Художественный анализ скульптурной формы. Анализ скульптуры

Спецификой скульптуры является ее предельная реальность и вещность, трехмерная объемность и нацеленность на тактильное (осязательное) воздействие и переживание (моторное напряжение тела). Главной темой скульптуры является фигура человека, а ее язык – это язык человеческого тела и мимики лица.

Можно сказать, что это один из наиболее антропоморфных видов искусства. Но скульптор не повторяет слепо фигуру человека в ее реальных формах, а творит некую идеальную действительность, идеальную форму, в которой идеи воплощаются в виде сгустков пластической энергии. Исключительная сосредоточенность на человеке весьма ограничивает, с одной стороны, количество параметров анализа, а с другой требует крайне углубленной интерпретации каждого пункта.

Определившись с видом скульптуры (монументальная скульптура или мелкая пластика, свободностоящая фигура, статуарная группа или рельеф), необходимо четко зафиксировать ее размеры и соотношение с окружающим пространством, архитектурой и масштабом человека, выявить запланированные автором точки зрения.

Выбор материала (камень, бронза, дерево, керамика и иные современные материалы) в скульптуре очень важен и являет нам одну из главных мировоззренческих позиций автора. От него во многом зависят способ обработки (пластика или скульптура), возможности светотеневой и цветовой метафоричности, организация внутренней конструкции (каркаса), соотношение масс с конструкцией и между собой, соотношение динамики и статики, тектонических моментов и моментов моторного напряжения и расслабления.

Проблема постамента (или его отсутствия) в скульптуре аналогична проблеме рамы в живописи – это связующее звено между миром искусства и миром реальности.

Сюжет в скульптуре вторичен, так как над любым конкретным сюжетом стоит главный и общий для всей скульптуры сюжет – акт творения трехмерной формы, сотворения человеческого тела. В какой-то мере любой скульптор уподобляется Богу-Творцу (европейская традиция) или творящей Вселенной (восточная традиция), а зритель – творимому объекту.

Диапазон переживания ограничен рамками оппозиции «статика – движение», но интенсивность переживания значительно выше, чем в других видах искусства, и требует от зрителя значительной концентрации воли. Эту особенность надо обязательно учитывать при восприятии и анализе скульптуры

План анализа скульптуры

Объем, контробъем, светотень, пространственный силуэт как средства художественной выразительности скульптуры.

Рельеф и круглая скульптура. Типы рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф (койланоглиф).

Соотношение объемно-пластических масс в скульптуре: принцип контрастного противопоставления объема и контробъема (метод обработки объема по принципу койланоглифа – Древний Египет, А. Архипенко);

Светотеневая моделировки, формы и методы обработки объема по принципу рельефа, барельефа или горельефа (Греция, Рим, Возрождение, барокко, классицизм);

Линеарное построение и условность пластической моделировки форм – (метод прорисовки и моделировки объемов врезанным контуром – Древний Восток, романское искусство, готика, Дж. Манцу);

Построения замкнутой формы, самодостаточность и изолированность пластических построений композиции;

Создание открытых объемно-пространственных композиций, основанных на органическом взаимодействии с окружающей средой. Восприятие скульптуры как элемента окружающей среды (первобытная реликтовая скульптура, Г. Мур);

Симметрия при пропорциональном распределении объемно-пластических масс. Восприятие скульптуры как статического изображения (египетская скульптура, архаическая Греция);

Асимметрия при пропорциональном распределении объемно-пластических масс. Восприятие скульптуры как динамического, пространственно-активного образа (скульптура барокко, Н. Бернини, импрессионистическая скульптура, О. Роден).

РЕФЕРАТ

по введению в историю искусств

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета “Дорифор”

и скульптуры Донателло “Давид”

Минск, 2000

Для каждой эпохи в искусстве, как и для этапов развития человечества в целом, характерно как новаторство, рождение новых форм, наполнение их иным содержанием, так и продолжение традиций, преемственная связь культур.

В данной работе я на примере двух произведений круглой скульптуры попытаюсь проследить, какими принципами руководствовались художники эпохи Возрождения и Античности, какие художественные приобретения античности нашли отражение в искусстве возрождения, какие новые элементы художественного творчества появляются в эпоху возрождения. Я анализирую работу Донателло “Давид” (1440 – 43) и скульптуру Поликлета “Дорифор” (V в. до н.э.).

