Самые знаменитые шедевры современной архитектуры мира.

Архитектура

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус (башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды). Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, - это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптура

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись

Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске - грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк - и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным - яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Искусство древнего царства

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство среднего царства

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, - привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Искусство нового царства

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, - он обнимает жену, ласкает ребёнка.

9. Искусство Древней Греции (архитектура, скульптура, живопись)

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность. Отсутствие гигантомании (скульптура Афродиты Милосской - высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки). В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя - на 17 тыс. зрителей. В театрах была чудесная акустика. Греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов: дорийские, ионийские, коринфские. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин кариатидами. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа. Стили. Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Ионический стиль. Все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии. Коринфский стиль. Возник позже других и отличался особенной пышностью.

Скульптура. Отличается совершенством форм и идеалистичностью. Материалы -мрамор, бронза, дерево или применяли смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Виды скульптуры: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней круглой скульптуры грубоваты, статичны. В основном это куросы - мужские фигуры и коры - женские. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поликлет изображал атлетов в состоянии покоя. Мирон изображал свои статуи в движении. Фидий - боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Работы всех трех скульпторов схожи, все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени.

Живопись . Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. Ранняя керамика - черно-фигурный стиль - черные изображения на красном фоне. Позже появился чернолаковый, стиль - черным лаком покрывался фон между росписями, которые выступали, сохраняя тон основного материала-обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер. Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла)- сосуд с высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) - сосуд в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик - сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) - высокий сосуд с тремя ручками. Видное место занимает орнамент. Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески, сохранившиеся в раскопанных городах Помпеях и Геркулануме. Изображения на греческих монетах, маленькие статуэтки, ювелирные изделия.

Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись)

Архитектура. Архитектура Рима принципиально отлична от греческой Греки вытесывали из цельных мраморных блоков, а римляне возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи скоб навешивали мраморную облицовку, приставляли колонны и профили. Памятники архитектуры покоряют своей мощью. Рассчитаны на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы). Идейным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Площади городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Арочные и сводчатые формы получили распространение в мостах и акведуках. Колизей (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний.

Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне остались позади греков. Лучшим был скульптурный портрет. Он сложился с начала I в. до н. э. Римляне пристально изучали лицо человека с его неповторимыми чертами. Греки стремились изобразить идеал, римляне - точно передать черты оригинала Глаза многих статуй изготовлены из цветной эмали Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи - памятники выдающимся личностям.

Живопись. Сохранилось немного. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, сюжеты мифологии, пейзажные зарисовки. Стены расписывали под цветной мрамор и яшму. Распространенным видом была мозаика и обработка, драгоценных металлов и бронзы Художники изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Фрески, покрывавшие стены домов знати Орнаментальная живопись интерьеров (I век до н. э.). Римляне расписывали домашнюю мебель и посуду. В 3 в. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме. По сюжету росписи связаны с христианской религией - библейские сюжеты, образы Христа и Богоматери, но по художественной форме они на уровне античных росписей При строительстве христианских храмов продолжалось развитие монументальной живописи. Фрески и мозаики украшали апсиды, купола, торцовые стены главного нефа базилик Широко было развито искусство мозаики, ею украшали стены и полы в домах богатых римлян, позже христианские храмы. Весьма был распространен станковый живописный портрет, но это нам известно лишь по литературным источникам, так как работы художников республиканского времени Майя, Саполиса и Дионисиада и работы других не сохранились. Портреты вписывались в круглую раму и были похожи на медальоны.

Включение скульптуры в современные ансамбли должно быть связано с новым пониманием пространственной композиции.

Входя в систему свободно "перетекающих" пространств, произведения скульптуры не обязательно должны быть традиционно-массивными. Подчас могут оказаться необычайно действенными линейно-силуэтные формы, не разрушающие цельности пространства.

Воплощением этой тенденции стала "скульптурная графика" сквозных рельефов мудрого и тонкого художника И. Ефимова. Интересные опыты делаются и в работах молодежи. Так, на конкурсе проектов памятника героям-комсомольцам в Ленинграде привлекал внимание проект скульптора А. Дегтярева, архитекторов В. Маслова и С. Михайлова, где объемная скульптура сочеталась с пространственной графикой силуэта и ажурных пучков металлических лучей; в интерьерах зданий Каунаса появились изящные силуэтные композиции из металла К. Петрикайте-Тулене.

