Проблема различных вкусов пристрастий увлечений аргументы. Проблема влияния другого человека на формирование личности

Как люди относятся к выдающимся личностям, к кумирам? Именно этот вопрос возникает при чтении текста А. И. Куприна.

Раскрывая проблему отношения к выдающимся личностям, к кумирам, автор опирается на собственные воспоминания и жизненный опыт. Повествование идёт от первого лица. Рассказчик отмечает, что, встретив человека, который в раннем детстве видел Пушкина, смотрел на него как на чудо. Он убеждён, что лет через 50-60 так же будут смотреть на тех, кто видел Толстого при его жизни.

Мы узнаём о том, как весной 1905 года герой видел великого писателя, заранее забравшись на пароход «Св. Николай». Рассказчика представили Толстому, и его поразило, что вместо громадного старца он увидел среднего роста старика, больного и немощного. Интересно, что, общаясь со знакомыми, Толстой стал похож на тридцатилетнего. В эти несколько минут рассказчик понял важную вещь: «одна из самых светлых и радостных мыслей – это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек».

Действительно, кумиры, властители наших дум, гении и таланты вызывают наше восхищение своими произведениями, идеями, открытиями. Мы гордимся, что они являются нашими соотечественниками и современниками.

Обратимся к литературным аргументам. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» есть глава, где рассказывается, как молодёжь начала двадцатого века относилась к Александру Блоку. Отправляясь на ёлку к Свентицким, мчась в санях по святочной Москве, будущий врач Юрий Живаго внезапно подумал, что «Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звёздным небом современной улицы и вокруг зажжённой ёлки в гостиной нынешнего века». Блок воспринимается современниками как чудо и вызывает поклонение, подобное «поклонению волхвов».

Приведу ещё примеры, связанные с отношением к Блоку его современников. Два поэта Серебряного века: Анна Ахматова и Марина Цветаева посвятили символисту свои произведения. Анна Ахматова называет Блока «памятником началу века» и в одном из стихотворений описывает посещение поэта «ровно в полдень», в воскресенье. «Молчаливый хозяин» «ясно смотрит», а глаза у него такие, что «запомнить каждый должен». У Марины Цветаевой целый цикл посвящён поэту – «Стихи к Блоку», где лирическая героиня воспринимает поэта как неземное существо и пишет пророчески задолго до смерти поэта:

Думали – человек!

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

Плачьте о мёртвом ангеле!

Мы пришли к выводу о том, что люди восхищаются выдающимися личностями, гордятся тем, что живут с ним в одном Отечестве и в одно время, ценят за культурный, научный и духовный вклад в развитие нашего общества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Русский писатель А.И.Куприн рассматривает проблему отношения к выдающимся личностям.

Автор рассказывает, как он видел уезжавшего из Ялты на теплоходе Л.Н.Толстого. Вместо громадного старца Куприн увидел небольшого старичка, который производил трогательное впечатление. Во внешности Толстого автор обратил внимание на его глаза, которые как бы «вбирали в себя… души всех нас…» Люди освобождали перед ним дорогу. Это было «добровольное преклонение», связанное с «властью творческого гения».

Автор гордится тем, что жил в эпоху, когда творил этот гений, что «мыслил и чувствовал с ним на одном и том же прекрасном русском языке». Л.Н. Толстой властвует над людьми как писатель: заставляет их « и плакать, и радоваться, и умиляться…». А.И.Куприн желает ему жить долго «на пользу и радость человечеству».

С авторскими мыслями я согласна. Действительно, выдающихся людей уважают, восхищаются их делами, берут с них пример. Великие люди есть в каждой стране, и остальные благодарны им за то, что они сделали, и гордятся ими.

Образцом воинской славы был для князя Андрея Болконского Наполеон. Болконский хотел стать известным в военной среде.

Участвуя в Аустерлицком сражении, он подхватил знамя, потом был тяжело ранен. Впоследствии князь Андрей разочаруется в Наполеоне. Величие французского военачальника исчезло, когда раненый Болконский увидел небо и переосмыслил свою жизнь. Л.Н.Толстой хотел показать в романе «Война и мир» то, как передовая часть дворянской интеллигенции была увлечена свободолюбивыми идеями Наполеона - мнимого кумира.

Стал примером для многих мальчишек того времени и следующих поколений космонавтов первый космонавт Вселенной Юрий Алексеевич Гагарин.

Учителем, кумиром для Аркадия Кирсанова был Евгений Базаров, главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Аркадий уважал Базарова за стойкую преданность принципам нигилизма, за спартанский образ жизни, за умение заниматься самовоспитанием, хотя и не разделял с ним отношение к природе, к искусству. Писатель показал, как постепенно Базаров перестал быть для Аркадия кумиром. У них разные дороги. У дворянина Аркадия Кирсанова - создание семьи, любовь. У разночинца Евгения Базарова, будущего лекаря, – бобыльная жизнь, с преодолением многочисленных препятствий, например, таких, как любовь, с готовностью всегда оставаться верным нигилизму.

