Основные темы творчества иеронима босха. Иероним Босх

МОСКВА, 12 апр - РИА Новости, Семен Галькевич. Отчетно-выборная конференция (ФХР) состоится в четверг в московском Музее хоккея. Выборы президента Федерации хоккея России будут безальтернативными, на четвертый срок пойдет занимающий пост с 2006 года .

Также в повестку конференции включены вопросы об избрании членов правления ФХР и контрольно-ревизионной комиссии ФХР, утверждении отчета о деятельности федерации за период с 2014 по 2018 годы. В конференции примут участие представители региональных федераций хоккея, члены правления ФХР.

В ходе завершившегося олимпийского цикла взрослая сборная России по хоккею и чемпионата мира 2014 года. На последующих трех первенствах мира россияне завоевали серебро (2015) и дважды бронзу (2016, 2017).

Молодежная сборная России (игроки до 20 лет) выиграла серебро чемпионата мира в 2015 и 2016 годах, бронзу - в 2017 году. Российские юниоры (до 18 лет) стали бронзовыми призерами чемпионата мира в 2017 году. Женская сборная России выиграла бронзу чемпионата мира в 2016 году, молодежная женская сборная стала третьей в мире в 2015 и 2017 году.

Новые реалии

Уже в третий раз (ранее - в 2006 и 2010 годах) на выборах президента ФХР у Владислава Третьяка не будет конкурентов, только в 2014 году свою кандидатуру выдвигал двукратный олимпийский чемпион . Четыре года назад легендарный вратарь сборной СССР победил на выборах "со счетом" 125:11.

Должность президента ФХР фактически перестала быть ключевой в организации с августа 2015 года, когда на внеочередной конференции были утверждены структурные изменения, и вместо совета и исполкома ФХР было создано правление, которое возглавил российский бизнесмен .

"Третьяк — это история нашего хоккея, человек, тренировавшийся в свое время, как проклятый, сделавший себя сам. Его знают не только в России — он очень популярен и в Северной Америке. Третьяк — один из самых узнаваемых спортсменов. Его опыт в мировом хоккее бесценен. Уверен, что совместно с Владиславом Александровичем мы сумеем воплотить в жизнь все наши идеи", — заявил Аркадий Ротенберг после утверждения в должности председателя правления ФХР.

В правление федерации сегодня входят 29 человек, среди них: экс-президент КХЛ Александр Медведев, первый вице-президент ФХР Роман Ротенберг, глава попечительского совета ФХР Рашид Нургалиев, председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко и президент КХЛ Дмитрий Чернышенко (глава лиги).

О Федерации хоккея России

Федерация хоккея России является общероссийским общественным объединением, созданным для развития и популяризации хоккея в РФ. ФХР является членом Международной федерации хоккея (IIHF) и представляет интересы российского хоккея в международных хоккейных организациях.

ФХР осуществляет свою деятельность на территории 70 субъектов РФ. Все хоккейные соревнования на территории страны проходят под эгидой ФХР. В их числе чемпионат России, первенство России в Высшей лиге, чемпионат России среди женских команд, первенства России в первой и второй лигах, российские первенства с участием юношеских сборных регионов и юношеских клубных команд. Согласно федеральному закону "О физической культуре и спорте", все права на проведение официальных чемпионатов России принадлежат Федерации хоккея России.

Трехкратный олимпийский чемпион Владислав Третьяк с 2003 года является депутатом Госдумы. Третьяк является заслуженным мастером спорта СССР (1971), заслуженным работником физической культуры РФ (2006). Член Зала хоккейной славы Национальной хоккейной лиги в Торонто (1989), Зала славы Международной федерации хоккея (1997). Третьяк за карьеру игрока завоевал в общей сложности 90 медалей, в числе которых три золота Олимпиады и 10 золотых наград чемпионата мира. По версии Международной федерации хоккея, Третьяк является лучшим хоккеистом XX века.

12 апреля после заседания исполкома Федерации хоккея России (ФХР) стало окончательно известно, что Олег больше не будет главным тренером сборной России.

Специалист, приведший национальную команду к победе на Олимпийских играх в Пхенчхане-2018, которые прошли без участия энхаэловцев, решил оставить занимаемый пост.

