Последний из могикан.

«Последний из могикан» (англ. The Last of the Mohicans ) - исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера , впервые опубликованный в 1826 году . Является второй книгой в пенталогии о Кожаном Чулке (как по дате публикации, так и по хронологии эпопеи), в которой Купер повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев . Русский перевод романа был сделан в 1833 году .

Сюжет

Действие романа происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 года, в разгар Франко-индейской войны . Часть романа посвящена событиям после атаки на форт Уильям-Генри , когда с молчаливого согласия французов их индейские союзники вырезали несколько сотен сдавшихся английских солдат и поселенцев. Охотник и следопыт Натти Бампо , представленный читателю в первом (по порядку развития действия) романе «Зверобой» , вместе со своими друзьями-индейцами из племени могикан - Чингачгуком и его сыном Ункасом - участвуют в спасении двух сестёр, дочерей британского командира. В конце книги Ункас погибает в безуспешной попытке спасти Кору, старшую из дочерей, оставляя своего отца Чингачгука последним из могикан.

В массовой культуре

Роман был множество раз экранизирован, включая самый известный вариант 1992 года , снятый режиссёром Майклом Манном .

В иносказательном плане название романа употребляется для описания последнего представителя какого-либо отмирающего социального явления или группы , сторонника каких-либо идей, отживших своё время и пр.

Напишите отзыв о статье "Последний из могикан"

Примечания

Отрывок, характеризующий Последний из могикан

– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.

Роман, которым нельзя не восхищаться! Он становился любимым для целых поколений. На героев этого произведения равнялась молодежь, пытались это делать люди и в более зрелом возрасте. Это приключенческая история с определенным духом авантюризма. Но в ней присутствует и трагедия, читать о которой нельзя без слез на глазах. Смерть Ункаса отображает драматическую судьбу коренного населения Америки - отважный индейцев, у которых забрали не только кров, но и жизнь.

Роман «Последний из могикан», краткое содержание которого знакомо всем из множества кинофильмов и мультиков, является наиболее популярным творением Написанное автором в 1826 году, оно входит в цикл из пяти произведений с общим героем - Натти Бампо или Кожаным Чулком. Весь цикл описывает жизнь персонажа с ранней юности до глубокой старости. И на его глазах Новый Свет превращается из почти безлюдного (за исключением краснокожих племен) уголка земли в оживленное место. Однако этот процесс не совсем был позитивным: канули в небытие и многие хорошие люди, погибнув в ходе битвы.

Конец дикой, практически неосвоенной Америки и описывает «Последний из могикан». Содержание романа - это жестокая вырубка девственных лесов, насилие над законными хозяевами земли - людьми, которые по иронии доли были его соплеменниками. И хуже всего то, что именно он, Натти, помог им здесь обжиться и закрепиться.

«Последний из могикан». Краткое содержание романа

Если рассказать сюжет кратко, то он описывает генерала Мунро, который приехал на фронтир с двумя дочерями-красавицами. Однако в то время идет война между колонизаторами, в которую они втянули аборигенов. Случилось так, что Кору и Алису похищают гуроны, союзники французов, а Соколиный Глаз (то есть Натти Бампо) вместе с друзьями пытаются их освободить. Герою помогают уже знакомые индейцы Чингачгук и его сын Ункас, последние представители племени могикан, оставшиеся в живых.

Роман «Последний из могикан», краткое содержание которого не может передать всю захватывающую атмосферу, наполнен событиями. Жестокие схватки, ловушки, преследования помогают раскрывать характер героев, показывать их положительные и отрицательные черты. Все действие происходит на лоне удивительной природы, которая может выступать союзником положительным персонажам. Очень ярко описываются также обычаи цивилизации, которая обречена на гибель. Поэтому лучше читать полностью роман «Последний из могикан». Краткое содержание не сможет отобразить всю глубину чувств, которые охватывают Чингачгука и Натти, когда они видят смерть Ункаса. Юноша со всей его смелостью и энтузиастом защищает любимую ценой собственной жизни. Однако и это не спасло Кору - разъяренный Магуа успел вонзить свой кинжал в грудь девушки. Заканчивается произведение трогательной сценой похорон, от которой сердце сжимается от боли.

Чем является роман для современников? Одой мужеству, отваге, самопожертвованию. А еще он стал началом нового жанра в литературе и искусстве Америки - вестерна. Поэтому можно смело утверждать, что заложил дальнейшее развитие культуры американского народа именно Купер. «Последний из могикан», несомненно, это произведение, которое достойно вашего внимания.

