Почему рассказ м зощенко стакан художественный. Рассказы М

Ученица 6 «А» класса Жукова Екатерина


произведениях дают им новую жизнь. Вещи становятся своеобразными красноречивыми героями, которые могут вступать в сложные и противоречивые отношения с людьми, а также могут являться важными участниками в изображаемых сценах.

Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметы повествуют нам о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.

Мир предметов и вещей сейчас очень активно исследуется в различных научных работах. Мы также решили обратиться к этой теме, так как, на наш взгляд, есть много интересных, еще не рассмотренных моментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ «Неделя науки».

Секция словесности.

Тема:

«Роль вещей и предметов в произведениях М.М. Зощенко и И.С. Тургенева».

Выполнила:

ученица 6 «А» класса

Жукова Екатерина

Кострома, 2015

Аннотация к научной работе.

Предметный мир в литературе – это реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. Вещи и предметы могут нам о многом поведать, они создают не только эмоциональную атмосферу, но и по-своему отражают характер героев. Писатели и поэты в своих
произведениях дают им новую жизнь. Вещи становятся своеобразными красноречивыми героями, которые могут вступать в сложные и противоречивые отношения с людьми, а также могут являться важными участниками в изображаемых сценах.

Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметы повествуют нам о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.

Мир предметов и вещей сейчас очень активно исследуется в различных научных работах. Мы также решили обратиться к этой теме, так как, на наш взгляд, есть много интересных, еще не рассмотренных моментов.

Введение……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Вещь в художественном произведении……………………………………………………4

Глава 2. Роль вещей и предметов в рассказах М.М. Зощенко «Стакан», «Галоша», «Шестеренка»………………………………………………………………………………………….4

Глава 3. Роль вещей и предметов в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Камень», «Кубок», «Песочные часы»………………………………………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………………………………..7

Список использованной литературы………………………………………………………………….9

Введение.

Прежде всего, определим цель, задачи, предмет и объект нашего исследования.

Цель научной работы: исследовать роль вещей и предметов в произведениях писателей М.М. Зощенко и И.С. Тургенева.

Она конкретизируется в следующих задачах:

Прежде чем приступить к анализу вещей и предметов в творчестве таких писателей, как М.М. Зощенко и И.С. Тургенев, нам следует дать такое понятие, как «вещь», определить роль предметов в произведении, а также определить, что такое «стихотворение в прозе».

Глава 1. Вещь в художественном произведении.

Говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта.

Вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей. Вещный ряд мотивирован излагаемыми обстоятельствами и рассчитан на определенную осведомленность читателя.

Вещь может выступать в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа.

Вещи могут быть интересны писателю сами по себе, независимо от их связей с конкретным персонажем. Они способны отразить уклад жизни в целом, как понимает его автор. Нет смысла говорить о том, что концепция мира художественного произведения – «вещь» штучная, и подход к ней неосуществим без понимания всего мировоззренческого «интерьера» автора.

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, выражение субъективного впечатления или переживания.

Глава 2. Роль вещей и предметов в рассказах М.М. Зощенко «Стакан», «Галоша», «Шестеренка».

Сатирик и юморист Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) вошел в литературу в начале 20-х годов. Уже первые произведения писателя свидетельствовали о ни на кого не похожем, особом взгляде на мир, систему общественных и человеческих отношений, культуру и мораль. Описание вещного мира характеризует уклад жизни персонажей. Мир вещей помогает писателю проникнуть в глубину сознания героя . Зощенко не занимается подробным описанием быта и вещей, но изображение предметно-вещного мира помогает показать эпоху и внутренний мир персонажей.

Рассказ М. Зощенко «Стакан» (1923), на первый взгляд, очень «легкий» и непринужденный. Однако он затрагивает важные проблемы во взаимоотношениях между людьми – вопросы воспитания, такта, доброго отношения друг к другу.

Герои «Стакана» на первое место ставят собственнические мелочные интересы, в их взаимоотношениях нет ничего душевного. Так, рассказчик неохотно идет на поминки к маляру Блохину, и вот на этих поминках рассказчик случайно разбивает стакан. Казалось бы – велика беда – посуда простая и дешевая. Как о нем уничижительно отзывается рассказчик: «А стакашек, будь о проклят, возьми и трещину дай». Воспитанные люди никогда бы не стали раздувать из этого «события» скандал. Но герои Зощенко не такие – вдова и брат ее умершего мужа накинулись на рассказчика – как он смеет уничтожать их имущество: «Это, говорит, чистое разорение в хозяйстве – стаканы бить. Это немыслимое дело – бить». Да и сам рассказчик оказался тоже склочным и мелочным. Он довел бытовой скандал почти до суда.

