Публий теренций. Теренций Публий (лат

Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon - знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos - обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста.

Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею <...> сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

Поскольку буквы латинского алфавита, как и церково-славянского, имеют числовое значение, то с древности делались попытки соединить цифру 666 с определенным именем или словом. Например, предполагали, что данным числом закодировано слово латеинос. Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Латеинос, т.е. латинский, означало Римскую империю. Другие выдвигали предположение, что число указывает на первого гонителя христиан - Нерона: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50. А если слова кесарь Нерон написать древнееврейскими согласными (в древнееврейском алфавите нет гласных), сумма их тоже будет равна 666. Было много и других попыток соединить это число с именем конкретного исторического лица.

Вывод очевиден - любая цифра, употребляемая просто в качестве числительного, никакого духовного смысла не имеет. Снимите с полки Вашей библиотеки любую толстую книгу, и там будет 666-я страница. Проезжая большие расстояния, мы всякий раз встречаем 666-й километровый столб. У каждого к концу второго года жизни бывает 666-й день. Конечно, живому человеку порой бывает трудно освободиться от неприятных ассоциаций, когда речь идет о некоторых зловещих символах. Однако упование на Бога и здоровое отношение к духовной жизни помогает нам безбоязненно и в радости совершать дело нашего спасения.

Что означает 666? Я расскажу вам о нескольких вариантах толкований в этой статье. Клиенты, которым я составляю нумерологические либо астрологические карты всегда пугаются, если видят в своих таблицах эти цифры. Но стоит ли бояться, и дьявольский ли смысл несут в себе три шестерки? Попробуем разобраться.

Что значит число 666 по церковным канонам? В Библии оно упоминается, как число зверя Апокалипсиса - ставленника самого Сатаны. Это три цифры часто используются в сатанинской атрибутике. По другим библейским версиям, это еще и знак антихриста.

В Библии дьявольское число упоминается четырежды:

  • В Новом завете, как символ апокалиптического зверя, его знак и олицетворение.
  • В Ветхом завете: 666 сыновей Адоникама, 666 таланов золотых, который приходили Соломону ежегодно.

По версиям некоторых исследователей, в трактовке библейских материалов была допущена ошибка, и число на самом деле должно быть 616. Но на сегодняшний день невозможно установить, насколько верна эта версия.

Значения числа 666 в нумерологии

Нумерологическая наука относится к трактовке числа 666 со своей точки зрения. И ничего плохого, негативного, зловещего в нем нет.

О чем могут рассказать три шестерки в нумерологической карте человека:

  1. Это число дома и семьи, которое говорит о том, что человек нацелен на создание крепкого брачного союза. Он всегда заботится о близких, родных, стремится создать в доме гармоничную и счастливую атмосферу.
  2. 666 - признак богатства и изобилия. Указывает на то, что человек не испытывает материальных проблем, у него всегда есть накопления, он умеет зарабатывать деньги и распоряжаться ими.
  3. В духовной сфере жизни это олицетворение сильной веры. Человек позитивно относится к Богу, верит и доверяет ему. Поэтому многое в жизни у него получается легко и без усилий.
  4. Три шестерки обещают сильную любовь, безусловную, которая позволяет принимать партнера таким, какой он есть. Это и способность строить по-настоящему счастливые, гармоничные отношения.
  5. Люди с тремя шестерками в карте способны на самопожертвования, они много отдают людям и миру бескорыстно, и в ответ получают много добра, любви, изобилия.
  6. Шестерки - залог того, что вам не придется беспокоиться о материальных вещах. Деньги будут приходить легко и в любых количествах, вокруг вас масса возможностей, нужно их только замечать и использовать. Лучше задуматься о духовных ценностях и саморазвитии.
  7. Если в вашем окружении есть человек без шестерок в карте, значит, ваша миссия - помощь ему, стать сострадательным, заботливым. Вложенные усилия окупятся сторицей.

Сильная сторона трех шестерок - доброта и позитив, который исходит от человека с такой картой. Он любит детей, животных, детей, весь мир в целом. Всегда готов прийти на помощь, никогда не пройдет мимо чужой беды. Очень мужественная натура, которая никогда не пасует перед трудностями. Четкая жизненная позиция и правильные принципы, что помогает легко и быстро достигать поставленных целей.

