Пикассо любительница абсента описание. Абсент -зеленая муза французского бомонда

Техника: Бумага, уголь, пастель, гуашь
Размеры: 65,2 х 49,6 см

Картина была создана в 1901 году. Пикассо использовал следующую технику при творении: бумага, пастель, уголь и гуашь. На данный момент «Абсент» находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
На картине мы видим человека, который, не спеша, пьет свой придающий силу напиток. Томящий взгляд героя картины, суматоха и шум от толпы веселящегося народа сливается в одно целое, чье очертание и окраску становится тяжело разобрать. Дым и шум - все это, вроде, и близко, но, с другой стороны, оно где-то там так далеко, оно вовсе не волнует душу. Остался один собеседник в виде бокала и наполняющего его напитка. Возможно, человек на картине грустит, тоскует о чем-то, возможно, просто расслабился от ежедневной суматохи. С каждым глотком его уносит куда-то, мысли становятся легкими, и он забывает обо всем…

Абсент приобрел особую популярность среди творческой богемы. Как всем нам известно, все творческие люди любят что-то необычное и неординарное, может быть, поэтому их притягивал ритуал по потреблению абсента, а возможно, и сам необыкновенный вкус, зеленоватый цвет напитка, а также его возбуждающее действие. Но, как бы ни было, считали, что абсент пробуждает в человеке новое восприятие мира, приносит творческое вдохновение, а также необыкновенные ощущения и чувства.

Пабло Пикассо застал "цветущий" период абсента, он, как и многие другие именитые художники, запечатлел неотъемлемость данного напитка от повседневной жизни многих людей. Помимо картины «Абсент», в 1901 году по данной тематике он создал еще такие знаменитые картины, как "Любительница абсента" и "Пьющая абсент". Все эти творения относятся к "Голубому периоду".

В чем была популярность абсента на то время? Почему многие творцы в своих шедеврах упоминали о данном напитке?

Даже существовал слух, что после одного выпитого стакана абсента женщина становится гораздо желанней и привлекательней. Данный напиток пили и восхваляли, а художники увековечивали его в своих картинах, поэты и писатели — в своих произведениях. Все они, без исключения, называли абсент "Зеленой Музой".

Итак, любители «Зеленой музы» - это целая серия в искусстве от Мане и Тулуз-Лотрека до Гогена, Ван Гога, Дега и Пикассо. Все они пили абсент, любили этот напиток, писали о его любителях. Согласитесь, что во всем этом была какая-то завораживающая тайна.

2. "Первое причастие". 1896 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 118 х 166 см
Коллекция: Барселона, Музей Пикассо

Картина «Первое причастие» была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств в Барселоне в 1896 году. В это время Пабло учился в Школе изящных искусств Ла-Лонха. Один из его преподавателей Гарнело Альда (1866-1944), весьма успешный испанский художник, специализировался на живописи «высокого» академического исторического жанра, что предполагало в том числе создание картин и на религиозно-мифологические сюжеты. В его мастерской было собрано множество необходимых для подобной работы предметов: церковные одеяния, потиры, подсвечники, своеобразные «декорации», имитирующие алтарь, церковную паперть. Так как Гарнело Альда являлся коллегой дона Хосе Руиса (и андалусцем по происхождению), юному художнику было позволено воспользоваться этой студией. Картина не была отмечена премией на выставке, ее никто не купил, но тем не менее Пабло получил заказ от женского монастыря в Барселоне на несколько картин религиозного содержания. К сожалению, эти работы погибли во время антимилитаристского и антиклерикального восстания в Каталонии в июле 1909 года. В этот период было сожжено около 50 церквей и монастырей, в том числе и обитель, где хранились картины Пикассо.

