При изучении традиционной замкнутой культуры. Традиционная культура

Компьютерная техника в настоящее время используется практически во всех организациях. Применение работниками данного оборудования способно оказывать негативное влияние на их здоровье и даже привести к чрезвычайным ситуациям и несчастным случаям на производстве. Для того, чтобы этого избежать, работники должны соблюдать технику безопасности при работе с компьютером.

Негативные факторы при работе за компьютером

Работник, использующий в своей трудовой деятельности компьютер, может испытывать на себе влияние следующих негативных факторов:

  • электромагнитное и инфракрасное излучения;
  • шум работающего компьютера (или нескольких компьютеров);
  • риск поражения электрическим током в случае замыкания;
  • возможность возникновения возгорания.

Правила работы за компьютером

Обязывает работодателя разработать и утвердить инструкции по охране труда и обеспечить ознакомление с ними работников. Таким образом, в организации может быть утвержден специальный документ, предусматривающий правила выполнения трудовых операций с компьютерной техникой, который может называться, например, инструкцией по технике безопасности при работе за компьютером. Отдельные положения по данному вопросу могут содержаться в инструкции по охране труда для офисных работников.

В некоторых отраслях хозяйственной деятельности утверждаются типовые инструкции по охране труда. Например, Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 N 162 утверждена Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01.

Рассмотрим правила безопасности по каждому этапу работы с компьютером.

1. До начала работы: проверить исправность электропроводки, розеток и вилок компьютера, заземление ПК.

2. Во время работы:

  • необходимо аккуратно обращаться с проводами;
  • запрещается работать с неисправным компьютером;
  • нельзя заниматься очисткой компьютера, когда он находится под напряжением;
  • недопустимо самостоятельно проводить ремонт оборудования при отсутствии специальных навыков;
  • нельзя располагать рядом с компьютером жидкости, а также работать с мокрыми руками;
  • нельзя в процессе работы с ПК прикасаться к другим металлическим конструкциям (например, батареям);
  • не допускается курение и употребление пищи в непосредственной близости с ПК и др.

3. В аварийных ситуациях:

  • при любых неполадках необходимо сразу отсоединить ПК от сети;
  • в случае обнаружения оголенного провода незамедлительно оповестить всех работников и исключить контакт с проводом;
  • в случае возникновения пожара принять меры по его тушению с использованием огнетушителей (работники должны знать, где они находятся);
  • в случае поражения человека током оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.

4. По окончании работы:

  • выключить компьютер;
  • желательно провести влажную уборку рабочего места;
  • отключить электропитание.

Организация рабочего места

Постоянная работа за компьютером вызывает отклонения в здоровье работника, в частности:

  • нагрузка на зрение приводит к его ухудшению, покраснениям глаз, возникновению «синдрома сухого глаза»;
  • несоблюдение нормативов организации рабочего места может привести к искривлению позвоночника, заболеваниям суставов и болям различного характера;
  • длительная концентрация внимания на экране вызывает переутомление.

Порядок организации работы с компьютером определяется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , введенными в действие с 30.06.2003.

Приведем некоторые требования, предъявляемые СанПиН к рабочему месту пользователя ПК:

  • расстояние от монитора до глаз должно составлять от 600 до 700 мм, но не меньше 500;
  • стул работника должен быть регулируемым по высоте и обеспечивать возможность поворота и изменения позы во время работы;
  • высота стола - от 680 до 800 мм;
  • поверхность стола должна позволять оптимально разместить на ней все необходимое для работы и др.

Перерывы в работе за компьютером

С целью избежать переутомления работника СанПиН рекомендуют делать перерывы длительностью от 10 до 15 минут после 45 — 60 минут работы. Во время перерыва работнику следует выполнять гимнастику для глаз и физические упражнения, предусмотренные приложениями 8 - 10 к СанПиН.