Слабая сторона - зависимость от материального мира. Часто такие люди зациклены на деньгах, стремятся обогатиться любыми способами. В гонке за финансами часто упускают многие другие важные моменты, и остальные стороны их жизни «проседают», могут возникнуть проблемы с отношениями, социумом, творческой реализацией. Также часто зависимы от азартных игр.

Чтобы нейтрализовать негативное значение шестерок, необходимо избавиться от зацикленности на деньгах. Просто позволить им приходить в вашу жизнь, но не испытывать к ним эмоций. И тратить часть времени на духовные практики, медитации, молитвы. Тогда зависимости обойдут стороной, и все в жизни придет в гармонию.

Также стоит серьезно задуматься о своем предназначении и о том, как его можно реализовать в вашей профессии. Стремиться вносить толику творчества и вдохновения во все, что вы делаете. Это позволит усилить позитивный смысл шестерок.

Когда «работают» шестерки

Если обратиться к эзотерической литературе, то там можно найти мнение, которое мне наиболее близко. Например, в «Трансерфинге реальности» говорится, что все символы, предметы и числа приобретают особый магический смысл лишь тогда, когда человек в это верит.

То есть, если вы уверовали в то, что 666 - дьявольское число, которое сулит неудачи и невзгоды, так и будет. Если думаете, что оно приносит счастье - получите его сполна. Если совершенно равнодушны - три шестерки никак на вас не повлияют.

Можете попробовать ради эксперимента: носите браслет со знаком 666 в течение месяца и ежедневно думайте о том, что он приносит вам удачу. На вас обрушится просто масса возможностей, полезных людей, новых источников дохода.

Точно таким же смыслом вы можете наделить любые другие цифры, и работать это будет абсолютно также.

Посмотрите видео

Число 666

Число 666 по прежнему вызывает горячий интерес и споры. Существует достоверное и правдоподобное объяснение этой тайны.

666 - больше, чем просто загадка

«Никто не мог ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет знак, имя зверя или число имени его. Здесь нужна мудрость: имеющий ум пусть высчитает число зверя, ибо это число человеческое; и число его - шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение 13:17, 18).

Не многое в Библии вызывает столь горячий интерес, как пророчество о таинственном знаке, или имени, «зверя» - числе 666. В телепередачах и в Интернете, а также в фильмах, книгах и журналах появляются бесконечные предположения об этом знаке.

Одни считают, что 666 - это число библейского антихриста.

Другие говорят, что это некая форма принудительной идентификации: что-то вроде татуировки или имплантированного микрочипа с цифровым кодом, по которому можно опознать служителей зверя.

Третьи утверждают, что 666 - это знак католического папства. Если буквы в официальном титуле папы римского Vicarius Filii Dei (наместник Сына Божьего) заменить римскими цифрами и произвести с ними несколько несложных вычислительных операций, то получится 666.

Утверждается также, что путём вычислений это число можно получить из имени римского императора Диоклетиана, написанного по латыни, и из еврейского написания имени Цезаря Нерона.

Библия открывает, что имеющие знак зверя испытают на себе гнев Бога, когда Он положит конец настоящей системе вещей (Откровение 14:9-11; 19:20).

Понять тайну числа 666 означает намного больше, чем лишь разгадать хитрую загадку. К счастью, Иегова Бог, само воплощение любви и Источник духовного света, не оставляет своих служителей в неведении относительно этого важного вопроса (2 Тимофею 3:16; 1 Иоанна 1:5; 4:8).

Разгадка тайны зверя и его знака

Нравится ли вам разгадывать загадки? Разгадывая загадку, вы ищете ключи, которые помогают найти решение. В своем вдохновлённом Слове Бог даёт необходимые ключи к разгадке тайны числа 666, то есть имени, или знака, зверя, о котором говорится в 13-й главе Откровения.

В этой статье мы рассмотрим четыре главные линии рассуждения, которые являются важными ключами и благодаря которым можно расшифровать значение знака зверя:

1) как иногда даются библейские имена;

2) что представляет собой зверь;

3) почему число 666 названо «числом человеческим»;

4) какое значение числа 6 и почему оно повторяется трижды, то есть 666 (Откровение 13:18).

Библейские имена - не просто названия

В библейских именах часто заключён глубокий смысл, особенно если они даны Богом. Вот примеры этого.

