Том Диксон (Tom Dixon) - промышленный дизайнер, Великобритания. Проекты Тома Диксона

Том Диксон , кавалер ордена Британской империи с 2001 года, британский дизайнер-самоучка, родился 21 мая 1959 года, в Сфаксе, в Тунисе. В возрасте 4-х лет родители перевезли его в Великобританию.

В настоящее время Том является креативным директором одноименного бренда Tom Dixon, который специализируется на производстве дизайнерского освещения, мебели и аксессуаров. Его работы приобретены музеями по всему миру, включая Музей Виктории и Альберта, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Центр Жоржа Помпиду в Париже.

Первоначально Том хотел стать музыкантом и изучал игру на бас-гитаре. Профессионально занимаясь музыкой до 23 лет, в 1982 году он записал альбом с группой Funkapolitan в студии Джими Хендрикса в Нью-Йорке. Том Диксон стал заниматься дизайном совершенно случайно, когда у него оказалось большое количество свободного времени во время восстановления после аварии на мотоцикле. Он нигде не учился специально, «художественной школой» для него стали эксперименты со сваркой в попытке отремонтировать свой ​​мотоцикл.

В мире дизайна Том стал известен в середине 1980-х годов как «талантливый неопытный дизайнер, активно использующий в производстве своей мебели сварку». Очень быстро Том стал одним из самых обсуждаемых авангардных дизайнеров. Диксон создал студию Space как пространство для творчества и экспериментов для себя и других молодых дизайнеров. К концу 1980-х годов Диксон уже работал совместно с итальянским гигантом Cappellini, для которых спроектировал знаковый стул «S».

В 1990-е годы имя Тома Диксона стало отождествляться с его Jack - дизайнерским продуктом из полипропилена, который «сидит, стоит, и светится» и который он создал уже в рамках собственной компании Eurolounge. В 1998 году Том был назначен главой дизайн-студии Habitat, затем занимал должность креативного директора до 2008 года. Том Диксон был публичным лицом команды, ответственной за омоложение бренда Habitat.

В 2002 году Том Диксон основал собственный бренд Tom Dixon. Компания расположилась в районе Портобелло в Лондоне. Спектр производимых компанией предметов дизайнерского освещения и мебели славится своим инновационным современным проектированием.

В 2004 году частная шведская инвестиционная компания Proventus объединилась с Томом Диксоном для создания холдинга, который бы занимался проектированием и разработкой инновационной дизайнерской продукции.

Бренд Tom Dixon демонстрирует новые коллекции предметов дизайнерского освещения и мебели на Миланской биеналле и на Лондонском фестивале дизайна. Продукция компании имеет международный статус и продается в 65 странах.

В 2007 году Диксон запустил дизайн-студию Design Research Studio, которая занимается архитектурным проектированием и разработкой дизайна интерьеров. Среди известных проектов Тома - ресторан в Королевской академии и ресторан Джейми Оливера в Лондоне.

В 2004 году Том Диксон стал обладателем почетной докторской степени Бирмингемского университета, а в 2007 году получил докторскую степень Университета искусств в Лондоне.

Работы Тома Диксона украшают интерьеры Теренса Конрана, Жан-Поля Готье, Ромео Джильи, Ральфа Лорена и Вивьен Вествуд.

«Я думаю, что хороший дизайнер тот, кто сумел собрать в единое целое понимание материалов и веру в улучшение функциональности - и он ставит форму на последнее место в результатах этих экспериментов. Я бываю дизайнером очень редко. Как правило, я остаюсь на периферии, популярность моих продуктов вытекает из интереса к материалам и технологиям», - говорит Том Диксон.

Том Диксон (Tom Dixon) – знаменитый промышленный дизайнер современности. Его работы узнаются с первого взгляда по каркасным конструкциям и преобладанию металла.

Работы Тома Диксона интересуют многих молодых дизайнеров, как и история его успеха и карьеры. Его жизнь стала примером всестороннего развития и смелости выбора. Чтобы проследить за жизнью неординарного творческого человека: бас-гитариста, сварщика, затем и арт-директора Habitat и Artek, ознакомимся с биографией Тома Диксона.