Работа Поликлета “Дорифор” принадлежит периоду классики в античном искусстве. Это эпоха высшего подъема античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-полисов в 5 – 4 вв. до н.э. Наиболее полно отразился греческий эстетический идеал в произведениях искусства греческой классики, которые уже в античную эпоху были признаны совершенными и образцовыми. Исполняя в художественной культуре античности роль центростремительного, организующего начала, этот идеал в большей или меньшей степени, прямо или косвенно сказывался на основной. произведений искусства античной эпохи. Один из самых почитаемых образов – стройный, обнаженный юноша, атлет, не ведающий внутренних коллизий и душевного смятения. Его мироотношение уравновешенно, бесстрастно; взгляд твердый, спокойный.

Во всем облике физического совершенства чувствуется цельность натуры, надежность. Творцы Древней Эллады стремились передать в статуях атлетов не столько индивидуальные, личностные черты, сколько сущностные, типические свойства совершенного человека, его универсальные, наиболее ценные качества с точки зрения античной культуры. Формируется значимость образа героя, борющегося за утверждение на земле всеобщей гармонии с помощью физической силы, ловкости, храбрости, целеустремленности. Именно в этой борьбе выявлялась ценность героического усилия, готовность к колоссальной энергии преодоления, отражавшей подлинное совершенство, воплощалось оптимистическое ощущение господства человека над миром. Красота уникального, изменчивого, неповторимого была чужда греческому художественному сознанию в период становления античной культуры. Главными объектами изображения становились боги и легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Этот тип красоты воплощен в работах Поликлета.

Так же как Античность заложила основы для развития искусства эпохи Возрождения, Возрождение стало источником вдохновения для дальнейшего развития европейской культуры Нового времени. Какова же возрожденческая сущность прекрасного? На формирование нового типа художественного мировосприятия существенное воздействие оказало нарастание темпа реальной жизни, более динамичное движение общества во времени пространстве.

Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры становится энергичный, волевой, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации захватывающих земных идеалов. Возрожденческий человек словно впервые ощутил многообразие собственных безграничных возможностей, которые раньше оставались неизведанными и невостребованными. Внутренний и внешний мир развернулись во всей своей невиданной многоликости, богатстве, блеске, поражая воображение, побуждая к творческому самораскрытию. Возросло чувство собственного достоинства, которое не играло такой принципиальной роли в античной культуре. Ренессансного человека привлекал героический дух языческих представлений, полная напряженного действия жизнь. Скульптура, в средние века неразрывно связанная с архитектурой, получает и самостоятельное существование, появляется свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет. Темы и образы скульптуры черпаются не только из Священного писания, но также из античной мифологии. Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия. Ведущим центром Возрождения была Италия, искусство и культура которой пережили небывалый подъем.

Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. Одна из его работ – “Давид” из Барджело. Образ Давида широко представлен в европейском искусстве. К этому персонажу обращались А. Вероккьо, Микеланджело. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Таким образом он и показан в работе Донателло. Еще ни в одном из своих произведений Донателло не приближался в такой степени к античности. Юный Давид изображен в виде стройного нагого мальчика с гибким телом и длинными волосами, на которые надета увитая лавровым венком пастушеская шапочка. Опираясь на тяжелый меч и поставив ногу на отрубленную голову Голиафа, он стоит потупившись, словно не сознавая величия совершенного им подвига. Статуя Давида (как и оригинал статуи Дорифора) выполнена в бронзе. С 30 – 40-х гг. XV в. художник все чаще обращается к этому податливому и гибкому материалу, таящему в себе богатейшие пластические возможности.

Какие же элементы античного искусства присутствуют в “Давиде”? Во-первых, обнаженность персонажа, что мы видим и на примере поликлетовского “Дорифора”. Одежду Давида составляет лишь шляпа, увитая листвой, и богато украшенные поножи; он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз и выражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческих произведениях. Герой Ветхого завета соответствует телесному идеалу искусства IV столетия до н.э. Необходимо отметить, что тема героя-победителя – излюбленная тема итальянского Возрождения. Так же и Поликлет свой идеал атлета-гражданина воплотит в бронзовой статуе юноши с копьем, отлитой около 450 – 440 гг. до н.э. Могучий обнаженный атлет изображен в спокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и, слегка повернув голову, смотрит вдаль. Кажется, что юноша только что шагнул вперед и остановился. Всю тяжесть тела он перенес на правую ногу. Скованность и условную неподвижность архаических статуй скульптор сумел преодолеть благодаря продуманной системе равновесия частей тела: приподнятому правому бедру соответствует опущенное плечо и, наоборот, опущенному левому бедру – приподнятое плечо. Скульптор сообщает позе атлета непринужденность и жизненную убедительность. (6)

С удивительным реализмом мастер передал в бронзе великолепную мускулатуру развитого тела: сильные мышцы рук, рельефно выступающие мускулы груди и живота, крепкую шею и хорошо тренированные ноги атлета. Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу проявляется в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Перед нами идеал эпохи – разносторонне развитая и цельная личность. Красота человека становится для Поликлета мерой ценности разумно устроенного мира. Мастер утверждает мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.