Итак, по-настоящему выдающаяся личность заслуживает особого внимания, интереса к ней, уважения и даже преклонения за то, что они делает что-то очень значительное, полезное для всей страны. Люди гордятся великими личностями, деятельность которых наполнена идеями гуманизма, которые внесли значимый вклад в развитие цивилизации.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема отношения к учителю.
Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся в школе, но и когда вступаем во взрослую жизнь.
Бессмертны строки Андрея Дементьева:
Не смейте забывать учителей!
Они о вас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут ваших возвращений и вестей.

Проблема признания таланта.
Я полагаю, что мы должны внимательнее относиться к талантливым людям.
По этому поводу очень точно выразился В. Г. Белинский: «Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как и незначительно не поднимет её привет»
Вспомним А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. И. Солженицына, гениальность которых была признана слишком поздно. Через века тяжело осознавать, что гениальный поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли очень молодым. И виновато в этом общество, окружавшее его. Сколько великих произведений смогли бы мы ещё прочесть, если б не злодейская пуля Дантеса.

Проблема разрушения языка.
Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.
Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню».
Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.
И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

Проблема творческого поиска.
Для каждого писателя важно найти своего читателя.
Владимир Маяковский писал:
Поэзия- та же добыча радия:
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячу слов словесной руды.
Разрешить проблемы творчества писателю помогает сама жизнь.
Многогранной, плодотворной была жизнь С. А. Есенина.
Писатель, режиссер, актёр В. М. Шукшин добился признания благодаря упорному творческому труду.

Проблема сбережения семьи.
Я считаю, что главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.
Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».
Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых, героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине.
По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

Проблема признания классической литературы.
Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.
Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».
Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма, М. Твена, М. А. Шолохова, Хеменгуэя и многих других писателей составляют «Золотой» фонд мировой литературы.
Я считаю, что между политкорректностью и литературой должна существовать грань.

Проблема создания детской литературы.
На мой взгляд, детская литература становится понятной лишь тогда, если её создал настоящий мастер.
Максим Горький писал: « Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора».
Неизгладимый след в жизни каждого человека оставляет детская литература. Произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, А. Линдгрен, Р. Киплинга заставляли радоваться, волноваться, восхищаться каждого из нас.
Таким образом, детская литература – это первый этап соприкосновения с русским языком.

Проблема сохранения книги.
Для духовно развитой личности важна сама суть чтения, в каком бы виде оно не присутствовало.
Такова точка зрения и академика Д.С. Лихачёва: « …постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить…»
Значение книги не утратится, если её преподносить в электронном варианте, как это делают современные писатели. Это позволяет экономить время и делает доступным множеству людей любое произведение.
Таким образом, каждому из нас необходимо научиться правильно читать и научиться пользоваться книгой.

Проблема воспитания веры.
Я считаю, что вера в человеке должна воспитываться с детства.
Меня глубоко тронули слова учёного, духовного деятеля Александра Меня, который говорил, что человеку необходима вера «…в Высшее, в Идеал».
Верить в добро мы начинаем с самого детства. Сколько света, тепла, позитива дарят нам сказки А. С. Пушкина, Бажова, Ершова.
Прочитанный текст заставил меня думать о том, что ростки веры, появившиеся в детстве, значительно преумножаются во взрослой жизни и помогают быть увереннее каждому из нас.

Проблема единства с природой.
Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба.
Поэт Василий Фёдоров писал:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый
Культ природы.
Известный русский писатель В. П. Астафьев в своём произведении « Царь – Рыба» противопоставляет двух героев: Акима, бескорыстно любящего природу, и Гогу Герцева, хищнически её истребляющего. И природа мстит: Гога нелепо кончает свою жизнь. Астафьев убеждает читателя в том, что расплата за безнравственное отношение к природе неминуема.
Закончить хочется словами Р. Тагора: « Я пришёл на твой берег, как чужестранец; я жил в твоём доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя».

Проблема отношения к животным.
Да, действительно, у божьей твари есть душа, и она иной раз понимает лучше, чем человек.
Любима мною с детства повесть Гавриила Троепольского « Белый Бим Черное ухо». Восхищаюсь дружбой Хозяина и собаки, которая осталась преданной до конца жизни. Иногда такую дружбу не повстречаешь у людей.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Проблема художественной красоты.
На мой взгляд, художественная красота – это красота, которая пронзает сердце.
Любимым уголком, который вдохновлял М.Ю. Лермонтова на создание настоящих шедевров искусства и литературы, был Кавказ. На лоне живописной природы поэт чувствовал себя вдохновлённым, окрылённым.
«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья»,-так с любовью писал о Михайловском А.С.Пушкин.
Таким образом, красота художественная, невидимая - это удел людей творческих.

