Программа: Приветствие команд. Разминка

Приветствие команд Это чьи скрестились шпаги? Кто затеял этот спор? И способен дать отпор? Это знай, не мушкетеры Всем известного Дюма, А умельцы и актеры, люди острого ума. Жажда новых испытаний Привела на КВН Всех поклонников исканий И великих перемен. Будет бой сегодня грозный, Но без шпаг и без рапир, И веселый, и серьезный, Он посеет только мир.



1. В истории науки принято называть ЕГО первым математиком из города Милет – греческого купца, путешественника и философа (VII в.до.н.э.). Конечно, существуют более ранние египетские и вавилонские источники, содержащие разнообразные арифметические и геометрические сведения, но в них нет даже намётка на доказательства. ЕМУ же приписывают первые математические теоремы (Диаметр делит круг пополам, теоремы о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и т. д.). Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний, определил продолжительность года. ОН был причислен к группе «семи мудрецов». 2. ОН (III в. до н.э.) – древнегреческий математик, автор труда «Начала» в 13 книгах, в котором изложены основы геометрии, теории чисел, метод определения площадей и объёмов. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На что он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории Западного мира его книга после Библии издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась.


Немного истории… 3. ОН (VI в.до н.э.) – древнегреческий философ и математик, преобразовал математику из собрания формул и рецептов в абстрактную дедуктивную науку; ему приписывают изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы о соотношении сторон прямоугольного треугольника. По легенде, в честь открытия своей знаменитой теоремы о катетах и гипотенузе, учёный принёс в жертву 100 быков. Но позже выяснилось, что эта теорема была известна ещё древним шумерам. На сегодняшний день известно около 150 доказательств этой теоремы. 4. ОН () – швейцарский математик, физик, астроном, работал в России и Германии. Внёс вклад в теорию чисел, геометрию, математический анализ, вывел теорему о связи рёбер, вершин и граней многогранника. Он внёс большой вклад в топологию-раздел геометрии, который изучает свойства фигуры, не меняющейся при непрерывных деформациях.


Это интересно! Вопросы одной команде: 1 процент от 1 тысячи рублей? Можно ли при умножении чисел получить ноль? Чему равен 1 пуд? Первая женщина-математик. Наименьшее натуральное число. Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? Как найти неизвестное делимое? Как называется вторая координата точки? Найди третью часть от 60. Как называется функция вида у = кх + в?


Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? Четурехугольник, у которого все углы прямые? Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? Угол больше прямого, но меньше развернутого. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Сколько нулей в записи миллион. Прибор для построения окружности. Наибольшее двузначное число.


Это интересно! Вопросы другой команде: Как называется сотая часть числа? Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? Назови наибольшее отрицательное число Площадь квадрата 49 м 2. чему равен периметр? Как найти неизвестное вычитаемое? Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? Как называется утверждение, требующее доказательства? Как называется первая координата точки? Разделите сто на половину его Как называется функция вида у = ах 2 + вх + с


Вo каком четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? Сумма длин всех сторон многоугольника Можно при делении чисел получить ноль? Величина прямого угла. Сколько лет в одном веке? Что больше ½ или 1/3? Прибор для измерения отрезка. Часть прямой, ограниченная двумя точками?


Интеллектуальный мини-турнир. 1. По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби? А). То, как этот человек выглядит. Б). То, что он о себе думает. В). То, что про него думают другие.


Интеллектуальный мини-турнир. 2. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи? А). Красота, разум, истина. Б). Цвет, звук, мысль. В). Буква, цифра, нота.


Интеллектуальный мини-турнир. 4. Пифагор является одной из наиболее интересных личностей в истории. Он основал религию, которая нашла свое воплощение в особом религиозном ордене. Выберите из представленных вариантов предписание, которое действительно являлось предписанием пифагорейского ордена. А). Не плюй в колодец. Б). Не подставляй ногу. В). Не откусывай от целой булки.


Интеллектуальный мини-турнир. 5. Великий ученый Альберт Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и некоторым предметом. Однако некоторый предмет, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а этот предмет будет существовать вечно». Ответьте на вопрос, между чем Эйнштейну приходилось делить время? А). Между политикой и книгой. Б). Между политикой и физикой. В). Между политикой и уравнениями.








Тип : познавательная игра.

Форма : соревнование.

Краткое описание : в качестве участников выступают 2 команды учащихся 8 классов.

^ Участники КВН : жюри, зрители, ведущий. У участников конкурса эмблемы команды. Реквизит - пакеты заданий для каждой команды, лист с верными решениями и ответами для жюри, чистые листы и ручки, подготовленные кроссворды для болельщиков (зрителей), цветные мелки.

^ Поэтапное описание : подготовительный этап. Формируются команды из учащихся 8 классов. Выбираются капитаны команд. На стенде помещается объявление о месте и времени проведения математического КВН. Разрабатываются задания для конкурсов. Участники команд знакомятся с условиями игры, придумывают эмблемы, представление команды. Разрабатывается бальная система оценивания работы команд на КВНе. Игровое действие.

План:


  1. Вступительная часть;

  2. Представление и приветствие команд;

  3. Разминка «Веселый урок»;

  4. Конкурс капитанов;

  5. Конкурсы на знания и смекалку;

  6. Конкурс художников;

  7. Геометрический конкурс;

  8. Домашнее задание. Конкурс художественной самодеятельности;

  9. Подведение итогов.
Ход конкурсов:

  1. Вступительная часть.
Ведущий . Дорогие ребята! Сегодня состоится открытие нашего клуба веселых и находчивых.

А что такое клуб? (Это общество друзей, которых объединяет одно общее интересное дело).

Что такое «веселые» вам объяснять не надо. Ведь вы какие ребята? Конечно, веселые.

А что значит находчивость? (Когда в трудную минуту быстро найдешь верный выход, проявишь умение и примешь правильное решение).

Итак, друзья начнем программу.

Затей у нас большой запас,

А для кого они? - Для вас!

^ Поют обе команды (на мотив «Улыбка»)

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить,

Математику учить

И себя не подводить

Мы, конечно же, всё это понимаем.

Ведущий.

Счетный конкурс открываю

Добрый день, мои друзья.

Две команды - в КВНе

Их сейчас представлю я.

^ 2) Представление и приветствие команд.

Команда 1: «Дважды-два»

Готовы бой принять мы смело

И свой девиз мы дарим вам

Ну а победа - только нам!

Песня:

Мы частушки вам споем

Про нашу математику,

Про задачи, уравненья

И про сложные примеры.

