Проектная работа "за что я люблю фэнтези".

Городские Менделеевские научные чтения школьников 5-7 классов

«Шаг в науку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

c редняя общеобразовательная школа № 17 города Тулы

Секция «Что написано пером…»

Тема: «Почему я люблю фэнтези».

Класс: 6 Б

Руководитель: Теремкова Татьяна

Ивановна, учитель русского языка и

Литературы

Тула, 2015

Оглавление стр.

    Введение 2

    Что такое « фэнтези» 2

    1. Основные черты жанра 2

2.2 Яркие образцы фэнтези в литературе 3

    Детское фэнтези 7

    Выводы 8

    Заключение 9

    Литература 10

Я очень люблю читать. Сколько я себя помню, я любила и умела читать всегда. Сначала это были детские журналы «Винни-Пух» и «Принцесса» с короткими стихами и рассказами. Став взрослее, я стала «проглатывать» все подряд: «Коты-воители», «Три мушкетера», «Шерлок Холмс», «Хроники Нарнии»…Но из всей возможной литературы мне больше всего нравится жанр фэнтези. С раннего возраста я читала, писала, «вживалась» в мир фэнтези.

Оказывается, я не одна люблю эти захватывающие книги. По статистике продаж в Санкт-Петербурге и Москве самое востребованное литературное направление в России – это фэнтези.

Цель данной работы – познакомиться с современным литературным жанром фэнтези.

Мною поставлены следующие задачи:

    Проследить историю возникновения и развития жанра.

    Рассмотреть особенности жанра на примере ярких образцов этого направления.

    Выявить характерные особенности детского фэнтези.

Актуальность данной работы заключается в том, что она позволяет познакомить широкий круг читателей с интересным жанром литературы, его истоками и отличительными чертами.

Основные черты фэнтези.

Фэ́нтези - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческие романы, действие которых происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, где герои сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, его же физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических драконов, эльфов, гномов, троллей, привидений и любых других фантастических существ. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда (Томас Мэлори «Смерть Артура») с её магией, мечами и романтикой лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран данного региона. В огромной степени оно - продолжение традиций классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.

Яркие образцы фэнтези в литературе.

Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези». У Толкина несколько произведений в жанре фэнтези. Это «Властелин колец», «Хоббит», «Сильмариллион» и другие. «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В виде трилогии он публикуется и в наши дни, хотя часто в едином томе.

Действие в трилогии «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкина происходит в выдуманном им мире Арде и его части Средиземье. Писатель придумал разные расы мифических существ, часть из них заимствована из мифологии. Эльфы - древняя раса, похожая на людей. Они, утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе и бессмертные).

Гномы - бородатые подземные карлики крепкого телосложения. Они изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом, добычей драгоценных камней.

Орки (или гоблины) - обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие - грабежи и убийства. В произведениях Толкина показаны как изувеченные Тьмой эльфы.

Полурослики - производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа предпочитают стрелковое оружие.

Тролли - горные великаны (и/или людоеды), обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.

Меня восхищает, что Толкин не только продумал историю существ в этом мире, но даже создал языки, на которых говорят герои, – это синдарин, квенья, древнее наречие. Толкинисты – последователи Толкина - до сих пор поют песни на эльфийском языке.

Главный сюжет книги – борьба Света и Тьмы. Интересно то, что Тьма во «Властелине колец» надвигается с Востока, тогда как в произведении «Хроники Нарнии» Кл.Ст.Льюиса с Востока является добрый лев Аслан. Я думаю, это связано с тем, что исторически завоеватели приходили с Востока.

Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд, в которых артефакт, обладающий магической силой, получает племянник главного героя. Так возник хоббит Фродо Бэггинс. Он получил Кольцо Всевластья, творение тёмного властелина Саурона из страны Мордор, созданное для того, чтобы подчинить себе все прочие волшебные кольца. Кольцо обладает собственной волей и способно продлевать жизнь владельца, одновременно порабощая его, искажать его помыслы и вызывать у него желание обладать Кольцом. С помощью Кольца Саурон, побеждённый много лет назад, может возродиться и начать снова угрожать свободным народам Средиземья. В итоге Фродо с помощью друзей уничтожает Кольцо в Мордоре. Свет побеждает тьму. Истинный Король – Арагорн Элессар -занимает свое законное место, и это символизирует начало эпохи смертных людей.

Толкин сознательно прибегает к приёму deus ex machina (вмешательству свыше, которое спасает героев от гибели), когда орлы спасают Фродо и Сэма и когда Гэндальф чудесным образом воскресает. (Подобные чудеса в сказках он сравнивал с евангельскими чудесами, не подлежащими объяснению). Таким образом, здесь он отстаивает свое христианское мировоззрение.