Познавательный аспект:

Предложить поразмышлять над тем, какое значение вкладывается в понятие “пленный”.

Развивающий аспект:

Продолжить формирование умения анализировать систему образов, работая над фрагментом художественного произведения.

Воспитывающий аспект:

Подвести учеников к пониманию того, что любому пленному должна быть гарантированна жизнь, и отношение к нему должно быть гуманным.

1. Вступительное слово учителя.

Второй год мы с вами обсуждаем проблемы, поднятые в книги “Вокруг тебя – мир…” Пожалуй, самая животрепещущая из них – это право человека на уважение его достоинства. Помните, на уроках мы наблюдали, как Петя Ростов проявлял искреннее сочувствие к маленькому пленному французу-барабанщику, открыто жалел его? Мы пытались представить, какие чувства испытывал пленник. А надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Что он переживает? Пленного человека чуждых взглядов, традиций трудно жалеть, ему трудно сочувствовать.

2. Беседа.

Может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей? (Мнения нескольких учащихся.)

Конечно, может, потому что “Войне надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать”, – так говорил великий русский полководец А. Суворов. Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

3. Вы прочитали фрагмент из романа Фенимора Купера “Последний из могикан”. (Выступление заранее подготовленного ученика. Краткие биографические сведения о Ф. Купере).

Спасибо. Вот здесь представлены несколько произведений: “Зверобой”, “Последний из могикан”, “Следопыт”, “Пионеры”. Я хочу поблагодарить ещё тех, кто, прочитав отрывок, выразил свои ощущения в рисунках. У вас получились прекрасные иллюстрации к произведению. Посмотрите, как чётко передан характер Ункаса: сильный, смелый. А вот жилище индейцев, как оно называется?

Какое впечатление произвёл на вас отрывок из романа? (Ответы ребят.)

Что представлялось вам ярче всего? (Ответы учащихся.)

4. Анализ эпизода.

Задание 1.

Перечислите всех, кто действует в этом эпизоде. (Учитель записывает на доске.)

Посмотрите на запись. Всё ли вас в ней устраивает? Отражает ли эта запись расстановку сил в ситуации конфликта в данном эпизоде? (Ответы учеников.)

(Ункас противостоит всем) Учитель убирает имя Ункаса и записывает его напротив всех героев.

Так кто такой Ункас? (Ункас – пленный.)

Задание 2.

Найдите в тексте выражения, показывающие отношение толпы к пленнику.

Найдите определение, которое более точно передаёт состояние толпы. (Ответы ребят.)

Чем объясняется именно такое отношение толпы к пленнику? (Ответы учащихся.)

Кто выделяется в беснующейся толпе? (Колдунья и мальчик.)

Задание 3.

Найдите в тексте слова, позволяющие составить портрет колдуньи. (На экране высвечивается описание портрета старухи.)

Как вы думаете, чьими глазами мы видим эту старуху? Объясните свою точку зрения, обратившись к тексту.

А какой дополнительный акцент приобретает этот эпизод благодаря тому, что рядом с колдуньей появляется фигура мальчика? (Контраст усиливает негатив толпы.)

Как ведёт себя среди этой толпы пленник? (Ответы учеников.)

Задание 4.

Найдите в тексте слова, выражения, при помощи которых описывается поведение пленника. Какое слово повторяется чаще всего? (Спокойный.)

В какой момент спокойствие покинуло его и почему? (Ответы учащихся.)

Мы отмечаем, что Ункас держался с чувством собственного достоинства. Как вы понимаете значение слова “достоинство”? (Запись на доске.)

Был ли среди участников эпизода кто-то, кто оценил самообладание пленника? (Вожди и большая часть знаменитых воинов.)

Но, тем не менее, они были непреклонны в своём решении. Как вы думаете, о каком решении идёт речь? Что ожидало пленника? (Ответы учеников.)

Как вы думаете, почему его ждала такая судьба? (Он был беззащитен, бесправен, людьми руководила ненависть.)

Какой была бы, по-вашему, участь воина, взятого в плен племенем Ункаса? (Такой же.)

Совместимы ли для вас понятия “пленный” и “достоинство”? (Ответы учащихся.)

Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством? (Ответы ребят.)

5. Продолжение беседы.

Обращение с военнопленными всегда волновало лучших людей мира. Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. В 1949 году была принята Третья Женевская конвенция об обращении с военнопленными. В нём говорится о том, что военнопленные имеют право на гуманное обращение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства.)