Проблема отношения к своей Родине.
Страна становится великой благодаря людям, живущим в ней.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».
Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней в первую очередь думают в немыслимо трудных ситуациях. В годы Крымской войны адмирал Нахимов, защищая Севастополь, геройски погиб. Он завещал солдатам оборонять город до последней секунды.
Давайте же делать то, что от нас зависит. И пусть наши потомки скажут о нас: «Они любили Россию».

Чему нас учит своя беда?
Сострадание, сочувствие – это результат осознания своих несчастий.
Неизгладимое впечатление производят на меня слова Эдуарда Асадова:
А коль грянет где-нибудь беда,
Я прошу вас: сердцем никогда,
Никогда не превращаться в камень…
Беда, постигшая Андрея Соколова, героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека», не убила в нём лучшие человеческие качества. После потери всех своих близких он не остался безучастным к судьбе маленького сироты Ванюшки.
Текст М. М. Пришвина заставил меня глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

Проблема отношения к книге.
Я считаю, что каждая книга интересна по-своему.
« Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», - сказал Максим Горький.
Очень интересны эпизоды из биографии Василия Макаровича Шукшина. Из-за сложных жизненных условий лишь только в юности во время поступления во ВГИК он смог познакомиться с творениями великих классиков. Именно книга помогла ему стать замечательным писателем, талантливым актёром, режиссёром, сценаристом.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, что же сделать для того, что бы нам встречались только хорошие книги.

Проблема влияния СМИ.
Я глубоко убеждена, что современные СМИ должны прививать людям нравственное и эстетическое чутьё.
Об этом писал Д. С. Лихачёв: « Надо развивать в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного ценного».
Недавно я прочла в одной из газет, что в 60-70 годы в популярных журналах «Москва», « Знамя», « Роман-газета» печатались самые лучшие произведения молодых писателей, поэтов. Эти журналы были любимы для многих, потому что помогали жить по-настоящему, поддерживать друг друга.
Так давайте же научимся выбирать полезные газеты и журналы, из которых можно извлечь глубокий смысл.

Проблема общения.
На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к искреннему общению.
Как хорошо сказал об этом поэт Андрей вознесенский:


Суть настоящего общения состоит в том, чтобы отдавать тепло своей души людям.
Матрёна, героиня повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор», живёт по законам добра, всепрощения, любви. Она « есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять суть взаимоотношений людей.

Проблема восхищения красотой природы.
На мой взгляд, красоту природы сложно объяснить, её можно только почувствовать.
С текстом В. Распутина перекликаются замечательные строки из стихотворения Расула Гамзатова:
Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие непохожим.
Имя «певца природы» прочно закрепилось за М. М. Пришвиным.. В его произведениях нарисованы вечные картины природы, великолепные пейзажи нашей необъятной страны. Свои философские видения природы он излагал в дневнике «Дорога к другу».
Текст В. Распутина помог мне глубже осознать, что пока солнце пьёт росу, пока рыба идёт на нерест, а птица вьёт гнездо, жива в человеке надежда, что завтра обязательно наступит и, может, будет лучше, чем сегодня.

Проблема неуверенности в повседневной жизни.
На мой взгляд, только стабильность и солидность помогут быть уверенным в «завтрашнем дне».
Размышления Т. Протасенко хочется подчеркнуть словами Эдуарда Асадова:
Наша жизнь – как фонарика узкий свет.
А от лучика влево и вправо –
Темнота: миллионы безмолвных лет…
Всё, что было до нас и придёт вослед,
Увидать не дано нам, право.
Когда-то Шекспир устами Гамлета сказал: «Время вывихнуло сустав».
Прочитав отрывок, я поняла, что именно нам самим предстоит вправить «вывихнутые суставы» своего времени. Сложный и трудный процесс.
Проблема смысла жизни.
Я глубоко убеждена, что человек, занимаясь любым видом деятельности, должен осознавать, для чего он это делает.
А. П.Чехов писал: « Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель».
Примером человека, стремившегося прожить свой век с пользой, является Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».Именно его ярко характеризуют слова Толстого: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, метаться. Ошибаться. Начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость».
Таким образом, Ю. М. Лотман помог мне ещё глубже осознать, что у каждого из нас должна быть главная цель в жизни.

Проблема сложности литературного труда.
На мой взгляд, именно в мастерстве писателя донести до каждого человека тайны родного и чужого языков проявляется его талант.
О сложности литературного труда высказал свои мысли Эдуард Асадов: « Постичь себя я день и ночь пытаюсь…».
Мне вспоминается, что гениальные русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов были замечательными переводчиками.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я продолжаю размышлять над тем, что мы должны быть благодарны тем, кто нам открывает необозримые пространства языков.

