Преступление и наказание символизм. Символика чисел в романе «Преступление и наказание

В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.

Символика имён

Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион греческого происхождения, что означает «житель острова Родос ». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза». «Руда» — в старославянском языке означает «кровь ». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.

Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Помпей, Цезарь, Тиберий . Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.

Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает" породившую его мать-землю, „раскалывает" родину» Романовых (отчество героя — Романович).

Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.

Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых . Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом , чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям. Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.

Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу». Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, ... бывшая в полном рабстве у сестры своей». В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.

Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу . Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него. А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.

Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил. И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.

Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.

Символика в романе. Крест

В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа. Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнаёт и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион всё мгновенно понял: «Нет, Дунечка, всё вижу и знаю, о чём ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причём кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их.

Символика цифр в романе

Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос.

Цифры в романе — одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами.

Число «три» в романе

Раскольников (трижды позвонил в колокольчик старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола)

Соня (в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых»)

Свидригайлов (хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета, за три дня достает билет за границу)

Марфа Петровна (оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию; выкупила Свидригайлова за 30 тыс.сребреников; 3 раза приходила к Свидригайлову)

Разумихин (3 часа дожидается, пока проснётся Раскольников)

Дуня (стреляет в Свидригайлова в 3-х шагах)

Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия). После преступления Раскольником четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна.

Число « семь » в романе

Роман состоит из 6 частей и эпилога

1-я и 2-я части романа состоят из 7гл.

7 часов вечера - роковое время для Раскольникова (назначает убийство)

7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной)

7детей у портного Капернаумова

Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком

730 шагов до дома старухи - процентщицы

7 лет каторги - срок, определённый в качестве наказания герою романа.

Символика цвета.

Основной цвет романа - жёлтый . Раскольников (жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »). Соня (комната с « желтоватыми обоями »). Порфирий Петрович (мебель из « жёлтого отполированного дерева »). Свидригайлов (жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой). Старуха - процентщица (одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева).

Роман выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году и посвящен сложным социальным, философским и морально-этическим отношениям в обществе того времени, которые волновали не только писателя, но и представителей более прогрессивной части человечества.

Уже само название произведения достаточно символично и заставляет читателей задуматься, почему Ф. М. Достоевский назвал свое произведение именно так. Первое слово названия достаточно понятно, ибо главный герой романа убил двух женщин и совершил преступление. А вот насчет наказания, то здесь может быть много мнений. Это и осознание самим Раскольниковым губительности выведенной им теории «исключительной личности», которая оправдывала себя и давала себе право на убийство, и муки совести героя романа за содеянное. Лишив жизни старуху и ее сестру, Раскольников убил часть своей души, часть самого себя. Именно в этом, по моему мнению и заключается символика названия романа.

Что побудило героя осуществить такое жестокое преступление, что же стало его мотивом? Это деньги и стремление улучшить свою жизнь и жизнь своих близких? Это, созданная Раскольниковым теория, которая побудила его проверить свои взгляды на жизнь в реальности и испытать, сможет ли он, несмотря ни на что, нарушить закон и на этом основании считать себя незаурядной личностью? Размышляя над этими вопросами, можно прийти к выводу, что достаточно много факторов предшествовало преступления, ибо в судьбе Раскольникова тесно переплелись психологические, философские и социальные факторы, которые в совокупности и подтолкнули бедного студента к убийству.

Ответ на то, что сформировало первую часть названия романа, мы находим уже с первых его страниц. Главный герой романа «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — студент, очень подавлен бедностью и нищетой своей жизни. Это жизнь в тесной и грязной каморке с низкими потолками для него невыносима. Особенно это ранит душу такого человека, как Раскольников, потому что у него достаточно ранимое чувство собственного достоинства и несколько извращенные взгляды на жизнь, которые постоянно подогреваются эгоистичностью героя. Он воображает себя неким «высшим существом», которое имеет право встать над обществом и законами. Для жизни, согласно своей теории, ему не хватает только денег, но они совсем рядом — у процентщицы, ограбить которую ничего не стоит. Даже то, что при этом надо убить человека, его не останавливает, потому что он не бедный студент, а «сверхчеловек». Кроме того, по мнению Раскольникова, он избавит общество от никому не нужного, даже вредного творения, позволив себе совершить преступление по собственному разумению морали и совести.

Но такая логика главного героя романа происходит вопреки моральными ценностями и законами общества, и никак не может служить оправданием поступка Раскольникова. Это подтверждается уже первыми днями существования Родиона после преступления, он не смог почувствовать себя победителем, не смог найти успокоение и счастье, используя теорию «необыкновенных людей». Так, его теория оказалась ошибочной, ибо Раскольников не имеет права лишать жизнь другого человека, как не имеет этого права это любой другой. Закон божий «Не убий» сильнее всех теории, а наказание за его нарушение — вечные душевные муки, как это и произошло с главным героем романа.


