Повседневная жизнь в древней руси. Самые добрые люди в русской истории

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для того чтобы делать добро, не нужны какие-то особенные способности или грандиозные возможности. Все это дело рук самых обычных людей. А значит, так может каждый.

сайт предлагает вам узнать о самых светлых поступках со всего мира, совершенных в этом году. Давайте делать добро вместе!

Чемпион мира по боксу построил тысячу домов для бедных филиппинцев

Когда-то Мэнни Пакьяо был обычным филиппинским мальчиком из бедной семьи, но теперь он единственный в мире боксер, завоевавший мировое первенство в 8-ми весовых категориях. На первый же крупный гонорар он построил дома для жителей своего родного поселка Танго. Сегодня на его деньги возведена уже тысяча домов.

Сириец остался в покинутом Алеппо, чтобы заботиться о кошках

Ала Джалил (Alaa Jaleel) из Алеппо каждый день рисковал своей жизнью, чтобы обеспечить нуждающихся едой и кровом. А когда люди покинули город, он остался, чтобы заботиться об их домашних питомцах. У него больше ста кошек, в том числе и котенок, которого оставила ему, уезжая, одна маленькая девочка. «Я сказал, что буду заботиться о нем, пока она не вернется», - рассказывает Ала.

Учитель организовал «Джентльменский клуб» для мальчиков из неполных семей

Реймонд Нельсон (Raymond Nelson) - учитель в одной из школ Южной Каролины. Ему никак не удавалось справиться с хулиганами из своего класса. И тогда он купил пиджаки и галстуки и создал «Джентльменский клуб», где мальчики раз в неделю учатся тому, что обычно рассказывают своим сыновьям отцы: как завязывать галстуки, как обращаться к старшим и как быть обходительными с мамой, бабушкой или сестрой. Строгий дресс-код, придуманный Нельсоном, служит определенной цели, ведь человек, одетый в смокинг, драться не станет. «Я понимаю, они плохо ведут себя не потому, что они плохие, а потому, что им просто не хватает внимания и любви», - говорит учитель.

Датчанка спасла двухлетнего нигерийского мальчика, от которого отказались родители

Почти год прошел с момента, как датчанка Аня Ринггрен Ловен (Anja Ringgren Loven) нашла на улице истощенного двухлетнего малыша. Она назвала его Хоуп (Hope - надежда). Собственные родители выгнали мальчика из дома, посчитав «колдуном». Тогда ему было чуть больше года, и он выживал только благодаря подачкам прохожих. Аня забрала его в свой приют, который содержит вместе со своим мужем Дэвидом Эммануэлем Умемом. В нем живут 35 спасенных детей от года до 14 лет.

Когда Аня опубликовала фото с Хоупом в Фейсбуке, пользователи со всего мира начали перечислять ей деньги. Всего был собран $ 1 млн. В планах у Ани и ее мужа - большой детский дом и клиника для детей. А Хоуп сейчас совсем не напоминает «скелетик на ножках». Это веселый малыш, который, по словам приемной мамы, «вовсю наслаждается жизнью».

Бегунья пожертвовала будущей медалью, чтобы помочь получившей травму сопернице

На Олимпиаде, в забеге на 5 000 метров, новозеландская бегунья Никки Хамбли столкнулась с американкой Эбби Д’Агостино. Никки помогла своей сопернице подняться, и дальше они бежали вместе, поддерживая друг друга. Обе спортсменки не только прошли в финал, но и были награждены медалью Пьера де Кубертена за проявление благородства и истинного духа спорта во время Олимпийских игр.

Тысячи людей поддержали девушку, на день рождения которой никто не пришел

Никто из приглашенных не пришел на день рождения к 18-летней Халле Соренсон (Hallee Sorenson). Тогда ее двоюродная сестра Ребекка попросила пользователей сети поддержать Халле открыткой с парой теплых слов. И произошло удивительное - почтовое отделение в штате Мэн затопили письма и открытки. Всего девушка получила 10 тыс. открыток и подарков.

Школьники повторили выпускной для своего одноклассника, который попал в автокатастрофу

Скотт Данн (Scott Dunn) попал в тяжелую автомобильную аварию как раз накануне выпускного. Выйдя из комы, Скотт был ужасно расстроен тем, что пропустил такой важный день. Но как только молодой человек пошел на поправку, его родителям позвонил директор школы и сказал: «Мы хотим сделать кое-что особенное для вашего сына». Оказалось, что одноклассники Скотта подготовили для него личный выпускной. Повторились и праздник, и поздравительные речи, и наряды выпускников, но на этот раз был вручен только один диплом. Скотт был поражен до глубины души: «У меня нет слов. Невероятно осознавать, скольким людям, оказывается, есть до меня дело».

Бездомный таец получил жилье и работу в благодарность за свой честный поступок

44-летний бездомный таец по имени Варалоп (Waralop) нашел на станции метро кошелек. Несмотря на то что у него совсем не было денег, а в кошельке лежали 20 тыс. бат ($ 580) и кредитные карты, он не потратил их на свои нужды, а отнес находку в полицию. Хозяином кошелька оказался 30-летний владелец фабрики Ниити Понгкрайньос (Niity Pongkriangyos), который был поражен честностью бездомного. Он признался, что если бы сам оказался в таком положении, то вряд ли вернул бы кошелек. В благодарность Ниити предоставил Варалопу служебную квартиру и дал работу на своей фабрике. Теперь бывший бездомный зарабатывает 11 тыс. бат ($ 317) в месяц и больше не ночует в подземке.

ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о быте простых и знатных людей

ЗАДАЧИ:

    Познакомить учащихся с особенностями жизни простых и знатных людей; подчеркнуть разницу быта простых и знатных людей;

    Коррекция и развитие устной речи через описание жизни разных сословий XVI века;

    Воспитывать у учащихся уважение к людям труда.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Тулуп, тягло, слобода

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint ,

ТИП УРОКА :

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель :

Ребята, о чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о присоединении Сибири к Российскому государству.

Учитель :

Почему русским купцам было выгодно торговать с Сибирью?

Учащиеся :

Русским купцам было выгодно торговать с Сибирью потому, что сибирские земли были богаты пушным зверьем, шкурки которых стоили дорого.

Учитель :

Кто воевал с ханом Кучумом?

Учащиеся :

Хан Кучум воевал с отрядом Ермака Тимофеевича.