Я с Ромашкою дружу,

В гости я к нему хожу.

Он задачи мне решает,

А я рядышком сижу.
Начинается урок,

Математика идет.

Стоит Саня у доски,

Мучает свои мозги.

Дорешал большой пример,

Повернулся и запел.

«Математика – наука

Без тебя нам жизни нет», -

Так сказали все ребята

В нашем классе, наконец.

Команда 2: «Эврика»

Сегодня в этом зале

Идем мы в наступленье

Ни шага назад, ни шага на месте,

И только вперед и дружно все вместе.


Школа нам мотает нервы

Утром, вечером и днем

Мы подумали - решили:

В КВН играть пойдем.

Может быть мы проиграем

Или первыми придем

Мы подумали – решили

Да мы за пояс вас заткнем.

Мы сражаемся сегодня

Наши споры горячи

Вам совет дает соперник

Математику учи.

Ведущий.

Все конкурсы оценивает уважаемое жюри

Чтоб игра пошла как надо

Я жюри представить рада,

Тот, что справа - Ломоносов

Математик и философ.

Лобачевский - слева здесь,

Гордость русская и честь.

Третья им как раз под стать -

Софьей Ковалевской звать!

Команда 1: «Дважды-два»

Синей скатертью стол большой накрыт,

А за столом всё жюри сидит.

Жюри милое, справедливое,

Вы судите нас, но и милуйте.

Команда 2: «Эврика»

О, жюри, жюри, о, могучее

Очи черные, очи жгучие

Как мы любим вас, как мы ценим вас

Не губите нас в этот трудный час.

^ Приветствие болельщикам (поют обе команды)

Нам без тебя прожить нельзя,

Болельщик ты мой, хороший.

Мы ведь с тобой давно друзья,

Хлопай громче в ладоши.

Не проиграем - ты не жди,

Будет иначе стыдно,

Два не поставят нам, поди,

Но проиграть обидно.

^ Обращение к сопернику:

Команда 1: «Дважды-два»

Соперник бывает кусачий только от жизни собачей.

Только от жизни, от жизни собачей

Соперник бывает кусачий.

(подарок - бутылка молока с соской)

Пейте дети молоко, проиграете легко.

Команда 2: «Эврика»

Ты проиграешь, но не плачь,

С тобой мы дружим с детства

Всё же старайся проиграть

Желаем тебе от всего сердца.

(Подарок - пух.)

Да поможет нам Аллах,

Разнести вас в пух и прах.
3.Разминка «Веселый урок» (командный конкурс)

Если не отвечает команда, то поможет ответить болельщик.


  1. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? (да, улетел, т.к. синиц всего 5).

  2. Горели 6 свечей.1 из них погасли. Сколько свечей осталось? (осталось 2 свечи, остальные сгорели) .

  3. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. А сколько всего? (3 яблока).

  4. В каком городе впервые 3 тысячи лет назад стали измерять углы в градусах? Ответ в отгадке ребуса

  5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)

  6. Чему равен угол в квадрате? (90°)

  7. Чему равен смежный угол для угла 79°? (101°)

  8. Чему равны длины сторон египетского треугольника? (3,4,5)

4.Конкурс капитанов.

Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

«Учат в школе» (к четырем прибавить два)

«Вместе весело шагать по просторам» (раз дощечка, два дощечка)

«Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

«В траве сидел кузнечик» (он ел одну лишь травку)

«Там вдали за рекой…» (сотня юных бойцов)
5. Конкурсы на знания и смекалку


1. О ком эти строки: (Пифагор)

Во мгле веков под нашим вздором блеснула истина.

Она до наших дней еще верна.

Найдя разгадку, мудрый старец

Был благодарен небесам.

Он сто быков велел зажарить

И в жертву принести богам.

С тех пор быки тревожно дышат,

Они, кляня, дары богов,

О новой истине услышав, ужасный поднимают рев.

Их старца имя потрясает,

Их истины лучи слепят

И, новой жертвы ожидая, быки,

Зажмурившись, дрожат.

^ 2. Составьте самое длинное математическое слово из букв: (число )

к л е с н и ч о в

3. Известно, что бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т? (2 бегемота)

4. «Математический словарь».

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

(За 3 минуты написать математические термины на буквы. Выиграет тот, кто успеет больше вспомнить и записать)

Команда 1: «Дважды-два» - буква К

Команда 2: «Эврика» - буква С

5. Конкурс художников .


  1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой - прямоугольник.

  2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами человечка. Точка - точка - запятая - минус - рожица кривая - палка - палка - огуречик. Вот и вышел человечек!

6. Геометрический конкурс.


  1. Сколько лучей на рисунке? (20 лучей)

  • Сколько углов на рисунке? (18 углов)

    1. Сколько отрезков на рисунке? (10 отрезков)

    1. Сколько ромбов на рисунке? (14 ромбов)

    7. Домашнее задание.

    Конкурс художественной самодеятельности.
    8. Подведение итогов.

    Каждый конкурс оценивается жюри определенным количеством баллов, и после его окончания жюри объявляет результаты. В КВНе выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсов.

    КВН наш окончен, пора по домам.

    Но это друзья не помеха,

    И в час расставанья желаю я вам

    В учебе хороших успехов.
    «Час веселой математики»- 9 класс

    Предмет математики настолько серьезен,

    что полезно не упускать случая

    сделать его немного занимательным.

    Б. Паскаль

    Цели:

    ХОД ИГРЫ:

    1. В игре участвуют две команды по 5 человек, которые выбираются путем жеребьевки. Команды получают названия и за 5 минут должны придумать свой девиз, пока происходит дальнейшая подготовка к игре.

    2. Определяется жюри. Остальные учащиеся зрители и болельщики.

    Начинается игра. Учитель представляет команды участников. Учащимся предлагается для выбора следующие конкурсы:


    • «Звездный час»;

    • «Счастливый случай»;

    • «Поле чудес»;

    • «Брейн-ринг»;

    • «Подумай! Сообрази!».
    Представители от команд, поочередно делают свой выбор.
    Задания для конкурсов:

    1. «Звездный час»

    каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10). На интерактивной доске написаны имена ученых математиков под номерами: 1 – Пифагор; 2 – Эйлер; 3 – Ада Байрон; 4 – Герон; 5 – Виет; 6 – Гипатия; 7 – Лепот; 8 – Галуа; 9 – Евклид; 10 – Декарт. Ведущий задает вопросы, а команды, кто быстрее, должны поднять табличку с верным номером. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.


    Вопрос

    Ответ

    1. Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый?

