Направления в культуре в эпоху постмодернизма. Постмодернистские представления о культуре

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.
Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.

Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10) в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин «учетная политика предприятия». Использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики. Думается, что еще рано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакая политика, не строится по международным стандартам. Поэтому было бы целесообразно использовать термин, например, «Положение по бухгалтерскому учету предприятия» или «Правила и принципы организации и ведения бухгалтерского учета предприятия».

Согласно приказу Министерства финансов РФ (приложение от 02.07.1994г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования - для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия - для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо о собственной инициативе.

Условия указанного приложения (приказа) вступают в силу для выполнения предприятиями с 01 января 1995г. Другими словами, с 01 января 1995г. каждое предприятие должно иметь свою выбранную учетную политику. Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской информации. Поскольку одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта), то целью данной работы является:

- определить содержание и дать определение учетной политики;
- дать комментарии по пунктам разработанного проекта учетной политики и определить факторы, влияющие на их принятие.
- выявить типичные ошибки

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации. Учётная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации.

Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формированию и утверждению учётной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.

1. Теоретические вопросы аудита учетной политики

1.1 Цель и задачи аудиторской проверки учетной политики

В связи с реформой бухгалтерского учета и предстоящим переходом на применение международных стандартов финансовой отчетности изменилась роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Пользователи финансовой информации лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере конкретной организации.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить методику аудита учетной политики организации;

2. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;

3.Проверить соответствие положений учетной политики организации и порядка ее утверждения требованиям законодательства;

4. Провести анализ соответствия основных элементов учетной политики их применению в бухгалтерском учете;

5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.

6. На основе изученной методики аудита составить рекомендации и отчет аудитора по результатам проверки учетной политики.

Объектом исследования данной курсовой работы является учетная политика ООО “Авиценна” на 2006 год.

1.2 Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия являются:

1). Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с п.3 ст.5 организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

2). Положение по бухгалтерскому учету « Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60 -н. Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

3). Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01; ПБУ 6/01;ПБУ 8/01;ПБУ 13/2000; ПБУ 14/2000; ПБУ 15/01;ПБУ 17/02; ПБУ 18/02; ПБУ 19/02)

4). Приказ Минфина России от 22.07.2003 г. №67-н «О формах бухгалтерской отчетности».

5). План - счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 96-н, а также внесенные приказом Минфина России от 07.05.2003 г. № 38-н дополнения и изменения в план счетов.

6). Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

1.3 Типичные ошибки в формировании учетной политики

В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г №60н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для - внутренней бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая раскрывает:

Сведения, относящиеся к учетной политике организации;

Избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

Дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли оно формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией

Цель аудита учетной политики - составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

Имущественной обособленности организации;

Последовательности применения учетной политики;

Временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При проведении проверки необходимо установить:

Наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

Соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

Последовательность применения учетной политики;

Наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

Полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

Соблюдение учетной политики.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядка принятия учетной политики:

1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

2) утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98).

3). издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).

Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

1) Организационно-технические:

- правила и график документооборота;

- внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);

- система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

- положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

- порядок проведения инвентаризаций.

2) Методологические:

- способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

- порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

- способы распределения косвенных расходов;

- оценка незавершённого производства.

3) Налоговые:

- порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж и т.п.);

- порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).

Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

- вариантность, которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности;

- описание, которых отсутствует в нормативных актах;

Вариантность, которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

- особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

На требование последовательного применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияние на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности отчетности и соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, т.е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.

Например, согласно п.25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 №25н, в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по организации учета материально-производственных запасов:

- методы оценки материально-производственных запасов по их видам;

- последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-производственных запасов;

- стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

Разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели;

-способы перенесения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В случае установления лимита отнесения к основным средствам, отличного от рекомендованного, организация должна раскрыть это в учетной политике. Чем больше будет объем средств, относящихся к МПЗ, тем выше будет сумма расходов отчетного периода, и меньше прибыль, а, соответственно, меньше величина уплачиваемого налога.

В соответствии с требованиями п.27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации (приказ Минфина России от 06.07.99 №43н), п.18,19 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.99 №32н), п.21,22 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.99 №33н) в бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация о формировании доходов и расходов:

- выручка по видам деятельности (структура доходов);

- выручка, полученная по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами;

- операционные доходы и расходы (по их видам);

- внереализационные доходы и расходы (по их видам);

- чрезвычайные доходы и расходы;

- расходы по обычным видам деятельности (по элементам и статьям затрат)

Аудитору необходимо установить, насколько полно и достоверно раскрыты вышеназванные вопросы, а также чем мотивировалось решение о признании доходов, обусловленных предметом деятельности, классифицированных как выручка или операционные доходы. При этом аудитор принимает во внимание факторы (существенность, регулярность и т.п.), которые были приняты организацией при решении вопроса о «предмете деятельности» при принятии учетной политики.

2. Оценка ведения бухгалтерского учета и системы внутреннег о контроля в организации

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

В соответствии с правилом (стандартом) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», устанавливающим единые требования к пониманию аудиторской деятельности аудируемого лица, при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен обладать соответствующими знаниями или получить знания о деятельности аудируемого лица в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение. Знания, необходимые аудитору для выполнения аудиторского задания, охватывают познания в экономике в целом и сфере деятельности аудируемого лица, а также более конкретные сведения о том, каким образом аудируемое лицо ведет деятельность.

