Преемственность в литературе. Литературные взаимодействия и взаимовлияния

Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.

Начало новой эпохи

Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание и тщательно прослеживают ее преемственность и тенденции, повлиявшие на нее.

Особенно ярко выделяется литература Серебряного века, полная драматической напряженности и художественного разнообразия. Именно этот период открыл новую эпоху в русской литературе и в русском искусстве. Но многое литература сумела и сохранить, а некоторые темы и традиции - раскрыть еще полнее и более фундаментально.

Суть проблемы преемственности

Основой преемственности литературы XIX XX веков стали гуманистические традиции, которые всегда были характерной чертой русской классической литературы. Идейные и мировоззренческие элементы Серебряного века опирались на основательные достижения реализма прошлого века.

Но одновременно литература начала XIX века отрицала грубый материализм и своеобразный нигилизм. который был присущ нескольким поколениям прошлого века. Литературные деятели ориентировались на "чистое искусство" и совершенно по-новому преподносили традиционные философские, нравственные и религиозные концепции.

Естественно, что на дальнейшее развитие литературы XX века повлияло наследие литературных направлений, которые возникли на рубеже веков. Ведь в такой переломный период всегда возрастает внимание и интерес к вечному и незыблемому, и к осознанию своего времени именно с таких позиций.

Ключевым моментом для преемственности литературы стали религиозные искания, которые до сих пор занимали важную часть в литературном процессе, но теперь им придавался более символичный, и даже мистический образ. Литература напрямую связана с историей, она ее не просто отображает, она ее фундаментально осмысляет.

Новое осмысление действительности

Обилие и многообразие исторических событий, драматических и порой совершенно непредсказуемых, отложили большой отпечаток на становление общего литературного процесса этих веков. Но если в XIX веке осмыслялась действительность со стороны активных гуманистических традиций, то литература XX века была вынуждена эти гуманистические ценности постоянно менять.

Но несмотря на это сохраняется последовательная преемственность гуманизма и историзма как и русского, так и мирового искусства. Эстетические и нравственные ценности сохранили свое влияние и до сих пор занимали важное место для писателей, только теперь они трансформировались в несколько другие категории.

Преемственность в литературе

связь современной литературы с предыдущими периодами ее развития, с литературой прошлых эпох.

Прочие ассоциативные связи: новаторство и традиция в литературе

художественном процессе истинное и плодотворное продолжение традиция находит не в эпигонстве, а в преемственности, главным созидательным фактором которой является новаторство" (Ю.Б. Борев).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "преемственность в литературе" в других словарях:

    ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ - ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ, понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нем между наследуемым и вновь создаваемым. Традиция (Т.) (от лат. traditio — передача, предание) — это… … Литературный энциклопедический словарь

    - (от лат. novator обновитель и traditio передача). Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приемами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

    Лишние люди - «ЛИШНИЕ ЛЮДИ» обозначение целой категории литературных образов. Вошло в оборот русской лит ой речи одновременно с такими популярными произведениями Тургенева, как «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. («Дневник лишнего человека» появился в 1850).… … Литературная энциклопедия

    Греческая литература - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Яблоновская, Наталья Всеволодовна - Яблоновская Наталья Всеволодовна укр. Яблоновська Наталя Всеволодівна … Википедия

    Индо-греческое царство - Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

    Вселенская Православная церковь

    Восточная православная церковь - Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Книги

  • Золотой сон души: О русской литературе рубежа XIX-XX вв. , Смирнова Людмила Алексеевна. Эта книга - последняя, незаконченная работа известного литературоведа Людмилы Алексеевны Смирновой. Рассматривая русскую литературу XIX- начала XX вв. как живое единство, автор прослеживает… Купить за 619 грн (только Украина)
  • Золотой сон души. О русской литературе рубежа XIX-XX вв. , Смирнова Людмила Алексеевна. Эта книга - последняя, незаконченная работа известного литературоведа Людмилы Алексеевны Смирновой (1927-2008). Рассматривая русскую литературу XIX- начала XX вв. как живое единство, автор…

МОДУЛЬ IV

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

ИСКУССТВА СЛОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Художественные реальности воображенных литературных миров пребывают вне исторической реальности жизни. Однако несущие их тексты, напротив, вполне принадлежат истории: «малому времени» эпохи своего возникновения, а подлинные шедевры – и «большому времени» национальной и общечеловеческой культуры.

Литература при историческом взгляде на нее – это не хронологический ряд памятников словесности, не «книжная полка». Это особая областькультуры , носителями которой являются не только писатели, но и читатели. Это сфера специфического рода деятельности, именуемого художественное письмо и художественное восприятие.

Художественное письмо, как мы уже знаем, является коммуникативной (и вследствие этого семиотической, т.е. текстоформирующей) деятельностью эстетической (т.е. эмоционально-рефлективной) природы. Такова теоретическая сущность литературы.