Проблема бессмертия личности.
Я глубоко убеждена, что гениальные личности остаются бессмертными.
А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
Бессмертны имена людей, которые посвятили свою жизнь России. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Пётр 1, Кутузов, Суворов, Ушаков, К. Г. Жуков.
Хочется закончить словами Александра Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Проблема верности данному слову.
Порядочный человек должен быть честен, в первую очередь, по отношению к самому себе.
У Леонида Пантелеева есть рассказ «Честное слово». Автор рассказывает нам историю о мальчике, который дал честное слово стоять на часах до смены караула. У этого ребёнка была сильная воля и крепкое слово.
«Нет ничего сильнее слова», - сказал Меандр.

Проблема роли книги в жизни человека.
Встреча с хорошей книгой – всегда радость.
Чингиз Айтматов: «Добро в человеке надо растить, это общий долг всех людей, всех поколений. Это задача литературы и искусства».
Максим Горький сказал: «Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Проблема духовного развития личности.
Намой взгляд, каждый человек должен развиваться духовно. Д. С. Лихачёв писал» « У каждого человека помимо больших «временных» личных целей должна быть одна большая личностная цель…»
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» примером духовно развитой личности является Чацкий. Мелкие интересы, пустая светская жизнь вызвали у него отвращение. Увлечения, интеллект его были значительно выше окружающего общества.

Проблема отношения к телевизионным передачам.
Я считаю, что в настоящее время очень трудно выбрать для просмотра из сотен передач самую полезную.
В книге «Земля родная» Д. С. Лихачёв о просмотре телевизионных передач писал: «..тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотри с выбором».
Наиболее интересными, познавательными, нравственными передачами, на мой взгляд, являются «Жди меня», « Умники и умницы», «Вести», «Большие гонки». Эти передачи учат меня сочувствовать людям, узнавать много нового, переживать за свою страну и гордиться ей.

Проблема чинопочитания.
На мой взгляд, угодливость, лесть ещё не изжиты в нашем обществе.
В произведении А. П. Чехова «Хамелеон» полицмейстер менял своё поведение в зависимости от того, с кем он общался: он преклонялся перед чиновником и унижал рабочего.
В произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» вся элита вместе с городничим старается угодить ревизору, но когда выясняется, что Хлестаков не тот, за кого себя выдаёт, все знатные люди застывают в немой сцене.

Проблема искажения алфавита.
Я считаю, что ненужное искажение письменной формы ведёт к нарушению функционирования языка.
Ещё в древности Кирилл и Мефодий создали алфавит. 24 мая в России празднуется день славянской письменности. Это говорит о гордости нашего народа за русское письмо.

Проблема образования.
На мой взгляд, о пользе образования судят по конечным результатам.
« Ученье – свет, а неученье – тьма», - гласит русская народная пословица.
Политический деятель Н. И. Пирогов говорил: « Большая часть самых образованнейших из нас верно, скажет не более того, что учение есть только приготовление к настоящей жизни».

Проблема чести.
На мой взгляд, слово «честь» не утратило своего значения и в наши дни.
Д. С. Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно».
История героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринёва – подтверждение тому, что человеку дают силы правильно жить выполнение своего долга, умение беречь свои честь и достоинство, уважать себя и других, сохранение своих духовных человеческих качеств.

Проблема предназначения искусства.
Я считаю, что искусство должно иметь эстетическое предназначение.
В. В. Набоков говорил: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь её улавливать, вот и всё».
Великие творения настоящих художников находят признание во всём мире. Недаром картины русских художников Левитана и Куинджи выставлены в парижском музее искусства Лувре.

Проблема изменения русского языка.
По моему мнению, от нас самих зависит роль русского языка.
« Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас. Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и ощутить чудные законы его…», - писал Н. В. Гоголь.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!» - Призывал И. С. Тургенев.

Проблема человеческой отзывчивости.
Читая этот текст, вспоминаешь собственные примеры.
Когда-то незнакомая женщина помогла нам с родителями найти нужный адрес в городе Белгороде, хотя очень спешила по своим делам. А её слова врезались мне в память: «В наш век мы просто помогать друг другу, иначе превратимся в животных».
Бессмертны герои произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Ребята, бескорыстно оказывающие помощь помогают сформировать нравственное и эстетическое чутьё. Главное, воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям и понять, кем быть в этой жизни.

Проблема воспоминания о родных местах.
У Сергея Есенина есть замечательные строки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
И. С. Тургенев последние годы жизни провёл за границей. Он умер во французском городе Бужевале в 1883 году. Перед смертью тяжело больной писатель обращался к другу Якову Полонскому: « Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, - родине, которую я уже, вероятно, никогда не увижу.
Прочитанный текст помог мне глубже осознать, что дороже родных мест, родины, а в это понятие очень много вложено, ничего быть не может.