Фирменное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Авиценна». Сокращенное наименование общества: ООО «Авиценна». Местонахождения общества (почтовый адрес): Российская Федерация, Краснодарский край, 353290 г. Горячий Ключ, Дом быта ул. Ленина, 37.

Основное направление деятельности компании - реализация медикаментов, расширение рынка товаров и услуг.

Высшим органом управления общества является собрание участников общества. Исполнительным органом является - Генеральный директор, который занимается решением всех вопросов деятельности общества, кроме тех, решением которых Уставом отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников.

Целью общества является извлечение прибыли, а также не только повышение эффективности, рентабельности реализации продукции (оказание услуг) и получение сиюминутной выгоды, но и работу на перспективу.

Общество с ограниченной ответственностью «Авиценна», именуемое в дальнейшем «Общество», создается и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

«Общество» создается путем реорганизации ООО «Доктор» в форме выделения.

Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего устава и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности Общества не ограничен.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

“Экстра”- укрепление позиций - 2005: В 2005 году ООО "Авиценна" занимала 12-е место среди 55 крупнейших фирм в г Горячем Ключе согласно рейтинга, опубликованного агентством “Экстра”.

ПОСТАВЩИКИ

На сегодняшний день ООО "Авиценна" имеет опыт работы с более, чем 50 поставщиками:

· ЗАО «СИА Интернейшинл - Краснодар» г. Краснодар

· ООО «МАКЗИКА»

· ЗАО «РПН Сила»

· ЗАО «Крик - СВТ»

Рассмотрим следующие экономические показатели, характеризующие деятельность организации ООО “Авиценна”:

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности организации:

По данным, приведенным в таблице 1 видно, что за рассматриваемый период происходит увеличение выручки от реализации продукции. В 2004 году по сравнению с 2005 годом выручка возросла на 73,3%, а в 2006 по сравнению с 2005 году на 84,3%. При этом темпы роста в 2006 году по сравнению с 2005 г составило 84,3 %. Такое изменение выручки может произойти за счет увеличения реализации продукции. Описание изменения выручки от реализации является положительным моментом, но более благоприятным для организации было бы если ее рост происходил за счет увеличения объема реализации продукции.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом себестоимость реализованной продукции увеличилась на 79,1% , а в 2006 году по сравнению с 2005 году на 77,2%. Наблюдается, что темпы роста себестоимости за период 2005г.-2006г., а так же за 2005г.-2006г. немного превышают темпы роста выручки за аналогичные периоды, то препятствует значительному увеличению прибыли.

За рассматриваемый период прибыль возросла с 45,9 тыс.руб. в 2004г до 65 тыс. руб. в 2006 г при этом темпы роста составили 91,7%, т. е возросли в 2 раза. Такое увеличение прибыли является положительным моментом.

2.2 Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данной организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Главный бухгалтер или лицо, исполняющее его функции, несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Рассмотрим основные функции главного бухгалтера в данной организации:

Бухгалтер ведет наблюдение за событиями, изучает их сущность и

определяет их как экономические явления, отражает взаимосвязь процессов и операций;

Экономические процессы подлежат учету, классификации по группам и обобщаются в системе счета, путем их регистрации;

Бухгалтер составляет финансовую отчетность, готовит специальные обзоры.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер в организации обеспечивает выполнение разработанной учетной политики, предусматривает необходимость соблюдения принципа полноты, своевременности и реальности отражения хозяйственных операций на счетах и их обобщении в отчетности. Первичные же учетные документы, для которых не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности, разрабатываются главным бухгалтером или под его контролем и утверждаются руководителем организации.

Главный бухгалтер определяет порядок проведения инвентаризации, принимает прямое участие в его проведении, в оценке результатов. Он устанавливает методы оценки всех видов имущества.

Главным бухгалтером разрабатывается правила документооборота, технология обработки учетной информации, ее хранение и списание.

Рассмотрим основные обязанности главного бухгалтера ООО “Авиценна”:

Организация бухгалтерского учета по установленным правилам в соответствии с действующими нормативами предприятия;

Полный учет поступающих денежных средств и материальных ценностей, своевременное их отражение в регистрах бухгалтерского учета;

Соответствие достоверной бухгалтерской отчетности и представление ее в установленные сроки пользователем;

Обеспечение сохранности бухгалтерских документов предприятия, оформление и передача их в установленном порядке в архив;

Организация контроля за правильным оформлением приема и расходования денежных средств, материальных ценностей, своевременных платежей по обязательствам, пресечением незаконных действий должностных лиц;

Формирование рациональной финансовой политики предприятия;

Внутрифирменный контроль, выявление внутрихозяйственных резервов и планирование по их использованию.

Законом о бухгалтерской учете предусмотрено, что в случае разногласий между руководителем предприятия и главный бухгалтером, по осуществлению отдельных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя предприятия, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и находящихся в подчинении бухгалтера который обеспечивает совместно с главным бухгалтером правильную постановку бухгалтерского учета и финансовой деятельности,достоверность и оперативность учета отчетности, контроль за сохранностью имущества фирмы, рациональное использование финансовых, денежных и материальных средств. В случае отсутствия глав. бух., он выполняет его обязанности. Обязанности и права определены в должностных инструкциях, а также при приеме на работу, в приказе.

