Описание картины без вести пропавший 1946. Помню Андрея Горского, художника Памяти

«Служенье муз не терпит суеты…». Но и служение Памяти тоже. И о людях, всей жизнью своей свершавших это служение, завещано нам помнить

«Пропавший без вести». Андрей Горский

С 11 по 19 апреля в столичном ЦДРИ, что рядом с метро «Кузнецкий мост», проходит выставка — в честь 90-летия со дня рождения — живописца Андрея Горского. Сегодня там — вечер его памяти. Начало в 17:00. Чисто по-человечески, он интересен уже тем, что принадлежал к семейному гнезду ученика Валентина Серова, Константина Коровина и Абрама Архипова — Николая Чернышёва, по отношению к которому, чем дальше уходят в историю годы его жизни, тем чаще слышится: великий русский художник. Из этого гнезда — его дочери Полина и Екатерина и внук Николай, сами ставшие замечательными мастерами, которые продолжают семейную художественную традицию, но каждый — со своим, индивидуальным почерком.

Андрея Горского, мужа Екатерины Чернышёвой, я называю для себя художником Памяти. Написанное им, ещё совсем молодым человеком, полотно «Без вести пропавший» стало одним из живописных символов Памяти о Великой войне. Но у Памяти, пронизывающей всё его творчество, есть и более близкая к нашим дням ипостась. В годы, когда с лица столицы с неумолимой последовательностью, диктуемой беспардонной новорусской погоней за наживой любой ценой, исчезали её неповторимые, невоспроизводимые в новоделах, исторические черты, Горский с упорством, упрямством даже, писал, писал и ещё раз писал эту уходящую от нас историю с её тихими тенистыми улочками и переулками, храмами, монастырями. Стремился не просто запечатлеть их облик, но выразить их дух, что не под силу даже самым достоверным фотоснимкам.

И он не просто писал такие полотна. Будучи членом Комиссии Союза художников СССР по охране памятников истории и культуры, много сделал для реальной защиты московской старины, для спасения её архитектурных жемчужин.

И ещё была в его полотнах Память о непростом «простом» человеке.

Одна из трагедий, запрограммированных в людском бытии, — наше тотальное беспамятство. Конечно, храним в музеях и архивах память об известных предшественниках, пытаемся передавать из поколений в поколения семейные альбомы, дневники, реликвии. Но сколько всё-таки — тысячи, миллионы даже — судеб живших на земле людей бесследно исчезло в волнах реки забвения Леты.

И сегодня исчезает. И завтра ещё будет исчезать. И это при всех наших технических возможностях загнать в одну 128-гигобайтную флешку целую библиотеку.

Я вот только что прочёл новую повесть моего школьного товарища Исаака Шапиро (живёт сейчас в Израиле, книги свои пишет по-русски, издаёт их в Москве; предыдущая была очень сильная — о военном детстве). Герой повести прожил три нелёгкие жизни — колхозного конюха, влюблённого в свою работу и в своих лошадей, настоящего мастера своего дела; заключённого ГУЛАГа; фронтовика.

Но вот перестали приходить с фронта его письма сестре, беспомощному инвалиду. Да к тому же умер бывший его помощник по конюшне, единственный человек, который читал ей эти письма. И вообще, помогал ей выжить (и навряд ли она сама долго после этого проживёт). Теперь даже если и придёт похоронка или сообщение: «пропал без вести», некому его будет получать. И всё. Нет больше человека. Как будто и не жил он на земле.

Этой же болью Памяти, этим протестным несогласием души с вычёркиванием человеческой судьбы из жизни полна картина Горского «Последние жители деревни Мартус», что в тверских краях. Деревни, в которой осталось всего-то пять домов. И не только вот эта конкретная деревня, но и вообще русская деревня. Я знаю, например, такую же деревню в Псковской области, где тоже осталось всего пять домов. Имя у той деревни звучное — Москва. И несть числа по Руси таким вот последним из последних.

Может быть, это право на несогласие с самой историей, протестом против трагических, бесчеловечных её поворотов, сильнее всего прозвучало в упомянутом в самом начале полотне «Без вести пропавший», утвердившем его когда-то в числе ведущих молодых художников страны. История рождения этой картины: приехав летом на этюды в приволжское село Высокополье, Горский остановился на простой в доме Феодосьи Егоровны Пуховой, у которой все трое сыновей погибли на Великой Отечественной. Её рассказ потряс художника: «Получила я первую похоронку, билась, криком кричала на всю деревню, получила вторую, кричала… но уже потише; а когда получила третью, осела без сил на землю и совсем тихо: и он туда же… Так мы и остались со стариком одни, а как помер хозяин, остались я и коза в доме».

