прозаик, публицист. В жюри входят: игумен Евфимий (Моисеев), ректор Казанской духовной семинарии; протоиерей Николай Агафонов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; Алексей Николаевич Варламов, писатель, член Союза писателей России, Дмитрий Михайлович Володихин, российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук; Мария Александровна Городова, православная писательница, корреспондент, обозреватель «Российской газеты»; Виктор Мирославович Гуминский, доктор филологических наук; Владимир Алексеевич Котельников, доктор филологических наук; Олеся Александровна Николаева, поэтесса, писательница, лауреат Патриаршей премии; Александр Юрьевич Сегень, известный писатель, лауреат Патриаршей премии.

- Среди номинантов есть священники, например Андрей Ткачев. Кто-то еще есть из священнослужителей?

В этом году в списке номинантов два священника: отец Андрей Ткачев, писатель, проповедник, миссионер и отец Николай Блохин. Интересная личность, в Церковь пришел в возрасте; по благословению митрополита Питирима и отца Иоанна Крестьянкина занимался изданием православной литературы и ее распространением. За это он был осужден на четыре с лишним года. Он сам говорит, что если бы его не осудили, то он не стал бы писателем. Находясь в заключении, он начал писать. Цель всех художественных произведений отца Николая - привести человека к Богу, показать, что жизнь не случайна, указать на ответственность человека за свое спасение.

У меня в руках журнал «Православное книжное обозрение», который сегодня вышел. Здесь есть замечательный рассказ отца Николая «Прихожанка». Он описывает обычную жизненную историю, на Руси таких много. Священник прибыл в храм, на первой службе только два человека - две женщины. Священник стал с ними беседовать, попросил, чтобы они на следующую службу пришли со своими мужьями. Одна говорит, что у нее мужа нет, а другая - что у нее лучший муж. В результате выяснилось, что священник из того же поселка, где живет эта женщина. Он вспомнил ее и ее мужа. Оказывается, что он выпивал, нередко бил свою супругу, но эта женщина готова терпеть и считает, что должна его спасти. «Это мой крест, я должна его донести»,- говорит она. Милиционер предлагает посадить его в тюрьму, соседи советуют развестись, бросить его, но она боится, что он погибнет. Женщина считает, что он дан ей по грехам и она должна пронести свой крест. Какая актуальная тема! Ведь мы-то ропщем, когда носим тяготы ближнего человека…

Среди других номинантов - монахиня Евфимия (Пащенко), известная писательница, медик. Пишет интересные эссе, заметки. Я вспоминаю очень интересное произведение о Божьем мире. В парке замечательно пела птичка. Сидел человек и думал: «Какое Божье творение! Для чего она поет? Наверное, услаждает меня». Другой человек рассуждал: «Что это за птаха? Воробей? Точно не соловей. Он лучше поет!» Третий человек услышал пение и подумал: «Что за ворону занесло к нам? Непонятное пение!» Автор размышляет над тем, кто прав и как люди по-разному оценивают окружающий мир. Мир создан Богом для человека. Матушка Евфимия пишет о том, как мы должны воспринимать окружающий мир.

Если задуматься, то можно увидеть, что все в мире сосредоточено на человеке. Солнце светит, реки, вода - все для человека. Прекрасно сказал преподобный Макарий Египетский в IV веке: «Солнце, звезды, луна, лес, реки, моря, весь животный мир, земля созданы для того, чтобы жил человек. А человек создан для того, чтобы в нем жил Бог». Матушка Евфимия хочет донести это до своего читателя. Люди Церкви пишут на такие важные для современного человека темы, потому что большинство людей не знают Библии, а через такие произведения они познают, Кто Творец, откуда все происходит.

Еще хочу назвать имена Александра Громова, Бориса Екимова, Алексея Карпова. У Алексея Карпова большая серия исторических книг, он издавал «Жизнь замечательных людей». Это и Борис Тарасов, замечательный человек, который много сделал для развития литературы, преподаватель Литературного института, был его ректором; Валерий Сергеев, который писал о раннем русском средневековье, он автор книги о жизни преподобного Андрея Рублева, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Это интересные люди, которые доносят до современного россиянина понятия о Боге, добре, показывают традиции, исторический путь нашего народа, Православной Церкви.

- Светские писатели - номинанты на Патриаршую премию - верующие люди?

Они все православные.