Пикассо никогда не был набожным, религиозным человеком (по крайней мере, в традиционном понимании этого слова). Тем не менее, в его ученических рисунках 1895-1896 годов довольно много сюжетов из жизни Иисуса (трапеза в Эммаусе, Тайная вечеря, Распятие и т.д.), Благовещение, немало изображений святых - св. Себастьяна, св. Петра, св. Антония Падуанского. Столь активного и амбициозного молодого художника не могли не интересовать средства выразительности и иконографические схемы, которыми пользовались великие мастера прошлого: эта своеобразная «пища» для его личного творческого роста, перевариваясь практически до неузнаваемости, постепенно формировала художническую индивидуальность Пикассо. Много лет спустя автор многих статей и книг о мастере Пьер Дэкс (р. 1922), знавший Пикассо более четверти века, спросил его, не сожалеет ли он о том, что писал картины, подобные «Первому причастию». И Пикассо ответил ему: «Не заблуждайся, для меня тогда это было очень важно».

3. "Любительница абсента". 1901 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 73 х 54 см
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название - «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник - Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

4. "Девочка на шаре". 1905 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 147 х 95 см
Коллекция: Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Об этой картине искусствоведы всегда говорят: легкость и гибкость девочки-акробатки, балансирующей на шаре, противопоставлена массивности и устойчивости куба, на котором восседает атлет-богатырь. Также общепризнано, что Пикассо - преимущественно мастер формы, это его главный художнический интерес, самая важная проблема, которую он решает в своем творчестве. Потому особенно занятно, зная, к чему этот интерес привел позже, посмотреть, с какой трогательной и виртуозной констатации очевидного Пикассо начинал свой путь. Нежные жемчужные, розовые, голубые тона, новое ощущение воздуха, пространства позволяют считать «Девочку на шаре» одним из шедевров «розового периода».

Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову. До этого полотно побывало в коллекции Гертруды Стайн, откуда перешло в галерею Канвейлера. Именно у него в 1913 г. работу купил Морозов, заплатив за нее 16 000 франков (в 1906 г. Пикассо был счастлив, когда Воллар приобрел у него 30 картин за 2000 франков - так переменчива судьба художника). Личная коллекция И. А. Морозова (как и собрание С. И. Щукина) была национализирована в 1918 г.

5. "Женщина-цветок (Франсуаза Жило) ". 1946 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 146 х 89 см
Коллекция: Частная коллекция

Пикассо уже несколько лет знаком с молодой художницей Франсуазой, у них роман, и Пикассо все время стремится сократить дистанцию. Наконец, он уговаривает Франсуазу переехать к нему, и в мае 1946 она поселяется на улице Великих Августинцев. Пикассо воодушевлен, он реагирует серией портретов Франсуазы - именно в эту весну рождается образ Франсуазы как "женщины-цветка", который потом будет обыграваться во множестве картин. Интересно, что зеленый цвет "волос" Франсуазы на этом портрете был спровоцирован Матиссом. Незадолго до этого Пикассо возил её знакомиться с мэтром, и тот сразу же представил, каким мог бы быть его собственный портрет Франсуазы. Пикассо был взбешен - кто-то посмел вообразить, что может писать ЕГО модель!

6. "Летящий голубь (голубь мира)". 1952 г

Техника: Литография
Размеры: 54,9 x 76,2 см
Коллекция: Частная коллекция

В конце 1940-начале 1950-х годов Пикассо делает серию литографий с изображением голубей, которые стали символом движения за мир - эти изображения были размещены на ряде плакатов Всемирных конгрессов сторонников мира, проходивших в послевоенное время в Европе. Все эти работы были широко известны как "голуби мира" Пикассо. Между тем Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. Он всю жизнь держал голубей, получив прививку любви к ним ещё в детстве - его отец держал голубятню и рисовал своих птиц, он был художником-анималистом. Маленький Пабло играл с голубями чуть ли не с младенчества.

7. "Желтый пикадор". 1889 г

Техника: Дерево, масло
Размеры: 24 x 19 см
Коллекция: Частная коллекция

Маленький Пабло начал выказывать любовь к рисованию уже с трех лет. В Малаге, где прошло раннее детство Пикассо, мальчик уже пробует писать маслом. "Желтый пикадор" считается одной из первых картин Пикассо, которую мальчик написал в 8 лет под впечатлением от боя быков. Коррида всю жизнь оставалась его страстью.