6. Заключительное слово учителя.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сохранил в душе то, о чём мы говорили на уроке. Чтобы “совесть”, “благородство” и “достоинство” были с вами всю вашу жизнь.

Совесть, благородство, и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь…

Б. Окуджава

7. Домашнее задание.

Если вас заинтересовала история Ункаса, и вы хотите знать дальнейшую судьбу героев, прочитайте роман Дж. Ф. Купера “Последний из могикан” полностью и поразмыслите над тем, какое значение для героев романа имеют понятия “совесть”, “благородство” и “достоинство”.


?20

Министерство образования и науки Украины
Севастопольская городская государственная администрация
Севастопольский городской гуманитарный университет
Филологический факультет

кафедра русского языка и зарубежной литературы

Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»

Курсовая работа по
дисциплине ИЗЛ 19в.
студентки группы АР-2
Зацепиной Анны

Научный руководитель
к.ф.н. доцент Дашко Е.Л.

Севастополь 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ..…..….3
ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА……………...….…..…..4
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США.….....4
Ф.Купера………………………………………………………8

ГЛАВА II ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»………………………………………...... 14
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении………………14
1.2 Образы англичан и французов в романе………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……..….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. ..20

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена теме освоения американского континента, представленной в романе Ф.Купера «Последний из могикан». Эта проблема является довольно актуальной в наше время, поскольку в связи с различными мировыми политическими противоречиями и проблемами общество нуждается в достоверной истории своего народа. Необходимо помнить, что все блага доставались человечеству путем лишений и кровопролитных битв. И мы видим сейчас, что обстановка в современном мире мало чем отличается от не такого уж и далекого прошлого. Многие государства вступают в войны ради наживы. Люди гибнут целыми нациями, часто оказываясь ни в чем не повинными жертвами жестоких агрессоров, которые потеряли гуманность в поисках своего благосостояния.
Цель работы – исследовать проблемы, связанные с колонизациями европейцами на территории Америки на примере романа Купера «Последний из могикан».
Предметом исследования является конфликт колонизаторов и местных жителей материка.
Объектом исследования выступают сложные отношения европейцев и аборигенов, влияние «белых» на краснокожих.
Задачи исследования:
- охарактеризовать американскую романтическую литературу XIX века;
- обозначить значение творчества Ф.Купера в литературе эпохи романтизма США;
- рассмотреть образы англичан и французов в романе;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав («Место творчества Ф.Купера в американской романтической литературе XIX века », «Тема освоения континента в романе «Последний из Могикан»), заключения и списка использованной литературы общим объемом 20 страниц.

ГЛАВА I
МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США
Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов.
Романтизм относится к числу наиболее сложных, внутренне противоречивых и неспокойных периодов в американской литературной истории. Вместе с тем трудно переоценить его значение. Здесь складывались непреходящие традиции национальной литературы. Но процесс е формирования был полон драматических конфликтов, жестокой полемики, больших и малых литературных войн.
Фундаментом романтической идеологии явилось стремительное социально-экономическое развитие страны в начале XIX в., поднявшее ее до уровня наиболее развитых европейских держав и обеспечившее плацдарм для последующего капиталистического прогресса. Подобных темпов не знала в XIX столетии ни одна страна мира. В считанные десятилетия США из конгломерата разобщенных аграрных колоний превратилась в мощную державу с высокоразвитой промышленностью, торговлей, финансами, сетью коммуникаций и огромным флотом. Именно в этом процессе начал постепенно выявляться уродливый нравственный смысл прагматической этики буржуазной Америки.
Энергичные преобразования в экономической и социальной структуре США в 20 – 30-е годы XIX в. Объясняют не только самый факт возникновения романтической идеологи, но и некоторые ее специфические особенности, в частности своеобразный дуализм – соединение патриотической гордости за молодое отечество и горечи разочарования, вызванного перерождением демократических идеалов революции.
При дальнейшем развитии романтической идеологии в США первоначальная сбалансированность этих элементов быстро нарушилась. Первый неукоснительно убывал, второй нарастал.
Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа. Ранний (20 – 30-е годы) – это период «нативизма» – романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американкой буржуазной цивилизации, ее заблуждений, ошибок и аномалий. Существенно, однако, что исследование это исходит в целом из убежденности в здоровой основе американской демократии, способной справиться с «внешними» отрицательными влияниями.
Непосредственным предшественником раннего этапа был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы. Крупнейшие писатели раннего романтизма – В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. С появлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения. Вместе с тем в раннем романтизме зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии, патриархальном прошлом страны и т.д.