Проблема совести.
Я считаю, что самое главное украшение человека – это чистая совесть.
«Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», - писал Д. С. Лихачёв.
У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей маме. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын.
Прочитанный текст заставил меня глубоко задуматься над тем, что в каких бы мы ситуациях не оказывались, нельзя терять своего человеческого лица и своего достоинства.

Проблема свободы личности и ответственности перед обществом.
Каждый должен осознавать свою ответственность перед обществом. Это подтверждают строки, написанные Ю. Трифоновым: « На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет ярким жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех».
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности»
Чингиз Айтматов сказал о свободе: «Свобода личности и общества – это наипервейшая неизменная цель и наиглавнейший смысл бытия, и ничего важнее в историческом плане быть не может, это наиглавнейшее прогресса, а стало быть благоденствия государства»

Проблема патриотизма.
«Любовь к Родине дает смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование», - писал Д. С. Лихачёв.
Подвиги старшего поколения в годы Великой Отечественной войны подтверждают, что Родина в жизни человека – самое святое. Нельзя остаться равнодушным, читая повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие..» о юных девушках-зенитчицах, которые погибли, защищая родную землю от врага.
Настоящий солдат, самоотверженно любящий свою родину, - это Николай Плужников, герой повести Бориса Васильева « В списках не значился». До последней минуты жизни он защищал Брестскую крепость от фашистов.
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - писал К. Г. Паустовский.

Проблема выбора профессии.
В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».
Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь(особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Роль милосердия в жизни человека.
Русский поэт Г. Р. Державин сказал:
Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздаёт на зло:
Сыны сынов своих увидят
И в жизни всякое добро.
А Ф. М. Достоевскому принадлежат такие строки: «Не приемля мир, в котором пролита хоть одна слезинка ребёнка»

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили»
Об общечеловеческой беде нас предупреждает роман Чингиза Айтматова «Плаха». Главные герои романа волки – Акбара и Ташчайнар, погибают по вине человека. В их лице погибла вся природа. Поэтому людей ожидает неминуемая плаха.
Прочитанный текст заставил меня задуматься над тем, что мы должны учиться у животных преданности, пониманию, любви.

Проблема сложности взаимоотношений людей.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Жизнь есть только тогда, если живёшь для других». В «Войне и мире» он раскрывает эту мысль, показав на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова, что есть настоящая жизнь.
А С. И.Ожегов сказал: «Жизнь – деятельность человека и общества, в тех или иных его проявлениях».

Проблема взаимоотношений «отцов и детей».
Б. П. Пастернак сказал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт себя…»
Писатель Анатолий Алексин описывает конфликт между поколениями в своей повести «Раздел имущества». «Судиться со своей матерью – самое лишнее на земле дело», - это произносит судья мужчине-сыну, который судится за имущество со своей матерью.
Каждому из нас нужно учиться делать добро. Не причинять неприятностей, боли близким людям.

Проблема дружбы.
В. П. Некрасов писал: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать».
А. С. Пушкин характеризовал настоящую дружбу так: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».

Проблема ревности.
Ревность – это чувство, неконтролируемое разумом, заставляющее совершать бездумные поступки.
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Степан жестоко избивает свою жену Аксинью, впервые по-настоящему полюбившую Григория Мелехова.
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» ревность мужа приводит Анну к самоубийству.
Я думаю, каждый должен стремиться к умению понять близкого человека и найти в себе мужество простить его.

Что есть настоящая любовь?
Замечательные строки у Марины Цветаевой:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
У К. Д. Рылеева есть историческая дума о Наталье Борисовне Долгорукой, дочери фельдмаршала Шереметьева. Она не оставила своего жениха, потерявшего волю, титулы, состояние и поехала за ним в ссылку. После гибели мужа двадцативосьмилетняя красавица постриглась в монахини. Она говорила: «В любви есть тайное, святое, ей нет конца».

Проблема восприятия искусства.
Правдивы слова Л. Н. Толстого б искусстве: «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».
А В. В. Набоков сказал так: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и всё».

Проблема интеллигентности.
Д. С. Лихачёв писал: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физическое, но и умственное».
Подлинно интеллигентным человеком я считаю великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым.

Проблема благородства.
Булат Окуджава написал:
Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,Но зато умрешь, как человек.
Величие нравственности и благородства – это составные подвига. В произведении Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» Николай Плужников остаётся человеком в любых ситуациях: в отношениях с любимой женщиной, под непрерывной бомбёжкой немцев. Это истинный героизм.

Проблема красоты.
Николай Заболоцкий размышляет о красоте в своём стихотворении «Некрасивая девочка»: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».
Истинная красота – это красота духовная. В этом нас убеждает Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» образы Наташи Ростовой Марьи Болконской.

