Квн по всем предметам в начальной школе. Сценарий математического квн для начальных классов

Конкурс учебных проектов учащихся

общеобразовательных учреждений г. Брянска

Сборник литературных викторин для учащихся 5 класса

Практико-ориентированный проект

Литература

Политыкина Валерия,

Симанова Варвара

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск- 2018

1. Проектный продукт……………………………………………...………….…………….….3

1.1.Викторина «Наши любимые русские народные сказки»……………………………….…3

1.2.Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»…………………………….….4

1.3.Викторина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»………………………......6

1.4.Викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму»………………………………………..….7

1.5.Литературная викторина «Тропы в пейзажной лирике 19 века»……………………..….8

2. Аннотация……………………………………………………..……………………….....…..10

3. Этапы и методы работы над проектом………………………..……………………..…..….10

4. Описание процесса исполнения……………………………………………… ………...…12

5. Заключение…………………………………………………………………………………...15

6. Использованная литература…………………………………………………………………16

7. Приложение………………………………………………………………………….…..…....17

1.1 Проектный продукт

Викторина «Наши любимые русские народные сказки»

1. Назовите сказочную героиню, предпочитавшую передвигаться на летательном аппарате, предназначенном вовсе для другого- для толчения или растирания чего-нибудь. (Баба - Яга)

2. Это один из волшебных предметов в русских народных сказках. Благодаря этому предмету герой сказки всегда и везде был сыт. Вероятно, этот предмет был прототипом современных ресторанов быстрого питания. (Скатерть самобранка)

3. Этот герой использует приобретенный дар, чтобы ничего делать самому: заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Также он передвигается на санях без лошади, а потом и управляет печкой. Назовите имя этого удачливого ленивца. (Емеля)

4. Этот герой умеет летать, в одной из сказок у него даже «огненные крылья». Также у него хвост стрелой и мощные когти, которыми он часто ранит доброго молодца. Часто в сказках описывается, что живет он в горах, отсюда и его самое распространенные в сказках имя. Назовите это имя. (Змей Горыныч)

5. В русских народных сказках этот герой изображен по-разному. То как жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. То как ловкий хитрец, трусливый, но способный к храбрым поступкам. (Змей Горыныч)

6. Про них написано не только в русских сказках, но в сказках других народов мира, а также в литературных сказках. У кого они есть, тот может с большой скоростью передвигаться на значительные расстояния, преодолевая невзгоды, прячась от врагов или настигая их. Хранятся они, как правило, в запертом волшебном ларце. (Сапоги-скороходы)

7. В некоторых сказках эта героиня достигала своей цели при помощи лести (сначала хвалила героя, восхищалась им). В некоторых сказках прибегала к хитрости, то обманывая героев, то вызывая у них жалость. А в некоторых сказках рассказывается о ней как о воровке и грабительнице. Узнали героиню? (Лиса, Лиса Патрикеевна)

8. Еще до принятия христианства детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы злые силы не могли им навредить. Одним из таких имен было «Другак», что означало «другой». Постепенно это слово стало произноситься иначе, а в 17 веке у него появилось то значение, которое мы все теперь знаем. Этим же именем назван самый популярный герой русских сказок. Назовите его и вы. (Иван-дурак).

9. Эта героиня выступает в роли награды храброму герою или как символ счастья, благополучия. В сказках ее обычно долго ищут, приманивая золотыми яблочками, которыми она питается. В русских народных сказках она символизирует свет или солнце. (Жар-птица)

10. Этот герой во многих сказках наделен глупостью и силой одновременно. Очень редко в сказках он выступает на стороне добра, дает мудрые советы и помогает положительным героям. Когда его обманывает другой отрицательный персонаж (об этом часто говорится в сказках), читатели его жалеют. Назовите его. (Волк)

Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»

(По сказкам А.С.Пушкина)

1.Назовите героев, которые жили «у самого синего моря».