Учитель :

Чем закончился поход Ермака? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

    Победой хана Кучума

    Кучум стал полновластным хозяином Сибири

Учащиеся :

Сибирская земля была включена в состав Российского государства

Учитель :

При каком царе Сибирские земли были присоединены к России?

Учащиеся :

Сибирские земли были присоединены к России при Иване IV Грозном.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В XVI веке в России проживали разные слои населения. Каждое сословие имело свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с жизнью людей разных сословий. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Тема урока: «БЫТ ПРОСТЫХ И ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

Сейчас мы с вами познакомимся с новыми словами, с которыми мы встретимся сегодня при изучении новой темы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

СОСЛОВИЕ – ГРУППА ЛЮДЕЙ, КОТОРАЯ ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ

ТУЛУП – ЗИМНЯЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ ШКУР

СЛОБОДА – МЕСТО ПОСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ОДНОГО ВИДА ЗАНЯТИЯ

ТЯГЛО – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Учитель :

В XVI веке население России делилось на сословия. Ребята, что такое сословие?

Учащиеся :

Сословие – это большая группа людей, обладавшими определёнными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или законе и передаются по наследству.

Учитель :

Посмотрите на слайд и перечислите сословия, жившие в XVI веке.

Учащиеся :

В XVI веке в России жили такие сословия как – крестьяне, бояре, казаки, духовенство, дворяне, стрельцы, служилые люди, ремесленники.

Учитель :

Сейчас мы с вами будем знакомиться с жизнью каждого сословия.

Самым многочисленным сословием были крестьяне. Крестьяне – это сельские жители. Название «крестьяне» происходит от слова «христиане», т.е. верующие в Христа и его учение. Русские крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством простейшими ремёслами, но главным их делом оставалось землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и хмель.

Жили крестьяне в деревнях. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т.е. расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Крестьяне, прежде всего, выбирали и расчищали плодородную землю и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хозяйственными постройками, домашней птицей и скотиной. Деревня обычно состояла из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых домов. В XVI - XVII веках появились деревни в десять-пятнадцать дворов; большее число дворов было весьма редким явлением. Наиболее крупным из крестьянских поселений было село. Сёла отличались от деревень тем, что основывались землевладельцами. Здесь находились господский двор и Церковь. Основными орудиями труда крестьян были соха (гораздо реже – плуг), серп и коса.

Выращивали крестьяне рожь и овёс, пшеницу, гречиху, ячмень и просо, горох и бобы; на огородах - репу (она считалась вторым хлебом), капусту, редьку, морковь, свёклу, лук, чеснок. В сёлах разводили сады, в которых росли яблони, сливы, вишни, малина, крыжовник, смородина. Развивалось пасечное пчеловодство.

Жили крестьяне в избах. Слово «изба» происходит от «истба», «истопка», т.е. отапливаемое помещение. Изба была небольшого размера, имела, как правило, тесовую крышу, деревянный пол, курную (без дымохода и трубы) печь. Топили «по-чёрному» – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком, которые после топки задвигались доской. Рядом с избой на крестьянском дворе находились погреба, хлева, сарай, сенник. Сам двор был огорожен. За его пределами располагались амбары и баня. К двору прилегал огород. В крестьянской среде трудиться начинали в раннем возрасте. Семьи насчитывали от трёх-четырёх до семи-восьми человек. По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 15 лет. Мальчиков с 7-8 лет приучали выполнять все мужские обязанности по хозяйству: ухаживать за скотом, пахать, косить, бороновать землю, ворошить и копнить сено, плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10-12 лет уже делали все работы по дому. Непререкаемым авторитетом среди крестьян пользовались старики. Трудовой день у крестьян начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета. После обеда жизнь в деревнях, как и в городах, почти замирала: наступал послеобеденный сон. Большое место в быту русских людей занимала баня. В народе говорили: «коли бы ни бани, то все бы пропали». Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Пшеничный хлеб был в деревне редкостью, его пекли и ели только состоятельные люди, в основном в городах. Довольно часто крестьяне ели пироги с различными начинками: с капустой, грибами, маком, кашей, сладкие с ягодами и мёдом. Весьма распространённой пищей были каши (ячменная, пшённая, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Мясо в деревне ели гораздо меньше, чем в городе; в пищу употребляли говядину, баранину, свинину, дикую и домашнюю птицу. Гораздо чаще мяса наши предки ели рыбу: солёную, вяленую, сушеную. Яйца и молочные продукты (сыр, творог, сметана, масло) не были редкостью на крестьянском столе. Много ели крестьяне грибов и ягод. Вместо сахара крестьяне использовали мёд. Самыми распространёнными напитками были квас, малиновый и клюквенный морс, брусничная вода и ячменное пиво.

Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна либо из шерстяной ткани. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из кожухов – овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную обувь. Лапти (плетённую из бересты или лыка обувь) надевали, как правило, на пашне, покосах, скотном дворе. Замужняя женщина (из любого сословия) обязана была скрывать волосы под убрусом – платком, закрывавшим голову и спадавшим на плечи поверх одежды. Обязательным элементом одежды мужчин и женщин были пояса – выйти на улицу неподпоясанным было нельзя.

Учитель :

Назвать основные занятия крестьян.

Учащиеся :

Крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

Учитель :

Рассказать о жизни крестьянина.

Учащиеся :

Крестьяне жили в деревнях, в избе. Изба была не большого размера, тёсовая крыша, деревянный пол. Топили по чёрному – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком. Крестьяне начинали трудиться очень рано. Авторитетом среди крестьян пользовались старики. Трудовой день начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета.

Учитель :

Какую пищу ели крестьяне?

Учащиеся :

Основной пищей крестьян был хлеб, пироги с разными начинками, распространенной пищей были каши, кисели. Мясо в деревнях ели редко, чаще рыбу.

Учитель :

Как одевались крестьяне?

Учащиеся :

Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную одежду, лапти надевали, как правило, на пашню, покос, скотный двор.

ФИЗМИНУТКА

Учитель :

В городах около городских стен жили ремесленники и городские служилые люди. Эта часть города называлась посад . Живших здесь горожан называли посадскими людьми.

Ремесленники – это мастера – умельцы (кузнецы, сапожники, портные, гончары, столяры и др.). Ремесленники одной профессии селились вместе. Место, где жили ремесленники, называлось слободой . Ремесленники были свободными людьми. Они платили в государственную казну налог – тягло .

Стрельцы , казаки и пушкари назывались служилыми людьми.

