О чём заставляет задуматься "Белый Клык" Джека Лондона? Сочинения по русскому языку и литературе.

В повести Джека Лондона «Белый Клык» повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей. Белый Клык – а именно так и звали волка, был отважным и беспощадным воином, сильным, жестоким и ловким. У него были большие, крепкие и острые клыки, навыки борьбы и выживания. Кроме того, он был намного умнее всех собак.

Белому Клыку не повезло с хозяином. Однажды злой, жестокий и жадный человек по прозвищу Красавчик Смит купил Белого Клыка у Серого Бобра, для того чтобы зарабатывать на боях животных. Он очень плохо относился к своему волку – бил его, злил, чтобы он был ещё более жёстким на ринге. Очень часто Смит оставлял Белого Клыка без еды.

Белый Клык имел свою собственную технику ведения смертельного боя, что помогало ему быстро расправляться с соперниками. Он вгрызался в горло противника, после чего Клыку оставалось только отпрыгнуть в сторону – а его враг падал замертво на ринге.

При этой, казалось бы, излишней жестокости Белого Клыка, он вызывает у нас только сочувствие и жалость. Джек Лондон даёт понять, что волк сражался на ринге не по собственному желанию, его заставлял драться злой хозяин – Красавчик Смит. И если Клык не убьёт своего врага, то ему придётся самому погибнуть на ринге.

Однажды на ринг против Белого Клыка поставили бульдога – и главный герой повести не смог его одолеть, потому что противник был низким, и вцепиться ему в горло было невозможно. Благодаря вмешательству человека, Белый Клык остался жив. И его спаситель выкупил его (вот она – аналогия волка с рабами) у Красавчика Смита.

1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк)

3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский)

4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин)

5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин)

6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор)

7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)

8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг)

9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский)

10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер)

11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)

Комментируя направления для итогового сочинения, Н.Д. Солженицына отметила, что предложены они "в виде сопоставления двух полярных, или по крайней мере контрастных, понятий".

Такие понятия, считает Наталья Дмитриевна, "задают как бы две точки, между которыми возникает некоторое напряженное пространство, дающее возможность составить огромное число тем. Контраст, противопоставление... как бы расшевеливают, задевают, вовлекают ученика сделать собственный выбор... проявить свою позицию и ее аргументированно защищать".

Размышление на тему ДРУЖБА

Еще хочу сказать пару слов на тему. Я, вот, думала, над словами вебинара, и думаю, что нужно углубить позиции. Вот, я думала, а действительно, почему нет друзей у главных героев нашей литературы? Т.е. писатели очень редко берутся за тему Дружбы. Очень мало есть литературных примеров на эту тему. И я стала думать - почему? В общем-то, если так смотреть, то главные герои нашей классической литературы они все люди мыслящие люди, плюс - они эгоисты. Т.е. это одно из другого вытекает: если у тебя есть свое мнение и ты его отстаиваешь, ты ему верен - то ты уже эгоист (на мой взгляд). И я думала, что у этих героев нет друзей, потому что они эгоисты, они не могут быть с кем-то другим, принять не свою точку зрения. Но потом я задала себе вопрос: почему авторы оставляют своих главных героев без друзей? И какой ответ нашла? Они их оставляют для "себя". Если смотреть исследование вебинара, то слова Дружба (корень: друг, другой, равный, равный себе, относится к человеку как к самому себе). Друг - это не одинаковый тебе человек! Так вот, мне почему-то показалось, что сам писатель Друг своему герою. Пушкин - друг Онегину. Лермонтов - друг Печорину. Даже, я думаю, Шолохов - друг Мелехову. И тут, опять же, надо понимать, что такое Дружба. Дружба, это ни когда ты соглашаешься с мнением человека, Дружба, это когда ты говоришь А, Б, а друг скажет - В, Г и т.д.. И когда ты скажешь К, то друг скажет Л и М. Т.е. Дружба - это взаимодумание двух человек, и от этого они получают огромный кайф. Есть же такая поговорка, что тот Друг не с кем можно поговорить, а с кем можно помолчать. Но в «помолчать» вкладывается именно взаимодумание (на мой взгляд). Этот момент, мне кажется, иллюстрирует дружба Олейникова и Стоянова. Но, если вернуться к литературе, то мне кажется, разве Пушкин не относится к Онегину как к самому себе? А Лермонтов к Печорину? Разве они не отдают им всего самого себя? И разве их герои не отвечают им тем же? Они живут! Герои не дают читателям забыть своих Друзей-авторов. И я думаю, что Без Онегина мы бы не знали Пушкина, а Лермонтова без Печорина. Ну, кто знал бы Пушкина, как частное лицо ни будь Онегина? А Онегин, наверное, после того как вышел из-под пера Пушкина, стал неким самостоятельным лицом и уже относился к Пушкину, как к самому себе: где Онегин, там и Пушкин. Тоже самое и у Лермонтова с Печориным. И если я могу согласится с тем, что в каком-то смысле Онегин собирательный образ, то для меня Печорин - это отражение Лермонтова. Я не говорю, что Печорин - брат-близнец Лермонтова. Нет. Но Печорин - это отражение Лермонтов. И это отражение может быть преломлённым, искаженным, но оно есть. И Лермонтов относится к Печорину так, как к самому себе. Т.е. Лермонтов любит Печорина, как самого себя, а Печорин Лермонтова. К кому обращены все монологи Печорина? Не к Лермонтову?...
Братство и братание у нас тесно связаны в сознании с понятием дружба. но это глубоко советское представление. там совсем другие корни, о которых с детьми говорить еще рано. я хотела показать, что братание не есть дружба, потому что там возникают другие отношения и возможно предательство.