На должности рулевого главной команды страны на чемпионате мира — 2018 в Дании будет работать помогавший Знарку в сборной на протяжении последних лет Илья , по ходу сезона отправленный в отставку из магнитогорского «Металлурга», с которым он в 2016 году выиграл Кубок Гагарина, а годом позже дошел до финала плей-офф КХЛ, где уступил СКА.

Именно Воробьева также называют потенциальным преемником Знарка на посту главного тренера СКА, который специалист с немецким паспортом оставил после вылета питерских армейцев в финале Западной конференции в текущем розыгрыше Кубка Гагарина.

Что касается самого Знарка, то на предстоящем мировом форуме он будет задействован в качестве консультанта национальной команды.

Напомним, что Россия попала в группу А и сыграет в Копенгагене с Францией, Австрией, Белоруссией, Чехией, Швейцарией, Словакией и Швецией.

Дальнейшие планы Знарка пока неизвестны официально, но авторитетный инсайдер Национальной хоккейной лиги на днях под грифом сенсации сообщил о желании специалиста поработать за океаном.

Пока не совсем понятно, какова доля истины в этой новости, и есть ли к Знарку интерес в сильнейшей лиге мира, но посмотреть на него в качестве главного тренера одного из клубов НХЛ было бы в высшей степени интересно.

Очевидно одно — каким бы ни было следующее место работы тренера, «тепличных» условий, как в питерском клубе и сборной страны, у него точно не будет. Ну а потенциальная работа в НХЛ и вовсе будет проходить в режиме жесточайшей конкуренции.

Пока же работу Знарка отметили на заседании в Федерации хоккея России.

«Хотел бы поздравить всех с успешным результатом на Олимпиаде. Результат есть результат, а победителей не судят», - цитирует «Р-Спорт» председателя правления ФХР .

«Знарок многое сделал. Он подустал психологически. И в СКА, и в сборной. На чемпионате мира временно исполняющим обязанности главного тренера будет Воробьев. Знарок будет консультантом. В тренерском штабе сборной не будет Харийса Витолиньша»,

— поделился последней информацией президент ФХР .

Самого Третьяка в четверг переизбрали на четвертый срок, причем прославленный в прошлом хоккейный вратарь сохранил свою должность единогласно.

«Мы идем с хорошим результатом. Спасибо, что хорошо поработали на местах. Популярность хоккея растет с каждым годом. Победа на Олимпийских играх важна как для меня как главы ФХР, так и для каждого из вас. У нас есть дополнительная возможность привлечь мальчишек и девчонок в секции, — обратился к исполкому ФХР Третьяк после переизбрания на четвертый срок.

— Хотел бы поблагодарить СКА и лично. ЦСКА, который многое сделал, Магнитогорск и все другие клубы, которые воспитали игроков, которые играют в этих клубах. Вы должны понимать, как для нынешней политической обстановки была нужна наша победа [на Олимпийских играх]. Только фигуристы и мы. Очень важно, что мы ее выиграли».

Что касается самого Знарка, то он категорически отказался комментировать новость о своей отставке, выходя с заседания.

Зато свое видение ситуации представили легендарные в прошлом отечественные хоккеисты и тренеры, также работавшие с национальной командой и приводившие ее к победам на чемпионатах мира.

«Никаких трудностей у Ильи Воробьева не должно возникнуть. В штабе сборной он работал несколько лет, и знает кандидатов, принцип работы и всю систему подготовки. Воробьев - сложившийся тренер, который выигрывал чемпионство, поэтому я не вижу проблем, — сказал «Спорт-Экспрессу» .

— Ему нужно быстрее сформировать свой штаб, чтобы приступить к прямым обязанностям. Сейчас он без клуба, в курсе всех дел в команде, и может полностью сконцентрироваться на подготовке к чемпионату мира. У него должно все получиться, чего я ему желаю».

«Лично для меня непонятна такая рокировка», — скептически заявил .

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на Континентальной хоккейной лиги, а также в группах отдела спорта в социальных сетях

С каждым годом исполком ФХР все больше напоминает масонскую ложу: здесь решаются важные вопросы, но кто все эти люди – широкому кругу болельщиков неизвестно. Недавнее заседание привело к отставке Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина, а скоро у «присяжных» новое собрание – будут утверждать кандидатуру главного тренера сборной. сайт внимательно вглядывается в лица и биографию людей, от которых зависит будущее российского хоккея.