Дизайнер родился в тунисском городе Сфаксе в 1959. Его мать родом из Латвии, а отец – британец. Когда будущему дизайнеру было 4 года, его семья переехала в Великобританию. В Лондоне Том провел детство, учился в школе. В подростковом возрасте Диксон поступил в художественную школу. Однако учебу пришлось прервать из-за серьёзной мотоциклетной аварии, после которой он три месяца провел на больничной койке.

После отчисления из школы, мальчик стал играть на бас-гитаре, выступал в составе рок-групп. Спустя несколько лет он вновь попадал в аварию (тоже на мотоцикле) и долго не мог участвовать в музыкальных выступлениях.

На протяжении двух лет юноша работал кладовщиком в подвале ночного клуба. Параллельно увлекался сваркой. Из-за ночного образа жизни, у него появлялось много времени для экспериментов. В итоге сварка – окончательно захватила внимание парня.

Сам Диксон, вспоминая молодость, говорит, что обе аварии коренным образом меняли его жизнь и перспективы. Первая убила в нем прилежного ученика, вторая – музыканта, бас-гитариста. Говоря о жизни, дизайнер Том Диксон отмечает, что не уверен, оказался бы в его руках сварочный аппарат, если не случились две угрожающие жизни, аварии.

На тот момент, сварка не имела отношения к дизайну. Его восхищали тонкие полосы расплавленного металла, восторгала сама возможность создавать цельные металлические конструкции за считаные секунды.

Он смотрел на Лондон не так, как другие. Он видел обломки металлолома – ненужные детали для будущих шедевров.

Из-за ночной работы у Диксона не было финансовых, он мог позволить себе создавать вещи просто ради самовыражения.

В 26 лет Диксон открыл фирму Creative Salvage. В 1994 мастерская была переименована в Space, позднее в Tom Dixon Studio.

Дизайнерская студия имеет официальный сайт - tomdixon.net. Посетив ресурс, каждый может ознакомиться с работами дизайнера, интеграцией шедевров в интерьере и экстерьере.

Цитаты

  • «Когда люди начали покупать это, я понял, что стал алхимиком, ведь научился превращать металл в золото».
  • «Я видел кучу металлолома… Одна деталь мне казалась спинкой стула, другая - ножкой стола».
  • «Я уверен, что в руках у меня никогда не оказался сварочный аппарат, если бы не авария на мотоцикле».

Том Диксон - самоучка, единственная профессиональная школа – однодневный курс ремонта автомобильного бампера.

Проекты Тома Диксона

Tom Dixon Studio занимается созданием мебели, светильников и торшеров. Также Том Диксон создает проекты дизайна интерьера и декора. Продукция выпускается ограниченными тиражами либо в единичных экземплярах.

Первые творения - Kitchenchair и стул S не вызвали особого восторга среди покупателей и дизайнеров середины 80-х годов. Kitchenchair представлял собой довольно брутальную и массивную конструкцию, а стул S - деревянное утонченное изделие. Работами заинтересовался известный дизайнер мебели Джулио Каппеллини. После знакомства с ним, карьера Диксона стала расти. Уже в 1989 Каппеллини начал производить S-chair. В 1990 модель стала частью коллекции американского музея современного искусства.

«Мы должны убедить людей меньше потреблять!» - говорит Том Диксон (Tom Dixon). Бывший хулиган, лентяй, байкер и бас-гитарист сегодня полон горечи и вот-вот начнет проповедовать... Он родился 21 мая 1959 года в Тунисе, учился в художественной школе в Челси, но оставил ее, равно как позже и музыкальное поприще, из-за мотоциклетных аварий и переломов.

Звезда современного британского дизайна, он никогда не имел системного образования. Что не помешало Тому раньше многих занятся выпуском предметов limited edition. В те времена, когда Филипп Старк грезил заполонить весь мир своими соковыжималками, Диксон открывал мастерские по созданию уникатов: мебели и светильников из металла.