Так как Аврам должен был стать отцом народов, Бог изменил имя патриарха на Авраам, что значит «Отец множества» (Бытие 17:5).

Бог повелел Иосифу и Марии назвать будущего ребёнка Марии Иисусом, это имя означает «Иегова есть спасение» (Матфея 1:21; Луки 1:31).

В согласии со значением этого имени через служение Иисуса и его жертвенную смерть Иегова Бог сделал возможным наше спасение (Иоанна 3:16).

Поэтому данное Богом число-имя 666 должно символически представлять характерные особенности зверя, какими их видит Бог. Естественно, чтобы определить эти особенности, нам нужно понять, что представляет собой зверь, и узнать о его действиях.

Зверь определён

Библейская книга Даниила проливает яркий свет на значение символических зверей. В седьмой главе очень живо изображены «четыре больших зверя»: лев, медведь, барс и страшный зверь с большими железными зубами (Даниил 7:2-7).

Даниил объясняет, что эти звери представляют «царей», или политические правительства, которые по очереди правят обширными империями (Даниила 7:17, 23).

О звере из Откровения 13:1, 2 в одном словаре пишется, что он «объединяет в себе характерные особенности четырёх зверей из видения Даниила…

Следовательно, этот первый зверь [из Откровения] представляет объединённые силы всех политических правительств мира, противящихся Богу» («The Interpreter’s Dictionary of the Bible»).

Это заключение подтверждается словами из Откровения 13:7, где о звере говорится: «Дана была ему власть над всяким племенем, и народом, и языком, и нацией».

Почему в Библии звери используются как символ человеческого правления? Для этого есть по крайней мере две причины.

Во-первых, на протяжении столетий правительства, словно звери, проливают немало крови.

«Войны - неотъемлемая составляющая истории,- писали историки Вил и Ариэль Дюрант,- и ни цивилизация, ни демократия не изменили положения».

Насколько же верно утверждение, что «человек властвует над человеком во вред ему»! (Екклесиаст 8:9).

Во-вторых, «дал дракон [Сатана] зверю силу его, и престол его, и великую власть» (Откровение 12:9; 13:2).

В согласии с этим человеческое правление - это плод Дьявола и потому отражает его настроенность, присущую зверю или дракону (Иоанна 8:44; Эфесянам 6:12).

Однако сказанное выше не означает, что Сатана манипулирует каждым отдельным человеческим правителем.

Человеческие правительства в определённом смысле - «Божий служитель»: они устанавливают в обществе порядок, без которого в мире царил бы хаос.

Некоторые руководители защищают основные права человека, включая право исповедовать веру в истинного Бога, что Сатане явно не нравится (Римлянам 13:3, 4; Ездра 7:11-27; Деяния 13:7).

И всё же из-за влияния Сатаны ни один человек или человеческая организация не смогли обеспечить людям прочный мир и безопасность (Иоанна 12:31).

«Число человеческое»

Еще один ключ к пониманию значения числа 666 находится в выражении «число человеческое».

Эти слова не могут относиться к отдельному человеку, так как не человек, а Сатана имеет власть над зверем (Луки 4:5, 6; 1 Иоанна 5:19; Откровение 13:2, 18).

Выражение «число человеческое» указывает, скорее, на то, что у зверя человеческая природа,- это не дух или демон. Поэтому у него есть определённые человеческие черты.

Что может к ним относиться? В Библии даётся ответ: «Все [люди] согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:23).

Таким образом, то, что зверь имеет «число человеческое», показывает следующее: правительства отражают падшее состояние человечества - признак греха и несовершенства.

История это подтверждает. «Все когда-либо существовавшие цивилизации в конечном счёте пали,- сказал бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.- История - это описание стараний, которые не достигли своей цели, чаяний, которые не сбылись. […] Историку приходится жить с ощущением неизбежности трагедии».

Честная историческая оценка Киссинджера подтверждает важную библейскую истину: «Не в воле человека путь его… не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иеремия 10:23).

Теперь, когда мы определили, что представляет собой зверь, и узнали, как смотрит на него Бог, пришло время разобраться в последней части загадки, а именно: какое значение числа 6 и почему оно повторяется трижды, то есть 666.

Почему число 6 повторяется трижды?

В Писании некоторые цифры имеют символическое значение. Число 7, например, часто используется для обозначения полноты, или совершенства, с точки зрения Бога.