Значительное влияние на «Властелина колец» оказал древнебританский Артуровский эпос. Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Томаса Мэлори. Арагорн - наследник королевского трона, подтверждающий своё право волшебным мечом, полученным от эльфов, исцеляющий наложением рук, - весьма близок к королю Артуру. Некоторые также видят в нём образ Иисуса Христа как представителя иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве. Среди других отмечают параллель между Галадриэль во «Властелине Колец» и Леди Озером в «Сказании о Короле Артуре»; Валинор из «Властелина колец» аналог Авалона из книги «Смерть Артура». Сам Толкин, когда его сравнивали с сэром Томасом Мэлори, отвечал: «Слишком много чести для меня».

Мне кажется, что Война Кольца является аллегорией Второй мировой войны, а Мордор - олицетворением нацистской Германии. Почему возникает такое сопоставление? Дело в том, что «Властелин колец» писался во время Второй мировой войны, а эта война не могла не оказать влияния на Толкина, хотя сам Толкин отрицал это.

Кроме «Властелина колец», я читала и другие произведения в жанре фэнтези: «Сагу о Копье», «Эрагон», «Волшебник Земноморья», «Эльфийский клинок».

В «Саге о Копье» (Лора и Трейси Хикман, Маргарет Уэйс) основное действие происходит в вымышленном мире Кринн. Кринн содержит многочисленное количество персонажей, охватывает обширный временной промежуток и имеет свою географию. История Кринна состоит из пяти эпох, а герои этой саги – эльфы, гномы, маги, люди.

«Эрагон» - роман, написанный Кристофером Паолини. Эрагон - мальчик, живущий в деревне Карвахолл. Отправившись на охоту, он случайно становится обладателем таинственного камня, оставленного захваченной воинами Империи эльфийкой Арьей. Эрагон не подозревает о том, что этот камень ищут подданные короля Гальбаторикса, и лишь со временем узнает, что камень является драконьим яйцом. Эрагон из простого сельского жителя превращается в драконьего Всадника. В четырех книгах рассказывается о приключениях этого героя.

«Волшебник Земноморья» - первый роман писательницы Урсулы Ле Гуин из цикла о фантастическом архипелаге Земноморье. Книга издана в 1968 году. Эти книга о приключениях мальчика, который впоследствии стал сильнейшим из магов Земноморья.

В фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры. В японском, китайском, корейском и стилизованном под мифологию Дальнего Востока фэнтези действуют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии, - кицунэ, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.


Детское фэнтези.

Одним из направлений фэнтези является детское фэнтези. К числу произведений-родоначальников жанра относятся «Алиса в Стране чудес» (1864) и «Алиса в Зазеркалье» (1871) Л.Кэрролла, «Дети воды» Чарльза Кингсли (1863), «Принцесса и гоблин» (1872) Джорджа Макдональда, а также цикл произведений Л.Баума о Волшебной стране.

Английская писательница Дж.Роулинг, написав серию книг о Гарри Поттере, внесла огромный вклад в развитие детского фэнтези. Главными героями, как правило, являются дети. У них есть уникальные способности, волшебные вещи или союзники, которые позволяют им одерживать победу над грозными противниками.

Но я хочу остановиться на другом примере детского фэнтези – это приключения Перси Джексона. Эта серия книг Рика Риордана основана на древнегреческой мифологии. Главным героем является мальчик-полубог, сын бога морей Посейдона и смертной женщины. Он должен спасти или уничтожить Олимп. В этой книге действуют такие персонажи, как боги Олимпа, полубоги, титаны и мифические существа, взятые из древнегреческой мифологии. Это сатиры, циклопы, минотавры, кентавры, дриады, нимфы, пегасы.

Очень интересное детское фэнтези – «Часодеи» Н.Щербы. Книги основаны на славянской мифологии, так как главной героиней является девочка по имени Василиса, да и Алый цветок, сердце планеты, – это любимый с детства Аленький цветочек.

Всем этим книгам присущи одинаковые черты:

    Сюжет этих книг начинается с того, что герои не подозревают о своих неординарных способностях. Например, Гарри Поттер не знал, что он маг; Перси Джексон не догадывался, что он полубог; а Василиса не подозревала о своих способностях как сильного часовщика.

    Герои попадают в волшебные школы, к примеру, «Хогвартс», «Лагерь полукровок», «Светлочас».

    В каждой книге есть параллельный мир: маги и маглы; боги и люди; Эфлара и Остала.

    У каждого из героев - верные друзья: Рон и Гермиона у Гарри Поттера; Аннабет Чейз и Гроувер у Перси Джексона; весь Орден Дружбы у Василисы.

    Есть добрый наставник: Дамблдор для Гарри; Хирон для Перси и Астариус для Василисы.

    Существует и главный враг: Волан-де-Морт; Кронос и Астрагор.

