Обзор произведения последний поклон в астафьева. В.П

«Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство - заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

      «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм - неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C....

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою...

    • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом...» анализ произведения

      В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний...

    • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости...» анализ произведения

      Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти...» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой - Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть...

    • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения

      Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под...

    • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения

      Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время...

Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

Педагогический стаж: 32 года
ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

Класс: 9-ый

Количество часов: 2 часа
ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

  2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

ХОД УРОКА

1-ый час
ВВЕДЕНИЕ

I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

Когда-то о своём внуке дед скажет:

“Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

II. Биография писателя (сообщение ученика).

Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по повести “Последний поклон”.


  • От чьего лица идёт повествование?
Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

  • Кто является главным героем повести?

  • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

  • Последний поклон кому?
(Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

  • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
(Тема детства и родины).

Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

1). “Далёкая и близкая сказка”.


  • Расскажите о Васе – поляке.
Включить “Полонез Огинского”.

Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


  • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
(О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

  • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
(Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

  • Как односельчане относились к Васе-поляку?

  • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
(Она о родине.)

  • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

  • Расскажите о бабушке.
(Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

  • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

  • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

  • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
(4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

  • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
(5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
2-ой час

    Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
(Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

  • Мудрые мысли бабушки.

  • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”.

  • Что интересного узнали о жизни крестьян, о народных традициях, обрядах?
а). - Почему детей оберегали от вида крови?

б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

в). Вечерняя дойка коров.

г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

д). Вечерняя молитва бабушки.

8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?

(“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

9). Глава “Бабушкин праздник”.


  • О каком празднике говорится в этой главе?

  • Как проводится этот праздник?
(Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

  • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
(Сообщение ученика).

  • “Последний поклон” – сокровищница народных мыслей. Послушаем их.
(Сообщение учащихся).

  • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
(Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

  • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

ЗАКЛЮЧНИЕ

“Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

(Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.

«Последний поклон»


«Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Содержание

Введение

3-4

Поклон родному миру

1.1.

5-9

1.2.

«Животворящий свет детства»

10-11

Путь совершенствования души

2.1.

12-18

2.2.

На «дне» советского происхождения

19-22

Заключение

23-24

Введение

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – из числа тех писателей, которые еще при жизни вошли в плеяду классиков русской литературы второй половины XX века. Современную литературу уже нельзя представить без его книг «Последний поклон», «Царь-рыба», «Ода русскому огороду», «Пастух и пастушка»… «Могучий он был человек – и духа могучего и таланта. <…> А я многому у Астафьева учился», – говорил В. Распутин в 2004 году на встрече с красноярскими студентами. В 2009 году посмертно В. Астафьеву присуждена литературная премия Александра Солженицына. В своем решении жюри отмечало: премия вручается «писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Главная и самая «заветная» книга В.П. Астафьева «Последний поклон» создавалась писателем в течение 34 лет (1957–1991). Г ероем рассказов становится он сам, Витя Потылицын (Астафьев изменяет свою фамилию на бабушкину). Написанная от первого лица, повесть превращается в честный и беспристрастный рассказ о трудном, голодном, но таком прекрасном деревенском детстве, о нелёгком становлении юной неопытной души, о людях, которые помогали этому становлению, воспитывая в мальчике правдивость, трудолюбие, любовь к родной своей земле. Книга эта действительно поклон в далёкие и памятные годы детства, юности, благодарность самым разным людям, с которыми свела Витю суровая жизнь: сильным и слабым, добрым и злым, весёлым и угрюмым, искренним и равнодушным, честным и жуликоватым…Целая вереница судеб и характеров пройдёт перед глазами читателя, и все они запоминающиеся, яркие, даже если это судьбы несложившиеся, изломанные. « Детское восприятие мира - наивное, непосредственное, доверчивое - придает особый, улыбчивый и трогательный колорит всему повествованию»

В творчестве В.П. Астафьева имеется несколько причин обращения к теме детства. Одна из них - личный опыт. Астафьев вспоминает своё детство и делится этими воспоминаниями с читателями, пытается восстановить то, что когда-то утратил. Другая причина обращения к теме детства – духовная чистота детей, их непорочность. Третья причина: через мир ребёнка пробудить лучшее в людях, заставить задумываться о своих поступках, чтобы потом не жалеть.