Руководствуясь централизованно установленным счетным планом, предприятие разработало свой собственный рабочий план счетов. При этом из всей совокупности синтетических счетов выбраны те, которые действительно необходимы на данном предприятии для отражения коммерческой и финансово - хозяйственной деятельности и формирования полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. Выбор производят исходя из состава имеющегося в организации имущества, видов и особенностей совершаемых сделок, характера деятельности. Субсчета, предусмотренные в плане счетов, могут объединяться, исключаться.

Построение рабочего плана счетов предприятия предполагает выделение и расположение счетов в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения, понимания и объяснения всего многообразия наблюдаемых явлений хозяйственной жизни. От того, насколько обоснованно построен план счетов, зависит адекватность картины хозяйственной деятельности, формирующейся в бухгалтерском учете, самой этой деятельности. Кроме того, системность рабочего плана счетов имеет существенное значение для рациональной организации и трудоемкости ведения бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов на предприятии ООО “Авиценна” соответствует основным принципам построения плана счетов, а именно:

Единство критериев выделения счетов;

Однородность и разграниченность счетов;

Равнообъемность счетов одного порядка;

Наличие резервных позиций.

Принцип единства критериев выделения счетов (или принцип одного основания) заключается в том, что при конструировании рабочего счетного плана признаки введения в него счетов должны сохранять одно и то же содержание на всех уровнях информационной структуры бухгалтерского учета и не могут подменяться другими признаками. Тем самым обеспечивается неизменность, выдержанность, однозначность плана счетов, разрешается возможность выявить содержание каждого счета и его отличие от других счетов. При смешении признаков возникает внутренние корреспонденции, затрудняются понимание и использование оборотов и сальдо по счетам.

Согласно принципу однородности и разграниченность счетов включаемые в счетный план позиции должны отражать качественно однородные, строго определенные объекты учета. Один синтетический или аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных фактах хозяйственной деятельности либо выполнять несходные функции. Реализация этого принципа предполагает соблюдение в отношении каждого счета единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности отношения его к балансу. Однородность и разграниченность счетов, составляющих план счетов, определяется согласно их научно обоснованной классификации.

Принцип равномерности счетов одного порядка заключается в том, что в плане счетов учетные позиции одного порядка должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и значительно упорядочить их корреспонденцию. Смешение разных уровней учета лишает план счетов последовательности и четкости.

Наличие в плане счетов резервных позиций обеспечивает возможность дополнения его новыми признаками группировки информации, т.е. его адаптируемость к изменениям в хозяйственной жизни и методике бухгалтерского учета.

В организации аудит проводится аудиторской фирмой «Киров». Наименование: Закрытое акционерное общество Аудиторская фирма «Киров».

Место нахождения: 350 000 г.Горячий Ключ, ул. Ленина 165.

Государственная регистрация: Свидетельство о государственной регистрации аудиторской фирмы «Киров» №6568 серия В Постановление администрации Горячеключевского района г. Горячий Ключ №6568 от 20.05.97 г.

Лицензия: Лицензия №000525 выдана ЦАЛАК Минфин РФ 24.12.03г., срок действия лицензии до 27.12.08г.

Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета (с применением компьютерной техники).

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учёта.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчёты бухгалтерии.

Бухгалтерский учёт осуществляется бухгалтерской службой согласно п.2 ст.6 Закона № 129-ФЗ.

Для своевременного получения финансового результата работы предприятия устанавливается дата сдачи материальных отчетов, табелей рабочего времени, ведомостей на начисление заработной платы не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

Авансовые отчеты по командировочным расходам предоставляются в бухгалтерию не позднее 3 дней после возвращения из командировки.

Прибыль организации используется без предварительного распределения и учёта на балансовом счёте 99 "Прибыли и убытки".

Правила документооборота на предприятии регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Эти правила увязаны с формами бухгалтерского и управленческого учета на предприятии.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем, один ее экземпляр представляется в налоговую инспекцию. Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации; в остальных случаях - в начале финансового года.

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем.

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п.

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета.

Среди них - графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

Учетная политика на предприятии составлена в соответствии с действующим законодательством, с учетом особенности деятельности предприятия ООО “Авиценна”.

Таблица 2 - Тест для оценки надежности системы бухгалтерского учета организации

Оценка учётной системы

Комментарии

1 Разработан и утвержден приказ по учётной политике организации

2 Разработана и утверждена организационная структура бухгалтерской службы

3 Имеются должностные инструкции с распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службы

4 Разработан рабочий план счетов бухгалтерский учёта

5 Разработан единый график документооборота

Оценка учётной системы

Комментарии

6 Осуществляется контроль за выполнением графика документооборота

7 Применяемая форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.)

журнально-ордерная

8 Применение в учёте и управление компьютерных программ

9 Наличие положения о порядке проведения в организации инвентаризации

10 Соответствие бухгалтерских проводок действующей методологии

11 Имеется перечень налогов, уплаченных организацией

12 Факты проведения налоговых проверок в течении отчётного периода и их результаты

Проводились налоговые проверки с выведением результатов

13 Утверждение метода формирования налогооблагаемых баз

Бухгалтерский учёт ведётся в организации согласно нормативным актам и разработанной учётной политике. Таким образом, опираясь на профессиональное суждение, можно считать неотъемлемый риск на ООО “Авиценна” низким. Далее при разработке общего плана и программы аудита следует соотнести проведенную оценку неотъемлемого риска с существенными остатками по счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности.

2.3 Оценка системы внутреннего контроля в организации

В соответствии с правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. В данном разделе подробнее остановимся на оценке риска средств контроля.

