Олег Видов: «В Америке возможности каждого человека зависят от него самого. Сбежавший «князь Гвидон»

НЬЮ-ЙОРК – Олег Видов любил повторять, что он русский актер, волею судьбы живущий в Америке. 15 мая он ушел из жизни после долгой и не афишируемой битвы с раком. 11 июня любимцу нескольких поколений российских зрителей исполнилось бы 74 года...

Буквально пару месяцев назад он и его жена Джоан Борстен (Joan Borsten) переехали из особняка на вершине горы в Малибу в более просторный и значительно легче досягаемый дом в районе Уэстлейк-Виллидж. Олег, несколько лет назад фактически отстранившийся от дел по причине нездоровья, помогал по мере сил Джоан в ее кипучей деятельности, встречался с друзьями, много путешествовал и писал стихи.

Многие из тех, кто постарше, помнят и любят его по его, без сомнения, звездной поре, когда в 60-70-е годы Видов олицетворял в советском кино мужской идеал. Именно неотразимая привлекательность и мощная харизма сделали его для десятков миллионов советских зрителей эталоном красоты и секс-символом, причем в ту эпоху, когда никто этого выражения в СССР и слыхом не слыхивал, а само слово «секс» было фактически под запретом.

Достаточно вспомнить его мустангера Мориса Джеральда из «Всадника без головы», князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане», невозмутимого милиционера из «Джентльменов удачи». А уж какие мифы окружали «экспортную гастроль» белокурого кумира в Данию, для съемок в «эротическом» боевике «Красная мантия»...

Всего Видов сыграл более пятидесяти ролей в фильмах самых разных жанров. Советская власть настороженно относилась к его славе, опасаясь «неадекватного» поведения актера. Его приглашали в престижные международные проекты – «Битва на Неретве» и «Ватерлоо», где он встретился на съемочной площадке с такими актерами-титанами, как Род Стайгер и Орсон Уэллс.

Его побег на Запад в 1985 году оказался довольно опасным приключением, где только череда благоприятствующих обстоятельств помогла ему живым и невредимым пересечь границу (он из Югославии перебрался в Австрию, а затем в Италию). А в Италии произошло, наверное, самое главное событие его бурной жизни «на двух берегах». Он познакомился с Джоан Борстен, журналисткой, работавшей в Риме корреспондентом газеты «Лос-Анджелес таймс». Это была любовь с первого взгляда, об этом автору этих строк говорили спустя много лет и Олег, и Джоан.

В Америке интерес к артистичному беглецу подогревался политической подоплекой его дерзкого побега. Красавец-славянин «выбрал свободу», и тогда, в пору холодной войны, это подстегивало любопытство масс медиа и широкой публики. О степени новообретенной известности Видова говорит хотя бы такой штрих: газета «Нью-Йорк таймс» использовала его фамилию в своем кроссворде.

Тогда, на волне интереса к «перебежчику», его стали приглашать в престижные проекты. Он сыграл небольшие роли в таких популярных голливудских блокбастерах, как «Красная жара» (Red Heat) и «Дикая орхидея» (Wild Orchid). Играл он и в телефильмах, и в сериалах, таких как «Бессмертные» (The Immortals) и «Западное крыло» (The West Wing).

Вместе с Джоан Видов много лет занимался реставрацией и выпуском в свет в США советских мультфильмов на видеоносителях, причем их партнером в этом проекте выступал Михаил Барышников. Видовы и их компания Films by Jove получили права на коллекцию студии «Союзмультфильм» и вложили немалые средства в обновление и перевод на английский лучших произведений советской анимации.

Российская сторона в судебном порядке оспаривала право собственности компании Film by Jove и требовала вернуть библиотеку в «Союзмультфильм». Много лет продолжались судебные баталии. И только когда нью-йоркский суд принял решение в пользу калифорнийской компании, Россия в лице «уполномоченного» олигарха Алишера Усманова выкупила у фирмы Видовых права на прокат анимационной коллекции «Союзмультфильма».

В последние годы Видов снимался гораздо реже. Сказывалась перенесенная им сложная операция на гипофизе. Он говорил мне: «Америка подарила мне вторую жизнь».

