Постановление 252. Перечень профессий и должностей творческих работников, особенности деятельности которых установлены Трудовым кодексом — Российская газета

Понятие городского хозяйства, его состав и назначение

Характеристика жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.

Городское хозяйство, будучи частью общей городской системы, в свою очередь представляет собой сложный комплекс различных отраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью – удовлетворением материально-бытовых потребностей населения в различных услугах и некоторых товарах. При этом производство и потребление услуг городского хозяйства совершаются, как правило, в месте жительства потребителей. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В состав городского хозяйства входят:

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Строительство и строительная индустрия местного значения;

Торговля, общественное питание, службы быта;

Системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и многие другие учреждения, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больший объем услуг должны предоставлять предприятия городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. В больших городах необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Особенности городского хозяйства.

Городское хозяйство обладает рядом особенностей, которые оказывают существенное влияние на экономику хозяйства и производственно-хозяйственную деятельность предприятий.

Особенности городского хозяйства:

Комплексный характер предоставляемых населению услуг отдельными элементами городского хозяйства;

Ограничение возможности концентрации производства - отрасли городского хозяйства должны быть развиты пропорционально;

Местный характер производства;

Тесная связь городского хозяйства с промышленностью и др.

Данные особенности определяет следующие характерные черты производственно - эксплуатационной деятельности предприятий городского хозяйства.

Характерные черты городского хозяйства:

Мощность предприятий рассчитана в основном для удовлетворения потребностей городского населения и зависит от территориальных, социальных и др. особенностей. В городском хозяйстве преобладают небольшие по размеру предприятия;

Производственный процесс организуется с учетом неравномерности потребления их продукции. Процент резервной мощности на предприятиях городского хозяйства очень высок;

Необходимость бесперебойной работы, так как невыполнение производственной программы за тот или иной период времени не может быть компенсирован последующим перевыполнением плана, оказанием услуг сверх плана;

Численность основного эксплуатационного персонала большинства коммунальных предприятий зависит не от объема выпускаемой продукции, а от количества обслуживаемого оборудования и режима работы предприятия;

Труд основных эксплуатационных работников коммунальных предприятий оплачивается по повременно-премиальной системе, так как, в большинстве случаев, объем продукции от предприятия не зависит;

Большинство коммунальных предприятий производит однородную продукцию, что обуславливает упрощенное планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности;

Из-за короткого производственного цикла большинство коммунальных предприятий не имеет незавершенного производства;

Коммунальные предприятия, оказывающие услуги, не потребляют основных материалов, но в большом количестве потребляют вспомогательные материалы (топливо, энергия и др.) и в себестоимости продукции высокий процент занимает зарплата.

Особенности ЖКХ обусловлены спецификой отрасли, которая объединяет в себя сложный конгломерат различных подотраслей, тесно связанных едиными целями, задачами и проблемами. Это комплексность отрасли, специфичность критериев эффективности ее функционирования. Такие показатели как рентабельность, выработка, фондоотдача, не всегда являются пригодными для ЖКХ. Более важными являются критерии качества, комфортности и др.

Проблемы внедрения рыночных отношений в городском хозяйстве

Чтобы функционировать в рыночных условиях, городское хозяйство должно обладать определенным товарным потенциалом; услуга должна быть товаром.

В настоящее время полным товарным потенциалом обладают такие отрасли городского хозяйства, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Такая отрасль городского хозяйства, как ЖКХ является наиболее проблемной в плане внедрения рыночных отношений.

Внедрение рыночных отношений в ЖКХ связано с целым рядом проблем:

Неразрывная связь производителей и потребителей услуг;

Оплата услуги и ее потребление, как правило, не совпадают во времени и пространстве;

Подотрасли, относящиеся к внешнему благоустройству, представляют свои услуги населенному пункту в целом и др.

Сегодня наиболее полным товарным (рыночным) потенциалом из подотраслей ЖКХ обладает банно-прачечное и ритуальное хозяйство.

Чтобы жилищно-коммунальная услуга стала товаром, необходимо выполнение, по крайней мере, трех факторов:

1. Организационно-технологического - наличие контактной зоны, возможность индивидуального учета потребления, предот¬вращение задолженности.

2. Экономического - доступность жилищно-коммунальных услуг по уровню их тарифов.

3. Социального - повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения, то есть все граждане должны быть обеспечены услугами ЖКХ независимо от уровня доходов.

В целом ЖКХ представляет собой замкнутый, внешне ограниченный и зависимый тип производства. Оно замкнуто на потребности, формируемой на конкретно заданной территории; оно ограничено масштабами потребностей в соответствующих услугах на соответствующей территории; оно зависимо от факторов, которые формируют величину и структуру этих потребностей в каждый соответствующий период времени.

Для выявления возможностей функционирования ЖКХ в условиях рынка необходимо использовать комплексный подход к развитию ЖКХ с учетом экономических, организационно-технологических и социальных факторов.

Организационно-технологические факторы.

К числу естественных монополистов относятся водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской электротранспорт. Все эти системы являются жизнеобеспечивающими. Они требуют значительных резервных мощностей, включаемых при "пиковых" нагрузках (например, при сильном морозе, авариях). В условиях рынка дополнительные инвестиции на создание резервных мощностей не выгодны, так как не окупаются.

Кроме того, муниципальные предприятия, входящие в состав монопольных объединений, связаны между собой единой технологической цепочкой. Только совместная работа всех структурных подразделений обеспечивает удовлетворение всех потребностей населения и других потребителей в продукции и услугах этих хозяйств.