TOM DIXON Промдизайнер. Дебютировал в 1983-м перформансом в лондонском клубе «Титаник». Потом были Kitchen Chair (1987) из старых сковородок, S-Chair (1988). До сих пор Cappellini выпускает его кресло Pylon. C 1998-го - глава дизайнерского отдела Habitat. Работал для Asplund, Driade, Moroso. В 2002-м основал свою фирму Tom Dixon, прославился светильниками-шарами Cooper Shade и Metall Balls. С 2006-го - арт-директор Artek.

Добившись всех почестей, став арт-директором знаменитой фабрики Artek, получив персональную выставку в лондонском Музее дизайна и собственное производство, он никогда не забывает помощь Джулио Каппеллини (Cappellini), создателя интернационального стиля и основателя легендарной марки. «Честно говоря, я не помню, чтобы когда-нибудь сознательно хотел стать промдизайнером. Произошло это как-то постепенно, после того как я сначала не стал художником, а потом ремесленником. Зато прекрасно помню момент, когда я твердо решил, что назад пути нет. Это случилось 
в январе 1989 года в аэропорту Милана. Меня встречал водитель Джулио Каппеллини с табличкой, на которой было написано: «Господин Том Диксон»...

S-Chair, Cappellini. 1991/1992. Металл, ткань.

Будучи англичанином до мозга костей, он очень критичен к UK. «Я не преувеличу, если скажу, что в 1980-х, в конце эпохи Тэтчер, Англия была культурной пустыней. В промышленности произошел коллапс, и я не видел поддержки идеям. Помощь от Совета по дизайну была несерьезной. Они помогали не тем». В 2002 году он основал собственное производство, фирму Tom Dixon. Среди первых работ оказалась серия Fresh Fat. «Cвежим жиром» именовались стулья, сосуды и пристенный столик, сплетенные из пластиковых трубок. В 2003 году Диксон экспериментировал 
с биорастворимыми материалами и бамбуком. И делал это не случайно. Том Диксон запаниковал гораздо раньше собратьев по цеху. В том же 2003-м, когда большинство звезд проектировали предметы-ловушки для шальных нефтедолларов, он первым открыл интернет-проект, который назывался необычайно модным сейчас словом sustainability («экологическая устойчивость»).

И до сих пор Диксон играет на опережение. «Делаем диваны в одном конце земного шара, затем везем через моря и океаны, заталкиваем их на склады и продаем опять 
в другой конец земли. Рынок мебели вопиюще старомоден! Один из путей спасения - функциональный дизайн на все времена».

Сегодня он с удовольствием проектирует кафе и рестораны, собственные корнеры и магазины, коллекции цементной плитки (Tom Dixon для Bisazza) и ковров (). В январе 2016 года на парижской выставке maison&objet он рекламировал свои коллекции из меди, в который раз признавшись в любви к металлам.

В апреле 2016 года для посетителей миланской недели дизайна (Milan Design Week) он откроет The Restaurant в La Rotonda della Besana, здании XVII века в центре города. Футуристичные кухни и столовые, созданные Tom Dixon совместно с Caesarstone, предстанут во время интерактивной инсталляции в интерьерах барочной церкви.

Проект The Cinema. Tom Dixon. 2015. Стулья Wingback.

Интерьерное решение в рамках проекта The Cinema. Светильники Melt. 2015.

Аксессуары. Tom Dixon. 2015. Проект The Cinema.

Adidas by Tom Dixon. Капсульная коллекция. 2014.

Том Диксон (Tom Dixon ) - английский дизайнер, артдиректор сети магазинов Habitat и глава художественного департамента Artek.

«Однажды меня назвали «позвоночным дизайнером». Это значит, что я проектирую от остова и не интересуюсь поверхностью. Это так. Многие дизайнеры прошли через это».

Работая в начале 80-х можно было бы воспользоваться чужим опытом, но я пребывал в блаженном неведении и старался разработать собственный метод - в силу необходимости и наивного оптимизма.