    № 2 – Леонард Эйлер

    1. Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. Кто это?

    № 8 – Эварист Галуа

    1. От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного.

    № 9 – Евклид

    1. По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя?

    № 6 – Гипатия

    1. Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя?

    № 7-Гортензия Лепот

    1. Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя?

    № 1 – Пифагор

    1. Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина?

    № 3 – Ада Байрон

    1. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. Кто это?

    №4 - Герон

    1. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кто это?

    №5 – Франсуа Виет

    1. «Брейн-ринг »
    - ведущий задает вопрос. Участникам команд дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить раньше, то она поднимет руку. Вопросы задаются поочередно. Если одна команда не знает ответа, то может ответить другая. За каждый верный ответ – 3 балла.

    Вопрос

    Ответ

    1. Прибор для измерения углов на местности.

    Астролябия

    1. Что означает в переводе с греческого «октаэдр»?

    Восьмиугольник

    1. От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает?

    Наука

    1. В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда?

    Амстердам

    1. В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение?

    Знак «%»

    1. По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто?

    Архимед

    1. Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас?

    Геометрия Лобачевского

    1. «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов?

    Философ античного мира – Платон

    1. Что означает слово тригонометрия?

    Измерение углов

    1. С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат?

    Рене Декарт

    1. Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою?

    Пифагор

    1. Кто из ученых – математиков впервые установил существование односторонних поверхностей?

    Мёбиус

    1. Немецкий ученый, которого называют «королем математики»?

    Гаусс

    1. В какой стране впервые появились отрицательные числа?

    Древний Китай

    1. «Поле чудес»
    - на интерактивной доске нарисованы пустые квадратики, обозначающие количество букв слова. Участникам задается вопрос и разрешается открыть любые 3 буквы (участники называют буквы, если они есть в слове, то ведущий записывает их на доске). После этого дается минута на обсуждение. Если команда не ответила или ответила неверно, то может попытаться вторая команда. За верно отгаданное слово команда получает 3 балла.

    • Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?

    • Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» Назовите фамилию этого математика.

      1. «Подумай! Сообрази!»
      - в конкурсе участвует один учащийся. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 5 баллов.
      Задания I команде: треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигура, сложение, мел, периметр, ученик, диагональ.

      Задания II команде: круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки, циркуль, вектор, учитель, градус, тетрадь.


      1. «Счастливый случай»
      - команды за определенное время отвечают на вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Верно отгаданный вопрос – 2 балла.

      1 команда

      2 команда

      Чему равна 1/4 часа?

      15 минут

      Какую часть часа составляет 20 минут?

      1/3

      1% метра?

      1 см

      Что такое астролябия?

      Прибор для измерения углов

      Наибольшее натуральное число?

      Нет

      Наименьшее натуральное число?

      1

      Масса 1 м 3 воды?

      Тонна

      Что такое 1%?

      1/100 часть

      Утверждение, принимаемое без доказательства.

      Аксиома

      Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида?

      Нет

      Чему равна длина окружности радиуса 5?

      10

      Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли?

      Равны

      В каком Европейском городе есть улица Коперника?

      Амстердам

      Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника?

      Диагональ

      Что такое абак?

      Счеты

      Третья буква греческого алфавита?



      Что представляет график функции y = r/x?

      Гипербола

      Что представляет график функции y = x 2 ?

      Парабола

      Как называется вторая координата точка?

      Ордината

      Как называется первая координата точки?

      Абсцисса

      Отрезок, соединяющий две точки окружности?

      Хорда

      Прибор для измерения и построения углов?

      Транспортир

      Прибор для построения окружности.

      Циркуль

      Чему равен угол в квадрате?

      90 o

      Чему равен 1 фунт?

      400 гр

      Может ли при делении получиться 0?

      Да

      Единица массы драгоценных камней?

      Карат

      Чьи штаны во все стороны равны?

      Пифагора

      Может ли при умножении быть 0?

      Да

      Чему равен объем 1 кг воды?

      1 литр

      Игра оканчивается, подводятся итоги, награждаются победители.

    Турнир по математике

    «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий»

    7- 8 классы

    Цели: привитие интереса к математике, развитие творческих способностей, сплочение детского коллектива, воспитание культуры общения.

    Девиз : «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

    Программа:

    1.Приветствие команд.

    2.Разминка.

    3. Домашнее задание.

    4. Конкурс капитанов.

    5. «Угадайка»

    6. Подведение итогов

    Вступительное слово:

    Почему торжественно вокруг?

    Слышите, как быстро смолкла речь?

    Это о царице всех наук

    Поведем сегодня с вами речь.

    Не случайно ей такой почет,

    Это ей дано давать советы,

    Как хороший выполнить расчет

    Для постройки здания, ракеты.

    Есть о математике молва,

    Что она в порядок ум приводит,

    Потому хорошие слова

    Часто говорят о ней в народе.

    Итак, мы начинаем наш турнир.

    Представление жюри.

    Определение порядка выступления команд. (2 карточки: «1» и «2»)

    1. Приветствие команд: (5 баллов)

    Чтоб нам в турнире не нарушить порядок,

    Приветствия ваши мы выслушать рады.

    Команды приветствуют друг друга :

    • Название команды
    • Девиз
    • Эмблема
    • Газета


    2. Разминка

    Чтоб все в турнире прошло без заминки, Его мы начнем…

    Ну конечно с разминки!

    Капитаны команд по очереди вытаскивают вопросы, ведущие их зачитывают. Время на обдумывание дается 30 секунд, если команда ответила неправильно, то 2-ая команда может заработать дополнительное очко, дав правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл.

    Вопросы командам:

    1. Перечислите 5 дней недели подряд, не упоминая чисел и названия дней.

    2. Какие 3 числа при умножении и при сложении дают один и тот же результат?

    3. Два отца и два сына съели 3 яйца. Сколько съел каждый?

    4. Кто есть: сын моего отца, а мне не брат?

    5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

    6. Сколько распилов надо сделать, чтобы бревно распилить на 3 части?

    7. Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось сто?

    8. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех?

    9. Росли 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой по 4 маленьких веток. На каждой маленькой ветки по 4 яблока. Сколько всего яблок росло на ветках?

    10. Может ли дождь идти 2 дня подряд?

    11. Как называется вторая координата точки?

    12. У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется?

    13. Назовите наибольшее отрицательное число?

    14. Площадь треугольника 49 м 2 . Чему равен его периметр?