Зрелый этап (конец 30-х – середина 50-х годов), наступление которого сопряжено с экономическими потрясениями конца 30-х годов, мощным подъемом радикально-демократических движений, тяжкими внутри- и внешнеполитическими конфликтами 40-х годов, характеризуется рядом трагических открытий, сделанных романтиками, и в первую очередь открытием, что социальное зло не воздействует извне на якобы идеальную общественную структуру, а кренится в самой природе американской буржуазной демократии. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречающаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.
Финальный этап (от середины 50-х годов до начала гражданской войны) – эпоха кризиса романтического сознания и романтической эстетики в США, в результате которого американские писатели и мыслители постепенно пришли к пониманию того, что романтическое сознание не в силах долее справляться с материалом общественной жизни, не может дать ключей к объяснению ее загадок и указать пути к разрешению ее противоречий. Через полосу тяжелейшего духовного кризиса, повлекшего за собой иногда полный отказ от творческой деятельности, прошли многие писатели этой поры, в том числе В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, Д. Кеннеди и др. Романтическая идеология и романтическая литература в США возникли значительно позднее, чем в передовых странах Европы. К началу 20-х годов, когда американские романтики впервые обратили на себя внимание своих сограждан, романтическое движение в европейской мысли и литературе уже накопило богатый опыт. Американские мыслители и поэты широко пользовались завоевания европейского – особенно английского – романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.
На всех этапах развития для американского романтизма характерна тесная связь с общественно-политической жизнью страны. Именно это делает романтическую литературу специфически американской по содержанию и форме. Кроме того, существуют и некоторые другие отличия от европейского романтизма. Американские романтики выражают свое неудовлетворение буржуазным развитием страны, не принимают новых ценностей современной Америки. Сквозной в их творчестве становится индейская тема: американские романтики проявляют искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу.
Американский романтизм, в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.
Американские романтики – создатели национальной литературы США. Это, прежде всего, отличает их от европейских собратьев. В то время как в Европе начала XIX в. национальные литературы закрепили за собой качества, складывавшиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их специфическими национальными чертами, американская литература, так же как и нация, еще только определялись. На американских романтиков была возложена довольно серьезная задача, кроме формирования национальной литературы они должны были создавать и весь сложный этико-философский кодекс молодой нации – помогать ей сформироваться.
Кроме того, необходимо отметить, что для своего времени романтизм был наиболее действенным методом художественного освоения действительности; без него процесс эстетического развития нации был бы неполным.
Таким образом, проследив историю развития американской романтической литературы, мы обнаруживаем, что поиск романтического идеала, который противостоит антигуманной действительности, провоцируется разочарованием результатами послереволюционного развития страны. Поэты и прозаики акцентировали внимание на потребностях растущего национального самосознания американцев. И одним из первых деятелей литературы смог уловить эти потребности Фенимор Купер. Его творчество было важным новым этапом, Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе.