Как-то в одном из разговоров он признался, что наработанные роли в американском кино и на ТВ позволяют ему стабильно получать неплохие «роялтиз», то есть отчисления от платы за использование фильмов с его участием. И он с грустью говорил о том, что многие замечательные коллеги-актеры в России заканчивают жизнь в бедственном финансовом положении, поскольку в России этой системы отчислений актерам не существует.

«Мой удивительный муж и родственная душа, которого я встретила почти 32 года назад в Риме в доме Ричарда и Франчески Харрисон, умер прошлой ночью мирно и с достоинством, - говорится в извещении, помещенном Джоан Борстен на ее страничке в Фейсбуке. – Сергей, Аня (невеста сына Сергея) и я были с ним неотрывно, когда его выписали из больницы, где он провел неделю. Каждый день мы сидели вместе и смотрели его фильмы, вчера это были «Тринадцать дней» (Thirteen Days) и «Сказка о царе Салтане».

Уход замечательного артиста Олега Видова оплакивают сыновья Вячеслав и Сергей, друзья и родные Олега и Джоан, многочисленные поклонники его таланта в Америке, России и во всем мире.

В 1976 году Видов развелся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссера. Тем не менее, он его все же получил.

Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съемках зарубежных картин, шла в государственную казну.

Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны». Не разрешили актеру и играть Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…

В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актер Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевез через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену – американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…

Олег Видов – легендарный актер советского кино с абсолютно не советской внешностью. Он учился на одном курсе со Станиславом Говорухиным, создателем фильма о Буратино Леонидом Нечаевым, актрисой Ольгой Гобзевой, ушедшей в монашество. И стал одним из первых в СССР актеров, снимавшихся на Западе. Для многих он прежде всего – звезда фильма «Всадник без головы». Почти 30 лет Олег Видов живет в Лос-Анджелесе. Мы встретились в его доме в Малибу, куда поднимаешься как по горному серпантину. Красота необыкновенная! И океан перед тобой.

В Малибу у своего дома.

Первым делом Олег Видов накормил меня тайским кокосовым супом, который приготовила его жена Джоан. Они недавно вернулись из Таиланда. Потом мы долго разговаривали, пили кофе. Если бы не Олег Борисович, я бы никогда не увидела такого Лос-Анджелеса. Он показал самые интересные места, вплоть до магазина здоровой еды и китайского ресторана, куда любили ходить еще родители Джоан. Сама она – журналист, работала в разных точках мира, самых экзотических.

«Живя в Америке, вижу лица моих зрителей. Я хочу, чтобы они думали обо мне хорошо»

Хорошо ли вам в Лос-Анджелесе? Слышала от Сергея Бодрова, живущего тут, что здешняя жизнь отличается простотой отношений, свободой, лишена снобизма, да еще и дешевая.

Думаю, что Сергей прав. Если хочешь здесь нормально жить, надо много работать. Если в Америке нужно мыть посуду, ты ее моешь. Нужно быть шофером, то будешь им. Здесь идут к цели разными способами. Мы с Джоан всегда старались делать что-то полезное, относились к любому делу, как к духовной миссии. Взявшись в свое время за советскую мультипликацию, хотели показать ее всему миру и добились этого. Ее увидели в 55 странах на 35 языках.

- Теперь у вас новое дело?

Мы организовали клинику по реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости, и она стала, чуть ли не лучшей в Малибу.

- Много людей нуждаются в лечении?

Есть такая проблема, связанная не только с наркотиками, но и фармацевтическими средствами, содержащими опиум и другие сильнодействующие препараты. Люди все чаще становятся зависимы от них. Когда они начинают злоупотреблять напитками, и это не только на Руси, где угодно, мозги пропиваются. Известно, что наркомания и алкоголизм передаются от родителей к детям. Ребенок может родиться с наркотической зависимостью.

- Вы же не врач? Как к этому пришли?