Риск средств контроля означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и исключают контрольную среду.

Анализ системы внутреннего контроля очень важен для аудитора, т.к., чем эффективнее эта система, тем меньше его риск при проведении проверки. Это объясняется тем, что управление организацией связано с осуществлением непрерывного контроля, охватывающего все стороны его деятельности. Это и выписка документов, и их визирование ответственными работниками администрации, и взаимосверки, и другие многочисленные процедуры, формирующие систему внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля, созданная руководством организации, может быть эффективной или неэффективной в зависимости от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от возможных рисков. Проведём оценку информации, необходимой для разработки стратегии проверки. При организации внутрипроизводственного контроля следует иметь в виду, что никакая система, сколь бы идеальной она ни была, не сможет абсолютно надежно защитить предприятие от посягательств на его активы, от искажения учетной и отчетной информации. Системы внутрипроизводственного контроля создают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления и гарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление и способствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением, службой и исполнителем.

При этом необходимо исходить из следующего: любая система контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приносит выгоду предприятию. Сложность контроля и затраты на его осуществление должны компенсироваться.

аудиторский риск бухгалтерский отчет

3. Оценка системы внутреннего контроля ООО «Авиценна»

Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:

Все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

Все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

По результатам проведенного теста надежность системы внутреннего контроля оценивается как высокая и совпадает с первоначальной оценкой полученной ранее.

Оценка учётной системы свидетельствует о том, что действующая система учёта обеспечивает выполнение одного из основных требований к ведению бухгалтерский учёта - отражение в учёте всей финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска

В соответствии с требованиями правила (стандарта) № 4 аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

Существенность - это вероятность того, что применяемые и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д., процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчётности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие решения ее пользователями.

При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной. Представим в таблице порядок расчёта уровня существенности.

Применительно к ООО “Авиценна” можно рассчитать существенность двумя способами.

Таблица 3 - Расчет уровня существенности дедуктивным способом

Наименование базового показателя

Значение базового показателя, тыс. руб.

Доля базового показателя, %

Расчетное значение базов, показателя для нахождения существенности

1 Объем реализации

2 Себестоимость реализованной продукции

3 Валовая прибыль

4 Валюта баланса

5 Внеоборотные активы

6 Чистая прибыль

Среднее значение

На основании расчета, проведенного в таблице 4, определим отклонения каждого показателя от среднего для выявления двух ключевых показателей с наибольшими отклонениями от среднего значения. Данные показатели не должны принимать участие в дальнейших расчетах.

(20.58-15.6)/15.6*100%= 31.9%

(5.11-15.6)/ 15.6*100%= -67.2%

(8.61-15.6)/ 15.6*100%= -44.8%

(45.6-15.6)/ 15.6*100%= 192.3%

(8.52-15.6)/ 15.6*100%= -45.4%

(5-15.6)/ 15.6*100%= -67.9%

Из приведенных расчетов видно, что в сторону увеличения отклонилась себестоимость (192.3%), а в сторону уменьшения - валовая прибыль (-67.9%). Данные показатели необходимо исключить из расчета, рассчитать новую среднюю величину, которая будет являться уровнем существенности для всей отчетности ООО «Авиценна».

Новая средняя будет равна 1140,1тыс. руб. Следовательно, уровень существенности для всей отчетности составляет 1140,1 тыс. руб. Далее полученное значение необходимо распределить между остатками по счетам бухгалтерского учета. Данное распределение представлено в таблице 4

Таблица 4 - Уровень существенности для каждой статьи отчетности

Статья отчетности

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Уровень существенности, тыс. руб.

Нематериальные активы

Незавершенное строительство

Готовая продукция и товары для перепродажи

Валюта баланса

Уставный капитал

Нераспределенная прибыль

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность:

Поставщики и подрядчики

Валюта баланса

Другим элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска.

Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет.

Далее необходимо определить аудиторский риск, под которым понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Для определения аудиторского риска необходимо найти произведение неотъемлемого риска, риска средств контроля, а также риска необнаружения. Таким образом, приемлемый аудиторский риск равен 4,5 % (0,7*0,5*0,1).

3.3 Общий план и программа аудита

В соответствии со стандартом № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Содержание общего плана аудита можно оформить в виде таблицы 5.

Общий план аудита ООО «Авиценна»

Проверяемая организация ООО «Авиценна»

Период проведения 1.06 .-30.09.2007

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы Карпенко А.И.

Состав аудиторской группы Лисицына А.М, Петренко Т.А

Планируемый аудиторский риск 4,5 %

Планируемый уровень существенности 1140,1 тыс. руб.