Рассказ «Галоша» юмористическим назвать мы не можем, так как юмор предполагает веселье и доброжелательность. В этом же рассказе сквозь смех просачиваются грусть и досада. Герой рассказа простой человек, с которым случилось неприятное происшествие – он потерял в трамвае галошу. «Специальные, говорю, признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука, говорю, почти что нету. Сносился каблук. А бока, говорю, еще ничего, пока что удержались».

Другими действующими лицами являются служащие государственных учреждений. Эти люди намеренно затягивают решение пустякового вопроса, что говорит о их равнодушии к людям, бесполезности работы. То, чем они занимаются, называется волокитой.

Герои рассказа показаны мелочными, их переживания и радости ничтожные. Персонажи скорее изображены в карикатурном виде. Высмеивая зло, автор показывает нам, какими мы не должны быть.

Тему мелочных и ничтожных отношений между людьми М. Зощенко продолжает в рассказе «Шестеренка». На одном из предприятий сломалась шестеренка – маленькая простая деталь механизма, но из-за этого встало все производство. Этот предмет можно было получить на соседней фабрике. Но у руководителя фабрики какие-то мелкие обиды перевесили интересы целого производства: «…не могу одолжить. Зуб я имею против вашего начальника. Он у нас, каналья, лебедку зажилил. А шестеренка – да, действительно, есть свободная».

Писатель изображает явления в жизни, которые достойны сожаления, осуждения, он их высмеивает, подвергает критике. М. Зощенко хочет, чтобы люди поняли, что мешает им жить, что мешает им быть лучше, честнее, благороднее.

Михаил Зощенко - великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным языком и своеобразным юмором. Герои Зощенко смешны, но вместе с тем вызывают сочувствие и жалость. Через изображаемые вещи автор показывает все недостатки человека, всю ущербность мировоззрения, неспособность на высокие чувства и самопожертвование Рабство мелочей не дает возможности героям почувствовать себя счастливыми, не дает развиваться и меняться в лучшую сторону. Автор старается донести до читателя всё, что он видел вокруг, за что переживал и что желал исправить.

Глава 3. Роль вещей и предметов в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Камень», «Кубок», «Песочные часы».

Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор до конца не изведанный. Нет ни одной темы, которую бы не затронул он в своих великих произведениях. Каждое из них - это открытый разговор с читателем о смысле жизни, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве. Но в последние годы жизни писатель стал писать не для широкой публики, а для себя. Так появились произведения оригинальной формы, сочетающие в себе лирическое и прозаическое начала - так называемые «Стихотворения в прозе».

Стихотворения Тургенева – это раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью. При решении их – глубокий и тесный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался.

Рассмотрим стихотворение в прозе «Камень». Условно произведение можно разделить на две части. Первая часть нам повествует о жизни этого камня: от того момента, когда «…только что начинал твердеть расплавленный гранит», до того времени, когда он уже «…старый серый камень на морском прибрежье». Во второй части И.С. Тургенев очень тонко и лаконично проводит параллель между своим сердцем и этим камнем. Когда наступает веселый солнечный день, и прибрежные волны обливают этот серый, уже ничем не примечательный, камень, на его поверхности «выступают яркие цвета». Так и человеческое сердце. Когда уже умудренный жизнью писатель вспоминает о тех чувствах, которые он испытывал в молодости, его, уже старое, сердце вновь зардеется «уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня».

В данном прозаическом стихотворении присутствует спокойное и размеренное повествование, которое позволяет Тургеневу размышлять о таких категориях, как молодость и старость. Используя сравнение сердца человека с камнем, писатель добивается более глубокого и эмоционального воздействия на читателей, побуждая их к раздумьям о жизни.

В стихотворении «Кубок» Тургенев сравнивает себя с золотых дел мастером. Ваятель лепит, вырезает, украшает, доводит до совершенства свое творение - кубок. Только затратив большие усилия, можно создать уникальную вещь.