Процесс изменений, преобразований в сфере данного рода деятельности (когда-то и писали, и читали не так, как пишут и читают сейчас) составляет историю литературы. Иначе это именуется литературный процесс – часть общеисторического процесса и нечто принципиально иное, нежели творческий процесс написания литературного текста.

Две крайности исторического подхода к литературе и вообще к социальной жизни: доктрина событийности (история – цепь уникальных событий) и доктрина процессуальности (история – глубоко закономерный процесс, не зависящий от единичных событий, которые составляют лишь «пену истории»).

Для понимания литературы как исторически изменяющейся, эволюционирующей области культуры не годится ни она их этих крайних доктрин.

Истинно творческий акт писателя уникален, т.е. событиен. Рожденное этим актом произведение самим своим появлением меняет литературу.

Однако ни в одной из самостоятельно развивавшихся национальных литератур не был нарушен привычный нам порядок следования литературных периодов классицизма – сентиментализма – романтизма – реализма… Здесь, несомненно, кроется определенная внутренняя, обязательная закономерность.

Сама историческая реальность внутренне противоречива. Предмет исторического знания – присутствие человека в мире (как рода, а не как единичного «я»). А человек в качестве ключевого феномена истории – феномен двойственный:

а) он закономерное явление природы, что является фактором процессуальности;

б) он свободное (самоопределяющееся в своей индивидуальности) явление духа (сознания) – фактор событийности.

Поэтому взаимодополнительность процессуальности и событийности (закономерного и беспрецедентного)составляет фундаментальное свойство исторической реальности, каждого наималейшего «кванта» исторического опыта, который в большей или меньшей степени событиен и одновременно в большей или меньшей степени процессуален. Эти аспекты исторического бытия находятся в динамическом равновесии, что означает следующее: всякая история – цепь событий, но не случайная, а процессуально закономерная. События, не отвечающие общей закономерности развития, остаются без последствий; соответствующие же ей – ускоряют, углубляют закономерный процесс.

Основные события литературной историихудожественные произведения: их возникновение и вхождение в культуру. Каждый творческий актписателя – это своего рода «проба эволюции» (иногда неудачная, тупиковая)литературы как рода деятельности и как области культуры. С каждым значительным творческим событиемлитература в большей или меньшей степени, но меняется.

Литературный процесс – это историческая связь между текстами (как грибница между грибами, являющаяся их подлинной, но скрытой от наблюдателя жизнью). История литературы представляет собой интертекстуальную – т.е.происходящую между текстами – эволюцию художественного письма.

Основными факторами (движущими силами) литературного процесса являются:

инновационность (новаторский поиск художника, оригинальность);

преемственность (отношение к традиции);

стадиальность (закономерная последовательность ступеней развития);

общественная ситуация (обстоятельства общеисторической жизни).

Такова природа литературы как исторической реальности. Она пронизана «грибницей» интертекстуальных связей , изучаемых уже не теорией литературы, а другой областью литературоведческой науки: ИСТОРИЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

История литературы

Как научная дисциплина

Рассмотрение литературных произведений в качестве замкнутых в себе целостностей (эстетически завершенных воображаемых миров) и манифестирующих эти целостности предельно упорядоченных шедевров художественного письма (текстов) представляет собой компетенцию теории литературы. Тогда как для истории литературы всякое произведение разомкнуто, оно являет собой неотъемлемое звено литературного процесса, связанное со множеством других произведений и внелитературных факторов. Здесь в центре внимания оказывается биографическая фигура Писателя, а не теоретическая категория Автора.

Если деятельность профессионального читателя в качестве теоретика литературы состоит в анализе и типологии наиболее ярких литературных событий (шедевров), то в качестве историка литературы он призван заниматься фактографией (сбором и систематизацией отдельных фактов) и объяснением возникновения литературных текстов какзвеньев литературного процесса .

Историческое объяснение предполагает постановку фактов, в частности, литературных фактов – текстов – в определенные контексты.

Контексты «малого» исторического времени:

социополитический;

социоэкономический;

социокультурный;

биографический (социально-бытовые обстоятельства и психологические особенности писателя).

В школе биографическому контексту часто уделяется преувеличенное внимание.Между тем, это узкий, индивидуально-личностный круг в составе общеисторического контекста, по большей части наименее существенный для освещения литературного процесса.

Контексты «большого» исторического времени:

транс-исторический контекст традиции (диахронные, преемственные связи литературных текстов);

стадиально-исторический контекст эпохи как ступени литературной эволюции (синхронные связи литературных текстов, порожденных общей для них исторической ситуацией).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и СТАДИАЛЬНОСТЬ – основополагающие характеристики литературного процесса, составляющие ядро компаративистской проблематики.