В остальных отраслях ЖКХ монополизм обусловлен лишь сложившейся системой управления. К ним относятся жилищное хозяйство, ремонтно-строительное производство, банно-прачечное, садово-парковое хозяйство, уборка улиц, сбор и вывоз отходов, дорожно-мостовое хозяйство и благоустройство.

На фоне развития конкуренции в других сферах область ЖКХ остается в исключительном ведении муниципальных служб. Заказчик и исполнитель выступают в одном лице. Муниципалитет определяет, какие услуги, в каком объеме и по какой цене будут оказываться горожанам, а территориальные муниципальные службы выполняют эту работу, отчитываясь непосредственно перед муниципальными властями.

В условиях монополии остро стоит вопрос об эффективности работы системы и качестве предоставляемых услуг. Эти показатели в настоящее время обеспечиваются мерами чисто административного характера. Потребитель не может непосредственно влиять на работу муниципальных служб ЖКX, не может "наказать" поставщика и уйти к конкуренту.

Чтобы качество обслуживания находилось на высоком уровне, необходима ликвидация монополии муниципальных служб на обслуживание населения в отраслях ЖКХ, где не требуется резервных мощностей и предприятия которых не связаны непрерывной технологической цепочкой. Необходимо создание и развитие конкурирующих предприятий и служб, дающих потребителям возможность выбора.

Понятие конкуренции является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. В зависимости от соотношения между количеством и качеством производителей и потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

Совершенная конкуренция;

Несовершенная конкуренция (олигополия, монополия, монопсония);

Структура, не являющаяся конкурентной.

В настоящее время существует несовершенная конкуренция (естественная монополия) в жилищном, водопроводно-канализационном хозяйстве, энергоснабжении, городском электротранспорте и др. Отсутствует конкуренция в отраслях внешнего благоустройства. Совершенной конкуренции нет ни в одной из отраслей городского хозяйства.

Создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг возможно как через приватизацию и акционирование муниципальных предприятий, так и путем привлечения частных фирм, производящих соответствующие услуги.

Конкуренция, как основной элемент рыночного механизма, в ЖКХ отсутствует на стадии реализации продукции или услуг. Но при переходе к контрактным формам взаимодействия заказчика (собственника) и исполнителя конкуренция возникает уже при заключении договора (контракта), при организации конкурса или проведении торгов.

Обслуживать по контракту может как муниципальная, так и частная фирма. Важно при этом создать систему контроля договорных обязательств по качеству обслуживания.

Экономические факторы.

Необходим ответ на вопрос - где установить "границу" рыночных отношений? Традиционно ЖКХ ориентировалось на другие, чем промышленность, критерии. Характерные для производственной сферы показатели экономической эффективности, такие как прибыль, рентабельность, фондоотдача и т.п. часто оказывались непригодными для объектов и организаций ЖКХ.

На первое место здесь выдвигались критерии качества, комфортности, надежности обслуживания населения и др. Им отдавалось предпочтение в ущерб экономическим показателям.

ЖКХ призвано удовлетворять первоочередные жизненные потребности человека, и это требование не "рыночное".

Социальные факторы.

При рассмотрении данной группы факторов начнем с того, что в рамках городской системы выделяют жизнеобеспечивающие системы, к которым относят комплекс отраслей и видов деятельности, функционирование которых обеспечивает удовлетворение первоочередных потребностей населения.

Уровни жизнеобеспечивающих систем:

Виды деятельности, без которых ни одному городу невозможно обойтись и при нарушении деятельности этих объектов возникают чрезвычайные ситуации (электро-, тепло-, газоснабжение, водоснабжение, канализация, пассажирский транспорт, скорая помощь, санэпидстанции).

Организации, предприятия, к услугам которых население обращается ежедневно или через небольшие интервалы времени (снабжение хлебом, услуги радио, уборка мусора, услуги телефонной сети и др.).

Все виды деятельности, результатом которых население пользуется по мере необходимости (услуги банно-прачечного хозяйства, общепита и др.). В связи с тем, что прекращение функционирования любой из служб, относящихся к первому уровню жизнеобеспечивающих систем, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, вмешательство рынка здесь может быть ограниченным. Виды деятельности, отнесенные ко второму и третьему уровням жизнеобеспечения, могут быть адаптированы к рынку достаточно легко.

Совершенствование управления городским хозяйством

Система городского хозяйства – основа успешной жизнедеятельности любого города, но уровень ее развития во многом зависит от хозяйственного механизма и эффективности системы управления. В России развитие ЖКХ осуществляется с большими трудностями и проблемами. Отчасти это можно объяснить наличием административного механизма хозяйствования (управления), который необходимо реформировать.

Механизм управления городским хозяйством сложился в советский период и с некоторыми изменениями сохранился. Чтобы разобраться с его устройством и особенностями, необходимо рассмотреть характерные черты директивного механизма управления городским хозяйством советского времени, а затем перейти к характеристике современной управленческой системы и показать необходимость его реформирования.

Для системы управления городским хозяйством в советский период были характерны такие черты, как: монополия государственной собственности; государственный монополизм и централизация управленческих функций; бюрократизм в управлении; низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги; низкое качество выполняемых работ и услуг, игнорирование интересов населения; партийно-государственный контроль за деятельностью предприятий и организаций городского хозяйства; бесхозяйственность и громадные потери ресурсов; бюджетное ресурсообеспечение.

