Познавательный фотоцикл о вымирающем народе древних кочевников-оленеводов в монголии.

Сегодняшняя внешнеполитическая ситуация вокруг Казахстана вызывает ряд фундаментальных философских вопросов - вопросов, связанных с исторической миссией и связью с мировым духом истории (по Гегелю). Какова роль этого политического субъекта, как одного из главных геополитических игроков Евразии? Этот вопрос требует глубокого исследования в самых главных областях человеческой мысли.

А начать надо, мы считаем, с человека, который исторически принадлежит этой территории, и дух которого проходит сквозь многие столетия. Дух этот - дух, естественно, кочевника-воина. Тем более, что данный тип сознания становится с каждым годом всё более актуальнее и востребованнее (несмотря на уход этого типа сознания из первых ролей), и он должен возвратить положенное ему историей достойное место.

Обусловленность восстановления данного типа сознания состоит в навязывании мыслей и ориентиров другой человеческой парадигмы - матрицы оседлого жизнепонимания и их концепции внутренней свободы.

Борьба типов сознания - вот, что доминировало в мировой истории, и, по нашему глубокому убеждению, будет доминировать, определяя вектор будущего.

Исходя из этого, надо по-иному взглянуть на особость данной территории и населяющего её народа, используя богатый исторический опыт; разобраться, каково назначение этих элементов в мировой истории, как она их использует и попытаться стать одним из катализаторов её.

Такое обозначение целей выявит ряд инструментов, которые со временем надо будет использовать в конструировании своей геополитической логики.

Об определении этой территории - в границах современного Казахстана - как одной из главных исторических сцен, говорят несколько фактов:

а) земля, которая мало населена, но имеющая хорошую, современную инфраструктуру, с несколькими крупными городами, с достойным ВПК, неплохой экономикой и своей интеллектуальной базой;

б) расположение Казахстана в центре Евразии, где соседями являются основные цивилизационно-исторические матрицы;

в) огромный опыт в политико-дипломатической сфере и т. д.

Уникальность Казахстана ещё и в том, что он не даёт сомкнуться двум ведущим геополитическим игрокам - Западу и Востоку (в лице Китая). С одной стороны Запад со своим постмодернизмом, либерализмом и гедонизмом, превращающий человека, лишённого смысла и активного взаимодействия с духом истории, в аморфное существо; с другой стороны - Китай с его промышленным потенциалом, где люди являются винтиками в громадной современной языческой машине по превращению внутренней человеческой энергии в овеществлённый продукт потребления. И с той, и с другой стороны бездуховность и абсурдность, отсутствие обратной связи с историей.

Особенность же этой территории заключается в том, что испокон веков здесь кочевал свободный духом воин, который приводил в движение метафизические законы исторических процессов. Великий кочевой дух пульсировал, создавая принцип центральности этих пространств и воинско-кочевого образа мышления.

Конечно, выступать сегодня с чистых позиций кочевого образа мышления практически невозможно, в силу определённых обстоятельств, связанных с гиперпрогрессом и атрофированностью духовных традиций большой кочевой цивилизации. Но пробуждать внутренние импульсы кшатрийского духа кочевника, где достоинство и честь не пустые слова, просто необходимо. Для казахского народа, для его самоопределения, данное направление мысли является важнейшим.

Так как, на наш взгляд, центром духовного кочевого мира является территория нынешнего Казахстана, можно настаивать на его особой роли объединителя других кочевых цивилизаций, на основе той забытой исторической миссии носителя великой традиции большого Турана.

Процесс интеграции всего тюркского мира вокруг казахской матрицы, как главного носителя традиции кочевника-воина, может строиться на четырех столпах:

1.
Историческое наследие тюрков-кочевников и его эсхатологическое измерение, как одного из акторов в сюжете большой истории. Где, прежде всего, надо выделить воинский дух кочевника. Кочевник дольше сохраняет веру в традиции и проносит её сквозь долгое время. Об этом писал еще М.Элиаде, религиовед, указывая на способность кочевников дольше всех нести принципы и идеалы веры.