Соблюдение правил работы за компьютером позволит снизить негативное воздействие компьютера на здоровье работника. Однако чаще всего именно работники пренебрегают данными правилами, и задача работодателя в данном случае - постоянно доводить до сведения своих сотрудников информацию о последствиях несоблюдения вышеизложенных требований и своими распоряжениями организовывать обязательные перерывы в работе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Здоровье ребенка формируется и определяется целым рядом факторо в: генетическими, социально-бытовыми, экологическими и др. Очень важным в этой связи является также и соответствие учебно-воспитательной нагрузки, которая предъявляется ребенку, его возрастным функциональным возможностям. Утомление и переутомление — вот частая причина многих патологических состояний, возникающих у детей.

Деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга, а отдых - обеспечивать полное их функциональное восстановление.

Педагогическая наука и практика предлагает новые формы обучения и воспитания, разрабатывает и внедряет и учебно-воспитательный процесс новые средства и методы. При этом далеко не всегда можно предугадать, какое влияние на организм детей они будут оказывать. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем.

Работа на ПЭВМ, как известно, сопряжена с целым рядом особенностей и со спецификой влияния ее на организм работающего, на его состояние здоровья. Поэтому среди этих проблем ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме , связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления.

Особенно остро стоят проблемы влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста:

На состояние их здоровья,

Функциональное состояние физиологических систем,

Работоспособность.

Вот почему особенно важно изучать, как влияет на маленького ребенка общение с компьютером, не будет ли это общение вредить его здоровью. В связи с этим понятно, как важно нормировать этот новый вид деятельности дошкольника . Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, развитие гиподинамических процессов.

При этом нужно не только нормировать общение ребенка с компьютером, но и разработать и определить все необходимые здоровьесберегающие условия для использования компьютеров на занятиях с дошкольниками в детском саду.

Дети и без того мало двигаются, долго сидят и дома, и на занятиях в детском саду и школе. Научные данные свидетельствуют о том, что двигательная активность современных детей недостаточна . Между тем движение необходимо для нормального развития. Особенно утомительна статическая поза, характерная для работы на компьютере. Под влиянием такой работы могут происходитьнарушения зрения, других функций и осанки. Поэтому важно организовать занятия так, чтобы не вредить здоровью детей.

Под влиянием работы на компьютере страдают прежде всего глаза, зрение . Ведь большую часть времени приходится общаться с монитором компьютера, рассматривать информацию на ее светящемся экране, причем на близком расстоянии. Кроме того, необходимо часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру. Поэтому глазам приходится постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране монитора, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усиленно развивающийся организм В это время он вступает в критический период своего развития, когда созревание основных физиологических систем организма (центральная нервная, сердечно-сосудистая, зрительная, двигательная) особенно активизируется. В связи с этим 5- 6-летние дети становятся уязвимыми к действию неблагоприятных факторов внешней среды , в том числе и учебной (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение . Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением , поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс .

Как показывают исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Очень важный и малоизученный аспект контактов ребенок-компьютер - психологический. Нельзя забывать то, что компьютер создан взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Любые несоответствия в этом плане могут привести к нежелательным психологическим воздействиям.

Помимо всего уже сказанного, при работе с компьютером следует иметь в виду влияние на организм пользователей компьютера следующих специфических факторов . Их можно сгруппировать в 5 основных групп :

Излучения от компьютеров;

Факторы, связанные с изменением качества воздушной среды в помещении, где находятся компьютеры:

Факторы, связанные с особенностями зрительной работы;

Факторы, связанные с качеством монитора;

Факторы, обусловленные видом работы на компьютере и ее сложностью.

В целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером и в целях предупреждения переутомления следует:

Ограничить длительность работы ребенка за компьютером,

Проводить гимнастику для глаз,

Правильно обустроить рабочее место,

Использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ , т.к. большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что к организации занятий с использованием компьютера в детском саду для дошкольников нужно относиться очень серьезно и внимательно.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Только правильное устройство компьютерного зала, рациональное размещение компьютеров в нем, организация рабочих мест в соответствии с требованиями гигиены, организация режима работы детей на компьютере в соответствии с их функциональными возможностями, без переутомления помогут сохранить детям и без того уже не очень блестящее здоровье и обеспечить высокую педагогическую эффективность занятий.

