Позиции к материальной и духовной культуре. Материальная и духовная культура

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек - живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой ».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

  • Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
  • Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
  • Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

  • Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
  • Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
  • Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры. Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Между тем непредвзятое рассмотрение тотчас же обнаружит весьма искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выбранные нами совершенно произвольно для примера, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они -- элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие -- это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры. А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом. Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности. Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности. А такая организация невозможна без сложной и разветвленной системы социального символизма. Человек как человек не может совершить даже самого элементарного действия, не вплетая его в цепочку символов. Символический смысл действия зачастую оказывается важнее его чисто практического результата. В данном случае принято говорить о ритуалах, т.е. о таких видах деятельности, которые сами по себе совершенно нецелесообразны, но связаны с целесообразной деятельностью чисто символически.

Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры, - это человек как родовое существо. Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи. Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

В настоящее время культура исследуется системно, а это значит, что в ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах.

Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Наконец, системный подход - это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.

Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней области культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству . Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение, и связь - главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь - объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» - от земных и обыденных до божественных и небесных.

Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование - сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культуры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).

Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого- либо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание - сила!» - утверждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.

Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:

  • 1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируеся, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.
  • 2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
  • 3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.

Культуру как целостную систему принято делить на две формы: материальную и духовную, что соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания - наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Уже говорилось, что культурообразующая деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. Первая создает новые культурные ценности, вторая - лишь воспроизводит и тиражирует их. Иногда такого рода деятельность, направленную на механическое повторение продуктов чужих ума и чувства, также относят к духовному производству. Это неверно, ибо оно не просто тиражирование идей или произведений искусства, а их создание, обогащение культуры усилиями человека-творца. Так, учитель или университетский профессор, бездумно повторяющий чужие мысли и не вносящий в них ничего своего, будет занят не творческим, а репродуктивным трудом, равно как печатание огромным тиражом на конфетных обертках картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» - отнюдь не духовное производство и не духовная культура.

Именно поэтому, когда сравнивают различные эпохи человеческой истории или страны по уровню культуры, то за основной Критерий принимают прежде всего не количественную сторону существующей там художественной или научной продукции, а ее национальную неповторимость и качественные характеристики. Ныне легко можно представить страну, «впитавшую» и использовавшую многие достижения других народов, но не давшую миру ничего «своего» и ничего нового. «Массовая культура» - яркий пример того, как стремление к подражательству и количеству за счет оригинальности и качества лишает культуру национального лица и превращает в свою противоположность - антикультуру.

Деление культуры на материальную и духовную лишь на первый взгляд кажется достаточно четким и бесспорным. Более внимательный подход к проблеме вызывает ряд вопросов: куда, например, отнести высокохудожественные предметы обихода, шедевры архитектуры или одежды? К материальной или духовной сфере относятся производственные отношения и культура труда - важнейшие слагаемые всякого промышленного производства? Многие исследователи относят их к материальной культуре.

Поэтому к разграничению двух ипостасей культуры возможен и другой подход: первая связана с творческим преобразованием окружающей природы в вещественные продукты человеческого труда, т.е. во все то, что имеет материальную субстанцию, но создано не природой или Богом, а гением человека и его трудовой деятельностью. В этом случае сферой материальной культуры станет вся «очеловеченная» часть объективно существующего мира, «вторая Вселенная», которую можно увидеть, пощупать или хотя бы ощутить. В этом последнем случае запах духов, например, будет принципиально отличаться от запаха розы, ибо духи созданы человеком.

В отличие от понимаемой таким образом материальной культуры ее чисто духовные проявления не имеют субстанции и связаны прежде всего не с преобразованием окружающей среды в вещественные предметы, а с преобразованием внутреннего мира, «души» человека или целого народа и его социального бытия. Несколько упрощая и схематизируя вопрос, можно сказать, что духовная культура - это идея, а материальная культура - ее опредмеченное воплощение. В реальной жизни духовная и материальная культуры практически неразделимы. Так, книга или картина, с одной стороны, материальны, с другой - духовны, поскольку имеют определенное идейное, нравственное и эстетическое содержание. Даже музыка материализуется в ногах. Иными словами, нет предмета чисто материальной культуры, каким бы примитивным он ни казался, который не имел бы «духовного» элемента, как не может быть неспособного материализоваться продукта духовной культуры. Однако легко себе представить, что при отсутствии письменности способна существовать нематериализованная духовная культура в виде фольклора, передаваемого из поколения в поколение. Неразрывное единство духовного и материального начал в культуре при определяющей роли первого ярко выражено даже в знаменитой марксистской формуле: «идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами».

Говоря о единстве материальной и духовной культуры и в то же время не отрицая их различной природы, нельзя не задаться вопросом: как проявляется это единство на разных этапах развития человечества? Становится ли оно более органическим, тесным и продуктивным или, наоборот, материальная и духовная жизнь человека (и общества) обособляются одна от другой? Иными словами, усиливается ли деление общества на «жрецов» и «производителей», на людей культуры и лю- дей-винтиков, на личностей и индивидов? Или другой, связанный с этим вопрос: усиливаются ли возможности человека по осуществлению возникающих у него идей, т.е. возможности их превращения в «материальную силу»? Думается, ответ может быть только один: по мере развития общества, его демократизации, роста технических возможностей тиражирования и передачи во времени и пространстве продуктов культуры единство в ней материального и духовного начал становится все более ощутимым и приносит впечатляющие плоды. Сейчас уже нет такого противостояния между «жрецами» и простыми смертными, как это было в давние эпохи; таких жестоких схваток между наукой и религией, как в недавнем прошлом; такого резкого деления на духовную «элиту» и анонимную массу, как наблюдалось в начале XX в. Повсеместно, по крайней мере в наиболее цивилизованных странах, растет число личностей за счет массы индивидов, производителей культуры за счет ее пассивных потребителей.