Прежде всего у Донателло Давид – это юноша вообще, герой с идеально облагороженным телом. Давид Донателло абсолютно спокоен, и в замкнутости своего силуэта и в пассивной, размышляющей позе. Победа принесла Давиду не только уверенность в своей силе и правоте, но и раздумье о причинах того и другого, а может быть, и некоторый оттенок самолюбования. “Давид” Донателло, несмотря на свою молодость, действительно герой, атлет, в победу которого над гигантом Голиафом мы можем поверить.

К сожалению, оригинал “Дорифора” Поликлета не дошел до нас. Мы можем судить об этом произведении лишь по римской копии, но даже эта копия дает представление о великолепном произведении Поликлета. До наших дней “Дорифор” остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

Необходимо отметить, что Поликлет был и теоретиком искусства. Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла 1/7 часть, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6. “Успех художественного произведения, – утверждал мастер, – получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить”.

Позиция фигуры Давида соответствует поликлетовским правилам, согласно которым статуя должна в основном опираться на одну ногу, в то время как другая несет меньшую нагрузку. Эти правила, воспринимаемые как выражение четкого и гармоничного преодоления силы тяжести с помощью чудесного механизма тела, соблюдались во всем античном искусстве. Мотив этот не остался неизвестным и послеантичному искусству: поскольку его можно было найти в любых классических образцах, то на него постоянно обращали внимание. Однако при использовании его в готических статуях речь шла лишь об обогащении арсенала мотивов, вследствие чего довольствовались отдельными намеками на него, – теперь же в творчестве Донателло мы обнаруживаем этот мотив как художественную проблему принципиального значения, последовательно решаемую при разработке обнаженного тела. (4)

Какие же новшества знаменуют статую “Давид” Донателло? Во-первых, наготу. Уже более тысячи лет нагота не играла никакой роли в искусстве, откуда христианское неприятие культа тела изгнало ее, так что она изображалась только там, где содержание изображаемого безусловно требовало этого. Теперь же Донателло – вопреки всем традициям – изобразил обнаженным героя Ветхого завета, на что до него решались исключительно при изображении декоративных фигурок младенцев и гениев. Весь характер статуи доказывает, что это произошло под влиянием античности. Нет другого такого произведения Донателло, где одухотворенность была бы с такой силой оттеснена на второй план: мальчик-победитель стоит словно бы отрешенно, как если бы речь шла о чем-то само собою разумеющимся, и не только голова с ее идеальной трактовкой, но и все тело следует античным прототипам. Хотя можно заметить, что Донателло еще боится изображать цветущую и мускулистую наготу, которая так привлекала скульпторов Высокого Возрождения. В позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба. У него худые, тонкие руки, его лицо, затененное шляпой, тоже пережиток готики, – не смотрит на зрителя, поза его ног замаскирована мечом и головой Голиафа. Но все же в этой статуе Донателло настолько вплотную приблизился к античности, как никогда ни в ранних, ни в поздних своих произведениях. Мы можем наблюдать возникновение нового понимания значения тела для искусства. “Гениальное деяние Донателло состояло, во-первых, в том, что он осознал первостепенное значение этой проблемы и отразил эту позицию в своих произведениях, а во-вторых, – в том, что решение этой проблемы он связал с античными достижениями. Каждое движение тела состоит из почти необозримого количества всеобщих или локально ограниченных, типических или индивидуальных моментов, проявления и выбор моментов, являющихся наиболее важными и наиболее выразительными для пластического воплощения функций механизма тела в его отношении к статуарному движению членов и суставов, как раз был той задачей, на решение которой греки столетиями сосредоточивали свои художественные силы” . Благодаря накопленному при этом опыту они достигли в изображении человеческого тела почти что недосягаемой вершине. Средневековье пренебрегло этим достижением античного искусства. Обретение его заново и соединение с развитием нового искусства – заслуга Донателло. Это “Давид” сильно отличается от готизированных произведений скульптора. Можно сказать, что эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения – и в то же время знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.

Как отмечает один из искусствоведов по поводу развития искусства на этом этапе: “Современность говорила с древностью на равных, как мастер с мастером. Первым импульсом было восхищение и подражание, конечным итогом небывалый синтез.” В.В. Бибихин пишет, что “в стремлении открыть античность он (Ренессанс) создает что-то совершенно новое” .


ЛИТЕРАТУРА

1. Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК “Наука”, “Прогресс - традиция”. 1998.

2. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. - М.: Искусство. 1977.

3. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. Т. II. - Ленинград: Издательство государственного Эрмитажа. 1961.