Таблица 6 - Общий план аудита ООО «Авиценна»

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

Аудит учредительных и других общих документов предприятия (устав, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);

Лисицына А.М

Учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета; в целях налогообложения);

Лисицына А.М

Аудит основных средств

Петренко Т.А

Аудит нематериальных активов

Петренко Т.А

Аудит производственных запасов

Петренко Т.А

Аудит расчетов на оплату труда

Лисицына А.М

Аудит затрат на производство

Петренко Т.А

Аудит готовой продукции, товаров и реализации

Петренко Т.А

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

Аудит денежных средств

Лисицына А.М

Аудит дебиторов

Лисицына А.М

Аудит финансовых вложений

Лисицына А.М

Аудит поставщиков

Петренко Т.А

Аудит расчетов с соцстрахом

Лисицына А.М

Аудит расчетов с бюджетом

Лисицына А.М

Аудит авансов полученных

Петренко Т.А

Аудит счета прибылей и убытков

Петренко Т.А

Оценка финансового состояния

Лисицына А.М

Подготовка аудиторского отчета

Петренко Т.А

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени: (подпись)

Руководитель аудиторской группы: (подпись)

После составления общего плана в соответствии с правилом стандартом

№ 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на соответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Подобные документы

    Понятия, цель, задачи и источники информации аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами. Оценка системы внутреннего контроля. Расчет уровня существенности. План и программа аудиторской проверки. Результаты аудиторских процедур по существу.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Организация учета и аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО "Крым". Расчет уровня существенности и аудиторского риска. Письменная отчет аудитора руководству по результатам проверки.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии ОАО "Синтез". Планирование аудиторской проверки. Расчет уровня существенности. Определение аудиторского риска.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на ЗАО "Курскмашпром". Установление уровня существенности, оценка аудиторского риска и выбор аудиторского подхода к планированию. Аудиторские доказательства и их влияние на качество планирования.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2010

    Сущность и значение аудиторской деятельности. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на филиале "Кооппродукты". Расчет уровня существенности и аудиторского риска. Методика аудиторской проверки товарных операций и ее завершение.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Сущность, цели, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, их нормативное правовое регулирование. Оценка системы бухгалтерского учета системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Нормативное регулирование, информационная база, роль, значение, цель и задачи аудита расчетов по претензиям. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ООО "Акрос", расчет риска. Методика аудиторской проверки и ее завершение.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Особенности планирования аудита производственных запасов: оценка системы внутреннего контроля; оценка аудиторского риска и уровня существенности. Оформление результатов аудиторской проверки. Письменный отчет руководству аудируемого лица, заключение.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2010

    Главные принципы, положенные в основу осуществляемой аудитором системы внутреннего контроля аудируемого объекта. Приемы и методы оценки. Текущие средства внутреннего контроля. Оценка контрольного риска, тестирование средств контроля.

    статья , добавлен 25.04.2007

    Анализ политики предприятия по организации и ведению учета расчетов с подотчетными лицами. Оценка уровня существенности, внутреннего контроля и аудиторского риска. Планирование и методика проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами.

Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита и заключается в понимании следующих проблем:

    отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

    характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;

    цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения;

    система внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Система внутреннего контроля включает следующие элементы (см. рис. 2):

    контрольная среда;

    процесс оценки рисков аудируемым лицом;

    информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    контрольные действия;

    мониторинг средств контроля.

Контрольная среда предполагает выполнение функций управления и руководства, а также мнение, осведомленность и действия представителей собственника и руководителей относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица. Контрольная среда является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.

Основная ответственность в деле предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок лежит как на представителях собственника, так и на руководстве аудируемого лица. При оценке надежности контрольной среды и определении, функционировала ли она, аудитор получает понимание того, каким образом руководство под надзором представителей собственника смогло создать и поддерживать честность и нормы этического поведения, а также установило надлежащие средства контроля в целях предотвращения и обнаружения недобросовестных действий или ошибок внутри аудируемого лица.

При оценке контрольной среды аудитор рассматривает, каким образом следующие элементы внедрены в деятельность аудируемого лица:

а) доведение до сведения сотрудников принципа честности, других этических ценностей и их поддержание (существенные элементы, оказывающие влияние на эффективность организации средств контроля, управления ими и мониторинга их работоспособности);

б) приверженность профессионализму (мнение руководства об уровне профессиональных знаний, необходимых для выполнения соответствующих видов работ);

в) участие представителей собственника (независимость от руководства, их опыт и статус, масштабы их вовлечения в деятельность и надзор за ней, информация, которую они получают, уровень сложности поднимаемых и обсуждаемых с руководством аудируемого лица вопросов, их взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами);

г) философия и стиль работы руководства (подход руководства к выявлению рисков хозяйственной деятельности и управлению ими, позиция и действия руководства в отношении подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, обработки информации, а также персонала и задач, имеющих отношение к бухгалтерскому учету);

д) организационная структура (система, в рамках которой планируется, осуществляется, контролируется и отслеживается деятельность аудируемого лица для достижения стоящих перед ним целей);

е) распределение ответственности и полномочий (каким образом происходит разделение ответственности и полномочий в ходе осуществления деятельности и каким образом устанавливается иерархия подотчетности сотрудников друг другу);

ж) кадровая политика и практика (набор сотрудников, их адаптация (инструктаж), подготовка, обучение, оценка, консультирование, продвижение по службе и вознаграждение).

Процесс оценки рисков аудируемым лицом – это действия аудируемого лица, направленные на выявление рисков хозяйственной деятельности, имеющих отношение к целям финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также решения аудируемого лица по поводу мер, предпринимаемых в отношении этих рисков и возможных их последствий. Такой процесс описывается как процесс оценки рисков аудируемым лицом и формирует основу для понимания аудитором, каким образом руководство выявляет риски, на которые следует воздействовать.

При оценке организации и применения процесса оценки рисков аудируемым лицом аудитор выясняет, каким образом руководство аудируемого лица:

    выявляет риски хозяйственной деятельности, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    оценивает значимость рисков;

    оценивает вероятность возникновения рисков;

    решает вопрос о способах управления рисками.