В положении сказано, что премия учреждена для писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества. Но нравственность есть не только в православной вере…

Пока у нас не было неправославных писателей, хотя такое возможно. Если автор не хочет соединять себя с Церковью, верой, возникает вопрос: не зная и не понимая Евангелия, можно ли понять русскую культуру? Можно ли внести положительный вклад в ее развитие? Особенность в том, что русская культура по природе православная, она зародилась с принятием христианства. Князь Владимир принес на нашу землю веру, язык и культуру. В этом году мы отмечаем тысячелетие русского присутствия на Афоне, оказавшего глубокое влияние на духовное состояние России, духовное развитие нашей страны, монастырей, которые были центрами просвещения и культуры на протяжении многих веков. Нашу культуру отделить от православия очень сложно.

- А как же советские писатели? Вы сказали, что они писали о нравственности.

Совершенно верно. Они в душе были верующими людьми, они выросли в православных семьях, в православной культуре, их родители были православными, они все были крещеными. Но они не могли писать о Боге. Сейчас мы многое узнаем. Маршал К. Жуков - советский полководец, а у него была икона Казанской Божией Матери. В душе он был верующим, но не мог это декларировать. Возьмите М. Шолохова: можно увидеть много православных элементов в его творчестве. Фонд единства православных народов издал серию книг «А.С. Пушкин и православие», «Ф.М. Достоевский и православие», в том числе «С. Есенин и православие», «М. Шолохов и православие». Михаил Шолохов описывает православные традиции, более того - христианские заповеди, хотя он не мог открыто писать о Боге.

- Книги православных писателей выпускает Издательский совет Русской Православной Церкви?

Издательский совет не занимается издательской деятельностью, мы только ее регулируем. Выпускаются они в издательствах, в том числе в издательствах Московской Патриархии, Сретенского монастыря, «Никея». Наша задача - присваивать гриф. Это не цензура. Мы предоставляем право этому издательству распространять книги через церковную сеть. Наша обязанность - защитить прихожанина от плохой литературы. Если нет грифа, надо подумать, стоит ли эту книгу читать. Гриф присваивается не только богословским и катехизическим книгам, историческим, духовным, но и художественным. Через нас проходит очень много книг, которые я бы посоветовал прочитать.

Недавно прочитал у отца Николая Агафонова, как молодой человек шел к вере. Он служил в армии, и у него не было никаких духовных книг, а была только антирелигиозная литература, из которой он и узнавал о Боге, отбрасывая шелуху пропаганды. Вопрос телезрителя: «Мне 85 лет, я ничего не слышу, молюсь Господу двести раз и Божьей Матери столько же. Правильно ли я делаю?»

Молиться - это правильно, но я советую сходить в церковь; если не можете дойти, попросите, чтобы пришел священник, который может соборовать Вас и причастить Святых Христовых Таин, объяснить, как молиться. Если можете читать, даст молитвослов и Евангелие. Обязательно свяжитесь со священником.

- Где можно купить произведения номинантов Патриаршей премии? Только в церковной лавке?

Нет, что-то издано и продается в церковной сети. Но по большей части - в светских магазинах. Мы всегда способствуем изданию произведений лауреатов Патриаршей литературной премии. У нас есть книги отца Николая Агафонова, Виктора Николаева, Олеси Николаевой. Мы не можем навязывать издательству выпуск тех или иных книг, мы рекомендуем. Все зависит от произведения. Издательства работают на коммерческой основе, даже церковные. Если невыгодно, они не могут издавать. Мы рекомендуем тех авторов, которые достойны Патриаршей литературной премии, или те книги, которые получили премии конкурса «Просвещение через книгу». Кроме Патриаршей премии, мы поддерживаем писателей и издателей в этом конкурсе. Там двенадцать номинаций, в том числе «Художественная литература», «Историческая литература», «Детская литература». Эти книги тоже присутствуют в церковной сети.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Бываю в Калужской области, там, особенно в деревнях, очень много старообрядцев, у них есть домовые храмы, но я туда не хожу. Будут ли возводиться православные часовни?»

Да, там скоро будет восстанавливаться большой храм. Сейчас в Кирове есть своя епархия - Песочня (это старое название города). Я передам епископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану Вашу просьбу. Проект сделать в каждом селе хотя бы маленькую часовню есть.

- Иногда заходишь в книжный магазин - разнообразие литературы. А того, что нужно, не видишь.