И самое главное! Не надо принуждать ребенка; занятия с компьютером должны проводиться в виде игры.

Способы и средства защиты от вредных факторов.
Для снижения вредных последствий работы с ПЭВМ необходимы технические и аппаратные средства защиты от внешних воздействий, а также мощная защита организма изнутри с помощью средств коррекции здоровья с учетом конкретного набора экотоксикантов в регионе, районе, на рабочем месте.
Существует ряд индивидуальных и коллективных высокоэффективных средств защиты и профилактики:
– обеспыливание и увлажние воздуха;
– в ярких, солнечных помещениях, с повышенными бликами на экранах, клавиатуре, поверхностях, при плохих светильниках рекомендуется постоянно работать в спектральных очках;
– для поддержания иммунитета необходим регулярный прием поливитаминов и бета-каротина, белково-аминокислотных добавок, пищи, содержащей грубую клетчатку;
– рекомендуется иметь на рабочих местах специальные таблицы для регулярной проверки стабильности остроты зрения, чтобы своевременно принять меры по лечению или профилактике зрения;
– для снижения зрительных и психических расстройств целесообразно применение аромо- и цветопрофилактики;
– перед работой, в паузах, и после работы рекомендуется применение тренажеров и иных аппаратных средств, в сочетании со специальными физическими упражнениями и упражнениями для глаз.
Существуют различные рекомендации, следуя которым можно свести к минимуму неблагоприятное влияние компьютера на здоровье. Если вы вынуждены проводить длительное время, работая за компьютером, постарайтесь найти диапазон комфортных для вас положений - комфортную "зону". Часто менять положение в этом диапазоне заметно лучше и полезнее, чем проводить целый день в одной позе. Особенно внимательными будьте во второй половине дня. Если ваш стул или кресло регулируется по положению, чаще этим пользуйтесь.
Если от долгого сидения за компьютером или в конце напряженного дня у вас начинает болеть спина, попробуйте положить на стул клин из пенопласта или другого материала так, чтобы задняя часть его возвышалась на 7 см, а передняя плавно сходила к плоскости стула: колени должны находиться ниже бедер. Время от времени вытягивайте спину, широко разведя руки над головой. Расслабить шею и плечи можно, сводя лопатки, одновременно поднимая их вверх.
Когда вы работаете за компьютером, постарайтесь, чтобы ваши ноги все время прилегали к полу ступней, а не только "носочками". Если вы используете подставку под ноги, убедитесь, что она достаточно большая, чтобы вы могли чаще менять положение ног. Избегайте ограничивать пространство для ног, например, устанавливать системный блок под стол, где он будет вам мешать. Сидя, старайтесь распределить вес тела равномерно - используйте спинку стула, а не подавайтесь всем телом вперед.
Когда вы работаете за компьютером, много печатаете, старайтесь, чтобы предплечье, запястье и кисть находились на одном уровне, на одной линии. Не следует опираться ладонями или запястьями на клавиатуру или плоскость стола во время работы.
Долгое время работая за компьютером, старайтесь обезопасить глаза. Чаще устраивайте отдых: немного поглядите вдаль. Обязательно следите за тем, чтобы экран монитора всегда оставался чистым.
Старайтесь чаще давать глазам отдых, избегайте резкого перехода от темноты к свету и слишком яркого освещения. При выборе обоев для дома отдавайте предпочтение зеленому, салатному и голубому. Бывая на улице, задерживайте взгляд на траве и деревьях.
Тщательно подберите положение монитора. Он всегда должен располагаться прямо перед вами. Располагая монитор по высоте, старайтесь, чтобы верхняя строчка теста располагалась чуть ниже уровня глаз. Плоскость монитора должна идти параллельно плоскости вашего лица.
При работе за компьютером, старайтесь расположить мышь и клавиатуру так, чтобы ими было удобно пользоваться. Клавиатура должна находиться прямо перед вами, так, чтобы не пришлось никуда поворачиваться. Мышь должна располагаться непосредственно справа или слева от клавиатуры обязательно на одном уровне с ней.
Снять напряжение, утомление и усталость можно выполнив простые упражнения. Положите руки на шею и давите вперед, чувствуя напряжение в плечах. Усилия чередуйте с отдыхом. Затем сплетите пальцы ладоней и вытяните руки максимально вперед. Отдыхайте чаще.