4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху возрождения. Т. 1. М.: Искусство. 1978.

6. Ривкин Б.И. Античное искусство /Малая история искусств. - М.: “Искусство”, 1972.


М. Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1. М.: Искусство, 1978.

Chastel A. The acts during the Renaissance. - In: The Renaissance: Studies in interpretator, New York, London; Methuen, 1982. p. 238.

Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК Наука, Прогресс - Традиция. 1998.

Венера Милосская (Афродита) - статуя богини любви, окруженная легендами

Всемирно известная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре, - эталон женской красоты - не имеет, к сожалению, обеих рук. Это великолепное произведение искусств, высеченное из белого мрамора, было найдено на южном греческом острове Милос в 1820 году, отсюда и название - Милосская.

Нашел ее простой греческий крестьянин по фамилии Юргос. Юргос понятия не имел об археологии. Он занимался делом: обрабатывал принадлежавший ему участок и кормил многочисленную семью. Венеру он нашел случайно. Как-то, копая свой огород, он наткнулся на каменную плиту, а затем на несколько тесаных камней. Камни эти весьма ценились на острове Милос, где жил Юргос. Местные крестьяне, не ломая себе особенно голову над их происхождением, употребляли их при постройке домов. Юргос продолжил свои раскопки. Каково же было его удивление, когда он внезапно обнаружил своего рода нишу, а в ней великолепную мраморную статую полуобнаженной женщины редкой красоты. В нише находились еще две статуэтки Гермеса, как впоследствии определили ученые, и несколько безделушек из мрамора.

Юргос понял, что ему удалось найти нечто гораздо более ценное, чем пара тесаных каменных плит. Он перенес свою находку в сарай, а затем, так во всяком случае обычно рассказывают, продал ее некоему Марцелюсу, секретарю французского посольства в Стамбуле.

Огорчает только одно: это дивное изваяние, которое стало своего рода синонимом идеальной женской красоты, как Аполлон Бельведерский -- мужской, имело свой изъян: у Венеры были отбиты руки. Такой -- с обрубками вместо рук -- ее можно и поныне увидеть в Лувре; такой она представлена и на бесчисленных репродукциях.

Где и когда, при каких обстоятельствах Венера Милосская потеряла свои руки? Разгадка всей этой мало кому известной истории такова (о ней сохранился рассказ в неопубликованных мемуарах Дюмон-Дюрвилля и частично у Маттерера). Дюрвилль и Маттерер не купили Венеру -- она оказалась им не по средствам. Они возвратились на свой корабль. Через несколько дней судно прибыло в Стамбул. Офицеры корабля были приглашены во французское посольство. Во время приема Дюмон-Дюрвилль рассказал о находке Юргоса. Секретарь посольства Марцелюс буквально, чуть ли не в тот же день, отправляется по поручению посла на специальном судне под командованием лейтенанта Робера на остров Милос. Три дня спустя он доставил статую в Афины. Но к этому времени Венера уже была без рук. Что же случилось? статуя богиня искусство мрамор

Дюмон-Дюрвилль пишет об этом так: «Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить ее».

Но Дюрвилль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался ее продать. Тогда Марцелюс потребовал у Робера два десятка матросов, решив, как пишет Маттерер, освободить богиню, чего бы это ни стоило. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх. Во время драки Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, и отбили руки.

Такова неприглядная правда. Вот почему Маттерер, опасаясь дипломатического скандала,-- в 1842 году все «герои» этой истории и прежде всего посол де Ривьер еще были живы,-- пытался скрыть ее и лишь впоследствии описал все, как было. Вот почему так дипломатически осторожен в своих мемуарах Дюмон-Дюрвилль. Вот почему, наконец, у Венеры Милосской нет рук.

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.

Мимо этого созданного человеческим вдохновением и мастерством совершенства не могла пройти русские писатели, оказавшиеся в разные годы в парижском Лувре.

Афанасий Фет - Венера Милосская

И целомудренно и смело,

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело

Неувядающей красой.

Под этой сенью прихотливой

Слегка приподнятых волос

Как много неги горделивой

В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой.

1856. В настоящее время статуя Венеры Милосской хранится на 1-м этаже Лувра в маленькой круглой комнате, завершающей анфиладу залов Отдела античного искусства, и ни один экспонат, ни в одном из них не выдвинут в середину. Поэтому Венера видна еще издалека -- невысокая скульптура, белым призраком возникающая на туманном фоне серых стен.

Когда посетители входят в Лувр, то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской (этим римским именем называют еще греческую богиню) и где находится Джоконда?

1) Местоположение скульптуры (замкнутое пространство, открытая площадь), рассчитано ли в связи с этим на определенную точку зрения.