В светских магазинах практически невозможно найти православную литературу. Мы в Москве переговорили с представителями ряда магазинов, чтобы они отделили православную литературу от другой. Раньше была секция религиозной литературы, там были православные авторы и какие-то сомнительные философские, оккультные учения. Ряд книжных сетей выделил для православной литературы отдел, но есть проблема: на видное место ставится то, что быстро покупают. Естественно, у людей сложился стереотип, что купить православную литературу можно только в храме. А в светских магазинах покупают техническую или развлекательную литературу. Никто не идет за Библией в книжный магазин на Арбате, поэтому там не уделяют ей такое внимание.

Мы предлагаем Патриарху сделать сеть православных книжных магазинов шире. Не только в Москве, но и в крупных городах регионов должны быть крупные православные книжные магазины. Там могут продаваться и православные сувениры, потому что открыть магазин - это достаточно накладно. Можно распространять и электронные книги, и видеофильмы. Мы стараемся реализовать этот проект.

- В некоторых церковных магазинах можно встретить и классическую литературу.

Да, это и «золотой», и «серебряный» века русской литературы, и современные авторы, лауреаты Патриаршей литературной премии. Здесь другой вопрос: не все храмы, города и приходы одинаково снабжаются литературой. Это зависит от прихода и епархии. Издательский совет здесь сделать ничего не может. По благословению Патриарха мы подготовили список литературы, которая должна присутствовать в каждом московском храме, это около двухсот-четырехсот наименований, в том числе художественная литература. Я думаю, это будет способствовать развитию книжного дела. Люди будут знать, что в храме, помимо нескольких молитвословов и акафистов, будет хороший набор книг, которые можно купить для себя или подарить. Это хороший подарок. Если мы дарим книгу молодому человеку, он обязательно ее прочитает. Через чтение узнает о Боге и истине.

- Сейчас книга - редкий подарок. Удобнее скачать книгу и на мониторе устройства прочитать.

Да, но совершенно разное восприятие книги - электронной и печатной. Берешь маленький журнал и совершенно по-иному воспринимаешь текст, каждое слово, глубже понимаешь тему, становишься участником описанных событий. Электроника - это совсем другое восприятие.

Одна из побед Советского государства - победа над безграмотностью. Советский Союз был одной из самых читающих стран. Сейчас картина удручающая. Россия все ниже в этом рейтинге. Чтение становится менее популярным. Проблема кроется в наших школах, как заметил Патриарх Кирилл на заседании попечителей Патриаршей литературной премии. Он отметил, что в школе перестают понимать литературу, читать. Заметил, что преподавание литературы там сходит на нет. Как Вы стремитесь решить эту проблему в рамках работы Издательского совета?

Почему Россия потеряла первенство в списке самых читающих стран? Развитие электронных книг, появление сети Интернет привлекло к себе часть читающих людей. Но это не главная причина. Читающие люди в советское время - в основном люди в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и школьники.

Сейчас мы переживаем демографический кризис. С начала 90-х годов в России стало вдвое меньше рождаться детей, чем в советское время. Мы потеряли людей читающего возраста, страна постарела, это тоже сказывается. Развитие технологий повлияло и на чтение.

Но это кризис не только школы, но и семьи. Сейчас в семье мало читают. Обычная ситуация в московской семье: пришли все домой и каждый расходится к своему «гаджету». Кто к телевизору, кто к планшету, кто к телефону - родители в первую очередь. Дети не видят читающих родителей, не видят книги в руках - только телевизор, Интернет. Ребенок, пока маленький, полистает книгу, а потом требует телефон, смартфон, планшет и т.д. Родители дарят ему это. Они откупаются от ребенка. Любящий родитель после ужина соберет детей, возьмет книгу, почитает Евангелие, житие святого, сказку, побеседует. Подрастает ребенок - возьмет «Капитанскую дочку», еще раз прочитает и поговорит. Сходят на службу всей семьей, не будет наказанием для ребенка сходить в церковь, пока папа смотрит телевизор.

Я сегодня вижу, что дети не знают, в честь какого святого они названы. Почему бы не рассказать ребенку о его покровителях? День ангела бабушки или дедушки - давай прочитаем о святых покровителях. Дети не видят примера! Пытаясь в течение двадцати пяти лет реформировать школьную систему, мы потеряли главное - русскую литературу. Мне показали учебник лет пять-шесть назад: на изучение А.С. Пушкина отведено полторы страницы! На тринадцати страницах - современная проза, произведение автора, бывшей наркоманки, со всем соответствующим жаргоном и соответствующими описаниями. Для чего это? Это не знакомство с жизнью. Школа призвана научить: надо читать А.С. Пушкина, классику XIX - XX веков, современных авторов. Возьмите произведения Николая Агафонова, прочитайте! Этого примера дети дома не видят. И школа не дает. Надо увеличивать часы на изучение литературы. Это основа.