Владислав Третьяк

президент Федерации хоккея России

Прославленный в прошлом вратарь, а в настоящем – руководитель ФХР в представлении не нуждается. Отметим лишь, что свой пост Третьяк занимает уже на протяжении пяти лет, и за это время было много интересного: как медали различных сборных России, так и требования пятидесяти тысяч долларов с каждого матча КХЛ, а также сотрудничество с весьма интересным персонажем по фамилии Арутюнян. Кроме того, Владислав Третьяк периодически открывает катки в стране и организовывает такие милые мероприятия, как всероссийский день хоккея, дату которого вряд ли кто-то из читателей назовет с ходу.

Пока других желающих заниматься хоккейным хозяйством не наблюдается – выборы на эту должность в последних случаях были безальтернативными. Впрочем, никто о другом кандидате даже и не задумывается – как-то не до того.

Александр Медведев

президент Континентальной хоккейной лиги

Человек, вырвавший чемпионат России из цепких рук федерации. До 2006 года к профессиональному хоккею имел весьма отдаленное отношение – в свободное время выступал за команду компании «Газэкспорт», генеральным директором которой и являлся. После покупки «Газпромом» контрольного пакета акций «ЗАО СКА-Санкт-Петербург» был назначен председателем совета директоров клуба. Начиная с 2007 года, активно лоббировал идею создания открытой всероссийской лиги. Лоббировал, лоббировал и вылоббировал! Впрочем, но основную идею реализовать, к счастью, удалось.

Игорь Тузик

Пожалуй, главный разнорабочий российского хоккея: успел потрудиться и генменеджером взрослой сборной, и начальником всех остальных. Кроме того, отвечал за подготовку хоккеистов из НХЛ в отсутствие Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина. При этом, сам Игорь Тузик признается, что ему больше всего вспоминается тренерская работа в «Динамо» и «Крыльях Советов».

В этом году отпразднует 10-летний юбилей на должности вице-президента ФХР и 68-й день рождения. При всем уважении к заслугам и возрасту нельзя не отметить, что человек он довольно интересный: , а . Впрочем, иногда .

Борис Майоров

вице-президент Федерации хоккея России

Один из самых заслуженных представителей исполкома ФХР – и как игрок, и как тренер. Вместе с Игорем Тузиком в этом году отметит 10-летний юбилей вицепрезидентствования в организации.

Еще в 2007 году заметил, что главный тренер сборной игнорирует общественное мнение. В марте прошлого года вошел в тренерский штаб команды в качестве советника, однако долго . Был одним из авторов письма, призывающего запретить Игорю Захаркину работать в России.

C 1998 года и по сегодняшний день является хоккейным комментатором телекомпании «НТВ-Плюс».

Николай Урюпин

вице-президент ФХР, начальник Управления по проведению соревнований Федерации хоккея России

Хоккеиста из Урюпина не получилось, зато уже в 24 года он стал преподавателем, а затем и старшим преподавателем кафедры хоккея Государственного центрального института физической культуры. Имевшаяся в голове теория нашла должное отражение на практике – Урюпин возглавлял ярославское «Торпедо» и московский «Спартак». Трижды со своими командами становился четвертьфиналистом МХЛ (в то время – Международная хоккейная лига).
C 1997 года в различных должностях занимается организацией и проведением хоккейных соревнований. Особых нареканий по поводу работы никогда не имел. Возглавлял Профессиональную хоккейную лигу, под эгидой которой в начале нулевых проводился чемпионат России. Является вице-президентом федерации уже на протяжении трех лет. В прошлом году стал начальником Управления по развитию хоккея ФХР. Курирует Высшую лигу. Снискал репутацию человека, который больше делает, чем говорит.

Валерий Фесюк

исполнительный директор Федерации хоккея России

Именно этот человек ведет переговоры с потенциальными тренерами для всех сборных России, в том числе именно он будет связываться с Билялетдиновым.