Тюрки-кочевники, согласно историческим сведениям и традиции, издревле проповедовали культ оружия. Считалось, что душа воина находится в его мече, и если вдруг он терял этот меч, то он погружался в бессмыслие и его ждала бесславная смерть. Т. е. смысл он отождествлял с предметом прямого действия - оружием!

Путь посвящения в смысл проходил только через меч, когда инициатор говорил посвящаемому, что меч этот - есть дар подземного царя Бапы-хана.

Цивилизации других великих сакральных традиций выделяли тюркам именно это место в истории. Как известно из германских источников, предводителя гуннов Аттилу так и называли «Бич Божий».

Тюркское происхождение можно увидеть и в аристократических кругах Европы и России.

2.
Общая основа всех тюркских языков. А, как известно, язык формирует человеческую матрицу во всех её формах и представлениях. Отсюда следует общее историческое видение и смысловое назначение. Назначение - не дать этому образу мышления уйти в историческое небытие.

3.
Территория, как важнейший фактор противостояния большому Востоку и большому Западу. Как уже было сказано, огромная территория с малой плотностью населения, находящаяся в центре Евразийского пространства, формирует особое понимание свободы, где ценностным ориентиром был не культ золота, а дух великой степи. Что позволяло контролировать эту территорию в своих руках вплоть до сегодняшнего дня. Кочевник-воин хорошо справлялся с задачами надзора и управления в сфере политики и экономики товарообмена на этих землях, что не дало схлопнуться этой территории под прессингом граничащих враждебных цивилизаций.

4.
И, наконец, четвёртым фактором интеграции является исламское наследие. Ислам - это несущая балка духовно-культурной матрицы Казахстана и большей части тюркского мира. И это не случайно, кочевые племена были одними из главных распространителей исламского вероучения, они несли его миру на своих лошадях и колесницах. Сегодня Ислам является смыслом жизни для четверти землян. Это очень серьёзный фактор.

Казаху-кочевнику по его глубинной сути чуждыми являются либеральные идеи и Запада, и дальневосточной традиции во главе с Индией и Китаем. Последний на протяжении 2000 лет является оппонентом тюркского мира, всего кочевья и Ислама.

Это лишь схематичная постановка проблемы, которую мы подняли в этой краткой статье. В дальнейшем мы планируем раскрыть каждый тезис серией публикаций.

В 21 веке знакомство с обычаями и образом жизни древних народов кажется чем-то запредельным. Представить себе мир, в котором нет места технологическому прогрессу, а время течет плавно и размерено, как и тысячелетия назад, почти невозможно. Сегодня наш рассказ о народности цаатаны, кочевниках-оленеводах, проживающих в Монголии .




Автор интереснейшего фотоцикла о жизни цаатанов (самоназвание народности – духа) – Хамид Сардар-Афхами (Hamid Sardar-Afkhami) , доктор философии Гарвардского университета, занимающийся тибетоведением и изучением санскрита. Несколько лет он прожил в Непале, а после решил отправиться в Монголию, чтобы познакомиться с кочевыми народностями.



Само название цаатаны происходит от тюркского «цаа», то есть «олень». Издавна цаатаны занимались оленеводством, питались молоком и творогом, использовали животных для охоты на дикого лося и кабана.





Духа – исчезающая народность. Сегодня насчитывается около 44 семей, численность по разным подсчетам колеблется от 200 до 400 человек. Правда, еще в 1970-е годы в Монголии проживало до 2000 цаатанов.





За время экспедиции к цаатанам Хамид Сардар-Афхами снял замечательный фильм «Оленеводы» («The Reindeer People»), который рассказывает о жизни одной из семей. Особое внимание уделяется тому, как происходит сезонная миграция цаатанов.