Они служили царю, несли военную службу, защищали интересы российского государства.

Стрельцы – это постоянная русская пехота, которую начал создавать Иван Грозный в 1552 г. преимущественно из вольных людей. Жили стрельцы в особых слободах. За несение пожизненной наследственной службы они получали от царя земельные наделы, а из казны - жалованье и носили установленную для них военную форму одежды. Царское жалованье было невелико и часто задерживалось. Чтобы заработать себе на жизнь, стрельцы часто брались за ремёсла и торговлю, заводили хозяйство.

Учитель :

Какая часть города называлась посад

Учащиеся :

Посадом называлась та часть города, где жили ремесленники и городские служилые люди.

Учитель :

Кто такие ремесленники?

Учащиеся :

Ремесленники - это мастера – умельцы (кузнецы, сапожники, портные, гончары, столяры и др.).

Учитель :

Кого называли служилыми людьми?

Учащиеся :

Служилыми людьми называли стрельцов, казаков и пушкарей.

Учитель :

Казаки относились к служилым людям. Казачество – особое военное сословие. Никто точно не знает, откуда пошло само слово «казаки». Большинство учёных считают, что оно означает «вольный человек». Первое его появление в документах относится к 1444 году. Казаки, состоявшие на царской службе, несли сторожевую службу на границах Российского государства. Жили казаки по своим обычаям. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, совершали набеги на соседей (татар и турок) и разбойничьи нападения на торговые караваны.

Учитель :

«Купцом» первоначально называли любого человека, совершавшего торговую сделку (дело), т.е. получавшего или продававшего тот или иной товар. Купцы, как и ремесленники, объединялись и селились вместе, смотря по тому, кто чем торговал. Жили купцы намного богаче, чем ремесленники и служилые люди. У них были большие красивые дома. В домах купцов было много дорогих вещей, золота и серебра. Купцы любили вкусно и сытно поесть. На них работали слуги.

Учитель :

Духовенство было уважаемым и привилегированным (имеющим особые права) сословием. Оно делилось на чёрное (монашество) и белое (священнослужители). Духовенство обладало огромными земельными владениями. Оно пользовалось на Руси исключительным уважением.

Учитель :

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворянство в России возникло в XII веке при дворах князей. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: так появились помещики. Позднее им была разрешена покупка земли. При Иване Грозном началось возвышение дворянства. Царь опирался на дворян в своей борьбе с боярством.

Учитель :

Слово «бояре» не имеет окончательного определения в среде историков.

Общепринято считать, что бояре – это крупные землевладельцы, за ними стоят их собственные военные слуги. Титул боярина был наследственным, т.е. передавался от отца к сыну. Большинство бояр были служилыми людьми и находились на государственной службе.

Бояре являлись советниками государя (великого князя, позже – царя), наиболее приближёнными к нему людьми, с которыми он решал вопросы государственной Важности: начинать ли войну, заключать ли мир, строить ли новые города, вводить или отменять обязанности для своих подданных, кого казнить, а кого миловать. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «царь указал, а бояре приговорили».

Бояре постоянно находились при государе. Они служили при царском дворе, что считалось особенно почетным делом. Бояре сопровождали царя в его поездках и военных походах. Пировали вместе с государем. Вместе с царём ездили на соколиную охоту.

Бояре участвовали в войнах, которые вело российское государство. Бояре командовали полками.

Бояре управляли городами и территориями, были наместниками в различных областях страны, служили воеводами. На вверенной ему государем территории воевода обладал полной, неограниченной властью и нёс ответственность за свои действия только перед царём.

Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они ходили медленно, важно, степенно. Ходить быстро, торопиться считалось неприличным.

Передвигались бояре верхом на породистых конях или в богато украшенных каретах.

Жили бояре в больших каменных домах – Хоромах. Боярские хоромы обычно строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.

Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри Хоромы были богато украшены. Пол покрывали коврами. Стены обивали дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки - украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами. Украшали хоромы зеркалами, драгоценной Золотой и серебряной посудой.

Пищу принимали бояре в просторной трапезной. Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм. Столы покрывались скатертями, расписанными золотом и серебром.

Ели бояре из серебряной посуды, пили из серебряных кубков.

В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты.

Учитель :

Кто относится к боярам?

Учащиеся :

К боярам относятся крупные землевладельцы.

Учитель :

Чем занимались бояре?

Учащиеся :

Бояре управляли городами и территориями, были наместниками в различных областях страны, служили воеводами

Учитель :

Как одевались бояре?

Учащиеся :

Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они ходили медленно, важно, степенно

Учитель :

Как жили бояре?

Учащиеся :

Жили бояре в больших каменных домах – Хоромах. Боярские хоромы строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.

Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри хоромы были богато украшены. Пол был покрыт коврами. Стены были обиты дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки - украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами. Украшали хоромы зеркалами, драгоценной золотой и серебряной посудой.

Учитель :

Чем питались бояре?

Учащиеся :

Пищу принимали бояре в просторной трапезной. Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте простых и знатных людей.

Учитель :

Сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили сегодня на уроке при помощи кроссворда.

    Как называется самое большое сословие

(КРЕСТЬЯНЕ)

    Человек с княжеского двора

( ДВОРЯНЕ )

    Как назывались мастера-умельцы?

(РЕМЕСЛЕННИКИ)

    Как называются крупные землевладельцы, за которыми стоят собственные военные слуги?

(БОЯРЕ)

    Особое, уважаемое и привилегированное сословие

(ДУХОВЕНСТВО)

    Кто служил царю, нёс военную службу, защищали интересы Российского государства? (СТРЕЛЬЦЫ, КАЗАКИ, ПУШКАРИ)

(СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ)

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

НИНА – ВЛАД – СЕРГЕЙ – ДИМА – КРИСТИНА

САША –

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА СТР. 43 - 49, ЧИТАТЬ,

II ГРУППА СТР. 43 - 49, ЧИТАТЬ,

III ГРУППА СТР. 43 - 46, ЧИТАТЬ,

Женщина рождена, чтобы жертвовать и заботиться о близких. Но есть необычные женщины, которые посвятили всю жизнь другим людям, ничего не прося взамен. Их истории вас просто потрясут!

1. Мать Тереза

«Добрые дела кратки, они произносятся легко и быстро, но эхо их вечно»

Невозможно без слез говорить о Матери Терезе. Эта женщина посвятила себя другим людям, прожила всю жизнь в бедности и ничего за это не просила.

