Поль Гоген «Женщина, держащая плод». Описание картины

женщина держащая плодчетата, женщина держащая плоды
«Женщина, держащая плод» (маорийское название картины - Eu haere ia oe - переводится как «Куда идёшь?» ) - картина Поля Гогена, написанная им в 1893 году, в период своего первого приезда на Таити. Первоначально приобретённое московским купцом И. А. Морозовым до 1948 года это полотно входило в его собрание живописи. С 1948 года по настоящее время картина постоянно находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Малоизвестный, написанный в 1892 году, вариант картины находится в Государственной галерее (англ.)русск. Штутгарта. Он обнаруживает ряд существенных различий со второй версией картины.

  • 1 Характеристики картины
    • 1.1 Название и дата написания
    • 1.2 Описание и сюжет
  • 2 История картины
  • 3 Художественные особенности. Трактовка
  • 4 Ранний вариант
  • 5 филателии
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Характеристики картины

Название и дата написания

Таитянские и маорийские названия Поль Гоген давал большинству своих полотен, написанных в Полинезии. «Женщина, держащая плод» не стала исключением - художник подписал её словами Eu haere ia oe. Искусствоведы Буже и Даниельссон в своих работах, посвящённых Гогену, переводили это словосочетание как «Куда идёшь?». Присвоение полотнам «вопрошающих» названий тоже было одной из особенностей художника.

1893 год, подписанный самим Гогеном в нижнем левом углу холста, оспаривается некоторыми исследователями творчества живописца. Так, Бернард Доривал и Чарльз Стерлинг полагали, что Гоген написал «Женщину…» в 1892 году, а подпись просто поставил позднее. Своё мнение они аргументировали тем, что женские фигуры в фоновой части полотна были «перенесены» скорее с полотен Гогена 1891-1892 годов, нежели последующего периода.

Описание и сюжет

События, которые запечатлел художник, разворачиваются в таитянском селении: перед зрителем предстают две простые хижины, крытые травой. На переднем плане картины изображена молодая таитянская женщина, держащая в руках зеленовато-лимонный плод манго, по форме напоминающий сосуд для воды (по иной версии, поддерживаемой крупным исследователем творчества Гогена Даниельссоном, героиня полотна держит за верёвочку специальный сосуд, вырезанный в полости тыквы, и собирается идти по воду). Лицо таитянки серьёзно и выразительно, взгляд - внимателен. Существует версия, что моделью для центрального персонажа картины послужила юная невенчанная жена Гогена, таитянка Техура - этого мнения придерживалась и искусствовед Анн Дистель. Загорелое, смуглое тело женщины, само по себе напоминающее спелый фрукт, написано красивым золотисто-коричневым тоном и передано намеренно плоскостно. Чёткая непрерывная линия, описывающая контур женской фигуры, делает её более плотной и выразительной, придаёт весомость и объём. Таитянский пейзаж на фоне трактован достаточно обобщённо: на картине нет солнечных лучей или вибрации воздуха, однако зной тропического солнца ощущается и в цвете кожи женщины, и в синеве неба, и в неподвижности ветвей, и в насыщенно-красных пятнах одежды. Жёлтый орнамент на красной юбке вторит узору, который образуют листья деревьев над головой туземки, за счёт чего сама она кажется неотъемлемой частью природы.

История картины

Московский купец Иван Абрамович Морозов - представитель крупной династии промышленников и видный коллекционер живописи - впервые приобрёл три полотна кисти Гогена («Беседа», «Пейзаж с павлинами» и «Сладкие грёзы»), в 1907 году. Следующая крупная покупка работ этого художника - у арт-дилера Амбруаза Воллара, - состоялась в 1908 году и принесла Морозову пять картин, среди которых была и «Женщина, держащая плод». Полотна Гогена, выставлявшиеся в особняке коллекционера, вызывали у гостей дома неоднозначную реакцию: некоторые из них восхищались творчеством художника, у других оно вызывало возмущение.