Компаративистика область сравнительно-исторического познания . Сопоставление траекторий развития двух и более национальных культур, разделенных во времени и/или пространстве, дает такое знание, которого хронологическое освещение дать не может.

Компаративизм – не познавательный «прием» сопоставления, а особый способ понимания Истории . Это особая научная стратегия гуманитарного (исторического) мышления – аналогичная синергетике в науках о природе, «избегающей драматической альтернативы между слепыми законами и произвольными событиями », прокладывающей средний путь «между двумя противоположными картинами – детерминистическим миром (законосообразных процессов В.Т. ) и произвольным миром чистых событий » (ИльяПригожин).

В России родоначальником компаративизма выступил Александр Николаевич Веселовский. Открывая в Петербургском университете в 1870 г. кафедру всеобщей литературы, во вступительной лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» он предложил «сравнительный метод» как «развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно более полного обобщения». Сопоставительное выявление, с одной стороны, «параллельных исторических рядов» , чей параллелизм заключается в стадиальности исторического процесса, а с другой – «границ предания в акте личного творчества» (то есть исторической преемственности ) привело Веселовского к созданию чрезвычайно перспективного и актуального для современной филологии учения, именуемого «исторической поэтикой».

Преемственность литературного процесса

Творческий процесс писателя протекает в напряжении между необходимым для искусства импульсом личностной оригинальности и столь же необходимым общекультурным импульсом соответствия опыту, накопленному культурой художественного письма и чтения. Диалектика творческого акта такова, что произведение всякий раз возникает как равнодействующая инновационности и преемственности.

Искусство слова – коммуникативно-семиотическая деятельность, один из важнейших языков культуры. В развитии любого языка имеет место необходимое торможение развития, необходимая инерция , обеспечивающая сохранение языка в состоянии его коммуникативной пригодности.

В области литературы такого рода инерция именуется ТРАДИЦИЕЙ. Это интерсубъективный опыт художественного письма.

Литературная традиция представляет собой не только тормоз творческой инновационности, но одновременно и предпосылку творчества. По отношению к традиции возможно не только подражательное следование, но и реализация таящихся в ней потенциальных возможностей, трансформация сложившихся норм или пародийное отталкивание от них.

Культурная, в частности литературная, традиция аналогична биологической наследственности. И то, и другое – формы эволюционной преемственности.

«Генетический фонд» интертекстуальных связей литературной преемственности составляют:

жанры (инвариантные разновидности организации литературного текста как цельного высказывания) и устойчивые жанровые формы;

мифопоэтика (роль «мирового древа», кумулятивного, циклического, лиминального протосюжетов, мифологизированных светил, стихий, природных циклов и т.п.);

топика (традиционные сюжеты, мотивы, персонажные типы, темы);

патетика (эстетические модальности);

речевые формы художественного письма(композиция, стилистика, ритмика), в частности, стилизация.

Ведущим фактором литературной традиции является жанровая преемственность: «память жанра » (Бахтин)как исторически продуктивного способа организации текста .


Похожая информация.


Начало новой эпохи

Суть проблемы преемственности

1.Основой преемственности литературы XIX- XX веков стали гуманистические традиции- черта русской классической литературы. 2.Идейные и мировоззренческие элементы Серебряного века опирались на достижения реализма прошлого века. 3.Литература начала XIX в отрицала грубый материализм и своеобразный нигилизм. 4.Литературные деятели ориентировались на "чистое искусство" и совершенно по-новому преподносили традиционные философские, нравственные и религиозные концепции. 5.На развитие литературы XX века повлияло наследие литературных направлений, которые возникли на рубеже веков. 6.Литература напрямую связана с историей, она ее не просто отображает, она ее фундаментально осмысляет.

Новое осмысление действительности

Многообразие исторических событий, драматических и непредсказуемых, отложили отпечаток на становление общего литературного процесса этих веков. Сохраняется последовательная преемственность гуманизма и историзма как и русского, так и мирового искусства. Эстетические и нравственные ценности сохранили свое влияние и трансформировались в другие категории.

Основной причиной этого стало ограничение литературной свободы во время Советского Союза, и желание власти контролировать любую сферу культурной жизни населения.

Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке

К. XIX – н. XX вв. - период расцвета русской литературы, называют «серебряным веком». Он подарил русской культуре настоящих мастеров искусства.

Культуре того периода были присущи революционные мотивы и глубокие противоречия. Поэтому часть говорят о трагической судьбе литературы этого времени.



Особенности русской литературы XIX века в XX веке

1.На развитие литературы начала влиять религиозная тема. Традиции XIX века постепенно угасали, так как менялся уклад жизни и социальные условия. 2. Исторические и политические изменения поменяли восприятие привычных для русской литературы тем. Литература становится по-настоящему кризисной.