Легкость, прозрачность сооружений могут быть подчеркнуты скульптурой и по принципу контраста. В свое время Микеланджело выбрал место для "Давида" на фоне могучей каменной глыбы Палаццо Веккио во Флоренции.

Монументальность здания была подчеркнута утонченностью статуи. Мраморная фигура, напротив, казалась еще более легкой и подвижной в сопоставлении с грубо сколотыми громадными блоками кладки. Но возможно и противоположное направление в развитии и контраста - осязаемая массивность скульптурного изображения может быть противопоставлена, например, ограждению из металла и стекла, кажущемуся почти нематериальным.

Во взаимоотношениях архитектуры со скульптурной пластикой в равной мере возможны два пути.Скульптура может быть подчинена композиции здания, гармонируя с его материалом и тектоникой, вписываясь в его пространственную структуру и членения, или быть связанной с архитектурой диалектикой контраста. И тот и другой пути в равной мере позволяют развить активную образность скульптуры, использовать в синтетической композиции присущие ей средства художественной выразительности.

Объемность, а часто и общность материала, из которого они выполнены, роднят скульптуру с архитектурной формой. Но пластичность последней - вторичное свойство, подчиненное конструктивной функции; организация материала в ней зависит от работы конструкции и практического использования постройки. Пластичность же скульптуры определяется ее художественно образным содержанием.

От того, как выявлено различие закономерностей построения скульптурной формы, зависит и общий характер композиции. Если мы хотим сделать ее легко воспринимаемой и ясной, правдиво раскрывающей внутреннюю логику формообразования, скульптурные элементы должны быть зрительно выделены среди среди частей здания, активно работающих в конструкции.

Стройная система взаимоотношений между архитектурой и скульптурной пластикой была выработана искусством Древней Греции.

Тектонические закономерности здания греческого храма определяли место изобразительных элементов его композиции - они размещались в промежутках между его несущими частями. Таким образом, скульптура могла решать образные задачи, не нарушая тектонической логики архитектуры, могла без ущерба для целого, сохранить свою "автономию".

Очевидно, что монументальная скульптура должна иметь ясную, обобщенную форму, способную оказать впечатляющее воздействие на большом расстоянии, сильную пластику и выразительный силуэт. "Муляжное" воспроизведение натуры ведет, например, к антиреалистическому эффекту.

В подлинно реалистической композиции, объединяющей средства различных искусств, необходимо сохранение грани между пластичностью архитектурной формы и скульптурной пластикой. Развитие пластичности, обогащение объемной интерпретации архитектуры неотделимо от ее объективных основ - материально-технических и функциональных. Но при всей определенности качественного различия идущее от скульптуры осязательно-объемное восприятие формы нередко помогает архитектору повысить эмоциональное воздействие своего произведения, отнюдь не отступая от рациональных начал.

Некоторые средства выразительности, присущие пластике. ассимилировало в свое время греческое зодчество.
В своей живой органичности, близости к пропорциям человеческого тела.являвшегося основной темой античной пластики, греческая колонна сближалась со скульптурой, но не теряла рациональной конструктивности, не переходила в изображение. Переплавив и вобрав в себя приемы пластики, обогатившись новым качеством, архитектура оставалась архитектурой.

Внутренние закономерности построения архитектурной формы оставались незыблемыми, и зодчий ни в чем не поступался в своем стремлении к рациональности. Была очевидной и конструктивная роль элемента. Подчиненные же конструктивным требованиям пластические приемы выражения получали специфический характер, качественно иной, чем в скульптурной пластике.

В некоторых экспериментах греки шли на сознательное преодоление границы между чертами пластичности, привнесенными в архитектурный элемент, и собственно скульптурой. Так появились кариатиды и атланты. Этот прием использовался, когда надо было придать специфическое,необычное звучание и скульптуре и зданию в целом. Но он не распространился широко, оставаясь исключением, не превращаясь в тип.

В современной зарубежной архитектуре подобное пластическое обогащение архитектурной формы отличает лучшие постройки Корбюзье. Пройдя через такие крайности, как церковь в Роншане, он создал и ряд пластически выразительных и в то же время рациональных жилых построек. Хорошим примером может служить выразительная форма и поверхность могучих бетонных устоев так называемого "Лучезарного дома" в Марселе. Богатство пластической трактовки здесь развито на рациональной основе. Даже характер обработки поверхности бетона, сохраняющей следы досок опалубки, при своей исключительной живописности связан со способом производства.