(Ответ: Старик со своею старухой, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. В какой сказке нарисована эта картина?

Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

(Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

3. Кто из героев бегал «вокруг моря», соревнуясь в скорости с зайцами?

(Ответ: Бесенок, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

4. Кого из героев принимали в гостях так:

Усадили в уголок,

Подносили пирожок;

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

(Царевну молодую, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. Продолжи фразу:

«Жил старик со своею старухой у…

(Ответ: Самого синего моря»)

6. Какое будущее видела для себя видела каждая из сестриц из «Сказки о царе Салтане» в случае, если бы «была царицей»?

(ответ: 1-«То на весь крещеный мир приготовила б я пир…»

2-«То на весь бы мир одна наткала я полотна…»

3-«Я б для батюшки царя родила богатыря»)

7. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»

(Ответ: Царя в «Сказке о золотом петушке» звали Царь Дадон)

8.Каких работников искал поп на базаре в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

(Ответ: Поп в «Сказке о папе и работнике его Балде» искал;

Конюха, повара и плотника)

9.Кому посвящены эти строки:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

(Ответ: эти строки посвящены няне Александра Сергеевича Пушкина, которая а привила будущему поэту любовь к сказкам.)

10. Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о Рыбаке и Рыбке»?

(Ответ: в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со своей старухой прожил 33 года.)

11. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?

(Ответ: Петушок был полезен царю Дадону тем, что указывал, с какой стороны есть угроза нападения на владения царя.)

12. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»

(Ответ: королевич Елисей)

13. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?

(Ответ: к Солнцу, Месяцу, Ветру)

14. Продолжи фразу:

«Сказка ложь, да в ней намек…

(Ответ: Добрым молодцам урок»)

15. В кого превратилась героиня, не захотевшая быть крестьянкой?

(Ответ: в столбовую дворянку, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

16. В каких насекомых превращала Лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?

(Ответ: В комара, в муху, в шмеля)

17.Какая сказка написана не А.С.Пушкиным?

1. «Жених»

2. «Сказка о медведихе»

3. «Сказка о царе Матвее»

4. «Сказка о золотом петушке»

(Ответ: «Сказка о царе Матвее»)

18.Почему царь взял в жены третью девицу?

(Ответ: Потому что она обещала родить богатыря)

19. Продолжи фразу:

«Я там был, мед, пиво пил-…

(Ответ: И усы лишь обмочил».)

20.Из какого материала князь построил белочке дом?

(Ответ: Из хрусталя)

21. В каком произведении А.С.Пушкина русалка сидела на ветвях в то время, как колдун нес богатыря?

6. Теперь приступаем к непосредственной разработке самих викторин: формулируем и редактируем вопросы, учимся работать со словарями и научной литературой. Составляем презентацию к первой викторине и выступаем с ней. После выступлений перед одноклассниками собираем отзывы, редактируем написанное. После первого выступления мы поняли, насколько трудно составить грамотные вопросы, подобрать действительно интересные картинки в презентации.

7. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное, учимся формулировать выводы.

Заключение

Подводя итог проделанной работе , следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.

знания : расширили свой кругозор, узнали много нового о произведениях русской литературы, об авторах и героях;

умения : понимать проблему, отбирать материал для подтверждения своего мнения,

формулировать выводы; выступать перед аудиторией;

навыки: самостоятельной организации своей творческой и интеллектуальной деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа полученной информации, работы в группе.

Мы еще раз убедились, как важно много знать, иметь широкий кругозор, как полезна проектная работа для собственного развития и самообразования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы трудолюбие, упорство в достижении цели, наблюдательность, внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и даже почувствовать процесс своего взросления.

Очень трудно выступать перед одноклассниками и удерживать их внимание;

Очень трудно выбрать время для встреч в библиотеке или в школе после уроков, потому что все очень заняты;

Непросто договориться между собой о тех или иных обязанностях по работе над проектом, временами казалось, что лучше работать одному.