Когда мне было 16 лет, я работал санитаром приемного покоя в 29-й Баумановской больнице, хотел стать доктором. Моя тетушка работала медсестрой. Поэтому когда возникла идея организовать клинику, я ее поддержал. И мы с Джоан начали этим серьезно заниматься. Полгода назад мы продали нашу клинику, но остаемся там консультантами. И, слава богу, что так сложилось, потому что в нашем возрасте надо уже заниматься собой. А я пару лет назад сказал себе: «Олег, подумай о своем здоровье». Оно у меня не такое уж и крепкое. Если ты здоров и силен, то можешь помочь другим. Но все это не значит, что мы с Джоан ничего не будем делать. Потихоньку пишу свои воспоминания, которые довольно интересные. В свое время я объездил весь Советский Союз, выступал, общался со зрителями, актерами, режиссерами. Я рос среди обычных людей. До сих переживаю за беды народные. Вспоминаю свою жизнь, жизнь родителей. Есть о чем рассказать.

- Насколько в Америке чувствуется социальная разница?

Есть круги звезд, очень богатых людях, которые хорошо друг друга знают и довольно замкнутые.Живя в Малибу, я нахожусь в некотором отдалении от всех. Стоит отъехать за 150-200 километров от большого города, и увидишь людей, которые не живут перспективами получить «Оскар». Они родились в тех местах, живут, работают, рожают детей. Это прелестные люди, которые радуются простому общению и жизни. Лос-Анджелес - город потенциальных возможностей. Америка это страна, где многое зависят от самого самого. Если не нравится работа, можно устроиться на другую, год проучиться и найти себя в новой профессии. У людей нет психологии зависимости от какой-то «пирамиды», как у гоголевского Акакия Акакиевича.

Человека искусства, вне зависимости от того, где он живет, ведет по жизни что-то такое, без чего он не может существовать.

Конечно, люди искусства - особые. А здешние еще и думают иначе, потому что у них другие жизненные обстоятельства. - Америка – это страна, где в твою жизнь никто не вмешивается, ты можешь жить, как ты хочешь. Есть система во всем. Хочешь перестроить дом, где ты живешь, – получи разрешение архитекторов, пожарных. Без этого нельзя.

- Недавно мы вспоминали вас с Марленом Хуциевым. Вы же снимались у него в «Заставе Ильича»...

Правда вспоминали? Хороший, милый человек и потрясающий мастер. Он был, чуть ли не первым моим режиссером. Я в конце «Заставы Ильича» прикуриваю у героя Коли Губенко. Марлен Мартынович уловил момент «оттепели» Гениальный фильм! К сожалению, у него тогда были проблемы с выходом на экран. Свет этого фильма остался во мне. Тогда, в период «оттепели» многое изменилось, ушел страшный зажим, сидевший в каждом из нас. После окончания ВГИКа меня отпустили сниматься в «Красной мантии» в Скандинавию. Мир открылся. Заметьте, чем мы добрее, тем нас больше любят. Я бывал в Якутии, Казахстане, Белоруссии и на Украине, по всему СССР и могу судить об этом. Я знаю эту жизнь изнутри. По сути, у нас очень хороший и добрый народ.

- Вы ведь с раннего детства колесили по стране?

Два года я с мамой был в Монголии, где она преподавала в школе для детей русских специалистов, а потом ее направили в Германию. Там она два года работала корректором в издательстве, где печатали книги для школ и институтов. Мама приходила поздно, много работала. А я был совсем мальчишка (5-7 лет). У меня был педагог по немецкому языку и учитель музыки. Это мне дало определенное понимание мира и культуры. Мама водила меня в музеи, на концерты, показывала города. Я все это хорошо помню. Все было на сломе - закончившаяся война и возвращающийся мир. Я там взрослел, с другими детьми лазил по еще не разобранным развалинам. А потом жил с тетей в Казахстане, в Подмосковье..

Все что вы рассказываете, не вяжется с вашим обликом красавца-актера, любимца миллионов. Неужели у вас, хотя бы по молодости, не было богемного периода, зазнайства?