    Жюри объявляет набранные баллы

    3. Домашнее задание (5 баллов)

    Сценка «Урок математики 2070»

    Жюри объявляет набранные баллы и промежуточный итог

    4. Конкурс капитанов: (правильный ответ 1 балл)

    • Каждому капитану по 4 ребуса. Время – 5 мин.
    • Игра со зрителями «Пословицы»

    Жюри объявляет набранные баллы

    5. «Угадайка»

    От каждой команды 2 человека вынимают карточку с термином, который надо показать своей же команде жестами, действиями, но без слов. За угаданный термин с 1-ой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Если 1-ая команда не угадывает, то 2-ая может получить 1 балл за угаданный термин.

    • Циркуль
    • Дробь
    • Квадрат
    • Угол
    • Координатная плоскость
    • Время
    • Скорость

    Прежде, чем жюри объявит итоги нашего сегодняшнего турнира, мы хотим вам пожелать:

    Научись встречать беду не плача

    Горький миг не зрелище для всех

    Знай! душа растёт при неудачах

    И слабеет если скор успех.

    Мудрость обретают в трудном споре

    Предначертан путь нелегкий твой

    Синусоидой радости и горя,

    А не вверх взмывающий кривой.

    6. Подведение итогов

    Жюри объявляет набранные баллы и награждает победителей.


    Внеклассное мероприятие по математике.
    Форма проведения – игра КВМ (клуб весёлых математиков)

    Конспект внеклассного мероприятия по математике.

    Биткова Людмила Васильевна, учитель математики первой категории,муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», посёлок Лесной Зубово–Полянского района Республики Мордовия.
    Описание материала : Одним из видов внеклассной работы по математике я провожу в форме КВМ. На практике я убедилась, что учащиеся с удовольствием участвуют в них. Это мероприятие можно провести на недели математики, а также на последнем уроке в конце четверти. У каждого из членов команд эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный участник. На мероприятие приглашаются жюри, болельщики.
    Возрастная категория участников: учащиеся 5 – 6-х классов.
    Место проведения: учебная аудитория.
    Форма проведения: конкурсное соревнование.
    Цель: повышение интереса к математике.
    Задачи:
    образовательные:
    -расширить круг знаний учащихся;
    -способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
    воспитательные:
    - воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе;
    - воспитывать у учащихся инициативность;
    развивающие:
    - развивать сообразительность, любознательность, внимание, память;
    - развивать культуру математического мышления.
    Оборудование:
    Плакаты «Считай, смекай, отгадывай». «Пусть победит смекалка». «Думай, пробуй и ищи, будет трудно – не пищи», «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» Б. Паскаль,математические газеты, ребусы, стенд из рисунков учащихся, лист для жюри.
    Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
    Ресурсы: Компьютерная презентация.
    Домашнее задание:
    За неделю до начала мероприятия ученики 5- 6 – го класса получают следующие задания:
    1) Придумать название команды, приветствие, девиз, песню, подарки командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана;
    2) Нарисовать ребусы.
    3)Каждый участник должен подготовить рисунок на альбомном листе, используя только цифры и знаки арифметических действий.
    4) Подготовить по две строчки из песен, где встречаются имена числительных.

    План внеклассного мероприятия:

    I. Организационный момент
    II. Актуализация. Вступительное слово учителя математики.
    III. Основная часть: 1.Приветствие команд
    2. Разминка. 3. Конкурс капитанов
    4. Конкурс художников
    5. Задания для болельщиков.
    6. Конкурс «Пословицы»
    7. Конкурс «Заморочки из бочки»
    8. Конкурс «Разгадай ребус»
    9. Конкурс «Аукцион песен»
    III Заключительное слово учителя математики.

    I. Организационный момент

    Первая команда - «Пингвины», вторая команда - «Тигрята».
    У каждого из членов команд эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный участник. На мероприятие приглашаются жюри, болельщики, ведущий из старшего класса.

    II. Актуализация. Вступительное слово учителя математики.

    Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться с нами в весёлую страну «Математика».
    Привет, друзья! Сегодня в школе большой и интересный день.
    Мы приготовили весёлый наш школьный вечер – КВМ!
    КВМ - соревнование в остроумии и знании.
    Чтоб этот вечер КВМ вам по душе пришёлся всем
    Нужно знания иметь прочные, быть весёлым и находчивым!
    Сегодня вы пришли сюда, чтобы решать, подумать, отдохнуть.
    Увидеть наш веселый КВМ, умом своим на все взглянуть.
    Пора команд нам приглашать. Взглянуть на них и всех узнать.
    На турнире две команды. Их сейчас представлю я.
    Итак, команда (все вместе говорят «Тигрята» )

    А вот команда номер два про неё по школе идёт хорошая молва. Это команда (все вместе говорят «Пингвины» ).


    (Команды под музыку поют песню «Мы начинаем КВМ» ) Снова будем ждать мы
    Будем ждать мы с нетерпеньем встречи.
    Это значит юмор
    Значит юмор не опустит флаг.
    Это значит будет
    Значит будет долгожданный вечер
    Вечер, где мы снова
    Где мы снова повторим: Итак
    Мы начинаем КВМ
    Для чего, для чего?
    Чтоб не осталось в стороне
    Никого, никого.
    Пусть не решить нам всех проблем
    Не решить всех проблем.
    Но станет радостнее всем,
    Веселей станет всем.
    Учитель: Вот и встретились наши команды, пожелаем им успехов в предстоящих соревнованиях. Будьте внимательными, задания выслушивайте до конца, не выкрикивайте. Уважайте своих соперников.
    Ведущая: А главный гость на нашем КВМе - Жюри.
    Он ваш судья, вершитель ваших знаний.
    Чтоб игра пошла как надо, я жюри представить рада.
    Конкурсы будет оценивать жюри в составе:
    1. ___________________________________________
    2. ___________________________________________
    3. ___________________________________________

    Итак, КВМ я открываю, всем успехов пожелаю!
    Думать, мыслить, не зевать, решать отгадывать, смекать!