Так, творческая неделя Бога включает семь «дней», или длительных временных периодов, в течение которых Бог полностью осуществляет свои творческие замыслы в отношении земли (Бытие 1:3-2:3).

Слова Бога подобны серебру, «семь раз переплавленному», то есть совершенно очищенному (Псалом 11:7; Притчи 30:5, 6).

Прокажённый Нееман получил указание семь раз омыться в реке Иордане, после чего он полностью выздоровел (4 Царств 5:10, 14).

6 меньше 7 на одну единицу. Разве это не подходящее обозначение для несовершенства, или неполноты, с точки зрения Бога? Конечно же, подходящее! (1 Паралипоменон 20:6, 7).

Более того, тройное повторение цифры 6 особо подчёркивает это несовершенство. Правильность такого вывода подтверждается тем, что число 666 - это, как мы уже рассмотрели, «число человеческое».

Таким образом, дела зверя, выражение «число человеческое» и само число 666 - всё приводит к единственно верному выводу: это подходящий символ ярко выраженного несовершенства и несостоятельности в глазах Иеговы Бога.

Изображение несовершенства зверя вызывает в памяти сказанное о царе древнего Вавилона Валтасаре.

Через пророка Даниила Иегова Бог сообщил этому правителю: «Ты взвешен на весах и найден очень легким».

В ту же ночь Валтасар был убит и могущественная Вавилонская империя пала (Даниил 5:27, 30).

Подобным образом, Божий приговор политическому зверю и тем, кто имеет его знак, предвещает конец ему и его приспешникам.

Однако на этот раз Бог уничтожит не просто какую-то одну политическую систему, а всё, что связано с человеческим правлением (Даниил 2:44; Откровение 19:19, 20).

Как же поэтому важно оставаться чистыми от этого смертоносного знака зверя!

Ключи к пониманию значения числа 666

1. Библейское имя часто сообщает что-то о характере или образе жизни своего носителя. Так было в случае с Авраамом, Иисусом и многими другими. Подобно этому, число-имя зверя отражает его характерные особенности.

2. В библейской книге Даниила разными зверями представлены сменявшие друг друга человеческие царства, или империи. Собирательный образ зверя из Откровения 13:1, 2 символизирует мировую политическую систему, которой даёт власть и которой управляет Сатана.

3. Выражение «число человеческое» показывает, что у зверя человеческая природа, а не демоническая. Поэтому он отражает человеческие недостатки, являющиеся следствием греха и несовершенства.

4. С точки зрения Бога, число 6 указывает на несовершенство, так как оно меньше числа 7, символизирующего полноту и совершенство. Тройное повторение числа 6 подчёркивает это несовершенство.

Знак определён

В Откровении следом за рассказом о числе 666 упоминаются 144 000 последователей Агнца, Иисуса Христа, у которых на челах написано имя Иисуса и имя его Отца, Иеговы.

Так обозначается их принадлежность Иегове и его Сыну, о которых они достойно свидетельствуют. Также и те, у кого есть знак зверя, заявляют о своём подчинении зверю.

Поэтому, говоря образным языком, знак на правой руке или на челе - это символический знак, по которому узнаются те, кто поддерживает подобные зверям политические системы мира и преклоняется перед ними.

Отмеченные этим знаком отдают «кесарю» то, что по праву принадлежит Богу (Луки 20:25; Откровение 13:4, 8; 14:1). Каким образом?

Тем, что с религиозным почтением относятся к политическим государствам, их символике и военной мощи, взирая на них как на источник надежды и спасения. Они почитают истинного Бога лишь на словах.

В противоположность этому в Библии даётся совет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145:3, 4).

Те, кто внимает этому мудрому совету, не разочаровываются, когда правительства не держат своих обещаний или когда харизматические лидеры теряют благосклонность масс (Притчи 1:33).

Это не означает, что истинные христиане бездействуют, в то время как человечество пребывает в плачевном состоянии. Напротив, они активно рассказывают о том правительстве, которое разрешит проблемы человечества,- о Божьем Царстве, представителями которого они являются (Матфея 24:14).

Божье Царство - единственная надежда человечества

Когда Иисус жил на земле, главной темой его проповеди было Божье Царство (Луки 4:43).