Автор раскрывает перед нами тайны своего писательского мастерства – процесс создания литературного шедевра. Кубок – это некое произведение, которое автор оттачивает, придает ему «…блеск и красивость», ищет образы и сравнения. Таким способом И.С. Тургенев пытается с помощью слов, оборотов, средств выразительности создать драгоценную вещь – будь-то роман или повесть. Именно красивый кубок, по мнению автора, как нельзя лучше олицетворяет собой плод воображения, раздумий и мечтаний автора – литературное произведение.

Прозаическое стихотворение «Песочные часы» раскрывает тему жизни и смерти. Сосуд, в котором бежит, сыплется песок, соотносится автором с человеческой жизнью, где также быстро и безвозвратно бежит время. Незаметно и скоротечно проходит сама жизнь человека: «сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти». Автор создает яркий образ песочных часов, помогая нам по-новому взглянуть на время, которое мы безвозвратно тратим на пустые хлопоты и бесполезные дела. Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, она уходит день за днем, не оставляя следа, заставляет читателей задуматься о том, что можно было бы сделать много полезного и нужного, но, возможно, будет поздно.

Заключение.

Одним из важнейших направлений в литературе является изучение категории вещи в художественном мире писателей. Многие мастера слова, например, Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов, Александр Иванович Куприн, наиболее ярко и образно раскрывают характер того или иного персонажа именно через окружающие предметы. А, порой, вещи сами «рассказывают» нам о том или ином герое, о его образе жизни, поведении и т.д. Поэтому, нас очень заинтересовало, о чем «говорят» вещи и предметы в произведениях таких писателей, как Михаил Михайлович Зощенко и Иван Сергеевич Тургенев.

Целью нашей научной работы являлось исследование роли вещей и предметов в произведениях писателей М.М. Зощенко и И.С. Тургенева.

Перед нами были поставлены следующие задачи;

  • Изучить понятия «вещь» и «стихотворение в прозе»;
  • Определить функции вещей в произведениях;
  • Проанализировать использование вещей и предметов в произведениях М.М. Зощенко и И.С. Тургенева;
  • Сопоставить использование вещей и предметов в выбранных для анализа произведениях.

Объектом исследования являются произведения писателей М.М. Зощенко и И.С. Тургенева.

Предмет нашего исследования - вещи и предметы, их роль и значение в рассказах «Стакан», «Галоша», «Шестеренка» - М.М.Зощенко и в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Камень», «Кубок», «Песочные часы».

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  • мы дали расшифровку такому понятию, как «вещь»;
  • определили, что вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей; что костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки героев и то, что они способны отразить тот или иной уклад жизни;
  • дали определение такому понятию, как стихотворение в прозе и отметили его особенности;
  • М.М. Зощенко через изображаемые вещи показывает все недостатки человека, всю ущербность мировоззрения, неспособность на высокие чувства и самопожертвование , разоблачает пошлость, низость поступков людей. Рабство мелочей не дает возможности героям почувствовать себя счастливыми, не дает развиваться и меняться в лучшую сторону.
  • Стихотворениям в прозе И.С. Тургенева присущ лиризм, воссоздающий душевный настрой автора, автобиографичность, повышенная выразительность, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. Предельная краткость каждого стихотворения в прозе дает возможность сгустить, стиснуть огромные временные величины до одной фразы. Острейшая наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в символы и эмблемы.
  • Общее в том, что авторы для раскрытия той или иной темы, проблемы, ситуации используют вещь или предмет. Отличие же состоит в том, что Михаил Зощенко использует простые, незамысловатые, обыденные вещи, через которые показывает мелочность, косность, жадность, невежество людей, живущих обычной жизнью обывателя. У И.С. Тургенева вещь, как нельзя лучше, передает различные оттенки чувств, душевный настрой, философский полет мысли, показывая вечные непреходящие ценности жизни и души человека.

Список использованной литературы.

1. М.М. Зощенко "Собрание сочинений в 6 томах", Москва ГИХЛ.

2. П. Коган. М. Зощенко "Литературная энциклопедия" т. 4.

3. А. Старков, “Юмор Зощенко”
3. И. В. Владиславлев, “Литература великого десятилетия”

4. Винникова Галина «Тургенев и Россия»,М.,1986

5. Грузинский А.Е. «И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972

6. Озеров Л. «Тургенев И.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967

7. Шаталов С.И. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.

Сегодня нам предстоит знакомство с героями одного из рассказов советского писателя. Название рассказа вы легко узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться - нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно - компот, чай, сок или воды... (Стакан).