В условиях переходного периода административный механизм управления, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение, был преобразован в административно-ведомственный механизм. Его основными чертами стали следующие характеристики: преобладание государственной и муниципальной собственности в городском хозяйстве и торможение формирования частного конкурентного сектора; развитие ведомственного монополизма и ведомственной централизации; повышение тарифов на услуги и продукцию жилищно-коммунального сектора; ведомственный бюрократизм в управлении; ведомственный контроль за результатами деятельности; низкая эффективность и громадные потери используемых ресурсов; дотационное финансирование.

Ситуация в управлении городским хозяйством не изменилась, хотя и произошли определенные сдвиги по усилению ведомственности, ослаблению внешнего контроля и повышения тарифов на услуги и продукцию без соответствующего улучшения качества работы. Громадные потери ресурсов и дотационное бюджетное финансирование остались без изменений.

Как правило, в управлении городским хозяйством приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов участников и обоснованных, продуманных решениях.

Необходимы проведение глубоких преобразований управленческой системы и переход к индикативному механизму управления, соответствующему рыночным условиям хозяйствования. Следует сформировать новый хозяйственный механизм, ориентированный на использование экономических рычагов и стимулов и на максимально полный учет интересов потребителей.

Важнейшей целью нового механизма служат максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах, энергии и т. д. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

Первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития городского хозяйства;

Разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах;

Обеспечение устойчивого ресурсосбережения комплекса отраслей городского хозяйства, прежде всего финансового обеспечения за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы городского хозяйства и улучшения системы подготовки кадров.

Механизм управления городским хозяйством должен иметь не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, то есть он должен создавать условия для повышения качества работы в городском хозяйстве, надежного функционирования инженерных систем, экономии ресурсов и т.д. Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий.

Важнейшими функциями управления городским хозяйством служат маркетинг, инновационный менеджмент, прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль.

Механизм управления городским хозяйством должен базироваться на следующих принципах:

Приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов;

Антимонопольная политика в сфере городского хозяйства, ограниченная наличием естественных монополий;

Нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населения и прочих потребителей в городском хозяйстве;

Ориентация на различные источники финансирования: централизованные и нецентрализованные финансовые ресурсы.

В соответствии с этими принципами в процессе управления городским хозяйством необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая потребтелей, но интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований. Этот принцип до сих пор не выполнялся и часто интересы ведомства-монополиста в городском хозяйстве преобладают.

Существующий уровень централизации в городском хозяйстве слишком высок. Необходимы децентрализация и разукрупнение ряда управленческих функций. Основной критерий распределения управленческих функций по уровням должен быть следующим: управление процессом надо организовать на вышестоящем уровне только в том случае, если оно не может быть эффективно решено на нижестоящем уровне.

Непосредственную работу по оказанию услуг населению осуществляют предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами администрация города использует и административные и экономические методы регулирования, направляя их работу на удовлетворение потребностей населения. Особое значение для управления городским хозяйством имеет деятельность органов местного самоуправления в финансово-кредитной сфере. Городская власть согласно закону имеет право брать займы, получать и выдавать кредиты, выпускать жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, проводить лотереи.

Важнейшими механизмами регулирования деятельности предприятий и организаций городского хозяйства являются: экономические, организационные и юридические рычаги.

Механизмы регулирования:

1. Экономические:

Прямые (муниципальный заказ);

Косвенные: налоговая политика; ценовая политика; кредитная политика; инвестиционная политика; политика в области недвижимого имущества, планирование землепользования и выдача разрешений на строительство (рентные платежи, долгосрочная аренда, продажа земельных участков и др.).

2. Организационные – создают организационную основу для выполнения функций жизнеобеспечения: организация местных заказов, организационная структура управления ЖКХ и др.

3. Юридические – создают правовой режим для выполнения организационных работ, экономических рычагов и др.:

Разработка местных положений;

Лицензирование деятельности отдельных предприятий;

Перечень запрещенных видов деятельности;

Приватизация;

Отработка механизма банкротства предприятий ЖКХ;

Демонополизация экономика и поощрение конкуренции;

Формирование земельного рынка и рынка недвижимости и др.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О мерах по совершенствованию
системы управления Комплексом
городского хозяйства Москвы

(с изменениями на 24 апреля 2007 года)

Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 декабря 2016 года N 826-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2007).
____________________________________________________________________

В целях совершенствования и оптимизации системы городского хозяйства Москвы и повышения эффективности работы структур городского хозяйства, а также для осуществления единого централизованного подхода к вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Правительство Москвы

постановляет:

2. Создать Комитет по реформированию городского хозяйства города Москвы (далее - Комитет).

3. Установить, что Комитет:

3.1. Является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным решать задачи подготовки, мониторинга и контроля в области реформирования системы городского хозяйства.

3.2. Является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в казначействе, бланки и печати с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, необходимые для его деятельности.

4. Назначить председателем Комитета по реформированию городского хозяйства города Москвы Гайнутдинова Наиля Анасовича на срок полномочий Мэра Москвы с должностным окладом 15360 рублей в месяц.

5. Установить на первом этапе предельную численность Комитета в количестве 20 единиц, включая двух заместителей председателя Комитета, в том числе одного первого заместителя, с фондом оплаты труда по должностным окладам 136490 рублей в месяц и в расчете на год 6960990 рублей.

6. Установить, что работники Комитета являются государственными гражданскими служащими города Москвы, правовое положение которых регулируется законодательством о государственной гражданской службе и иными нормативными распорядительными актами Российской Федерации и города Москвы.