    Добро побеждает зло с помощью дружбы и любви.

Несмотря на все эти схожие черты, каждая из этих книг имеет свой собственный оригинальный сюжет. Эти книги читаются легко и захватывающе.

Выводы.

Итак, рассмотрев наиболее яркие образцы жанра фэнтези, я пришла к выводу:

    Хотя жанр фэнтези возник в начале XX века, но его истоки мы находим в мифологии, легендах Средневековья, литературе XIX века.

    Фэнтези, как направление, нашел развитие не только в западноевропейской, американской, но и дальневосточной литературе.

    Выявляется общность героев.

    Детское фэнтези продолжает традиции взрослой литературы, но использует понятный язык, героями являются дети.

    Несмотря на то, что этот жанр рассказывает о выдуманных мирах, писатели поднимают актуальные для нашего времени проблемы: добра и зла, героизма и трусости, честности и подлости, любви и ненависти.

Заключение.

За что же мы любим фэнтези? Фэнтези наполнено романтикой, чувствами, магией! Само слово «фэнтези» ассоциируется с чем-то ярким, свободным, кажется, что в этом мире жить интересно и весело. Я люблю фэнтези, потому что оно позволяет людям развивать свое воображение, верить в мечты и в то, что достичь можно всего!

Жанр фэнтези с самого момента своего возникновения вызывает массу вопросов, споров и кривотолков. Можно ли считать фантастикой рассказы про эльфов и гномов в вымышленном мире? Фэнтези как литературный жанр существует уже более ста лет – а в этом вопросе до сих пор никто толком не разобрался.

Перед погружением в тему следует оговорить еще один очевидный факт: будут рассмотрены отличия фэнтези от научной фантастики, а не от фантастики в общем. Просто потому, что фэнтези – часть фантастики, один из фантастических жанров.

Что такое фантастика?

Для начала следует дать определение фантастики как жанра литературы. Хотя, жанром ее можно назвать только для простоты изложения материала, потому что литературоведы стабильно «кидают» старушку из жанров в методы и обратно.

Итак, фантастика (с греческого «phantastike » — искусство воображать) – это некий сонм литературных жанров, которые отличаются особой, логически несовместимой с обыденной реальностью, картиной мира. При этом фантастические миры могут быть частью мира Земли, соприкасаться с ним – а могут и никак к нему не относиться. Последнее чаще можно отнести к произведениям жанра фэнтези.

Фэнтези и НФ: определения

Научная фантастика и фэнтези – два старейших фантастических жанра. Если быть точнее, научная фантастика старше фэнтези примерно на столетие. Как только «младшая сестра» появилась на свет в начале 20 века, ее сразу стали сравнивать со старшей. И сравнения эти в большинстве своем не были лестными. Почему же? Потому что люди 20 века, как и люди века 21, чаще всего мыслят слишком рационально. А фэнтези – это воплощенная иррациональность. А теперь – подробнее.

– это дополненный силой воображения авторский вымысел, основанный на реальных научных знаниях и фактах. Фантазия автора научно-фантастических произведений может основываться не только на достижениях технических дисциплин либо естественных наук, но и фактов истории, пространственно-временных реалий и так далее. Чаще всего в произведениях НФ, или научной фантастики, никак не раскрывается тема волшебства, магии, иррационального чуда.

Этот пробел успешно заполняют произведения жанра фэнтези. Полет фантазии авторов, работающих в этом жанре, не ограничен ничем. Абсолютно ничем. Ведь откуда произошло слово «фэнтези»? Все очень просто: это калька английского «fantasy» — фантазия. Чаще всего на фэнтезийные миры не оказывают никакого влияния прогресс или регресс науки. Потому что волшебные миры живут по своим волшебным законам. В них работает магия, а чудеса случаются буквально на каждом шагу. Образно говоря.

Появление и сущность «противников»

Фантастические темы прослеживаются в искусстве всех без исключения народностей планеты во все времена. Ведь что так не отличает творца, как способность воображать? В некоторых случаях к фантастическим жанрам относят даже мифы и легенды, что крайне неверно с точки зрения литературоведения.

А вот научная фантастика появилась как раз на волне научного прогресса конца 19 – 20 веков. Научные фантасты, стоящие у истоков жанра, довольно часто предсказывали крупные и не очень изобретения и повороты развития науки и техники в будущем. Так, к примеру, Жюль Верн описывал подводную лодку, когда их еще даже не начали разрабатывать, Айзек Азимов много писал об искусственном интеллекте, а герои Андрея Беляева помещены на орбитальную станцию. Подобных примеров можно привести десятки, если не сотни.

Фэнтези же, появившаяся из стремления одного оксфордского профессора по фамилии Толкин создать для Великобритании новую мифологию, предположений о будущем не строит. Вот поэтому о ней уже сотню лет отзываются как о «развлекательном чтиве», «ненастоящей литературе».