Агнеса, так ее назвали при рождении, появилась на свет в Македонии. С ранних лет она интересовалась миссионерами. А в 18 лет навсегда простилась с родными и уехала в далекую Индию служить Богу и людям.

Индия начала 20 века была страной поражающих контрастов. К роскошным дворцам богачей ютились лачуги бедняков, на улицах гноились горы мусора, убогие рождались и умирали под палящим солнцем и в ужасных зловониях. Мать Тереза много лет учила детей бедняков. Но случай определил ее дальнейшую судьбу.

«Самое важное лекарство - это любовь и забота»

Однажды она увидела, как сын вывез на площадь города мать больную проказой. Он выбросил ее, поскольку больницы отказывались ее принимать. Все тело женщины было покрыто гнойниками, искусано крысами и муравьями, от плохого запаха резали глаза. Мать Тереза подошла к женщине и… убежала.

Она не смогла выдержать такое зрелище. Она плакала, молилась и просила у Господа сил, чтобы помочь несчастной. Мать Тереза вернулась. Помыла умирающую, утешила, и женщина отошла в иной мир со спокойствием и улыбкой.

Теперь монахиня знала, что ей надо делать. Она ушла из своего монастыря и стала жить в трущобах Калькутты, помогая бедным, чем могла. Со временем местные власти узнали о милосердной женщине и выделили ей помещение для нужд малоимущих.

Она организовала целый «город» для умирающих. Здесь с уважением относились ко всем людям, независимо то вероисповедания, пола, болезней.

Она - лауреат Нобелевской премии мира за 1979 год. Получать награду она приехала все в том же белом сари с голубой каймой и отказалась от банкета.

«Неважно кто и что говорит о вас - принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело»

За жизнь Матери Терезы ее деятельность не раз поддавалась острой критике. Зачем бороться со следствием бедности, а не с ее причиной? Зачем запрещать аборты, когда младенцев выбрасывают в мусор? Сколькими благотворительными суммами она оперировала и где отчеты ее финансовой деятельности?

Легко лежа на диване и уминая бутерброд, рассуждать о подвиге других. Но тот, кто никогда не мыл прокаженного, не вынимал младенца из кучи навоза, не спал на голой земле - не может понять силу ее жертвы. Ведь нет ни одного сведения тому, что мать Тереза за свою жизнь имела какие-нибудь материальные блага.

Она знала об этих обвинениях, улыбалась и работала дальше.

2. Виктория Сото

Она заслонила детей от Дьявола

Ей было всего двадцать семь. И она отдала жизнь, спасая детей...

Американская учительница Виктория Сото пришла на работу к любимым ученикам. Был обычный день. Но за минуту мир превратился в ад. Бывший ученик с психическими отклонениями ворвался в школу с оружием и начал палить по всех без разбору.

По словам выживших детей, учительница спрятала их в шкафах и сказала не выходить, что бы они не услышали. Когда Адам Лэнза ворвался в класс, мисс Сото сказала, что дети находятся в спортзале. Несколько ребят не выдержало напряжения и выбежало. Виктория стала на пути убийце и попыталась отвлечь его от учеников. Он убил ее тремя выстрелами в лицо и ушел. В тот день погибли шесть учителей и двадцать детей.

Благодаря Виктории Сото, выжило шестеро малышей. Шесть семей обошло самое страшное горе в мире - они не хоронили своих детей.

Отдала жизнь ради пиара?

Когда новость разошлась по всем новостным каналам и интернет-изданиям, много людей реагировало по-разному. Кто-то сочувствовал семьям, а кто-то называл Викторию «наседкой», которая не сделала ничего особенного, что правительство США «высасывает из пальца образ нового героя Америки - бедняжку учительницу», что так и надо врагам-американцам.

Мне нечего сказать этим морально ущербным людям. Пусть у них все будет хорошо, их дети будут в безопасности, а Всевышний рассудит, кто герой, а кто - слабак.

3. Флоренс Найтингейл

Призвание сильнее крови

Флоренс Найтингейл родилась в богатой аристократической семье в 19 веке, получила прекрасное образование. К ней сватались знатные аристократы, но она отказала всем.

Однажды она побывала в больнице для бедняков. Увиденное впечатлило ее на всю жизнь. Кучи грязного лохмотья, антисанитария, пьяные сиделки, зловонный запах... Госпиталь тех лет был тем местом, где не лечились, а умирали в страшных муках.

Она решила, чем хотела заниматься - стать сестрой милосердия. Аристократический мир вдруг отвернулся от нее. Никто больше не просил ее руки. Но Флоренс это мало беспокоило. Она изучила много книг о медицине и приобрела много необходимых навыков.

Ангел со светом в руках

Во время Крымской войны Флоренс и еще 38 медсестер отправились на фронт. Конечно, ей было нелегко, и это не только бытовые сложности. Никто не воспринимал в серьез женщин в медицинской отрасли. Раненные солдаты умирали в собственных экскрементах, по ним бегали крысы и вши, одежда прилипала к телу, а от запаха кружилась голова. Флоренс отдали самых безнадежных.

За короткий период она добилась увеличения количества палат, организовала кухни и прачечные, ввела принципы гигиены, даже заботилась о досуге больных. Она ночью обходила палаты своих пациентов, за что ее называли «леди с лампой». Благодаря Флоренс Найтингейл, смертность сократилась с 49% до 2%.

С войны она вернулась национальным героем. Всю оставшуюся жизнь она занималась реорганизацией медицинской системы, открытием школ для сестер.
Она так и не устроила личную жизнь, а перед смертью сожгла все личные дневники и записки, чтобы никто не мог знать о ее самых сокровенных мыслях.

Сегодня существует медаль имени Флоренс Найтингейл - это самая высшая награда для сестер милосердия.

4. Ирен Сендлер

Маленькая женщина с сердцем льва

Когда началась Вторая Мировая война, полячке Ирене Сендлер было 30 лет. Когда Ирена узнала о тех ужасах, которые происходят с людьми в Гетто, она не смогла стоять в стороне.

Немцы ужасно боялись болезней, которые распространялись в лагере, потому пропускали медицинских работников. Ирена купила фальшивые документы работника Управления здоровья и каждый день приходила в лагерь.

Трудно себе представить, что маленькая хрупкая женщина смогла спасти 2500 тысячи детей. Она проводила детей по канализациям и тоннелям, перебрасывала через огорожу, а самых маленьких выносила в чемодане для инструментов.