Литература XIX - XX веков - образец русского слова. Мы должны научить любить великое русское слово. Везде ценят наших писателей, знают их, а наша молодежь практически не знакомится с творчеством Ф.М. Достоевского, зато популярны в ее среде западные писатели. Это ошибка в реформировании школьной системы. Президент России поручил создать Комитет по словесности, а Патриарх Кирилл его возглавил. Школа должна увеличить объем изучения литературы и истории.

- Хотелось бы услышать наставление от Вас, что посоветуете прочитать?

Желаю помощи Божией. Завтра мы отметим писателей, которые потрудились на благо и развитие нашей отечественной культуры, поэтому желаю больше читать. Запомните: главная книга нашей жизни - Евангелие. Мы должны научиться читать Евангелие ежедневно, это слово Божие, его читали великие классики. В Калуге мы провели акцию «Евангелие - книга жизни. Читаем вместе в дни Великого поста». Обратимся к этой вечной книге. Мой учитель называл Евангелие «кислородом вечности». Давайте будем им дышать, чтобы обрести жизнь вечную.

Христос воскресе!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ярослава Трунцева

- Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, о Патриаршей литературной премии. В чем ее особенности, отличия от других литературных премий?

Премия учреждена Священным синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. На настоящий момент это самая молодая литературная премия России, а лучше сказать - используя вошедший с недавнего времени в употребление термин - Русского мира, поскольку среди кандидатов на премию могут быть не только граждане России, но и все писатели, которые пишут на русском языке вне зависимости от того, в какой части света они живут. Также и в Палате попечителей премии есть представители Украины, Белоруссии и русского зарубежья.

Если говорить об особенностях премии, то, на мой взгляд, очень важно, что это не просто одна из многих инициатив, поддержанных Церковью, а именно инициатива самой Церкви, причем та инициатива, которую Церковь воплощает в жизнь исключительно своими силами - денежная составляющая премии будет выплачиваться из церковного бюджета.

В этом смысле учреждение Премии - беспрецедентная попытка Церкви поддержать русскую литературу и в чрезвычайно сложный для нее период протянуть ей руку помощи. Если хотите, это символический акт примирения - ведь мы знаем, что история взаимоотношений Русской Церкви и русской литературы знает разные периоды, так что появление такой премии можно рассматривать как предложение стать, наконец, полноценными союзниками.

- У каждой премии есть свои критерии. По каким критериям отбираются претенденты на Патриаршую премию?

Об этом сказано в Положении о премии, где в частности говорится, что премия присуждается за вклад в русскую литературу, а также за укрепление в обществе христианских ценностей, под которыми понимается совокупность духовных и нравственных норм, хранимых Православной Церковью. Это и есть основной критерий. В отличие от премий, которые вручаются за конкретное произведение, Патриаршая литературная премия по своему типу ближе, например, к Нобелевской премии или к государственным премиям.

Эта премия означает признание со стороны Церкви всей совокупности заслуг писателя не только как автора конкретного произведения, но и как общественного деятеля, как человека, занимающего определенную жизненную позицию, имеющего христианское мировоззрение и распространяющего соответствующие этому мировоззрению взгляды. В таком подходе заключается очень важная и, к сожалению, в наше время часто пренебрегаемая идея цельности личности писателя, неразрывной связи жизни автора и его произведений. Ведь как известно, дух творит себе формы. Собственно, в этом, наверное, и заключается критерий подлинности писательского творчества: соотносимо ли оно - прямо или, может быть, косвенно - с тем, что открывает нам Слово Божие, что являет нам Бог-Слово в Своем Откровении? В этом же, очевидно, ключевое отличие подлинного писателя от графомана.

Людям ведь не все равно, какой образ жизни ведет священник. Так же и настоящим читателям всегда интересна личность писателя. Помню, еще в университете на одном из семинаров по истории русской литературы мы обсуждали вопрос, могли бы Пушкин и Лермонтов быть признаны национальным гениями, если бы на дуэли они убили своих противников? Тогда сама постановка вопроса меня поразила - ведь к моменту своих дуэлей и Пушкин, и Лермонтов уже написали все те тексты, с которыми они вошли в мировую литературу. В результате долгих и напряженных обсуждений мы пришли к выводу, что убийцы не могли бы получить народное признание как национальные гении. Гений и злодейство несовместимы, как убедительно показал это тот же Пушкин, а значит подлинный гений - это еще и нравственный авторитет.