Действие романов фэнтези часто происходит в полностью вымышленных мирах, которые живут по иррациональным магическим законам. Герои могут принадлежать к мифической (эльфы, гномы, гоблины, великаны) либо вымышленной расе (хоббиты, орки). Некоторые персонажи владеют магией либо необъяснимой природы силами, которыми они активно пользуются для решения своих проблем или спасения мира.

Родоначальником жанра фэнтези чаще всего называют Дж. Р. Р. Толкина и его произведения «Властелин колец» и «Сильмариллион». Среди известных современников – авторов «ненастоящих» книг, стоит упомянуть Урсулу ле Гуин, Андре Нортон, Ника Перумова, Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, Роберта Асприна и многих других.

Список отличий

Ниже будет приведен максимально подробный список черт, по которым можно определить, относится ли рассматриваемое произведение к жанру научной фантастики или фэнтези.

Внимание! Общая тенденция взаимопроникновения жанров породила такие интересные детища, как научная фэнтези и другие смешанные жанры. Они в произвольном порядке объединяют черты жанров – «родителей».

Итак, каковы же отличия научной фантастики и фэнтези?

  1. В основе научно-фантастических произведений лежат реальные научные факты. Основа произведения фэнтези – мифология, волшебство, иррациональные чудеса.
  2. Жанр фэнтези появился позже жанра научной фантастики. НФ породил бурный прогресс конца 19 – 20 века, а фэнтези – всплеск мифологического мышления 20 века.
  3. Характерное отличие произведений научной фантастики – фантастическое допущение (каким бы стал мир, если бы случилось нечто, если бы изобрели нечто). Альтернативная либо вовсе выдуманная реальность фэнтези никак не связана с объективной действительностью. Авторы произведений фэнтези не объясняют законов созданных ими миров, в которых нормой признается работающая магия и развитые нечеловеческие цивилизации, мифические расы.
  4. Сегодня научная фантастика переживает кризис, она частично ассимилировалась, породив фантастический боевик, космическую оперу и другие «мягкие» жанры. Фэнтези, напротив, бурно развивается, порождая все новые и новые ответвления и множество интересных произведений.
  5. Основной конфликт НФ – противостояние между общественными нормами и свободолюбием главного героя. В произведениях фэнтези главное противостояние идет между силами Добра и Зла, Светом и Тьмой.

30/03/02, Иномыслящая
Люблю фэнтези, потому что это один из наиболее интересных направлений литературы!! Читая фэнтези, не боишься что уснёшь! скорее проснёшься

05/11/02, Милитай
Я люблю иные миры. Где еще можно отвлечся от наскучившей обыденности и пожить в свое удовольствие? И вовсе это не "бегство от реальности", а способ взглянуть на нашу жизнь под новым углом.

16/02/03, pashken
Недавно в магазине видел книжк "Пластелин колец". Смешная такая, с картинками. И стоит 360 р., в то время как оригинал - всего 200...

16/02/03, dark elf
pashken, Лавкрафт-то с какого боку угодил в фэнтези? Лавкрафт - это готическая "темная" литература ("Холод" - форева!) А фэнтези... самый лучший жанр. Жанр свободы, можно вообразить себе что угодно, хоть ельфов, хоть драконов, магию опять же любую... Киберпанк еще тоже многое позволяет, но все же фэнтези обычно больше. Толкиен, Желязны, леди Урсула, Саймак - читать можно до бесконечности... ВотЬ!

10/03/03, Ireth Isilra
Совсем-совсем недавно (а может быть и очень давно, только я об этом и не подозревала) я полюбила мир фэнтэзи! Своей романтической натурой всегда напоминала себе эльфа:)! Как здорово, что от реала можно уйти столькими способами! И читая книги, и блуждая в инете можно почувствовать себя сказочным существом! Что бы ни говорили, как бы ни усмехались скептики, но толкиенистов - единомышленников слишком много, а значит, можно сказку сделать былью!

11/07/03, Шкура
Фэнтези - это здорово. Не все, конечно, так хорошо (например Перумов), но в общем интересно. Особенно Г.Л.Олди.

03/09/03, Lady Andromeda
Фэнтези наполнено романтикой, чувствами, магией в конце концов!! Я обажаю магию и все что с ней связано. Хотя отчасти я полюбила фэнтэзи после Властелина колец и аниме. Вообще я больше люблю смотреть аниме фэнтези, а не читать книжки...а фантастика это такая лажа, из всех книг фантастики токо три две были нормальными, о которых я может еще вспюмню в глубокой старости.

29/10/03, Бонни Паркер
Я люблю Рыжую Соню, особенно рассказы о логове. Север то же очень даже ничего. Почему не печатают продолжение три книги напечатали до половины, а теперь не издают.