Виктор Петрович любил изображать детство, показывал его таким, как видел и чувствовал. Астафьев пытался защитить детей и помочь им выжить в этом жестоком мире. Отношение Астафьева к миру детства разнообразное. В его произведениях детство показано с разных сторон. И все из-за того, что такое было оно у Астафьева. Такое же хорошее и светлое сначала, такое же мрачное и темное потом. Воспоминания не дают В.П. Астафьеву навсегда расстаться с миром своего детства, они возвращают его в счастливое время, когда мальчик Витя был счастлив.

1. Поклон родному миру

1.1. Автобиографическое начало в повести «Последний поклон»

Писатель вспоминал: «Все, как сговорившись, писали и говорили о Сибири так, будто до них тут никого не было, никто не жил. А если жил, то никакого внимания не заслуживал. И у меня возникло не просто чувство протеста, у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, первоначально продиктованное одним лишь стремлением доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо».

История создания «Последнего поклона» отразилась в его художественной структуре. «Последний поклон» начат в 1957 году, как лирические рассказы о детстве: «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1962); «Конь с розовой гривой» и «Далекая и близкая сказка» (1964); «Запах сена» и «Монах в новых штанах» 1967 и др. Повесть в новеллах «Последний поклон» сложилась в 1968 году из лирических рассказов.

Близость «Последнего поклона» к лирической прозе отмечал Э.Бальбуров. Н.Молчанова, напротив, акцентировала «эпическое звучание» «Последнего поклона». Н.Яновский определил жанр автобиографического произведения как «лирический эпос».

В 1970-е годы Астафьев вновь обратился к книге о детстве, тогда были написаны главы «Пир после победы», «Гори-гори ясно», «Сорока», «Приворотное зелье». Писатель показывает гибель традиционного деревенского уклада в 1930-е годы. К 1978 году общее название объединило уже две книги, двухчастная композиция запечатлела две эпохи в развитии народной русской жизни на примере сибирского крестьянства и две стадии становления характера лирического героя, представляющего современный тип личности, вырванной из национальных традиций жизни.

В 1989 году «Последний поклон» делится уже на три книги, что осталось не только не исследовано, но и почти не замечено критиками. В 1992 году появляются последние главы - «Забубённая головушка» и «Вечерние раздумья», но третью книгу отличают не столько появление этих новых рассказов, сколько их место в новой, трёхчастной композиции целого.

Автобиографическая основа «Последнего поклона» связывает его с классической традицией русской литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», трилогия М.А.Горького «Детство», «Отрочество», «Мои университеты», трилогия Н.Г. Гарина-Михайловского и т.п.). «Последний поклон» в таком контексте может быть представлен как автобиографическое повествование. Но эпическое начало (изображение национального бытия, с которым связана судьба автора-персонажа) расширяется в трехчастном тексте благодаря тому, что народное бытие осмысливается уже не только в социальном, но и в историко-философском и экзистенциальном аспектах. Масштабы географического пространства - малая родина (деревня Овсянка), Сибирь, национальный мир - устанавливаются тремя книгами.

В издании 1989 года «Последний поклон» назван «повествованием в рассказах», в последнем собрании сочинений - «повесть в рассказах». Обозначение «повесть» вместо «повествование» указывает на усиление центральной роли автобиографического персонажа. В «Последнем поклоне» остаются два центра повествования: мир народной жизни, представленный «малым миром» сибирской деревни Овсянка, исчезнувшим в потоке исторического времени, и судьба личности, утратившей малый мир, и вынужденной самоопределиться в большом мире социальной и природной жизни. Поэтому автор-повествователь является не только субъектом повествования, но и действующим героем, персонажем.

Судьба автора становится центром повествования, а летопись народной жизни соединяется с повествованием о судьбе героя. Первая книга повествует о детстве мальчика, рано ставшего сиротой. Витю Потылицына воспитывает народный мир. В отрочестве, изображаемом во второй книге, Витя оказывается втянут в социальный «провал» (1930-е годы), сталкивается с миром противоречивых ценностей. Третья книга изображает юность (1940-е годы), взросление и становление защитника негармоничного мира. И, наконец, в последних главах, изображающих 1980-е годы, возникает современный облик автора-персонажа, пытающегося сохранить в памяти национальный мир. Последнюю главу третьей книги - «Вечерние раздумья», наполненную публицистическими авторскими обличениями современной действительности, предваряет эпиграф: «Но хаос, однажды выбранный, хаос застывший, - есть уже система». Астафьев писал об исчезновении дикой природы вокруг села, засилии дачников, вырождении села и селян. «Хаос» - это беззаконие, ставшее законом, системой нарушения нравственных норм. Истоки современного «хаоса» лежат в хаосе 1930-х годов: в коллективизации, в разорении села, в выселении и истреблении крестьян, о которых почти в каждой книге рассказывает автор-повествователь.