В своей образцовой молитве, известной также как «Отче наш», Иисус учил своих последователей молиться о том, чтобы пришло это Царство и чтобы Божья воля исполнялась здесь на земле (Матфея 6:9, 10).

Царство - это правительство, которое будет править всей землёй, но не из какой-то земной столицы, а с неба. Поэтому Иисус назвал его «небесным царством» (Матфея 11:12).

Кто может стать лучшим Царём Царства, чем Иисус Христос, отдавший жизнь за своих будущих подданных? (Исаия 9:6, 7; Иоанна 3:16).

Вскоре этот совершенный Правитель, могущественный дух, бросит зверя, его царей и его войска в «озеро огненное, горящее серой», которое символизирует полное уничтожение.


(ок. 195 - 159 до н.э.)


ru.wikipedia.org

Биография

Жизнь

Лучшим источником для его биографии является древнее жизнеописание его, принадлежащее Светонию.

Он жил в промежуток между 2 и 3 Пуническими войнами, родом был из Карфагена и принадлежал к какому-нибудь африканскому (или ливийскому) племени, на что указывает его прозвище Afer.

Попав каким-то образом в Рим, Теренций был рабом у сенатора Теренция Лукана, который, заметив выдающиеся его способности, дал ему тщательное образование, а затем и свободу.

Талантливость Теренция открыла ему доступ в высшие круги римского общества. Лучшая часть молодого поколения римской аристократии, хорошо знакомая с богатой литературой греков, стремилась тогда, под иноземным влиянием, облагородить и отечественную речь, и отечественные нравы.

В центре этого общества находился Сципион Африканский, рядом с которым стоял друг его Лелий. К этому кружку примкнул и Теренций. Ободренный своими покровителями, он решился посвятить свои силы комедии.

Творчество

Согласно с вкусами того времени, Теренций не был оригинален; образцом для себя он избрал главным образом греческого комедиографа Менандра, не переводя его, впрочем, буквально и заимствуя целые сцены у других греческих писателей, например у Аполлодора. В искусстве составлять свои пьесы по произведениям двух авторов или по двум произведениям одного и того же автора (так называемая контаминация) Теренций достиг значительного мастерства, но это указывает, вместе с тем, на недостаток у поэта собственной изобретательности.

Эти пьесы, перечисленные в хронологическом порядке, были впервые поставлены на римской сцене в период времени с 166 по 160 гг. до н. э. Наибольший успех имела пьеса «Евнух», которая дана была дважды в один день и получила премии.

Весьма холодно, наоборот, принята была публикой «Свекровь». Во время 1-го и 2-го её представлений народ предпочел оставить театр и смотреть канатных плясунов и гладиаторов. В настоящее время самым выдержанным произведением Теренция как по ходу действия, так и по выработке характеров признаются «Братья». Успех «Евнуха» у римской публики следует объяснять некоторыми пикантными подробностями этой пьесы, герой которой переодевался евнухом и в этом качестве присутствовал при купанье своей возлюбленной. После постановки «Братьев» в 160 до н. э. Теренций предпринял путешествие в Грецию, из которого уже не вернулся: он умер в 159 до н. э., 25 или 35 лет от роду.

Пьесы Теренция сообразно с тем обществом, в котором вращался поэт, отличаются значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии Плавта. Слог Теренция был до такой степени изящен, что враги поэта распускали слух, будто ему помогали в составлении комедий Сципион и Лелий. Наряду с этим Теренций старается избежать в действии всего особенно непристойного. Большое внимание, по-видимому, обращал он на выработку характеров действующих лиц, которые в большинстве случаев гораздо выдержаннее, чем типы Плавта.

Намёков на римскую жизнь у Теренция нет никаких. Эта черта его комедий наиболее способствовала живучести произведений почти до XIX столетия. Пьесы Теренция могли главным образом нравиться избранной публике, а не массе. Похвалы им мы читаем в античном мире у таких авторов, как Цезарь и Цицерон. Близкое знакомство с Теренцием обнаруживают Гораций, Персий и Тацит. Ещё в древности комедии Теренция попали в школы и стали достоянием учёных грамматиков, которые писали к ним разного рода толкования.

Последующая традиция

Рукописей Теренция дошло до нас очень много. Все они, за исключением главного источника для восстановления текста - Бембинского кодекса (V в.; назван по имени прежнего владельца кардинала Бембо, нын. в Ватикане), - восходят к рецензии грамматика III в. н. э. Каллиопия. Некоторые из рукописей (парижская, ватиканская, миланская) снабжены любопытными рисунками.