8. "Обнажённая, зелёные листья и бюст". 1932 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 162 х 130 см
Коллекция: UK, London, Tate Gallery

Картина была продана на аукционе Кристис в 2010 году за 106.5 млн. долларов и стала самой дорогой картиной Пикассо и второй по стоимости в мире после работы "Крик" Эдварда Мунка (119.9 млн. долларов).

Картина была написана за один день, 8 марта 1932 года, в рамках подготовки большой выставки Пикассо по случаю его 50-летия. За год до этого прошла выставка Матисса (по случаю 60-летия), с которым Пикассо всю жизнь состязался. Кроме этой работы, в 1930-1932 годы Пикассо написал ещё несколько полотен с Мари-Терез, которые стали признанными шедеврами не только периода сюрреализма, но и вообще всего его творчества. Период его самой чувственной и запретной любви нашел отражение в велколепных полотнах - Чтение, Сон, Девушка перед зеркалом.

9. "Поцелуй". 1969 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 130 x 96 см
Коллекция: Частная коллекция

Картина написана в период подготовки большой выставки Пикассо в Авиньоне. Он чрезвычайно много и плодотворно работает в этот год. Другой его знаменитый Поцелуй, в голубых тонах, хранится сейчас в Музее Пикассо в Париже. Тот сделан в жанре парного портрета, а эта зеленая картина - из разряда жанровой живописи. Любовники на природе, среди деревьев. Мужчина в соломенной шляпе, частый персонаж картин позднего периода, на этот раз изображен в тельняшке. А мы знаем множество исторических фото, где Пикассо запечатлен именно в таком виде. 23 июня 2010 в Нью-Йорке на аукционе Кристис была продана за $18,0 млн.

10. "Купальщицы". 1918 г

Техника: Холст, масло
Размеры: 27 x 22 см
Коллекция: Париж, Музей Пикассо

Написана в Биаррице, летом 1918, во время медового месяца с Ольгой Хохловой. Друг и творческий партнер периода кубизма Жорж Брак ушел на фронт. Круг общения Пикассо расширился, кроме парижской богемы Пикассо вращается в театральной среде, оформляя балет для труппы Дягилева. Знакомство с Ольгой Хохловой, балериной труппы, привело к женитьбе.

Абсент — крепкий алкогольный напиток, изготавливаемый с использованием полыни, обладающий зеленоватым цветом и крепостью до (70 — 75)°. Абсент иногда называют полынной водкой.
История спиртных напитков, настоянных на полыни, началась в древности.
Плиний Старший (23 — 79 гг. н.э.) упоминал о вине с экстрактом полыни для терпкости. В Древней Греции победитель в гонке колесниц выпивал из кубка вино, настоянное на полыни и впитавшем ее экстракт. Это вино должно было напоминать победителю, что слава имеет не только приятную, но и гоpькую, ожесточенную сторону.
Древние греки применяли полынную настойку и в лекарственных целях, а в средневековой Англии было распространено горячее пиво с полынью, называвшееся "purl".




Абсент стал особенно популярным напитком во Франции во второй половине XIX века. Существовали даже специальные кафе и клубы для поклонников абсента. С 1875 по 1913 годы во Франции потребление абсента на душу населения выросло в 15 раз, например, в 1913 году французы выпили около 40 миллионов литров абсента. В 1837 году абсент появляется в Америке в Новом Орлеане под фирменными названиями "Зеленый Опал" ("Green Opal") и "Млечный путь" ("Milky Way"). Абсент стал модным и даже получил ещё одно название — "Зелёная Фея", так как утвердилось мнение, что абсент рождает в сознании причудливые образы.


Пабло Пикассо Пьющая абсент 1901 г. Нью-Йорк

Особую популярность абсент приобрел среди творческой богемы того времени. Как известно, творческие люди любят все неординарное и необычное, возможно поэтому их притягивал ритуал потребления абсента, а возможно необыкновенный вкус и цвет напитка и его возбуждающее действие. Но так или иначе, но считалось, что абсент пробуждает новое восприятие мира, приносит с собой творческое вдохновение, необыкновенные чувства и ощущения. Даже пронесся слух, что после выпитого стакана абсента женщины гораздо желаннее. Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, писатели и поэты — в своих произведениях, называя абсент "Зеленой Музой".