Проблема счастья.
Замечательные строки о счастье у поэта Эдуарда Асадова:
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в будни быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Проблема взросления.
Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.
Правдивы слова, принадлежащие К. Д. Ушинскому: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».
А поэт Эдуард Асадов сказал так:
Уж коль расти, то с юности настии,
Ведь не годами, а делами зреешь.
И всё, что не успел до тридцати,
Потом,всего скорее не успеешь.

Проблема воспитания.
А. С. Макаренко писал: «Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. О внимании не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу».
У С. Я. Маршака есть строки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Воспитатель, сделавший своё «сердце умным» по отношению к воспитаннику, добьётся желаемого результата.

В чём заключается смысл жизни человека
Известный русский поэт А. Вознесенский сказал:
Чем больше мы от сердца отрываем,
Тем больше нам на сердце остаётся.
Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» живёт по законам добра, всепрощения, любви. Матрёна отдаёт тепло своей души людям. Она «есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Проблема обучения.
Счастлив тот человек, в жизни которого есть учитель
Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела отступать» перед трудностями.
Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является Лидия Михайловна В. Распутина «Уроки французского». Именно она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь.

Проблема значимости труда в жизни человека.
В отношении человека к труду измеряется нравственная ценность каждого из нас.
К. Д. Ушинский сказал: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
А русская пословица гласит: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда».
По словам В. А. Сухомлинского: «Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим».

Проблема сомоограничения.
Потребности человека должны быть ограничены. Человек должен уметь управлять собой.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха потеряла всё, что ей помогла приобрести Золотая рыбка, потому что её желания превысили необходимый предел.
Справедлива русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небеса».

Проблема равнодушия.
К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».
Правоту автора подтверждает знаменитое высказывание Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Очень многие авторы текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку поднимают проблему труда и его важности для человека и общества. У этого вопроса много аспектов, которые мы постарались осветить в данной подборке аргументов. Под каждым заголовком вы найдете нужные литературные примеры для сочинения.

  1. Для Матрены, героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» , труд – смысл жизни. Она постоянно что-то делает, помогает близким и знакомым. К сожалению, ее добротой часто пользуются. Матрена постоянно работает на колхоз, на соседей, на знакомых, выполняет и тяжелую работу, не требуя денег. Даже погибает героиня, помогая соседям перевозить собственную избу. В этом отношении к жизни, по мнению автора, заключена праведность, на которой держится весь мир.
  2. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , вынужден почти всю жизнь воевать: Первая Мировая война, потом бесконечная Гражданская война. Его тянет домой, к мирному труду пахаря, к земле. Труд – основа жизни Григория, он чувствует землю, природу, скучает по созидательности всех хозяйственных работ (в то время, как на войне одно лишь разрушение). Желание защитить свою землю, свое право трудиться на ней и руководит Мелеховым в его метаниях между красными и белыми.

Правильное отношение к труду

  1. Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Бабушка дает внуку задание: насобирать ягод на продажу. Рассказчик, попав под влияния друзей, съедает ягоды и идет с ними на речку. А бабушке отдает туесок, набитый травой, с ягодами лишь сверху (посоветовал один из приятелей). Герой мучается из-за обмана, который раскрывается при продаже ягод. Бабушка срамит и обличает внука, но подарок из города все же привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться надо добросовестно.
  2. Сергей Крылов, герой романа Д. Гранина «Иду на грозу» , преклонялся перед наукой, научный труд для него – смысл жизни, а ученые — боги. Кроме беспрерывной работы, герою ничего не нужно для счастья. Несмотря на неудачи в карьере, Крылов не сдается и трудится, ведь работа ученого особенная: он двигает вперед не только человека, но и человечество. И поэтому герой трудится даже над закрытой темой во имя науки, и ему дают разрешение на эксперименты.

Высокий смысл труда

  1. Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина , постоянно скучает и живет, будто по привычке. От скуки он и решил поухаживать за Ольгой, возлюбленной своего друга Владимира Ленского, и Владимир вызывает Евгения на дуэль, а затем погибает от его рук. А вся эта мрачная хандра, ведущая к катастрофическим последствиям, не прекращается потому, что нет у Евгения дела, которым он будет заниматься. Без труда жизнь уныла и не приносит удовлетворения.
  2. Герой рассказа В. Распутина «Красный день» привык к труду с малолетства, ведь матери больше помочь никто не мог, кроме детей. Труд для него – необходимость, которую он ощущает как обыденность. После того как мальчик натаскал воды в баню вместо матери-банщицы, причем сделал это тайно, чтобы она не могла отказаться от помощи, мать расплакалась, высоко оценив этот поступок. Именно такие люди, которые с детства при деле, и смогли возродить из руин огромную страну в период послевоенной разрухи.

Можно ли оправдать пренебрежительное отношение к труду?