Прекрасным примером раскрытия пластических возможностей элементов конструктивной структуры может служить композиция станции метро "Кропоткинская" в Москве, созданная архитектором А. Душкиным. Великолепно найденная форма опор делает ее "классическим образцом" нашего метростроения.

Но пластические возможности современной рациональной архитектуры заключены не только в трактовке отдельных элементов. Создание крупных общественных и промышленных зданий требует смелых новаторских конструкций, основанных на современной стадии познания законов природы. Сложные закономерности их работы определяют характер формы. далекой от элементарной геометрии прямых стержней и прямых углов. Новая ступень познанного и подчиненного человеком естественно рождает пространственные структуры, которые сами по себе обладают пластическим богатством формы. Вспомним хотя бы гигантские козырьки-резонаторы над певческими эстрадами в парках Таллина и Вильнюса, пересекающиеся кривые стальных вант, подвешенных к могучим параболам бетонных арок, образующие основу мягко пластичной поверхности, которая эффектно противопоставлена суховатой прямолинейности примыкающих павильонов.

Новые конструкции, однако дают лишь потенциальную возможность рождения художественно осознанной пластичности в архитектуре. Нам надо еще научиться среди одинаково целесообразных вариантов отбирать, тот который открывает наибольшие пластические возможности, найти путь внесения частных корректив, повышающих выразительность большой формы, отбирать детали, повышающие выразительность композиции в целом. Надо выявить и использовать эстетические свойства самих конструктивных материалов, умело и тонко модулировать обработку их поверхности.

Словом, мы должны стремиться к художественному разъяснению конструктивной формы, к ее обогащению органически внесенными элементами пластики, так же как греки поступали, скажем, с разработкой конструкции из балок и стоек.

Точное знание инженера и ученого должны выступать рука об руку с фантазией, чутьем и метким глазом художника. Достигнуть этого - значит органично соединить плоды научного и художественного мышления, сделать шаг, важный не только для архитектуры, но и для современной культуры вообще, наглядно доказав плодотворность единства ее сторон, которые иногда пытаются противопоставить.

А. Иконников. 1963 г.

Рядом с Поклонной горой — площадь Победы, где расположена Триумфальная арка.
В сер-не 1814 г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном I русских войск у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную арку каменной.

Составление проекта поручили архитектору О.И.Бове. Помощниками Бове были талантливые скульпторы И.П.Витали и И.Т.Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора.

Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829 г. В основании будущего памятника была доска с надписью: «Сии триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г., — растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького — Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе).
Триумфальная арка была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38 лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории Донского монастыря).

В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Скульпторы-реставраторы, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента арки. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с воинскими атрибутами.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной одежды Триумфальных ворот.

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.
Лицевой стороной сооружение обращено к въезду в столицу. Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн коринфского ордера. Колонны были заново отлиты по образцу единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн размещены литые фигуры воинов в античных мантиях, но в древнерусских кольчугах, со щитами и копьями.

Над фигурами воинов укреплены горельефы: «Изгнание французов» (изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены) и «Освобождение Москвы» (русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору Александру I, одетому в богатое платье римского цезаря). По всему периметру карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Поверх арки — колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком.
Над проезжей частью по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Одна включает слова М.И.Кутузова, обращенные к русским воинам в конце 1812 г. На другой повторен текст закладной доски. Имена создателей, история сооружения и возобновления арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки.

Стены арки облицованы белым камнем. Общая высота сооружения — 28 м.

Скульптура

Круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), вид скульптур, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон).

Пример круглой скульптуры («Медный всадник», Санкт-Петербург)

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фалькоге в 1768-1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Федор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Ю.М. Фельтен.

Рельеф — вид изобразительного искусства, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально.

Древний мраморный саркофаг с барельефом. Музей Лувр.

Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

Барельеф пьедестала Александровской колонны. Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади (Санкт-Петербург) архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном .

_____________________________________________________________________________________________________

Горельеф (.haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

Горельеф «Марсельеза» скульптора Рюда на Триумфальной парижской арке 1792.

_____________________________________________________________________________________________________

Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

_____________________________________________________________________________________________________

Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

_____________________________________________________________________________________________________

Мелкая пластика (всевозможные статуэтки из различных материалов).

_______________________________________________________________________________________

Монументальная скульптура (памятники, монументы) отличается крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие.

В.И. Мухина, рабочий и колхозница, нержавеющая сталь, высота около 25м. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Архитектура

Архитектура (лат. architectura от др.-греч.. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.