Классический реализм постепенно трансформируется в совершенную иную форму реализма. Человеческий дух и нравственность освящается с других, более кризисных сторон. Во всем мире происходит переоценка ценностей, это касается трагической судьбы России, народ которой за несколько десятилетий переживает фундаментальные изменения и постоянные перевороты.

Изменения литературы: форма, содержание, духовность

Новые направления русской литературы реализм , авангард и модернизм существенно меняют не только форму произведений, но и ее содержание и духовность.

Появляются представители таких направлений. Частично возвращается романтизм , он находит отображение в творчестве Горького. Многие поэты и писатели покинут родную страну.

Против творческих деятелей начинаются репрессии, впоследствии которых погибают более двух тысяч писателей: Бабель, Клюев, Мандельштам.

Некоторые литературные мастера трагически прожили свою жизнь: Ахматова, Булгаков, Цветаева, Есенин, Маяковский.

Литературы в этих двух веках, говорят о том, что литературе было практически невозможно дышать свободно и полной грудью, что властью и государством было сделано все, чтобы уничтожить самые искренние, душевные зародыши художественной культуры.

Символизм

В 1890-егг. заявили о себе так называемые «старшие символисты Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт. Их идеологом был Д.Мережковский, учителем В.Брюсов.

В 1900- е годы на арену вышли “младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, С.Соловьев, Вяч. Иванов.



Теоре­тиком этой группы стал Андрей Белый.

Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии:«мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

В художественном творчестве К. Бальмонта была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, кра­сок, звуков», выразить этими средствами невнятные, затаенные начала космоса.

В. Брюсов считал, что искусство –это откровение. А символизм понимал как особую литературную школу.

А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. Необходимо приблизиться к Мировой Душе, передать в субъективно лирических излияниях Ее голос. Мечты о грядущем скоро прояснились.

Отечественная литературная классика дала символистам главное - понимание человека и своей родины, ее культуры. В творчестве XIX в. были обретены эти священные ценности.

Отметим некоторые из них.

1. В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством божественной гармонии. 2. Особой властью обладала «демоническая» тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. 3. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в ее неостановимом движении к грядущему. 4. В философско-религиозных откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к «тайному тайных»по-иному отвечали Тютчев, Фет, Полонский. Фет был дорог образом художника, покидающего «родные пределы» (Блок) в стремлении к идеалу, преображающему скучную явь не­удержимой мечтой.

Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьев. В реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не дает осуществляться ее смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной. Особая роль в подъеме к таким высотам отводи­лась искусству («земному подобию творчества Божественного»), поскольку в нем «упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью».

Акмеизм

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кров­ные узы соединяли его с «Цехом поэтов». «Цех» стал школой приобщения к новейшему словесному искусству.

В январе 1913 г. появились в журнале «Аполлон» декларации организаторов акмеистической группы Н. Гумилева и С. Городецкого. В нее вошли также А. Ахматова, О. Ман­дельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.

Акмеизм (по-гречески «высшая степень чего-то, цвет, цветущая пора»).

Гумилев утвердил необходимость для акмеистов «угадывать то, что будет следующий час для нас, для нашего дела, для всего мира». Пре­емственность между программами символистов и акмеистов была явной.

Русская классика оказала неизмеримо большее влияние на творческий поиск нового объединения. Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над «временем и пространством» (А. Ахматова). Баратынский - верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков. Тютчевское слово заставляло звучать «голос мате­рии» «членораздельной речью». О. Мандельштам заметил: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого, Тургенева, Достоевского и Лескова».

Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский. «Исток поэзии Гумилева,- писала Ахма­това,- не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду свое „начало" от стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.

Футуризм

В декабре1912 г. в сборнике «Пощечина общественному вкусу» вышла первая декларация футуристов. Они хотели «сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали «непреодолимую ненависть к существовавшему языку», называли себя «ли­цом Времени», создателями нового «самоценного (самовито­го) Слова». В 1913 г. была конкрети­зирована эта скандальная программа: отрицание граммати­ки, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание «тайны властной ничтожности».

Подлинные же стремления футуристов, т. е. «будетлян», раскрыл В. Маяковский: «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определенной сфере - «большого города» - приближался «день рождения нового человека».

Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.

С конца 1912 г. сложилось объединение «Гилея» (кубофутуристы): В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Камен­ский.

В1913 г.- «Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев, И.Аксенов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству (неологизмы как форма выражения переживаний). Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал...Чехова-урбаниста.

Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков

Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.

Начало новой эпохи

Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание.

Особенно ярко выделяется литература Серебряного века- этот период открыл новую эпоху в русской литературе и искусстве. Многое литература сумела сохранить, а некоторые темы и традиции - раскрыть еще полнее и более фундаментально.




Top