1.2 Особенности исторического романа

Джеймс Фенимор Купер (1789 – 1851) с полным основанием считается создателем американского исторического романа, основоположником «морского романа» в мировой литературе и, наконец, творцом того особого типа романтического повествования, в котором комплексно разрабатывались национальные темы «границы», исторической судьбы индейских племен, американской природы и которое до сих пор не получило четкого терминологического обозначения.
Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьёй, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся всё дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке.
В 1803году в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключён за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.
В 1811 Купер женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман: «Предосторожность». Предполагая, что в виду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английскою жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.
Творческая биография Купера может быть условно разделена на два периода: ранний (1820 – 1832) и поздний (1840 – 1851). Между ними располагается хронологическая полоса протяженностью в семь лет, которая являет собою своего рода «публицистическую интерлюдию». Немногочисленные произведения, созданные им в эти годы «войны с соотечественниками», имеют откровенно полемическую окраску.
Купер обратился к литературной деятельности уже зрелым человеком, убеждения которого, в том числе и общественно-политические, в значительной мере установились. Он был стопроцентным республиканцем, сторонником джефферсоновской демократии.
Фенимор Купер осознал, что исторический роман – жанр, способный удовлетворить интерес читателей к героическому прошлому Америки и одновременно дать выражение патриотическому чувству гордости за молодое отечество, которое своим примером, как представлялось современникам, открывало новую страницу в истории человечества. Эти соображения побудили Купера на литературный эксперимент, принесший ему мгновенную славу.
Один из первых романов Купера «Шпион» (1821) заложил традицию американского исторического романа. До Купера оставалась неясной сама принципиальная возможность написать исторический роман на материале истории Соединенных Штатов. Главные ее события были у всех на памяти. Писатель, бравшийся за изображение исторических деятелей и хода Войны за независимость, обязан был соблюдать полную точность и целиком подавить порывы воображении. Иными словами, он должен был превратиться в историографа.
Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла, не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. Этим был предвещен успех эксперимента, и вслед за «Шпионом» на американский книжный рынок хлынул поток исторических романов и повестей о Войне за независимость. Очевидно, тип исторического романа, созданный Купером, отвечал стоявшей перед американкой литературой нравственной задаче: утвердить моральное превосходство Нового Свете над Старым, республики над монархией, государственной независимости над колониальным режимом.
Другое направление экспериментов Купера связано с попыткой исторического исследования некоторых важнейших процессов и явлений современной действительности, носящих специфически национальный американский характер. Речь идет прежде всего о территориальной экспансии и о сопутствующем ей особом социальном феномене, который традиционно именуется «пионерством», о трагической судьбе коренных обитателей континента – индейцев и в конечном счете о будущем американского народа. Именно этот круг вопросов образует проблематику романов о Кожаном Чулке, представляющих собой наиболее ценную часть художественного наследия Фенимора Купера.
Он создал более 30 романов, из которых заметно выделяются пять самых известных и значительных, образующих целую серию, пенталогию о Кожаном Чулке: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Это своеобразный «американский эпос», охватывающий 1740-1790-е гг., история освоения Североамериканского континента, наступления «цивилизации» на первозданную природу, разрушения уклада коренных жителей - индейцев.
Роман «Пионеры» (1823) был задуман первоначально как историческое повествование о нравах «границы». Здесь формировались социальные отношения, философские, экономические и юридические принципы, общественные навыки и нравственные законы – иными словами, особая разновидность цивилизации, которую Купер не без оснований полагал весьма важной для будущего Америки. Действие романа отнесено назад, но не далеко – менее, чем на тридцать лет. В романе нет исторических персонажей или исторических событий. Протяженность действия – всего один год. События развиваются неспешно, перебиваясь отступлениями, обстоятельными описаниями, очерковыми подробностями. Ключевой в идейном содержании романа является проблема философско-социального характера, возникающая из сложной системы взаимодействия в «треугольнике»: природа – человек – цивилизация.
В романе «Прерия» (1827) на первый план выдвигается проблема скваттерства, всесторонне исследуемая Купером. Скваттерство, как оно представлено в «Прерии», – это не просто захват необработанных земель, но жизненная позиция, нравственный принцип, агрессивная психологическая установка.
В основе сюжета «Зверобоя» - судьба героя, которому здесь чуть за двадцать и который впервые ступает на «тропу войны» с индейцами племени гуронов. В этой смертельно опасной борьбе возникает и крепнет дружба Натти с молодым индейцем из племени могикан Чингачгуком, дружба, которую они оба пронесут через всю жизнь. Ситуация в романе осложняется тем, что белые союзники Зверобоя - «Плавучий» Том Хаттер и Гарри Марч - жестоки и несправедливы по отношению к индейцам и сами провоцируют насилие и кровопролитие. Драматические приключения - засады, сражения, плен, побег - разворачиваются на фоне живописной природы - зеркальной глади Мерцающего озера и его лесистых берегов.
В «Следопыте» изображены сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. В этой войне и англичане и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти, а вместе с ним автор резко осуждают развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленной гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка, однако, отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо великодушно отказывается от брака (хотя Мэйбл была готова сдержать обещание, данное погибшему отцу, и выйти замуж за Следопыта) и уходит дальше на Запад.
Таким образом, пять романов пронизаны темой трагедии американского пионерства, ставшая результатом разлада между благородными целями первопроходцев и территориальной экспансией в условиях капитализма.
Проследим данную тему более детально в романе Купера «Последний из могикан»