Ещё в древности комедии Теренция попали в школы и стали достоянием учёных грамматиков, которые писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии учёного IV в. н. э. Доната, в труде которого содержатся и весьма интересные наставления актёрам .

Интерес к Теренцию не прекращался и в средние века: в IX веке его комедии читались Алкуином на придворных пирах Карла Великого; в X веке против пьес Теренция как источника всяких соблазнов боролась монахиня Хротсвита. В эпоху Реформации Эразм усердно рекомендует Теренция за его язык, а Меланхтон - за выработанность характеров. Во Франции Теренция оказал влияние на Мольера, особенно на его пьесы «Le depit amoureux», «L"ecole des maris» и «Les fourberies de Scapin». В Великобритании много переводов Теренция выполнил Дж. Колмен.

Наиболее полная критическая рецензия текста Теренция в XIX веке принадлежит Umpfenbach’y (Б., 1870); затем заслуживают внимания издания Fabia (П., 1895), Fleckeisen’a (Лпц., 1898, 2 изд.), Dziatzko (Лпц., 1884). Иностранная литература о Теренции до конца XIX века указана в книге Шанца «Geschichte der rom. Litteratur» (ч. 1, Мюнхен, 1898).

Цикл картин большого формата, иллюстрирующий пьесу «Андрия», написал датский художник Николай Абильдгаард.

Теренций в России

В России Феофан Прокопович, читая курс пиитики в Киевской академии, преподавал "Российским господам Мольерам": "кто хочет писать комедию, пусть тот подражает Теренцию" .

С русскими примечаниями изданы две пьесы Т.: "Heautontimorumenos" - Делленом (Харьков, 1879, оттиск из "Зап. Харьк. унив." за 1878-79 гг.) и "Eunuchus" - Фогелем (Нежин, 1884; оттиск из "Извест. Неж. инст.", тт. IX и X).
См.
В. И. Модестов, "Лекции по истории римской литературы" (СПб., 1888);
Зотов, "Разбор комедий Т." ("Репертуар" за 1845 г.).
Языком Т. занимался К. Тресс (работы его см. в "Журн. Мин. нар. пр.", 1877, и в "Варшавских унив. изв.", 1880).
Черняев П. Н. Быт и нравы по комедии Теренция. Варшава, 1912.
Савельева Л. И. Художественный метод П.Теренция Афра. Казань, 1960.

Издания

Переводы комедий Т. на русский язык: "Andria" Д. Подгурского (Киев, 1874; оттиск из "Трудов Киевск. дух. акад." за 1873 г.), В. Алексеева (СПб., 1896, в "Дешевой библиотеке Суворина"), С. Николаева в ("Пантеоне литературы" за 1893 г. и отд. Воронеж, 1897 г.), "Гэавтонтиморуменос" А. Резоали (Киев, 1862), "Братья" М. П. П(етров) ского (в "Зап. Каз. унив.", 1873, №№ 2-3).

Полный перевод всех комедий (А. Хвостова, М. Головина и друг.) был издан в СПб. в 1773 - 74 г. В 1930-е годы все комедии Теренция перевёл на русский А. В. Артюшков (опубликованы издательством «Academia»).

Комедии Публия Теренция Африканского, переведенные с латинского на российский язык с приобщением подлинника. Т.1-3. СПб,1773.

Теренций. Комедии. / Пер. А. В. Артюшкова. М.-Л., 1934. Переиздания: М., Худож. лит. 1985. 576 стр. и другие

Биография

Публий Теренций Афр

Публий Теренций Афр (195-159 гг. до н. э.) создавал более серьезные паллиаты. Этот писатель не был ни римлянином, ни италиком. Его прозвище (cognomen) Афр как бы и означает, что комедиограф родом из Африки, но не ясно, какого он происхождения: ливиец, пуниец, а может быть, грек . Имя Теренция указывает, что он был рабом (отпущенные на свободу рабы по римскому обычаю получали имя рода хозяина), но мы не знаем, ни как, ни когда он попал в Рим. Писатель умер молодым. Мнение, что он погиб, утонув на корабле, - самое популярное, однако также принято не всеми , поскольку в IV в. н. э. грамматик Донат, написавший биографию Теренция и комментарии к его комедиям, предлагает несколько версий (Don. Vita, 5). Ясно только то, что писатель отбыл в Грецию или даже дальше и уже больше не вернулся в Рим. Он создал 6 комедий, которые дошли до наших дней. Это: "Андриянка" ("Девушка с Андроса"), "Братья", "Формион", "Свекровь", "Сам себя наказывающий", "Евнух".

