Виды архитектуры брянская область. Архитектура

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, видео, чтобы всё легко понять.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны , которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. , включая и на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.


Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом . Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока .
Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.


Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
  • Здания стали геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.


Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».


Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье . В статье описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о .

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.
После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.


Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.


Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Барокко

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма . Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.


Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время .

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого . Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво . Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30-40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг. Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.


Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль .

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму . Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.
Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованыключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.
Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.


Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.
Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Заберите её себе на стену в социальной сети, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки (Ctrl+D).

Архитектура... В этом слове заключается очень многое. На протяжении веков архитекторы трудились, оставляя после себя следы своих прекрасных произведений. Многие из их творений, к сожалению, утрачены в потоке времени. Но немало сохранилось до наших дней и радует ценителей различных видов архитектуры.

Определение понятия

В понятие архитектуры вложено довольно многое. Это, прежде всего, строительство. Но архитектор не просто что-то строит, сооружает. Он вкладывает в творение мастерство, стараясь создать что-то новое, уникальное. Один древний архитектор выделил три начала, на которых строится архитектура: прочность, польза и красота. Другой прибавил четвертое начало - целесообразность. Безусловно, эти качества проявляются в каждом здании, парке или фонтане, над которыми трудились их создатели.

Но архитектура - это не только просто строительство. Это еще и искусство создавать, проектировать что-то для практического применения людьми, для красоты, прочности и удобства. Она окружает нас повсюду. На протяжении истории человечества всегда были свои архитекторы, которые любили это искусство и передавали свои шедевры последующим поколениям.

Краткое рассмотрение видов и стилей архитектуры помогает видеть окружающий нас мир не просто, как массу или группу фигур, зданий, а как отдельные шедевры. Давайте ближе познакомимся с этим замечательным искусством и узнаем его особенности.

Главные виды архитектуры

Архитектура, как часть искусства, имеет свои области или направления. Градостроительство, ландшафтно-парковая и архитектура объемных, то есть, больших сооружений - основные виды архитектуры. Отдельно можно упомянуть еще дизайн внутреннего интерьера, архитектуру маленьких форм и другие. Но чаще всего остальные входят в какой-то из трех основных.

Градостроительство

Этот вид в современной архитектуре появился сравнительно недавно - в середине прошлого века. Он включает в себя проектирование и строительство новых населенных пунктов: мегаполисов, городов, поселков. Это обширная отрасль, которая охватывает разные сферы жизни человека в комплексе, то есть, не только жилье, но и все необходимое для жизни в обществе: школы, больницы, магазины и т. д. В этом виде рассматривается не только строительство, но и территория для расположения будущего населенного пункта. Стоит отметить, что градостроительство занимается также реконструкцией и сохранением старых построек, которые имеют большое значение для городов.

Архитектура сооружений

Этот вид играет большую роль в архитектуре. Сюда включаются крепостные, культовые постройки, жилые дома разных типов и размеров, общественные сооружения, такие как школы, музеи, магазины, театры, стадионы, а также промышленные здания, различные фабрики, заводы, станции. Архитекторы рассматривают, проектируют и строят различные здания, необходимые обществу, как отдельные единицы.

Ландшафтная архитектура

Среди современной архитектуры выделяют еще один, не менее значимый, вид. Он включает в себя все, что связано с благоустройством населенного пункта, его комфортабельностью, эстетикой. Парки, бульвары, улицы, площади, скверы со своими фонарями, памятниками, фонтанами, лавочками, деревьями, кустами, оградами, рекламными щитами входят в понятие ландшафтной архитектуры. Специалисты в этой области занимаются озеленением районов, территорий, находящихся рядом с домами и другими зданиями, а также оформлением садов и парков, которые являются прекрасным украшением и местом отдыха для своих посетителей.

Основные стили архитектуры

Как было отмечено, существуют разные виды архитектуры. Но не нужно забывать и о стилях, которые веками накладывали свой отпечаток на все, что нас окружает. Посещая музеи и картинные галереи, отправляясь на экскурсию по старинным городам разных стран, мы сталкиваемся с различными эпохами, проявленными в архитектуре. Каждый из стилей характеризуется своими особенностями. Стили обычно подразделяются по историческим периодам. Вот основные из них: античность, романский, готический, эпоха Возрождения или Ренессанс, барокко и рококо, классицизм, модерн, модернизм и постмодернизм. Обратим внимание на некоторые из них.