ГЛАВА II
ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении
В романе «Последний из могикан» Купер воспроизводит события англо-французской колониальной войны второй половины 50-х годов XVIII столетия, т.е. обращается к более далекому прошлому страны. События развертываются в густых, почти не проходимых лесах Америки:
«Отличительная особенность колониальных войн в Северной Америке заключалась в том, что прежде чем сойтись в кровавом бою, обеим сторонам приходилось претерпевать невзгоды и опасности скитаний по дикому краю. Владения враждовавших между собой Франции и Англии были отделены друг от друга широкой полосой почти непроходимых лесов».
Лишь отважным разведчикам Соколиному Глазу, Чингачгуку и Ункасу известны тайные лесные тропы. По ним и ведут они англичан, поступив на службу в их войско.
Тема освоения континента представлена в виде конфликта между цивилизацией и природой. А именно, четко прослеживается столкновение «противоестественной» цивилизации пришельцев с естественными навыками и обычаями краснокожих аборигенов, а сама трагическая судьба становится одним из лейтмотивов повествования.
Куперу удалось раскрыть тему освоения земель, используя только достоверные исторические факты. Чтобы проследить, насколько тонко и глубоко осветил Купер эту тему в своем романе, обратимся к исторической справке.
История освоения и покорения Северной Америки протекала следующим образом. Здесь коренные жители и пришельцы из-за океана с самого начала не нашли общего языка, не смогли выработать принципы сосуществования, не признали права друг друга. Правда, племена Новой Англии, например, очень гостеприимно встретили первых колонистов-пилигримов и даже помогли им пережить голодные времена. Ответ христиан не заставил себя долго ждать. Как только английские колонии немного окрепли, они начали ничем не мотивированное физическое уничтожение «краснокожих язычников» и захват их земель. Уже через несколько десятилетий после начала колонизации восточного побережья Северной Америки многие племена Новой Англии и Вирджинии были просто истреблены. Колонии неудержимо продвигались на запад, и их варварская политика по отношению к коренному населению оставалась неизменной.
Индейская политика колонизаторов поражает своей жестокостью, цинизмом и бескомпромиссностью. В отличие от других континентов, где белые колонисты более-менее мирились с соседством местного населения, английские, а затем и американские поселенцы в Новом Свете с поистине маниакальным упорством стремились очистить занятые или приобретенные территории от индейцев. Белые абсолютно не выносили присутствия краснокожих рядом. Именно в Северной Америке возник феномен границы (знаменитый «фронтир»): по одну сторону - белые, по другую - индейцы.
Да, действительно, именно этой проблеме посвящает Купер свой роман. Мы наблюдаем на страницах романа, с какой жестокостью утверждала себя европейская цивилизация на новых землях. Захватывая пространства, на которых тысячелетиями охотились, ловили рыбу, занимались земледелием исконные жители Америки – индейцы, - английские и французские колонизаторы беспощадно истребляли их. Туземцы отчаянно сопротивлялись этому вторжению; но, натравливая одни индейские племена на другие, вовлекая их в войны, спаивая, обманывая, европейцы сломили сопротивление мужественного и гордого народа. Например, Магуа из племени гуронов сетует на колонизаторов:
«Разве Лисица виноват, что голова у него не из камня? Кто дал ему огненную воду? Кто сделал его негодяем? Бледнолицые люди»

Купер показывает жестокость колонизаторов, истребляющих индейцев, правдиво изображает дикость и «кровожадность» отдельных индейским племен. Однако процесс колонизации воспроизводится и оценивается в этом романе Купером как бы с позиции колониста-англичанина, способствовавшего созданию США. Купер симпатизирует англичанам и противопоставляет им французских колонизаторов, осуждая неоправданную жестокость проводимой ими политики завоевания земель. И именно те индейские племена, которые выступают на стороне французов против англичан, показаны как бесчеловечно жестокие (племя ирокезов).
Купер – сторонник проникновения цивилизации не с помощью огня и бессмысленных убийств ни в чем не повинных индейцев, а путями более гуманными.