К этому сам Горский добавлял: в деревню Высокополье на 35 домов с войны вернулся только один солдат, да и то без ноги, и, повторяя подвиг Маресьева, трудился на тракторе.

Понятно, что матери, вдовы и этой деревни, и тысяч других российских деревень никогда не смирятся с очевидностью и до самой смерти (а сегодня уже тоже остались последние из последних) будут ждать возвращения своих сыновей и мужей. Вот это возвращение как протест против очевидной его невозможности и написал тогда Горский на фоне широкого волжского пейзажа, с неповторимо своими «небесами Горского», с «куском земли, припавшим к трем березам», с той горстью земли, которая годится, чтоб «видеть в ней приметы всей земли» — совсем как у Константина Симонова в его «Родине».

Полотно это объемное с временнόй точки зрения. Оно позволяет увидеть одновременно и сцену невозможной, но утверждаемой воображением художника встречи, и прощание, когда сыновья уходили на фронт.

Боль, пронизывающая эти краски, и сегодня, может быть, реальный путь добраться до юных душ, для коих «пропал без вести в Интернете» куда понятнее, чем «пропал без вести на войне». Впрочем, возможно, я не справедлив к молодым. У них ведь тоже есть свои пропавшие без вести на локальных войнах последних десятилетий.

Горский Андрей Петрович
Народный художник Российской Федерации. 1926. Родился 17 апреля в г. Москве в семье доктора медицины Горского Петра Андреевича
1936. Занимается в изостудии Дома культуры Бауманского района (педагоги М.А.Смирнов и В.Н.Руцай)
1939. Поступает во 2-й класс Московской (МСХШ) средней художественной школы при Государственном художественном институте им. В.И.Сурикова
1941-1942. Во время войны находится в эвакуации в г.Перми, а затем в селе Воскресенском Башкирской АССР, куда была эвакуирована МСХШ
1942. Возвращение в Москву. Ведет занятия в студии в Доме пионеров Красногвардейского района
1943-1946. Учится в МСХШ. Поступает в государственный художественный институт им. В.И.Сурикова
1946-52. Учится в Московском государственном художественном институте, которому было присвоено имя В.И.Сурикова. Работает в деревне Проскурниково (ст.Привалова в районе Каширы)
1952. Окончил с отличием Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (МГХИ им.В.И.Сурикова), выполнив серию композиций на тему оперы М.Мусоргского "Хованщина", из которых семь экспонировались на выставке в залах Академии художеств СССР
1951. Вступает в члены Московского Товарищества Художников (МТХ)
С 1956. Член СХ СССР по секции живописи
1982. Присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР" 1984. Персональная выставка в залах СХ СССР в Москве (Кузнецкий мост, 20) Персональная выставка в г.Ленинграде в залах СХ РСФСР (Большеохтинский пр.,6)
1990. Участвуют в выставке советской живописи в Париже под эгидой ЮНЕСКО
1997. Участник выставок в ЦДХ, посвященных 850-летию г.Москвы

Как живописец А.Горский сложился уже в годы своей учебы. Заканчивая институт, художник выполнил серию картин на темы, связанные с яркими и трагедийными событиями русской истории XVII века. И в дальнейшем произведения Горского будут наполнять раздумья об исторических судьбах русского народа, любовь к национальной культуре, к повседневной жизни народа, захолустных деревень и провинциальных городков, воспоминания о Великой Отечественной войне. По признанию самого художника в искусстве его постоянно привлекает образ человека, его духовный мир, раскрывающийся в отношении к природе, в труде и творчестве. Горским выполнена серия выразительных портретов современников, органично сочетающих эмоциональное и аналитическое начала, одухотворенную энергию сочной живописи и композиционную продуманность, симфоническое взаимодействие крупных цветовых пятен с живой, перетекающей пластикой более мелких мазков.
Горский воспринимает жизнь целостно и полифонично, в связи и перекличке эпох - бережно хранимой памяти о прошлом и мечты о будущем в переживаниях радости и боли. Большинству произведений художника в той или иной мере присущи драматические интонации. Иногда они перерастают в гимн человеческому духу, народному мужеству и героизму, красоте, пронесенной через все испытания.

