Основные композиционные элементы в рассказе после бала. Композиция рассказа после бала

Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно-художественного содержания

В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90-е гг. XIX в., изображаются 1840-е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема “рассказ в рассказе”. Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: “что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”, “что хорошо, что дурно” и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: “бал прекрасный” – “что неестественно”, “музыканты знаменитые” – “неприятная, визгливая мелодия”, “разрумянившееся с ямочками лицо” – “сморщенное от страдания лицо”, “белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках” – “что-то большое, черное,… это черные люди”, “солдаты в черных мундирах”. Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: “Я обнимал в то время весь мир своей любовью” – и после бала: “Мне было до такой степени стыдно… Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища”.
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович “с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами”, и той же “своей сильной рукой в замшевой перчатке” он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где-то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

(No Ratings Yet)

  1. ПОСЛЕ БАЛА Идейно-художественное своеобразие рассказа В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее...
  2. Основной темой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является борьба двух противоположных “лагерей”: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, “отцов” и “детей”. Подобного рода конфликт ярко отражает само...
  3. АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Лев Николаевич Толстой по рождению, воспитанию и жизненному опыту принадлежал к высшей помещичьей знати России. Однако писатель видел всю несправедливость,...
  4. Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” развивает тему “срывания всех и всяческих масок” с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее...
  5. ЗНАЧЕНИЕ КОНТРАСТА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРИЕМА (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Антитеза – это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле – любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или...
  6. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей,...
  7. В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ “После бала”, который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя –...
  8. В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего...
  9. Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  11. Творческая деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х годах ХГХ века Толстой пишет ряд повестей, пьесу и рассказ “После бала”. В основу рассказа положено...
  12. Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Композиция произведения Л. Н. Толстого “После бала” представляет собой “рассказ в рассказе”. Повествование начинается словами Ивана Васильевича,...
  13. События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу...
  14. Л. Н. ТОЛСТОЙ ПОСЛЕ БАЛА Над рассказом “После бала” Толстой работал в августе 1903 года. Сюжетной основой послужил эпизод из жизни брата Толстого, Сергея Николаевича, который был влюблен в дочь...
  15. “ПОСЛЕ БАЛА” (сочинение-отзыв) В рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в яркой форме проявилось художественное мастерство, талант и оригинальность автора, его способность выбирать такую форму, стиль и манеру изложения, которые...
  16. Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Он познакомился с ней на...
  17. КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ КОМПОЗИЦИЯ И СМЫСЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (На примере рассказа Л. Н. Толстого “После бала”) Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно...
  18. Композиция (от лат. составление, соединение) – это построение, расположение частей внутри единого целого, взаимозависимость этих частей, их соподчиненность. Все, что создано, построено – в материальном или духовном смысле – имеет...
  19. План I. И. С. Тургенев – истинный художник-портретист. II. Авторское отношение к персонажам через словесный портрет. 1. Ироничное описание слуги. 2. Краткий и емкий портрет Базарова, настораживающий читателя. 3. Яркие,...
  20. В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите,...
  21. ОБРАЗ ЗАХАРА И ЕГО РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ” Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им...
  22. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” несет большой философский смысл, который раскрывается различными способами. Философия произведения “полифонична”. Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев,...
  23. Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)? В начале рассуждения оцените значение вставных элементов в структуре повествования различных произведений (“Повесть о...
  24. РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни... КЛАССИКА А. И. КУПРИН ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да...
  25. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ” Рассказ “О чем плачут лошади” написан одним из самых талантливых писателей советского периода – Федором Александровичем Абрамовым. В своем произведении...
Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно-художественного содержания

Цели урока:

Ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;

Выявить особенности композиции рассказа;

Анализируя произведение, понять его основную идею;

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, тексты, сообщения учащихся

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу с рассказом Л.Н. Толстого «После бала». Тема урока:

«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно — художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке мы должны выявить особенности композиции рассказа, понять его основную идею. Как мы будем исследовать композицию рассказа? На что должны будем обратить внимание? Нам подсказкой послужит тема нашего урока.

2. Вступительное слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году.

3.Сообщение ученика. История создания рассказа «После бала»

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

4. Сообщение ученика.

Экзекуция — так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», — писал впоследствии Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй».

5. Беседа по тексту.

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему? О чем вы задумались, читая это произведение?

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? (Композиция — построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.

Запишем в тетради — «Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала» и приступим к работе.

От чьего лица ведется повествование? Почему?

Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?

Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой — сам Иван Васильевич).

Перед нами по существу своеобразный «Рассказ в рассказе» . Это одна из особенностей композиции рассказа.

О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?

«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. Почему эти проблемы называются «вечными»?

6. Творческое задание.

1. А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? Подготовить пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания

7. Анализ эпизодов.

Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»

С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал После бала
Хозяева: добродушные, хлебосольные Солдаты: черные
Зала: прекрасная, бал чудесный. Улица: пустынный переулок
Варенька: белое платье, милые глаза, разрумянившееся лицо, плавные движения Наказываемый: оголенный по пояс, спина — что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.
Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой. Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка
Иван Васильевич: доволен, счастлив, добр, нежное чувство Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада
В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа композиции рассказа. С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первый ряд защищает полковника, второй – осуждает его. Третий — делает выводы.

Толстой яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

Спасибо. А теперь послушаем подготовленные группы.

Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением?

О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом?

О чем он старался узнать?

Какую роль играет, на ваш взгляд, среда в жизни человека?

(На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни).

Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом?

Какова же идея произведения?

Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа?

Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы увидели, глубокие гуманистические проблемы: Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой в 1900-е годы вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. У него не было желания восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.

8. Подведение итогов урока.

Каково значение рассказа? Выставление и комментирование оценок.

9. Домашнее задание: ответить на вопрос:

« В чем хотел убедить нас, читателей, Л.Н.Толстой?»

No related posts.

♦ Рубрика: .

Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией

Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.

Контрастное изображение двух эпизодов : бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.



В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны.

Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.

2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.

Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях:

Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

Процитируйте эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Раскройте его смысл.

«Береги честь смолоду» - эта пословица стала эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Смысл данного эпиграфа очень сложен и многогранен. Через нравственные испытания проходят все основные герои романа. Не только у защитников Белогорской крепости, у Маши Мироновой, но и у Пугачева и его соратников есть свои представления о чести. Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина.
Образ Гринева в повести дан в развитии. Каждое событие дает ему проявлять себя с разных сторон, укрепляет его характер.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала – яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.





Top