Все правила игре на гитаре. Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных

Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

«РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

Подготовила: преподаватель высшей категории

Данилова Юлия Анатольевна

г.п. Федоровский

2014 г.

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

15. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ -ли > ЛЕ -ли ЛЁ -ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Список использованной литературы

1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999.

2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.

3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

4. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1985.


Народного пения

1. На звуках примарной зоны проговаривать тексты скороговорок, вкладывая в них различный интонационный смысл. Например, скороговорка «из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор» может быть использована с интонацией удивления, испуга, восхищения и т.п. Необходимо следить за удержанным дыханием, говорить на опоре, «сердито» и вместе с тем близко, посылая звук вперёд:

2. Исполнять связанно, как бы «раскачивая» голосом мелодию. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук. Нужно следить, чтобы он не был «плоским». Для этого петь с настроением «сердито»:


3. Две небольшие попевки в объёме терции помогают развивать подвижность голоса – одна в направлении голоса вниз, другая – вверх. Следить за ровностью звука и высотой позиции:

4. Исполнять на цепном дыхании, ровным, протяжным звуком. Как бы раскачивающееся движение мелодии вносит новые ритмические ощущения (триольность). Данное упражнение рекомендуется исполнять с разными оттенками настроения: нежно, восхищённо, грустно и т.д., развивая артистизм исполнителей:


5. Добиваться ровного, свободного звучания на «опоре», естественности, непринуждённости, безыскусности и простоты исполнения:


6. Исполняется на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать подвижность и эластичность мягкого верхнего нёба:

7. Развивает диапазон голоса, его подвижность. Следить за тем, чтобы гласная а (я) формировалась по принципу предыдущей гласной е ; петь в единой манере, близко, высоко и «сердито»:


8, 9. Эти упражнения помогают тренировать удержанное, продолжительное дыхание. Желательно петь каждое упражнение на одном дыхании. Если поначалу его не хватает, можно «перехватить» дыхание перед припевом. Чтобы упражнения не вокализировать на академический манер, сначала полезно многократно проговорить текст в заданной высоте, свободно и непринуждённо, добиваясь полной иллюзии разговорной речи. Затем тут же, без остановки, переходить на пение, сохраняя принцип разговорности:



10. Полезно для выработки подвижного, близкого, яркого звука. Следить, чтобы певцы не пели «белым» плоским звуком. Всё исполнять округло: при пении звука е мысленно представлять ё , при пении я – представлять ё :


11. Упражнение начинать с медленного темпа, постепенно ускоряя его. Пропевать различные гласные на непрерывном «мычании». Ощущать связь звука с работой мышц брюшного пресса живота. Упражнение развивает подвижность мягкого нёба:


12. Начинать сверху, не «вползая» в звук. При нисходящем движении мелодии не терять высокую позицию звука, ощущать его в точке головного резонирования. Последний звук выполняется со «скатом» голоса:


13. Интонирование звуков мажорного звукоряда на крепкой опоре дыхания. Петь близким, собранным звуком на «открытой груди»:


14. Исполняется подвижно, легко, желательно на одном дыхании три раза подряд. Артикуляционный аппарат свободен, работает только кончик языка. Быстрота произношения текста здесь сочетается с кантиленой, которая достигается эластичным, непрерывным дыханием:


15. Широкий кантиленный распев исполняется на опёртом дыхании. Первый звук – «вершина» попевки – берётся сверху, мягко, «открытой грудью». Й – с первого слога переносится ко второму: «о-йда ». Обратить внимание на огласовку некоторых согласных (туман-ы ) и на последний звук, который исполняется приёмом «ската» голоса вниз. Добиваться ровного, наполненного обертонами звука, но не форсировать его:


16. Попевка небольшая, но медленный темп и движение мелодии ровными четвертями требуют от певцов большого удержанного дыхания. Необходимо следить за ровностью звука и чистотой интонации (бесполутоновый, пентатонный звукоряд):