- Кто может быть выдвинут в качестве кандидата на присуждение Патриаршей премии?

Конечно, это должен быть писатель-христианин, человек, имеющий православный взгляд на мир и выражающий этот взгляд в своих произведениях. Мне лично ближе определение писатель-христианин, чем православный писатель, потому что когда мы говорим о том или ином писателе, что он христианин, то подразумеваем, в первую очередь, его причастность к великой традиции русской литературы, а не собственно конфессиональную принадлежность. А то, что в России писатель-христианин это именно православный христианин, само собой разумеется, потому как - извините уж, никого не хочу обидеть - ни католик, ни протестант, ни тем более сектант не может быть русским писателем. Такой человек может, конечно, писать по-русски, но быть русским писателем, то есть представителем и продолжателем вполне конкретной духовной и литературной традиции, он не может.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы премия содействовала в том числе реабилитации в общественном сознании таких понятий как христианство и христианские ценности. Чтобы люди осознали наконец: в России христианство и Православие всегда были тождественными понятиями и должны ими оставаться и впредь. Странное дело - в последнее время, если речь идет о христианстве, то почему-то в большинстве случаев предполагается, что имеется в виду инославие - католицизм, протестантизм или даже сектантство. Это очень опасный крен в общественном сознании, который необходимо устранить. Надеюсь, что наши писатели напомнят нам, что наши предки принимали христианство, а его проповедником и хранителем испокон веков на Руси была Православная Церковь.

К сожалению, у нас не так много авторов, которых можно было бы считать продолжателями той великой литературной традиции, которая была сформирована в России и является неотъемлемой частью русской и мировой культуры. Классическая русская литература - явление уникальное, потому что эта литература как никакая другая литература мира характеризуется обращенностью к глубинам человеческой души, человеческого духа. Именно русские писатели пытались ставить в своих произведениях извечные, возможно, неразрешимые вопросы человеческого бытия. Этим всегда отличалась большая русская литература, и именно этим она была интересна людям других культур. К чести русских писателей нужно сказать, что даже в периоды самой глубокой отчужденности литературы от Церкви среди них всегда находились те, кто осознавал или, по крайней мере, интуитивно понимал глубинную общность задач, которые призваны решать Церковь и литература.

Как я уже сказал, писателей, которых мы с полным правом могли бы сегодня отнести к творцам большой литературы, немного, но количественный показатель в данном случае не самый главный. Примечательно, что все номинанты - это люди, родившиеся и прожившие значительную часть своей жизни в советскую эпоху. И сам факт того, что ныне Церковь признает их продолжателями великой традиции русской литературы - традиции в основе своей христианской, говорит о многом. Если наша литература не сломалась, выстояла и в суровую эпоху государственного безбожия, и во времена постсоветского хаоса, значит есть надежда и на ее возрождение в будущем.

- Кто формирует короткий список, кем и как определяется лауреат?

Короткий список формируется Советом экспертов, в который входят известные литературоведы, писатели и священнослужители. Совет экспертов представляет короткий список Палате попечителей, и здесь я хотел бы уточнить одну деталь. Чаще всего под попечителями понимаются благотворители, но в данном случае попечение заключается не в предоставлении финансовых средств. Поскольку инициатором учреждения Премии выступил Святейший Патриарх, то он и является ее главным попечителем, а писатели, литературоведы, литературные критики и священнослужители - те, кто выступают как ассистенты и советники Патриарха при избрании лауреата - соответственно образуют Палату попечителей.

Именно этот орган продолжает экспертную работу и определяет лауреата, причем его избрание состоится непосредственно в ходе торжественной церемонии 26 мая в храме Христа Спасителя, избран он будет тайным голосованием. В 2011 году премия будет вручаться впервые, поэтому в этом году будет избран только один лауреат. Впоследствии число лауреатов может быть больше.