2) Размер скульптуры, как она в таком случае взаимодействует с пространством и человеком, проблема постамента (его отсутствия, присутствие)

3) Скульптурный/архитектурный ансамбль (является ли частью его, какое место в нем занимает)

4) Трехмерность самого изображение (круглая скульптура, рельеф: барельеф/горельеф/контррельеф)

5) Материал, причина выбора именно этого материала, его выразительные особенности, способ производства (негативный, позитивный) Цветовые характеристики: цвет самого материала, раскраска, отношение со светом

6) Способ обработки и фактура материала в разных частях

7) Замкнутость/открытость фигуры, вид движения: открытое/закрытое, хиазм/контрапост/нет

8) Передача сюжета, его историческое значение

9) Общее впечатление от скульптурного произведения

Давид, Микеланджело. Колоссальное по размеру произведение (более 5 метров). Впервые была представлена публике на большой площади рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. Она явно доминировала над зрителем и окружающим пространством. Стоит на небольшом постаменте, имитирующем землю и не сильно отдаляющем фигуру от зрителя. Скульптура предназначалась для кругового обзора с достаточно большого расстояния, самой выразительной можно считать точку зрения, когда на зрителя прямо устремлен взгляд Давида. Скульптура была абсолютно самостоятельна. Выполнена была она из мрамора, наиболее жизнеподобного материала, однако в движении самого Давида ощущается размер блока, за рамки которого не может выйти скульптор. Мрамор предполагает негативную технику работы, когда из общего, большого куска путем извлечения объемов начинает выделяться фигура (очень сложно сразу представлять в каком месте и сколько надо снять, чтобы получить желаемый результат). Автор положительно использует светлый по цвету камень: во-первых, его теплый тон приближает статую к человеку, во-вторых, зрительно уменьшает массу, из-за чего фигура Давида не кажется нам такой тяжелой и огромной. Основная передаваемая фактура - человеческое тело. Микеланджело тщательно отполировывает поверхность, однако не вдается в совершенно мелкие детали, в результате чего фигура кажется нам очень органичной с очень плавным силуэтом. Открытая композиция. Основное движение сконцентрировано внутри самого персонажа: его решительный взгляд, напряженность черт лица, сама поза. Опирается на одну ногу, другая нога расслаблена, четкое разделение фигуры вертикальной на статичную и динамичную половины. Еще одним новаторством Микеланджело было то, что он изобразил Давида перед схваткой с Голиафом, что добавляет еще большего трагизма. Таким образом, перед нами предстает колоссальный герой, уверенный в своих силах и возможности преодолеть любое препятствие, независящий ни от чего. Во всем его образе отражен героический пафос.




Адам с яблоком, Зальцбургский мастер первой половины 16 века.

Совсем маленькая по размеру скульптура возможно должна была стоять в какой-нибудь нише в закрытом помещении. Определенной точки зрения не требует, но должна восприниматься с достаточно близкого расстояния. Стоит фигура Адама на достаточно большом постаменте, сделанном из другого материала, что очень сильно обособляет его от окружающей среды. К сожалению, неизвестно точно, являлся ли он частью скульптурного ансамбля, но судя по внешнему виду можно предположить, что он стоял отдельно. Перед нами трехмерная скульптура, хорошо обработанная со всех сторон, однако в силу свое местоположения не предполагающая осмотр задней плоскости. Выполнена фигура Адама из дерева теплого по оттенку. Оно предполагает работу в негативной технике, технике вырезания. Этот материал достаточно тяжел для работы, потому что автор ограничен не только размер бруска, но и направленностью древесного волокна, ведь работать перпендикулярно ему крайне неудобно. Цвет самого материала достаточно темный, однако его теплота добавляет жизни самой фигуры. Дерево позволяет очень гладко его полировать. Очень тонкая игра света на поверхности, отражает его. Отличная передача завитков волос. Открытая поза, одна заметна некоторая ограниченность движение, вызванная определенным размером заготовки. Хиазм: опора на одну ногу, разведенные в разные стороны руки. Также заметна угловатость всей фигуры - влияние структуры дерева на скульптуру. В общем, создается впечатление, что перед зрителем маленькая и очень хрупкая скульптура, которая в силу этого даже кажется несколько атектоничной.


Статуя писца Каи, сер. 3 тысячелетия до Н.Э.