17. Освоение элементов двухголосия. Упражнение исполняется на одном дыхании, но с двумя цезурами, перед каждой из которых имеется «скат» голоса. Ощущение пульсации звука (шестнадцатыми) поможет придать мелодии необходимое движение. Затакт петь легко, не нажимая, стремится к сильным долям напева. Текст произносить без особых усилий, скороговоркой:

18. Ещё один пример на скороговорку. Его можно петь на одном дыхании. Если сначала это не получается, то брать дыхание через каждые два такта. Потом поставить задачу – протянуть дыхание на всю фразу, для чего ускорить темп исполнения. Следить за тем, чтобы интонация была чистой. Особое внимание обратить на повторяющийся звук (слоги: ны, лены ), который постепенно может быть непроизвольно понижен певцами. При использовании упражнения на два голоса необходимо сначала выстроить первую терцию, остановившись на ней:

19. Другой пример двухголосного упражнения построен на ранее исполнявшихся попевках. Здесь возможно введение третьего голоса – подголоска в октавный унисон. Петь без напряжения гортани, свободно, как бы «продувая» через себя воздушную озвученную волну:


20. Интонирование чистой кварты хорошо отрабатывать на характерной календарной попевке, веснянке. Следует требовать от участников коллектива устойчивой интонации, открытого, звенящего звука, полётного, не форсированного. Можно рекомендовать наметить заранее смысловые акценты в попевке, остальные же неударные слоги исполнять тише, «убирая» их:


21. Двухголосное упражнение на мотив известной народной песни полезно как с точки зрения вокальной (удобный распев, фонетическая основа текста, небольшой диапазон), так и хоровой (унисоны перемежаются с чистыми квинтами и квартами, большими терциями). В основе запева лежит уменьшённое трезвучие, его «вершину» следует петь с тенденцией к понижению, а основание, тонику – очень устойчиво. Упражнение может служить примером, иллюстрирующим звучание уменьшённого трезвучия. Петь упражнение, используя принцип «мычания», непрерывного «гудения» из глубины груди:


22. Энергичная мелодия другой народной песни «Трава, моя травушка» развивает у певцов навык опёртого пения, устойчивого интонирования чистой кварты, ладогармонический слух: здесь имеется ярко выраженная доминантовая функция с разрешением в тонику. Упражнение помогает ощутить грудной резонатор:

23. Следующий пример исполняется на цепном дыхании. На этом упражнении следует учиться быстро и легко сменять дыхание на непрерывно гудящей звуковой волне, открывать грудной резонатор. Вместе с тем надо петь «близко», ощущая звук как бы на передних зубах и в высокой позиции:


24. Двухголосная скороговорка исполняется легко и быстро. Предварительно следует выстроить в медленном темпе все интервалы (чистую квинту и октаву, малые и большие терции). Это можно сделать посредством пропевания упражнения на различные слоги типа: ри , ле , ли . Встречающаяся огласовка выполняется мягко, не утрированно. Всё внимание певцов при этом сосредоточивается на пропевании впереди стоящей гласной, например: лес(ы ), свет(ы ), пересветил(ы )ся:


25. Попевка частушечного склада исполняется дважды на одном дыхании. Слог ри помогает приблизить звук, а его мысленная окраска в ю – собирает, округляет звук. Пение упражнения на слоги ай-я-я помогает больше «открыть грудь», почувствовать грудной резонатор. Чтобы звук был собранным и излишне «не обелялся», его требуется мысленно собрать гласной ё . Все широкие мелодические ходы вверх поются не форсированно, на дыхании, сверху, округло. Следить за свободной гортанью:


26. В основе песни Соловьёва-Седого «Как за Камой за рекой» лежит интонация характерного движения мелодии по тонам, которые надо исполнять в данном случае широко. Все упражнения стараться петь на одном дыхании, подвижно, с удалью, размашисто, подчёркивая слова, но при этом сохраняя штрих legato. Следить за плотным звуком, опёртым на дыхание, и за свободой гортани:

27. Канон на мотив известной народной песни «Со вьюном я хожу» можно исполнять разным количеством голосов в зависимости от уровня подготовки коллектива. Вступление каждой новой партии осуществляется через четыре такта. Разучивать песню поначалу надо всем вместе, выстраивая интонационно и ритмически. Особое внимание обратить на мелодический ход малой сексты и вводную VII ступень, а также на темп в припеве («Я не знаю, куда вьюн положить»), который необходимо твёрдо выдерживать, не торопиться в произношении слов. Следить за округлённостью гласных (например, в слове «со вьюном» хористы, как правило, исполняют сильную долю, четверть, утрированно открыто – «са вьюном»):


28. Освоить интонацию минорного лада помогут напевы знакомых песен: «Как пойду я на быструю речку» А. Попова, «Спят курганы тёмные» Н. Богословского, «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого, «Тонкая рябина». Все перечисленные песни начинаются поступенным движением минорного звукоряда, минорным трезвучием либо опеванием характерной терции. Руководитель имеет возможность объяснить участникам коллектива на конкретных примерах особенности интонирования минорного лада и на практике закрепить певческую интонацию этого лада. Все примеры отличаются распевностью их надо исполнять спокойно, связно. Следить за дыханием, расходовать его экономно. Отрывки брать небольшие, в два-четыре такта, чтобы хватило дыхания.


Похожая информация.


Если у Вас ещё нет гитары, а есть только желание обзавестись инструментом, имейте в виду - Вам предстоит сделать нелёгкий, но, возможно, самый главный и ответственный выбор. Несмотря на обилие самых разнообразных инструментов в современных магазинах, нельзя полагаться только на Ваши финансовые возможности или на отзывчивость продавца. Лучше, если Вы можете воспользоваться советом грамотного педагога, заранее "пощупать" разные инструменты, вообще - имеете представление об инструменте, с которым Вам предстоит дружить долгие годы (возможно, всю жизнь!) Итак, выбор Вашей будущей гитары начинается с подробного внешнего осмотра. Вы должны заранее убедиться, что гитара прибыла к месту продажи без приключений и у неё нет следующих проблем: сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появится царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн. Теперь можно переходить к прослушиванию инструмента. Стоит поиграть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.

Электрогитара или полуакустика?

С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем ("заводятся"), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар - инструментов с воздушными полостями внутри деки - ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Самая важная часть любой гитары - гриф. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с Вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно Вам будет играть на данном инструменте. Любители жесткой быстрой музыки по достоинству оценят широкие и тонкие грифы. Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами. Также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары материал накладки грифа, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Если гриф прошел Ваши тесты -пора попробовать его в игре. Не стоит сразу подключать гитару к усилителю - послушайте, как звучит дерево. Поиграйте на всех ладах - от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковыеточки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если обнаружатся проблемы, совершенно не обязательно, что они связаны именно с грифом - вполне возможно, что струны опущены слишком низко, и необходимо поднять струнодержатель на деке (машинку). Если высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к корпусу (деке) гитары.

Звучание деки.

Дека (или корпус) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины дают больший сустейн { sustain - англ., длительность звучания нот). Лёгкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Фурнитура.

Стоит обратить внимание на следующие моменты. Все части фурнитуры должны быть лишены грязи, ржавчины и коррозии. Все части машинки не должны выглядеть игранными и потертыми. Механизмы колков должны крутиться ровно, без малейших усилий.

Струны.

На электрогитаре обычно используются металлические (стальные) струны. Это связано с использованием медиатора, с характером исполняемой музыки и т. д. Желательно, чтобы уже на стадии выбора инструмента комплект струн был готов к следующей продолжительной работе, т. е. струны должны быть в хорошем состоянии, весь аккорд настроен.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ :

Настало время включить в гитару шнур и послушать, как она звучит через усилитель. Первым делом нужно послушать, как звучит инструмент на каждом звукоснимателе в отдельности, и правильно ли работают ручки громкости и тона. Наиболее распространёнными являются гитары с двумя звукоснимателями. Один их них расположен около машинки - он имеет яркое звучание и на нём обычно играют ритм-партии. Другой устанавливается ближе к грифу - на нём обычно играют соло-партии с более мягким и поющим звуком. Также обязательно проверьте работу переключателя (тумблера) и гнезда, в которое включается шнур, о процессе проверки воткните шнур из гитары прямо в усилитель (комбо), не включая в цепь источники эффектов. Прослушайте каждый звукосниматель по отдельности и в комбинации с другими.

