Проблема победы на войне аргументы. Героизм, самопожертвование – аргументы ЕГЭ

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Сочинение по тексту:

Вопрос о том, почему на протяжении всей истории человечества не прекращаются войны, относится к категории вечных. Казалось бы, каждый осознает, насколько ужасны последствия войн, но почему-то на нашей планете всё равно продолжают греметь взрывы, разрываться снаряды, погибать люди. Эта проблема остаётся злободневной. Дмитрий Миронов пытается найти ответ на вопрос, в чём причина постоянных войн, которые ведутся на Земле, и можно ли разорвать этот замкнутый круг. Начальные строки текста могут ввести читателя в заблуждение. Автор использует выражение «пропеть гимн войне» — кажется, что он намерен прославлять ведение боевых действий. Однако в этих словах содержится горькая ирония, которой пронизан весь текст. В последующих абзацах писатель перечисляет трагические последствия войны: «горе и страдание», «слезы и страхи», гибель целых империй и их культуры. Несмотря на «легион» ужасов, который приносит война, человек не способен разорвать эту цепь, или «заколдованный круг», как метафорически называет её автор. Мир, которым заканчиваются войны, хрупок, и оказывается, что одна война обязательно влечёт за собой другую, «замыкаясь на саму себя».

Истоки этого процесса, «порыва безумства», автор находит в разуме человека. Он убеждён, что причины всех войн — несвобода людей, как внешняя, так и внутренняя. «Закрытые системы» ненавистны людям, и они готовы на всё, чтобы вырваться из-под их гнёта. По мнению писателя, жестокие рамки долга и ответственности, в которых приходится существовать человеку, закладывают основу для новой войны, поскольку воспринимаются нами как оковы. Однако автор видит выход из этой ситуации: в риторическом вопросе, которым оканчивается текст, заключена главная мысль писателя — открытость человека внешнему миру способна прервать цикл кровопролитных войн.

Я не могу не согласиться с мыслью автора. Война культивирует в нас злобу и неприятие к окружающим, человек участвует в боевых действиях, чтобы завоевать новые территории, утвердить своё право на превосходство, хотя бы на малое время разрушить систему правил и предписаний и создать нечто новое, однако цена слишком велика. Если бы люди ощущали себя поистине свободными и не были ограничены внешними и внутренними рамками, то потребность в войне перестала бы существовать.

Об этом же говорит и русская литература, в которой часто поднимались проблемы войны и её причин. Так, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Валерик», посвящённом одному из кровопролитных сражений на Кавказе, в котором он сам участвовал, задумывается о бессмысленности ведения войн и с грустью указывает на нежелание людей жить в мире и братстве: «...Жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно / Под небом много места всем. / Но беспрестанно и напрасно / Один враждует он — зачем?» Поэт утверждает, что война чужда лучшему в душе человеке, она противна самой природе. Мира хватит на всех, поэтому неразумно и даже противоестественно пытаться проводить границы между разными народами и людьми.

Сама история нашей планеты — пример того, какими разрушительными бывают последствия попыток завоевать кажущуюся свободу. Гражданские войны и революции, то и дело вспыхивающие в разных уголках света, — следствие нестерпимого желания народа выбраться из-под гнёта системы, которая, как им представляется, не позволяет жить полной жизнью. Но чаще всего они влекут за собой только более жестокие и кровавые события. Не всегда резкие изменения в общественном строе приносят людям ожидаемое счастье — «свободу, равенство и братство». Именно так случилось после Великой французской революции 1789 года, результатом которой стала диктатура Наполеона и череда ужасных, кровопролитных войн, охвативших всю Европу.

Таким образом, произведение Дмитрия Миронова учит нас тому, что война — заколдованный круг, который всё-таки имеет начало и из которого можно вырваться. Для этого следует освободить свой разум от предрассудков и понять, что свобода идёт изнутри, она не может быть отобрана у других и привита себе, это чувство, которое доступно только нравственному человеку, а нравственность предполагает жизнь в согласии с другими людьми.

Текст Д. Миронова:

(1)Стоит пропеть гимн войне, ибо нет таких времён, когда бы не было её хотя бы на малое время.