    III. Основная часть

    Ведущий: Объявляю начало первого конкурса «Приветствие команд» . Командам приготовиться к приветствиям! Со своим «приветствием» выступает команда «Тигрята».
    Капитан команды:
    Наш девиз: « Мы Тигрята лучше всех. Всех умней и круче всех».
    Приветствие: «Пожелаем всем друзьям сражаться дружно и отважно. Кому достанется победа совсем, совсем неважно».
    Песня на мотив «Мы весёлые ребята»
    Мы весёлые ребята
    КВН (ные тигрята)
    Мы участвуем сейчас
    В КВНе первый раз.
    Все привыкли мы к порядку,
    Утром делаем зарядку
    Всё на лад идёт тогда:
    И работа, и игра.
    Мы грязнуль не уважаем,
    Слабых мы не обижаем,
    В КВН играть хотим
    И, конечно, победим!
    Ведущий: На конкурс «Приветствие команд» приглашается команда «Пингвины».
    Капитан команды:
    Девиз: «Мы Пингвины просто класс, победи, попробуй нас!».
    Приветствие: «Наша команда «Пингвины» приветствует собравшихся ребят,
    желаем всем – победить, а себе – не проиграть!»
    Песня (на мотив в Антарктиде льдины)
    Алгебру учили Пингвины
    Плохо мы учили - на свою беду!
    И теперь на море видно не пойдём мы
    Алгебры основы, ох как тяжелы.
    Сколько уравнений, что с ума свели
    Правила, законы, теоремы жуть,
    Очень трудно выбрать самый верный путь.
    Пингвин с медианой спутал высоту
    Построил прямую, но совсем не ту.
    Как найти к вопросу правильный ответ
    Жаль, что в Антарктиде Пифагора нет.
    Но без Пифагора сами мы должны
    Отыскать дорогу в новые миры
    А пока учиться будем мы на пять
    И по математике «отлично» получать.
    Ведущий: Каждая команда приготовила друг другу подарки.
    Капитаны приветствуют друг друга.
    Капитан «Тигрята» вручает капитану «Пингвины»
    «Да поможет нам аллах, разнести вас в пух и прах» (Дарят пушинки)
    Капитан «Пингвины» вручает капитану «Тигрята» детскую бутылочку с молоком со словами «Пейте детки молоко - до победы далеко».
    Ведущий обращается к жюри:
    Весёлым и добрым будет вечер. И в память об этой памятной встречи вам
    подносят свои сувениры команды.
    Вперёд, друзья, не робеть, капитаны!
    Капитаны подносят жюри подарки от команд.
    1-й капитан вручает мыло:
    «Если проиграем, судей на мыло отправим!»
    2-й капитан вручает веточку от ёлочки со словами:
    «Пусть вопросы будут колки, как иголки этой ёлки.
    Постараемся ответить мы на все вопросы эти».

    Ведущий: Жюри объявляет итоги первого конкурса. К этому конкурсу засчитать баллы за математическую газету.Ведущий: А сейчас 2 конкурс – конкурс «Разминка»
    Желаем вам, ребята.
    Задачи дружно решать,
    Чтобы математику лучше знать,
    Веселиться, смеяться, шутить.
    И, конечно, победить.
    Мне задачки прочитать, Вам же думать и считать!
    Помните ребята! «Думай, пробуй и ищи. Будет трудно не пищи!» (Ведущий задает вопросы команде по очереди.)
    Вопросы первой команде:
    1.В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек. (3чел. дед, отец и сын.)
    2. Четверо играли в домино 20 мин. По сколько минут играл каждый?(20 мин.)
    3.В корзине лежат 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка, получила по одному яблоку и, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Дать четырем девочкам по яблоку, а пятой девочке – оставшееся яблоко вместе с корзиной.)
    4.Мотоцикл ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок. (Только мотоцикл ехал в поселок)
    5.На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
    Вопросы второй команде:
    1.В одной семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье (6 чел.)
    2. Пара конькобежцев на соревновании пробежала по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый из них? (8 кругов)
    3.Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по 3 кошки и на хвосте у каждой кошке сидит по кошке?(4)
    4.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нельзя, т.к. через 72 часа, т.е. через 3 суток, будет опять 12 часов ночи, а солнце ночью не светит.)
    5. Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха). Ведущий:
    Третий тур мы начинаем,
    Капитанов приглашаем.
    Будут трудные задачи,
    пожелаем им удачи!
    Капитаны, капитаны, постарайтесь в форме быть от зари и до зари.
    Капитаны, капитаны, улыбайтесь, лишь весёлым покоряется жюри!
    Капитаны должны правильно и быстро отвечать на один и тот же вопрос. Баллы присуждаются только тому, кто первым и верно ответит на вопрос. Капитанам раздаются сигнальные карточки. Красная – «согласен» , зелёная – «не согласен».
    1. В одной тонне тысяча килограмм «ДА»
    2. Основная единица длины – сантиметр «НЕТ»
    3. Для счёта предметов применяют натуральные числа «да»
    4. Цифра «ноль» означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной записи числа «ДА»
    5. В одном пуде 16 килограмм «ДА»
    6. Ноль относится к натуральным числам «НЕТ»
    7. У плоскости есть края «НЕТ»
    8. Результат сравнения двух чисел называют уравнением «НЕТ»
    9. У куба 8 вершин «ДА»
    10. Число, из которого вычитают, называют «вычитаемое» «НЕТ»
    11.Решить уравнение, значит найти все его корни (или убедиться, что их нет). «ДА»
    12.Немецкого учёного Карла Гаусса называют королём математики «ДА»
    13.Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное «ДА»
    14.Существует ли самое большое натуральное число? «НЕТ»
    Ведущий: Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги конкурса.По условию этого конкурса один член каждой команды должен на доске мелом изобразить рисунок, используя только цифры и знаки арифметического действия. Наивысшая оценка конкурса – 5 баллов.

    Пока команды выполняют задание, ведущий загадывает болельщикам загадки:
    1.Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
    2. Из какой посуды не едят. (Из пустой)
    3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (Яма).
    4.Какую траву и слепые «увидят»? (Крапиву)
    5.Какой месяц короче всех? (Май)
    6.Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)
    7.Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)
    8. Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? (Пудель)
    9.Что за птицы пролетают, по семёрке в каждой стае? Вереницею летят, не воротятся назад. (Дни недели).
    10.Годовой кусточек каждый день роняет листочек. Год пройдёт, весь лист опадёт. (Календарь).

    Жюри подводит итоги конкурса «Конкурс художников». На некотором расстоянии, на столе лежат карточки, на обратной стороне которых записана пословица с пропущенным числительным. Задача игроков: подбежать к столу, перевернуть карточку, вставить пропущенное слово. Ведущий фиксирует скорость, а консультанты проверяют правильность ответов, которые они знают заранее. Пока подводятся итоги 6 конкурса, ведущий прочитывает каждую пословицу и вместе с участниками называет правильный ответ.

    1. … за всех, все за одного
    2. … раз примерь, … раз отрежь.
    3. Не имей … рублей, а имей … друзей.
    4. Ум хорошо, а … лучше.
    5. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
    6. У … нянек дитя без глаза.
    7. … чудо света.
    8. Без … и счета нет.