7. Председателю Комитета в месячный срок с момента выхода настоящего постановления:

7.1. Разработать Положение о Комитете и в установленном порядке представить на утверждение Правительству Москвы.*7.1)

7.2. Разработать структуру и штатное расписание в пределах фонда оплаты труда и предельной численности Комитета, смету расходов на его содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на функционирование исполнительных органов государственной власти, по согласованию с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы представить на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы.

7.3. Пункт утратил силу с 3 июня 2007 года - ..

7.4. Пункт утратил силу с 3 июня 2007 года - постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП ..

8. Департаменту финансов города Москвы:

8.1. Обеспечить финансирование расходов на содержание Комитета по реформированию городского хозяйства города Москвы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на функционирование исполнительных органов государственной власти на 2005 год и последующие годы.

8.2. Внести изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города Москвы на 2005 год.

8.3. Утвердить лимит количества служебных легковых автомобилей для Комитета по реформированию городского хозяйства города Москвы в количестве 2 единиц с полуторасменным режимом работы.

9. Департаменту имущества города Москвы в месячный срок подобрать помещение для организации работы и размещения Комитета.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение. Перечень задач, рекомендованных как приоритетные при разработке концепции реформирования системы городского хозяйства города Москвы

1. Выработка комплексных мер по развитию рыночных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

2. Определение оптимальной структуры Комплекса городского хозяйства Москвы с целью исключения дублирования функций отдельными департаментами и организациями.

3. Проведение инвентаризации всех работ и услуг через создание единой базы-реестра и при необходимости их перераспределение в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства.

4. Разделение функций всех структур жилищно-коммунального хозяйства в части балансодержателя, заказчика и подрядчика по видам работ и услуг, где это целесообразно с экономической точки зрения и безопасности.

5. Создание условий для развития конкурентной среды и малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

6. Разработка отраслевых критериев оценки эффективности деятельности предприятий Комплекса городского хозяйства Москвы и подготовка предложений по изменению организационно-правовой формы.

7. Разработка перечня и системы индикативных количественно измеримых отраслевых показателей, характеризующих результаты выполнения работ (предоставления услуг) в сфере городского хозяйства.

8. Выработка комплексных мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственного заказа, и повышение эффективности использования государственного имущества.

9. Создание условий и механизмов привлечения внебюджетных средств в развитие городского хозяйства.

10. Актуализация и создание нормативной правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с федеральным законодательством.

11. Разработка целенаправленной политики подготовки, повышения квалификации и мотивации профессиональных кадров в сфере городского хозяйства с целью удержания и привлечения специалистов и управленцев, в том числе среднего звена, способных реализовать ставящиеся задачи по повышению эффективности деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы.

12. Организация системного анализа и оценки выполнения принятых решений.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ марта 2014 г. № 252

О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства

В соответствии с подпунктом 28.1 пункта 28 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и в целях повышения качества и обеспечения безопасности выполняемых работ при строительстве объектов Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

3. Министерству архитектуры и строительства разъяснять вопросы применения настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2014 г., за исключением пункта 2, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь.03.2014 № 252

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (далее – специалисты). 2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения:

Аттестация – процедура оценки профессиональной компетентности претендентов в форме квалификационного экзамена;

Заявитель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в уполномоченную организацию с заявлением о проведении аттестации претендента с приложением необходимых документов. В случае если заявитель – юридическое лицо, то он является нанимателем в отношении претендента;

Квалификационный аттестат – документ, подтверждающий профессиональную компетентность специалиста для осуществления деятельности в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнения работ по обследованию зданий и сооружений (далее – деятельность в области строительства);

Квалификационный экзамен – процедура оценки теоретических знаний и профессиональной подготовленности претендента, проводимая уполномоченной организацией;

Обладатель квалификационного аттестата – специалист, имеющий квалификационный аттестат;

Претендент – специалист, претендующий на получение квалификационного аттестата, имеющий соответствующее профессиональное образование и стаж работы по специализации аттестации, если иное не предусмотрено законодательством;

Профессиональная деятельность – трудовая деятельность по определенной профессии;

Профессиональное образование – образование, ориентированное на профессиональную деятельность;

Специализация аттестации – вид профессиональной деятельности, определяемый специальностью, направлением специальности в области строительства, профессиональная компетентность для осуществления которого подтверждается квалификационным аттестатом;

Стаж работы по специализации аттестации – период времени, в течение которого претендент осуществлял деятельность по специализации аттестации;

Уполномоченная организация – инженерное республиканское унитарное предприятие «БЕЛСТРОЙЦЕНТР»;

Экзаменатор – специалист, уполномоченный на подготовку и проведение квалификационного экзамена, оценку его результатов.

3. Перечень специалистов, подлежащих аттестации, критерии их допуска к аттестации по ее специализациям устанавливаются Министерством архитектуры и строительства.

4. Процедура аттестации включает:

Прием заявления о проведении аттестации претендента с прилагаемыми к нему документами;

Проверку правильности составления заявления о проведении аттестации претендента, полноты представленных документов;

Принятие решения о допуске претендента к квалификационному экзамену;

Проведение квалификационного экзамена;

Принятие решения по результатам квалификационного экзамена;

Оформление квалификационного аттестата;

Внесение данных в перечень аттестованных специалистов;

Выдачу квалификационного аттестата.

5. При проведении аттестации уполномоченной организацией обеспечивается конфиденциальность полученной информации в соответствии с законодательством.

6. Обжалование решений по вопросам аттестации осуществляется в порядке, установленном законодательством. ГЛАВА 2

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПРЕТЕНДЕНТА

И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ДОПУСКЕ ПРЕТЕНДЕНТА

К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ

7. Заявитель подает в уполномоченную организацию заявление по форме, устанавливаемой Министерством архитектуры и строительства.