В повести соединяются лирический и эпический принципы повествования: повествование о судьбе мира, в котором появился и вырос автор, и повествование о судьбе собственных духовных ценностей, о собственном меняющемся мироотношении. Субъект повествования играет важнейшую, организующую, структурирующую роль. Повествователь - это то же лицо, что и герой (Витя), только в другом времени. Персонаж - главный герой, единственный очевидец - Витя Потылицын или уже взрослый персонаж -Виктор Петрович - в последних главах.

Повествование разворачивается на речевом уровне автора-повествователя (повествование от первого лица - от «я» или «мы» о конкретных событиях прошлого). «И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики...»

В финале главы автор-повествователь возвращается в свое настоящее, то есть в будущее (по отношению к описываемому, рассказываемому событию): «Левонтьевские орлы как ни стерегли гусей – вывелись они. Одних собаки потравили, других сами левонтьевские приели в голодуху. С верховьев птицу больше не приносит - выше села ныне стоит плотина самой могучей, самой передовой, самой показательной, самой...в общем, самой-самой...гидростанции».

«Последний поклон» – светлая и добрая книга, рожденная талантом, памятью и фантазией художника. Не забудем – человека, сравнительно недавно вернувшегося с войны («Страницы детства» пишутся с середины 1950-х). Он, этот человек, еще воспринимает доставшуюся ему жизнь как неожиданный подарок судьбы, чаще чем когда-либо вспоминает о невернувшихся фронтовых друзьях, испытывая перед ними необъяснимое чувство виновности, и радуется жизни как она есть. Лет через двадцать, уже во второй книге «Последнего поклона», Астафьев расскажет о настроении, с которым встречал весну 45-го: «И в сердце моем, да и в моем ли только, подумал я в ту минуту, главной отметиной врубится вера: за чертой победной весны осталось всякое зло, и ждут нас встречи с людьми только добрыми, с делами только славными. Да простится мне и всем моим побратимам эта святая наивность – мы так много истребили зла, что имели право верить: на земле его больше не осталось» (глава «Пир после победы»).

1.2.«Животворящий свет детства»

В творчестве В. Астафьева детство изображается как духовный мир, в который стремятся возвратиться герои его произведений, чтобы прикоснуться душой к первородному ощущению света, радости и чистоты. Образ ребенка, нарисованный писателем, гармонично вписывается в этот многотрудный земной мир.

«Последний поклон» является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 30 – 40-е и исповедью поколения, детство которого прошло на годы «великого перелома», а юность – «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Главный герой– деревенский сирота 1924 года рождения, подросток голодных военных лет, закончивший свое отрочество на фронтах Великой Отечественной войны. Писатель назвал «Последний поклон» самой откровенной своей книгой. «Ни над одной из своих книг, а написано почти за пятьдесят лет творчества, поверьте, немало, я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то, очень давно, я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге на протяжении более чем тридцати лет. Писал новые рассказы о детстве, и «Последний поклон» вышел наконец отдельной книгой, затем в двух, а в последствии и в трех книгах. «Животворящий свет детства» согревал меня.»

Книга детства писалась, однако, В. Астафьевым не для детей. Не специально для детей. Здесь нет привычных, специфических «детских» сюжетов. Нет и успокоительных концовок, где примиряются все противоречия и благополучно завершаются все недоразумения. Речь здесь идет не о ссоре в классе и не о приключениях в туристическом походе, а показана борьба не за жизнь, а на смерть, даже если человеку только двенадцать – четырнадцать лет.

2. Путь совершенствования души

2.1. Семья – основа становления личности

Тема семьи и детства проходит сквозь все творчество замечательного современного писателя Виктора Петровича Астафьева. В повести «Последний поклон» наиболее полно предстает ясный облик детства.