Появился на Лужнецкой набережной летом 2008 года, сменив и Сергея Арутюняна, и его малопонятную табличку «генеральный директор». К хоккею имеет не самое прямое отношение – в свое время руководил строительной компанией, возводившей ледовый дворец ЦСКА, там и познакомился с Владиславом Третьяком, директором фонда которого впоследствии стал. После длительной работы в «Международной спортивной академии Владислава Третьяка» получил приглашение перейти в ФХР.

За прошедшие три года в СМИ отметился , неясностью позиции и .

Владимир Асеев

председатель правления Межрегионального координационного совета «Поволжье»

К своей должности шел долго и упорно: путь от тренера заводской команды до председателя правления МКС «Поволжье» занял 26 лет. Впрочем, поиграть и потренировать на высшем уровне за это время Асееву не удалось, зато поработал арбитром – в 1980 году ему присвоили всесоюзную категорию. По окончании судейской деятельности Владимир Асеев взялся за руководство – с 1992 по 1995 год он был президентом самарского ЦСК ВВС. При нем команда стала чемпионом открытого первенства России (аналог ВХЛ) и дебютировала в Межнациональной хоккейной лиге. В ФХР Владимир Ассев – долгожитель, на свою нынешнюю должность он был назначен в 1994 году и с тех пор крепко сидит на стуле в исполкоме.

В попечении Асеева регион, надо заметить, не самый успешный – периодически здесь пропадают команды: «Лада» – в высшую лигу, ЦСК ВВС – в чемпионат России среди регионов.

Анатолий Варламов

председатель Межрегионального координационного совета «Урал-Западная Сибирь»

Здесь найти связь между членом исполкома и хоккеем несколько труднее, чем в предыдущих случаях. Основным местом работы Анатолия Варламова является компания «УралСибСпецСтрой», где он вот уже 24 года трудится генеральным директором. До того найти спортивные моменты биографии довольно проблематично. Тем не менее, если на последнем исполкоме ФХР , то должна же быть какая-то причина?!

Впрочем, сказать, что это чужой человек для хоккея, тоже нельзя – помимо более семи лет Варламова в исполкоме ФХР и работы со своим регионом, он является президентом федерации хоккея Пермского края. В свое время Варламов поддерживал «Молот» , по крайнее мере, морально.

Что любопытно, на сайте Межрегионального координационного совета «Урал-Западная Сибирь» в качестве председателя указан Вячеслав Деменьшин, он же значится в контактах данного МКС на портале ФХР, однако в списке участников исполкома рядом с этой должностью находится уже Анатолий Варламов.

Борис Иванюженков

председатель Межрегионального координационного совета «Регион-Центр»

При вводе «Борис Иванюженков» в поиск сайта сайт выскакивает тэг с пометкой бокс/mma. Что логично – он президент Федерации бокса России. Однако и к хоккею Иванюженков имеет непосредственное отношение. В свое время он был министром спорта и туризма, но при этом почему-то занимался переговорами с российскими хоккеистами в НХЛ. Именно ему приписывают заслугу в создании «дрим-тим» на чемпионате мира в Санкт-Петербурге. Чем тот турнир закончился – напоминать, наверное, не надо. В 2001 году Иванюженков баллотировался на пост президента ФХР, однако Александр Стеблин своих позиций не сдал.

Долгое время подозревался в связях с криминалом, в частности – с подольской ОПГ, однако его вина ни по одному из дел так и не была доказана. При его непосредственном участии в Подольске были открыты центральный спортивный клуб «Витязь» и одноименный ледовый дворец.

В исполкоме ФХР – с 2009 года, сын – Антон Иванюженков, нападающий, участник ЮЧМ-2011 (1+1).

Юрий Карандин

председатель правления Межрегионального координационного совета «Сибирь-Дальний Восток»

В прошлом – один из лучших советских арбитров. Уже в 26 лет обслуживал игры чемпионата СССР, а чуть позже ему доверили международные встречи. В качестве главного судьи работал на матчах чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, Кубка Канады, суперсерий. Избран в Зал славы ИИХФ. Автор книги «Среди рыцарей хоккея. Заметки арбитра».

Более десяти лет представляет в ФХР зону «Сибирь – Дальний Восток» и каждый раз единогласно выбирается представителем этого региона. , имеет мнение практически по любому вопросу, старается реализовывать свои идеи во вверенном ему регионе.