Пабло Пикассо Абсент 1902 г.

Во всех парижских кафе от Латинского квартала до Монмартра время от 5 до 7 часов вечера стали называть «l"heure verte» (зеленое время), когда происходил почти священный «абсентный ритуал». Многочисленные любители и любительницы абсента в стакан с этим изумрудным горьким «нектаром» наливали по капле воду через перфорированную ложечку с куском сахара, от чего напиток мгновенно становился молочно-желто-зеленым, и с наслаждением потягивали эту мутную смесь с сильным анисовым привкусом. Иногда сахар пропитывали абсентом (или просто наливали абсент в стакан через сахар) и поджигали — выглядело очень эффектно, и напиток казался настоящим «зеленым змием».


Пабло Пикассо Абсент 1901 г. Эрмитаж

Абсент потребляли художники Эдуард Мане

Эдуард Мане,
“Любитель абсента”

За воспевание образа нравственного падения человека Эдуарда Мане ругали все - от Кутюра до Бодлера. Картину “Любитель абсента” не восприняли так, как ждал того художник.

Ван Гог

Винсент Ван Гог,
“Натюрморт с абсентом”

В 1887 году гений и абсентист Тулуз-Лотрек создал портрет другого гения и не менее известного почитателя напитка Зеленой Феи Ван Гога. В этом же году сам Винсент Ван Гог увековечил на полотне графин с водой и бокал с зеленовато-желтой жидкостью, которая давала творцу необычное видение мира в желтом цвете, ужасала галлюцинациями. Абсент разрушал сознание Ван Гога, но чем больше он чувствовал себя разбитым и больным, тем больше, по его словам, он становился художником

Эдгар Дега,
“Абсент”

Бокал с абсентом - перед актрисой, звездой кабаре Эллен Андре. Бокал со средством от похмелья - перед художником Марселеном Дебутеном. Картина Дега вызвала шквал негативных откликов, современники великого художника увидели в полотне пошлость и безнравственность. Сейчас картина находится в Музее Орсе в Париже.

Пабло Пикассо, поэты Гийом Аполлинер, Поль Верлен, Эрнест Доусон, Артюр Рембо, автор сюрреалистических пьес Альфред Жари, писатели Эдгар По, Мопассан, а также Оскар Уальд и многие другие.

В 1859 году Эдуард Мане создал свою знаменитую картину "Любитель абсента", которая хранится сегодня в копенгагенской Новой глиптотеке Карлсберга (владельца крупнейшей датской пивной компании Carlsberg, известного коллекционера и мецената).
В 1865 году подобное произведение, вошедшее в мировую классику, было написано бельгийским художником Фелисьеном Ропсом, а в 1876 году великий Дега воплотил ту же тему в своем полотне «Абсент». Ван Гог в 1887 году написал натюрморт с графином и бокалом абсента. Не обошли абсент своим вниманием Бодлер, Верлен, Золя, Тулуз-Лотрек, Модильяни и Виктор Гюго, обычно начинавшие и заканчивающие день стаканчиком «зеленой феи» в одном из кафе Монпарнаса. Рассказывают, что Анри де Тулуз-Лотрек, не в силах выносить даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой в специальной фляжке, вделанной в рукоять трости.

У Пикассо есть ТРИ картины, посвященные любительнице абсента. Названия у них разные, но все они написаны в 1901 году. Картина "Любительница абсента" ныне находится в Эрмитаже.


Пабло Пикассо Любительница абсента 1901 г. Эрмитаж

Как-то весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокал вылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Коническое основание бокала — шея. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего.


Пабло Пикассо Стакан для абсента 1914 г

1881-1973

Любительница абсента

1901 г. Справа наверху: Picasso.

В 1901 году юный Пабло Пикассо переехал в Париж. Сцены из жизни парижских кафе неоднократно служила предметом изображения художников XIX столетия, начиная с Дега, но у Пикассо эта тема получила новое звучание. Трудно поверить, что

"Любительница абсента" была создана 20-летним художником. Драма одиночества здесь показана с удивительной силой.