Архитектура в античности

Сперва скажем несколько слов о доантичном, то есть архаичном стиле. Он был характерен для таких древних государств, как Ассирия, Месопотамия и Древний Египет. Все сооружения, созданные до пятого века до нашей эры, принято относить именно к этому стилю. Что для них было характерно? Простота, довольно большие каменные строения, соблюдение геометрических фигур и пропорций. Однако имеются и различия в исполнении доантичного стиля. В Египте, к примеру, существовала определенная симметрия, а в Месопотамии - асимметрия.

Античность, как один из видов архитектуры, или стилей, прежде всего, относится к Древней Греции. Этот стиль проявлялся в строительстве жилых домов и храмов. Если говорить о культовых сооружениях, то их особенностями были толстые стены, отсутствие окон и наличие отверстия в потолке для попадания в здание света. Им присущи симметричность и ритмичность. В этот период была основана определенная система, названная ордерной. Она имела три направления. Первое, появившееся в пятом веке до нашей эры, это - коринфский ордер. Ему было присуще наличие колоннад. Появившийся веком ранее дорический ордер отличался чертами массивности и строгости. И последний, ионический, появился сравнительно позже остальных. Пользующийся популярностью в Малой Азии, ионический ордер имел более легкий, изящный характер строений.

Римляне сделали более богатой и роскошной ордерную систему, добавив декор и внедрив ее в строительство своих храмов и дворцов.

Архитектурное средневековье

Приблизительно в десятом веке появляется новый стиль, названный в XIX веке романским. Он просуществовал на протяжении двух-трех столетий. Этому периоду истории присуще строительство храмов и монастырей. В основе их лежали конструкции, имевшие формы простых геометрических фигур: куба, цилиндра, параллелепипеда. Постепенно эти конструкции совершенствовались, добавляя различные башни и галереи. Начало этого периода характерно своей росписью стен, а окончание - каменными рельефами на фасадах. Памятники этого самого своеобразного из видов архитектуры сохранились в Европе до наших дней.

Во второй половине XII века начинает зарождаться новый стиль - готический. Ему присущи конструкции с различными арками и сводами. Преимущественно он преобладал в строительстве церквей и соборов, которые впервые начали появляться в северной части средневековой Франции. К примеру, под Парижем в XII веке была построена церковь в этом стиле. С десятилетиями готика распространялась в других странах: в Швейцарии, Бельгии, Германии, Испании, Англии. Благодаря крестовым походам этот стиль проявился в сооружениях Сирии и Кипра. В XIV веке начали строить ратуши, применяя готический стиль для их украшений, а вместо крепостей - дворцы.

На смену готике приходит Ренессанс. В XV веке этот стиль начинает приобретать популярность. Ренессанс возвращает античный стиль, добавляя к нему нотки своих национальных традиций и взглядов, а также материалы, которые были доступны в этот период времени. Для строительства зданий архитекторы используют ордерную систему, а также характерную ей симметричность, простоту, пропорциональность, горизонтальность.

С усложнением конструкций и сооружений приходит следующий вид архитектуры - барокко, появившийся на рубеже XVI и XVII веков. Родиной стиля становится Италия. Барокко проявляется в строительстве дворцов, соборов, общественных сооружений. Основными отличительными чертами стиля становятся контрастность, динамичность, величественность, совмещение иллюзии и реальности, большое внимание уделяется декору и лепным элементам.

Наряду с барокко появляется стиль рококо, существовавший на протяжении XVIII века. Появляется легкость и приветливость в формах, исчезает строгая симметричность, практически исчезают прямые линии и плоские поверхности. Сохранившиеся до сегодняшних дней памятники стиля рококо привлекают нас своей игривостью и с легкостью переносят в ту эпоху. Виды архитектуры зданий приобретают своеобразные черты.

Классицизм, появившийся в середине XVIII века и существовавший на протяжении XIX, вновь возвращается к античным чертам: гармонии, простоте и монументальности.