Леонид Михно

президент Межрегионального координационного совета «Северо-Запад»

Заведующий кафедрой теории и методики хоккея в национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта. Благодаря Михно на базе этого ВУЗа был создан ХК ВМФ, первым вице-президентом которого он и стал. Кроме того, он является директором Высшей школы тренеров им. Н.Г. Пучкова.

Написал множество научных работ по хоккею, разработал систему для тренеров по отбору игроков в детские, юношеские команды, в сборные. В свое время собирался вместе с супругой Максима Сушинского – Аленой – писать книгу о влиянии женщин на хоккей.

C 1995 года является президентом МКС «Северо-Запад». Был генеральным менеджером юношеских сборных России на чемпионатах мира.

Геннадий Дегтев

председатель Межрегионального координационного совета «Москва»

Хоть с лупой разглядывайте биографию Геннадия Дегтева, однако слово «хоккей» здесь в первый раз встретится, только когда он будет назначен на должность президента Федерации хоккея Москвы. До того же сплошь неспортивные руководящие посты – супрефект МО «Лефортово», глава Управы района Лефортово, министр промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, префект Центрального административного округа, председатель московского Комитета по организации и проведению конкурсов и аукционов, руководитель Департамента г. Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет).

Естественно, о предварительной карьере хоккеиста речи тоже не идет, хотя, по словам Геннадия Дегтева, он начинал играть в хоккейной школе в одном из подмосковных городов. Сейчас выходит на лед в форме сборной правительства Москвы.

На посту президента московской федерации занимается организацией и развитием детских турниров, но при этом регулярно критикуем участниками любительских лиг.

Александр Стеблин

вице-президент Федерации хоккея Москвы

Бывший президент ФХР (с 1997 по 2006 год), один из самых колоритных управленцев в истории российского хоккея. Прошел путь от хоккеиста до члена исполкома ИИХФ. Был генеральным менеджером сборной России на Олимпиаде в Нагано. Первый президент ПХЛ.

На пост руководителя российского хоккея Стеблин избирался три раза и мог бы дальше разделять и властвовать, если бы не инцидент в январе 2006 года во время Кубка европейских чемпионов. Президент ФХР, будучи явно навеселе, пробрался в ложу VIP, где стал оскорблять представителей российской и международной хоккейной общественности, включая главу Международной федерации хоккея Рене Фазеля. Ну и чтоб два раза не ходить, еще и решил подраться со спортивным журналистом Всеволодом Кукушкиным. Позже Александр Стеблин оправдывал свои действия тем, что недоброжелатели подсыпали ему психотропные препараты, однако через несколько месяцев все-таки подал в отставку. В феврале 2010 года избран почетным президентом ФХР.

Игорь Кужелев

президент Федерации хоккея Ростовской области, руководитель Межрегионального координационного совета «Регион-Юг»

Словосочетание «федерация хоккея Ростовской области» вылгядит слегка диковато. А если посмотреть, кто входит в состав «Регион-Юг», то и вовсе возникает много вопросов: Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодарский край, Астрахань – вы что-нибудь знаете о командах из этих городов? Но, видимо, этот регион в ФХР взяли «на вырост» – уже в следующем сезоне в МХЛ-Б появится клуб из Ростова. Заслуга, надо заметить, в этом как раз Игоря Кужелева. Именно он в 2008 году предложил расширить состав ФХР до региона «Юг» и добился согласия федерации.

Сам же представитель ФХР не слишком близкий к хоккейному процессу человек: на высшем уровне не играл, не тренировал и не судил. Сейчас Кужелев является депутатом заксобрания Ростовской области и директором по финансам дворца спорта «Спорт Дон».

Александр Евстрахин

генеральный директор СК «Юбилейный»

С хоккейным прошлым здесь все тоже очень туманно. Зато Евстрахин доктор экономических наук и пионер внедрения в отечественную практику метода бесшумного трамвайного пути!

Знакомство с хоккеем на самом серьезном уровне началось, когда, будучи работником мэрии Санкт-Петербурга, Евстрахин стал инициатором и руководителем строительства ледового дворца. По окончании работ его назначили директором злополучного чемпионата мира по хоккею, ну а через несколько лет он стал гендиректором «Юбилейного». Забавляет тот факт, что именно эта должность прописана у него на сайте ФХР, хотя он также является президентом федерации хоккея Санкт-Петербурга. Видимо, «Юбилейный» важнее.