По доносу ее арестовали. Немцы ее долго пытали, переломали руки и ноги, но она не выдала своих помощников. До самой смерти она ходила на костылях.

Ирена никогда не афишировала своей деятельности, всегда подчеркивала, что действовала вместе с друзьями. Но до преклонного возраста дожила лишь она одна.

Позор премии Мира

До 2007 года об этой женщине никто не знал. Но тут ее номинировали на Нобелевскую премию Мира. Тем не менее, комиссия посчитала, что этот поступок не достоин награды, а премию присудили Альберту Гору за репортаж про глобальное потепление.

Разве 2500 тысяч спасенных детей не стоят того, чтобы быть благодарными и уважить эту героиню хоть в старости?

Ирена Сендлер умерла в возрасте 98 лет, всю жизнь прожив скромно. Она не считала себя героем и всегда винила себя за то, что не смогла спасти больше жизней.

Эти простые и скромные женщины показывают неимоверную силу духа. Они отказались от личного счастья, пожертвовали здоровьем и даже жизнью ради других, не ожидая похвал и наград.


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Тестовый контроль

  1. Описание жизни людей, причисленных Русской православной церковью к лику святых:
    1. Летопись
    2. Житие
    3. Былина
    4. Устав
  2. Первую славянскую азбуку создали:
    1. Кирилл и Павел
    2. Кирилл и Мефодий
    3. Борис и Глеб
    4. Владимир и Мефодий
  3. Живописное произведение малых размеров, которым украшали рукописные книги:
    1. Икона
    2. Мозаика
    3. Миниатюра
    4. Граффити
  4. Автор «Повести временных лет»:
    1. Нестор
    2. Ярослав Мудрый
    3. Владимир Мономах
    4. Иларион
  5. Первый православный каменный храм, построенный в Киеве:
    1. Десятинная церковь
    2. Пятницкая церковь
    3. Софийский собор
    4. Успенский собор
  6. Главный мотив русских былин:
    1. Поклонение Прекрасной Даме
    2. Крещение иноверцев
    3. Освобождение Руси и защита ее от врагов
    4. Верность своему покровителю
  7. В Древнерусском государстве писали письма на:
    1. Глиняных табличках
    2. Бересте
    3. Бумаге
    4. Пергаменте
  8. «Повесть временных лет» была создана в:
    1. начале XI в.
    2. начале XII в.
    3. конце XI в.
    4. конце XII в.
  9. Древнейшая дошедшая до нас летопись:
    1. «Русская Правда»
    2. «Слово о Законе и Благодати»
    3. «Повесть временных лет»
    4. «Александрия»
  10. Первыми литературными произведениями на Руси были:
    1. Хроники
    2. Баллады
    3. Изборники
    4. Летописи
  11. При Ярославе Мудром был возведен Софийский собор в:
    1. Чернигове
    2. Смоленске
    3. Юрьеве
    4. Киеве

1. Соотнесите понятия и определения.

1 Мозаика Г
2 Скань А
3 Зернь Д
4 Миниатюра Б
5 Фреска В

А. Орнамент или рисунок из золотой или серебряной проволоки, напаянной на металлическую поверхность
Б. Небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописных книгах
В. Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке
Г. Рисунок, составленный из разноцветных натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла
Д. Узор из множества мельчайших шариков, напаянных на поверхность изделия

2. Вставьте пропущенные слова.

Первым по времени писателем Руси считается (Иларион) . Его («Слово о Законе и Благодати») было впервые произнесено в 1049 г., в честь завершения строительства оборонительных сооружений в Киеве.

3. Три характерные черты Софийского собора в Новгороде:

  • четыре средних и восемь малых куполов
  • пять куполов, сгруппированных в центре
  • тринадцать пирамидально возвышающиеся куполов
  • один купол
  • неширокие проемы окон
  • мозаика отсутствует

Вопросы в тексте параграфа

1. Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси?

Становление и развитие государства привнесло новые понятия в жизнь населения Руси. Появились и стали развиваться города, как торговые центры. Жители городов стали в меньшей степени уделять внимание традиционным земледелию и скотоводству, но начали приобретать новые знания и навыки ремесленных дел. Большое количество товаров из разных стран давали возможность сравнивать, учиться и перенимать технологии. Развитие ремесленничества обогатило быт горожан новыми одеждами, посудами, орудиями труда, произведениями искусства и ювелирными изделиями. Также в городах редко можно было встретить полуземлянки. В основном жилище горожанина - это дом, иногда двухэтажный. В остальном быт горожан не сильно отличался от быта жителей деревень.

2. Что вы знаете о повседневной жизни людей в Западной Европе в Средние века?

Жизнь для обычного человека того времени вращалась вокруг аграрного и церковного календарей. Много времени уходило на то, чтобы вырастить как можно больше урожая, и обеспечить себя пропитанием на следующий год. Церковные празднества отмечали дни начала посева и жатвы, а также дни, когда крестьянин и его лорд могли отдохнуть от своих трудов. Ярмарки с трубадурами и акробатами проходили на улицах, торговля различными товарами, велась на городских площадях, в азартные игры играли в местных тавернах - так проводили свой досуг средневековые крестьяне. Средневековые свадьбы праздновались всем городом.

3. Какой языческий праздник широко отмечают в России и в наши дни?

На Руси с принятием Христианства остались и древние языческие традиции. К примеру, по сей день в России принято колядовать и гадать на Рождество зимой, а летом праздновать день Ивана Купала. Но самым известным языческим праздником является Масленица – по древней традиции люди провожают зиму и встречают весеннее солнце, сжигая чучело зимы. Блины на Масленицу – тоже языческая традиция, символизирующая весеннее солнце.

Владимир, Ярослав, Святослав, Мстислав, Всеволод. Каково, по вашему мнению, значение этих имён?

  • Владимир - великий в своей власти
  • Ярослав - обладающий ярой (мощной) славой
  • Святослав - священная слава
  • Мстислав - от «месть» и «слава», собственно «мсти за славу»
  • Всеволод - властелин народа, всем владеющий

Вопросы к тексту параграфа

В Древней Руси существовали различные сословия: высшее и низшее. К высшему сословию относились князья, бояре, родоплеменная знать и духовенство. К низшему – свободные общинники, купцы и ремесленники, зависимое население (закупы, рядовичи, холопы, смерды).

2. Как складывалась повседневная жизнь земледельческого населения на Руси?