Демонстрация граненого стакана

Знаком ли вам этот предмет? Запишите в левой колонке тетради ассоциативный ряд, связанный с этим словом (Чаепитие, душевные разговоры, мороженое, лепка пельменей, мерка для продуктов …)

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

Представьте, что вы пригласили в гости друга, во время чаепития он случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко.

Чтение рассказа «Стакан» (Предварительное пояснение: деверь – брат мужа).

Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

- О ЧЕМ РАССКАЗ? ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ССОРА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ?

Что же вызывает смех при чтении рассказа? Зачитайте смешные моменты в рассказе.

К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, такой пустяк стал причиной ссоры). С помощью каких приёмов удалось автору показать истинное лицо героя 20-ых годов XX века?

Пришло время представить героев рассказа «Стакан». Кто они и сколько их? (Рассказчик, вдова Марья Васильевна Блохина, брат покойного Петр Антонович Блохин). ТРИ- МАГИЧЕСКАЯ ЦИФРА В ЛИТЕРАТУРЕ

Разве писатель не знал хороших слов?(Напоминаем, что М.Зощенко родом из культурной столицы – Петербурга.Сниженная, неверная речь, - литературный приём, вызывающий наш смех над бескультурьем).

Слышен ли голос автора в рассказе? Как выражает он свое отношение к героям и их поступкам? (Возможна дискуссия: некоторые считают, что автор и есть главный герой рассказа, что он пишет о себе. Другие- что автор молчит, находится в стороне, а герои действуют сами по себе. Приходим к выводу, что автор высказывает свое отношение не прямо, а косвенно: сквозь смех виден его грустный взгляд. Как будто он говорит: на что люди растрачивают свою жизнь ?)

Мы уже обнаружили с вами умелое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет? Комический сюжет основан на несоответствии причины и следствия:

- Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила.

- Душа, знаете, не принимает.

Повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные.

- Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

Проблематика и актуальность произведения

В чем современность рассказов Зощенко? (Изменилось время, но люди часто разменивают жизнь на пустяки, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и даже себе. Отдельные герои Зощенко не страшны, они «мелкое», ничтожное зло. Но собранное вместе, оно становится страшным.)

Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей.

Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

- Вспомните, при каких обстоятельствах встретились наши герои? (На поминках.)

И чем закончилась эта встреча? (Судом и даже угрожали трибуналом.)

Неспроста в начале рассказа упоминаются поминки, а это значит, что пришедшие к вдове должны помянуть душу умершего, потому как именно на сороковой день душа покидает этот мир.

Встречается ли слово «душа» в тексте и с каким героем оно (слово) связано? Каким контекстным синонимом автор заменил слово «душа» в конце произведения и почему?

Чем занимался в мирской жизни покойник? Какой философский смысл кроется в его профессии? Но почему тогда он носит говорящую фамилию?

Тонкий психолог, Зощенко взял за основу два времени: что было? и что стало?

Теперь после знакомства с произведением М.Зощенко, вернитесь к - своим записям и в правой колонке запишите, символом чего является стакан?

Несмотря на то, что стакан треснул, причём треснул в трёх местах, мир всё - таки уцелел. Как вы думаете, почему?

(Смех помог миру уцелеть. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.)

Прибытие трамвая к конечной остановке. Звучит аудиозапись

Цели урока:

  • доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;
  • совершенствовать умения анализа литературного произведения;
  • вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

Оборудование:

  • портрет М. Зощенко;
  • два шаржа на портрет писателя;
  • выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;
  • магнитофон;
  • запись песни “Широка страна…”;
  • предметы (пирожное, стакан, лампочка, номерок, аэроплан, поднос);
  • корзина для голосования;
  • словари;
  • исторические материалы;
  • изображения настроений.

Ход урока.

I. Определение проблемы:

“Смех – дело серьезное..?” Эту проблему нам предстоит решить на уроке, кроме того, мы выясним, современны ли рассказы Зощенко?

А наша цель:

Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно?

II. Слово учителя:

Музыка. (“Широка страна моя родная…”)

В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

А все ли было так гладко?

Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите.

Что бросается в глаза? (Несоответствие)

Приведите примеры. Сделайте вывод.

Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. Перед вами два шаржа на портрет писателя. Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим.

Почему? (Внешне, как страна, могучий и сильный, на самом деле – больной, опустошенный).

III. Эпоха М.Зощенко.

Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая справка 1.