К заявлению прилагаются:

Две цветные фотографии претендента размером 3 х 4 см;

Копии диплома о высшем и (или) среднем специальном образовании, трудовой книжки, свидетельства о повышении квалификации претендента по заявляемой специализации аттестации, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью (при наличии);

Документ, подтверждающий внесение платы за услуги, за исключением случаев внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

8. Уполномоченная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о проведении аттестации претендента и документов, указанных в части второй пункта 7 настоящего Положения, проводит проверку правильности составления заявления, полноты представленных документов, анализирует документы и принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

9. Уполномоченная организация отказывает в принятии заявления о проведении аттестации претендента в случаях, предусмотренных законодательными актами.

10. При принятии решения уполномоченной организацией о допуске претендента к квалификационному экзамену копия решения выдается заявителю. В данном решении должны быть указаны:

Наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) заявителя;

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) претендента;

Специальность и квалификация претендента в соответствии с дипломом о высшем и (или) среднем специальном образовании;

Специализация аттестации;

Дата, время и место проведения квалификационного экзамена.

11. Документы, указанные в пунктах 7, 10 настоящего Положения, оформляются уполномоченной организацией в личное дело претендента.

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

12. Квалификационный экзамен проводит экзаменационная комиссия, созданная уполномоченной организацией и состоящая не менее чем из двух экзаменаторов. Экзаменатор должен иметь высшее образование в области строительства, стаж работы в области строительства не менее пяти лет.

13. Для сдачи квалификационного экзамена претендент должен представить экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность.

14. Квалификационный экзамен может состоять из:

Теоретической части в форме компьютерного тестирования (далее – компьютерное тестирование);

Компьютерного тестирования и собеседования;

Компьютерного тестирования и практической части.

Каждая часть квалификационного экзамена оценивается положительно или отрицательно.

Продолжительность компьютерного тестирования составляет 60 минут.

Состав квалификационного экзамена, пороговый критерий положительной оценки компьютерного тестирования и практической части квалификационного экзамена для каждой категории претендентов, подлежащих аттестации, устанавливаются Министерством архитектуры и строительства.

15. Перечень вопросов для компьютерного тестирования, программу собеседования и практической части квалификационного экзамена разрабатывает уполномоченная организация.

16. Результат компьютерного тестирования оформляется протоколом экзаменационной комиссии. Претендент, получивший отрицательную оценку по результатам компьютерного тестирования, считается не сдавшим квалификационный экзамен.

17. К собеседованию или практической части квалификационного экзамена допускаются претенденты, получившие положительную оценку по результатам компьютерного тестирования.

18. Результаты компьютерного тестирования, собеседования, практической части квалификационного экзамена заносятся в экзаменационную ведомость. Претендент считается успешно сдавшим квалификационный экзамен, если он получил положительную оценку по результатам компьютерного тестирования или положительные оценки по результатам компьютерного тестирования и собеседования или компьютерного тестирования и практической части квалификационного экзамена в зависимости от состава квалификационного экзамена.

19. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, имеет право повторно сдать квалификационный экзамен в сроки, определенные уполномоченной организацией.

В случае повторной несдачи претендентом квалификационного экзамена он может быть допущен к его сдаче не ранее чем через 60 дней после повторной несдачи в порядке, предусмотренном для претендентов заявителей, подающих заявление о проведении аттестации претендента впервые.

20. Во время сдачи квалификационного экзамена претендентам запрещается:

Пользоваться нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, инструктивным материалом, справочной и другой литературой;

Вести переговоры с другими претендентами;

Пользоваться электронными носителями информации и средствами связи.

Претендент, нарушивший требования, указанные в части первой настоящего пункта, отстраняется от сдачи квалификационного экзамена и допускается к его повторной сдаче не ранее чем через 60 дней после отстранения от сдачи квалификационного экзамена в порядке, предусмотренном для претендентов заявителей, подающих заявление о проведении аттестации претендента впервые.

В случаях, предусмотренных в части второй пункта 19 настоящего Положения и части второй настоящего пункта, Министерством архитектуры и строительства принимается решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО

ЭКЗАМЕНА, ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА КВАЛИФИКАЦИОННОГО

АТТЕСТАТА

21. В случае положительного результата квалификационного экзамена Министерством архитектуры и строительства принимается решение о выдаче квалификационного аттестата.

Квалификационный аттестат выдается сроком на пять лет и оформляется по форме согласно приложению.

Квалификационный аттестат (его дубликат) выдается лично специалисту (его представителю на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке) под его роспись при предъявлении им документа, удостоверяющего личность. 22. Бланк квалификационного аттестата является бланком документа с определенной степенью защиты, регистрация и хранение которого осуществляются в порядке, установленном законодательством.

23. Квалификационный аттестат подписывается Министром архитектуры и строительства или уполномоченным им в установленном порядке должностным лицом и заверяется гербовой печатью Министерства архитектуры и строительства. Копия квалификационного аттестата хранится в уполномоченной организации.

ВЫДАЧА ДУБЛИКАТА КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА,

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ

24. В случае утраты (порчи) квалификационного аттестата юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, специалисту которых выдан квалификационный аттестат, подают заявление о выдаче его дубликата в уполномоченную организацию.

К заявлению о выдаче дубликата квалификационного аттестата прилагаются:

Две цветные фотографии обладателя квалификационного аттестата размером 3 х 4 см;

Документ, подтверждающий внесение платы за услуги, за исключением случаев внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства;

Пришедший в негодность квалификационный аттестат (при его наличии).