Усилитель.

Наиболее популярным является так называемый "комбик" (комбоусили-тель) - устройство, совмещающее в одном корпусе и динамик, и устройства звуковых эффектов. Эффекты, в свою очередь, делятся на 2 основные группы. Первая имитирует звуковое "эхо" - как бы естественный резонанс большой аудитории - это ревербератор, дилэй, хорус. Вторая группа создаёт специфический "роковый" гитарный звук, (" goodguitartone "), который связан с "правильными" нелинейными, частотными и другими искажениями сигнала электрогитары. Это фуз ( fuzz ), овердрайв ( overdriver ), сустэйн ( sustain ), дис-торшн ( distortion ), гранок ( grunge ).

Шнуры.

Это - та самая мелочь, от которой зависит очень многое. Старайтесь, чтобы шнуры, разъёмы и пр. были всегда у Вас в полном порядке, т. е. по возможности лучшего качества и в режиме неусыпной заботы - по возможности (и необходимости) не надо их топтать, проверять на сырость и влагу, давать запутываться в петли и т. д.

устройство гитары

Во всех гитарах - акустических, полуакустических, электрических с цельным корпусом - основные элементы одни и те же. Сейчас мы обращаем Ваше внимание на те, которые нужны Вам в первую очередь. Колки служат для натяжения струн или их ослабления до нужной высоты. На грифе располагаются пальцы при игре мелодий и аккордов. Сменные стержни вибрато на электрогитаре создают быстрые вибрации (осциллации) высоты на всех шести струнах. Адаптеры на электрогитаре воспринимают вибрацию струны и передают её на усилитель, где регуляторы тембра и громкости вместе с регуляторами усилителя воспроизводят нужные звуки. Лады, сторого говоря -это горизонтальные металлические порожки, расположенные поперёк грифа под струнами. Однако для практических целей удобней понимать под ладами пространство между порожками. Именно так это обычЦо изображают на схемах аккордов. Указатели (отметки) позиции пальцев на грифах акустических гитар обычно проставлены на третьем, пятом, седьмом и двенадцатом ладах. На электрогитарах, у которых гриф более длинный, есть дополнительные отметки позиции пальцев. Например, если схема аккорда начинается с десятого лада, Вы можете быстро найти его на гитаре, потому что это следующий лад за отметкой на девятом. Большинство современных гитар со стальными струнами снабжены также предохранительными пластинками, потому что их корпуса часто повреждаются медиаторами. Стальные струны могут быть разной толщины - начинающим по умолчанию обычно рекомендуется средняя.



НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

Высоту звучания струны определяет её вибрация в промежутке от верх него порожка до мостика. Также имеет значение и степень натяжения струны. Вращая колок, можно регулировать натяжение струны - натянуть её сильнее или ослабить. На следующей схеме показаны ноты, соответствующие на стройке шести струн. (В нотации ноты показаны на октаву выше их реально го звучания).

В международной (англоязычной) традиции нота Си обозначается как В. В разных изданиях Вы можете встретить также обозначение ноты Си как Н.

Настроить гитару можно разными способами. Можно воспользоваться клавишами фортепиано, можно - камертоном-дудкой для гитары, выдувая определённые ноты, обозначенные на дудке. Распространённый способ: на строить по камертону Ми самую нижнюю (шестую) струну. Далее - при жмите пятый лад на шестой струне. Вы услышите звук, на котором должна звучать открытая пятая струна. Аналогично: пятая струна на пятом ладу равняется открытой четвёртой; пятая струна на четвёртом ладу равняется открытой третьей; четвёртый лад на третьей струне даст высоту второй струны, а пятый лад на второй струне - высоту первой.