Дворцовая площадь. Санкт-Петербург

Как только человек начал общаться, появилась первая живопись. Примитивные наскальные «шедевры» были созданы теми, кто всю жизнь провел в пещерах. Постепенно человек начал создавать скульптуры, которые являются достоянием истории, но назвать их произведениями сложно. Затем последовали века развития искусства, оставившие для нас знаменитые здания мира, сооружения, мосты, скульптуры. Что же мы унаследовали от предков, как выглядит современная архитектура мира?

Венера Милосская

Эта статуя изображает Афродиту. Древняя греческая богиня любви была воплощена в камне до нашей эры. Изваяние выполнено из кипенно-белого мрамора. Высота скульптуры превышала два метра. Венеру Милосскую поставили в Лувр, наряду с другими шедеврами современной архитектуры.

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро

Бразильское произведение искусства сейчас известно всему миру. Христос, раскинувший руки , возвышается на тридцатиметровом расстоянии от холма Корковаду, который сам по себе равен 700 метрам в высоту по сравнению с уровнем моря. В 1931 году памятник был открыт после многолетнего строительства.

Моаи

Архитектурные строения на острове Пасхи представляют загадку для ученых. Каменные исполины возникли в первом тысячелетии нашей эры. Считается, что их создали полинезийцы, но сложно представить себе, как люди смогли выдолбить в камне шестиметровые фигуры весом в 20 и более тонн. Кстати, материалом для изваяний Моаи стал не простой камень, а застывшая вулканическая лава.

Русалочка

Героиня сказки Г.Х. Андерсена примостилась на камне в гавани Копенгагена. Бронзовую скульптуру создал Э. Эриксен в начале прошлого века. Русалочка стала символом преданной любви и самоотверженности.

Будда

В Лэшане находится другой памятник современной архитектуры мира - статуя Будды. Исполин высечен прямо в камне, в VIII веке на работу ушло почти столетие. Место расположения - провинция Сычуань.

Колонна Нельсона

В Лондоне на Трафальгарской площади находится памятник адмиралу Нельсону. Архитектурное строение представляет собой высокую колонну (46 метров), на которой находится фигура мореплавателя. Памятник торжественно открыли 1843 году.

Статуя Свободы

Вечный символ США стоит на огромно пьедестале высотой 93 метра. Статуя Свободы - это женщина, которая держит в одной руке факел, а в другой скрижаль. Наряду со знаменитыми зданиями мира, на статую можно подняться.

Писающий мальчик

Один из представителей современной архитектуры мира не несет выдающегося культурного наследия, но заслужил народную любовь. Писающий мальчик находится в Бельгии, и его существование овеяно мифами и легендами. За несколько сотен лет статуя успела стать символом Брюсселя.

«Давид» Микеланджело

Царь Давид возвышается на пять метров на своем пьедестале. Микеланджело создал свой шедевр современной архитектуры в 28 лет. Это вершинное произведение архитектуры всех времен.

«Мыслитель» Родена

Еще одно знаменитое произведение искусства XIX века. Она навеяна Огюсту Родену бессмертным произведением Данте «Божественная комедия». Модель для скульптуры подбиралась тщательно, в итоге позировал молодой боксер, который был частым гостем квартала красных фонарей.

Шагающий человек

Альберто Джакометти создал потрясающее архитектурное строение. Это одна из самых дорогих скульптур современности, которая была выставлена в 1961 году.

Ника

К шедеврам современной архитектуры относится много античных статуй. В том числе изваяние Ники, богини победы. Ее нашли на раскопках в середине XVIII века. Скульптура размещалась на высокой скале на Самофракии и представляла собой символ неудержимого движения вперед.

Родина-мать

Скульптура советских архитекторов Вучетича и Никитина является одной из самых огромных статуй. Находится она у нас, в Волгограде, на месте, где проходила Сталинградская битва.

Терракотовая армия

Сейчас китайская скульптурная композиция находится под пластиковым куполом, который защищает ее от дождя и выветривания. Состоит сооружение из 8000 воинов и лошадей.

Золотой Будда

Цельная статуя Будды в храме Ват Траймит привлекает к себе тысячи паломников. Во время войны Китая с Бирмой Будду покрыли гипсовым колпаком, поэтому вплоть до XX века никто не ведал, что она сделана из золота, в том числе сами монахи.

Компания сайт занимается организацией туристических поездок в различные страны мира. У нас вы найдете эксклюзивные туры в безвизовые страны, идеальные для отдыха и путешествий..




Top