29/10/03, Manson
А вы почитайте Джордана, любители классической художественной литературы! Это самое гениальное фэнтези, что я читала и это не только удивительный мир, потрясающий сюжет. Тот, кто это писал, чертовски хорошо знает людей, весь наш реальный мир, там потрясающая психологическая прорисовка, язык и вообще, мать вашу, не читали ни фига кроме Перумова, и обсирают Фэнтези!

01/11/03, Тихая бесёнка
Фэнтэзи, как направление в литературе и как жанр в кино, как направление в искусстве и так далее. Просто восхищает вся эта нереальность, когда читаешь или смотришь что-то в этом стиле,то так и хочется попасть туда, в тот мир, в то время, поучавствовать или просто быть наблюдателем. Но, с окончанием книги или фильма ты понимаешь,что это невозможно =(

14/11/03, Рона
Пожалуй, самый добрый, который учит доброте. Мне очень нравятся романы про Волкадава. Фэнтези объединяют в себе многие виды романов, но при этом создаётся слаженная композиция.

14/11/03, rogue2000
Романтика дальних странствий и иных миров... Что может быть лучше, для того чтобы отвлечься от суеты дня с хорошей книгой, погружаясь в сказочные приключения с головой...

09/01/04, Korin
Фэнтези-моя жизнь.Это мир,в котором я творю и думаю свободно.

25/03/04, Dahut the White
Люблю – ненавижу. Сейчас как никогда я жалею об отсутствии средней колонки… Фэнтези – жанр романтичный и дающий автору больше возможностей для творчества, чем любой другой, поскольку не ограничен законами физики, химии и т.п. Но в то же время в фэнтези есть ограничения много более значительные - стереотипные и канонические, делающие книги похожими одна на другую, равно как и заполнение рынка фэнтези низкопробным. Еще один недостаток – жанровая зависимость фанатов, тащащихся от одного наличия мечей и магии, и весьма большая вероятность попасть в их число в глазах умников. Фэнтези – ущербный жанр, он стал таким в последнее время, превращаясь из философской или авантюрной сказки, в ширпотреб. (конец справа)

26/03/04, Сказочница
Из всей литературы этот жанр мне ближе всего. Всевозможные детективы, любовные романы и проч. подобная беллетристика меня волнует не слишком - ее в жизни и без книг хватает. Фантастика меня просто не притягивает. Хотя интересно, что некоторые вещи, которые были описаны фантастами, уже созданы (или почти созданы). Классика... Все твердят, что классику нужно знать, любить... Хотя все это, все эти проблемы, что в ней поднимались, уже изучены и пережеваны сотни раз, и нет настроения возвращаться к ним снова. Концы классических книг часто навевают чувство безысходности. Само слово "фэнтези" ассоциируется с чем-то ярким и сободным, в таком мире, кажется, жить легче всего: есть магия, и если что-то не устраивает, можно просто взять и изменить то, что своими силами изменить нельзя. А если хочется - можно уйти, убежать туда, где будет хорошо. Эскапизм? Ага. Если хотите, считайте так. А мне так хорошо. Именно фэнтези я и живу по-настоящему.

25/05/04, shadowcat
интересно иногда уйти от повседневных проблем, "сбежать" в другой мир..не всё и не всегда, конечно, хорошо написано, но есть несколько книг, которые просто великолепны..

25/05/04, Аксиома
Ибо только фэнтези дает такое пространство для размышлений. Читать увлекательно, сразу представляешь себя в другом мире. Впрочем, это не есть черта только этого жанра.

10/07/04, Сказочница
Самый близкий мне мир. В нем я провожу большую часть своего времени и почти на все вещи смотрю с той стороны, как если бы находилась в фэнтезийном мире. Немного безумно, по-моему, но оторваться от фэнтези не могу. Не имею в виду книги, я их почти не читаю, но сам взгляд на жизнь, наверное.

12/11/04, slacka
Многогранная литература. Как и в любом другом жанре есть хорошие и плохое вещи. Начинал с русских былин. Илья Муромец и т.д. Затем читал легенды и мифы других народов. Зевс, Один, Хануман и др. В фэнтези аккумулированно все это. Обобщено и развито. Во все стораны тянутся сязующие линии. Но определенные вещи, как бы класно не были описаны, не ложатся на душу. Не нравится "городское". Нравятся путишествия и приключения (Quest-ы). Лучшая книга "Волшебник Земноморья". Из последних поразил цикл Алексея Пехова о крадущемя в тени - удивительно сбалансироанная вещь.