В молодости у меня не было времени для богемных развлечений. Ведь я в 15 лет пошел работать и занимался в школе рабочей молодежи. Именно там в 1960 году меня встретили ассистенты режиссера с «Мосфильма» и предложили сниматься в кино. Меня взяли в фильм «Друг мой Колька» на эпизод, который потом не вошел в окончательный вариант. И я видел труд плотников, строивших декорации, рабочих «Мосфильма». А я-то не был сотрудником студии. Работа гримера, костюмера, осветителя, представлялась мне загадочной. Я старался все в себя впитать. После завершения съемок директор картины Пастушков, а он был чудесный человек, дал мне очень хорошую характеристику. Узнав, что на студию научно-популярных фильмов требуется осветитель, я пришел туда с этой рекомендацией. Многие люди, работавшие тогда в кино, были фронтовиками, прошли войну, им было, что сказать. А после выхода этого фильма, я поступил во ВГИК. Я очень трепетно относился к своей будущей профессии, считал, что поступление во ВГИК – огромная удача, старался хорошо учиться. Я никогда не относился свысока даже к самому простому человеку. Без таких людей не было бы кино. Во время учебы во ВГИКе у меня свободного времени практически не было. Я много снимался: три главные, в семи фильмах - эпизодические. А еще зачеты, экзамены, курсовые и прочее. Ни времени, ни сил на богему не оставалось.

- То есть вы были правильным мальчиком без всякого актерского высокомерия?

Я действительно всегда был таким. Очевидно, это осталось где-то и во мне на всю жизнь. Но я в своей профессии и жизни всегда был открыт. Мои близкие были хорошими, добрыми и прямыми людьми.

«Когда я впервые приехал в Данию, все время осматривался, думал, кто же меня будет вербовать»

- Как вам работалось в советском кино?

Я любил кино так, что для меня оно было самым главным. Целиком фокусировался на работе и считал себя счастливым человеком до определенного момента. Был период, когда я хотел стать режиссером. Георгий Данелия брал меня на режиссерские курсы. У меня к тому времени уже были фильмы «Сказка о царе Салтане», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Красная мантия», «Ватерлоо», «Могила льва» моего однокурсника Валерия Рубинчика. Как я горевал, когда его не стало. Меня пригласили в Югославию, где я снялся в трех фильмах. В одном – с Сергеем Бондарчуком. Эти картины стали очень популярны в Сербии. Я снимался в «Ватерлоо» у Сергея Бондарчука. Данелия пригласил меня в «Джентльмены удачи», Он всегда ко мне относился с симпатией. Он умел разглядеть в человеке то, что в нем есть и что следовало поддержать. Потом я все-таки поступил к Ефиму Дзигану на режиссерское отделение ВГИКа и закончил его с оценкой отлично. Так Станислав Ростоцкий, как председатель комиссии, оценил мою дипломную работу- короткометражный фильм «Переезд». Он был талантливый человек.

- Вы, советский актер, оказались на съемках в Дании и Югославию. Что поразило?

Там было потрясающе! Поражало особое отношение к актеру – о нас заботились, на съемочной площадке кормили, всегда был кофе и бутерброды. В Советском Союзе такой заботы не было. Мы же в перерыв все бежали в столовку обедать, тратили время, силы.

- Инструкции получали при выезде за границу?

Конечно. Мне говорили: будь осторожен, тебя могут завербовать. Когда я впервые приехал в Данию, все время осматривался, думал, кто же меня будет вербовать. Но ни одна собака не подошла. У меня и мысли не было остаться там. Мои родные, семья жили в Москве.

- А гонорары платили?

В Дании я получал суточные, а весь гонорар за съемки в Скандинавии отнес в посольство. Суточные были небольшие, но я не жаловался. Мне повезло поехать сниматься за границу. Я был одним из первых, кого выпустили. Самым первым был Сергей Бондарчук, который снимался у Роберто Росселлини в 1960-ом году. А я поехал в Данию сниматься в саге 12 века, которая называлась в СССР «Сага о викинге». Моему выезду предшествовало одно обстоятельство. Сергею Герасимову для фильма «Журналист» нужна была европейская звезда. И это совпало с моим приглашением. Сделали нечто вроде обмена.

- Никого к вам не приставили?

Нет. Но я и сам осознавал, какая ответственность на меня возложена. Я – представитель Советского Союза, снимаюсь в главной роли. Мне надо быть в форме, скакать на лошади, драться, да и любовную историю сыграть. Я очень серьезно относился к своей работе. Для меня каждый съемочный день становился олимпийским испытанием.

- Вы были по сути советским человеком?

Конечно, я был советским человеком, поэтому меня, наверное, и выпускали заграницу.