Картины Горского захватывают зрителя одухотворенностью образов, активностью той энергии гуманизма, что заложена в них, общественным пафосом, особенно понятным и ценимым в России. Изображая жизнь, художник деятельно участвует в ней, утверждая нравственные и эстетические ценности. Горский - художник никогда не отделим от Горского историка и теоретика русской культуры, организатора и общественного деятеля. Ведет огромную работу в Союзе художников России, являясь председателем выставочной комиссии Московского Союза художников России, являясь председателем выставочной комиссии Московского Союза художников, много лет возглавлял комиссию по охране памятников истории и культуры.

Постоянный участник республиканских, московских и зарубежных выставок.
Работы художника представлены в Третьяковской галерее, в частных коллекциях, крупнейших музеях и галереях России, Италии, Японии, США, Франции и др. стран.

Список иллюстраций:

Мавзолей В.И. Ленина (левая часть триптиха "Москва Красная площадь").
Собор Василия Блаженного (правая часть триптиха "Москва Красная площадь").
Последний снег апреля. Река Мета.
Нина Заворова.
Спасская башня Московского Кремля (центральная часть триптиха "Москва Красная площадь").
Москва. Светает.
Автопортрет, 1946 г.
Былое Москвы.
Апрель. Начало реки Меты.
Без вести пропавший, 1946 г.
Рассвет. Москва XVII века.
Валя из Переславля-Залесского.
Сережа нездоров.
Русь уходящая.




Copyright МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

Сочинение описание по картине А.П.Горского >.

Ответы:

Почти в каждой семье нашей страны есть родственники, без вести пропавшие во время Великой Отечественной войны. Какие-то разрозненные сведения хранятся в семье, у кого-то сохранились фотографий. Но когда видишь фамилию родного человека в донесении базы «Мемориал», например, почему-то отчетливее представляешь поезд под обстрелом, окопы … И кажется, что если узнаешь хоть что-то еще, твой солдат не будет таким одиноким в своей безвестной могиле. И надеешься, что не вернувшиеся воины не останутся без молитв.На Вахте памяти в Комаричском районе Брянской области были подняты останки бойца. В нагрудном кармане его гимнастерки лежала медаль "За боевые заслуги" с номером 161443. Из Западного военного округа пришел ответ: этой медалью был награжден старший сержант Кузнецов Владимир Михайлович. Родился в 1914 году. Русский. Его матерью была Мария Семеновна Кузнецова. Был призван в Саратовской области, Энгельсским райвоенкоматом. Последнее место жительства - город Владивосток. Владимир Михайлович Кузнецов погиб в составе 470-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии 28 августа 1943 года. Таким образом, со дня гибели бойца прошло, можно сказать, ровно 70 лет. И теперь к нему вернулось не только имя, но и шанс, что на его торжественных похоронах будут родные люди.

Похожие вопросы

  • Чему учит книга "остров сокровищ " ?
  • Помогите решить Х не понимаю просто 1)12х-5х=3,192 2)7х+5х+0,28=9,1 3)6х-147=22,05 4)7,48-12х=2,68
  • моторная лодка в 11:00 вышла из пункта А в пункт В. Пробыв в пункте В 2 часа 30 минут,лодка отправилась назад и вернулась в пункт А в 21:00. На каком расстоянии от пункта А находится пункт В, если скорость течения реки 3 км/ч, а собственная скорость лодки 9 км/ч?
  • решите пожалуйста 7x-8,3=28,1
  • Если секретарь будет печатать в день 15 страниц то он выполнит работу за 8 дней На сколько больше страниц в день он должен печатать чтобы выполнять работу за 6 дней?
  • окислительно восстановительные реакции 3 MgO+P2O5=Mg3(Po4)2 5HNO3+3P+2H2O=3H3PO4 +5NO решите
  • . Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и веществом окислителем в ней. A.​ C + O2 = CO2 1. Na B.​ HCI + Na = NaCI + H2 2. C 3. HCI 4. O2
  • помогите с ударением! два крУга или два кругА?
  • З ким залишиться Софійка Олена та Микола мають 5-річну доньку Софійку. Після відпустки по догляду за дитиною Олена втратила роботу у зв’язку зі закриттям фабрики, де вона раніше працювала комірницею. Разом з подругою Олена поїхала до Італії, де нелегально влаштувалась на роботу гувернанткою. Маленька Софійка залишилась з батьком та бабунею 55 років, які доглядали та виховували її весь цей час. Перший рік Олена кожного тижня дзвонила і надсилала невеличкі фошові суми на утримання дитини. За рік вона перестала дзвонити, а ще через рік - і надсилати гроші. Микола не розшукував дружину, оскільки на той час Софійка важко захворіла, і батько віддавав їй усю увагу, сили й час. Олена щойно повернулась з Італії, де пропрацювала три роки. Вона заявила Миколі,