25. Дубликат квалификационного аттестата выдается по решению Министерства архитектуры и строительства в течение пяти рабочих дней со дня получения уполномоченной организацией заявления о выдаче дубликата квалификационного аттестата с прилагаемыми к нему документами, указанными в части второй пункта 24 настоящего Положения. На бланке квалификационного аттестата делается отметка «Дубликат».

Дубликат квалификационного аттестата выдается на срок действия утерянного (пришедшего в негодность) квалификационного аттестата.

26. В случае изменения фамилии, собственного имени, отчества обладателя квалификационного аттестата юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, специалисту которых выдан квалификационный аттестат, подают в уполномоченную организацию заявление о внесении изменений в квалификационный аттестат с приложением документов, подтверждающих данные изменения, документа, указанного в абзаце третьем части второй пункта 24 настоящего Положения, двух цветных фотографий обладателя квалификационного аттестата размером 3 х 4 см, а также ранее выданного квалификационного аттестата.

Внесение изменений в квалификационный аттестат осуществляется по решению Министерства архитектуры и строительства в течение пяти рабочих дней со дня получения уполномоченной организацией заявления о внесении изменений в квалификационный аттестат и прилагаемых к нему документов с выдачей квалификационного аттестата на новом бланке. При этом срок действия квалификационного аттестата не изменяется.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА

27. Действие квалификационного аттестата прекращается по следующим основаниям:

Истечение срока, на который был выдан квалификационный аттестат;

Неоднократное в течение календарного года нарушение обладателем квалификационного аттестата требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ; признание квалификационного аттестата недействительным вследствие представления для его получения документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов.

28. Органы государственного строительного надзора направляют в Министерство архитектуры и строительства предложения о прекращении действия квалификационных аттестатов в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) нарушение требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.

29. Органы государственной экспертизы направляют в Министерство архитектуры и строительства предложения о прекращении действия квалификационных аттестатов в случае неоднократной в течение календарного года выдачи отрицательных заключений государственной экспертизы по градостроительной или проектной документации, разработанной с участием обладателей квалификационных аттестатов, допустивших при ее разработке нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

30. Прекращение действия квалификационного аттестата, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 27 настоящего Положения, осуществляется по решению Министерства архитектуры и строительства. О принятом решении извещаются органы государственного строительного надзора, органы государственной экспертизы, инициировавшие прекращение действия квалификационного аттестата, заявитель, обладатель квалификационного аттестата.

31. После принятия решения о прекращении действия квалификационного аттестата его обладатель обязан в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения сдать квалификационный аттестат в уполномоченную организацию.

32. В случае прекращения действия квалификационного аттестата по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 27 настоящего Положения, претендент допускается к аттестации после прохождения повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.

ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ АТТЕСТАЦИИ

33. Документы, подтверждающие результаты аттестации, хранятся в уполномоченной организации.

34. Уполномоченная организация ведет учет выданных квалификационных аттестатов и включает информацию о них в перечень аттестованных специалистов, который размещается на официальном сайте уполномоченной организации в глобальной компьютерной сети Интернет, с указанием:

Фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) обладателя квалификационного аттестата;

Номера квалификационного аттестата;

Наименования вида деятельности в области строительства, специализации аттестации;

Даты выдачи и срока действия квалификационного аттестата;

Сведений о прекращении действия квалификационного аттестата;

Сведений о выданных дубликатах квалификационного аттестата, внесенных изменениях в квалификационный аттестат.

35. Уполномоченная организация обеспечивает учет и конфиденциальность документов, связанных с аттестацией, в соответствии с законодательством, а также их хранение в течение срока действия квалификационного аттестата и не менее пяти лет после прекращения его действия.

В соответствии со статьями 59, 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации

I. Должности служащих

1. Администратор телевидения

2. Администратор съемочной группы

3. Аккомпаниатор-концертмейстер

5. Артист оркестра

6. Артист (кукловод) театра кукол

7. Артист ансамбля песни и танца

8. Артист - музыкальный эксцентрик

9. Артист танцевального и хорового коллектива

10. Артист балета

11. Артист балета (солист)

12. Артист драмы

13. Артист кино

14. Артист мимического ансамбля

15. Артист - буффонадный клоун

16. Артист симфонического (камерного) оркестра

17. Артист оркестра духового

18. Артист эстрадного оркестра и ансамбля

19. Артист оркестра народных инструментов

20. Артист, ведущий концерт

21. Артист-конферансье

22. Артист оркестра эстрадно-симфонического

23. Артист камерно-инструментального и вокального ансамбля

24. Артист эстрадно-инструментального ансамбля

25. Артист оркестра (ансамбля), обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки

26. Артист разговорного жанра

27. Артист хора

28. Артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров

29. Артист-вокалист (солист)

30. Артист-вокалист музыкальной комедии и эстрады

31. Артист-сатирик

32. Артист-солист-инструменталист

33. Артист цирка всех жанров

34. Артист - концертный исполнитель (всех жанров)

35. Артист вспомогательного состава

36. Ассистент балетмейстера

37. Ассистент режиссера

38. Ассистент режиссера-постановщика

39. Ассистент режиссера радиовещания

40. Ассистент режиссера телевидения

41. Ассистент телеоператора

42. Ассистент хормейстера

43. Ассистент дирижера

44. Ассистент звукооператора

45. Ассистент звукорежиссера

46. Ассистент звукооформителя

47. Ассистент оператора тележурналистского комплекта

48. Ассистент кинооператора

49. Ассистент кинорежиссера

50. Ассистент художника по комбинированным съемкам

51. Ассистент художника-мультипликатора

52. Ассистент художника-постановщика

53. Балетмейстер

54. Балетмейстер-постановщик

55. Ведущий программы

56. Выпускающий

57. Выпускающий ответственный

58. Главный балетмейстер

59. Главный выпускающий

60. Главный директор программ

61. Главный редактор студии (киностудии)