Вадим Рыбинский

генеральный директор «Салавата Юлаева» – победителя чемпионата КХЛ

Введен в состав исполкома незадолго до последнего заседания (по итогам которого состоялась отставка тренеров сборной) как представитель чемпиона Континентальной лиги. В уфимском клубе с 2004 года и по сегодняшний день занимает пост гендиректора – за это время «Салават» дважды становился чемпионом России по хоккею.

Как это часто бывает в современном спорте, попал в хоккей через спонсора – долгое время работал на руководящих должностях в «Башнефти». Любим болельщиками .

Вадим Покотило

генеральный менеджер «Рубина» – победителя чемпионата ВХЛ

Так же как и Рыбинский – новичок в исполкоме. В офисе на Лужнецкой оказался благодаря победе тюменского «Рубина» в ВХЛ.

Карьеру хоккеиста завершил в прошлом году в Тюмени, где ему и предложили попробовать себя в новой роли. Как показал сезон в высшей лиге, с управлением клубом у него тоже все в полном порядке. Будучи игроком, сменил восемь команд, но по-настоящему родным стал для хабаровских болельщиков – в форме «Амура» Покотило провел шесть сезонов. Всего на высшем уровне в чемпионатах России сыграл около 500 матчей, в которых набрал 222 (95+127) очка.

    За пять веков это имя то возносилось до небес, то растворялось в забвении. Босх, картины которого сейчас объявляются или извлеченными из глубин подсознания, или простыми страшилками, или карикатурами, остается загадкой, тайной, которая влечет…

    Потомственный художник

    Точных сведений о жизни мастера немного. Его настоящим именем считается Ерун Антонисон ван Акен.

    От названия его родного города на границе Голландии и Фландрии (Бельгии) - Хертогенбоса - произошло его прозвище - Босх. Картины художника представлены в виде копий в музее городка, где прошла вся его жизнь: от рождения (примерно 1450 год) до погребения (1516 год).

    Он выбрал, видимо, по художниками были его дед, отец и дяди. Удачная женитьба избавила от материальных проблем, всю жизнь он входил в Братство Богоматери, выполняя для него живописные заказы.

    Современник Леонардо

    Он жил в эпоху Возрождения, но как неповторим и своеобразен был Босх! Картины мастера не имеют ничего общего с тем, что происходило на юге Европы, не по форме, не по содержанию. Большинство сохранившихся живописных шедевров мастера - складни-триптихи или их части. Внешние створки обычно расписывались в технике гризайли (монохромно), а открыв их, можно было увидеть полноцветное впечатляющее изображение.

    Именно так выглядят главные шедевры, автором которых признаётся Иероним Босх: картины «Воз сена» (1500-1502), «Сад земных наслаждений» (1500-1510), «Страшный суд» (1504), «Искушение Святого Антония» (1505) и др. То есть это целых четыре полотна, вернее, досок, объединенных общей темой. Сохранившиеся части складней имеют высокую самостоятельную художественную ценность.

    «Корабль дураков»

    Это сохранившаяся часть триптиха - центральная, две другие предположительно назывались «Обжорство» и «Сладострастие». Именно об этих пороках идет речь на сохранившемся изображении. Но как у любого гения, здесь отсутствует простая, однозначная назидательность. «Корабль дураков» - картина Босха, в которой нет бесконечной череды символов и сложных шифров, но нельзя её назвать и простой иллюстрацией к проповеди.

    Странная лодка, сквозь которую проросло дерево. В ней сидит веселая компания, в том числе монах и монашка, все самозабвенно поют. Их лица - без признаков особой мыслительной деятельности, они похожи и страшны особенной пустотой. Не случайно здесь присутствует еще один персонаж - одиноко отвернувшийся от них шут. Уж не из шекспировских ли он трагедий?

    Гений фантазии

    «Сад земных наслаждений» - взлет фантазии Босха и величайшая загадка мирового искусства. На внешних створках в оттенках серого - мир на третий день творения: свет, земля и вода, а человек представлен на развороте. Босха - очень сложное дело, а это произведение похоже на гигантскую симфонию, переполненную деталями и образами.