В декабре 1918 года коллекция Морозова была национализирована большевиками и спустя несколько месяцев реорганизована в собрание «Второго музея новой западной живописи» (в «Первом музее» экспонировалась коллекция Щукина). 1923 году, уже после эмиграции Морозова, оба музея западной живописи объединились в Государственный музей новой западной живописи (ГМНЗИ). Здесь «Женщина, держащая плод» находилась вплоть до 1948 года.

Художественные особенности. Трактовка

«Женщина, держащая плод» ярко иллюстрирует своеобразие творческого метода, с которым художник подходил к изображению людей, за что, впрочем, часто подвергался критике и обвинениям в смещении и нарушении пропорций. Искусствоведы отмечают, что «Женщина, держащая плод», вкупе с рядом других картин, написанных Гогеном в Полинезии, отличается яркой цветовой палитрой, нарочитой экзотической декоративностью и необыкновенной поэтичностью. Формы человеческих фигур, изображённых на картине, статичны; неподвижен и тропический пейзаж, на фоне которого они находятся. этом проявляется неразрывная связь между людьми и окружающей их средой, которая всегда была присуща работам Гогена. Работая над станковой картиной, художник всегда старался решить её декоративно: плавные контуры, рисунок тканей.

Главный персонаж картины - таитянка, держащая в руках плод, - является, по мнению ряда искусствоведов, олицетворением Евы. Часто обращавшийся к религиозной тематике в своих работах, Гоген видел в жительницах Таити первобытность и экзотичность, представлявшие собой, на его взгляд, неотъемлемые атрибуты этой библейской героини. «Женщина, держащая плод» - не единственная картина полинезийского периода, на которой Гоген изобразил полуобнажённую женщину с тропическим фруктом. Последний, в свою очередь, не только играет роль «запретного плода», в христианстве символизирующего грех, но и отсылает к теме материнства и продолжения жизни, а также плодовитости и изобилия. Расположение персонажей картины на заднем плане также имеет скрытый смысл, перекликаясь с центральной фигурой: девушка, находящаяся слева от центральной героини - незамужняя, а женщина справа - с ребёнком на руках. последнем обстоятельстве исследователи видят намёк ещё и на то, что на момент создания «Женщины…» Техура была беременна от Гогена.

Положения, принятые девушками на заднем плане, похожи на позы персонажей персидских миниатюр, где люди традиционно изображались на корточках, тогда как напоминающий волну элемент в нижнем левом углу написан в духе традиционной японской живописи. Вместе с тем некоторые детали картины явно позаимствованы художником у самого себя. частности, фигура девушки, сидящей напротив хижины, скопирована с полотна 1892 года «Когда выйдешь замуж? (исп.)русск.» (она также встречается на гогеновских картинах «Чёрные свиньи» и «Te Fare Hymenee»). Вторую юную таитянку, наполовину скрытую стволом дерева, а также женщину с ребёнком, стоящую вдалеке, можно обнаружить среди рисунков Гогена, выполненных графически - последнюю живописец изобразил на одной из страниц своего таитянского дневника.

Ранний вариант

Первый вариант картины (Штутгарт)

В отличие от версии «Женщины…» 1893 года, вариант, хранящийся в Государственной галерее (англ.)русск. Штутгарта, практически не пользуется известностью и считается одной из ранних «таитянских» картин Гогена. Кроме того, холст 1892 года несколько выше и уже окончательного варианта. руках у «первой» таитянки нет плода - вместо него на картине присутствует молодой волчонок. Туземка, изображённая на полотне 1892 года, находится ближе к краю полотна, тогда как таитянка с картины 1893 года расположена ближе к центру, за счёт чего её фигура кажется более монументальной. Детали одежды и украшений женщины с поздней версии картины выписаны более тщательно, что позволяет зрителю понять символическое значение композиции.

В штутгартском варианте символизм практически отсутствует, и запечатлённая художником сцена носит скорее бытовой характер. Работа 1893 года, в свою очередь, рассматривается как более «зрелая» версия «Женщины, держащей плод» - с её появлением первая картина утратила свою актуальность.

В филателии

23 декабря 1970 года тридцатикопеечная марка с репродукцией картины «Женщина, держащая плод» была выпущена Почтой СССР в серии «Зарубежная живопись в музеях СССР». 1972 году авиапочтовую марку достоинством 2 риала с репродукцией «Женщины…» выпустили в эмирате Фуджейра (см. Песчаные дюны).