«Последний поклон» стоит в ряду произведений художественно-биографической, или лирико-биографической прозы. Весь строй повествования организован темой становления и формирования автобиографического героя. Два нейтральных образа, переходя из рассказа в рассказ, составляют его структурный стержень - автобиографический герой Витька Потылицын и его бабушка Катерина Петровна. Повесть начинается воспоминанием о первых проблесках детского сознания, начинающего воспринимать мир, и завершается возвращением героя с войны. Таким образом, центральной темой повести является история формирования личности. Эта история раскрывается через внутреннюю жизнь юной взрослеющей души. Автор размышляет о любви, о добре, о духовных связях человека с родиной и землей. «Любить и страдать любовью - есть человеческое назначение», - к такому выводу приходит автор.

Праздничную тональность рассказам, которые вошли в первую книгу «Последнего поклона» (1968), придает то, что это не просто «страницы детства», как назвал их автор, а то, что здесь главный субъект речи и сознания – ребенок, Витька Потылицын. Детское восприятие мира становится основным в повести.

Воспоминания героя, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни. Повествование ведётся от первого лица. Мать Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой, трагически погибла - утонула в Енисее. Отец - гуляка и пьяница, семью бросил. Жизнь мальчика протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков - помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка и игры. Не случайно в первой книге «Последнего поклона» много места занимают описания детских игр, проказ, рыбалок. Здесь и картины совместной работы, когда деревенские тетки помогают бабушке Катерине квасить капусту («Осенние грусти и радости»), и знаменитые бабушкины блины на «музыкальной сковородке» («Стряпухина радость»), и щедрые застолья, где собирается вся «родова», «все целуются друг с другом, и разморенные, добрые, ласковые, дружно поют песни» («Бабушкин праздник»)…

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

В простой жизни с ее детскими радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит идеал человеческого существования на земле.

Главный герой эмоционально очень чуток, до слез восприимчив к красоте. Это особенно проявляется в той поразительной чуткости, с которой его детское сердчишко отзывается на музыку. Вот пример: «Бабушка запевала стоя, негромко, чуть хрипловато, и сама себе помахивала рукой. У меня почему-то сразу же начинало коробить спину. И по всему телу россыпью колючей пробежал холод от возникшей внутри меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился ее голос и бледнее лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты. В г лавной героине «Последнего поклона» бабушке Катерине Петровне писатель ничего не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться. И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: «Дети родились - радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?

Характер бабушки тесно связан с фольклорной традицией. Речь её полнится поэтически точными афоризмами – мудрыми народными присказками, прибаутками, загадками. Мудрую советчицу Катерину Петровну в деревне с почтением прозвали «генералом». Часто писатель изображает бабушку прядущей или молящейся, связывая её с высшими силами, языческими и христианскими в их сложном взаимопроникновении.

О последней встрече с бабушкой В.П. Астафьев пишет в рассказе «Последний поклон». После войны он возвращается с орденом Красной Звезды, а она, уже совсем старенькая, встречает его: «Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки.

Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело, уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились...

- Што так смотришь? Хороша стала? - попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я... сгрёб бабушку в беремя.

- Живой я остался, бабонька, живой!

- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась...»

Эпитеты, сравнения раскрывают чувства героя. Это огромная любовь и жалость к той, которая всю свою любовь и ласку отдала когда-то ему. И ещё одна черта раскрывается в характере бабушки. Опорой в её жизни всегда была православная вера.

«Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров... сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня...

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался до Урала, до Сибири отдать ей последний поклон».

Писатель хочет, чтобы читатели в его бабушке увидели своих бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока они живы.

Надо заметить, что такой образ бабушки не единственный в отечественной литературе. Например, встречается он у Максима Горького в «Детстве». Горьковскую Акулину Ивановну и бабушку Катерину Петровну Виктора Петровича Астафьева роднят такие черты, как самоотверженная любовь к детям и внукам, духовность, тонкое понимание красоты, православие, придающее сил даже в самые трудные минуты жизни.

Образ бабушки Катерины Петровны, вложившей во внука глубокие человеческие премудрости, жизнь души и ее дома в Сибири приобретают символический характер. В мировом вихре разных событий они – бабушка и дом – становятся символом незыблемости коренных основ существования – любви, добра, уважения к человеку.