    Ответы
    1. Один.
    2. Семь, один.
    3. Сто, сто.
    4. Два.
    5. Двумя, одного.
    6. Семи.
    7. Восьмое.
    8. ДесяткаВедущий:
    Иногда заумные вопросы,
    Встречаются на жизненном пути.
    Но если взяться всей командой
    Решение легко найти.
    Условия конкурса: члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.
    Заморочки:
    1. Один человек купил трёх коз и заплатил 100 р. Спрашивается, по чему каждая коза пошла? (По земле)
    2. Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля)
    3.Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)
    4. Сколько будет десятков, если три десятка умножить на два десятка? (60 десятков)
    5.Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
    6. Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2)
    7. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
    8.На что похожа половина яблока? (На другую половину)
    9.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол)
    10.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи)
    11.Что тяжелее 1кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (Вес одинаковый)
    12.Сколько минут в часе? (60 мин)
    13.Сколько лет в одном веке? (100лет)
    14.Какую часть часа составляют 20 мин? (Третью)Ребусы - это загадка, в которой искомое слово изображено буквами, фигурами, рисунками. Каждая команда дома нарисовала ребусы. Каждый член команды по очереди показывают ребус своему сопернику. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

    Ведущий: Нужно спеть 2 строчки из песни, где встречаются имена числительные. По очереди. Песни не повторять!
    Примеры песен: «Миллион, миллион алых роз. Из окна, из окна видишь ты…» «Дважды два четыре, дважды два четыре. Это всем известно в целом мире…» «Три белых коня, эх три белых коня...». «Жили у бабуси два весёлых гуся. Один серый другой белый...». «Срежу я с берёзы три кусточка, сделаю из них я три дудочка…» «Одиннадцать недель гостили на воде…». «По Муромской дорожке стояли три сосны…» «Три танкиста, три веселых друга. Экипаж машины боевой». «Четыре чёрненьких, чумазеньких чёртёнка, чертили чёрными чернилами чертёж…». «Фотография 9 на 12 …» и так далее.

    Подведение итогов КВМа.

    Ведущий. Вот закончилась игра, результат узнать пора.
    Кто же лучше всех трудился и в КВМе отличился?
    Жюри подводит итоги заключительного конкурса и всего КВМа.
    Заключительное слово учителя:
    Вы все молодцы! Вы все удальцы!
    И пусть на многие года любимой всегда
    Для вас математика будет!
    Она и серьёзна, она и трудна!
    Но если чуть-чуть постараться,
    То можно и с ней играть и шутить,
    Смеяться и улыбаться!
    Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие в игре. Спасибо вам за то, что серьёзно отнеслись к данному мероприятию. Желаю вам хорошего настроения и удачи! А жюри большое спасибо за их ответственность и справедливость.
    В заключении КВМа все присутствующие исполняют песню
    «Песенка о математике»
    1.Чтоб водить корабли,
    Чтобы в небо взлететь,
    Надо многое знать,
    Надо много уметь.
    И при этом, и при этом,
    Вы смекайте-ка, друзья,
    Очень важная наука-
    Математика!
    2.Почему корабли
    Не садятся на мель,
    А по курсу идут
    Сквозь туман и метель!
    Потому что, потому что,
    Вы смекайте-ка, друзья,
    Капитанам помогает

    Математический бой

    Математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач.

    Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет.

    Матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные , общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов.

    Матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри.

    Опыт матбоёв поможет участникам в будущем: умение сделать научный доклад, выслушать и понять работу другого, задавать четкие вопросы по существу – всё это пригодится на семинарах и конференциях, для рецензирования книг и статей, для совместной научной работы. И ещё: ученики разных школ на матбоях знакомятся, создают новый круг общения. И последнее: после удачного проведенного матбоя просыпается вкус к хорошей работе, хочется выступать ещё раз, но как следует, учтя все промахи. Поэтому проиграть командам подчас бывает полезнее, чем победить.

    Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 г. Первые матбои проводились в стенах шк.№30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики и вёл кружки. Через много лет матбои стали проводиться в разных городах, но при этом возникли отдельные расхождения в правилах. С большим трудом, благодаря летним математическим школам в г.Кирове, где встречались московские, ленинградские и кировские преподаватели, в долгих спорах удалось преодолеть эти расхождения.

    Признаки:

    Наличие правил общения в условиях соревнования;

    Наличие общей цели команды;

    Ограниченность времени и его распределение по этапам соревнования;

    Объективность оценки результатов;

    Четкая система организации;

    Занимательная формулировка заданий, задач.

    Характеристика:

    Цель:

    • Развитие познавательного интереса к предмету.
    • Обобщение и систематизация знаний: в матбое используются задачи в основном на логику и смекалку. А также задачи на темы: составление уравнений и их решение; Многочлены и арифметические операции над ними; Решение систем уравнений с двумя неизвестными.
    • Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом.
    • Набрать наибольшее количество баллов.

    Подготовка к уроку:

    Задачи для математического боя записываются на альбомных листах в четырех экземплярах: для команд, жюри и учителя. Протокол боя для жюри. Черный ящик «с сюрпризом» (см. конкурс капитанов)

    Правила:

    В математическом бое участвуют две команды (по 7 человек). В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из двух этапов.

    Первый этап – решение задач, второй – сам бой. Во время первого этапа решение задач может происходить совместно всей командой. Помните, что ни один из участников боя не может выходить к доске более двух раз. Поэтому участник, решивший много задач, не решённых другими, должен в ходе первого этапа рассказать полученные им решения товарищам по команде.

    Второй этап начинается с конкурса капитанов. (По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды). Команда, выигравшая конкурс, решает, какая из команд делает первый вызов. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.

    Вызов делается следующим образом. Капитан объявляет: . Другая команда может принять или не принять вызов. Команда, принявшая вызов, выставляет докладчика, другая команда - оппонента. После совещания с командами капитаны называют оппонента и докладчика. Задача докладчика – дать чёткое и понятное решение задачи. Задача оппонента – найти в докладе ошибки. В ходе доклада оппонент не имеет права возражать докладчику, но может попросить его повторить неясное место. Главная задача оппонента – заметить все сомнительные места и не забыть о них до конца доклада. По окончанию доклада происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в ходе которой оппонент задаёт вопросы по всем неясным местам доклада. Дискуссия оканчивается заключением оппонента: « С решением согласен («не согласен », объяснение).