Примечания

  1. 1 2 3 Charles, 2011, p. 84.
  2. Перрюшо, Анри. Гоген. - М.: Искусство, 1979. - С. 317. - 320 с. - (Жизнь в искусстве).
  3. 1 2 3 Charles, 2011, p. 85.
  4. 1 2 3 Barskaia, A. G., Georgievskaia, Evgeniia. Impressionist and post-impressionist paintings in Soviet museums. - London: Phaidon (англ.)русск., 1985. - С. 21. - 406 p.
  5. 1 2 Гоген Поль. Eu haere ia oe (Женщина, держащая плод) (рус.). Альбом «Государственный Эрмитаж. Ленинград». Изд. «Изобразительное искусство». М. 1975. agniart.ru. Проверено 15 июля 2012. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  6. 1 2
  7. 1 2
  8. Charles, 2011, p. 8.
  9. Воронихина, Л. Н. Государственный Эрмитаж. - М.: Искусство, 1992. - С. 310. - 399 с.
  10. Шалаева, Г. П., Коровкина, Е. В. Кто есть кто в мире: 1500 имён. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 360. - 1680 с. - ISBN 5-94849-441-1.
  11. Soviet Life: volumes 208-219. - Montpelier: Embassy of the Union of the Soviet Socialist Republics in the USA, 1974. - P. 47.
  12. Краснова, О. Б. Энциклопедия Искусства XX Века. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 69. - 352 с. - ISBN 5-224-03241-5.
  13. Всеобщая история искусств / Под редакцией Б. В. Веймарна. теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. - М.: Искусство, 1965. - Т. 6. Искусство 20 века. Книга 1. - С. 66.
  14. Karp, Ivan; Masolo, D. A. African Philosophy As Cultural Inquiry. - Bloomington: Indiana University Press (англ.)русск., 2000. - P. 221. - 270 p. - ISBN 0-253-33808-5.
  15. Charles, 2011, p. 84-85.
  16. «Зарубежная живопись в музеях СССР». Выпуск от 23 декабря 1970 года (рус.). art-stamps.narod.ru. Проверено 15 июля 2012. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  17. Fujairah. Stamps: 1972 (англ.). ohmygosh.on.ca. Проверено 15 июля 2012. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.

Литература

  • Charles, Victoria. Paul Gauguin. - Parkstone International, 2011. - 160 p. - ISBN 978-1-78042-486-6.

Ссылки

  • E Haere oe i hia (Wohin gehst Du?) (нем.). Официальный сайт Штутгартской Государственной галереи (англ.)русск.. Проверено 15 июля 2012. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  • Женщина, держащая плод (Eu haere ia oe) (рус.). Официальный сайт Государственного Эрмитажа. Проверено 15 июля 2012. Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012.
  • Балановская, Татьяна. Гоген и таитянская Ева (рус.) // Пассаж: интернет-портал.

женщина держащая плод страсти, женщина держащая плодове, женщина держащая плодчетата, женщина держащая плоды

История создания картины «Женщина, держащая плод»

гоген живописец женщина постимпрессионизм

Рубеж XIX-XX веков - это период новых технических открытий; появления новых видов транспорта и ускорение ритма жизни; урбанизации, индустриального прогресса и промышленной революции и, в связи с этим, время переосмысления ценностных ориентиров, нарастания тревоги, духовного диссонанса, ожидания катастрофы. Миропонимание человека изменяется, его жизнь становится неустойчивой и лишенной гармонии, в поисках которой ему и помогало в тот период искусство.

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы - синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Творчество Поля Гогена предлагает свою модель идеального мира, обретения гармонии, выхода за пределы замкнутого существования в качестве одного из «винтиков» общества. Различные точки зрения, с которых Гоген имел возможность познать и почувствовать жизнь, позволили ему составить разностороннее представление о европейском обществе Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20..

Цивилизация в мировоззрении Гогена была антиподом природы, «антиприродой». В своей книге «Ноа Ноа» Гоген писал: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня... Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый!». По мысли Гогена, в современности существуют два противоположных мира: мрачное царство цивилизации, где человек потерян в своем ожидании надвигающейся социальной катастрофы, и живая стихия природы, источник радости и света Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.166.