23/11/04, Striver
Тут говорят, что много отстоя среди фентези (99%??? - это вряд-ли). Его и правда хватает. Но так можно сказать о ЛЮБОМ жанре. В некоторых жанрах отстоя вааще 100%. Фэнтези - замечательный жанр, обычно его интересно читать. Cosmic Man в теме про Перумова сказал "Фентези - сказка для взрослых, никак не связанная с реальностью, и ничего более." А ничего более и не надо. Реальность - самое гнусное, что бывает.

09/02/05, Sergey Fedchun
Не стоит говорить о жанре - удачный или нет. Любой жанр имеет место на существование. Не сам жанр делает себя плохим или хорошим, а авторы, которые в нём пишут. Если произведение удачно, вызывает интерес и дарит радость, то это хорошая весчь, и не важно в каком жанре написана. Поэтому призываю говорить не о жанре в целом, а об авторах в этом жанре, о тех, кого стоит прочесть и посоветовать другим. Я советую Анджея Сапковского (Цикл о Ведьмаке). Здесь есть и лирика, и необыкновенный прагматизм, и философские взгляды автора, а есть и просто сказка - захватывающая и погружающая в свой вымышленный мир полностью, и без остатка.

17/04/05, Тихий Ветер
"Фэнтези это сказка для взрослых, но рано или поздно нормальный человек перестает верить в сказки и начинает жить." Странные, ужасные, отвратительные люди "живут" ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, в ЭТОМ Мире, где все забыто: сила, честь, клятвы... Те, кто это помнит, стараются подальше убежать из этого жуткого места. Хотя бы душой.

01/07/05, Freya
Конечно, большая часть фэнтези - это легкая и развлекательная литература, но есть и более серьезные вещи. Да и в качестве развлекательного чтения я предпочитаю фэнтези, а не детективы или, того хуже, дамские романы. Прекрасная возможность отвлечься от реальности и погрузиться в вымышленный мир, который отличается от настоящего.

25/08/05, Radgara
мне повезло. мое знакомство с фэнтези началось с одной из лучших книг этого жанра. я имею ввиду "властелин колец". началось очень давно и продолжается до сих пор. фэнтези - это способ уйти от всех проблем и хоть на часок отгородиться от этого мира.

18/11/05, Айа
Потому что это замечательный способ скрыться от реальности, погрузиться в мир "меча и магии". Здесь представлены замечательные структуры строения мира, характеры. Реальность - скучна и уныла, где наука отрицает магию, не развваясь до чего либо интересного. Я люблю фэнтези "средневековья", да и само это время, так как мир в это время загадочен и нераскрыт, в лесах живут духи, а домах - домовые. Если магии нет в этом мире - её надо придумать, что и исполненно в книгах фэнтези. На данный момент мои любимые авторы - это Г. Л. Олди, М. Семёнова, Макс Фрай. Мне нравятся некоторые книги Андре Нортон, Урсулы Ле Гуин... Погружаясь в эти книги я чувствую, что живу там, и умираю здесь. Прекрасное чувство.

19/11/05, 3 Sofia 3
Да, это прикольно! Знаете, мне в этом отношении нравится автор фантастических рассказов о будущем. Его псевдо - Кир Булычев, знаете такого? Столько популярных книжек про девочку Алису и её необыкновенных путешествиях он написал. Их я читала ещё в школьном возрасте, восторгаюсь ими и до сих пор. А вообще, человек с богатым воображением и правдивыми иллюзиями всегда забавен. С ним интересно общаться, его рассказы увлекают - разве это не здорово? Моя любимая героиня книги Френсис Бернетт Сара Кру умела придумывать такие приключения, что вполне могла бы написать роман. Именно это и помогло ей выжить в непростые дни её жизни, когда умер её дорогой отец. Может, иногда это очень важно, когда впереди тебя вдруг образовывается мираж, который сумеет спасти всю твою судьбу от опасных поворотов.

02/04/06, Saroiha
Я имею в виду не только литературу, а все, связанное с этим жанром - музыку, игры (компьютерные и ролевые), исторические фестивали в каком-то смысле. Хоть у нас Земля и не фэнтезийный мир, многие люди сами превращают свою жизнь в фэнтези, потому что со временем твои увлечения требуют развития каких-то навыков, и ты начинаешь заниматься фехтованием, шитьем, стрельбой, верховой ездой или т. д. Даже если ты не орк и не хоббит, со временем у тебя прямо-таки проявляются эти черты в характере, в поведении, в одежде... иногда прям в тусовке смотришь на человека и думаешь - ну эльф, точно! Внешний вид - отображение внутреннего мира, люди сами подсказывают, как их воспринимать, => сами же стрят такую подреальность. У меня самой такое глючное восприятие мира, для меня это фэнтези, где каждый человек обладает своей профессией, и у каждого есть характеристики, как в комп. игре =) С каждым можно как-то взаимодействовать; каждый оригинален по-своему, и у каждого свои квесты в жизни:-D =>