Правда, распространение культуры и рост числа культурных людей идет не без внутренних противоречий. Ведь «опрсдмеченная» духовная культура служит обычно удовлетворению определенных материальных потребностей ее обладателя, часто даже не представляющего себе духовного содержания того или иного принадлежащего ему предмета. Достаточно вообразить себе особняк какого-нибудь безграмотного нувориша, набитый полотнами великих художников, или ценнейшую библиотеку современного мещанина, за всю жизнь не раскрывшего ни одной книги. Ведь многие люди копят произведения искусства и литературы не из-за их эстетической ценности, а из-за их рыночной стоимости. К счастью, культура живет и дышит за счет миллионов бессребреников, прежде всего в среде интеллигенции, с убогими углами или пустыми квартирами, но хранящих в своем сердце и памяти духовные богатства всего мира! Говоря о духовной культуре того или иного народа в определенный момент его истории, не следует прямо связывать се ни с уровнем жизни данного общества, ни с его материальным производством, ибо существует такое понятие, как культурное наследие. Культура США отнюдь не богаче, чем русская, французская или итальянская, за которой до сих пор ощущается величие Древнего Рима. Это лишний раз доказывает, что подлинная культура в отличие от машинной цивилизации не складывается в одночасье, а является продуктом весьма длительного развития.

На самом деле вопрос достаточно сложный, и в свое время при изучении социологии я провел не одну ночь, когда пытался разобраться. В общем, постараюсь изложить то, что я усвоил и, надеюсь, это кому-нибудь пригодится. :)

Что такое материальная культура

В это понятие входят те предметы, что были созданы искусственным путем для удовлетворения социальных и природных потребностей человека. Например, это может быть одежда или оружие, украшения или само жилище. Все это входит в понятие материальной культуры определенного народа. В широком смысле к этому относятся следующие элементы:

  • предметы - приборы или дороги, предметы искусства и жилища;
  • технологии - поскольку являются материальным отображением мысли;
  • техническая культура - сюда относят навыки или определенные умения, что передаются последующим поколениям.

Что такое духовная культура

Она не нашла отображение в предметах - ей подвластны не вещи, а все, что связано с чувствами и интеллектом. К ней относятся:

  • идеальные формы - например, язык или общепринятые устои. Порой сюда относят образование;
  • субъективные формы - в этом случае речь идет о знаниях, которыми обладают отдельные представители народа;
  • интегрирующие формы - в это понятие включают различные элементы как личного характера, так и общественного сознания, например, легенды.

Взаимосвязь духовного и материального

Естественно, что обе формы не могут не взаимодействовать, более того, они тесно переплетены множеством взаимосвязей. Например, мысли архитектора, то есть духовная составляющая находит отпечаток в материальном - здания. При этом материальный объект - красивое здание, находит выражение в чувствах и эмоциях - духовном.


Особый интерес вызывает факт отображения духовного в материальном - вещи, которые получают статус объекта культуры после обработки человеческими руками. При этом они относятся как к материальному, так и к духовному, обладая кроме практической пользы еще и неким духовным смыслом. Это характерно для первобытного общества, когда вещи символизировали духов либо хранили информацию в виде гравированного текста.

Материальная и духовная культуры – два вида культуры, которые противоположны по своим специфическим особенностям.

Материальная культура - воплощение материализованных человеческих потребностей, это вещественные результаты труда человека (артефакты) – дома, предметы быта, одежда. В ней реализуется стремление человечества адаптироваться к условиям жизни. Материальная культура включает: технические сооружения (орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда), технологии; физические стороны развития человека (физкультура и спорт; культура здорового образа жизни); различные учреждения.

Духовная культура - те явления, которые связаны с внутренним миром человека, с его интеллектуальной, эмоциональной деятельностью. Как правило, к ней относят идеологию, науку, мораль, искусство и религию, которые, в свою очередь, включают: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, идеи, обычаи, традиции, язык, мифы и т.д.

В целом, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества.

Массовая и элитарная культуры

Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией. Масса - это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость и пр.

Массовая культура – (поп-культура) отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику.

Специфические черты : 1) массовая культура принадлежит большинству; это культура повседневной жизни;

2) масскульт - это не культура социальных «низов», она существует помимо и «поверх» социальных образований;

4) стандартна и стереотипна;

5) неспособна быстро и адекватно реагировать на изменения в культуре;

6) носит чаще потребительский характер, формирует у человека особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры;

Сферы проявления: СМИ, система государственной идеологии (манипулирующая сознанием), массовые политические движения, общеобразовательная школа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса, система формирования имиджа, досуг и др.

Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Специфические черты:

1) носит отмеченный характер; сознательно противостоит культуре большинства;

2) отличает высокий уровень нововведений;

3) культурная элита не совпадает с властью и часто противостоит ей.

Сферы проявления: искусство, религия, наука.

В целом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя в ней преимущественно творческую функцию.

Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, промыслы. Существует народная медицина, народная педагогика.

Субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных, итд.) постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, профессиональной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм.




Top