В сельских поселениях люди боролись за существование: распахивали новые земли, разводили скот, ловили рыбу, охотились, оборонялись от разбойников, а на юге ещё и от кочевников. Поскольку содержание хозяйства требовало больших усилий, на Руси семьи были большими. Больше людей в семье – больше рабочих рук. Все члены семьи вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Детей рано приучали к труду. Мальчика лет с семи брали в поле, учили какому-нибудь ремеслу. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали по хозяйству, учились прясть, ткать полотно, шить одежду. А долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали или чинили домашнюю утварь, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины.

3. Чем были заняты жители древнерусских городов?

Города были центрами культуры. В них существовали школы, иконописные мастерские, где местные художники учились у греков писать иконы. Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла, в городах занимались земледелием, огородничеством, скотоводством. Популярны были общинные пиры - братчины. А в праздничные дни на торговых и городских площадях горожане наслаждались выступлениями скоморохов и гусляров. Также они участвовали в развлечениях, скачках, игрищах и пирах, устраиваемых князьями для простого люда.

4. Составьте короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца/ремесленника» (на выбор).

Я живу в небольшой деревушке под Черниговом. Я глава семьи, поскольку я самый старший мужчина в роду. Сегодня жаркий летний день, и мы начали работу с первыми петухами. Всех сыновей, братьев и зятьёв я возьму с собой на сенокос. Мои внуки тоже будут помогать взрослым. Нужно запасти достаточно сена для скота на зиму. А жена с незамужними дочерьми, снохами и внучками будут работать в доме и во дворе по хозяйству. Им нужно будет накормить мужчин, вернувшихся с сенокоса, и позаботиться о домашнем скоте. А еще им нужно будет присматривать за малышами. День будет тяжелым. Но такова наша жизнь. Завтра приедет княжеский даньщик за данью. Её мы уже собрали. Конечно, не хочется отдавать князю то, что дается таким большим трудом, но мы должны платить дань, поскольку князю нужно содержать дружину для защиты наших земель и вершить справедливый суд. Вечером, после сенокоса, мы всей семьей соберемся за столом.

5. Что было общего и в чём заключалось различие в образе жизни знатных и простых людей?

Общими в жизни знатных и простых людей были традиции и уклад семьи. Различия были в основном в одежде, быте и развлечениях.

Изучаем документ

1. Как вы думаете, с какой целью устраивались пиры?

Подобные пиры устраивались для того, чтобы показать, что верховная власть близка к народу.

2. Объясните смысл последней фразы из документа.

Она означает, что во время пиров представители сословий пировали вместе, а различия между ними должны были стираться. Однако мы можем видеть в различных экранизациях русский сказок, что это не совсем так. Столы для представителей разных сословий были раздельными. Бояре далеко не всегда привечали за своими столами «мужиков-деревенщин». Но все-равно, совместные пиры были хорошей традицией, которая помогала сближению людей разного общественного положения.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Покажите на конкретных примерах, как ремёсла, распространённые на Руси, были связаны с повседневным бытом её населения.

Ремесленничество в первую очередь должно обеспечивать повседневную жизнь людей. Так, для обработки земли земледельцу нужны были плуг и борона – кузнец ковал зубья для бороны и металлический лемех для плуга. Для нужд обороны кузнецы ковали мечи, наконечники копий и стрел, кольчуги, стремена, подковы и т.д. Гончары делали керамическую посуду для нужд всех слоев населения. Ткачи и портные делали ткань и шили одежду. Для богатых людей удовлетворение повседневных потребностей включало еще и использование предметов роскоши. Изготовлением украшений и изделий из драгоценных металлов и камней занимались ювелиры.

2. Как климатические условия повлияли на особенности одежды жителей Руси? Выясните, какую летнюю и зимнюю одежду носили в древности народы, населявшие местность, где вы живёте.

Климатические условия сильно влияли на особенности одежды жителей Руси. Холодные, снежные зимы заставляли людей использовать теплую зимнюю одежду – шубы-кожухи, шапки из меха или войлока, теплые платки, шерстяные юбки, онучи и лапти, валенки. Летом одежда была проще и свободнее, чтобы можно было эффективно работать.

3. Узнайте, какими растительными продуктами питались в древности жители вашей местности. Используются ли эти продукты в наше время? Какие блюда из них готовят?

В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква. Выращивали и злаковые культуры: просо, пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, овес. Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива. Сегодня мы также используем в блюдах лук, чеснок, морковь, огурцы, капусту, тыкву. А вот популярные в Древней Руси редька и репа используются в нашем регионе редко. Их заменил иноземный корнеплод – картофель.

4. С помощью Интернета соберите информацию на тему «Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в Средние века».

В эпоху Средневековья в Европе любое событие могло стать поводом для праздника: победа в битве, свадьба, визиты местных сеньоров к знати. Всего насчитывалось до 50 праздничных дней в году, не считая воскресений. В основном это были религиозные праздники. В праздничные дни прерывалась работа, люди ходили на торжественную службу в церковь, участвовали в процессиях, посвященных святым, и развлекались. На праздники в город или в деревню приезжали актеры, сказители, жонглеры и акробаты. Театральные представления вели свое происхождение от литургической драмы, которая разыгрывалась во время богослужения, и носили религиозный характер. В начале XIII в. появились бродячие театральные труппы. В каждом церковном приходе день своего святого покровителя отмечали ярмаркой. Во время нее проходили конные бега, игры в мяч и состязания в других видах спорта. Стрельба из лука, борьба, фехтование на палках и другие игры считались допустимыми, а вот азартные игры были запрещены церковью. Игральные же карты попали в Европу из Персии только в XIV в.

На Руси Праздники на Руси были принято устраивать торжественные пиры по поводу торжеств или военных побед. Также проводились и церковные празднования с крестным ходом и торжественными службами в храмах.

После крещения Руси искоренялось язычество. Но язычество уходило постепенно, с болью и кровью. Понемногу иссякали родники славянской древней веры, но не могли исчезнуть бесследно. Поэтому и переплелись языческие празднования с христианскими. Стали приспосабливаться и присоединяться друг к другу. Потому-то так тонка грань между двумя религиями, что стали некоторым единым целым, научились сосуществовать и нашли общие мотивы и точки соприкосновения. Поэтому особое место на Руси занимали традиционные обряды и праздники, многие из которых берут свое начало в язычестве. Некоторые из них сохранились и сегодня. Например, Масленица или колядование на Рождество, гадание на Святки, празднование дня Ивана Купала (постепенно этот праздник был объединен с празднованием рождения Иоанна Крестителя). Во время праздников люди устраивали хороводы, и пели в шумных застольях, и танцевали вблизи костра.