62. Главный редактор творческого объединения

63. Главный редактор телевидения и радиовещания

64. Главный дизайнер проекта

65. Главный дирижер

66. Главный звукорежиссер

67. Главный искусствовед

68. Главный кинооператор

69. Главный режиссер

70. Главный редактор (издательства, редакции газет и журналов)

71. Главный редактор программ

72. Главный телеоператор

73. Главный хормейстер

74. Главный художник

75. Главный художественный руководитель

76. Главный художник-модельер

77. Диктор

78. Диктор редакции радиовещания

79. Директор программ (радиотелевизионных)

80. Директор съемочной группы

81. Директор творческого объединения (коллектива)

82. Дирижер

83. Заведующий аттракционом

84. Заведующий аттракционным комплексом

85. Заведующий труппой

86. Заведующий частью (музыкальной, постановочной, учебной, художественной и др.)

87. Заместитель главного редактора

88. Заместитель директора съемочной группы

89. Звукооператор

90. Звукооформитель

91. Звукооформитель радиовещания

92. Звукорежиссер

93. Инспектор манежа (ведущий представление)

94. Каскадер

95. Кинооператор

96. Кинооператор комбинированных съемок

97. Кинооператор-корреспондент

98. Кинооператор-постановщик

99. Кинорежиссер

100. Комментатор

101. Концертмейстер

102. Концертмейстер по классу балета

103. Концертмейстер по классу вокала

104. Корреспондент

105. Корреспондент издательства, редакции газеты или журнала

106. Корреспондент собственный

107. Корреспондент специальный

108. Культорганизатор детских внешкольных учреждений

109. Литературный сотрудник

110. Мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов

111. Модельер

112. Монтажер

113. Музыкальный руководитель

114. Музыкальный оформитель

115. Обозреватель

116. Оператор видеозаписи

117. Оператор звукозаписи

118. Оператор тележурналистского комплекса

119. Ответственный редактор

120. Переводчик

121. Помощник главного режиссера (художественного руководителя) постановочной, художественно-производственной мастерской

122. Постановщик трюков

123. Продюсер

124. Редактор

125. Редактор музыкальный

126. Редактор технический

127. Редактор художественный

128. Редактор телефильмов

129. Редактор-консультант

130. Редактор-стилист

131. Режиссер

132. Режиссер монтажа

133. Режиссер телевидения

134. Режиссер радиовещания

135. Режиссер-постановщик

136. Репетитор по балету

137. Репетитор по вокалу

138. Репетитор по технике речи

139. Руководитель части (литературно-драматургической, музыкальной)

140. Скульптор

141. Суфлер

142. Телеоператор

143. Фототехник

144. Фотокорреспондент

145. Хореограф

146. Хормейстер

147. Художественный руководитель

148. Художник

149. Художник-бутафор

150. Художник-гример

151. Художник-декоратор

152. Художник-зарисовщик

153. Художник-модельер

154. Художник-скульптор

155. Художник-реставратор

156. Художник-ретушер

157. Художник-конструктор (дизайнер)

158. Художник компьютерной графики

159. Художник-оформитель

160. Художник-оформитель игровых кукол

161. Художник-кукловод

162. Художник по свету

163. Художник-постановщик

164. Художник-постановщик телевидения

165. Художник по комбинированным съемкам

166. Художник-шрифтовик телевидения

167. Художник лаковой миниатюры

168. Художник-мультипликатор

169. Художник народных художественных промыслов

II. Профессии рабочих

171. Бутафор

172. Гример-пастижер

173. Драпировщик

174. Костюмер

175. Механик по обслуживанию съемочной техники

176. Механик по обслуживанию звуковой техники

177. Монтажник позитива

178. Настройщик духовых инструментов

179. Настройщик пианино и роялей

180. Настройщик-регулировщик смычковых инструментов

181. Настройщик щипковых инструментов

182. Настройщик язычковых инструментов

183. Осветитель

184. Пиротехник

185. Реквизитор

186. Фотограф

187. Фотооператор

188. Художник росписи по ткани

189. Художник по костюму

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьями 59, 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЙ КИНЕМАТОГРАФИИ,

ТЕЛЕ- И ВИДЕОСЪЕМОЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ТЕАТРОВ, ТЕАТРАЛЬНЫХ

И КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЦИРКОВ И ИНЫХ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ

В СОЗДАНИИ И (ИЛИ) ИСПОЛНЕНИИ (ЭКСПОНИРОВАНИИ)

ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ТРУДОВЫМ КОДЕКСОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Должности служащих

1. Администратор телевидения

2. Администратор съемочной группы

3. Аккомпаниатор-концертмейстер

5. Артист оркестра

6. Артист (кукловод) театра кукол

7. Артист ансамбля песни и танца

8. Артист - музыкальный эксцентрик

9. Артист танцевального и хорового коллектива

10. Артист балета

11. Артист балета (солист)

12. Артист драмы

13. Артист кино

14. Артист мимического ансамбля

15. Артист - буффонадный клоун

16. Артист симфонического (камерного) оркестра

17. Артист оркестра духового

18. Артист эстрадного оркестра и ансамбля

19. Артист оркестра народных инструментов

20. Артист, ведущий концерт

21. Артист-конферансье

22. Артист оркестра эстрадно-симфонического

23. Артист камерно-инструментального и вокального ансамбля

24. Артист эстрадно-инструментального ансамбля

25. Артист оркестра (ансамбля), обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки

26. Артист разговорного жанра

27. Артист хора

28. Артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров

29. Артист-вокалист (солист)

30. Артист-вокалист музыкальной комедии и эстрады

31. Артист-сатирик

32. Артист-солист-инструменталист

33. Артист цирка всех жанров

34. Артист - концертный исполнитель (всех жанров)

35. Артист вспомогательного состава

36. Ассистент балетмейстера

37. Ассистент режиссера

38. Ассистент режиссера-постановщика

39. Ассистент режиссера радиовещания

40. Ассистент режиссера телевидения

41. Ассистент телеоператора

42. Ассистент хормейстера

43. Ассистент дирижера

44. Ассистент звукооператора

45. Ассистент звукорежиссера

46. Ассистент звукооформителя

47. Ассистент оператора тележурналистского комплекта

48. Ассистент кинооператора

49. Ассистент кинорежиссера

50. Ассистент художника по комбинированным съемкам

51. Ассистент художника-мультипликатора

52. Ассистент художника-постановщика

53. Балетмейстер

54. Балетмейстер-постановщик

55. Ведущий программы

56. Выпускающий

57. Выпускающий ответственный

58. Главный балетмейстер

59. Главный выпускающий

60. Главный директор программ

61. Главный редактор студии (киностудии)

62. Главный редактор творческого объединения

63. Главный редактор телевидения и радиовещания

64. Главный дизайнер проекта

65. Главный дирижер

66. Главный звукорежиссер

67. Главный искусствовед

68. Главный кинооператор

69. Главный режиссер

70. Главный редактор (издательства, редакции газет и журналов)

71. Главный редактор программ

72. Главный телеоператор

73. Главный хормейстер

74. Главный художник

75. Главный художественный руководитель

76. Главный художник-модельер

77. Диктор

78. Диктор редакции радиовещания

79. Директор программ (радиотелевизионных)

80. Директор съемочной группы

81. Директор творческого объединения (коллектива)

82. Дирижер

83. Заведующий аттракционом

84. Заведующий аттракционным комплексом

85. Заведующий труппой

86. Заведующий частью (музыкальной, постановочной, учебной, художественной и др.)

87. Заместитель главного редактора

88. Заместитель директора съемочной группы

89. Звукооператор

90. Звукооформитель

91. Звукооформитель радиовещания

92. Звукорежиссер

93. Инспектор манежа (ведущий представление)

94. Каскадер

95. Кинооператор

96. Кинооператор комбинированных съемок

97. Кинооператор-корреспондент

98. Кинооператор-постановщик

99. Кинорежиссер

100. Комментатор

101. Концертмейстер

102. Концертмейстер по классу балета

103. Концертмейстер по классу вокала

104. Корреспондент

105. Корреспондент издательства, редакции газеты или журнала

106. Корреспондент собственный

107. Корреспондент специальный

108. Культорганизатор детских внешкольных учреждений

109. Литературный сотрудник

110. Мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов

111. Модельер

112. Монтажер

113. Музыкальный руководитель

114. Музыкальный оформитель

115. Обозреватель

116. Оператор видеозаписи

117. Оператор звукозаписи

118. Оператор тележурналистского комплекса

119. Ответственный редактор

120. Переводчик

121. Помощник главного режиссера (художественного руководителя) постановочной, художественно-производственной мастерской

122. Постановщик трюков

123. Продюсер

124. Редактор

125. Редактор музыкальный

126. Редактор технический

127. Редактор художественный

128. Редактор телефильмов

129. Редактор-консультант

130. Редактор-стилист

131. Режиссер

132. Режиссер монтажа

133. Режиссер телевидения

134. Режиссер радиовещания

135. Режиссер-постановщик

136. Репетитор по балету

137. Репетитор по вокалу

138. Репетитор по технике речи

139. Руководитель части (литературно-драматургической, музыкальной)

140. Скульптор

141. Суфлер

142. Телеоператор

143. Фототехник

144. Фотокорреспондент

145. Хореограф

146. Хормейстер

147. Художественный руководитель

148. Художник

149. Художник-бутафор

150. Художник-гример

151. Художник-декоратор

152. Художник-зарисовщик

153. Художник-модельер

154. Художник-скульптор

155. Художник-реставратор

156. Художник-ретушер

157. Художник-конструктор (дизайнер)

158. Художник компьютерной графики

159. Художник-оформитель

160. Художник-оформитель игровых кукол

161. Художник-кукловод

162. Художник по свету

163. Художник-постановщик

164. Художник-постановщик телевидения

165. Художник по комбинированным съемкам

166. Художник-шрифтовик телевидения

167. Художник лаковой миниатюры

168. Художник-мультипликатор

169. Художник народных художественных промыслов

II. Профессии рабочих

171. Бутафор

172. Гример-пастижер

173. Драпировщик

174. Костюмер

175. Механик по обслуживанию съемочной техники

176. Механик по обслуживанию звуковой техники

177. Монтажник позитива

178. Настройщик духовых инструментов

179. Настройщик пианино и роялей

180. Настройщик-регулировщик смычковых инструментов

181. Настройщик щипковых инструментов

182. Настройщик язычковых инструментов

183. Осветитель

184. Пиротехник

185. Реквизитор

186. Фотограф

187. Фотооператор

188. Художник росписи по ткани

189. Художник по костюму




Top