Пьесы Теренция отличаются от пьес Плавта тем, что в них почти нет карнавального веселья Сатурналий, сквернословия или поношения, римской энергичности и напора. Теренций варьирует общечеловеческие и вечные гуманистические идеи Менандра. Девизом комедиографа можно считать выражение: "Я человек, и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо" (Heaut. 77). Он готов помочь осознать пороки, полон решимости исправлять общество. Он руководствуется принципом fabula docet ("басня поучает") , его больше заботит психологическая ситуация, а не интрига, человеческие характеры, а не смех. Персонажи комедий чаще всего любят и уважают друг друга, конфликты возникают только из-за недоразумений или неведения .

В комедии "Братья" Теренций ставит вопросы взаимоотношения разных поколений, воспитания и вообще человеческого общения. В начале первого действия Микион излагает предысторию комедии. Будучи богатым и неженатым, он усыновил племянника. Другого сына брат растит сам. По поводу воспитания они не ладят. Брат "ту считает власть авторитетнее / И крепче, что на силе только держится, / Чем ту, что создается дружелюбием" (66-68). Микион уверен, что с детьми нужно быть снисходительными и дружелюбными. В диалогах с братом Демеей он представляется полным либералом, хотя наедине с собой сам себе признается, что некрасивые поступки его воспитанника и ему не нравятся. Позднее становится ясным, что ни один брат не воспитал совершенного, беспорочного человека. Воспитанный в строгости Ктесифон влюбляется в гетеру, а избалованный снисходительностью Эсхин соблазняет дочь соседей. Правда, они не совсем испорченные люди. Промелькнувший мимоходом в пьесе Ктесифон оказывается искренним и совестливым, только пораженным злой стрелой Амура юношей. Эсхин благородно принял на себя позор похищения кифаристки и поклялся жениться на своей девушке, только не решался открыться отцу. Из-за этого эгоистического страха ему приходится выслушать проповедь о гуманизме:
Девушку обидел: было ль право у тебя на это?
Да, большой, большой проступок, все же человеческий;
Люди и хорошие, случалось, то же делали.
Но, уж если так случилось, ждал тогда чего же ты?
Что смотрел? Что дальше выйдет? Как пойдет? Стыдился мне
Все сказать? Но как тогда бы мог узнать я? Вот пока
Колебался ты, прошло уж целых девять месяцев!
Предал и себя, и сына, и ее несчастную.
(Adelph. 686-693).

В конце комедии суровый Демея исправляется, но Теренций показывает, что и Микион не всегда прав. В его комедиях вообще нет ни полностью отрицательных, ни совершенных героев.

Изредка Теренций привлекает и элементы буффонады. Такого смехотворного веселья полна сцена организованной Эсхином драки со сводником. Однако таких сцен немного. Комедиограф охотнее смешит зрителей недоразумениями, появившимися из-за неведения (Демея не знает, что кифаристкой очарован Ктесифон, большинство действующих лиц не знает, что Эсхин похитил кифаристку для брата, Эсхин не знает, что Микион готовит его свадьбу и т. п.), пародией (Сир метко пародирует педагогику Демеи) и т. д.

В комедиях Теренция меньше римского духа, чем в пьесах Плавта. Их лучше понимали и ценили образованные люди. Сохранились отзывы о творчестве Теренция в стихах двух живших позднее знаменитых римлян Цицерона и Цезаря (Don. Vita, 7). Оба они считают Теренция прекрасным переводчиком комедий Менандра, оба восхищаются его правильным, чистым, красивым языком. Это показывает, что римляне ценили Теренция за совершенно другие вещи, нежели новые времена. Нам нравится призыв Теренция любить окружающих, помогать им, сочувствовать, его тактичное наставление отказаться от пороков. До нас не дошли комедии Менандра и других эллинистических авторов, а римляне их читали, идеи и содержание пьес им были известны, Теренций ничего особо нового не сказал.