План – конспект урока по русскому языку

по теме «Подготовка к сочинению – рассуждению по картине А.П.Горского «Без вести пропавший.1946»

Подготовила: Каретникова О.А., учитель русского языка и литературы

Цель урока:

Обучающая: описанию сюжетной картины, словесному выражению своих впечатлений от полотна А.П.Горского;

Развивающая: умение писать сочинение – рассуждение с использованием читательского опыта; развитие критического мышления;

Воспитательная: чувство гордости за свой народ, победивший в страшные годы войны; чувство долга перед Отечеством, любви к Родине.

Эпиграф к уроку – строки стихотворения К.Симонова «Жди меня»

ЖДИ МЕНЯ
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(1941)

Ход урока

I .Оргмомент

Учитель приветствует детей

II .Мотивация учебной деятельности

Беседа по прочитанному тексту:

2. С помощью какой синтаксической единицы мы узнаем об огромной любви отца к сыну?

3. Свершилось ли то, о чем писал солдат?

4. Представьте, что вы тот сын, который получил эту весточку от отца. Повлияла бы она на твою жизненную позицию?

    Чувство гордости, ведь несмотря на то, что оно написано в 1942 году, солдат уверен в победе над врагом;

    2.Чувство восхищения, ведь солдат не жалуется на судьбу, а смело готов принять смерть за будущее счастье своего сына;

    Желание хранить и чтить память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

С помощью обращений с использованием ласкательных слов: «мой любимый сыночек»

    Фашизм побежден;

    В учебниках истории мы читаем о подвигах героев;

    Снято множество документальных и художественных фильмов;

    Возведены «памятники Победы», и не только в нашей стране;

    Вот уже несколько поколений чествует ветеранов, проводит акцию «Бессмертный полк».

Гордился бы своим отцом, добился бы в жизни тех успехов, о которых писал отец, работал бы на благо той Родины, которую он защищал, брег бы память об отце…

Учитель: Сегодня в предверии празднования Дня Победы мы поговорим о творчестве русских художников, которые отобразили войну на своих полотнах, конкретно остановимся на картине А.П.Горского «Без вести пропавший.1946», подготовимся к написанию сочинения – рассуждения, которое позволит вам передать свои суждения о Великой Отечественной войне.

Ученики: записывают тему урока.

III .Работа над темой урока

    Учитель представляет презентацию «Художники о Великой Отечественной войне», комментируя сюжеты картин, обращая внимание учеников на детали, позволяющие понять смысл полотен.

    Чтение эпиграфа урока во время просмотра картины А.П.Горского «Без вести пропавший.1946»

    Работа над подготовкой к сочинению – рассуждению по картине А.П.Горского «Без вести пропавший.1946»

А) Тема картины: Встреча сына с матерью;

Б) Главные герои: в центре картины – сын и мать

В)Постановка проблемного вопроса «О чем думает солдат?»

Г) Составление плана сочинения – рассуждения на поставленный проблемный вопрос

I .Тема Великой Отечественной войны в искусстве(живопись, литература, кино)

II .Описание картины с элементами рассуждения:

    Центр картины: сын

    Второй план картины:

    Задний план картины:

    Настроение картины, впечатление

    Вывод (значение таких полотен для нас, современников)

В потрепанной шинели, в стоптанных сапогах (долгие годы испытаний, долгая дорога к победе над врагом)

На лице шрам (жестокие бои)

Грустные глаза смотрят на опустевшее село (война не пощадила его жителей, ему придется многое сделать, чтобы наладить мирную жизнь в селе; а может быть, он вспомнил детство, когда с друзьями шел по этим улицам на рыбалку – ученики могут привести свои предположения)

Руки широкие, жилистые(рывшие окопы, не один год сжимавшие автомат) нежно прижимают мать к груди(он теперь защита и опора этой хрупкой, но одновременно сильной женщины)

Ниже сына- солдата, исхудавшая, обессиленная от горя, ведь она получила известие о том, что сын пропал без вести

Босые ноги (возможно, не успела обуться, выбежав навстречу сыну)

Черное платье говорит о трауре женщины после полученного известия, теперь она сменит его на яркое, праздничное, ведь сын вернулся домой всем смертям на зло

Она вцепилась сына, боясь потерять его снова.