Перед нами скульптура, которая должна располагаться в заупокойном комплексе вельможи. Она не предполагала часто находится на виду у людей, а скорее выполнялась как обязательная часть архитектурной постройки. Фигура имеет средний размер, чуть меньше самой натуры, но должна была располагаться на высоком постаменте и выделяться на фоне людей. Статуя является одним из основных скульптурных украшений в пирамиде писца Каи. Данная фигура является трехмерным изображением, однако на ней выполняется закон фронтальности: предполагается, что рассматривать ее будут либо в профиль, либо в фас, не использую при этом угловое восприятие. Скульптура была выполнена из песчаника, стандартного для этой страны и эпохи материала. Техника обработки материала предполагает использование негативной техники высечения. Мастерская проработка разных частей тела, в особенности длинных рук. Достаточно пористый материал, из-за чего достаточно неровная поверхность произведения, однако произведения всегда раскрашивались. Именно из-за этого факта поверхность кажется нам достаточно гладкой. Перед нами закрытая и чрезвычайно статичная скульптура. В ней не присутствует ни внутреннего, ни внешнего движения, что было характерно для древнеегипетской скульптура. В данном случае автор следует всем канонам изображения фигуры писца: сидит в позе лотоса, держит в руках свиток, прямо направленный взгляд, наличие человеческих черт (например, складки живота). Так перед нами предстает царский писец, у которого плотно сжаты узкие губы и зорко смотрят глаза - отражение смешанного выражения сдержанности, готовности повиноваться и хитрости, которыми должен обладать выдающийся царский приближенный.


Донателло, Пир Ирода, 1427-1428. Декорация Сиенской купели.

Располагаться это скульптурное произведение должно в декорации Сиенской купели среди еще нескольких похожих украшений. Достаточно небольшое произведение по размеру предполагает рассмотрение с достаточно близкого расстояния, имеет что-то в стиле рамы, из-за чего действующие лица отделяются от пространства зрителя. Перед нами предстает рельеф, который обладает некоторым перспективным сокращением объема: передние фигуры достаточно сильно отделяются от плоскости (горельеф), однако задние архитектурные декорации почти не выделяются (низкий рельеф). Из-за этого он предполагает исключительно одну точку зрения, с которой были бы заметны все фигуры без сокращения. Выполнен рельеф из бронзы, что позволяет моделировать абсолютно любые формы, любую степень проработки тех или иных частей. Способ изготовления - литье. Бронзовую поверхность можно назвать достаточно активной: в фигурах - гладкая поверхность, которая очень активно отражает свет, фон - мелкая проработка, более шероховатая поверхность, из-за чего отражает свет более мягко. В данном случае характеристики движения и устойчивости фигур следует характеризовать почти как живописного произведение. Активное движение фигур. На переднем плане изображение воина из Саломеи, на заднем - сотрапезники Ирода. Центральная группа - воин, который протягивает блюдо с отрубленной головой, и Ирод, который в ужасе от него отстраняется. А танцующая Саломея остается спокойной даже в такой ситуации. Сложно простроенная композиция. Таким образом, перед нами предстает один из примеров «живописного» рельефа, в котором почти одинаковую роль играют живописные и скульптурные формы выразительности.


Портрет Септимия Севера, 3 век.

Не очень большое произведение, стоящее в закрытом пространстве и нерассчитанное на осмотр задней плоскости. Очень специфичный тип скульптуры - погрудное изображение (бюст). Такая неестественность сразу отдаляет его от зрителя. Одиночная скульптура, необходимая для украшения пространства. Материал - мрамор, большая жизнеподобность, тонкая проработка разных фактур: вьющиеся волосы и борода, складчатые одежды, напряженное и крайне гладкое лицо. Вбирает в себя свет, благодаря чему происходит мягкое свечение, оживляющее фигуру. Присутствует исключительно внутреннее движение, которое полностью концентрируется на лице: напряженные мускулы скул, устремленный вперед взгляд. Поворот головы относительно плеч отражает уверенность и величие изображаемого императора. Попытка передать не только внешние, но и внутренние характеристики человека.

Тема 1. Проблемы понимания и интерпретации произведений

Развитие способов интерпретации искусства. Античные описания произведений искусства: Плиний Старший, Филостраты. Дж. Вазари: описание жизни художников и их произведений. Эпоха Просвещения и возникновение истории искусства. И.-И. Винкельман. Систематизация истории искусства и организация музеев. Иконографический подход: Э. Маль. Психологический и психоаналитический подходы: З. Фрейд, К.-Г. Юнг. Формальный анализ: Г. Вельфлин. Венская школа: М. Дворжак. Семиотические и культурологические методы в интерпретации изобразительного искусства. Проблема интерпретации произведений искусства в отечественном искусствознании. Работы, А. Якимовича и др. Художественная критика и история искусства, их общие цели и разные задачи. Особенности интерпретации искусства ХХ века.