Будучи превосходным рисовальщиком, Пикассо исказал пропорции, деформировал фигуры, удлиннял руки, пальцы, округлял плечи. Все это делалось не ради внешнего эффекта, а для точной передачи психологической характеристики образа.

Приближение к зрителю плоскости стены и стола, сам колорит картины, выраженной в сочетании синих, коричнево-красных, зеленоватых тонов, напоминает о живописи Гогена, напряженность - творчество Ван Гога.

Считается, что работа "Любительница абсента" открывает т.н. "голубой" период творчества Пикассо. В это время трудные обстоятельства его жизни нашли отражение в произведениях, в которых ярко выражены упаднические настроения, темы смерти, старости, нищеты, одиночества. Этот период художник отдает предпочтение голубовато-серым оттенкам. Хотя цветовое решение работы "Любительница абсента" еще приобрела холодного тона, однако она наполнена пронзительным ощущением личной трагедии.

Эрмитаж - Пикассо, Пабло - Любительница абсента

У Пикассо далеко не одна картина посвящена абсенту. В июне 1901 года гений продемонстрировал на суд ценителям прекрасного свою “Любительницу абсента”. В отличие от холстов других художников, знавших толк в абсенте, у Пикассо дама пьет полынный напиток с сахаром, а не просто разбавляя его водой. Осенью 1901 года Пабло Пикассо продолжает абсентную тему и создает другую “Любительницу абсента” (второе название картины “Аперитив”). Эта картина хранится в Эрмитаже.

Описание картины Пабло Пикассо «Любительница абсента»

Потрясающая картина «Любительница абсента» была нарисована Пабло Пикассо в 1901 году. Этот алкогольный напиток был достаточно популярен в обществе того времени, и художники достаточно часто его изображали на своих полотнах. Пикассо любил рисовать то, что волновало людей: женщины, войны, или как здесь - абсент.

По центру изображена женщина, немолодых лет, коротающая вечер в горьком одиночестве, попивая алкоголь. Пикассо любил погружать своих героев в воображаемый мир, так как и сам находился в нем всю свою сознательную жизнь. Есть предположение, что изображенная на картине женщина имеет непосредственное отношение к искусству, так как этот напиток имел высокую популярность среди работников творчества, в том числе.

От картины веет грустью и тоской. Женщина задумчива, ее взгляд устремлен вниз, она глубоко погружена в свои мысли. На столе изображены только два предмета: бутылка и рюмка. Ничего из сервировочных элементов нет, так же отсутствует какая-либо еда. Сама поза женщины кричит о своем драматизме. Ее правая рука, которой она обнимает саму себя, неестественно длинна в своем размере, как будто ей еще больше хочется себя обнять, и защитить от всех бед и несчастий.

Лицо женщине имеет угловатую форму. У нее достаточно тонкие брови и губы, за которыми если присмотреться скрывается некое подобие саркастической улыбки. Пикассо нарисовал фигуру полностью обездвиженной, женщина застыла в своей позе задумчивости и явно находится так уже долгое время. Об этом свидетельствует и отставленная в сторону рюмка.

У картины интересная цветовая гамма: преобладает коричневый и темно синий цвета. Такие краски выбраны художником не случайно. Автор хотел подчеркнуть разницу между ожидаемым и действительным, между человеческой жизнью и обстоятельствами.

Немного об абсенте.
Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.

Пабло Пикассо "Любительница абсента" (1901).
Холст, масло. 73 x 54 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий.

Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название - «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник - Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

Название, англ. : The absinthe drinker.
Оригинальное название : La buveuse d"absinthe.
Год окончания : 1901.
Размеры : 73 × 54 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Картина написана в 1901 году, это период (1900—1904), когда мастер много ездит по маршруту Барселона-Париж, прежде чем окончательно перебраться во Францию. Он много работает, посещает выставки, знакомится с новыми людьми, в том числе и с артдиллерами.

Поддаваясь всеобщему настроению, художник, в своих работах, использует популярный в то время сюжет — одинокий посетитель кафе, к которому обращаются, также, импрессионисты.