Использованная литература

1. Волжина, Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы/ Е.Д. Волжина. - 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.- 224с.- (Школьные олимпиады).

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. 100 кроссвордов по любимым сказкам. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. - 112 с., ил. - (Серия: «Потехе час»).

3. Кондрашов В.Н. Литературные викторины. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ., доп. М., «Просвещение», 1968.

4. Коровина В.Я. Литература. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.Е. Коровин. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2016.- 303 с.

5. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987.- 752 с.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.-М.: ООО «А ТЕМП», 2013. -874с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова.- 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013.-736с.

8. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс / сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 158с.

9. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994. - 192 с.

10.Челышева И.Л. Литература. 5клаcc: планы-конспекты уроков/И.Л. Челышева -Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.-159с. : табл.-(Педагогический конспект).

11. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; - Волгоград: Учитель, 2010. - 120 с.

12. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В. И. Новиков. - М.: Педогогика, 1987.- 416 с.

Интернет-источники

13. Урок в формате А 4. Русская литература XVIII-XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). [Электронный ресурс].URL:

ВИКТОРИНА «ОТ А до Я» ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Пояснительная записка

Материалы могут быть использованы учителями на последних уроках литературы в шестом классе для итогового закрепления и повторения, проверки знаний фактического материала или для подготовки к олимпиадам разных уровней. Ключи к заданиям дают возможность самопроверки.

В викторине 33 вопроса. Отвечать следует «от А до Я»: номер вопроса соответствует номеру буквы русского алфавита. Исключение - 28, 29, 30 (буквы Ъ, Ы, Ь); вопросы здесь предлагаются на тему «Книга» (возможны варианты).

Дидактический материал, представленный в данной работе, проверен в работе с учащимися 6-х классов. Интерес и внимание очень высокие, дети разрабатывают свои викторины с «алфавитной подсказкой», что позволяет им развивать речь и активизировать мыслительную деятельность.

Вариант 1

1. В Библии сказано, что у Иисуса Христоса было 12 учеников. Как их называли?

2. О какой "нимфозории" идёт речь в сказе Лескова "Левша"?

3. Какая фамилия у станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина?

4. Что в литературоведении означает "преувеличение" /Конь бежит - земля

дрожит/?

5. Где происходит действие в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

6. Какое слово нужно вставить вместо точек? В "Кладовой солнца" Митраша чуть не погиб в Слепой... ?

7. В сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» мальчик Филька «......., хотя сидел в

доме, кутался в тулуп». Какое слово пропущено? (Словарь русского языка толку-

ет это слово так: «Пожиматься, сжиматься всем телом, сутулясь и прижимая руки».

8. Как называется стихотворение Н.Некрасова с эпиграфом, в котором сын задаёт

вопрос отцу в вагоне поезда?

9. Как зовут отца Геракла в древнегреческих мифах?

10. Что такое "замеряшки" и "чика" в рассказе Распутина "Уроки Французского"?

11. «Заквашенное молоко с различными добавками. Фруктовый, сливочный, шоколад-

ный . Слово это сначала пришло в русский язык с ударением на втором слоге. Но

норма не прижилась, вероятно, по причине сложности произношения для русско-

говорящего человека, поэтому ударение на первом слоге ошибкой не считается».

12. Как называется место, куда дважды ссылался М.Лермонтов?

13. Как называется один из видов искусства - искусство слова ?

14. Какой поэт серьёзно и смешно рассказал детям о том, «что такое хорошо и что

такое плохо»?

15. В Библии говорится о потопе, в котором погибли все люди, кроме одного

благочестивого человека и его семьи. Его имя?

16. Как называется словесное изображение картины /портрет героя, пейзаж,

внутренний вид комнаты – интерьер и другое/?

17. Как называют любое драматическое произведение, предназначенное для театра:

трагедию, драму, комедию, водевиль?

18. Как называется созвучие окончаний стихотворных строк?