Введение. Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.


Введение. Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.


Фамилия главного героя. Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.


Топор. Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.


Топор Топор. Новый топор Раскольникова уже не инструмент его воли, идеи, а подлог случая-беса. Топор взят из-под земли (дворницкая) и наделён самостоятельной злой силой. Настоящий (кухонный) топор мог оказаться неподъемным! Подставным же Раскольников действовал «почти без усилия, почти машинально», «силы его тут как бы не было». Сила шла от подложного топора с минуты его обретения Раскольниковым, который ободрился при этом «чрезвычайно». В словах Раскольникова о том, что не он, а черт убил старушку мотив навязанности действия и намек на неслучайность происшедшего: старуха-«ведьма» убита бесовским топором.


Белое белье. Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».


Белое белье. Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами». Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и свежевыкрашенная и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников и т.д. «Удвоенное» чистое белье в судьбе Раскольникова и, особенно, его возвращение в старухину квартиру, после убийства, когда квартира уже оклеена новыми белыми обоями идет как намек на возможное возрождение или излечение…


Символика снов Раскольникова. Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.




Желтый цвет. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей это болезненный цвет. Например: Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару; Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою... Здесь желтый сахар сочетается с надтреснутым сломанным чайником и слитым чаем, который также имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т.д.


Желтый цвет. Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках... Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями... Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...; лицо Порфирия Петровича было цвета больного, темно-желтого.


Красный цвет. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.


Цвет глаз героев. Особую символическую нагрузку несут цвета глаз героев. Это замечательные голубые глаза Сонечки и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с холодным, тяжелым взглядом; это прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом на первых страницах романа и эти же глаза с воспаленным, а затем и помертвевшим взглядом после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к воспаленному, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.


Христианские образы и мотивы. В романе широко использованы христианские мотивы и образы. В нем присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу ("гроб" - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице ("если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень"), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).


Христианские образы и мотивы. Свидригайлов предстает перед нами в виде "черной бани с пауками и мышами" - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает "черт". Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: "Черт меня вел на преступление". Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.




Число 3. Число три играет в романе значительную роль. Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марья Марфовна оставила Дуне 3 тысячи рублей по завещанию. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 33 тысяч сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик старухи, 3 раза ударил ее топором. «Три встречи» Расскольникова с Порфирием Петровичем,«3 раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову. У Сони три дороги, как думает Раскольников, когда она стоит в трёх шагах от стола. У Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.


Число 4. Число 4 имеет основополагающее значение. В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4); 4ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл.12); 4 сотворённых богом предмета (гл. 14); 4 имени народа (гл. 17) и т. д. «…Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! Уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре »».(Ч. 4, гл. 4, стр. 262). «Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…»(ч.5, гл.4, стр.336) В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мёртв 4 дня. История эта помещена в четвёртом Евангелии (от Иоанна).


Число 7. Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Семь лет, только семь лет!». Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.


Число 7. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветты, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»(ч.4, гл.5, стр.53) Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Первые две части состоят из семи глав каждая. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Семой час давно!»(ч.1, гл.4, стр.58) Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной 7 лет, но для него они были не как 7 дней счастья, а как 7 лет каторги. Об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши 7 лет…», «семь лет из деревни не выезжал», «…все 7 лет, каждую неделю сам заводил…», «…7 лет безвыездно проживал…»)


Число 11. Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)


Число 11. «Одиннадцать часов есть? - спросил он…(время прихода к Соне) - Есть, - пробормотала Соня. - …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова)


Вывод. «Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.


Источники. Л. В.Карасёв. - О символах Достоевского Вопросы философии С Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь»,1975, 1, с. 40. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под ред. Д.С.Лихачева. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, – 240 с. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман. В 6 ч. С эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.: Просвещение, – 480 с



Символика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.

Уже первое слово - “преступление” - символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и стран-ных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург - фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя - с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников - раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” - дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова - и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет - желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока - страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада - наказание холодом - “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” - счастье, а “нисхождение” - беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” - один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидри-гайлов (как и все герои) попадает на улицу.

Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами” (библейский мотив).

Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре - крест, страдание; три - Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”, “узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.

Живущие в таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту.

Но Катерина - “чистая” - умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что “хрустальный дворец” - трактир, а не мечта Веры Павловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за полой рубища - топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть”.




Top