Особые чувства у Вити Потылицына вызывает образ матери Лидии Ильиничны. Он необычен своей «бестелесностью», появляется во снах, мечтах, воспоминаниях мальчика и Катерины Петровны. После гибели дочери бабушка рассказывает внуку о ней, всякий раз внося в её портрет новые черты. Повествователь говорит о том, как благодаря бабушке в нём зарождается вера в идеал: «…облик мамы с годами всё более высветлялся в памяти бабушки, и оттого во мне он свят, <...> мама была и теперь уж останется для меня самым прекрасным, самым чистым человеком, даже не человеком, а обожествлённым образом». Отчетливых внешних портретных характеристик Лидии Ильиничны в тексте не найти, но её появление всегда связано с возникновением особой тональности – ностальгической и печальной. Ключевые черты этого образа – трудолюбие, забота о детях, равно о своих и о чужих, сострадание.

Образ Лидии Ильиничны Потылицыной напоминает светлый образ матери, сохранившийся в детских воспоминаниях героя повести Л.Н.Толстого «Детство». В произведении не дается ее точный портрет, Николенька помнит «постоянную доброту и любовь в глазах», родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала его. Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки. Герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.

Нетрудно заметить общие черты материнских образов в произведениях Л.Н.Толстого и В.П.Астафьева: нерасторжимая связь матери с ребенком, любовь и теплота, согревающие душу.

Любовь, особая атмосфера родного дома – нравственная основа формирования личности. В этом в очередной раз убеждает читателя книга В.П.Астафьева «Последний поклон».

2.2.На «дне» советского происхождения

В ранних рассказах В.Астафьева больше картин семейного лада, портретов людей, ценящих семью. Теплота семейного застолья (глава «Бабушкин праздник»), негаснущая вина внука, не сумевшего похоронить бабушку (глава «Последний поклон»). Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было. Тогда бабушка уходит из повествования, начинаются новые будни, всё темнеет, и является в детстве такая жестокая, страшная сторона, что писатель долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть «Последнего поклона».

Во второй книге «Последнего поклона » бесчисленными становятся столкновения астафьевских персонажей и самого повествователя с многоликой бесчеловечностью, равнодушием и жестокостью.

В отличие от семьи Потылицыных, бабушки Катерины и деда Ильи – вечных тружеников, людей, щедрых душой, в семье деда по отцу Павла «жили по присловью: ни к чему в доме соха, была бы балалайка». Автор обозначил их способ существования хлестким словцом – «на выщелк», уточнив, – «значит, только на показуху и годное». И дальше идет ряд портретов персонажей, живущих «на выщелк». Папа, гуляка и пьяница, который с перепою допустил аварию на мельнице. «Закадычный папин друг и собутыльник», Шимка Вершков, который числит себя «у власти», на том основании, что у него есть наган цвета «срыжа». Или сам дед Павел, щеголь и «лютый картежник», что в азарте способен просадить последнюю лапотину. Наконец, даже целый колхоз, слепленный в селе во время коллективизации, тоже, в сущности, представляет собой концентрацию показушного пустозвонства: «Много заседали, да мало робили, и оттого все шло на растатур. Пашни зарастали, мельница с зимы стояла, сена поставили с гулькин нос».

Перед читателем открывается дно жизни, причем не то старое «дно», которое показано в пьесе Горького, а современное герою-повествователю народное дно советского происхождения. И это дно видится снизу, изнутри, глазами ребенка, осваивающего университеты жизни. И описываются те муки, которые наваливаются на мальчонку, ушедшего из новой семьи отца, потому что там и без него помирали с голоду, неприкаянно болтающегося, спящего бог весть где, подъедающего в столовках, готового «стырить» кусок хлеба в магазине. Повседневный, бытовой хаос здесь обретает черты хаоса социального.

Самая страшная сцена во второй части – эпизод, когда мальчишка встречается с бесчувственностью и жестокостью официального лица (рассказ «Без приюта»). От унижения и обиды он полностью теряет контроль над собой, превращаясь в исступленного звереныша. Душа ребенка не выдержала не просто черствости и жестокости какой-то там недалекой учительницы, она не выдержала бездушности и несправедливости, существующей в этом мире. И однако Астафьев не судит «огулом». В народе, по мнению Астафьева, есть все и всякое – и доброе, и жестокое, и прекрасное, и отвратительное, и мудрое, и тупое. Так что все начала и концы – источники несчастий, которые валятся на голову отдельного человека, и силы, которые приходят ему на помощь, – в самом этом народе, в самом человеке находятся.