Если процесс оценки рисков аудируемым лицом имеет надлежащий характер в рамках существующих обстоятельств, то это помогает аудитору в выявлении рисков существенного искажения информации.

Аудитор направляет руководству аудируемого лица запросы в отношении рисков хозяйственной деятельности, которые руководство выявило, и рассматривает эти риски с точки зрения того, могут ли они привести к существенным искажениям информации. Во время аудита аудитор может выявить риски существенного искажения информации, которые не удалось выявить руководству. В таких случаях аудитор выясняет, не является ли этот риск в основе своей таким риском, который должен был быть выявлен в процессе оценки рисков аудируемым лицом, и если это так, то почему этого не произошло. Если в результате аудитор составит мнение о том, что имеется существенный недостаток в процессе оценки рисков аудируемым лицом, то аудитор обращается к представителям собственника.

Руководитель, являющийся одновременно собственником аудируемого лица, относящегося к субъектам малого предпринимательства, может не располагать формальным механизмом осуществления процесса оценки рисков. В таких случаях аудитор обсуждает с руководством аудируемого лица вопрос о том, каким образом оно выявляет риски хозяйственной деятельности и как на них воздействует.

Информационная система состоит из соответствующих процедур и записей, установленных для инициирования хозяйственных операций аудируемого лица (как в отношении наступления события, так и состояния), их регистрации, обработки и включения их в отчетность, а также для ведения учета соответствующих активов, обязательств и капитала.

Аудитор должен обладать знаниями об информационных системах, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствующей деятельностью, которые охватывают следующее:

а) группы однотипных операций в деятельности аудируемого лица, которые являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) процедуры как для компьютеризированной, так и для ручной системы учета, с помощью которых хозяйственные операции инициируются, регистрируются, обрабатываются и включаются в финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

в) соответствующие бухгалтерские записи на бумажных носителях или в электронном виде, информация и конкретные статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности, касающиеся инициируемых хозяйственных операций, их регистрации, обработки и обобщения;

г) фиксация информационными системами данных о событиях и условиях, которые не входят в состав однотипных операций, но тем не менее могут являться существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности;

д) процесс подготовки и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, включая процедуры и методы, используемые руководством аудируемого лица при расчете важных оценочных значений и в случаях необходимого раскрытия информации.

Контрольные действия аудируемого лица включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, что предприняты необходимые меры в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия аудируемого лица, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Примерами таких конкретных контрольных действий являются:

а) санкционирование (одобрение) руководством аудируемого лица контрольных действий;

б) проверка выполнения контрольных действий;

в) обработка информации, полученной в результате контрольных действий;

г) проверка наличия и состояния объектов аудируемого лица;

д) разделение обязанностей между работниками аудируемого лица в ходе контрольных действий.

Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени. Он включает регулярную оценку организации и функционирования средств контроля и осуществления необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности. Руководство осуществляет мониторинг средств контроля путем осуществления непрерывных мероприятий, отдельных оценок или сочетания того и другого. Непрерывный мониторинг, как правило, является частью обычной деятельности по управлению аудируемым лицом в форме постоянного руководства и надзора.

В своих действиях в области мониторинга средств контроля руководство аудируемого лица может также использовать информацию, полученную извне, в частности жалобы клиентов или предписания, исходящие от контролирующих органов, указывающие на проблемы или привлекающие внимание к областям, где требуются улучшения.

Большая часть информации, используемая при осуществлении мониторинга, может быть получена из информационных систем аудируемого лица. В случае, если руководство исходит из предположения, что данные, использованные для мониторинга, являются точными, не имея для этого весомых оснований, то руководство может прийти к неправильным выводам в результате такого мониторинга, поскольку в информации могут содержаться ошибки. Аудитору следует установить, что является источником информации для мероприятий по мониторингу и на основании чего руководство считает соответствующую информацию достаточно надежной для таких целей. Если аудитор намерен использовать для целей аудита информацию аудируемого лица, сформированную для мониторингового процесса, в частности отчеты внутреннего аудитора, аудитор выясняет, является ли информация надежной и достаточно детализированной для использования в ходе аудита.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия через обеспечение неукоснительного выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет в ООО «Технологии» осуществляется бухгалтерией, являющейся ее структурным подразделением и возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерская служба состоит из главного бухгалтера и 2 бухгалтеров, отвечающих за определенные участки учета.

Бухгалтерия предприятия, руководствуясь нормативными документами, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, занимается сбором и обработкой первичных документов, осуществляет ведение налогового учета, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки финансовой отчетности, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия совместно с другими подразделениями и службами по данным бухгалтерского учета в целях выявления и мобилизации внутренних резервов. Так же на бухгалтерскую службу возложены обязанности отдела кадров.

Бухгалтерия находится в отдельном кабинете, где оборудованы специальные рабочие места. Работники бухгалтерии имеют специальное экономическое образование, хотя стаж работы не большой от двух до четырех лет. Главный бухгалтер, является членом института профессиональных бухгалтеров и имеет профессиональный бухгалтерский аттестат. Стаж работы главного бухгалтера в данной должности составляет 7 лет. Ежегодно главный бухгалтер, проходит, курсы повышения квалификации в объеме 40 часов и получает сертификат.

У каждого сотрудника бухгалтерии имеются должностные инструкции, в которых прописаны их обязанности, ответственность и т.п. Так согласно должностной инструкции главного бухгалтера, он несет ответственность перед генеральным директором за достоверность, и правильность учета, финансовой и налоговой отчетности. Остальные работники бухгалтерии отвечают за достоверность учета, правильность оформления документов, отражением проводок по счетам и т.д. перед главным бухгалтером.