Том Диксон родился в городе Сфакс (Тунис) в 1959 году и переехал вместе с семьёй в Англию, когда ему было четыре года. Он посещал Школу искусств в Челси (Chelsea Art School), но несчастный случай запер его на три месяца в больнице. Из школы Тома отчислили, и он провёл пару лет, играя на бас-гитаре в диско-группе Funkapolitan, пока другой несчастный случай не лишил его возможности выступать.

Играя в ночных клубах, Том имел массу свободного времени в течение дня, что привело его к новому увлечению - экспериментам с металлоломом, из которого с помощью сварочной машины он создает необычные скульптуры. Технике сварки его обучил друг, причём всего за один урок. Свежеприобретённые навыки он сразу же начал использовать в работе, исследуя декоративные и конструкторские возможности переработанных материалов и промышленных отходов. Диксон работал без эскизов, используя в качестве материалов рельсы, строительную арматуру, внутренние детали автомобиля и кастрюли.

Обе аварии Том Диксон считает поворотными моментами своей жизни: «… первая авария закончила мое кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути».

«Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность.

Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото».

В 1985 году Том Диксон открывает свою мастерскую - Creative Salvage (Творческий Утиль), которая в 1994 году меняет имя на Space. Мастерская занимается созданием мебели и светильников, выпуская предметы в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Кухонный стул - Kitchen chair (1987) и стул S (1988), которые осознанно не отличались совершенством исполнения, характерным промышленно выпущенным продуктам, типичны для работ Тома Диксона этого периода. Вскоре скульптурные работы Тома привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) - легенда мирового дизайна, итальянский гуру в области производства дизайнерской мебели. Многие молодые «звезды», такие как англичанин Джаспер Моррисон, австралиец Марк Ньюсон, итальянец Родольфо Дордони или французы братья Буруллек, взошли на небосклон современного индустриального дизайна именно благодаря Сappellini. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

«Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня идея быть промышленником для меня более предпочтительна.

Ключевой момент, возможно, настал в миланском аэропорту в январе 1989, когда меня встретил шофёр из CAPPELLINI с табличкой, на которой было написано «Mr. Dixon», в руках. До тех пор я не видел возможностей, которые даёт объединение дизайна и технологий.

Не будет преувеличением сказать, что в тэтчеровские восьмидесятые Англия была культурной пустыней. Промышленность переживала кризис и не считала целесообразным поддерживать возникающие идеи. Помощь, которую мы получили, конечно, была не от организаций типа совета по дизайну. Дифирамбы со стороны прессы ободряли, но это была не та помощь, в которой мы нуждались.

К счастью, это был англофил Джулио Каппелини, который обеспечил производственные мощности и видение, которое открыло целую новую вселенную для меня и многих других. Достаточно сказать, что я всё ещё жду звонка от моего первого британского производителя».

В течение 90-х работы Диксона становятся менее ориентированными на ремесленничество и более скульптурными по форме, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода - мебель для Cappellini. В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE , чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack light или, как говорит сам дизайнер «sitting, stacking, lighting thing». Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Назначение Тома Диксона арт-директором HABITAT в 1998 году считали спорным. Он всегда работал на себя, и не знал, что такое корпоративная культура. Основанная сэром Теренсом Конраном и некогда обладавшая, возможно, наибольшим влиянием на развитие британского дизайна, компания HABITAT позже сошла со своего пути. Диксон быстро вывел компанию из кризиса и завоевал авторитет, став в 2001 году её креативным директором.

«Мои друзья и знакомые были напуганы. Я ставил под угрозу свой творческий потенциал… Я должен был войти в душный мир корпоративной политики. Для меня, однако, это было всё равно что иметь огромную коробку с игрушками. Все технологии производства в мире - от изготовления корзин до литья карнизов. Проектирование любых товаров для дома... от забавных игрушек до двухъярусных кроватей, сорок стран, 85 магазинов. Всё по доступным ценам! В Европе нет другой такой работы! Я перешёл от индивидуализма к промышленному производству внезапно».

Поступив на работу в компанию, политикой которой является стремление сделать хорошую мебель доступной для каждого, дизайнер ознаменовал переход от индивидуальной творческой деятельности к массовому производству. В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.