“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

Историческая справка 2.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

IV. Предметы из рассказов писателя.

Вот предметы, которые как бы сошли со страниц рассказов М. Зощенко и стали центром комических ситуаций.

Из каких они рассказов, если можете, назовите эти рассказы? (Учитель показывает предметы).

Почему эти предметы стали причиной смеха? (Неожиданность, несоответствие: театр – еда, поминки – ссора из-за стакана, нам смешно, так как рассказ юмористический, но это только на первый взгляд).

V. Анализ рассказов М.Зощенко.

А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить, над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

В тетрадях разделите страницу так же, как на доске.

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.

Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве его переживания. Это тоже прием Зощенко.

Записываем – несложность сюжета.

- “Я, братцы мои, не люблю баб…” От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? Вы можете обратиться к словарю. Записываем – сказовая манера.

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

Что можно сказать о таком герое? (Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором.

Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов.

Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить? (Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

Что это за прием? (Деталь).

Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.

Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры). Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.

Итак, намечена экспозиция. Что это такое?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов.

Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней? (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”).

Почему? Кто же он? (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

Смешно? Грустно!

Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

Чем нравится ей герой? Докажите.

Почему ей хочется в театр?

Герой получает билет, как?

Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

Какой вывод можно сделать?

Почему нам смешно?

В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

Что отвечает она? (Мерси).

Что это за слово?

Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

Наступает кульминация. Что это такое?

Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

А что думает герой о ней? Докажите.

Наступила развязка. Что это такое?

Запишите во втором столбике таблицы, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства.

А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? Дополните таблицу.

VI. Слово учителя.

Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Я предоставляю право вам сделать выбор. У каждого из вас два листа бумаги. На первом вы обозначите то качество, без которого вам не обойтись в будущем, а на другом – то качество, которое вы с удовольствием выбросите в мусорную корзину, чтобы никогда с ним не встретиться в жизни. (Учащиеся выходят, голосуют, обосновывая свой выбор).

Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

А смех – дело серьезное? Мы убираем вопрос?

Еще Гоголь, традициям которого следовал Зощенко, сказал: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила”.

VII. Домашнее задание (по выбору):

Вот это грустно-ироническое "наверное, обиделся" и "трудно жить человеку на свете" и составляет нерв большинства комических произведений Зощенко 20-х годов. В таких маленьких шедеврах, как "На живца", "Аристократка", "Баня", "Нервные люди", "Научное явление" и других, автор как бы срезает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех слоев, где гнездятся истоки равнодушия, бескультурья, пошлости.

Герой "Аристократки" увлекся одной особой в фильдекосовых чулках и шляпке. Пока он "как лицо официальное" наведывался в квартиру, а затем гулял по улице, испытывая неудобство оттого, что приходилось принимать даму под руку и "волочиться, что щука", все было относительно благополучно. Но стоило герою пригласить аристократку в театр, "она и развернула свою идеологию во всем объеме". Увидев в антракте пирожные, аристократка "подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет". Дама съела три пирожных и тянется за четвертым.

"Тут ударила мне кровь в голову.

Ложи, - говорю, - взад!"

После этой кульминации события развертываются лавинообразно, вовлекая в свою орбиту все большее число действующих лиц. Как правило, в первой половине зощенковской новеллы представлены один-два, много - три персонажа. И только тогда, когда развитие сюжета проходит высшую точку, когда возникает потребность и необходимость типизировать описываемое явление, сатирически его заострить, появляется более или менее выписанная группа людей, порою толпа.

Так и в "Аристократке". Чем ближе к финалу, тем большее число лиц выводит автор на сцену. Сперва возникает фигура буфетчика, который на все уверения героя, жарко доказывающего, что съедено только три штуки, поскольку четвертое пирожное находится на блюде, "держится индифферентно".

Нету, - отвечает, - хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято". Тут и любители-эксперты, одни из которых "говорят - надкус сделан, другие - нету". И наконец, привлеченная скандалом толпа, которая смеется при виде незадачливого театрала, судорожно выворачивающего на ее глазах карманы со всевозможным барахлом.

В финале опять остаются только два действующих лица, окончательно выясняющих свои отношения. Диалогом между оскорбленной дамой и недовольным ее поведением героем завершается рассказ.

"А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:

Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с дамами.

А я говорю:

Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение".