- Не логично получается. Такой правильный советский человек и вдруг … покинули родину…

Я уехал за границу не по меркантильным соображениям. К деньгам всегда относился равнодушно. Если они были - помогал людям. (Наша общая знакомая, тогда сотрудница Госкино вспоминает, как Олег Видов возвращался со съемок в Югославии с чемоданом подарков, которые всем раздавал. И меня он одарил сувенирами, велел не выпендриваться и взять деньги за такси, на котором я добралась до Малибу - С.Х.). Из СССР я уехал в 1983 году после того, как женился на югославке. Мне оформили гостевую визу к жене в Югославию на 72 дня. Но там меня пригласили сниматься в кино. И 72 дня растянулись на 2 года. Там я снялся в 4 фильмах и двух телесериалах. Один из них снимался в Финляндии. Правда, мне не давали разрешения на то, чтобы я там остался жить. И летом 1985 года меня вызвали в полицию и объявили, что я должен в 72 часа покинуть Югославию. Но тогда я принял решение уехать в Австрию и получил для этого гостевую австрийскую визу. А в Австрии мне дали гостевую итальянскую визу. В Италии же и определилась моя дальнейшая судьба. Именно там я познакомился со своей нынешней женой. Ну а мое пребывание в Италии закончилось тем, что американское посольство через госдепартамент оформило мне право проживания в США как известному киноактеру. Конечно, это все было не так просто и легко. Но у меня тогда другого выхода не было. Было странное ощущение, что всем, что со мной происходит управляет какая-то непонятная сила.

Осенью 1985 года я прилетел в Лос-Анджелес. Первое время я даже не думал сниматься в кино. А в 1998 году у меня обнаружили опухоль на гипофизе уже в четвертой стадии. У нас в то время не было соответствующей аппаратуры для проведения операции. С таким диагнозом наши соотечественники в чаще всего отправлялись к патологоанатому. Мне крупно повезло, что я избежал такой участи. Но это целая история! Мне сделали в США великолепную операцию. С тех пор прошло 26 лет. И я жив. Большая заслуга в этом моей Джоан, с которой в 1999 году мы поженились.

«Я выбрал жену в президенты. Она меня – в премьер-министры»

- Когда карьера только начиналась, отдавали себе отчет в том, что вы - красавец?

Я был стеснительным человеком. Когда хвалили, было неудобно. Нам все время твердили: не высовывайся, жди, когда тебя похвалят. В Америке все наоборот. Мама воспитывает сынка так, что он уверен в своей гениальности. И в России такие семьи есть. Человек вырастает и понимает, что он человек. Нами всегда кто-то командовал. Теперь мною никто не командует, даже жена. У нас с ней демократия. Я ее выбрал в президенты. Она меня - в премьер-министры. Джоан сейчас выпускает кулинарную книгу, подробно рассказывающую о специальной безсахарной диете, которая вместе с другими факторами помогает избавиться от наркозависимости. В ее основе - специальная французская диета. Она опробована годами в нашем центре. Пациенты нашей клиники за неделю-две начинают восстанавливаться и возвращать себе нормальный вид. В книге очень много цветных иллюстраций. Джоан работала над книгой более трех лет

- Удивляюсь вашей кипучей энергии и разнообразию деятельности. Вы все время идете небанальным путем.

Да, мы - деятельные люди. Все время работаем.

- В России кроме «Заколдованного участка» вы не снимались в последние годы. Почему?

Меня звали, но я периодически был занят работой. Да и возраст уже не тот, чтобы бегать за локомотивом. Кстати, в «Заколдованном участке» мог бы изобразить голливудского ковбоя с понтами, но я сделал своего героя советским, скромным человеком. Это капитан на пенсии, приехал в деревню посвататься к красивой женщине. Режиссер Саша Баранов согласился с моей концепцией. Я был счастлив, что попал на родину, на съемочную площадку и сыграл такую роль. Во время съемок в этом фильме, я очень был рад общению с разными людьми и русской природой в Тарусе. И во тогда я написал эти стихи:

В Тарусе дождь

Прекрасная погода.

Льёт. Чудеса,

Родная благодать.

Среди простого русского народа

Свое вдруг детство стал я узнавать.