Стоит отметить, что в этот период Пикассо не считает нужным изображать веселье, всеобщую радость, счастье, легкомыслие. Заброшенность человека в этом мире — вот основной мотив, который волнует молодого Пикассо.

«Любительница абсента» — это одинокая посетительница кафе, пьющая напиток, который погружает человека в мир своеобразных фантазий и галлюцинаций, ведь на рубеже веков абсент стал своеобразным фетишем Парижа. Ему приписывались даже некоторые мистические и магические свойства, побуждающие к творчеству и новому восприятию мира.

Впечатление, которое производит картина на зрителя — невероятное по своей эмоциональной нагрузке. Тут нет, как такового, повествования, присутствует лишь своеобразный сюжет — обнаженный психологический образ, а внешне — это угловатое, утомленное лицо, сумрачный, опустошенный взгляд, нервные руки, которыми героиня пытается защитить себя от окружающей действительности. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Но если долго смотреть на картину — кажется, что женщина смотрит в душу зрителю, внимательно изучая и о чем-то думая.

На губах — подобие улыбки, странный сарказм, выражающий обреченность и усталость. Мысли женщины далеко от этого столика, от этого кафе — пристанища таких же, как она — бесприютных. Да они никому и не нужны в этом мире. Она закрылась в себе, уединилась с собой, и только абсент разделяет ее существование.

Колористика полотна впечатляет. Контраст красок — как контраст жизненных ситуаций. Сочетание насыщенно-голубых и густо-бордовых цветов придают полотну атмосферу спокойствия, но, в то же время, внутренней борьбы. Черная полоса разделяет угол кафе, в котором оказалась героиня, а может это угол-тупик?

Картине присущ обостренный драматизм, который выражается в изображении гипертрофированной кисти правой руки. Женщина как будто пытается защитить себя от всего в этом неуютном мире. Пикассо специально искажает руки и пальцы, делая их чрезмерно длинными, плечи — более округлыми. Это не внешние, а скорее внутренние психологические характеристики образа, который выражает удивительную по силе драму одиночества. Пластика тела скованная, застывшая, словно окаменевшая.

Колорит полотна — это соединение зеленых, коричнево-красных, синих тонов, приближение плоскости стола и стены к зрителю, напоминает манеру Гогена, напряженностью полотно схоже с творчеством Ван Гога.

«Любительниц абсента» относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. Его картины выполнены в холодных тонах, доминируют голубовато-серые, синие оттенки. Основные сюжеты — это тема одиночества, нищеты, старости, смерти, упаднические настроения.

Пикассо написал не одну картину на тему абсента. В июне 1901 года мир увидел «Любительницу абсента» с кусочком сахара в руках. Осенью того же года было создано полотно под названием «Аперитив», или (по данным архива Канвейлера), «Женщина с бокалом абсента». Именно эту работу купил Сергей Иванович Щукин, а позже собрал в своей коллекции 51 произведение всемирно известного мастера. После революции его собрание было национализировано и разошлось по фондам Эрмитажа и ГМИИ.

Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Любительница абсента» хранится в в Санкт-Петербурге. Она хорошо известна по всему миру. Это признанный шедевр молодого Пикассо.

Но назвать сюжет картины оригинальным сложно. И до Пикассо многие художники любили тему одиночества и опустошения. Изображая людей со взглядом в никуда за столиком в кафе.

Таких героев мы встречаем и у , и у .


Слева: Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Орсе, Париж. Справа: Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г. Национальная галерея Вашингтона

Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна. Он не раз изображал одиноких женщин за рюмкой. Вот лишь две из них.

Слева: Любительница абсента. 1901 г. Художественный музей в Базеле. Справа: Пьяная уставшая женщина. 1902 г. Художественный музей в Берне

Так в чем же выражается шедевральность именно этой картины?

Стоит посмотреть на неё пристальнее.

Детали «Любительницы абсента»

Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.

Пикассо охотно деформировал фигуры героев. Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки.

Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.


Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.

Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.

Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.

Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?

Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.

Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».

Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.

Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.

Сюжет вне времени

И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей.

Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.

А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.




Top