Повторяем и делаем выводы

1. Каковы причины складывания государства на Руси?

Предпосылки создания Древнерусского государства складывались у восточных славян несколько столетий. Считается, что в основе создания государства лежит внутренняя потребность в объединении и необходимость защиты от общих врагов.

  1. Важную роль в жизни восточных славян стала играть торговля (путь «из варягов в греки» и «волжско-балтийский» торговый тракт). Единая власть могла обеспечить безопасность торговли.
  2. Возникают торговые поселения, которые потом превращаются в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских словен.
  3. В городах собирались люди из разных племен, поэтому в городе нельзя было жить по племенным традициям. Князья устанавливали единые правила и поддерживали порядок.
  4. Постепенно возникали территориальные княжения, где признавалась власть одного князя.
  5. Возникла необходимость в появлении органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территорию славян от врагов. К князьям обращались как к высшему авторитету для разрешения важнейших проблем и споров, которые не могли уладить на уровне общины.

2. Какое влияние оказывали географические и климатические условия на развитие Руси?

Русь была одним из самых крупных европейских государств. Её географическое положение определяло широкие политические и торговые контакты со многими странами Востока и Запада. Особое географическое положение также позволяло русским князьям контролировать два важных торговых пути – «из варяг в греки» и волжский торговый путь, которые соединяли северные страны с южными, а западные с восточными. Русь не только контролировала транзит товаров, но и самостоятельно вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, странами Западной Европой, народами Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока.

Благодаря климатическим условиям Русь владела плодородными землями и богатыми природными ресурсами. В лесах много дичи, в реках и озерах – рыбы, по всей русской земле занимались скотоводством, на северных землях добывали пушнину, на южных и западных занимались бортничеством. На Руси также широко были развиты ремесленные виды деятельности. Именно поэтому Русь обладала большими ресурсами не только для собственного потребления, но и для ведения внешней торговли.

Таким образом географические и климатические условия оказали существенное влияние на развитие Руси, сделав государство богатым и сильным.

3. Назовите наиболее значительных правителей Древней Руси.

На мой взгляд многие правители Древней Руси оказали большое влияние на становление и развитие государства, но я хотел бы выделить только некоторых из них.

  • Княгиня Ольга - установила понятные «правила игры» и упростила так называемую налоговую систему, тем самым создала систему, объединяющую различные земли Руси.
  • Князь Святослав – великий воин, образец мужества и патриотизма. Хотя он мало что сделал для внутри страны, но показал, насколько сильна может быть Русь на международной арене. На мой взгляд его главным делом на благо Руси стало избавление молодого государства от хазарской зависимости.
  • Князь Владимир Красно Солнышко - привел Русь в христианский мир, что, несомненно, послужило катализатором развития культуры, литературы, архитектуры и искусства. Это стало возможным не только благодаря единой религии, но и за счет обеспечения безопасности земель русских.
  • Князь Ярослав Мудрый – обеспечил расцвет Древнерусского государства. Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение.
  • Владимир Мономах - приостановил распад Древнерусского государства. Владимир Мономах завоевал доверие и любовь всех сословий на Руси. Он создал новый свод законов, защищающий не только князя и его дружину, но и самый бедный класс населения. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей. Владимир вел успешные и быстрые завоевательные походы, зная, когда необходимо заключить мир, а когда воевать. Княжение Владимира Мономаха стало временем относительного единства Древнерусского государства.

4. В чём сходство и различие в развитии Руси и стран Западной Европы в VIII - начале XII в.?

Различия: Считается, что главным различием Европы и Руси был уровень развития технологий, культуры, образования. Основной причиной на мой взгляд является то, что европейская цивилизация старше древнерусской как минимум на 500 лет – христианство стало государственной религией в Риме с IV века, что обусловило более раннее развитие европейской культуры. В Европе внедрялось больше технологий и было больше ученых. Научная мысль в Европе развивались быстрее, чем на Руси.

Сходства: Европа и Русь были тесно связаны друг с другом, и многие технологии и обычаи они заимствовали друг у друга, народы Европы и Руси исповедовали христианство и это сыграло большую роль на их общее развитие. Русь очень быстро повторило европейский путь развития, обогатив его собственными самобытными культурными особенностями. В IX-XII веках Русь стала значимой частью единого европейского политического и экономического пространства. Во-первых, Древнерусского государство было одним из самых больших государственных образований на территории Европы. Во-вторых, культурное развитие, религиозное и общественное устройство уже были схожи с другими европейскими странами за счет принятия христианства. В-третьих, европейские страны принимали Русь за равноправного партнера – в противном случае не были бы так распространены междинастические браки и не было бы активной торговли. Кроме того, Русь держала контроль над двумя значимыми торговыми путями. В-четвертых, Русь была сильным партнером в военно-политической сфере – русские дружины оказывали военную поддержку тем или иным странам в различных военных конфликтах.

5. Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

  • Отношения с Западом. Русь была одним из самых крупных европейских государств. Её географическое положение определяло широкие контакты со многими странами Востока и Запада. Со всеми крупными европейскими странами Русь имела прочные политические и торговые связи. Многочисленные междинастические браки укрепляли связи Руси со странами Европы и Византией. Русь занимала значимое место в системе европейских государств.
  • Отношения с Востоком. Существенное влияние на отношения Руси с Востоком оказало принятие ислама в Волжской Булгарии. Борьба с набегами кочевников – первостепенная задача внешней политики всех русских князей. Однако на Руси с кочевниками не только воевали – существовали торговые и политические связи, а также междинстические браки.
  • Торговля. Русь играла ключевую роль в европейской торговле IX-XI веков из-за влияния на два важных торговых пути: «из варяг в греки» и волжский торговый путь. Таким образом Русь была на перекрестке торговли Запада с Востоком и Севера с Югом.
  • Вывод. Русь рассматривалась другими странами как равноправный партнер и в политике, и в торговле, и в культуре. Древнерусское государство было во многом схожим по своему устройству с другими европейскими государствами.

Возможные вопросы на уроке

1. Что означают понятия «быт» и «нравы»?

Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь людей. Нравы - устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы.