как держать гитару

Основные способы держать гитару делятся на следующие - в положении сидя и, соответственно - в положении стоя. Сидя: 1) ноги не перекрещены, гитара опирается на правую руку; 2) положить правую ногу на левую. Эту позу часто называют "небрежной" или "расслабленной". 3) Классическая - требует использования небольшой гитарной скамеечки под левую ногу высотой 12-15 см. В таком случае гитара опирается на левую ногу. Позы стоя (основные для исполнения на электрогитаре на сцене) -£ с лентой для поддержки гитары или без неё. По желанию можно использовать скамейку или низкий стул для опоры гитары на правую ногу. Желательно сразу стараться достичь независимого положения левой руки - чтобы Вы имели возможность снимать левую руку с гитары, не меняя при этом положения инструмента.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


В начальной позиции большой и указательный пальцы левой руки парал лельны друг другу. Если посмотреть на них сбоку, их положение напоминает форму буквы U . Остальные пальцы слегка согнуты:

Указательный палец должен быть расположен примерно под прямым углом к струнам, а середина большого пальца - посредине шейки грифа. Теперь прижмите указательный палец к первому ладу поверх всех струн, а большой - к шейке грифа. Большим пальцем правой руки защипывайте каждую струну движением сверху вниз и добейтесь чистого тона на каждой струне. Далее переходите ко второму ладу, потом к третьему и дальше по грифу, настолько высоко, как у Вас получится. Когда Вы таким образом используете указательный палец на всех струнах лада, у Вас получается так называемое барре. При игре обычных мелодий и аккордов кончики пальцев прижимают струны перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы левой руки следует ставить на лады ближе к правому порожку. Прижимать струны надо достаточно плотно, чтобы не было дребезжания, но при этом нельзя пере напрягать руку. Пальцы, не прижимающие струны, находятся на минимальном удалении от грифа. Обозначение пальцев (аппликатура) для левой руки: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец.

игра правой рукой

Сначала мы скажем несколько слов о классической постановке правой руки. От её положения зависит качество звука и развитие техники игры на гитаре. При правильной постановке руки предплечье свободно опирается на верхнюю часть корпуса гитары. Кисть руки расслаблена и свободно "пови сает" над струнами. Кончики пальцев касаются струн: указательный - треть ей; средний - второй; безымянный - первой. При этом пальцы и струны образуют прямой угол. Выпрямленный большой палец слегка выдвинут вперёд и устанавливается на шестой струне. При этом кисть руки немного отклонится вправо. Обозначение пальцев (аппликатура) для правой руки: большой палец или + ; указательный -1 или. ; средний - т или.. ; безымянный - а или...; мизинец - ch или е. Основные способы игры правой рукой: удар по всем струнам ("бой"), бас-аккорд (щипок), перебор, игра большим и указательным пальцем без смены струн и со сменой струн.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРА

Для электрогитары особенно важное значение имеет использование ме диатора и, соответственно, медиаторная техника.

Медиаторы бывают разных форм и размеров, сделаны из разных матери алов, могут быть толще или тоньше, соответственно разной гибкости. Ваш выбор зависит от типа музыки, от толщины используемых Вами струн, и, самое главное - нравится ли вам играть именно этим медиатором.

Держите медиатор между большим и указательным пальцами правой руки без напряжения, но всё же так, чтобы он не выпадал во время игры. При этом по струнам должен.ударять самый заострённый конец, причём так же пер пендикулярно, как и при игре большим пальцем. Методика развития техники игры медиатором основана на развитии техники игры переменным штрихом (чередующиеся удары вверх и вниз).