Автор фильма рассказывает, что в Северной Монголии существует священный союз между людьми, духами предков и оленями. Семья кочевников переезжает со стадом оленей, насчитывающим 100 голов. Когда путь пролегает через священные леса, 96-летний шаман обращается с песнями к духам предков, чтобы те защитили людей от опасности, помогли им преодолеть немалое расстояние. Хамид Сардар-Афхами восхищается тем, что цаатаны живут в гармонии с природой и животными, передают свои верования от поколения к поколению. Фильм получил высшую награду жюри на фестивале Banff Mountain Film Festival, посвященном жизни горных народностей.



Помимо оленей, монгольские кочевники поддерживают духовную связь и с медведями, волками и грозными орлами. Древнейшее занятие, вызывающее восхищение и благоговейный трепет у обывателей – традиционная .

В 2006 году Монголия праздновала 800-летие монгольской государственности. Летом на Наадаме они продемонстрировали грандиозное зрелище "Воины Чингисхана", в котором были задействовано свыше тысячи человек. "Всадники в доспехах, пыль, топот копыт, ржание коней, - говорит Вячеслав Киплюкс. - Я старался передать ощущение времени. Они скачут словно сквозь пыль веков. Возникает особое ощущение, словно ты на машине времени переносишься в далекую древность".

С путешествий и начался путь Вячеслава Киплюкса как фотографа. "Я живу в путешествиях, для меня обычная жизнь - это повод отдышаться и подготовиться к новым путешествиям. В девять лет мне подарили фотоаппарат "Смена", и с тех пор я заболел фотографией. Осваивал искусство фотографии самостоятельно. Потом появились "Ломо", затем "Зенит". Я люблю снимать буддийские монастыри, лица людей, идущих к просветлению, конечно, много снимаю природу. Также меня интересует все, где проявляется дыхание времени".

800 лет прошло с образования единой монгольской государственности. Изменился мир, привычки, интересы монголов, но одно остается неизменным - ценности. Они-то и отображены в работах Вячеслава Киплюкса.

Издавна характерной чертой монгольского народа считалось гостеприимство. Художник считает, что эта открытость, доброжелательность была сформирована во времена Чингисхана, правда, весьма своеобразным способом.

Великий полководец установил правила и нормы для монголов: употребляешь пищу один - смертная казнь, не почитаешь старших - смертная казнь, оскверняешь природу - смертная казнь. Эти правила вошли в кровь монгольского народа. Вячеслав Киплюкс испытал это на себе. Благодаря гостеприимству монгольского народа и естественности поведения появились такие работы, как "Встреча старых друзей", "Семьей в гости".

Маленький мальчик сжимает такого же маленького козленка. Но что заставляет зрителя остановиться, так это его глаза. Кажется, они знают все. А самое главное - то, что мир прост. "Монгольские дети очень естественны, - делится своими впечатлениями Вячеслав Киплюкс. - Они никогда не позируют, не подстраиваются".

Большая часть работ Вячеслава Киплюкса посвящена природе Монголии. "Голубые кони", рассекающие волны "Поющих песков", устремляются в "Сердце Гоби". Величественная пустыня не могла оставить путешественника равнодушным.

"В пустыне меня вдохновляет суровая красота, - рассказывает Вячеслав. - Там человек проходит проверку на крепость. Резко континентальный климат, безлюдье, там ты можешь рассчитывать только на себя".

Природа и человек в Монголии представляют собой единство. Монголы почтительно относятся к ней. По всей Монголии вплоть до Гоби можно встретить специальные бригады, которые убирают мусор, приводят в порядок места около природных и культурных достопримечательностей.

Для каждого творческого человека важно признание. "Кочевники духа" - первая персональная фотовыставка Вячеслава Киплюкса и первый шаг к признанию его как фотографа. Заглянув в книгу отзывов, можно увидеть искренние высказывания.

Баир Доржиев, директор РА "Барис": "Монголия очень интересная страна. Монголы сохранили много красивых уникальных мест. Слава - один из тех, кто рассказывает нам о Монголии".




Top