19. Кому снится в стихотворении Лермонтова, что "...в пустыне далёкой, // Где солнца

восход,// Одна и грустна на утёсе горючем// Прекрасная пальма растёт"?

20. Кто написал рассказ "Муму"?

ставшее позже народной песней. Его название?

22. Синоним слова «идиома», то есть «устойчивое словосочетание, значение которого

не выводимо из значений составляющих его компонентов» («дать сдачи» - отве-

тить ударом на удар).

23. Как называется рассказ Чехова о человеке по фамилии Очумелов, который,

приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии?

24. Место первой встречи Марьи Гавриловны и Бурмина в повести Пушкина?

25. У Харлампия Диогеновича из рассказа Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла»

часто в руках оказывались... Что?

26. Кто тысячу ночей, почти три года рассказывал царю Шахрияру свои чудесные

сказки, а царь за это отменил казнь?

27. У Гоголя читаем: "Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шёлком, тонкое

чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах, осветилось в

очах". Что такое ланиты?

28. СЛОВАРЬ Как называется небольшая книга, обычно без твердого переплёта, в

обложке (от фр. brocher - сшивать)?

29. СЛОВАРЬ. Как называется в книге первый лист, приклеенный с одной стороны к

переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком? Он играет не

только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это –

один из элементов художественного оформления книги.

30. СЛОВАРЬ. Как называется краткая характеристика книги? Она (от лат. аnnotatio-

замечание ) показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого

произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

31. Как называется отрывок художественного произведения, обладающий относитель-

ной законченностью?

32. Как называется изображение героев в смешном виде?

33. Определите размер стиха

Мороз и солнце.

День чудесный.

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг

2. И.А.Крылов "Свинья под дубом». Определите жанр

3. В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» Солоха – мать кузнеца и ….

4. Кто так думает о народе в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!...

5. «Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её

снова». Как зовут героиню повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?

6. Кто написал сказку «Конёк-горбунок»?

7. Когда сердце бьется неровно, с перебоями (от испуга или сильного волнения),

говорят, что сердце ….. (разг.)

8. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю ученику от

побеждённого учителя?»

9. Кто написал рассказ о галоше, которую герой поставил на комод, "чтобы потомки

любовались"?

10. Что такое насмешка, осмеяние?

11. Значение этого слова по Ожегову: «….. - согласный звук, изображаемый в латин-

ском алфавите буквой j, в русском - буквой "й" в конце слога (например, бой,

бойкот), а также открывающий собой слог, который начинается буквами "е", "е",

"я" (например, ель, боец, елка, маевка, юг, союз, яма, спать)».

12. Что пытался найти на дне бушующего моря юноша-паж из баллады В.А.Жуков-

13. Кто это? «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается,

а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разо-

рван; но ничего, не конфузится. «Что же такое? - думает. - Если государю угод-

но меня видеть, я дело было».

14. Как называется повесть А.С.Пушкина? /«Между тем барышня стала выздоравли-

вать. Владимира давно не видно было в доме Гаврилы Гавриловича."/

15. Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Эти стихи написал Иван Савич…..

16. О какой лошадиной фамилии ила речь в одноименном рассказе А.П.Чехове?

17. Что это за конь с золотой гривой в одноимённом рассказе В.Астафьева?

18. Кто из писателей посвятил свой рассказ учительнице французского языка?

19. Как называется этот троп: "Под голубыми небесами великолепными коврами,

блестя на солнце, снег лежит", "Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные

желтела"?

20. Главному герою книги М. Твена воздвигнут памятник в США. Назовите его имя.

стихотворение, ставшее позже народной песней. Его название ….

22. «Ласточки пропали…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Ель рукавом мне

тропинку завесила…» Эти стихи написал Афанасий…..

23. Определите размер стиха: «Буря мглою небо кроет…»

24. В стихотворении «Железная дорога» есть метафора о голоде:

Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей…

Как называет Некрасов голод?

25. Кто из писателей имел псевдонимы Человек без селезёнки, Антоша Чехонте ?