02/04/06, Saroiha
=> И сейчас вполне реально справедливо делить людей (есесно, из неформальской тусовки) на воинов/ менестрелей/ хоббитов-пофигистов/ дивных эльфов/ волшебников и т. д., и т. п. Правда, и жаль, и хорошо одновеременно, что пока что никто настоящего фэнтези не нашел, но мы сами строим его альтернативу. Если поначалу люди просто ездили на игры "в плащах из занавесок и с деревянными мечами", то сейчас дерево меняется на сталь, слепая вера в эльфов не особенно приветствуется, все продумывается более основательно и скептически, хотя я бы не взялась судить, плохо это или хорошо. А в общем очень интересно явление сейчас - со своей атрибутикой, анекдотами, байками, сленгом. Лично мне очень уютно в таком окружении, тебе разрешается верить во все, что хочешь, и никто не кричит на ухо, что ты псих =)

14/09/07,
Мне нравится фэнтези потому, что оно необычно. Наша реальность не так насыщена собитиями, (что может и не так плохо...)В фэнтези я нахожу то что никогда не встретишь в реальности. В реальности никогда не встретишь мага или троля, а в фэнтези не будут описывать нашу скушную жизнь. Кому охота читать про то что он знает и сам. Кто захочет читать о том как во время проверочной по физике,например,ты понимаешь, что АБСОЛЮТНО не понимаешь ни темы ни способа решения, и даже не совсем уверен что правильно понял написонное. Это скушно, а в фэнтези хоть какое-то разнообразие. Оно НАМНОГО интереснее, скажем например, немецкого. Хоть мозги не сильно грузит.

Прежде чем ты, Читатель, шагнешь под мрачные своды полуразрушенного готического собора, прежде чем под твоей стопой хрустнет первый череп из груды сваленных здесь останков, – позволь сказать тебе несколько слов в качестве напутствия. Присядь на минутку, да хоть бы и тут, у этого древнего алтаря, покрытого странными бурыми пятнами. Кажется, к стенке престола прилип кусок чьего-то скальпа… но неважно, неважно! Поговорим о темноте и таящихся в ней ужасах. О том, что тебе предстоит отыскать здесь, средь затянутых паутиной костей.

Я не знаю, кто первым назвал это «темный жанр». Но я могу сказать тебе, что около десяти лет тому назад несколько начинающих авторов решили организовать литературное сообщество, которое, после недолгих обсуждений, они нарекли «Тьма» . Среди этих рыцарей обагренного кровью стола был и ваш покорный слуга, ныне выступающий как составитель антологий (преимущественно в жанре ужасов и мистики) и немного писатель. Были среди них и автор повести «Бабай» Борис Левандовский, переводчик и писатель Владислав Женевский, сценарист Александр Вангард, писатели Андрей Сенников, Фотина Морозова, Александр Подольский и другие. И уже тогда, десять лет назад, мы все – каждый и каждая – понимали, что объединяет нас именно любовь к темному жанру.

Сначала это понимание было интуитивным, на каком-то подсознательном уровне. Знаешь, как бывает, когда ты находишься один в комнате и нутром чувствуешь, что туда зашел кто-то еще, а только потом, обернувшись, видишь гостя. Вот так и мы, прежде чем созрело само понимание, уже знали «про себя», внутренне, что такое «темный жанр». Дать же некое подобие определения этому жанру удалось уже позднее.

Сколько людей, столько и мнений. Каждый видит окружающий мир и себя в нем по-своему – я убеждаюсь в этом всякий раз, когда читаю отзывы на очередную нашу книгу. Одно и то же произведение один читатель называет «шедевром», а другой намекает, что в сборник оно попало благодаря «мохнатой лапе». И даже среди писателей (а может, вовсе и не «даже», а «тем более» среди них!) сложно найти двух людей с общими взглядами на литературу. Спорить о жанрах можно вообще бесконечно, и все равно для одних «Чужой» останется фантастикой, а для других (и если тебе это интересно знать, то я в их лагере) это фильм ужасов, для одних хоррор – подвид НФ (глупость какая, но многие так считают), а для других – часть большого жанра фэнтези.

Говоря о последних – подобное мнение (что horror – это fantasy) довольно широко распространено на Западе, у наших заграничных коллег. И творчество столь разных, но одинаково одаренных людей, как Говард Филлипс Лавкрафт, Лорд Дансейни, Нил Гейман или, допустим, Гильермо Дель Торо помогает в это поверить. Однако же надо понимать, что под fantasy («фентази», как называет это одна моя коллега-писательница, что, по правде сказать, всякий раз вызывает у меня улыбку) западные авторы понимают нечто большее, нежели только классические его разновидности, истории меча и магии или эпические саги в духе профессора Толкина. Скорее, они ведут речь о некоем едином подходе к творчеству как к полету фантазии, не ограниченному научными познаниями автора.