Как видим, обе стороны обижены. Причем и та, и другая сторона верит только в свою правду, будучи твердо убеждена, что не права именно противная сторона. Герой зощенковского рассказа неизменно почитает себя непогрешимым, "уважаемым гражданином", хотя на самом деле выступает чванным обывателем.

Суть эстетики Зощенко в том и состоит, что писатель совмещает два плана (этический и культурно-исторический), показывая их деформацию, искажение в сознании и поведении сатирико-юмористических персонажей. На стыке истинного и ложного, реального и выдуманного и проскакивает комическая искра, возникает улыбка или раздается смех читателя.

Разрыв связи между причиной и следствием - традиционный источник комического. Важно уловить характерный для данной среды и эпохи тип конфликтов и передать их средствами сатирического искусства. У Зощенко главенствует мотив разлада, житейской нелепицы, какой-то трагикомической несогласованности героя с темпом, ритмом и духом времени.

Порой зощенковскому герою очень хочется идти в ногу с прогрессом. Поспешно усвоенное современное веяние кажется такому уважаемому гражданину верхом не просто лояльности, но образцом органичного вживания в революционную действительность. Отсюда пристрастие к модным именам и политической терминологии, отсюда же стремление утвердить свое "пролетарское" нутро посредством бравады грубостью, невежеством, хамством.

Не случайно герой-рассказчик видит мещанский уклон в том, что Васю Растопыркина - "этого чистого пролетария, беспартийного черт знает с какого года, - выкинули давеча с трамвайной площадки" нечуткие пассажиры за грязную одежду ("Мещане"). Когда конторщику Сереже Колпакову поставили наконец личный телефон, о котором он так много хлопотал, герой почувствовал себя "истинным европейцем с культурными навыками и замашками". Но вот беда - разговаривать-то этому "европейцу" не с кем. С тоски он позвонил в пожарное депо, соврал, что случился пожар. "Вечером Сережу Колпакова арестовали за хулиганство".

Писателя волнует проблема жизненной и житейской аномалии. Отыскивая причины ее, осуществляя разведку социальнонравственных истоков отрицательных явлений, Зощенко порою создает гротескно-утрированные ситуации, которые порождают атмосферу безысходности, повсеместного разлива житейской пошлости. Такое ощущение создается после знакомства с рассказами "Диктофон", "Собачий нюх", "Через сто лет".

Критики 20-30-х годов, отмечая новаторство творца "Бани" и "Аристократки", охотно писали на тему "лицо и маска" Михаила Зощенко, нередко верно постигая смысл произведений писателя, но смущаясь непривычностью взаимоотношений между автором и его комическим "двойником". Рецензентов не устраивала приверженность писателя к одной и той же раз и навсегда избранной маске. Между тем Зощенко делал это сознательно.

С.В. Образцов в книге "Актер с куклой" рассказал о том, как он искал свой путь в искусстве. Оказалось, что только кукла помогла ему обрести свою "манеру и голос" . "Войти в образ" того или иного героя актер раскованнее и свободнее сумел именно "через куклу".

Новаторство Зощенко началось с открытия комического героя, который, по словам писателя, "почти что не фигурировал раньше в русской литературе", а также с приемов маски, посредством которой он раскрывал такие стороны жизни, которые нередко оставались в тени, не попадали в поле зрения сатириков.

Все комические герои от древнейшего Петрушки до Швейка действовали в условиях антинародного общества, зощенковския же герой "развернул свою идеологию" в иной обстановке. Писатель показал конфликт между человеком, отягощенным предрассудками дореволюционной жизни, и моралью, нравственными принципами нового общества.

Разрабатывая нарочито обыденные сюжеты, рассказывая частные истории, приключившиеся с ничем не примечательным героем, писатель возвышал эти отдельные случаи до уровня значительного обобщения. Он проникает в святая святых мещанин, который невольно саморазоблачается в своих монологах. Эта умелая мистификация достигалась посредством мастерского владения манерой повествования от имени рассказчика, мещанина, который не только опасался открыто декларировать свои воззрения, но и старался нечаянно не дать повода для возбуждения о себе каких-либо предосудительных мнений.

Комического эффекта Зощенко часто достигал обыгрыванием слов и выражений, почерпнутых из речи малограмотного мещанина, с характерными для нее вульгаризмами, неправильными грамматическими формами и синтаксическими конструкциями ("плитуар", "окромя", "хресь", "етот", "в ем", "брунеточка", "вкапалась", "для скусу", "хучь плачь", "эта пудель", "животная бессловесная", "у плите" и т.д.).