(2)Война! (3)Ты несёшь с собой горе и страдания, слезы и страхи. (4)Ужасов твоих невозможно перечислить, ибо их легион. (5)Ты ломаешь судьбы и их носителей на манер щепок или хвороста. (6)Ведь не десятки, не сотни, не тысячи, но миллионы жизней вырываешь ты из обыденной круговерти дней. (7)Высасываешь жизненное начало, заключённое в наших убогих телах, без остатка и выбрасываешь, как ненужный силос. (8)Куда безвозвратно забираешь ты жизнь живых? (9)Ради чего?

(10)Бесконечно больно видеть насильственную смерть.

(11)Ты сжигаешь города и целые страны, под сапогом твоим жестоким гаснут тончайшие художества рук человеческих, империи и цивилизации улетают в забвение, чтобы никогда более уже не возродиться в былом величии. (12)Хрустят косточки человеческие, словно песочек мелкий на зубах твоих, никогда не съедаемых кариесом. (13)Тысячелетиями живёшь ты припеваючи, набивая нутро своё мертвечиной.

(14)Не самые лучшие остаются после войны и в муках своих продолжают жить, чтобы через короткое время снова начать самоуничтожение.

(15)Зачем же ты существуешь на земле нашей, и без тебя грешной?

(16)Миллионы маленьких, подрастающих деток, но с немаленькими слёзками на щёчках встретят новое утро без отца. (17)Никто не заменит им отца — никто и никогда. (18)Маленькая обида, точно зёрнышко, упадёт в душу, и никому не ведомо, куда оно прорастёт; но маленькое когда-нибудь вырастет большим и будет мстить.

(19)Война замыкается на саму себя, словно заколдованный круг. (20)Мир — это искусство обрезания замкнутой ниточки; мир — это усилие противостояния.

(21)Но мир в неволе совсем не нужен взрослому мужику.

(22)Война ради свободы необходима ему, как глоток холодного пива, если только он не мучается хроническим тонзиллитом. (23)Когда свобода закована в жёсткие рамки ответственности и долга, — знайте, что там заложен источник будущей войны. (24)Ибо оковы эти обязательно будут сброшены, как и кандалы разума и логики.

(25)Война — порыв безумства в поисках своего истока. (26)У безумства тоже есть исток — это разум человека. (27)Разум, который зашёл в тупик.

(28)Человек не переносит закрытых систем, ибо в закрытом пространстве он задыхается. (29)Пружина развития, заложенная в нём, иногда выстреливает из-под гнёта необходимости и разрушает всё вокруг — система прорывается и открывает для себя новый горизонт.

(30)Только непонятно, почему нельзя просто вовремя открыть настежь все окна и форточки его странного устройства?

(По Д. Миронову)

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

Шла осада Нотебурга. Так у шведов называлась крепость Орешек. Петр лично принимал участие в сражениях. День за днем русские из сорока орудий обстреливали крепость. Безуспешно.

…Из–за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. Северная война началась в распутицу, в сентябре 1700 года под Нарвой с того, что сразу обнаружилась негодность артиллерии. Порох был скверный. Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены, лестницы оказались слишком коротки.