Океанийская природа очаровала художника своими яркими красками, но, привыкший к иным цветовым сочетаниям, он долго не решался передать на полотне то, что видел своими глазами. Гоген вначале больше наблюдал, делал этюды, зарисовывая характерные позы таитян, их фигуры и лица. Только через несколько месяцев, когда художник, наконец, понял характер майорийцев, овладел новой формой и новой пластикой, он приступил к серьезной работе. Никогда раньше Гоген не испытывал такого творческого подъема. Он создает один шедевр за другим. За первый год художник выполнил 44 работы -- портреты, обнаженные фигуры, пейзажи, резьба по дереву, несколько скульптур. А накануне отъезда, весной 1893 г., у него уже 66 полотен.

Вскоре после прибытия в Океанию Гогеном овладело желание написать крупным планом фигуру таитянки, Евы туземного рая. Гоген создает несколько произведений на эту тему: «Прекрасная земля», «Куда идешь?» и «Женщина, держащая плод». Последняя картина из собрания Эрмитажа принадлежит к главным шедеврам первого пребывания художника на Таити.

В образе женщины с плодом в руках исследователи узнают черты Техаманы, таитянской жены Гогена. Родители девушки охотно отдали ее за европейца, считая его выгодной партией. Техамане было всего 13 лет, но, по таитянским понятиям, она уже созрела для замужества. Даже по европейским меркам она была красива: удивительно нежная кожа, большие выразительные глаза, черные, как смоль, волосы по пояс. Гоген был очарован ею. Преданная, любящая и в то же время не очень разговорчивая, она не только не мешала художнику работать, но всячески помогала ему.

«…Я снова принялся за работу, и счастье поселилось в моем доме… Золото лица Техаманы заливало радостью и светом внутренность жилья и весь окрестный пейзаж. Как хорошо было утром пойти вместе освежиться в соседнем ручье, так в раю, несомненно, делали первый мужчина и первая женщина».

Техамана становится героиней многих работ Гогена. Изображая ее в картине «Женщина, держащая плод» более зрелой, художник, возможно, хотел представить ее такой, какой она должна была стать со временем. Смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно. Единая непрерывная линия, охватывающая всю фигуру, делает ее весомой и объемной. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над головой женщины, и сама она кажется неотъемлемой частью этой вечной природы. Как ни плодотворна была работа на Таити, болезнь и нужда заставляют художника вернуться во Францию. С тяжелым сердцем покидает он Техаману и тот светлый мир, который на короткое время здесь открылся ему. Он вернется на остров через два года - на этот раз навсегда, чтобы навечно слиться с благоуханной землей.

Поль Гоген всегда легко увлекался и расставался без сожаления. Две главные женщины в его жизни были полной противоположностью друг другу. Пышнотелая грубоватая датчанка и смуглая покладистая таитянка. С первой Гогена связывали 12 прожитых вместе лет и пятеро детей, со второй - страстный, но скоротечный «туристический» брак. Однако несмотря ни на что обе эти женщины оставили самый заметный след и в душе художника, и в его творчестве.

Нарисованный очаг

С молодой датчанкой Метте Софи Гад Поль Гоген познакомился в Париже в 1872 году. Будущий художник только недавно устроился на работу в контору биржевого маклера, а девушка работала гувернанткой детей премьер-министра Дании. В январе следующего года они обручились, а в ноябре сыграли свадьбу. Вскоре у супругов родился первый ребенок, и их дела пошли в гору. Гоген получил высокооплачиваемую работу в банке, денег с лихвой хватало и на достойную жизнь семьи, и на главное увлечение Поля - живопись. Довольно долгое время Гоген оставался лишь ценителем и коллекционером чужих произведений, но в конце концов начал писать и сам.

Cамые ранние работы Гогена:



В лесу Сен-Клу
Поль Гоген 1873, 24 × 34 см

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена - «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках -- это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов -- это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем -- мотив материнства Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6..

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство - это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, - таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит - люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.




Top