Бухгалтерский и налоговый учет на предприятие ведется с применение ЭВМ в программе 1С Предприятие 7.7. сетевая версия, модифицированной для предприятия, что позволяет работать с одной базой всем сотрудникам бухгалтерии, а не разбивать учет по участкам и потом собирать данные, для составления баланса. Так же бухгалтерия использует внутренние программы фирмы, данные из которых конвертируются в 1С, например складские работники разносят поступление товара по накладным, а бухгалтерия переносит их в 1С, проверяет правильность заполнения, отражения количества, цен и пр., что значительно сокращает трудозатраты.

Для работы с банками стоят специальные банковские программы: клиент-банк, Интернет-банк, что позволяет очень быстро производить оплату поставщикам, бюджету, значительно экономит время бухгалтера, и гарантирует своевременность ежедневных выписок банка, так как за ними не нужно ехать, а все документы можно распечатать непосредственно с рабочего места бухгалтера.

Для оперативной передачи налоговой и бухгалтерской отчетности по коммуникативным каналам связи предприятие использует программу «Контур-Экстерн» - интернет отчетность.

Обязанности работников бухгалтерии распределяется по соответствующим участкам учета:

1) Учет товарно-метериальных ценностей.

Учет товаров. На данном участке работы, бухгалтер отражает операции: поступление товаров в магазин и на склад; движение внутри предприятия; реализация товаров оптовым покупателям; запись в книге продаж на основании счетов-фактур выданных покупателям; запись в книге покупок счет-фактур, ранее отраженных в книге - продаж по полученным авансам от покупателей. По мере возникновения учитывает транспортные расходы, по доставке товара до склада или в магазин.

Данный участок не содержит сложных моментов учета, но является очень трудоемким, так как номенклатурный перечень достигает сорока тысяч позиций, и большое количество контрагентов.

Учет материальных ценностей. Бухгалтер отражает поступление и списание материалов, которыми являются в основном канцелярские и хозяйственные принадлежности, как правило, материалы списываются в день получения. Так как предприятие имеет арендованное транспортное средство, то здесь же ведется учет ГСМ.

Бухгалтер, ведущий данный участок, является материально ответственным лицом за материальный склад. Движение материалов на предприятие не велико, но сложность работы заключается в правильном отнесении их на затратные счета по видам деятельности опт, розница или общие расходы, для чего предусмотрены служебные записки, в которых обосновывается для какого отдела и для каких нужд выдаются материалы.

На данном участке работы бухгалтер ведет учет полученных счетов-фактур от поставщиков товаров и материалов, и отражает их в книге - покупок.

2) Учет движение денежных средств, учет расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств.

Учет движения денежных средств. На данном участке работы бухгалтер отражает движение денежных средств по банку - это поступления от покупателей, оплата поставщикам, уплата налогов и прочие. Бухгалтер данного участка является кассиром, ведет кассовую книгу, выписывает приходные и расходные кассовые ордера, следит за правильностью работы операционной кассы, за лимитом остатка наличных денежных средств, утвержденных обслуживающим банком. При отражении получения денежных средств из операционной кассы бухгалтер одновременно отражает операции от реализации в розничном магазине - накладную розничных продаж. При отражении операции по поступлению денежных средств от оптовых покупателей бухгалтер заполняет книгу продаж и счет-фактуры на полученные от покупателей авансы. Участок является довольно трудоемким, а сложности вызывает правильное отражение на соответствующих счетах полученных денежных средств от покупателей аванс либо оплата за уже отгруженный товар, так как аналитический учет ведется не только по договорам, но и отдельно по каждому счету.

Учет расчетов с подотчетными лицами. Бухгалтер отражает в учете на основании авансовых отчетов, движение денежных средств и их использование подотчетным лицом, следит за соблюдением своевременного возврата неиспользованных денежных средств, за расходом выданных в подотчет денег на определенные нужды. Подотчетных лиц на предприятие не много, поэтому движение на данном участке не большое. Трудности вызывает правильное отражение расходов по соответствующим видам деятельности, правильное отражение сверхлимитных расходов, нормативы по которым установлены законодательно.

Учет основных средств. На данном участке бухгалтер отражает поступление внеоборотных активов, ввод их в эксплуатацию, начисление амортизации, списание и выбытие основных средств. На предприятие не большое количество основных средств, амортизация начисляется автоматически линейным способом по всем объектам, а учет основных средств в налоговом учете максимально приближен к бухгалтерскому.

3) Главный бухгалтер занимается: учетом заработной платы, ведением и составлением кадровых документов, учетом и отражением прочих расходов предприятия, учетом финансовых вложений, распределением общих относящимся к обоим видам деятельности затрат, закрытием необходимых бухгалтерских счетов в конце отчетных периодов, проверкой правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, сводом всех показателей, начислением налогов и заполнением налоговых деклараций, составлением и сдачей квартальных и годовых отчетов.

Сложности при отражении в учете начисления заработной платы связаны, прежде всего, с правильным распределением между видами деятельности заработной платы АУП, склада, бухгалтерии, хозяйственного отдела, а так же с используемыми на предприятие системами оплаты труда, начислением различных премий предусмотренных положением о премировании. Трудности вызывает и распределение НДС по счетам - фактурам, которые относятся к обоим видам деятельности и отражением их в книге покупок. Распределение расходов на продажу по видам деятельности, производится автоматически программой.