Еще когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, послал коменданту трубача с посланием. Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. Положение их безнадежно. Помощи ниоткуда не будет. В ответ шведский комендант Шлиппенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.Такой ответ не устраивал Шереметева. Обстрел возобновился. В разных местах крепости начались пожары, черные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.В огне пожаров сгорели все деревянные постройки крепости. Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. Русские пошли на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. Шведы лили на них смолу, стреляли в упор. Сражались отчаянно. Крепость считалась неприступной, и недаром - стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.
Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Петр все видел со своей батареи. Гибли его лучшие гвардейцы. Вновь надвинулось позорище "нарвской конфузии". Гарнизон крепости составлял всего триста шведских солдат, русских было в сто раз больше, и они ничего не могли поделать. Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. Преображенцы, семеновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. "Бомбардирский капитан" не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. И тут произошло небывалое - подполковник Семеновского полка Михаил Голицын ослушался:
- Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.И Петр не осердился на ослушника, Петр возликовал, появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!Его гвардейцы и преображенцы майора Карпова повторили приступ. Назад пути им не было, они сами столкнули суда в воду и пустили их по течению реки. Теперь им оставалось только взять крепость. В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд бомбардир–поручика Меншикова. Они снова и снова бросались врукопашную. Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. Под утро шведы сдались. Петр принял от Шлиппенбаха золотой ключ от крепостных ворот.
Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. Картина была красочная. Петр в темно–зеленом мундире стоял с огромным золоченым ключом. Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромая, опаленные, грязные, заросшие - тащили четыре чугунные пушки, столько им разрешили взять. Ружья висят дулами вниз. Небритые щеки оттопырены. При изготовке к стрельбе пули клали в рот, обе руки заняты. Знакомый Петру барабанщик шел под знаменем. Барабан его молчал. Шествие замыкали дамы. Они тащили узлы. Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры. Санитары везли на повозках раненых.Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким защитникам крепости. Их осталось всего восемьдесят человек. В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.Тут же Петр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ–город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя, ему навсегда запомнился миг его слабости.Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображен был Петр и осада крепости. Даниил александрович Гранин (род. в 1919г.)-русский советский писатель,общественный деятель

Сочинение

Военные годы – это всегда трагедия для государства и живущих в нем людей. Однако в то же время это необычайно героический период, когда каждый может проявить себя. Но что же все-таки помогает людям ковать победу в сложные для страны годы? На этот вопросы пытается ответить Д.А. Гранин, поднимая в своем тексте проблему причин победы на войне. Автор раскрывает проблему на примере истории об осаде Нотербурга. Неслучайно писатель изображает то, в каком страшном и разоренном состоянии находились наши русские солдаты, которые, казалось бы, не могли дать отпор врагу. Но поступки героев свидетельствуют о том, что даже в самой сложной ситуации они способны собраться и преданно прийти в готовность для осуществления штурма крепости. Таким образом, автор хотел показать, что именно такие солдаты вели свою страну к победе. Также Д.А. Гранин рассматривает героизм шведских воинов, которые тоже не хотели сдаваться. Они окончательно сдались только тогда, когда их силы полностью иссякли. Но русские солдаты были еще более храбрыми. Ведь даже когда Петр Великий приказал им сдаваться, то подполковник Семеновского полка сказал, что он «теперь не его, а Божий». Этим автор хотел показать, что причины героизма также восходят к высоким порывам личности и, конечно же, к огромной силе духа.

Автор считает, что победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотербург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал все, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих. Я полностью разделяю его точку зрения, так как только внутренние чувства воинов и их высокие личностные качества непосредственно влияют на движение к победе.

Неслучайно русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к теме того, каковы же все-таки причины побед в различных воинах и сражениях. Подтвердить обоснованность своего суждения могу, опираясь на произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Его главный герой, Андрей Соколов, с самого начала войны служил своей родине. Он попадал в огромное количество сложных ситуаций, но всегда выходил из них настоящим победителем. Даже потеряв всю свою семью, он не растерял надежд на счастливое будущее собственной страны. И именно все эти внутренние порывы, мужество, смелость и храбрость, которые он проявлял в разных военных ситуациях, помогли ему пройти через всю войну и стать ее героем. Даже в ситуации, когда фашисты вызвали Соколова для того, чтобы он за их победу, герой отказался от этого. Ведь он был готов умереть за свою страну, но ни в коем случае не желал выпивать за немцев. Его

Храбрость, отвага и способность к самопожертвованию привили в восторг даже само фашистское командование, заставив его восхищаться русским солдатом.

Похожая ситуация рассматривается также в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В годы сложной войны с французами многие люди вступали в армию. Так, например, Андрей Болконский, который прежде считал Наполеона своим кумиром, впоследствии понял, что на самом деле это жестокий человек, которому нужно отомстить за захват родины. Поэтому он отважно сражался с ним, не боясь отдать свою жизнь на благо победы. Однажды он получил смертельное ранение и через несколько дней скончался от этого, но, тем не менее, его поступки, которые он совершал в сражениях, постепенно приближали всю страну к главной цели. Также армия Тушина активно боролась с Наполеоном, проявляя смелость и мужество. Ее участники не боялись смерти и ран, а просто боролись за независимость от врага. И только с помощью таких героев война с французами была выиграна.