Тема 2. Замысел произведения и его творческое воплощение

Проблема замысла. Факторы, влияющие на творческие идеи: общественные и индивидуально-личностные. Художник как «клиницист» эпохи. Проблема современности произведения. Поиски путей воплощения художественного замысла. Индивидуальные и объективные трудности при реализации замысла.

Тема 3. Понятие о средствах художественной выразительности

Художественная форма, ее элементы и структура. Знак, символ, аллегория и образ. Особенности художественного образа.

Тема 4. Общее и неповторимо-индивидуальное в произведении

Проблема традиций и канона в искусстве. Каноничность древнеегипетского искусства. Византийский и древнерусский канон. Проблема новаторства в искусстве. Синтез традиционализма и новаторства. Анализ произведений с точки зрения общего и неповторимо-индивидуального.

Раздел 2.
Описание и анализ памятников архитектуры

Тема 1. Художественный язык архитектуры.

Архитектура как вид искусства. Понятие «художественная архитектура». Художественный образ в архитектуре. Художественный язык архитектуры: понятие о таких средствах художественной выразительности как линия, плоскость, пространство, масса, ритм (аритмия), симметрия (асимметрия). Канонические и символические элементы в архитектуре. Понятие о плане здания, экстерьере, интерьере. Стиль в архитектуре.

Тема 2. Основные типы архитектурных сооружений

Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектур­ные комплексы, ансамбли. Памятники жилой архитектуры (усадьбы купеческие, дво­рянские, крестьянские, доходные дома и т. п.) Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные здания, администра­тивные здания, вокзалы и др. Культовые памятники: храмы, часовни, монастыри. Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др. Памятники промышленной архитектуры: заводские ком­плексы, корпуса, кузницы и др.

Садово-парковые памятнrrки, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.

Тема 3. Описание и анализ архитекryрного памятника

a) Совмещение выпуклых и вогнутых поверхностей

b) Обилие архитектурного декора

c) Гладкие поверхности стен

d) Яркая окраска стен

24. Какой стиль сделал воду элементом архитектуры (обилие фонтанов)?

a) Классицизм

b) Барокко

25. Для какого стиля характерна стрельчатая арка?

a) Романский

b) Готический

c) Барокко

26. Что такое «нервюра»?

a) Перекидная арка

b) Каменное ребро свода

27. Что такое «контрфорс»?

a) Перекидная арка

b) Каменное ребро свода

c) Вертикальная опора, вынесенная за пределы храма

28. Что такое «аркбутан»?

a) Перекидная арка

b) Каменное ребро свода

c) Вертикальная опора, вынесенная за пределы храма

29. Что такое «готическая роза»?

a) Скульптурное изображение цветка

b) Живописное изображение цветка

c) Круглое окно в готическом храме

30. Что такое «портал»?

a) Вход в храм

b) Центральный неф храма

c) Боковой неф храма

31. Что такое «неф»?

a) Внутреннее продольное помещение храма

b) Восточная часть храма

c) Западная часть храма

32. Что собой представляет в плане базиликальный храм?

a) Равноконечный греческий крест

b) Латинский крест

c) Восьмигранник

33. Какова предельная высота романского храма?

34. Что такое «апсида»?

a) Западная часть храма

b) Восточная часть храма

c) Вход в храм

35. Что такое «трансепт»?

a) Восточная часть храма

b) Центральный неф

c) Поперечный неф

36. Для какого стиля характерен отказ от ордерной системы?

a) Классицизм

b) Барокко

37. Что такое «барельеф»?

a) Высокий рельеф

b) Углубленный рельеф

c) Низкий рельеф

38. Что такое «горельеф»?

a) Высокий рельеф

b) Углубленный рельеф

c) Низкий рельеф

39. Что такое «темпера»?

a) Анилиновые краски

b) Краски на яичной основе

c) Акварельные краски

40. Что такое «лессировки»?

a) Полупрозрачные слои краски

b) Пастозные мазки

c) Параллельно нанесенные мазки

41. Какой портрет называется «репрезентативным»?

a) Камерный

b) Парадный

c) Психологический

d) Автопортрет

42. Какая композиция характерна для картины в стиле классицизма?

a) Кадровая

b) Кулисная

c) Круговая

43. Что такое «тондо»?

a) Овальный формат картины

b) Круглый формат картины

c) Квадратный формат картины

d) Прямоугольный формат картины

44. Портрет какого стиля часто имеет пейзажный фон?

a) Классицизм

b) Сентиментализм

d) Реализм

45. Для какого стиля характерна плоскостность и орнаментальность живописи и графики?

a) Барокко

d) Романтизм

46. В каком из стилей живописи главную роль играет рисунок, линия, а цвет – второстепенную?

a) Классицизм

b) Романтизм

c) Импрессионизм

d) Барокко

47. Что такое «анималистический» жанр?