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.



Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

Слов

О чести

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Примерный список и все самое полезное смотрите ниже.

Разум и чувство

И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

И.А. Бунин «Чистый понедельник»,

А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»

Список примерных тем:

1. Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк). 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский). 4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин). 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор). 7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь). 8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг). 9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский). 10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой).Читатьдалее:

Сочинение по направлению "Разум и чувство" Примеры сочинений Анализ сочинения, проверка по критериям. 22 сентября 2016 Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года… "Разум и чувство" "Разум и чувства" Направление "Разум и чувства" Материалы к сочинению по направлению "Разум и… Презентация по направлению "Честь и бесчестие"

Честь и бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

Джек Лондон «Белый клык»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»,

В.В. Быков «Сотников»

Готовимся ко второму направлению. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности. Скачать

Примерный список тем

1. Жизнь – отечеству. Честь – никому.

2. Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица).

3. Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека.

4. Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь.

5. «Если главное в жизни – не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать» (Джордж Оруэлл)

6. «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг)

7. «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

8. «Моя честь - это моя жизнь; обе ра­стут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец» (Шекспир).

9. «Честь нельзя отнять, ее можно по­терять» (А.П.Чехов).

10. «На карту ставится жизнь - более того, много более: честь!» (В.Шиллер)

11. «Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может» (Публилий Сир)

12. «…Честь - это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)

13. «Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью» (Феофраст)

14. «Предпочитаю смерть бесчестью» (неизвестный автор)

15. Ты без богатства век протопчешься на месте,

Но хуже, если есть оно - и нету чести! (Пьер де Ронсар)

16. Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. (Пьер Корнель)

17. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль)

18. «Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпаем счастье». (Жорж Луи Леклерк Бюффон)

19. «Страшнее - чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных!» (Роберт Берне)

20. «Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь» (Артур Шопенгауэр)

21. «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего» (Федор Михайлович Достоевский)

22. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова»(Николай Гаврилович Чернышевский)

23. «Честь - это поэзия долга» (Альфред Виктор де Виньи)

24. «Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни» (Николай Чернышевский)

25. «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье» (Блез Паскаль)

26. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернанд Мандевиль)

27. «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего» (Вадим Панов).

28. «Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек, не умеющий держать слово, ничем не лучше дикого зверя...» (Центурион)

Победа и поражение

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

Б.Л. Васильев «В списках не значился»,

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

Подготовка к третьему направлению. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Скачать

Опыти ошибки Вебинар

Джек Лондон «Мартин Иден»,

А.П. Чехов «Ионыч»,

М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

Генри Марш «Не навреди»

Дружба и вражда

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

Э.М. Ремарк «Три товарища»,

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

В.А. Каверин «Два капитана»

Видео 1) Разум и чувства

2) Честь и бесчестие

3) Победа и поражение, № 2

4) Опыт и ошибки

5) Дружба и вражда

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство» ,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:

1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».


Аргумент к теме "Честь и бесчестье"

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "честь и бесчестье" можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова "Судьба человека", А. С. Пушкина "Капитанская дочка", А. А. Лиханова "Чистые камушки".


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Что значит идти дорогой чести?"
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос - Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия"». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:




Top