Как секретарь Совета экспертов хотел бы пояснить, что наш Совет выбирал номинантов из тех кандидатов, которые были выдвинуты в соответствии с Положением о премии. Были достаточно известные авторы, которые не пожелали выдвигаться и взяли самоотвод. Были и те, кто, возможно, желал бы побороться за звание первого лауреата Патриаршей премии, но никем не был выдвинут. Каждый член Совета экспертов высказывал свое мнение о том, кто с его точки зрения достоин быть включенным в этот список. По совокупности этих мнений, по результатам обсуждения и были определены номинанты. Среди них есть и священник-писатель, и женщины-писательницы - причем одна из них представляет Русское Зарубежье. К сожалению, в этот раз никто не был выдвинут с Украины и из Белоруссии - надеюсь, этот изъян будет восполнен в последующих премиальных сезонах.

Какую роль играют литературные, художественные достоинства произведения при решении о присуждении премии?

Художественные достоинства - это понятие достаточно субъективное, и сегодня художественным произведением зачастую объявляется то, что ровным счетом не имеет никаких признаков художественности и еще совсем недавно ни при каких обстоятельствах не могло бы быть допущено к печати. Ведь как известно, если содержание невозможно без формы, то форма возможна и без содержания. И сегодня именно под вывеской своеобразия художественного мировосприятия автора многотысячными тиражами издаются всевозможные скабрезные книжонки, содержащие матерную брань и описание всяческих низостей, на которые только способен человек.

Христианский взгляд на литературу отнюдь не пренебрегает формой, но предполагает, что содержание первично по отношению к форме. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, искусство - это незримые ступени к христианству, поэтому ценность художественного произведения определяется тем, в какой степени оно способно подвести читателя к восприятия высших смыслов. В христианской картине мира смысл как таковой - это смысл Божественного Откровения, это смысл Слова Божия, Священного Писания. Все остальные смыслы восходят к этому высшему смыслу.

Очевидно при этом, что чем глубже смысл, тем совершеннее должна быть форма, его выражающая. Если писатель создавал произведение, побуждаемый силой Божией, вдохновляемый пророческим даром - а тема пророческого служения очень близка русской литературе, то это обязательно найдет отражение в литературной форме его труда и предопределит художественные достоинства его произведения.

- Какая литература сегодня нужна? Какая литература сегодня востребована?

Нужна и востребована - это два разных вопроса. Серьезная, подлинная - большая литература, нужна будет человеческому обществу всегда - точнее, до тех пор пока оно захочет оставаться человеческим. Наше общество давно является секулярным, решение всех духовных вопросов вытеснено здесь в частную сферу жизни, поэтому серьезная литература для него - это единственное пространство для диалога о вечных ценностях, для размышлений о вечных вопросах. Это если хотите - его последняя надежда, последний шанс сохранить себя от полного одичания.

Другое дело, какая литература сегодня востребована - это зависит от того, как продается та или иная книга, насколько успешно она проходит фильтры, которые устанавливаются средствами массой информации. Если книга не соответствует определенному формату, то она практически не имеет шансов быть опубликованной в более или менее тиражных изданиях. В подавляющем большинстве случаев издательства не берутся издавать те произведения, которые не принесут доходов.

В этом году в короткий список Патриаршей премии наряду с признанными мэтрами современной литературы вошли и менее известные писатели. Некоторых из них пока довольствуются весьма скромными тиражами, однако сам факт включения того или иного писателя в короткий список Патриаршей литературной премии должен стать для издателей сигналом о том, на кого нужно обратить внимание.

Хотелось бы, конечно, чтобы Патриаршая премия стала центром притяжения для тех литераторов и писателей, которые осознают свою преемственность по отношению к великой традиции русской литературы. Вообще, идея преемственности - это одна из ключевых идей христианства, ведь Предание Церкви и есть по большому счету преемственность веры, учения и опыта. И если Церковь живет Преданием, если Предание является основой жизни Церкви, то и подлинная литература будет жива до тех пор, пока сохраняет преемственность с той литературой, которая обогатила мир, все человечество своими идеями, прозрениями и подходами.

Будем надеяться, что Патриаршая литературная премия напомнит об этом современным писателям, читателям и всему нашему обществу.

22 мая в Москве, в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, состоялось вручение ежегодной Патриаршей литературной премии. На этом замечательном событии побывала делегация из Ярославской митрополии, в составе которой были и рыбинские журналисты.

Патриаршая литературная премия носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И этот факт имеет глубокий смысл: именно труды солунских братьев дали значительный импульс интеллектуальному, духовному, культурному развитию славянских народов и способствовали их приобщению к богатейшему наследию Византии и Рима.