Современные стили

На стыке XIX и XX веков появляется новый стиль - модерн. Он значительно расширяет возможности в строительстве с созданием новых материалов и технологий. Происходит отказ от углов и привычных линий, все направляется на естественность.

Следующим стилем становится модернизм, существовавший в XX веке. Он включает в себя различные подвиды архитектуры. Ему присуще создание всего нового и практичного, идущего в ногу со временем.

Итак, как видно из описания видов архитектуры, это искусство играло и играет огромную роль в жизни человека. Ее практичность и эстетичность помогают нам наслаждаться произведениями архитектуры и понимать, как на протяжении веков человечество развивалось, совершенствовалось, выражая это в различных деталях, чертах и фигурах.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Основные типы архитектурных сооружений по назначению:

Административные и общественные здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы),

Культовые здания,

Фортификационные постройки,

Промышленные постройки,

Транспортные постройки,

Инженерно-технические сооружения (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.).

Основные типы архитектурных сооружений по конструкции:

1. Шатровая (шалаш, чум, яранга, шатровые церкви).

2. Стоечно-балочная (русская изба, египетская, греческая и т. д. архитектура вплоть до возникновения Римской империи). Роль стоек-опор могут выполнять колонны, столбы, простенки, их сочетания. К стоечно-балочным конструкциям относятся и фахверковые постройки, возникшие во многих странах независимо друг от друга. Фахверк - это тип зданий, опорами в которых служат вертикальные элементы из дерева, металла, а пространства между ними заполнены другими менее прочными и небольшими элементами. Это могут быть камни, скрепленные раствором и обмазанные глиной, алебастром, известью; камни, чередующиеся с деревянными брусьями, жердями, досками; и даже стекло). Некоторые серии жилой застройки советского времени также имели стоечно-балочную конструкцию: железобетонные опоры и балки на них, заполнение могло выполняться из блоков, кирпичей и пр.

3. Сводчатая (Пантеон в Риме, базилики, византийские храмы, каменные палаты Древней Руси, глубокие станции московского метро).

4. Каркасно-нервюрная (готические постройки). Рациональная каркасно-нервюрная система, основанная на передаче распора сводов через упорные арки - аркбутаны на стоящие вне здания опорные столбы - контрфорсы, позволила перекрывать большие пролеты, максимально облегчить стены и развить пространство интерьера по вертикали (соборы в Париже, Реймсе и Амьене во Франции, Фрайбурге-им-Брайсгау и Кельне в Германии, Кентербери в Великобритании и др.).

5. Каркасно-несущая (каркасно-панельная, бескаркасные панельные, с безригельным каркасом, панельно-рамные). По сути это все та же стоечно-балочная конструкция, является основой всех современных построек, жилых домов массовой застройки, где опорами служат стены, возведенные из кирпича, блоков, панелей, монолитные стены, металлические сваи и опоры.

6. Монолитное строительство. Это технология возведения зданий и сооружений из железобетона, основанная на заполнении опалубки бетоном с введенной заранее арматурой. Она обладает широкими возможностями и позволяет в короткие сроки возводить здания и сооружения практически любой этажности и формы. Опалубка - это прочные щиты разных конфигураций. Типы опалубки: стеновая опалубка для горизонтальных или вертикальных поверхностей, стеновая ползущая, опалубка для возведения криволинейных конструкций. Монолитное строительство домов подразумевает использование нескольких вариантов каркасов: с несущими продольными стенами, с несущими поперечными стенами, с перекрытиями на несущих колоннах, то есть по сути дела на месте возведения здания создаются строительные конструкции, складывающиеся в ту же стоечно-балочную или каркасно-стеновую несущую конструкцию.

Здания по классам:

I класс - крупные здания общественного назначения, многоэтажные жилые здания, прочие уникальные объекты обслуживания городского населения.

II класс - многоэтажные жилые дома, общественные здания массового строительства.

III класс - жилые дома до 5 этажей, общественные здания малой вместимости, вспомогательные объекты.

IV класс - здания из собираемых конструкций до 2 этажей.