Все формы отчетных документов: анализы счетов, журналы-ордера по счетам, аналитические журналы, ведутся в электроном виде, основные из них распечатываются в конце месяца и подшиваются, другие распечатываются при необходимости. Большинство первичных документов оформляется так же с применением программы, по унифицированным формам.

Помимо унифицированных форм, имеются разработанные формы: смета представительских расходов, программа деловой встречи с представителями, служебная записка, и различные бухгалтерские справки о распределении заработной платы, НДС между оптовой и розничной продажей.

Налоговый учет ведется бухгалтерией так же в программе 1С. Формирование данных налогового учета производиться на основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов, с применением специальных вспомогательных счетов, и отражением в журналах налогового учета, предусмотренных компьютерной программой. Отражение налогового учета ведется в регистрах налогового учета, разработанных на основании статьи 313 Налогового Кодекса РФ, при существенных отличиях от бухгалтерского учета

Учетную политику на предприятие составляет главный бухгалтер и оформляет ее приказом об учетной политике ежегодно. Основные методологические принципы бухгалтерского и налогового учета ООО ««Технологии»», предусмотренные в учетной политике.

Установлен план счетов, разработанный на основании типового плана счетов. Установлены правила документооборота, согласно утвержденного «графика документооборота по предприятию, в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых всеми подразделениями и исполнителями предприятия, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ». Утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Аналитический учет основных средств и нематериальных активов ведется в инвентарных карточках, а товарно-материальных ценностей в машинограммных распечатках.

Активы и обязательства ООО «Технологии» оценивает по фактической стоимости отраженной на счетах бухгалтерского учета предприятия.

Учет основных средств ведется согласно ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н. Амортизация начисляется линейным способом для всех групп основных средств, согласно срока полезного использования, соответствующих амортизационных групп, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Основные средства стоимостью до десяти тысяч рублей в бухгалтерском и налоговом учете списываются на затраты сразу при вводе в эксплуатацию. Основные средства относящиеся к розничной торговле в налоговом учете не отражаются. Распределение амортизационных расходов, начисленных по основным средствам используемым в обоих видах деятельности и в бухгалтерском и в налоговом учете распределяется пропорционально выручке полученной от оптовой и розничной видов деятельности. Основные средства стоимостью до 10000 рублей после ввода в эксплуатацию числятся на забалансовом счете МЦ. Объекты основных средств, приобретенные до 01.01.2002 г. учитываются в налоговом учете по остаточной стоимости.

Учет материально производственных запасов ведется согласно ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина от 09.06.2001 г. № 44н и п.2 ст. 254 НК РФ. Отражаются материально производственные запасы в учете по фактической себестоимости, включая затраты на доставку и хранение а списываются по средней себестоимости по всем видам материально производственных запасов.

Учет товаров ведется согласно ПБУ 5/01. Учитываются товары по покупным ценам. Затраты связанные с покупкой товаров (заготовка и доставка товаров), согласно Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н, включаются в бухгалтерском учете в стоимость этих товаров, при невозможности определить к каким именно товарам относятся транспортные расходы, они включаются в издержки обращения. Для целей налогового учета товары учитываются по фактической себестоимости согласно п2. ст. 254 НК и ст. 320 НК РФ. Транспортные расходы учитываются отдельно и распределяются в конце месяца пропорционально остаткам товаров на складе, относятся к прямым расходам по торговле. Списание товаров в бухгалтерском и налоговом учете производиться по средней себестоимости.

Учет доходов и расходов ведется согласно ПБУ 9/99, 10/99. Все затраты ООО «Технологии» учитываются на соответствующих счетах, отдельно по видам расходов и видам деятельности.

В бухгалтерском и налоговом учете отражаются расходы и доходы будущих периодов, отражение и списание которых производится равномерно в течение периода, к которому они относятся.

Выручка от реализации определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказание услуг) и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов.

Учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль осуществляется, методом начисления, согласно 25 главе Налогового Кодекса РФ.

Расходы относящиеся к обоим видам деятельности распределяются пропорционально доходам от этих видов деятельности.

Расчет и начисление налога производится ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли с уплатой в течение квартала ежемесячных авансовых платежей.

Бухгалтерия сама подшивает все первичные и отчетные документы, по участкам учета. Хранятся все подшитые документы в специальных шкафах в бухгалтерии, в течение срока указанного законодательством (не менее пяти лет).

Внутренний контроль на предприятие проводится главным бухгалтером.

ООО «Технологии» до 2006 года не подлежало обязательному аудиту, аудиторские проверки не проводились.

Внешний контроль предприятия осуществлялся только банком и налоговой инспекцией.

Раз в два года обслуживающий предприятие Омский филиал Сберегательного банка России проводит проверку соблюдения кассовой дисциплины. Последняя проверка проводилась за период ноябрь, декабрь 2006 года, январь 2007 г.

Налоговыми органами практически ежемесячно проводятся встречные проверки покупателей ООО «Технологии». Так за 2006 год у организации были истребованы документы на встречные проверки по налогу на прибыль и НДС по 23 контрагентам и охватывали период 2004-2006 годов. Выездная налоговая проверка по НДС проводилась на предприятие в 2002 году и за 2000-2001 год. Так же налоговыми органами довольно часто проводятся камеральные проверки НДС с истребованием копий подтверждающих документов.




Top