Мероприятия, обеспечивающие безопасность.
4.1. Организация рабочего места в соответствии с требованиями эргономики.
Под рабочим местом условно понимают зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, где работник или группа работников постоянно или временно выполняют одну работу или операцию.
Правильная планировка рабочих мест может существенно снизить действие целого ряда неблагоприятных факторов, действующих на работающего с ПЭВМ человека.
Санитарными правилами предусмотрены следующие нормы.
1. Помещения с ВДТ (видео-дисплейные терминалы) и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
2. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1.2.
3. Для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0.7 - 0.8; для стен - 0.5 - 0.6; для пола - 0.3 - 0.5.
4. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
5. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
6. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500.
7. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
8. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.
Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
Кроме этого существуют ряд отдельных требований к организации и оборудованию рабочих мест для взрослых пользователей, для учащихся средних и высших учебных заведений, а также детей дошкольного возраста, которые учитывают специфику каждой из этих групп.
4.2. Рациональная организация режима труда и отдыха.
Для предупреждения заболеваний, связанных с работой на компьютере необходима рациональная организация труда и отдыха, которая нормируется в соответствии с санитарными правилами.
Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.
Для обеспечения оптимальной работоспособности, сохранения здоровья пользователей, а также предупреждения развития переутомления на протяжении рабочей смены (учебных занятий) должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Для студентов ВУЗов длительность работ на ПЭВМ во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ПЭВМ и их разрешающей способностью.
Для 1-го курса – 1 час; для студентов старших курсов – 2 часа, с соблюдением перерыва длительностью 15-20 минут.
Для учащихся высших учебных заведений во время перерывов также следует осуществлять комплекс профилактических мероприятий (проводить упражнения для глаз, физкультурные паузы).
При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
– исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;
– не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
– не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;
– учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;
– двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.

Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. Однако работа на компьютере связанна с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье обучающихся, необходимо соблюдать определённые правила и требования.

Правила работы учащихся с компьютером.

За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% московских старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.

Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное - у 8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером - это наличие санитарно – эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам. Современное санитарное законодательство распространяет это требование не только на вновь приобретаемые компьютеры. Но и на те, которые находятся в эксплуатации. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся :

· контрастность;

· неравномерность яркости;

· отношение ширины знака к его высоте для прописных букв;

· размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея;

· смещения отклонения;

· временная и пространственная нестабильность изображения;

· отображаемая способность.

К компьютерной технике, которая используется для занятий детей и подростков, врачи-гигиенисты предъявляют повышенные, более строгие требования.

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывный занятий для детей и подростков разного возраста. Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 мин . Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы. Для детей 7-12 лет допустимая непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20минут , а для ребят постарше - не более получаса . Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояние организма индивидуальный характер проявления утомления. Внешние признаки утомления у детей младшего школьного возраста проявляется в склонении головы набок, в опоре на спину стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относиться и к выносливости нагрузок, в том числе и занятий за компьютером. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлечённости, самочувствия и др. Увлечённость, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Дети, особенно младшего возраста, ещё не могут объективно оценить своё самочувствие.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий, развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо кроме компьютера.