Молодые, тянущиеся к солнцу, немые свидетели военного лихолетья, горя матери и ее неожиданной радости(возможно, под ними подолгу стояла мать, выглядывая своего сына – дети делают свои предположения)

Низкие, почти черные дома, в которых нет жизни(возле них не видно людей)

Широкая, полноводная

На всю картину голубое, покрытое облаками. Несколько темных облаков как отзвук прошедшей войны, но светлое небо как символ мира дает надежду на светлое мирное будущее.

Картина вызывает смешанные чувства: и радость от встречи близких людей, и грусть о том, сколько пришлось пережить этим людям, и надежда на возрождение мирного, светлого будущего

В картинах отображена вся летопись Великой Отечественной войны, они не дают нам забыть о страшной трагедии человечества, призывают беречь мир и помнить своих героев.

IV . Запись домашнего задания: написать сочинение – рассуждение по картине А.П.Горского «Без вести пропавший.1946», используя записанный рабочий материал.

V . Рефлексия

Учитель: Какие чувства у вас вызвал сегодняшний урок?

Актуальны ли вопросы, которые мы обговорили?

Готовы ли вы к письменной работе по картине?

Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже не должна была бы и ждать солдата. Но тут он, к счастью, вернулся!

Картина в красивых сине-голубых тонах. Тут изображено, я думаю, лето. Листья на деревьях, трава – всё зеленое. Небо высокое и синее, по нему бегут облака белые. Хотя тут есть и тучи, и тень на земле от них. Но, кажется, что летняя гроза прошла мимо. Вышло солнце – вместе с возвращением солдата. Думаю, что погода хорошо отражает состояние героини. У неё на душе было мрачно, но тут вернулся родной человек – и тучи разбежались! Вышло солнце… В реальности это сильный ветер разогнал облака, он треплет ветви деревьев, одежду героев.

На фоне видны деревенские домики – симпатичные, деревянные. Думаю, что это средняя полоса России. Тем более в центре картины – берёза, герои как раз под ней и встретились, то есть там целых три берёзы-сестры. По-моему, женщина плачет на груди у вернувшегося солдата. Но её, конечно, можно понять – это слёзы радости.

Пара обнимается. Но это не романтичные объятья – ощущение, что женщина просто упала в руки солдата. Это точно от чувств, у неё могла от счастья голова закружиться. Вернувшийся стоит прямо, поддерживает женщину, смотрит вдаль, точней, на деревню родную. Там за домиками широкая река, голубая вода начинает сиять на солнце.

На солдате темноватая одежда. У него плащ, сапоги, походный рюкзак. Волосы отрасли достаточно сильно – давно уж его брили! Возможно, что он был в плену. На женщине туго завязанный платок, темное платье. Она босиком! Или она очень бедна, или просто не успела обуться, так как бросилась к солдату. (Наверное, второе, так как даже у бедняков нашлись бы какие-нибудь лапти, тапки.)

Герои стоят на пригорке. Сейчас они отделены от всего мира своими чувствами. Я не удивлюсь, если, как в известном стихотворении, все уже попрощались с пропавшим без вести, но только его родная женщина ждала. И вот её надежды оправдались!

Хорошо, что в этой картине такой финал изображен замечательный. Скоро выбегут соседи, станут приветствовать, расспрашивать героя. Но пока это только их встреча – на двоих. Наверняка, мысль об этой встрече поддерживала и женщину тут, и мужчину там – на войне, помогала им пройти все трудности.

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка (описание)

    Ф.П. Решетников - это известный художник. Он написал множество чудесных картин, но самая любимая для многих людей это «Опять двойка»

  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова
  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)

    Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте

  • Сочинение по картине Радуга Нисского 7 класс

    Меня очень вдохновила эта картина, она пропитана верой в будущее, верой в человека и жизнелюбием. Радуга возвышается над железным подвесным мостом




Top