Поэтому Цицерону и Цезарю важнее отметить, что Теренций начал формирование литературного латинского языка. Действующие лица комедий Плавта говорили сочным, богатым, но ненормированным народным языком, а Теренций, по словам Цицерона, пишет "отборным языком" - lecto sermone (Don. Vita 7, 13). Цезарь, называя его любителем чистого языка - puri sermonis amator (Don. Vita 7, 9), сожалеет, что писателю не хватает сильного комизма.

Благодаря чистому, красивому языку, Теренция читали в школах, и множество выражений из его пьес, запомнившихся читателям, стали сентенциями. Например: "сколько людей, столько мнений" - quot homines, tot sententiae (Phorm. 454); "ссоры влюбленных возобновляют любовь" - amantium irae amoris integratiost" (Andr. 555); "у каждого свой характер" - suus cuique mos (Phorm. 454); "сама старость есть болезнь" - senectus ipsa est morbus (Phorm. 575); "я человек, и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо" - homo sum: humani nihil a me alienum puto (Heaut. 77) и т. д.

Как и Плавт, Теренций не переводил Менандра или других авторов дословно. Из частей разных их комедий он ткал свою ткань, различных нитей которой мы и не заметили бы, если бы не имели сохранившегося комментария Доната. Хотя Новая комедия оказала на Теренция больше влияния, чем на Плавта, в его пьесах нелегко усмотреть симметрию. Комментатор Донат дважды подчеркивает, что их трудно разделить на пять действий (Don. Euanth. III, 8; Andr. Praef. II 3). Современные исследователи комедий Теренция с ним полностью согласны . Однако они подчеркивают, что и не имея симметричного построения, комедия Теренция тщательно продумана: она полностью раскрывает развертываемое действие и тему .

Особенно оригинальны и интересны прологи комедий Теренция. Они не списаны или переведены, писатель создал их сам. Прологи Теренция напоминают парабазы комедий Аристофана, которые не были связаны с содержанием пьесы: в них писатель от своего имени разъяснял интересующие его явления политической или культурной жизни. В прологах Теренций говорит об оценке своего творчества, полемизирует с критиками. В прологе комедии "Братья" он объясняет, какими пьесами авторов Новой комедии он пользовался, упоминает слухи, распространившиеся в Риме, что не он автор своих комедий, что их пишут Сципион или Лелий, которые, не смея в этом признаться (в то время труд писателя в Риме еще не был уважаемым), прикрываются именем поэта низкого происхождения. Теренций этого и не отрицает, и не подтверждает. Назвав разносчиков слухов злопыхателями, он просит благосклонности справедливых зрителей, которая придает поэту силы и решимость писать.

В комедии "Свекровь" есть даже два пролога. Эта пьеса ставилась трижды, и только в последний раз ее удалось сыграть. Пролога первой попытки у нас нет. Когда комедия ставилась вторично, Теренций в кратком прологе пожаловался, что в прошлый раз зрители не собрались, потому что в то же самое время шло представление канатных акробатов. Во втором прологе упоминается первый провал и рассказывается о неудавшейся второй попытке: сначала пьеса понравилась, однако, когда распространился слух о гладиаторских боях, происходивших неподалеку, публика сбежала. Теперь, в третий раз, писатель просит зрителей о снисходительности и доброжелательности.

Смех античной комедии через пьесы Плавта и Теренция, одетые в греческий плащ, пришли в драматургию нового времени. Вслед за "Менехмами" Плавта Шекспир создал "Комедию ошибок", Мольер под влиянием "Амфитриона" Плавта написал свою пьесу с таким же названием, а прототипом его "Проделок Скапена" стала комедия Теренция "Формион". Из античных комедий в произведения европейских писателей пришли двойники, переодевания и другие элементы. Хитрые рабы стали находичивыми слугами и служанками, хвастливый воин - капитаном комедии дель арте, а строгие старики и рыдающие влюбленные юноши только сбросили греческий плащ и одели платье по моде нового времени. Влияние Плавта и Теренция на новые времена лучше всех выразил Лафонтен, написавший такую эпитафию Мольеру:
Плавт и Теренций в могиле этой покоятся,
Хотя на самом деле и Мольера здесь найдешь.
Три таланта составили единую душу
И Францию смешили вместе.




Top