1.2 Образы англичан и французов в романе

Образы англичан явно идеализированы в романе. В этом проявилась ограниченность писателя, повлекшая за собой нарушение жизненной правды. Однако временами писатель преодолевает присущую ему ограниченность и в ряде сцен правдиво изображает жестокость обращения англичан и индейцами и ненависть индейцев к поработителям вне зависимости от того, являются ли они англичанами или французами:
«Разве гуроны – собаки, чтобы терпеть все это? Кто поведает жене Минаугуа, что его скальп достался рыбам, а родное племя не отомстило за его смерть? <….> Что мы ответим старикам, когда они спросят нас о скальпах, а у нас даже не окажется волоса бледнолицего? Женщины будут указывать на нас пальцами. На имени гуронов лежит пятно позора, и мы должны смыть его кровью!».
Купер опасался, что аборигенов ждет полное истребление и что это в глазах потомков вечным позором покрое белых завоевателей. В позиции писателя превалировала не снисходительная жалость к побежденным, а горькое сожаление о невозвратимой утрате, о гибнущих ценностях культуры индейцев, которая могла бы обогатить европейцев-переселенцев нравственными достоинствами присущего ей идеала человека: беззаветной отвагой, презрением к смерти и физическим страданиям, верность долгу, высоким чувством собственного достоинства, непобедимым свободолюбием, которое предпочитает смерть рабству. Этот идеал изображен обреченным на гибель, как и весь народ, судьбу которого символизируют два последних представителя племени могикан: Чингачгук и его сын Ункас. Великий Змей (Чингачгук) вспоминает, как погибали его предки в борьбе с белыми людьми:
«Белые дали мои праотцам огненную воду; они стали пить ее, пили с жадностью, пили до тех пор, пока им не почудилось, будто земля слилась с небом».
Собственный идеал Купера наиболее полно воплотился в образе Натаниэля Бампо. Это сын поселенца, выросший среди жителей «границы» и индейцев. Он тянется к людям, быстро сходится с ними, самоотверженно помогает им. Автор рисует его самобытным философом, хранящим верность своему слову, долгу дружбы и справедливости. Своеобразие его характера писатель мотивирует необычными условиями формирования. Он усвоил лучшее из индейских обычаев и навыков, но в то же время остался верен гуманным аспектам европейской культуры. Его воззрения несут отпечаток просветительского культа разума, освобождения от расовых, национальных и религиозных предрассудков; он твердо убежден, что индейцы являются истинными хозяевами лесов.
Наряду с разведчиком Бампо центральное место в романе занимают индейцы из племени могикан – Чингачгук и Ункас, воплощающие лучшие черты характера индейского народа. Суровая требовательность Чингачгука к сыну сочетаются с глубокой, сдержанной любовью и гордостью. Индейцы в изображении Купера не только ни в чем не уступают европейцам, но и превосходят их глубиной и мудростью своих суждений, непосредственностью восприятия окружающего.
Таким образом, Фенимор Купер, раскрывая противоречивую борьбу колонизаторов-европейцев и аборигенов, освещает тему освоения американского континента. С сочувствием и грустью он пишет о вымирании и истреблении индейцев. Печальная нота звучит уже в самом заглавии «Последний из могикан», возвещающем, говоря словами писателя, «неизбежную, по-видимому, судьбу всех этих народов, исчезающих под напором… цивилизации, как опадает листва их родных лесов под дуновением мороза». Гибель отважного юного Ункаса и любимой им Коры как бы символизирует в изображении Купера эту историческую трагедию целого народа. Купер сумел показать, что рядовые американцы (олицетворением которых выступает Натти Бампо) не желают уничтожения краснокожих, они легко находят с ними общий язык, живут с ними в мире и дружбе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проследив пути развития американской романтической литературы и в частности творчества Фенимора Купера, можем сделать вывод, что тема, поднятая им в романе «Последний из могикан», полностью отвечает менталитету американцев 19 века. Однако писатель не ставил себе целью изобразить историю с реалистической точностью. Он был писателем романтического направления, поэтому пользовался и преувеличениями и иной раз украшал действительность вымыслами. Но в своих лучших романах, и в частности в «Последний из могикан», он сумел воспроизвести выразительней и ярче, чем кто-либо другой из его современников, очень важные события из истории своей страны и своего народа: колонизацию североамериканского материка и гибель индейских племен, составляющих его коренное население. В «Последнем из могикан» Купер создаёт некий комплекс, объединяющий американскую природу и коренное население Америки, комплекс, в котором была воплощена столь дорогая сердцу романтиков идея национального наследия, которое американцам предстояло еще освоить при строительстве новой «цивилизации».
После выхода исторических романов Купера европейская критика вынуждена была отказаться от высокомерного взгляда на Америку как на «край эпигонов» и признать, что в Соединенных Штатах есть свои самобытные национальные писатели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастасьев Н.А. Купер/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.,2002
2. Елизарова М. Е. История зарубежной литературы XIX в. – М.: Просвещение, 1972
3. Зарубежная литература XIX в. Романтизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов филолог. специальностей пед. ин-тов/ Под ред. проф. Я. Н. Засурского. – М.: Просвещение, 1976
4. История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т. 6. – М.: Наука, 1989
5. История зарубежной литературы XIX в. Ч. 1/Под ред. проф. А.С. Дмитриева. – М. 1979
6. История зарубежной литературы XIX века/Под ред. Н. А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – 637с.
7. Купер Ф. Последний из Могикан, или Повествование о 1757 годе. Роман/Пер. с англ. П. Мелковой. – М.: Худож. лит., 1990. – 303с.
8. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит-библиогр. справочник/Отв. ред. Л.А. Гвишиани-Косыгина. – 5-е изд. – М.: Книга, 1983
9. http://feb-web.ru
10. http://articles.excelion.ru/ science/literature/other...
11. http://www.mesoamerica.ru/ indians/north/victims.htlm
и т.д.................