Таким образом, размышления писателя заставляют прийти к выводу о том, что причины победы на войне заключается в необыкновенной храбрости, мужестве и силе воли тех людей, которые готовы отдать свою жизнь для счастливого будущего своего Отечества. И мы, несомненно, должны учиться у этих личностей бесконечной любви к родине и готовности отдавать самого себя за нее.

СОЧИНЕНИЕ-ЭССЭ

ПОБЕДА В ВОЙНЕ – ПОБЕДА НАРОДНОГО ДУХА

Рыжова Юлия Викторовна,

ученица 11 класса

Учитель:

Дорохина Светлана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля»

города Братска

Есть у истории один непререкаемый

Закон:

Кто предан Родине своей – врагом

Не будет побеждён.

С. Вургун

Простые солдаты, матросы,

Сквозь годы боёв и утрат

Горят наши мирные росы

Всем золотом Ваших наград.

В. Виноградский

9 мая… Каждый год, когда приходит этот светлый день, с особой остротой вспоминаются трагические и героические военные годы. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных и друзей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу – всё это несла с собой война, унося при этом миллионы человеческих жизней. Русский народ выстоял в этой войне, защитил свою многострадальную землю.

Победа в войне – это победа народного духа, победа сильных духом людей, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. Это победа людей, которыми руководит чувство любви к Родине, попавшей в тяжкую беду, чувство самого горячего патриотизма.

История нашей страны хранит память о многих трагических событиях, имя которым «война». Не раз русский народ вставал на защиту своей Родины, и сила духа его передаётся из поколения в поколение.

О событиях минувших лет мы узнаём, читая подлинные документы, сохранившиеся в архивах, произведения художественной литературы, воспоминания участников этих событий.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой прославил «своими никем не превзойдёнными творениями» две русские национальные эпопеи: сначала Крымскую войну 1854-1855 г. в «Севастопольских рассказах», а впоследствии победу над Наполеоном в 1812 г. в романе «Война и мир», показав величайшую силу духа русского народа.

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой пишет: «Вы ясно поймёте, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжёлые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…». Раненый матрос, которому снарядом оторвало ногу, «остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», солдаты и матросы говорят: «Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два нас ещё хватит».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы читаем: «Долголетним военным опытом он (Кутузов) знал..., что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…». «Чудесный, бесподобный народ», - говорит о русских солдатах и ополченцах Кутузов перед Бородинским сражением. Перед сражением они надели чистые белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Они готовы были умереть за свою землю, потому что французы «разорили их дом», и «идут разорить Москву…». «Мы дрались за русскую землю..., в войсках был такой дух, какого никогда я не видал…», - говорит главный герой романа Андрей Болконский. И этот дух помог русским солдатам одержать победу над армией Наполеона.

Русский народ умеет защищать и любить свою Родину, пронося через годы героические традиции русского оружия, овевая его новой бессмертной славой.

Есть святые места под Москвой. Разъезд Дубосеково – одно из них. Там стоят шесть гигантских бетонных фигур воинов, сжимающих в руках бетонные связки гранат, автоматы. Они словно вырастают из земли. А за спиной у них – Москва. Через сто двадцать девять лет после Бородинского сражения гитлеровские войска подойдут к Москве. И снова насмерть будут стоять русские солдаты, защищая свою землю. «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва», - эти слова лейтенанта Клочкова и сейчас живут в памяти людей, напоминая о подвиге героев-панфиловцев. Они погибли, но врага не пропустили.

В том же далёком 1941году фашистские радиостанции вещали: «Севастополь пал! Крым взят!» Но это была неправда. Севастополь стоял насмерть. Он не мог пасть, потому что дух солдат и матросов, героически защищавших Севастополь в 1854-1855 годах во время Крымской войны, жил в новых поколениях солдат и моряков. Десант из двадцати пяти черноморских матросов был высажен с подводной лодки в холодную воду в маленькой черноморской бухте. Ему предстояло принять огонь на себя, чтобы отвлечь фашистов от основных войск. Моряки выполнили поставленную перед ними задачу ценой собственных жизней.