В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры позволяют почувствовать себя участником острых коллизий. Многие готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержанные желанием «победить» компьютер. Однако психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающим влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалалостного ребенка под их воздействием подобно наркотику. Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Это второе важное правило профилактики негативных последствий для здоровья.

Третье правило - это рациональная организация рабочего места. Компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположением рабочего места: в углах комнаты или лицо к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну - свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза вовремя занятий на компьютере. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.

Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображение на экран резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на экрана или немного выше. Не следует, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохраненный естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайне положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 0 . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула необходимо обязательно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности, как известно, велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным абсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

Четвёртое правило , соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за компьютером, - регулярная влажная уборка и обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнения 1.

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); - вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

Упражнения 4 («рубка дров»).

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

Введение

Процесс информатизации образовательных учреждений набирает обороты. Компьютеры, локальные сети, доступ к ресурсам сети Интернет имеются во всех образовательных учреждениях, практически у каждого преподавателя и учащегося есть личный компьютер. Применение средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития учащихся целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков, на психическое здоровье. Поэтому минимизация вредного воздействия компьютеров и других аппаратно-программных средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на детский организм и психику становится одной из важных задач, стоящих перед современными образовательными учреждениями.


1. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Входить в верхней одежде строго запрещается.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6кв.м. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. ПК лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном месте. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими ПК. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300лк, а экрана не более 200лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21ºС, относительная влажность - 55-62 %. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Помещение должно обязательно оборудоваться системой кондиционирования воздуха.

Помещение должно быть оснащено аптечкой первой помощи и огнетушителем.


2. Требования к организации режима детей для занятий с компьютерами

Время работы детей за компьютером:

  • для учащихся 1 классов - 10 минут;
  • для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
  • для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
  • для учащихся 8-9классов - 25 минут;
  • для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

Работа с компьютером должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. После установленной длительности работы с компьютером должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.

Занятия творческой и досуговой деятельностью в кружках с использованием информационных технологий должны организовываться не раньше, чем через час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием информационных технологий должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) - не более 60 минут;
  • для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Запрещается использование одного компьютера для двух и более детей независимо от возраста.


3. Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. Повтори 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурь глаза (досчитай до 3), открой их и посмотри вдаль (досчитай до 5). Повтори 4 - 5 раз.
  3. Вытяни правую руку вперед. Следи глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4 - 5 раз.
  4. Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенеси взор вдаль на счет 1 - 6. Повтори 4 - 5 раз.
  5. В среднем темпе проделай 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабь глаза, посмотри вдаль на счет 1 - 6. Повтори 1 - 2 раза.
  6. Расслабься. Медленно двигай глазами слева направо, затем справа налево. Повтори 3 раза в каждую сторону.
  7. Медленно переведи взгляд вверх - вниз, затем наоборот. Повтори 3 раза.


4. Правила поведения в кабинете информатики

Правила организации учебной деятельности учащихся на занятиях информатики (для учителя):

  1. Вход в кабинет в верхней одежде и без сменной обуви (в грязные периоды) воспрещен.
  2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
  3. Не допускать свободного перемещения учащихся в компьютерном классе.
  4. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
  5. Включать и выключать компьютеры, а также устанавливать программы может только учитель и лаборант.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Правила поведения учащихся в компьютерном классе:

  1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
  2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
  3. Включать и выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
  4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.


Список литературы

Агабабян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. Тамбов, 2008.

Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.

Евтеев Л. Безопасность ребёнка в интернете. Инновационная образовательная сеть "Эврика" - Пермь, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://|www.diaghilev.perm.ru/class/sobr4-2.htm

Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.

Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473с.

Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности // Информатика и образование. - 2007. - №8.

СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков //Воспитание школьников. 2007. №7.

Силаев А.А, Кузнецова Л.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова Л.Н. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером //Практика педиатра. Гигиена. // 2009, октябрь.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб




Top