Джеймс Фенимор Купер и его герои.

Высшее достижение Купера – пенталогия о Кожаном Чулке. В неё входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо, у которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии проходит вся жизнь Бампо – от юности до дня смерти. Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя.

Если рассматривать части пенталогии не в том порядке, как они были написаны, а по хронологии описываемых событий (а именно так их, как правило, и читают), то последовательность времени и места действия такова: «Зверобой», северо-восток США, верховья реки Саскуиханы; «Последний из могикан», район реки Гудзон;

«Следопыт», самый конец 50-х годов, одно из великих озёр – Онтарио; «Пионеры», освоение и заселение западных лесов; «Прерия», район прерий к западу от Миссисипи.

Таким образом, путь главного героя пенталогии – от узкой полоски земли на атлантическом побережье, где высадились первые колонисты, - к Великим Озёрам и дальше – к бескрайним западным прериям. Путь этот занял и в жизни, и в пенталогии Купера около шестидесяти лет.

В романе «Прерия» Фенимора Купера действия происходят в 1793 году, в Нью-Йорке у истоков реки Саскуиханны зимой.

Этой четвёртой книгой пенталогии о приключениях Натаниэля Бампо автор хотел сказать, что пока в природу не приходит человек, всё находится в равновесии.

Единственным, кто мне понравился в данном романе – это его главный герой Натти Бампо – Кожаный Чулок. В трудные минуты он спасал всех: и Элизабет с подругой от озверевшей пумы, Чингачгука. Позже – Элизабет от огня, под страхом быть обнаруженным судом и снова попасть в тюрьму. Я считаю, что надо равняться на Натти. Он боролся, за то, что считал главным и ценным: доброе имя и друзья.

После прочтения романа. Я задумался над вопросами бескорыстной дружбы, чести, благородства. А ещё мне захотелось пролчитать остальные романы о Натти.

Степанов Даниил

В романе Джеймса Фенимора Купера « Следопыт» изображены сцены англо-французской войны 1750- - 1760 г.г. В этой войне и англичане, и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Натти Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти осуждает развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленно гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо уходит дальше на Запад.

Сюжет романа постоянно держит в напряжении. Интересно, как благодаря мастерству Джаспера и под руководством Следопыта, всей компании удалось избежать и крутых речных порогов, и спастись от кровожадных индейцев. Да конца романа неизвестно: кому же из героев отдаст своё сердце Мэйбл.

Федотовская Елизавета

В романе Фенимора Купера «Последний из могикан» сюжет строится на истории захвата в плен жестоким и коварным вождем Магуа – Хитрой Лисицей дочерей полковника Мунро – Коры и Алисы и попыток маленького отряда во главе с Натти Бампо – Соколиным Глазом освободить пленниц. Вместе с Натти и Чингачгуком в захватывающих дух преследованиях и схватках участвует юный индейский воин, сын Чингачгука Ункас. Он влюблён в одну из пленниц, Кору и погибает в последнем бою, тщетно пытаясь её спасти. Торжественной и трогательной сценой похорон Ункаса – последнего из могикан и Коры завершается роман. Соколиный Глаз и Чингачгук отправляются в дальней - шее путешествие.

Больше всего в романе мне понравилась черноокая Кора. Она смелая, заботливая. Сюжет динамичный и позволяет в действии раскрыть характеры героев. Меня поразили описания разнообразных картин американской природы. Автор показал экзотический мир "краснокожих". Мы можем узнать фронтирский быт.

Книга очень интересная, она даёт возможность задуматься о том, что война никому не нужна, потому что может уничтожить целые народы.

Выполнила Волкова Марина ученица 7 «в» класса




Top