26. Как называется исключительное по своим достоинствам произведение искусства?

27. Герой сказки Гофмана, победивший мышиного короля. Его именем назвал свой

балет Пётр Ильич Чайковский.

28. СЛОВАРЬ. Как называется бумажное иллюстрированное или текстовое покрытие

книги, предохраняющее его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд

выходных сведений, является также элементом внешнего оформления.

29. СЛОВАРЬ. В книге он предназначен для соединения листов друг с другом и

защиты книжного блока. Также он является одним из главнейших элементов

художественного оформления издания. Он бывает твёрдый, цельнотканевый

мягкий обрезной, цельнобумажный жесткий с кантом и др.

30. СЛОВАРЬ. Как называется учебное пособие, сборник каких-нибудь избранных

произведений или отрывков из них. Например, ….. по русской литературе.

31. Как называется художественное определение предмета или явления, помогающее

живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (весёлый

ветер, бархатная кожа, золотая осень и т.п.) ?

32. Как называется годовщина жизни и деятельности писателя (50-летие, 100-

летие…), празднование по этому поводу?

33. В кого умела превращаться Хозяйка Медной горы из сказа Бажова?

Вариант 1

1. Апостолы

4. Гипербола

5. Диканька

8. Железная дорога

11. Йогурт

12. Кавказ

13. Литература

16. Описание

20. Тургенев

22. Фразеологизм

23. «Хамелеон»

24. Церковь

26. Шехерезада

28. Брошюра

29. Форзац

30. Аннотация

31. Эпизод

Вариант 2

1. Ахматова

4. Генерал

6. Ершов П.П.

8. Жуковский

9. Зощенко

10. Ирония

14. Метель

15. Никитин

17. Пряник

18. Распутин

19. Сравнение

20. Том Сойер

24. Цитата

26. Шедевр

27. Щелкунчик

28. Обложка

29. Переплёт

30. Хрестоматия

31. Эпитет

32. Юбилей

33. Ящерица

Литературная игра - викторина "В мире пернатых друзей"

Игра – викторина о птицах с ответами для 5-6 классов

Автор :Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание материала:
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Литературная игра - викторина «В мире пернатых друзей» может быть использована учителем по окружающему миру, классным руководителем, педагогом - организатором, педагогом дополнительного образования, для учащихся 5-6 классов.

Цель:
развивать интерес и любовь детей к природе; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о птицах;
- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать
интерес к миру природы;
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
- активизировать внимание и память.

Ход викторины

Педагог:
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня мы проводим литературную игру – викторину. Послушайте внимательно загадку и отгадав её вы узнаете о чем в нашей викторине пойдет речь.
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)

Педагог:
Сегодня мы будем говорить о птицах. Люди всегда восхищались птицами. Птицы – источник вдохновения многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Знаете ли Вы, что не только поэтам, героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?
Кто скажет, какой птице поставили памятник? (ответы детей)
В Риме стоит памятник гусю. Говорят: «Гуси спасли Рим». Они разбудили защитников крепости, когда на крепость напали враги. Гуси стали громко гоготать и защитники проснулись. Вот такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.

Наша игра – викторина называется «В мире пернатых друзей». Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего пения и щебета мир был бы скучен.
Итак, мы начинаем нашу игру - викторину.

1.Конкурс «Разминка»
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках. Немало загадок у русского народа о птицах. О каких птицах говорится в этих загадках?
1.С буквой «с» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «ф» за красоту
Меня жар – птицей называют.
(сазан – фазан)

2.Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь.
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья.
(сорок – А)

3.Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)

4.Меня ты увидишь лишь только в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная птица тогда.
(соха – сова)

5.Мой девиз – людей лечить
И на помощь к ним спешить.
Черной птицей мне вдруг быть.
(врач – грач)

6.Скажи ты мне,
Какой чудак и днем
И ночью носит фрак?
(пингвин)