  1. Шухов, герой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , занимается не свободным, а подневольным трудом в лагере. Заключенные должны сохранять баланс в работе: не перенапрягаться и не отлынивать. Перенапрягаться нечего – премии не дадут, а отлынивать – время долго идет и пайку могут урезать еще больше. Заключенные могли бы относиться пренебрежительно к их тяжелому труду, но для них это – необходимость, особенно холодной зимой.
  2. Нельзя оправдать пренебрежительное отношение к работе врача. Такое, как в рассказе М.Зощенко «История болезни» . Врачам и сестрам абсолютно плевать на больных: героя привели к ванне с какой-то старухой, его случайно положили у окна, а посуду мыли настолько плохо, что рассказчик заразился коклюшем от ребенка из соседнего отделения. Также от небрежности жене героя сообщили, что он умер. Это была ошибка, но разве можно оправдать такие неточности?

Труд как образ жизни

  1. Для Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов» , труд – это не обязанность, не блажь, это способ существования. Он нуждается постоянно в какой-то деятельности, иначе не чувствует себя полезным. Кипучая энергия Штольца фонтанирует и распространяется на все вокруг. И своего друга Илью Обломова он на некоторое время вывел из его бездействия. Именно такие люди, которые стремятся к труду, а не бегут от него, двигают общество вперед.
  2. Господин из Сан-Франциско из одноименного рассказа И.Бунина всю жизнь наживал капитал. Причем это не благородный труд, это эксплуатация других людей. Он губил рабочих тяжелыми условиями и нищенской зарплатой ради собственной роскоши и богатства. Для Господина труд – это не образ жизни, а необходимость для бедных. Но что дало ему богатство? Когда герой умер, его практически выбросили из шикарной гостиницы и отправили тело в ящике из-под лимонада. Полезность жизни измеряется пользой для окружающих, а Господин никогда не трудился, и эту пользу обществу не приносил, поэтому он никому не нужен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В данной подборке мы собрали интересные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся личности и ее взаимоотношений с окружающим миром. К каждой проблеме подобраны литературные аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому языку. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи). Приятного просмотра!

  1. Общество всегда стремится подавить личность. Подобный пример можно найти на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Чацкий — едва ли не единственный здравомыслящий человек, который открыто говорит о его пороках и лживых идеях. Для него Молчалин – пустой и лицемерный карьерист; Фамусов – эгоистичный и порочный барин; Скалозуб – невежественный солдафон. Однако все вокруг не хотят слушать его разоблачений, напротив – собеседники убеждают гостя в том, что это у него не все в порядке, а уж они-то живут праведно. Александр не в силах вытерпеть «политику» дома Фамусова, поэтому он покидает это болото ограниченных людей, тем самым отстояв право личности на индивидуальность. Его пример доказывает, что не стоит идти на поводу у большинства, даже если ты – один в поле воин.
  2. Однако далеко не каждый человек может быть силен душой. Иногда общество все же выигрывает в борьбе за право «обладания личностью». Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» , попал в круг эгоизма, пошлости и лжи, именуемый «ценностями уездной жизни». Из приятного и доброго юноши Дмитрий превращается в подобие человека, которого принято называть «Ионычем». Он теряет не только свое имя, но и свою личность, забывая о том, что мечтал он об ином уделе – служении науке и людям. Поэтому в финале он разочаровывается и в себе, и в своих прежних идеалах, находя мир вокруг себя пустым и банальным. Вот, что бывает, если личность поддалась давлению большинства.
  3. Погубить право человека на индивидуальность – еще не самая страшная вещь, гораздо ужаснее – убить в нем возможность следовать зову сердца. Так, например, героиня повести А. Куприна «Олеся» — девушка, которая всю жизнь прожила вдали от крестьянской деревни, не зная ни поведения, ни быта живущих там людей. Она встретила настоящую любовь, но предпочла отказаться от своих чувств, столкнувшись с угрозами бушующей толпы. Избив «ведьму», которая пришла в церковь, люди подумали, что она в качестве мести послала им стихийный разгул, погубивший урожай. Тогда они решили пойти на штурм жилища «колдуньи». Олеся вынуждена была бежать. Но она знала, что не может связать жизнь с барином, ведь крестьяне обратят свой гнев и на него тоже, поэтому она ушла без прощания. Повинуясь условностям и предрассудкам, она потеряла личное счастье.

Проблема становления личности

  1. Чувство ответственности помогает человеку развить в себе способность к самопожертвованию и уверенность в собственных силах. Такими качествами обладает главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» . Алексей Ястребов воспитал в себе мужество и требовательность под гнетом опасности. Алексей прекрасно осознает тот факт, что настоящая личность способна спасти не только Родину, но и право на личные интересы и убеждения — именно поэтому он поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не столько над ним, сколько над своим «Я».
  2. Становление личности — процесс трудный и долгий, но заветный «финиш» стоит затраченных сил и терпения. Путь ошибок, утрат и нравственных переживаний пережил главный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он метался из стороны в сторону, словно ветер, который не знает какое направление ему нужно для достижения цели. Пьер пережил предательство, плен и войну, но это не просто не сломило его, а закалило его характер на новые победы. В финале он возмужал, остепенился и нашел счастье в любви, а свое предназначение открыл в семье и доме, где судьба жены и детей зависит от его умения вести курс в большом плавании.