Использовались и традиционные юмористические схемы, вошедшие в широкий обиход со времен "Сатирикона": враг взяток, произносящий речь, в которой дает рецепты, как брать взятки ("Речь, произнесенная на банкете"); противник многословия, сам на поверку оказывающийся любителем праздных и пустых разговоров ("Американцы"); доктор, зашивающий часы "кастрюльного золота" в живот больному ("Часы").

Зощенко - писатель не только комического слога, но и комических положений. Стиль его рассказов - это не просто смешные словечки, неправильные грамматические обороты и речения. В том-то и состояла печальная судьба авторов, стремившихся писать "под Зощенко", что они, по меткому выражению К. Федина, выступали просто как плагиаторы, снимая с него то, что удобно снять, - одежду. Однако они были далеки от постижения существа зощенковского новаторства в области сказа. Зощенко сумел сделать сказ очень емким и художественно выразительным. Герой-рассказчик только говорит, и автор не усложняет структуру произведения дополнительными описаниями тембра его голоса, его манеры держаться, деталей его поведения. Однако посредством сказовой манеры отчетливо передаются и жест героя, и оттенок голоса, и его психологическое состояние, и отношение автора к рассказываемому. То, чего другие писатели добивались введением дополнительных художественных деталей, Зощенко достиг манерой сказа, краткой, предельно сжатой фразой и в то же время полным отсутствием "сухости".

Сначала Зощенко придумывал различные имена своим сказовым маскам (Синебрюхов, Курочкин, Гаврилыч), но позднее от этого отказался. Например, "Веселые рассказы", изданные от имени огородника Семена Семеновича Курочкина, впоследствии стали публиковаться вне прикрепленности к личности этого персонажа. Сказ стал сложнее, художественно многозначнее.

Форму сказа использовали Н. Гоголь, И. Горбунов, Н. Лесков, советские писатели 20-х годов. Вместо картинок жизни, в которых отсутствует интрига, а порою и всякое сюжетное действие, как было в мастерски отточенных миниатюрах-диалогах И. Горбунова, вместо подчеркнуто изощренной стилизации языка городского мещанства, которой Н. Лесков добивался посредством лексической ассимиляции различных речевых стихий и народной этимологии, Зощенко, не чураясь и этих приемов, ищет и находит средства, наиболее точно отвечающие складу и духу его героя.

Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила.

И меня пригласила.

– Приходите, – говорит, – помянуть дорогого покойника чем бог послал. Курей и жареных утей у нас, говорит, не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько угодно, вволю и даже можете с собой домой брать.

Я говорю:

– В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.

– Ну, – говорит, – приходите тем более.

В четверг я и пошел.

А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохнн. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.

А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к черту в сторону.

Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай.

Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.

Вдова отвечает:

– Никак, батюшка, стакан тюкнули?

Я говорю:

– Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится.

А деверь нажрался арбуза и отвечает:

– То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы предметы тюкают.

А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается.

– Это, – говорит, – чистое разорение в хозяйстве – стаканы бить. Это, говорит, один – стакан тюкнет, другой – крантик у самовара начисто оторвет, третий – салфетку в карман сунет. Это что ж и будет такое?

– Об чем, говорит, речь. Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать.

Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:

– Мне, говорю, товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, говорю, товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, говорю, чай у вас шваброй пахнет. Тоже, говорю, приглашение. Вам, говорю, чертям, три стакана и одну кружку разбить – и то мало.

Тут шум, конечно, поднялся, грохот.

Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.

И вдова тоже трясется мелко от ярости.

– У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай дожить. Может, это вы дома лежите, а после на людей тень наводите. Маляр, говорит, Иван Антонович в гробе, наверное, повертывается от этих тяжелых слов… Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого.

Ничего я на это не ответил, только говорю:

– Тьфу на всех, и на деверя, говорю, тьфу.

И поскорее вышел.

Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.

Являюсь и удивляюсь.

Нарсудья дело рассматривает и говорит:

– Нынче, говорит, все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите, говорит, этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.

Я говорю:

– Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.

Вдова говорит:

– Подавись этим стаканом. Бери его.

На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах треснувший.

Ничего я на это не сказал, только говорю:

– Передай, говорю, своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.

Потому, действительно, когда характер мой задет, – я могу до трибунала дойти.




Top