1943 год. Сталинград. В городе, не прекращаясь, идут бои. Тяжёлые водяные столбы поднимаются вверх от падающих в Волгу бомб. Защитники города «до конца, до последней человеческой возможности» сражаются с врагами. Константин Симонов скажет о Сталинграде: « Это город-солдат, опалённый в бою… подвиги людей жестоки, а страдания их неслыханны…борьба идёт не на жизнь, а на смерть».

О мужестве солдат, о великом желании освободить свою землю от врагов рассказывают их письма, написанные ими в редкие минуты отдыха. Читаем письмо танкиста А.Голикова, сражавшегося под Москвой: «…Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая… За неё умереть не страшно…».

Г.К. Жуков, маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, писал: «Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм. Его волей, его несгибаемым духом, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины».

Сила духа народа проявлялась не только на полях сражений. Именно она и вера в то, что враг, поправший русскую землю, будет разбит, помогала людям выжить в блокадном Ленинграде, давала силы голодным женщинам и подросткам сутками стоять за станками, работать на полях.

Великая Отечественная война уже стала историей. О ней, как и о другой Отечественной войне, мы читаем в учебниках истории. И очень важно, чтобы за фактами, цифрами мы могли увидеть и услышать тех, кто творил Историю, чтобы нам, следующим поколениям, передалось их умение любить и ценить свою землю, их сила духа, которая в трудную минуту поможет выстоять.

Спят солдаты своей Родины в братских могилах, на госпитальных кладбищах и сельских погостах. Всё меньше и меньше остаётся с нами живых участников Великой Отечественной войны, и хочется низко поклониться им, и живым, и погибшим, в благодарность за то, что с нами осталась спасённая ими Россия-страна.

Что помогает победить на войне? Какие качества необходимы солдатам, чтобы одержать верх над неприятелем? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д. Гринина.

Раскрывая причины победы на войне, автор рассказывает об осаде крепости, которую шведы называли Нотебург, а русские – Орешек. Крепость считалась неприступной: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, осаждающим не развернуться. Видя, как гибнут во время приступа его любимцы: преображенцы и семёновцы, Пётр Первый отдал приказ отступать, но подполковник Михаил Голицын ослушался приказа, попросив передать царю, что он уже «не его, а Божий».

Пётр не рассердился, а возликовал: появился боевой дух! Гвардейцы повторили приступ, зная, что назад пути нет (суда пустили по течению реки вниз). Крепость была взята и переименована в Шлиссельбург.

Приведём литературный аргумент. В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» великий классик рассуждает о причинах побед и поражений.

Почему в Аустерлицком сражении союзническая армия России и Австрии потерпела поражение от армии Наполеона, несмотря на численное превосходство? Русские солдаты не понимали причин и смысла этой войны на чужой территории, между союзниками отсутствовало взаимопонимание. А между тем в Шенграбенском сражении русские одержали победу над французами, несмотря на численное превосходство врага, благодаря таким героям, как капитан Тушин. Толстой даёт понять, что одерживает победу тот, кто чувствует нравственное превосходство, на чьей стороне правда.

Почему советский народ одержал победу над фашизмом? Потому что наш народ чувствовал справедливость своей борьбы: мы отстаивали свободу и независимость своего Отечества. Сила духа, стойкость, мужество, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, гордость несломленного духа, чувство единения со своим народом и всей страной помогли советским людям победить коварного и жестокого врага. Люди не щадили себя, совершали беспримерные подвиги. Александр Матросов закрыл своей грудью вражескую амбразуру; лётчик Николай Гастелло направил горящий самолёт на колонну. С немецкой техникой; юные подпольщики Краснодона вели борьбу с оккупантами, не боясь смерти, и приняли жестокую казнь. Таких примеров бесчисленное множество. Не только на фронте, но и в тылу ковалась победа, и к ней причастны не только мужчины, но и старики, женщины, дети. Весь народ от мала до велика поднялся на борьбу с захватчиками.

Мы пришли к выводу, что стойкость, сила воли, чувство справедливости и нравственное превосходство помогают одержать победу на войне.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top