Роль личности в истории

  1. Зачастую проблема личности в истории представляет двоякую ситуацию: с одной стороны, человек может быть героем, а с другой – злодеем. Однако в обоих случаях он совершает неоценимый вклад в историю, или же ряд действий, повлекших за собой целое скопище различных толкований. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев для восставших крестьян является освободителем, а для дворян и солдат императрицы – убийцей. Жестокость, с которой он расправляется с дворянством, совсем не согласуется с милосердием, проявленным к Маше Гриневой – в этом и заключается основная проблема роли выдающейся личности в истории. Ее сложно оценить объективно и однозначно, ведь власть бунтовщика была порою гуманнее, чем тирания императрицы, а в своих подходах к врагам они и вовсе неотличимы. Но хроники прошедших лет пишут победители, и образ кровавой пугачевщины выписан рукой Екатерины Великой.
  2. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему роли личности в истории на примере Кутузова и Наполеона. Нет сомнений в том, что оба военных руководителя отличались невиданной храбростью и мужеством, однако их различала общность с народом. По мнению Толстого, Кутузов был един с интересами общества, тогда как Наполеон думал только о собственном величии. Кроме того, в случае с российским полководцем видна точка зрения автора на поставленную проблему: историю вершит народ, а не его предводитель. Русский фельдмаршал лишь выражает общую для всех волю к победе, он не стремится лично попасть в первые ряды исторической арены. А вот французский император пытается вершить судьбу мира в одиночку и терпит заслуженное поражение. Толстой решающую роль всегда отдавал социуму, коллективу, этносу, а не одному представителю рода людского. И это правильно, ведь воевали и одерживали победы не два военачальника, а два народа.
  3. В поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» любимец царя оскорбил жену купца Калашникова. Тогда мужчина вступается за честь семьи и наносит удар еще перед боем, говоря Кирибеевичу о предстоящей битве. Естественно, он побеждает в поединке, но гибнет от «правосудия» царя, отказавшись выдать причину своего возмездия, дабы не порочить жену. В данном примере видно, что личность не может переломить ход истории, она идет своим чередом: суровое время делает честного купца жертвой произвола. Однако героизм и мужество таких людей в течение десятилетий все-таки меняют вектор развития общества, ведь теперь нравы гораздо мягче, а суд менее пристрастен. Значит, личность может внести свой вклад в историю, только он будет скромен, а результат постепенен.

Одиночество индивидуума в толпе

  1. Личность может взбунтоваться против общества и сделать это крайне успешно, если смотреть на это со стороны «обывателя». Так, например, Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — идет против устоев того общества, где правят «отцы», а не молодое поколение; где брак и труд ценятся превыше всего, а измена считается непозволительной «выходкой». Григорий нарушает все то, что строила его семья, не признавая ни моральных устоев, ни жизненных ценностей. Он одинок в своих взглядах, но не в жизни. Однако судьба, перемолотая войной, все же приводит его к трагедии одиночества: он лишается всех, кто был ему дорог. Из-за вечных метаний он не смог уберечь ни одну из женщин, да и его в финале мы видим загнанным и разочаровавшимся во всем человеком.
  2. Далеко не все «отлучившиеся» от общества люди способны быть счастливыми. Об этом пишет на станицах своего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев , противопоставляя «старым» взглядам на устройство жизни «новые», которые разделяет Базаров. Он не находит поддержки ни среди дворянства, ни среди такого «близкого» ему крестьянства. Базаров был одиноким не только во взглядах, но и в личной жизни, получив отказ от любимой женщины, отдалившись от семьи и потеряв друга. На смертном одре Евгений осознает, что и стране он не нужен.
  3. На примере Печорина – главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — можно увидеть, как одинок выдающийся, но лишний человек. Печорин — действительно личность исключительная, но далеко не простая: он играет судьбами других людей, не беря во внимание ни их чувства, ни возможность изменения их судеб. И все эти действия он совершает лишь для того, чтобы отлучится от понятий и стереотипов общества. Он развлекает себя в попытке унять потребность в действительно близком и понимающем его человеке. Он очень одинок, и подтверждение мы видим в сцене, где Григорий бросается на колени и рыдает, потеряв Веру навсегда. Конечно, он сам во многом является причиной своих несчастий, но все же нам жаль этого потерянного скитальца, невиновного в своей роковой исключительности, отделяющей его от социума.

Свобода и вседозволенность личности

  1. Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький . Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
  2. Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
  3. На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» , где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.



Top