7.Она черна. Она шумна, Стоит – галдит,
Летит – галдит: «Галл – гал –гал»
Кто –угадал?
(галка)

8. Кто дважды родится, один раз умирает?
(птица)

Педагог:
В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (Ответы ребят)
(К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи).
2. Конкурс «Загадки»
(показ иллюстраций)
-Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли,на ходули
Им с ходулей не сойти ….. (журавль)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ….. (снегири)

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка….. (дятел)

Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает ….. (филин)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет ….. (сорока)

По над полем. Над болотом
Начинаю рано петь
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть ….. (жаворонок)

Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури ….. (альбатрос)

На шесте- дворец,
Во дворце- певец.
А зовут его ….. (скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это…. (соловей)

Какой чудак и днем и ночью
Носит фрак? (пингвин)

3. Игра «Добавь птичку»

Педагог:
Сало, зернышки, хлеба горбушка - птиц угощает зимою…(кормушка)
Не забудет никогда птица первого …. (гнезда)
Ей зерна насыпь скорей - ка, кушать просит …(канарейка)
Песен звонких не жалей нам весною …(соловей)
Грозных бурь морских предвестник, над волнами … (буревестник)
Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок … (страусиха)

4.Конкурс «Узнай птицу по голосу»
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети угадывают, что это за птица.
- кукушка
- дятел
- синица
- скворец
- соловей
- альбатрос
- сова
- снегирь

5. Игра «Поэты»

Педагог:
Задание: подберите рифму, так чтобы прозвучало название птицы.
Макушки - … (кукушки)
Капля - … (цапля)
Париж - … (чиж, стриж)
Птица - … (синица)
Врач - … (грач)
Корона - … (ворона)
Гол - … (щегол)
Палка - … (галка)

6. Викторина «Все о птицах»
1. Какая птица может лететь хвостом вперед? (Колибри)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)
3. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвина)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова)
5. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)
6. Какая птица не умеет летать? (Страус)
7. Сколько видов птиц на земле? (8500)
8. Птица – рыболов? (Баклан, чайка, гагара, пеликан, цапля, зимородок, кайра, орлан)
9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушка)
10. Какая птичка кричит спать пора? (Перепел)
11. Ползающие птицы? (Поползень)
12. Назовите пять певчих птиц? (Соловей, зяблик, жаворонок, синица, дрозд)
13. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков? (Беркут)
14. Каких птиц больше всего на свете? (Кур)
15. Птицы-певцы утренней зари? (Петухи)
16. Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист)
17. Назовите самый крупный отряд пернатых? (Воробьи - 63%)
18. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус длина 15-17 см.)
19. Какая птица в нашей стране самая большая? (Пеликан)
20. Какова температура большинства птиц? (Около 41 грамм)
21. Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
22. Какая птица поет хвостом? (Бекас)
23. У каких птиц самцы красные, а самки-зеленые? (У клестов)
24. Какая птица подорожает голосам многих птиц? (Скворец)
25. Прилет каких птиц означает приход весны? (Грачей)
26. Какая птица подорожает человеческой речи? (Попугай)
Определяется победитель среди участников викторины.

(показ иллюстраций)

7.Пословицы и поговорки о птицах

Педагог:
Молодцы ребята! Существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте их вспомним. Я буду называть первую часть пословицы, а вы заканчивать.

На чужой сторонушке - (рад своей воронушке)
- Лучше синица в руке - (чем журавль в небе)
- У каждой птицы своя – (песня)
- Цыплят по осени - (считают)
- Слово не воробей - (вылетит не поймаешь)
- Старого воробья на мякине - (не проведешь)
- Всякий кулик свое болото - (хвалит)

8. Конкурс капитанов
Капитанам предлагается произнести скороговорку (дается карточка с надписью скороговорки «Три свиристели еле-еле свистели на ели» ).

9.Познавательная игра «Самая, самая, самая!»