И Витьку Потылицына спасают в этом апокалиптическом мире не революции и не очередные постановления партии и правительства, а инспектор районо Раиса Васильевна, защитившая мальчишку от неумных педагогов, и с начальником железнодорожной станции Витьке-фэзэушнику повезет – тот его, по неопытности допустившего аварию, фактически из-под суда спас, а далее Витьке-новобранцу встретятся «командир эркэка» сержант Федя Рассохин, нормальный парень, и его сестра Ксения, чуткая душа, о которой Виктор благодарно скажет – «девушка, мою жизнь осветившая…»

В повести «Последний поклон» В.П.Астафьев поднимает одну из серьезнейших проблем даже современного общества – проблему сиротства. Писатель не скрывает всех серьезнейших последствий этого социального явления: жестокость и унижения, на которые обречены сироты, риск оступиться или быть втянутым в преступную деятельность, неверие в добро и справедливость, озлобленность или пассивность, социальная изоляция и риск для жизни. Но, как и герою повести М.Горького «Детство» Алеше Пешкову, Витьке Потылицыну удается выстоять в трудных жизненных испытаниях благодаря поддержке неравнодушных людей, и нравственной стойкости, заложенной в семье.

«Последний поклон»- это поклон родному миру, это умиление всем тем хорошим, что было в этом мире, и это горевание о том злом, дурном, жестоком, что в этом мире есть, потому что это все равно родное, и за все дурное в родном мире его сыну еще больней.»

Заключение

Книга В.П.Астафьева мудра, необыкновенно глубока и поучительна, её нравственные уроки очень пригодятся в жизни любому.

У каждого в жизни один путь: трудиться, наполнять себя знаниями, отвечать за свои поступки и любить своих ближних. Кажется, всё просто, но пройти этот путь достойно не так и легко, множество испытаний приходится преодолеть человеку, но выносить их нужно не теряя человеческого лица. Немало хлебнул на своём веку герой повести В.П. Астафьева, но не озлобился на людей, не стал эгоистом, наплевательски прожигающим жизнь. Он горячо любит деда, бабушку, воспитавших в нём нравственно здорового, цельного человека, но по - своему любит и непутёвого отца, и недоброго Павла Яковлевича, ведь благодаря этим далёким от нежности и сентиментов людям он, подросток, узнал жизнь, научился за себя бороться, приобрёл трудовой опыт. Нужно уметь быть благодарным, не следует ожесточать душу, в каждом, с кем свела жизнь, нужно отыскать хорошее.

События и сцены «Последнего поклона» соединены между собой поэзией бытия, так же как и мы вспоминаем себя, свое детство. Страницы прошлого встают перед нами одна за другой, однако не подчиняются логике, временной психологии, а метафоричны и ассоциативны. Можно назвать повесть В.П. Астафьева поэмой в прозе. Здесь тесно переплетаются впечатления о многотрудном и ярком детстве с заботой и тревогой о родине. Мы убеждаемся, что детство писателя наполнено ударами судьбы так же как и её подарками. Оно издалека всё посылает ему звездопад чувств, чистым ручьем наполняет реки эмоций, одаривает красноречием и целомудренным отношением к происходившему когда-то.

Трудно согласиться с тем, что В.П. Астафьев писал свою повесть для детей. Читатель не найдет здесь детских сюжетов, не увидит умиротворенных концовок с всеобщим примирением парадоксов. В «Последнем поклоне» выразительный образ эпохи становления человеческой души писателя и решительный, искренний, порой драматический тон рассказывания, типичный для этого автора, невероятно точно сошлись в литературное произведение.

Несомненно, каждый читатель по-своему станет воспринимать «Последний поклон» - с оглядкой на собственный возраст, жизненный опыт, представления о бытовых предпочтениях. Кто-то проведёт здесь параллели между станицами книги и своей жизнью, другой - проникнется лиричным настроением сибирской природы. Для поколения начала XXI века открывается возможность заглянуть на сто лет назад, узнать основы жизненного уклада предков.

Список использованной литературы

    Астафьев В.П. Как начиналась книга / / Всему свой час. - М., 1986.

    Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – Дрофа – М., 2002.

    Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть. – М. : Мол. гвардия, 1989.

    Ланщиков А. П. Виктор Астафьев. Право на искренность М. 1972.

    Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950-1990-е годы. В 2-х томах. Том 2. – Издательский дом «Академия», 2003.

    Мешалкин А.Н. «Заветная книга В.П. Астафьева: мир детства, добра и красоты в повести последний поклон» // Литература в школе, 2007 №3. – с.18.

    Перевалова С.В. Творчество В.П. Астафьева: проблематика, жанр, стиль: («Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив»): учеб. Пособие по спецкурсу / Волгогр. Гос. Пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 1997.

    Пранцова Г.В. «Страницы детства» В.П. Астафьева на уроках литературы в 5 -8 классе// Русская словесность. – 1998. - №5.

    Слобожанинова Л.М. Русская проза Урала: XX век: литературно-критические статьи 2002–2011 годов. - Екатеринбург, 2015.

    Толмачева В.О. Встреча с Астафьевым / В.О.Толмачева // Литература в школе. – 1986. № 2. - с. 16-20

    Яновский Н. Н. Астафьев: Очерк творчества. – М.: Сов. Писатель, 1982.

(отрывка из повести в. Астафьева «последний поклон».)

9 класс

Учитель: Аксёнова Л.М.

Лингвистический анализ текста.

Цель урока:

    реализация самообразовательной деятельности при работе над лингвистическим анализом текста.

2) Развитие логического мышления, самообразовательной деятельности, самостоятельной работы с таблицами, справочным материалом формирование правильной литературной речи, оформление собственных мыслей в форме рецензии, отзыва, эссе.

    Воспитание чувства благодарности к людям, воспитавшим тебя, об умении сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.

Методы и приемы:

    индивидуальные занятия.

    Фронтальный опрос.

    Работа с таблицами.

    Работа со справочным материалом.

    Выразительное чтение текста.

Оборудование:

    текст.

    Памятка «Лингвистический анализ текста».

    Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка.

    Памятка для работы над сочинением.

    Карточки-информаторы.

План анализа текста. Выразительное чтение текста.

    Определите тему текста.

    Какова основная мысль текста?

    Можно ли данный отрывок назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (это текст, т.к предложения связаны между собой по смыслу, высказывание композиционно завершено. Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено).

    Тип текста.

    Стиль речи.

    Вид связи предложения. (предложения между собой соединены параллельной связью, т.к каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения.

Задами я пробрался …

Краски на двери и на крыльце не осталось.

Бабушка сидела.

    выделите микротемы, составьте план.

    Укажите используемые стилистические средства.

    Назовите особенности построения текста. (его композиция).

Ход урока.

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас урок – творческая лаборатория, на котором мы продолжим развивать навыки лингвистического анализа текста, будем работать над формированием правильной литературной и письменной речи и оформлением собственных мыслей в форме рецензии, отзыва и эссе.

Итак, перед вами текст – отрывок из повести В. Астафьева «Последний поклон».

Прослушайте внимательно текст.

Выразительное чтение текста.

Теперь давайте обратимся к плану анализа текста.

    Итак. Определите тему текста «Последний поклон».

Какова основная мысль текста или идея текста.

(Мы в долгу перед теми, кто нас вырастил, любил, жил для нас, мы должны бережно и внимательно относиться к ним, и, конечно же, в последнюю минуту, когда они навсегда покидают этот мир, во чтобы то ни стало обязаны быть рядом).

    Можно ли данный отрывок назвать текстом.

(это текст, т.к предложения вязаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

    Вспомните сколько типов речи в русском языке.

    • 3 типа речи:

      Описание

      Повествование

      Рассуждение

Какой тип преобладает в данном тексте? (повествование).

    Каков стиль текста?

(художественный стиль с элементами разговорного стиля).

Для чего писатель использует элементы разговорного стиля?

(чтобы показать более ярко ли и реалистично образ бабушки).

6) Давайте выделим микротемы текста и составим план.

1) Встретить первому.

Назовите ключевые слова: задами, к нашему дому, хотелось встретить- первому, бабушку, улицей.

Учитель: Лексика этой микротемы нейтральная, но есть одно слово, которое подсказывает читателю, что речь пойдет о жителях деревни? Что это за слово? (задами)

Как вы понимаете его лексическое значение?

(т.е через огороды).

К какой лексике оно относится? (к разговорной, просторечие

На чем фокусируется взгляд героя?

