Премудрый пескарь позиция автора. Анализ сказки «Премудрый пискарь»

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания - К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение - критика такой позиции.

Тема - Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция - Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр - Сказка.

Направление - Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 - январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли». В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин - один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы : жизнь пескаря и бездействие, причина которому - страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика . В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки - рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия» . Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: « В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает» .

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка - рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий - рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения - смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина - сатирическая сказка . В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

    Смысл в этой сказке предельно прост. Поэтому этот пескарь такой и старый, что не влезал в разные переделки и истории. Жизнь конечно скучная, но зато долгая. Каждому свой стиль жизни. Это как говорят некоторые в наше время Прожить жизнь быстро и сгореть ярко, как спичка или тлеть медленно, как сигарета. Пескарь всю жизнь жил невидимкой, в то время как его сородичи жили на полную катушку и умерли раньше его. Как по мне, так лучше золотая серединка. То есть не на столько быть тихим, но и не влезать в крайне рисковые проекты, которые могут изрядно подпортить вашу жизнь или сократить ее срок вообще.

    Всем знакомую сказку с детства написал Салтыков-Щедрин,и в ней явно были высмеяны безактивные совершенно люди,которые кроме собственной скорлупы ничего знать не хотели, и никакие процессы общественные жизненные их никогда не интересовали.

    И премудрый так конечно иносказательно,потому что пескарь просидел в своем доме,не общаясь ни с кем,не принимая участия нигде,так и сидел в своем личном пространстве.

    И сначала ему казалось,что это нормально,пока он не состарился и не понял,что прожиты бессмысленные годы,и вот тут мораль такова,что в любом случае нужно приносить благо обществу и иметь какую то инициативу.

    Пескарь, прозванный Салтыковым-Щедриным премудрым - это пескарь-долгожитель. Этот субъект не ввязывался ни в какие дела. Ни в щучьи, ни даже в пескариные. Родители в сво время завещали ему премудрейшую мысль: Пусть твоя хата всегда будет только с краю. И он, плавно и незаметно уйдя к илистому и мутному дну, не казал и глазу речной общественности.

    Пескарь, не шелохнувшись просидевший в свом блиндаже около сотни лет, действительно не подвергся ни щучьим желаниям, ни опасным прогулкам, ни чему-либо ещ.

    Но потом, на закате старости, понял, насколько убого прожил.

    Сказка учит тому, что всю жизнь просидеть в глубокой тине - это вовсе не радость и не польза.

    Премудрый пескарь не столько сказка, сколько назидательная притча. Ее главный герой пескарь, хоть и слыл премудрым, на самом деле был дурак дураком. Всю жизнь он только и делал, что прятался от тех кто крупнее и сильнее его. Даже жениться не стал, чтобы никто его не заметил лишний раз. И прожил пескарь жизнь долгую, но абсолютно не примечательную. Пришло время помирать, а у него и воспоминаний только как он дрожал и прятался. И понял пескарь, что не жизнь у него была, а существование. Вот именно эту мораль и следует вынести из этой истории. Лучше прожить короткую, но насыщенную событиями жизнь, сгореть как метеор, но осветить своим пламенем путь многим тысячам, чем пролежать всю жизнь на диване, не оставив после себя даже малого следа. Жизнь человека слишком уникальное явление, чтобы растрачивать ее попусту.

    Смысл сказки Премудрый пескарь в том, что если хочешь прожить долгую жизнь, то избавь себя от всех волнений и опасностей. Жизнь проживешь долгую, но не радостную, без любви, без смысла. И на старости лет останешься одиноким, так как за всю жизнь не сделал ничего для других.

    Если хочешь можешь прожить яркую и счастливую жизнь, но короткую, так как будешь подвергать себя опасностям, можешь заболеть или погибнуть.

    Каждому сво.

    герой сказки Премудрый пескарь прожил совершенно пресную жизнь. он всего боялся, от всего прятался. А когда пришла пора помирать, понял - нечего ему вспомнить, кроме своего страха. Выходит, зря жил? Осознавать такое невыносимо тяжело.

    Сказка учит - не стоит трястись всю жизнь! Лучше прожить более короткую, но яркую жизнь, зажигая других своей жаждой жизни.

    Эта сказка имела смысл во времена революционного движения в России, которое началось задолго до Ленина, и высмеивала она простых обывателей, которые жили обычной жизнью и отказывались бороться против гнета государства. М.Горький примерно то же самое говорил в Песне о буревестнике: Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Сейчас другие времена, и у премудрого пескаря даже есть чему поучиться. Как там про него сказано: табака не курит, вина не пьет, в карты не играет. Разве это плохо?:)

М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию.

После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847 г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное дел”.

Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков”.

Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии.

Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика.

В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.

В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь”, ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина.

Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей.

Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: ” Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь”: “….всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить.

Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем “лице” навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….”.

Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре”. М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили творчество великого сатирика по заслугам.