a) Изображение предметов

b) Изображение животных

d) Изображение мифологических сюжетов

48. Какое из живописных произведений нельзя назвать станковым искусством?

b) Картина

c) Миниатюра

49. Какое из живописных произведений нельзя назвать монументальным искусством?

a) Мозаика

b) Миниатюра

50. Что такое «марина»?

a) Женский портрет

b) Морской пейзаж

c) Декоративная композиция

51. Что такое «линогравюра»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

52. Что такое «офорт»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

53. Что такое «ксилография»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

54. Что такое «литография»?

a) Гравюра на дереве

b) Гравюра на металле

c) Гравюра на линолеуме

d) Гравюра на камне

55. В какой гравюре использована техника глубокой печати?

b) Монотипия

c) Литография

d) Ксилография

56. Что такое «монотипия»?

a) Гравюра на стекле

b) Гравюра на дереве

c) Гравюра на камне

d) Гравюра на металле

57. В какой гравюре использована техника высокой печати?

b) Ксилография

c) Линогравюра

d) Литография

58. В какой гравюре использована техника плоской печати?

b) Ксилография

c) Литография

d) Линогравюра

59. К разновидности какой гравюры относится «резцовая гравюра»?

a) Линогравюра

c) Литография

d) Ксилография

60. В какой гравюре больше «эффект непредсказуемости результата»?

b) Монотипия

c) Ксилография

d) литография

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

· Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотворчество: учеб. пособие / [и др.] ; ред. . - Москва: Высшая школа, 20с.

· Глазычев, Вячеслав Леонидович . Архитектура. Градостроение. Монументальное искусство: материалы к уроку МХК: методический материал / . - Москва: Чистые пруды, 20с.

· Забалуева, Татьяна Рустиковна . История искусств: стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке: учеб. / . - Москва: Ассоциация строительных вузов, 2003.

· Петров, Владимир Михайлович . Количественные методы в искусствознании: Учеб. пособие для студентов вузов: вып. 1. Пространство и время художественного мира / Петров, Владимир Михайлович. - Москва: Смысл, 20с.

· Проблемы композиции: учеб. пособие. - Москва: Изобразительное искусство, 20с.

· Миклашевич, Сергей Викторович . Гравюра: ч. 2: Гравюра для глубокой печати (офорт) / ; Ред. Н. Иванов. - Москва: Юный художник, 20с.

Дополнительная литература

· Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России: учеб пособие / . - Москва: Народное образование, НИИ школьных технологий, 20, с.

· Габричевский, Александр Георгиевич . Морфология искусства: науч. издание / ; сост., прим. -Погодина; общ. ред. . - Москва: Аграф, 20, с.

· Брагинский, В. Э. Пастель: методический материал / ; Ред. Н. Платонова. - Москва: Юный художник, 2002.

· Бриджмен, Джордж Б. Человек как художественный образ; пер. с англ. : учеб пособие / Дж. Б. Бриджмен; Пер. М. Авдонина. - Москва: Эксмо, 2005. – 349 с.

· Константинова, Светлана Сергеевна . История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций: курс лекций / . – Ростов - на-Дону: Феникс, 20с.

· Малолетков, Валерий Александрович . Керамика: методический материал / ; Ред. Н. Иванов. - Москва: Юный художник, 20,

· Пространство другими словами : французские поэты ХХ века об образе в искусстве / сост., пер., примеч., и предисл. . – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбиха, 20с.

· Сергеев, Ю. П. Секреты иконописного мастерства: методический материал / ; Ред. Н. Платонова. - Москва: Юный художник, 20с.

· Эйзенштейн, С. Психологические вопросы искусства: учеб пособие для студентов вузов / С. Эйзенштейн; ред.-сост. . – Москва: Смысл, 20с.

Электронные и видеоиздания

· BBC: Всемирная история живописи [Электронный ресурс] = Sister Wendy"s Story Of Painting. – Электрон. дан. – Великобритания, 1996 = Москва: Видео», 2004. – 3 электрон. опт. диск (DVD-ROM) : зв., цв. : 12 см.

· Современное российское искусство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Москва: и Мефодий + », 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. : 12 см.– Систем. требования: СD – ROM for Windows.

· BBC: Всемирная история [Видеозапись]: Из истории архитектуры «Храмы мира». – Москва: Видеостудия «КВАДРА». – 1 вк.

Интернет ресурсы

· История изобразительного искусства. Музеи и галереи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. *****/museum. htm.

· История живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. *****/articles/show-15.htm

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ План КУРСА.. 3

Дневная форма обучения.. 3

Заочная форма обучения.. 4

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 17

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 21

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.. 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29




Top