2) У входа в дом?

(дверь, краска, крыльцо, половицы, косяк двери)

Каков синтаксис данной микротемы? (в абзаце используются назывные предложения. Синтаксис не случаен. Он передает состояние напряженного ожидания).

3) Всё как прежде.

Предложение начинается со слова бабушка:

И сразу же в тексте зазвучала оценочная лексика.

Уменьшительно – ласкательный суффикс указывает на отношение автора.

Подслеповатое кухонное оконце.

Что за средство выразительности?

(одновременно и эпитет, т.к дает красочное, яркое, образное название предмета и олицетворение, т.к текстовому предмету приписывается свойство живого предмета).

Учитель: и мы очень зрительно представляем себе, как это окно, как и его старая хозяйка, высматривает не подошел ли кто к дому…

Что такое эпитет?

А что такое олицетворение?

Буря пролетела над землей! – риторическое восклицание.

Восклицание.

Смешались и перепутались…

Как он называется (градация) Что такое градация? Дайте определение.

И опять в тексте оценочная лексика, книжное, эмоционально возвышенное. Род человеческий.

И фашизм – а рядом оценочный глагол: подох - грубое просторечие, т.к никакого другого слова не заслужил.

Слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Шкафчик, занавеска в крапинку.

Лексический повтор. А что такое лексический повтор?

Привычное место, привычное дело в руках.

Все языковые средства этой микротемы направлены на подтверждение мысли. Всё в мире изменяется, неизменным остается отчий дом и чувство любви к нему.

«Встреча»

Звукопись.

Што.

Перекрешшу, испужаюсь. Слова записаны так, как их произносит бабушка, женщина, вероятно, неграмотная

Риторическое восклицание – какие маленькие ручки!

Лексический повтор.

Молилась. Всё сказано этим словом: и любовь и переживание за внука, за то, чтоб у него было всё хорошо.

Сравнение. Что называется сравнение?

Кожа, что луковая шелуха – метафора.

- Что такое метафора?

Дряхлая щека - эпитет.

Обращение – батюшка.

Жданье – просторечие.

Синтаксис.

Подведение итогов жизни передается короткими лаконичными предложениями, а многоточие говорит о том, что еще много можно сказать, но нет сил. За многоточием не слова, а чувства и эмоции.

Мочила слезами руки, не просто плакала, а мочила много слёз, потому что много любви, но предчувствие вечной разлуки, которая уже не за горами вызывает нескончаемые слезы.

5) Сообщение о смерти бабушки.

В этой микротеме уже нейтральная лексика. А вот синтаксис – напряженный, кричащий.

6) « Живет в сердце вина. »

7) Синтаксис.

Предложения простые, короткие, как удар молотка судьи. Как приговор.

8) Написание сочинения.

* прочитайте выразительно текст.

* работа с памяткой.

* форму своего письменного высказывания, жанр творческой работы нужно выбрать в соответствии с внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением. А жанровое своеобразие речи открывает самые разнообразные возможности, и можно писать, используя жанры письма, странички из дневника, путевого очерка, а возможно обратиться к эссе.

Давайте вспомним и дадим краткую характеристику основным жанрам.

Отзыв общая оценка произведений, выражение собственного отношения к прочитанному, просмотренному, эмоциональная оценка личного восприятия произведения впечатление о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Рецензия – анализ, разбор, оценка текста, жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

Задача рецензента – дать анализ произведения, выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении текста, рассказать о своих впечатлениях – но на основе подробного анализа текста.

Поэтому рецензент не пересказывает подробно содержание прочитанного, а своё мнение тщательно обосновывает глубоким и аргументированным анализом.

Рецензент должен увидеть творческую индивидуальность – автора, колорит рецензируемого произведения.

Отношение между рецензентом и автором – творческий диалог при равном расположении сторон. Преимущество автора – детальное значение произведения. Преимущество рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура.

Например:

Очерк прозаическое произведение, которое охватывает небольшую частичку действительности, но в целом очерки обращаются к любым сферам человеческой жизни. В этом жанре сильно субъективное авторское начало. Очеркист сам ведет повествование, которое движется его мыслью, его мнением. Это сближает очерк и эссе. Однако в очерках нередко ______________

Описания, роль которых в эссе не так значительна.

Очерк может быть по стилю публицистическим, лирическим, документальным и т.д.




Top