Педагог:
(показ иллюстраций)
- Самая крупная птица в мире? (Страус. Его вес 150 кг.)

Самая маленькая птица в мире? (Колибри. Размер - шмеля, вес 1,5 грамм)

Самая крупная птица в нашей стране? (Дрофа)

Самая маленькая птица в нашей стране? (Королек. Длина от клюва до хвоста 9 см.)

Самую большую скорость развивает кто? (Стрижи-189 км/ч)

Самый большой размах крыльев. У кого? (Альбатроса 320 см.)

Самая выносливая птица? (Крачка. Она может лететь без отдыха 20 000 км.)

Самый долгожитель из птиц? (Ворон 118 лет)

Педагог:
… Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)

10. Игра «птицы растерялись»

Педагог:
В этих хаусно - расположенных буквах скрываются названия птиц. Отгадайте их.
-Йбеорво (воробей)
-Олейсов (соловей)
-Укшуакк (кукушка)
-Онкжвоаро (жаворонок)
- Акгла (галка)
- Аинсци (синица)
- Аргааг (гагара)
- Евтерте (тетерев)
- Уатокрпак (куропатка)
- Тслаьбаро (альботрос)
- Акчйа (чайка)
- Раново (ворона)
- Ингвипн (пигвин)
- Ялдет (дятел)

11.Игра «Птичий концерт»

Педагог:
На мотив песни «В траве сидел кузнечик» Группе ребят дается название птицы и каждая «птица» (ребенок) поет эту песню своим щебетом.
- Воробьи (чирик-чирик)
- Синицы (тинь-тинь)
- Ворона (кар-кар)
- Дятел (тррр-тррр)
- Снегирь (дю-дю)
- Клест (цок-цок)
- Свирель (тюр-тюр-тюр)

(показ иллюстраций)

Славный у нас концерт получился, ребята!

Педагог:
Ребята, а как Вы думаете, если бы люди понимали язык птиц и зверей, смогли бы они их обидеть? (ответы детей).
Многие птицы занесены в Красную книгу, а это значит их осталось мало и они находятся на грани исчезновения.

12.Литературный конкурс «Птицы - персонажи»

Педагог:
Следующий наш конкурс литературный «Птицы – персонажи». Сколько художественных произведений написано о птицах.
Ваша задача назвать книги тех авторов, где литературными героями являются птицы.

Галчонок – Э. Успенский «Дядя Федор кот и пёс»
Сова – Милн А. «Винни Пух и все - все- все»
Воробей – К. Чудовского « Тараканище»
Попуга й – Г. Остера «Зарядка для хвоста»
Ворон - Г. х. Андерсена «Снежная королева»
Соловей – Г. Х. Андерсена «Соловей»
Утенок – Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Петушок – А. С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»
Соловей – И. А. Крылова «Осёл и соловей».

13. Конкурс «Ну-ка, прочитай!»

Педагог:
Необходимо прочитать название птиц.
Чтобы их прочесть, в каждом ряду зачеркните одинаковые буквы. Кто быстрее.

Ж, М, К, У, Е, Я, С, М, К, Р, Е, А, Я, В, С, Л, Ь (журавль)
П, Б, Д, А, К, М, К, В, Л, О, М, Д, И, О, Б, Н (павлин)
К, Л, Т, У, В, Б, Р, Ы, В, И, Б, Ц, Ы, Т, А, Л (курица)
Р, З, Т, Я, С, Т, Ю, Б, Д, Л, Ю, С, И, Д, Р, К (зяблик)
Г, В, Б, Д, М, У, С, Я, Т, Е, М, С, Б, В, Л, Г,У (дятел)
(показ иллюстраций)

14. Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

Педагог:
Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
1.Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи).
2.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень).
3.Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха).
4.Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод).
5.Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка).
6.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла).
7.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их).
8.Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая).
9.Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки).
10.Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая).
11.Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными).
Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ).
12.Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные). Краеведческая викторина для школьников 5 - 7 классов с ответами




Top