В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

За три года, минувших с момента учреждения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, она стала значительным событием в общественной жизни страны. Именно так – не только церковной жизни, или только литературной, но в целом – общественной. Потому что, во-первых, она обращает внимание общества на состояние современной литературы, что очень важно для такой «литературоцентричной» страны, какой всегда была Россия. Во-вторых, эта премия объединяет не только под сводами зала церковных соборов, но и в целом — в этом направлении общественного внимания – людей, живущих в церкви и церковью, вместе со всеми остальными, — читающими, пишущими, болеющими за судьбы страны и мира. В-третьих, выдвигая на первый план тех или иных авторов, Патриаршая литературная премия позволяет и читателю осознать главные темы сегодняшнего дня, отраженные в современной литературе.

При избрании лауреатов этой премии учитывают не только литературные достижения авторов, но и их общественную позицию, творческий вклад в дело укрепления нравственного начала в человеке, утверждения христианских идеалов и ценностей. Лауреатами премии прошлых лет были Владимир Крупин, Олеся Николаева, Виктор Николаев. Среди номинантов Патриаршей премии — Юрий Ганичев, Борис Екимов, Алексей Солоницын, протоиерей Артемий Владимиров, Александр Яковлев, протоиерей Владимир Чугунов и другие авторы.

На соискание Патриаршей литературной премии 2013 года были выдвинуты 22 кандидата. В конце марта состоялось заседание Совета экспертов, сформировавшее короткий список номинантов премии. И вот 22 мая 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Патриаршая литературная премия. ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Само устройство Зала церковных соборов удивительно. В нём, кроме небольшой сцены – подиума, те же партер и амфитеатры, что есть и в каждом общественно-культурном комплексе такого рода. Но в зале нет дверей, как нет и стен! Его пространство как бы открыто настежь, зал соборов связан несколькими стеклянными галереями с холлами и коридорами, откуда зритель или участник также может наблюдать за событием. Как ни странно, никакой строгой дисциплины для зрителя не существует. Перемещения по залу вполне приемлемы. Тем более что среди присутствующих множество детей, которым, как известно, не всегда удается усидеть на месте. Но при этом они почему-то не мешают всем остальным наблюдать за происходящим. Звуки как бы поглощает окружающая среда. Зато всё, что совершается на сцене, зритель видит и слышит во всей полноте происходящего.

И вот Патриарший хор приветствует собравшихся пасхальным «Христос воскресе из мертвых…» сначала на греческом, а затем на церковнославянском, и от чистоты этого стройного звука замирает сердце. С тем же праздничным возгласом обращается к собравшимся и Святейший Патриарх Кирилл, открывающий церемонию вручения Патриаршей литературной премии…

«ГЕНИЙ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К НЕБУ»

Номинантов премии Святейший Патриарх назвал «настоящими подвижниками духа, вопреки запросам моды стремящимися сохранять верность Богу, верность своему народу, верность тем традициям, в которых они были воспитаны как граждане и как писатели ». Он отметил также, что эти люди чаще всего не гонятся ни за какими рейтингами или баснословными гонорарами. «Но именно на таких писателях – подвижниках, на таком «малом стаде», выражаясь языком Священного Писания, в современном литературном движении держится и сегодня веками создававшаяся отечественная культура слова, — сказал он. — Семена, когда-то брошенные на славянскую почву святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы в самых различных областях народной жизни. Одним из таких всходов и стала классическая русская литература, глубоко укоренённая в кирилло-мефодиевской традиции. Национальная литература – это отражение того исторического пути, который прошел создавший ее народ. Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в божественном откровении. А.С. Пушкин говорил о том, что «гений должен стремиться к Небу». Именно эта устремленность к Небу, напряженные размышления о Боге, о Его творении, о человеке, о поисках Бога, и взаимоотношениях человека с Богом, непрестанные поиски истины стали чертами, определившими своеобразие русской литературы, и поставили ее в ряд важнейших явлений мировой культуры ».

Сегодняшним итогом русской истории конца ХХ столетия Святейший Патриарх Кирилл назвал оторванность русского народа от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность. Литература перестала быть источником нравственных идей, одним из важных средств познания человеком самого себя и окружающего мира. Процитировав Вяч. Иванова, утверждавшего, что литература отвечает на требования времени постепенной переоценкой ценностей, Святейший Патриарх отметил, что современная литература ответила сегодняшнему миру утратой ценностей, как этических, так и эстетических. И существующая сегодня постмодернистская культура есть культура относительности, культура анти-ценностей. «Эта культура не принимает сакрального измерения человеческой жизни , — сказал он. — В этой культуре и литературе границы добра и зла размываются настолько, что от нее веет духом апокалипсиса. Постмодернистская культура неспособна вывести современного человека из того глубокого нравственного и духовного кризиса, в котором он оказался. Почему? Потому что культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм априори деструктивна, и ввергает людей в страшный духовный хаос. Потому она не жизнеспособна. Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. Доказательством тому – богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями ».