    После этого жюри (учитель) начисляет очки. Каждая задача оценивается в 12 баллов. За ошибки и неточности очки снимаются. Количество снятых очков определяются близостью рассказанного к правильному решению. Если ошибки были найдены оппонентом, то до половины снятых очков получает оппонировавшая команда. В противном случае все отобранные очки достаются жюри.

    Команда, получившая вызов, может отказаться от доклада. В этом случае вызывавшая команда обязана доказать, что у неё есть решение задачи. Для этого она выставляет докладчика, а вторая команда – оппонента.

    В течение боя каждая команда имеет право на шесть 30-секундных перерывов. Перерывы делаются в тех случаях, когда возникла необходимость помочь стоящему ученику у доски или заменить его. Решение о перерыве принимает капитан.

    Если капитан у доски, он оставляет за себя заместителя, исполняющего в это время обязанности капитана. Имена капитана и заместителя сообщаются жюpи до начала pешения задач. Во вpемя pешения задач главная обязанность капитана - кооpдиниpовать действия членов команды так, чтобы имеющимися силами pешить как можно больше задач. Капитан заpанее выясняет, кто будет докладчиком или оппонентом по той или иной задаче и опpеделяет всю тактику команды на предстоящем бое.

    Команда, получившая право на вызов, может отказаться от него. В этом случае до конца боя право на доклады имеют только их противники, а отказавшаяся команда может только оппонировать. Оппонирование при этом производится по обычным правилам.

    Жюpи является верховным толкователем правил боя. В случаях, не пpедусмотpенных пpавилами, оно пpинимает pешение по своему усмотрению. Pешения жюpи являются обязательными для команд.

    В конце боя жюри подсчитывает очки и определяет команду-победителя. Если разрыв в числе очков не превосходит 3 очка, то в бое фиксируется ничья.

    На команду может быть наложен штраф до 6 очков за шум, грубость по отношению к сопернику, и т.д.

    Протокол Математического боя

    № вызова

    № задачи

    Кто кого вызвал

    Жюри

    Фамилия

    Кол-во балл.

    Фамилия

    Кол-во балл.

    Кол-во балл.

    Замечания, не точности

    Итого:

    Образец:

    № вызова

    № задачи

    Название I команды

    Кто кого вызвал

    Название II команды

    Жюри

    Фамилия

    Кол-во балл.

    Фамилия

    Кол-во балл.

    Кол-во балл.

    Замечания, не точности

    Команда I нарушала тишину

    Для какого класса составлен математический бой?

    Математический бой для 7 класса

    Ход соревнований: Эпиграф: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать

    случая сделать его занимательным »

    (Паскаль)

    Для проведения боя приглашаю две команды: команду « название команды » и команду «название команды ».

    (Командам) Получите, пожалуйста, ваши задания. В течение 15-30 минут вы должны выполнить его.

    А теперь начинаем математический бой. Вызываю капитанов команд.

    «Конкурс капитанов»

    Задание: Нужно отгадать что лежит в черном ящике, при этом использовать, как можно меньше подсказок.

    Подсказки:

    1. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
    2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
    3. За многие сотни лет конструкция этого предмета неизменялась, настолько была совершенна.
    4. В Др.Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
    5. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
    6. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
    7. Загадка: «Сговорились две ноги

    Делать дуги и круги»

    Доп.конкурс для капитанов: Кто быстрее назовет 5 математических терминов на букву «Р»:

    1. Единица измерения углов.
    2. Отрезок в круге.
    3. Вид числа.
    4. Плоский четырехугольник.
    5. Уравнения, умеющие одни и те же решения.

    Победил капитан команды «название команды ».

    Вам слово, капитан. (“Мы вызываем соперников на задачу номер …” .)

    Команда " название команды ", вы принимаете вызов? (Да)

    Какие вопросы или дополнения будут у жюри?

    Уважаемое жюри, выставите, пожалуйста, свои оценки в протокол боя.

    Слово предоставляется команде « название команды »

    Команда « название команды », вы принимаете вызов?

    Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.

    Пока, наше уважаемое жюри подсчитывают результаты, приглашаю команды на сцену…

    Для подведения итогов математического боя слово представляется председателю жюри...

    Итак, в сегодняшнем математическом бою победила команда " название команды " со счетом: …

    Команде « название команды» присваивается звание «Наимудрейшие из мудрейших» ,

    Команде «название команды » - «Умнейшие из умнейших».

    Спасибо командам, прошу занять свои места.

    Список ЗАДАНИЙ

    1. Шоколадка стоит 10 рублей и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?
    2. Человек говорит: « Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели и 44 дня ». Сколько ему полных лет?
    3. Счётчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа на счётчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
    4. Буквенные обозначения впервые были введены французским математиком Франсуа Виетом (1540-1603 гг.). До этого пользовались громозкими словесными формулировками. Попытайтесь записать в современной символике такой пример: « Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корни ».
    5. Сколько лет бабушке?

    Вася пришел к своему приятелю Коле.

    Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.

    Я не знал, - сказал Вася. – А, сколько лет твоей бабушке?

    Коля ответил замысловато: « Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она справляла этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази сколько лет моей бабушке».

    1. Допустим я у мамы взяла 100 рублей. Пошла в магазин и потеряла их. Встретила подругу. Взяла у неё 50 рублей. Купила 2 шоколадки по 10. У меня осталось 30 рублей. Я их отдала маме. И осталась должна 70. И подруге 50. Итого 120. Плюс у меня 2 шоколадки. Итого 140! Где 10 рублей?
    2. Трое друзей: Иван, Пётр и Алексей пришли на рынок с жёнами: Марией, Екатериной и Анной. Кто на ком женат, нам не известно. Требуется узнать это на основании следующих данных: каждый из этих шести человек заплатил за каждый купленный предмет столько рублей, сколько предметов он купил. Каждый мужчина истратил на 48 руб. больше своей жены. Кроме того, Иван купил на 9 предметов больше Екатерины, а Пётр – на 7 предметов больше Марии.
    3. Заполните клетки так, чтобы сумма любых трех соседних клеток равнялась 20:
    1. Турист отправляется в поход из А в В и обратно, и проходит весь путь за 3ч 41мин. Дорога из А в В идет сначала в гору, потом по ровному месту и затем под гору. На каком протяжении дорога проходит по ровному месту, если скорость туриста составляет при подъёме в гору 4 км/ч, на ровном месте 5 км/ч, и при спуске с горы – 6 км/ч, а расстояние АВ равно 9 км?
    2. Число оканчивается цифрой 9. Если ту цифру отбросить и к полученному числу прибавить первое число, то получится 306 216. Найдите это число.