Чем же в таком случае является темный жанр? Как мы его понимаем, это литература (а также кино и прочие виды искусства), где находит отражение то, что можно назвать темной стороной бытия.

Это хоррор, ужасы. Потому что они пугают, а страх – суть темная эмоция. Это dark, темное фэнтези, потому что в центре его всякий раз оказываются всевозможные темные личности, нередко злодеи и монстры. Это готика – просто потому, что готика. Городское фэнтези, мистика и, нередко, так называемый магреализм – потому как в произведениях этих жанров сталкиваются и сближаются два мира: реальный и сверхъестественный, темный. Это триллеры о маньяках и фантастика о космических тайнах, потому что нет ничего темнее человеческого сердца, а встреча с неизведанным – это всегда нырок во тьму. Это модный в последнее время weird, «странная литература», корнями уходящий к американскому журналу Weird Tales, в котором в прошлом веке публиковали свои рассказы Лавкрафт, Говард, Лейбер и многие другие классики, причем фэнтези-истории прекрасно уживались на страницах этого издания с рассказами ужасов.

Так видим темный жанр мы, люди, создавшие Литературное общество «Тьма», вебзин с не менее говорящим названием DARKER , книжную серию «Самая страшная книга» и много чего еще разного, но определенно очень, очень темного.

Понимаю, что ты, возможно, видишь этот жанр несколько иначе. У тьмы оттенков куда больше, чем у безликого серого, опошленного перезревшими графоманами. Надеюсь, ты найдешь в этой книге свое и не отвергнешь чужое. Для твоего удобства и безопасности мы будем ступать по залам этого заброшенного храма тьмы осторожно. Поначалу с оглядкой в прошлое – первую часть антологии я назвал «Темная традиция», потому что собранные тут рассказы в большей или меньшей степени можно отнести к той или иной широко известной разновидности фэнтези: героического («Кровь твоего сердца» вашего покорного слуги), темного («Завтрак для Джека» В. Кузнецова, «Эффект дефекта» А. Провоторова), городского («Памятка юного бродяжки» О. Кожина). В этих историях авторы подчас творят миры. Дальше, когда ты пройдешь испытание их мирами, мы с тобой заглянем туда, где царит тьма безраздельная и где тебя будет ждать нечто «темнее темного» – необычные тексты, устремленные в прошлое («Упырь» М. Кабира, «Дюнан» А. Жаркова и Д. Костюкевича), в дальние страны («И пришел дракон» А. Подольского, «Человек из храма Белой Цапли» Д. Гужвенко) или далекие для большинства обычаи и верования («Легкий пар» М. Шурыгиной), вещи подчас экспериментальные, необычные, выходящие за рамки («Мед» В. Женевского, «Куш» Р. Газизова).

Этой книгой издательство АСТ и обожаемая мной редакция «Астрель» начинают новую серию мрачного, темного фэнтези. Подвиг их на это, насколько мне известно, нежданный успех русского хоррор-проекта «Самая страшная книга». Потому и открывать эту серию выпало мне и моим собратьям и сосестрам во тьме. И кто знает, Читатель, быть может, в будущем ты еще не раз встретишься в иных томах этой новой серии с кем-то из авторов этой книги. Ведь темное манит и нас тоже…

И пусть впереди тебя ждут мрак и ужас – мы все равно желаем тебе доброго пути.

Парфенов М. С., составитель

P. S. Когда над этой книгой уже работали корректоры издательства, пришла печальная весть: скончался от рака один из самых талантливых авторов молодой «темной волны» русской литературы. Владислав Женевский, автор рассказа «Мёд» и других прекрасных историй, писатель, поэт, переводчик, редактор, рецензент, библиограф. Ему было всего 30 лет. Он беззаветно, всем сердцем любил темный жанр. Идя коридорами этого мрачного собора, Читатель, вспомни добрым словом Владислава Александровича, ведь люди живы, пока жива память о них, – а Влад Женевский, прекрасный Человек и замечательный Друг, достоин жизни вечной.

Темная традиция

М. С. Парфенов

Кровь твоего сердца

– Еще одна крепость взята, – фыркнул гвардеец, утирая седые усы, долгие концы которых спускались по обе стороны массивного подбородка. – Штурм был стремителен и неотвратим, но без потерь не обошлось.

Понурив голову, гигант с грустью похлопал мозолистой ладонью притороченный к поясу кошель – тот изрядно истощал за вечер – и отпихнул пустой ковш на край заплеванного дощатого стола в компанию к двум другим давно уже опорожненным кувшинам. Раздраженный, он вдобавок лениво пнул тяжелым сапогом ножку стола, и глиняная посуда отозвалась испуганным перезвоном.




Top