Там с тётушкой бродил

Среди берёзок мокрых

Грибы и ягоды манили и вели

В чащёбы с серебристым мохом.

Душа всё помнит и болит.

Нестройность деревенек, сказкой веет

Воочию, где каждый уголок

Своей прозрачностью меня лелеет.

Здесь Русь, здесь родина

Здесь жизни нашей сок.

Известному советскому, российскому, американскому актеру было 73 года. Олег Видов иммигрировал в Америку середине 80-х. Хоть и был востребован в Голливуде, но там в его актерской карьере особых взлетов не было. А вот на родине он был кумиром. Признанный красавец, как бы сейчас сказали секс-символ — его визитной карточкой стала главная роль в головокружительном вестерне "Всадник без головы".

Красавец с несоветским лицом. И правда: если смотреть не фильм, а только на крупный план Олега Видова, будет полное ощущение западной картины. Лет через 20 после начала его кинокарьеры в Голливуде будут говорить: "Как? Видов? А, это русский Роберт Редфорд!". И при такой редкой красоте застенчив и скромен. И со своими фактурой и стеснительностью он пришел на "Мосфильм". И готов был носить свет, возить тележку с камерой — главное оставаться на площадке.

Главную роль Видову дали, когда тот был второкурсником ВГИКа, в "Метели" Владимир Басов. Затем сняли экранизацию "Сказки о Царе Салтане", где Видов уже — князь Гвидон.

"Он не был сильно заметен на площадке как звезда первой величины, которой он к тому времени уже был", — отмечает кинооператор, заслуженный деятель искусств Михаил Агранович.

Но почему-то чаще всего зритель вспоминает короткие эпизоды Олега Видова в "Джентльменах удачи", где он — старший лейтенант милиции. Видов признавался потом, что сложно было записать диалог, потому что уж сильно смешил Савелий Крамаров. А Олега Видова стали приглашать режиссеры-иностранцы в совместные, советско-иностранные картины. И знаменитый "Всадник без головы" по Майн Риду был советско-кубинским. И здесь образ Видова сложился окончательно. После фильма открытки с портретом актера в "Союзпечати" уходили гораздо быстрее газеты "Правда".

"Наш кинематограф совершенно его не использовал его по назначению, потому что лицо у него, конечно, было не советское, он не мог играть рабочих каких-нибудь", — рассуждает народная артистка РСФСР Людмила Савельева.

А образ благородного красавца был востребован нечасто. В 83-м Видов уехал работать в Югославию, где тоже быстро прославился — благо, у него получалось очень чисто говорить по-сербски. Виза заканчивалась, в Советском Союзе требовали его возвращения, а он уже этого не хотел. Его вывез из Любляны в Вену австрийский актер — в багажнике собственной машины. Позже был Рим. А еще позже Штаты.

Олег Видов был уверен, что теперь он будет слесарем или электриком. Но друзья-актеры и главное третья по счету жена-американка Джаон Борстен, репортер Los Angeles Times, помогли. И вот уже на Олега Видова ходят не в кинотеатры, а в видеосалоны, где он с экранов вместе с Микки Рурком — в "Дикой орхидее" или с Арнольдом Шварцнеггером — в "Красной жаре".

Но в России его продолжали и продолжают любить. Скромного красавца. И хорошего друга. Актриса Лариса Удовиченко рассказывает, что до сих пор носит брелок с сердечком, который когда-то ей подарил Олег Видов.


Фильмы с участием Олега Видова помнят и любят до сих пор: «Всадник без головы», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Джентльмены удачи», «Москва, любовь моя». Однако в начале 1980-х голубоглазый кумир миллионов внезапно исчез с советских экранов – он был одним из первых киноактёров, уехавших на запад.

АиФ.ru вспоминает жизнь популярного артиста, попавшего на родине под запрет.

Джентльмен удачи

Видов о себе говорил: «Трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною…». Он рано начал работать - с 14 лет. В трудовой книжке Заслуженного артиста СССР есть записи о работе слесарем-электриком и даже санитаром. Однако после окончания школы юноша решил круто изменить свою жизнь и отправился на актёрский факультет во ВГИК.