    Ответы:

    Конкурс капитанов: Циркуль

    Доп.конкурс капитанов: радиан, радиус, рациональное, ромб, равносильные.

    Решения задач:

    1. Отв.: 20 руб . Х/2+10=Х, где Х – цена шоколадки.
    2. Отв.: 48 лет 44 мес. = 3 года и 8 мес.

    44 нед. = 9 мес.

    44 дня = 1,5 мес.

    44 года + 3 года и 8 мес. + 9 мес. + 1,5 мес. = 48 лет и 6,5 мес.

    1. Отв.: 55 км/ч (105 км/ч ).

    13031-12921=110 (км)

    110:2 = 55 (км/ч)

    или

    13131-12921=210 (км)

    210:2=105 (км)

    1. Бабушке – 60 лет , она родилась 29 февраля. Таким образом, день рождения она отмечала 1 раз в 4 года.
    2. Прибавлять нужно не шоколадки, а 30 руб., которые отдали. Шоколадки уже не в счет, т.к. 30 руб. уже отдали, остальные 20 в счет долга пошли.

    Заняла: 100+50=150 руб.

    Должна: 150-30=120 руб.

    Траты 100+20=120

    После всех потерь и затрат осталось 150-120=30 – их я отдала маме, и осталась ей должна 70 руб. и 50 – подруге, итого 120 руб. (сравниваем со 2-ой строчкой).

    Если его жена купила у предметов, то она заплатила руб. Значит, имеем , или (х-у)(х+у)=48. Числа х,у – положительные. Это возможно тогда, когда х-у и х+у – чёт., и х+у>х-у.

    Разлагая 48 на сомножители, получим: 48=2*24=4*12=6*8 или

    Решая эти уравнения, получаем:

    Отыскивая те значения х и у , разность которых равна 9, находим, что Иван купил 13 предметов, Екатерина – 4. Точно так же Пётр купил 8 предметов, Мария – 1.

    Таким образом, получаем пары:

    1. Числа, между которыми лежит по две клетки, должны совпадать.

    Разница только в третьем числе: 4

    Ответ:

    1. Пусть х – длина пути по ровному месту СД, тогда АС+ДВ=9-х.

    Участки АС и ДВ турист проходит дважды, один раз в гору со скоростью 4 км/ч, другой

    раз под гору со скоростью 6 км/ч.

    На этот путь он затратит

    Путь по ровному месту займёт Т.к. на весь путь туда и обратно туристу потребуется 3ч. 41мин., то

    |*60

    15(9-х)+10(9-х)+12*2х=221

    135-15х+90-10х+24х=221

    Х=-4

    Ответ: х= 4 км.

    1. Отв.: 278 379

    Задания для болельщиков:

    Загадки:

    Не похож я на пятак,

    Не похож на рублик.

    Круглый я, да не дурак,

    С дыркой, но не бублик.

    (ноль)

    Не овал я и не круг,

    Треугольнику я друг,

    Прямоугольнику я брат,

    Ведь зовут меня...

    (квадрат)

    Белочка грибы сушила,

    Белых было 25,

    Да ещё масляток 5,

    7 груздей и 2 лисички,

    Очень рыженьких сестрички.

    У кого ответ готов?

    Сколько было всех грибов?

    (39)

    1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбоков? (11)
    2. Что означало слово «тьма» в математике? (много)
    3. Соперник нолика? (крестик)
    4. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
    5. Треугольный платок? (косынка)
    6. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
    7. Исчезающая разновидность учеников? (отличники)

    Задание: Назвать математические термины на букву П:

    1. Сотая часть числа (процент)
    2. График квадратичной функции (парабола)
    3. Взаимное положение двух прямых (параллельные)
    4. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
    5. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр)
    6. Знак для обозначения действия (плюс)
    7. Геометрическое преобразование (поворот)
    8. Плоский четырехугольник (параллелограмм)

    Кроссворд

    По горизонтали:

    1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

    По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.

    Игра.

    Расскажу я вам рассказ

    В полтора десятка фраз,

    Лишь скажу я слово “три” -

    Приз немедленно бери!

    Однажды щуку мы поймали,

    Распотрошили, а вну три

    Рыбёшек мелких увидали,

    И не одну, а целых … две.

    Мечтает мальчик закалённый

    Стать олимпийским чемпионом,

    Смо три , на старте не хи три ,

    А жди команду “раз, два, … марш!”

    Когда стихи запомнить хочешь,

    Их не зубри до поздней ночи,

    А про себя их повтори

    1. Биссектриса.

    4. Сторона.

    5. Прямоугольный.

    6. Остроугольный.

    7. Тупоугольный.

    11. Пифагор.

    12. Отрезок.

    15. Гипотенуза.

    16. Медиана.

    2. Точка.

    3. Треугольник.

    8. Вершина.

    9. Равносторонний.

    10. Высота.

    13. Равнобедренный.

    14. Катет.

    17. Угол.

    При разработке математического боя была использована следующая

    Литература:

    1. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст]. / под ред. М.К. Потапова с текстологической обработкой Ю.В. Нестеренко. – М.: Наука, 1978. - 192 с.

    Книга содержит задачи занимательного характера, имеющие различные степени трудности. Как правило, задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить. В книге содержатся как задачи, доступные детям, так и задачи, представляющие интерес для взрослых.

    1. Журнал «Математика в школе». – 1990. - №4. Использовалась статья под названием «Математический бой». В ней подробно описывается что такое Матбой, правила математического боя, примерные задания.
    1. Карп, А.П. Даю уроки математики [Текст]: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

    В Книге содержатся методические разработки некоторых уроков, образцы к/р., материалы для проведения математических соревнований (олимпиады, матбой) и других конкурсов. Книга окажет помощь учителю в работе с учащимися, проявляющими интерес к математике.

    1. Из книги Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Книга для учителя. – М.: Просвящение, 1990. – 96 с.

    были взяты некоторые задания для соревнований-эстаффет.

    1. В.А. Гусев, А. И.Орлов, А.Л. Розенталь "внеклассная работа по математике в 6-8 классах". М: Просвещение, 1984-285 с.
    1. Кордемский Б.Я. "Увлечь школьников математикой:(материал для классных и внеклассных занятий).М: Просвещение,1981-112с.

    Эта книга -своеобразное пособие содержащее вспомогательные материалы для воспитания увлеченности математикой. Автором подобраны интересные и ценные рассуждения ученых, приведены оригинальные занимательные задачи для математических игр и математических боев.




    
    Top