    Левая часть посвящена происхождению жизни: господь представляет Адаму первую женщину, заселен Но среди них уже поселилось зло - кошка душит мышь, лань убита хищником. Разве так было задумано Господом?

    В центре - многофигурная композиция, которую называют ложным раем. Над круговоротом жизни в виде замкнутой кавалькады всадников - фантастически красивое озеро с четырьмя протоками, с небом, в котором летают птицы и люди. Внизу - удивительная масса из людей, непонятных механизмов, невиданных существ. Все они заняты какой-то страшной суетой, в которой одни видят безмерную похоть, другие - вычурные иероглифы, обозначающие самые страшные грехи.

    Справа - ад, населенный самыми чудовищными образами - ожившими ужасами и галлюцинациями. Эту композицию называют еще «Музыкальный ад»: здесь много образов, связанных со звуками и музыкальными инструментами. Есть теория, что это продиктовано Братством Богоматери, членом которого был Иероним Босх. Картины ада, заполненного какофонией, - результат включения в церковную службу музыкального сопровождения, против чего протестовало Братство.

    Тайна Босха

    Людям всегда хотелось разгадать загадку по имени Босх. Картины, написанные фантастически одаренным живописцем, будоражат даже специалистов-психологов. Одни современные психоаналитики доказывают, что образы на картинах художника могут быть рождены только психически больным сознанием. Другие считают: чтобы так изображать многообразие человеческих грехов, надо обладать порочной натурой.

    Одни историки считают босховские композиции записью алхимических рецептов, где в виде фантастических существ зашифрованы компоненты и манипуляции для получения драгоценных эликсиров и снадобий. Другие записывают художника в члены тайной секты адамитов - сторонников возвращения к невинной природе - Адама и Евы, звавших к большей сексуальной свободе.

    Приходится признать, что тайна образов и символов художника навсегда похоронена в реке времени, и каждому придется отгадывать её самостоятельно. Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера - лучший дар Иеронима Босха потомкам.

    Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения


    Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
    Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
    Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.


    Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.

    Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

    Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.

    «Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
    На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

    Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

    Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

    Святой Антоний

    1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.
    «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356).

    Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами.
    Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
    Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
    Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть

    У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

    В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои представления о жизни
    Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
    Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
    Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
    .
    Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
    Для Босха образ Христа - олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
    По своим художественным качествам «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
    Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

    На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.
    Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
    Четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического.

    Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

    Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
    Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.
    Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.


    Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

    1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.
    Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»
    Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

    Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
    В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

    Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

    Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

    Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505



    Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».

    Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
    На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
    Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

    В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

    Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
    Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

    Сотворение Мира

    1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.
    Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
    Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

    Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502


    Рай, триптих Воз сена

    Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.

    Воз сена

    1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.

    Мир - это стог сена : каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

    Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
    На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием.
    Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

    Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.


    Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха
    Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились "музыкой плоти" и покорились ей.

    Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

    Земной Рай, композиция Видения загробного мира

    В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.

    Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света,

    Вознесение в Эмпирей

    1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

    Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.

    Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности».

    Низвержение грешников

    1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

    «Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени.

    Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность.

    Адская река,

    композиция Видения загробного мира

    1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

    В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.

    Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.

    Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия, посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.

    Браке в Кане

    В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, - превращение воды в вино - Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, - все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета


    Фокусник

    1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген.

    Доска Иеронима Босха «Фокусник» - исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.

    Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего.

    Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.



    Картина «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти», по-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам.

    Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа - олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

    Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно

    Святой Иероним или Блаженный Иероним Стридонский — один из четырех латинских отцов Церкви. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом.

    На картине «Святой Иоанн на Патмосе» Босхом изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмос пишет свое знаменитое пророчество.

    Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

    В этой работе Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".

    Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.

    Святой Христофор

    1505. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.

    Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития

    Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке.

    Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев.

    Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель, заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину

    В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.

    Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из "восточных царей" Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

    Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет "тихие" добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.


    Мученичество святой Либераты

    1500-1503, Дворец Дожей, Венеция.

    Святая Либерата или Вильгефортис (от лат. Virgo Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление — у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять.

    С трасти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами.

    Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

    Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.




Top