В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

(No Ratings Yet)

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно – сатирическую сказку-притчу. Этот жанр...
  2. Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и...
  3. Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа....
  4. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –...
  5. Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в...
  6. Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию “Сказок” автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено,...
  7. Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно...
  8. Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос на лоне крепостного права. Я видел...
  9. М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их...
  10. Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и...
  11. И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно...
  12. СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА К зоологическим образам Щедрин прибегал на протяжении всего своего творчества, прибегал со временем все чаще и чаще и наконец пришел к созданию целой серии сатирических сказок в форме...
  13. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Пропала совесть”), остальные...
  14. М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (“Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий помещик”, “Повесть о том,...
  15. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях...
  16. Русская литература 2-й половины XIX века “Выморочные” герои М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин известен читателям прежде всего как писатель, высмеивающий все недостатки действительности, бичующий людские пороки. Такие его произведения,...
  17. Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не...
  18. К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под...
  19. Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”. В начале своего сочинения отметьте, что М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического...
  20. Сказка – ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В...
  21. Сатира – основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. “Сказки” созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина в литературе. И по богатству художественных приемов, и...
  22. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАФОС СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и...
  23. СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. М. Е. Салтыков-Щедрин Литературный стиль Салтыкова-Щедрина сложился в процессе постоянного преодоления...
  24. Фольклорные традиции в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина написана в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но... Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий... Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни,...
Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”

В сказке “Премудрый пискарь” говорится о том, что на свете жил пискарь, который всего боялся, но при этом считал себя мудрым. Отец сказал ему перед смертью, чтобы он вел себя аккуратно, и так он останется жив. “Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!” Пискарь его послушался и стал думать о дальнейшей жизни. Он придумал себе дом такой, что в него никто кроме него забраться не мог, и стал думать, как вести себя в остальное время.

Этой сказкой автор пытался показать жизнь чиновников, которые в своей жизни ничего не сделали, а только сидели у себя в “норе” и боялись того, кто выше их по чину. Боялись каким-то образом навредить себе, если выйдут за пределы своей “норы”. Что, возможно, там найдется какая-то сила, которая может в одночасье лишить их такого чина. Что жизнь без роскоши, для них все равно, что смерть, но при этом надо оставаться на одном месте и все будет хорошо.

Как раз в образе пискаря это и видно. Он фигурирует в сказке в течение всего повествования. Если до смерти отца жизнь пискаря была обычной, то после его смерти он затаился. Он дрожал каждый раз, когда кто-то проплывал или останавливался около его норы. Он не доедал, боясь лишний раз выбраться наружу. А от полумрака, который постоянно царил в его норе, пискарь был полуслеп.

Все считали пискаря глупцом, а он сам считал себя премудрым. В названии сказки “Премудрый пискарь” скрывается явная ирония. “Премудрый” значит “очень умный”, но в этой сказке смысл этого слова значит другое – гордый и глупый. Гордый оттого что считает себя самым умным, раз он нашел способ обезопасить свою жизнь от внешней угрозы. А глупый он, потому что так и не понял смысла жизни. Хотя в конце своей жизни пискарь задумывается о том, чтобы жить как все, не прятаться в своей норе, и как только он собирается с силами, чтобы выплыть из убежища, он снова начинает дрожать и снова считает эту затею глупой. “Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!” Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.

Что бы более саркастически показать жизнь пискаря в сказке присутствует гипербола: “Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется. “. Гротеск: “И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал”. Ирония: “Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого? “

Говорящие животные преобладают в обычных народных сказках. Так как в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина так же есть говорящий пискарь, то его сказка схожа с народной сказкой.

(9 оценок, среднее: 3.78 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
  2. “Премудрый пискарь” – это эпическое произведение, сказка для взрослых. Однако она входит в число школьных программных произведений вполне оправданно, потому...
  3. Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...
  4. Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал,...
  5. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его...
  7. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные преимущественно в 80-е годы XIX века (их часто называют политическими), стали сатирой на существовавшие в...

Проблематика сказки Михаила Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь"

В сложном смысле сказок Щедрина, малых по объему и крупных по своим идейным содержанием, можно выделить следующие темы: сатира на самодержавный правительство и на эксплуататорские классы, изображение жизни народа в царской России, разоблачения поведения и психологии по-обивательськи настроенных слоев интеллигенции, раскрытие индивидуальной морали и пропаганды социалистического идеала и новой нравственности.
В сказке "Премудрый пескарь" Щедрин выставил на осуждение малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась настроению постыдной паники. Изображение жалкой участи героя, который обезумел от страха, на всю жизнь замуровал себя в темную нору, сатирик выказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, повинуясь инстинкту самосохранения, погружается в узкий мир собственных нужд вместо активной общественной борьбы.
Родители пескаря жили тихо и мирно, не вмешивались в жизнь общества, поэтому и умерли своей смертью. И они приказали сыну смотреть обоими, защищая себя. Сынок их был умный и воспринял слова родителей буквально. Он оберегал себя не только от крупных рыб, но и от раков и водяных блох. Хотя они были меньше него, но вред могли принести большую, по его мнению. Он совсем взбесился от страха и даже боялся завести жену и детей.
Высмеял Щедрин и размышления пескаря о человеке, то есть о правительстве. Сколько он различных средств придумал, чтобы пескарей, то есть народ, уничтожить, а они, зная все эти глупые средства, все равно их глотают. "Хоть и это самое глупое орудия, но с нами, піскарями, чем глупее, тем вернее", - так рассуждает старый пескарь о жизни народа, который никак не хочет учиться даже на своих ошибках.
Не жил тот пескарь, а только то и делал, что дрожал и радовался, что жив. Даже щуки начали его хвалить, надеясь, что он выйдет из норы. А он - нет. Более ста лет просидел и думал, что самый умный. Но Салтыков-Щедрин говорит о неверный ход рассуждений пескаря том, что не те пескари становятся хуже гражданами, которые в норам сидят, дрожат и потому зря едят. Какая польза обществу от их существования? Никакой. Поэтому оно и умным не считало пескаря, а только дураком и величало.
Своеобразие художественного мастерства Щедрина оказалась в большой могущества его смеха, в искусстве использования юмора, гиперболы, гротеска и фантастики для реалистического изображения действительности и оценка ее из прогрессивных общественных позиций. В его сказках погибают те, кто пытался скрыться от врага, избежать общественной борьбы, жить собственными потребностями. Он пытался воспитать в читателе чувство общественного долга, научить его жить общественной жизнью, общественными потребностями. Только при этих условиях человека можно назвать умной и премудрой.




Top