Здания по этажности:

1) малоэтажные - до 4 этажей,

2) многоэтажные - от 5 до 8 этажей,

3) повышенной этажности - от 9 до 24 этажей,

4) высотные - свыше 24 этажей.

Здания по конструктивным схемам:

С внешними и внутренними несущими стенами (природный камень, кирпич, укрупненный блок, железобетонные панели, монолитный бетон, железобетон);

С внутренним несущим каркасом из монолитных, сборных железобетонных, металлических элементов (ригельный железобетонный каркас, безригельный железобетонный каркас, металлокаркас, монолитный безригельный железобетонный);

Из объемных монолитных железобетонных блок-комнат заводского изготовления (могут быть с несущими стенами и комбинация с несущим каркасом);

Мобильные здания (для перемещения).

Здания по долговечности:

100 лет и более,

Не менее 50 лет,

Архитектура как вид искусства. Особенности положения в ряду пространственных искусств.

Архитектура тесно связана с социальной жизнью человека, с его социальными функциями в обществе, а они в свою очередь регламентируются теми идеальными нормами, которые складывались исторически вместе с системой мировоззрения (воззрения на мир, на его устройство), и первоначально вытекали из синкретического мифологического мировоззрения древних. Таким образом, здания, строения были тесно связаны с их функциональным назначением. Поддержание социального порядка, основанное на мифологическом представлении о мироустройстве, требовало устройства культовых сооружений. Безусловно, первые стоечно-балочные сооружения, которые появились в эпоху позднего неолита – мегалитические постройки, дольмены (рис.12.1.) – не жилища, а культовые сооружения, специфическое воздействие человека на природу ее же материалами, создание «искусственной природы» – то есть искусства.

Первоначально искусство древних было синкретическим, несло ряд функций. Особое положение архитектуры в ряду пространственных искусств состоит в том, чтов своем культовом значении архитектура формировалась как дом Бога, или дом, где человек может осуществить такую связь с Богом (где Бог или Боги персонифицируют целостное мироздание со всеми его взаимосвязями, жизнью и смертью).

Роль смерти в таких культовых сооружениях очень велика. Поэтому первые памятники архитектур связаны с гробницами, ритуальными захоронениями.

Постепенно человек стал ощущать себя представителем Бога на земле, и стал создавать «культовые строения» для себя. Так постепенно к функциям такого искусства как архитектура прибавилась еще одна функция – обеспечение жилища.

Искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности (под этим понятием мы понимаем чувственно-интуитивный опыт человека в построении своей социо-культурной, человеческой жизни). Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация человека и утверждение его самоценности. Искусство непринуждённо и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мировосприятие и мироотношение человека, способствует его развитию.

Искусство как мы видели ранее, многофункционально: оно познаёт, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции. Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Его специфика, отличающая его от всех других форм человеческой деятельности, в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, и через полифункциональность, многогранность образа осуществляет связь человека с целым, в этом смысле оно существует во имя людей, и его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь человека. Поэтому ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его.

Художественная культура представлена определенными видами искусства. Виды искусства - это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические материалы, краски в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств, для которых существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа, который не изменяются во времени и воспринимаются зрением (архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотография).

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция, они воспринимаются зрением и слухом (музыка, литература).

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (хореография, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство).

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Пространственные виды искусства называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения этих видов искусств существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.

Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение пространственного искусства. Отсюда проистекает образная значимость в пространственном искусстве плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники.

Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.

Пространственные искусства входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина).



Архитекту́ра (греч. αρχη - здесь: основа, происхождение; и лат. tectum - дом, укрытие) - это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».

Специфика архитектуры как вида искусства.

1) двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, так как она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура складывается из трёх формообразующих факторов: конструктивного, эстетического и эргономического. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура - это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) архитектура как вид искусства статична, пространственна.

3) архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.

4) архитектура тяготеет к существованию в виде ансамблей. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.

5) архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи как мы сказали первоначально, это идеи выражающие определенное на данном историческом этапе соотношение искусственной природы человека (в том числе ее технических возможностей) к естественной природе.

6) она тесно связана с социальной средой, ярко отражает эпоху и одновременно создает её стиль.




Top