Том Диксон по-прежнему начинает новые проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских производителей, а также для своей компании, основанной в 2001 году и носящей его имя. В 2004 году он был назначен арт-директором компании Artek , являясь также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году.

Artek, вероятно, единственная компания из модернистской эпохи, которая осталась в первоначальном виде. Компания имеет чрезвычайно богатое культурное и историческое наследие и уникальную позицию, но и она может исчезнуть без новых продуктов и прогрессивного мышления. Это серьёзный вызов. В настоящее время я являюсь совладельцем компании, и думаю, что теперь изменения принимаются легче. Я нахожусь в процессе исследования нововведений в области применения древесины и натуральных материалов, работаю над разработкой новых эстетических принципов компании.

Диксон является также руководителем фонда Bombay Sapphire , постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION. При поддержке фонда было создано одно из последних произведений Диксона - диван Bombay Sapphire Stretch – самый длинный в мире диван, длина которого составляет 45 м. Диван был выставлен в Миланском аэропорту в дни, когда в Милане проходила знаменитая мебельная выставка i Saloni Milano.

Когда я работаю как дизайнер, это касается тех вещей, которые мне действительно интересны - инжиниринг, маркетинг, а не только фактический процесс проектирования. Я думаю, что эффективные дизайнеры заинтересованы во всей цепочке. Робин Дэй, Вернер Пантон - такие люди действительно имеют намерение изменить мир через дизайн. Это очень скромный подход. Дизайнеры теперь слишком озабочены формой объекта и эволюцией внутри формы. Я думаю, что хороший дизайнер это тот, кому удаётся свести все элементы воедино – понимание материалов и веру в улучшение функциональности – тогда в результате экспериментов можно прийти к итоговой форме. Я редко бываю дизайнером. Как правило, я остаюсь на периферии, популярность моих продуктов вытекает из интереса к материалам и технологиям.

Я считаю, что я только-только становлюсь на ноги как дизайнер, я хочу создать ещё много вещей, которыми не занимался до сих пор: здания и мотоциклы, книги и ландшафтные проекты, продукты питания и дискотеки….













Известный английский бренд Tom Dixon был основан в 2002 году не менее известным британским дизайнером и архитектором Томом Диксоном. Том Диксон родился в 1959 году в Сфаксе (Тунис) и в возрасте 4-х лет вместе с родителями переехал в Англию. Еще не думая о карьере дизайнера, Том учился в художественной школе в Челси, пока не попал в аварию, из-за которой ему пришлось провести в больнице 3 месяца. Поправившись, Том бросил обучение и увлекся музыкой, став бас-гитаристом одной из групп. Вскоре новая авария, в которой Том ломает руку, закрывает перед ним дорогу к карьере профессионального музыканта, и он целиком уходит в работу над созданием своих металлических объектов. В 1985 году Том Диксон открывает свою мастерскую Creative Salvage, которая в 1994 году меняет название на Space. Мастерская занимается созданием мебели и светильников, выпуская предметы в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Диксон начинает показывать свою продукцию в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году выходит на выставочные подмостки Милана.
Вскоре скульптурные работы Тома привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. В течение 90-х работы Диксона становятся менее ориентированными на ремесленничество и более скульптурными по форме, интерес дизайнера привлекает пластмасса. В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack Light, который получил награду Millennium Mark в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско. В 1998 году Том Диксон возглавил дизайн студию компании Habitat, а в 2001 был назначен ее арт-директором.
Параллельно работе в других студиях, Том Диксон основывает в Портобелло в 2002 году свой собственный бренд, выпускающий предметы мебели и освещение, который на данный момент продаются в 65 странах мира. В 2004 году он был назначен арт-директором компании Artek, являясь также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году. В 2007 году Томом была открыта студия дизайна Design Research Studio, занимающаяся интерьерами и различными архитектурными проектами. Среди завершенных работ стоит отметить рестораны Королевской академии художеств и Джейми Оливера в Лондоне, Sea Containers House и Shoreditch House. В 2001 году Диксон был отмечен орденом Британской империи, а в 2007 году получил награду Best Retail Design.




Top