Рассуждая далее о том, как можно соединить духовный опыт прошлого с категориями восприятия современного человека, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что ему кажется наиболее удачным ответ на этот вопрос священника Георгия Флоровского, считавшего необходимым включение патристических ценностей в современную культуру. «Творчески усвоив опыт святых подвижников, устремиться в будущее, — такая модель, я убежден, приложима к современной литературе и ко всей культуре в целом», — сказал Святейший Патриарх, и, отмечая усилия современных российских писателей, отстаивающих нравственные ценности, заключил: «Мы надеемся, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей».

«ДАРОВАНИЕ ЕСТЬ ПОРУЧЕНИЕ»

Церемония вручения премии построена, прямо скажем, гениально и просто. Зритель едва успевает перевести дух. Как только члены жюри приступают к голосованию, а счетная комиссия, состоящая из трех человек – протоиерея Николая Агафонова, редактора «Литературки» Юрия Полякова, президента Российской Государственной библиотеки Виктора Федорова — к подсчету голосов, на экранах в зале появляются подробные видеоролики о номинантах. Все вместе они – как дальнейшая программа действий для вдумчивого читателя. Однако вначале назовем победителей. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2013 года стали: доктор филологических наук, преподаватель МГУ и Литинститута, автор ряда книг из серии «Жизнь замечательных людей» Алексей Варламов , поэт и писатель, автор двадцати книг, редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Наш современник» Станислав Куняев , а также писатель и общественный деятель, историк, автор ряда книг серии «ЖЗЛ», в том числе биографии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, редактор журнала «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Лощиц.

Кроме них, в коротком списке премии присутствовали и получили дипломы номинантов доктор исторических наук, писатель–фантаст Дмитрий Володихин, поэт и литературный критик, преподаватель Литинститута и редактор широко известного альманаха «Поэзия» Геннадий Красников, профессор кафедры филологии Сегедского университета (Венгрия), автор семи книг о взаимосвязи русской иконы и российской словесности Валерий Лепахин, журналист и писатель, автор популярных книг Наталья Сухинина , протоиерей Александр Торик , автор неоднократно переизданных книг «Флавиан», «Димон» и других, пользующихся высоким читательским доверием.

Среди номинантов премии была писатель и журналист из Сербии, председатель Фонда имени великой княгини Ольги Александровны Ольга Куликовская – Романова , за которую «болела» наша ярославская делегация. Ольга Николаевна не раз бывала в ярославском крае. Все свои усилия она много лет направляла на установление правды о царской династии Романовых и прославление святых царственных страстотерпцев, а также объединение Заграничной и Русской Православной церкви. Приведем здесь слова из ее краткого выступления. «В моих книгах нет вымысла, — сказала Ольга Николаевна. — Они прожиты и написаны как перед Богом, — для русского читателя. «Пусть глас народный будет гласом Божиим», как сказал поэт. Я верю, что настанет пора, когда русская словесность вернется к высокому глаголу, и, как колокол, призовет народ к единству во время беды. И тогда обязательно наступит день русского торжества».

Приведем в заключение и слова другого номинанта, Геннадия Красникова, как бы подытожившего размышления о судьбе писателя в России. «В русской литературе судьба художника зависит от его миссии, — сказал он. — Когда-то Евгений Баратынский заметил: «Дарование есть поручение, и не исполнить его — грех». Получается, что как ты распорядишься своим дарованием, так и сложится твоя судьба»…

…Когда завершилась церемония вручения премии, немногие прохожие на Волхонке в тот момент стали свидетелями удивительного зрелища – после прошедшего ливня кафедральный Храм Христа Спасителя оказался вписанным в самый центр большой радуги.

Анна Романова, редактор журнала

«Рыбная слобода»

Наша справка:

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества, прежде всего тех писателей, кто своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов.

Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал № 78) был утвержден состав Палаты попечителей премии.

Ответственность за все мероприятия, связанные с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Анна Романова


Top