Режиссёры быстро заметили эффектного блондина и ещё студентом стали приглашать его на эпизодические, но яркие роли: велосипедист с зонтом в «Я шагаю по Москве», брат главного героя в «Если ты прав», полярник в «При исполнении служебных обязанностей». Когда же начинающему артисту поступило приглашение сыграть главную роль в экранизации повести Пушкина «Метель», ВГИК запретил студенту участвовать в съёмках. Принципиальный юноша сделал свой выбор, за что был немедленно отчислен из вуза.

Режиссер Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане» актеры Оксана Рябинкина и Олег Видов. 1966 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Признание публики и новые роли не заставили себя долго ждать: вслед за пушкинским Владимиром последовал Медведь в «Обыкновенном чуде», князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Даже руководство ВГИКа признало свою ошибку и пересмотрело решение об отчислении талантливого студента. Видову позволили восстановиться сразу на пятый курс, причём академическую разницу востребованный актёр сдал всего за восемь месяцев.

Можно смело сказать, что каждый новый фильм с участием Видова попадал в золотой фонд советского кинематографа, а актёр стал одним из самых перспективных артистов советского экрана. Наибольшую же популярность актёру принесли съёмки в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» по роману Майна Рида.

Олег Видов в роли Мориса Джералда в фильме «Всадник без головы», 1973 год. Фото: www.globallookpress.com

О блестящей актёрской карьере, как у Видова, многие даже не мечтали: он не только слыл звездой отечественного экрана, но и регулярно получал приглашения на участие в зарубежных проектах. Однако злые языки поговаривали, что секрет успеха артиста – выгодный брак. Видов женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой, которая была близкой подругой Галины Брежневой - дочери генсека ЦК КПСС.

Чем запомнился советский и американский киноактер Олег Видов? Сам Видов категорически опровергал всякие слухи о «блате», тем не менее счастливая кинокарьера Заслуженного артиста РСФСР завершилась, едва он развёлся. Отечественные режиссёры постепенно перестали давать Видову хорошие роли, а советские чиновники со словами: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны», - запрещали ему съёмки в самых интересных зарубежных проектах.

Сам актёр об опале вспоминал так: «В 1976 году я развелся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда... Когда я оканчивал режиссерское отделение ВГИКа в 78-м году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет, потому что «сверху» требовали «не выдавать!». Слава богу, диплом я получил. А потом - по той же причине - сколько ролей я потерял!».

Олег Видов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Некогда популярный артист, чтобы наладить собственную жизнь, видел только один выход – покинуть СССР. Этот шанс ему представился в 1983 году в Югославии, где он заканчивал работу над фильмом «Оркестр». В это время Видов получил телеграмму с требованием в течение 72 часов вернуться в Москву, но вместо этого уехал в Австрию, а оттуда – в Италию.

Так Видов оказался на Западе, где вместе с политическим убежищем обрёл настоящий дом: очень скоро он познакомился с со своей американской супругой и переехал жить в США.

Наши в Голливуде

В Америке популярному советскому актёру пришлось всё начинать с нуля: сперва он трудился на фабрике, а только затем пробился в Голливуд.

Олег Видов и Арнольд Шварценеггер в фильме «Красная жара», 1988 год. Фото: Кадр из фильма

Его первой американской картиной стала «Красная жара», где партнёром советского актёра стал сам «Терминатор» Арнольд Шварценеггер. Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала, где сам же исполнил главную роль. А после была «Дикая орхидея», в которой советский «князь Гвидон» снимался с Микки Рурком, Жаклин Биссет и Керри Отис. Лишь в 1993 году опальный Видов вернулся на отечественные экраны – он сыграл в российско-американском фильме «Три дня в августе», посвященном августовскому путчу в России.

Видов справедливо считается одним из немногих советских актёров, кому удалось продолжить свою профессиональную карьеру в Голливуде. Не удивительно, что бывший кумир советских кинозрителей не жалел о своём выборе. А когда у постаревшего Видова российские журналисты спросили, счастлив ли он в Америке, актёр ответил: «В Союзе людям «обрубали руки», нельзя было ничего делать. А здесь - пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь - хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык».

Олег Видов. Фото: www.globallookpress.com




Top