2. Какие факторы влияли на самобытность русского народа?

Природно-климатический фактор. Нестабильная урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий, относительно низкий объем совокупного объекта породили:

  • чрезвычайную устойчивость в стране общинных институтов, которые являются определенным гарантом выживаемости основной массы населения;
  • жесткие рычаги государственного механизма;

Климатический фактор сформировал такие особенности национального характера русских: способность к крайнему напряжению сил в короткий промежуток времени (сельскохозяйственные циклы – посевная, уборка урожая), чувство коллективизма и доброты.

Геополитический фактор. Среди геополитических условий, повлиявших на русскую историю необходимо выделить две группы факторов:

  • Обширность, слабая заселенность территории, при колонизации не нужно было отвоевывать себе земли в борьбе с коренными народами. Как следствие сформировались такие черты русского народа, как национальная терпимость, отсутствие национализма и т.п.;
  • Естественная открытость границ, как следствие - постоянная угроза военных вторжений. Под воздействием этих факторов возрастает роль государства и появляется необходимость в содержании большого войска, но возникает еще одна проблема. Прокормить такое войско неразвитое в экономическом отношении государство могло лишь за счет жесткой земельной политики и прикрепления крестьян к земле;
  • Сеть рек сплачивала страну и политически, и экономически;
  • Огромные лесные массивы. Лес оказывает русскому человеку множество хозяйственных услуг. Он снабжал строительными материалами, топливом, материалом для изготовления домашней обстановки, посуды, а липовая кора – для плетения традиционной русской обуви – липовых лаптей. Лес был основой двух наиболее важных для русского человека промыслов - охоты и лесного пчеловодства;
  • Через территорию России проходил знаменитый путь «из варяг в греки» и значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу - «волжский путь». Это обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности в этих регионах и помощи становлению русской торговли.

Геополитический фактор и, прежде всего, обширность территории, сформировали такие черты характера русского человека, как, с одной стороны, удаль, предприимчивость, умение в критический момент напрячь все силы, а с другой – медлительность и ленность. Так что старая поговорка о том, что русские долго запрягают, зато быстро едут, очень точно описывает особенности русского характера.

3. Сводная таблица «Сравнение жизни земледельцев, горожан, князей и бояр на Руси»

Параметр для сравнения Земледельцы Горожане Князья и бояре
Основные занятия Земледелие, скотоводство, бортничество, охота

и рыбная ловля.

Натуральное хозяйство - обеспечение семьи предметами первой необходимости: прядение, ткачество, изготовление обуви, домашней утвари и т. д.

Ремесло и торговля.

Огородничество, скотоводство, земледелие (в меньших масштабах, чем

в деревне)

Владели вотчинами.

Служили наместниками в городах и волостях. Поддерживали порядок, выполняли судебные функции

Жилище На юге крестьяне жили в полуземлянках, на севере - в деревянных домах-избах Полуземлянки почти не встречались. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат Большие деревянные (иногда каменные) хоромы. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников
Одежда Главный элемент мужской одежды - рубаха и порты.

Женщины носили длинные рубахи, на которые одевали «верхнюю одежду» (согласно статусу женщины). Обязателен головной убор

Верхняя одежда – зипуны Верхняя одежда - епанчи (широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками)
Одежда из простой домотканой ткани, украшенная вышивкой.

Поверх рубахи женщины надевали поневы (домотканые юбки).

Простые шубы - кожухи

Одежда как из домотканого полотна, так и из дорогих тканей (в зависимости от материального положения владельца костюма).

Сапоги из простой кожи и поршни (туфли)

Одежда из тонкого полотна, шелка

и парчи, расшитая золотыми нитями, украшенная драгоценными камнями.

Сапоги из сафьяна, нередко украшенные инкрустацией.

Шубы из дорогих мехов

Семья Большая семья. Члены семьи вели общее хозяйство.

Глава семьи - самый старший из мужчин, распоряжался имуществом и судьбой каждого из ее членов, следил за нравственностью своих родных.

Старшая женщина в семье распоряжалась всеми делами по дому

Глава семьи представлял всех членов семьи на сельском сходе Глава семьи представлял всех членов семьи на народном собрании (вече) Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок
Воспитание Мальчиков с 7 лет приучали к труду в поле, обучали ремеслу. Девочек с ранних лет приобщали к ведению домашнего хозяйства Мальчиков обучали грамоте, ремеслу и военному делу. Девочек учили вести домашнее хозяйство Мальчиков в три года сажали на коня, обучали грамоте и военному делу. Девочек обучали грамоте, учили вести домашнее хозяйство
Развлечения Посиделки зимой - за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Народные гулянья - пели, водили хороводы, играли в жмурки

Общинные пиры -братчины.

Выступления скоморохов и гусляров в праздничные дни на торговых и городских площадях.

Скачки, турниры, различные игрища, устраиваемые князьями для простого люда

Соколиная, ястребиная, псовая охота.

Домашнее задание

1. Написать рассказ об одном дне жизни князя, ремесленника, крестьянина

Я живу в небольшой деревушке под Черниговом. Я глава семьи, поскольку я самый старший мужчина в роду. Сегодня жаркий летний день, и мы начали работу с первыми петухами. Всех сыновей, братьев и зятьёв я возьму с собой на сенокос. Мои внуки тоже будут помогать взрослым. Нужно запасти достаточно сена для скота на зиму. А жена с незамужними дочерьми, снохами и внучками будут работать в доме и во дворе по хозяйству. Им нужно будет накормить мужчин, вернувшихся с сенокоса, и позаботиться о домашнем скоте. А еще им нужно будет присматривать за малышами. День будет тяжелым. Но такова наша жизнь. Завтра приедет княжеский даньщик за данью. Её мы уже собрали. Конечно, не хочется отдавать князю то, что дается таким большим трудом, но мы должны платить дань, поскольку князю нужно содержать дружину для защиты наших земель и вершить справедливый суд. Вечером, после сенокоса, мы всей семьей соберемся за столом. У нас в семье так принято – после трудового дня ужинать вместе. Есть возможность обсудить вопросы, распределить дела - это наше семейное вече. После ужина я буду учить малышей плести корзины из ивовых прутьев, мой брат расскажет детям сказание о том, как он ходил в военный поход в составе княжеской дружины, а жена возьмется за пряжу. С заходом солнца все лягут спать по палатям. Завтра будет новый день, полный труда и забот. Всем нужно будет отдохнуть.




Top