Сначала отрабатывается игра по одной струне, затем - повторяющиеся удары вверх, далее переменный штрих на смежных струнах и, наконец, техника игры с использованием скачков через струны. Приводим характер ные образцы ритмических моделей:

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Диапазон звучания гитары охватывает более 3-х октав. Все ноты пишутся в скрипичном ключе (ключе Соль). Мы показываем Вам весь рабочий диапа зон подряд - белыми нотами выделены диатонические (чистые) тоны, чёр ными - хроматические. Соседние хроматические звуки равны друг другу по звучанию (фа диез=соль бемоль). Обычно при движении вверх используются диезы, при движении вниз - бемоли.

Традиционная музыка организуется при помощи ладов (мажор и минор) и тональностей. Тональностью называется высотное положение лада. "Цент ральными" тональностями - без знаков - являются До мажор и Ля минор. Вверх от них располагаются диезные тональности, вниз - бемольные:


Теперь то же самое, но в другом порядке. Звукоряд октавы состоит из 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В латинской нотации они обозначаются соответственно как С, D , E , F , G , A , В. Ноты с диезами - До-диез. Ре-диез... обозначаются классически с приставкой - is - Cis , Dis ..., в популярных жан рах; соответственно ноты с бемолями - с приставкой - es - Des , Es и т. д. Ещё раз напоминаем, что нота Си = В . Мажорные тональности в классической теории обо значаются с приставкой - dur - C - dur , G - dur ; в популярной музыке они обо значаются просто прописными буквами – C , G ... Минорные - в классичес кой теории с приставкой - moll - A - moll , E - moll , в популярной - большими буквами + буква m - Am , Em . Кратчайшее расстояние между звуками (ла дами) равняется полутону, между двумя белыми нотами - двум полутонам, или одному тону. Строение мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон. Стандартная аппликатура мажорной гаммы:

Строение минорной гаммы (натуральной): тон-полутон-тон-тон-полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается 7-я ступень, в мелодическом - при движении вверх повышаются 6-я и 7-я ступени, при обратном движе нии эти ступени "натурализуются", т. е. играются с отменой повышения.

Мы привели типовые аппликатуры, т. е. большинство гамм в разных то нальностях играется именно такими пальцами. Гаммы играть нужно всем - именно на них лучше всего достигается правильная постановка пальцев, а также фрагменты гамм будут встречаться Вам в любых мелодических по строениях в дальнейшем.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА СТРУНАХ И ЛАДАХ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

Нота с точкой увеличивает длительность наполовину.


Звуки по длительности соотносятся друг к другу в соотношении 2:1 - одна целая равна двум половинкам, четырём четвертям, восьми восьмым и т. д. У каждой ноты есть ей соответствующая по длительности пауза:

Для более тонких градаций, а также для продолжения длительности за пре делами такта ноты залиговываются друг с другом. Это касается нот на одной высоте. (Лига, соединяющая разные ноты, означает связное исполнение и называется фразировочной).

ТАКТ И ТАКТОВЫЙ РАЗМЕР :;

Музыкальное произведение делится ритмически на отрезки, называемые тактами. Такты отделяются друг от другажертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби - это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя - длительность одной доли. Также тактовый размер указывается каждый раз при его изменении. Первая доля такта является опорной (акцентированной) -сильной долей.

Сыграйте эту тему, пользуясь аппликатурой гаммы Ля-минор. Вы можете исполнить эту мелодию как пальцами, так и используя медиатор. Также сыграйте тему на октаву выше - у Вас получится полноценная пьеса. Вни мательно проанализируйте интервальный состав мелодии - Вы должны , найти здесь следующие интервалы: приму, малую и большую секунду, малую и большую терцию, кварту, малую и большую сексту, октаву.

аккорды. цифровка

Аккордом называется сочетание 3-х или более звуков, построенных по терциям. Трёхзвучные аккорды называются трезвучиями, четырёхзвучные - септаккордами, далее соответственно будут нонаккорды (5), терцдецимак-корды (6) и т. д., но - в нашей практике мы ограничимся трезвучиями и септаккордами. Мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой - С, D ..., минорные - с буквой m - Cm , Dm ; септаккорды - С7 или С m 7. Увеличенные аккорды обозначаются как + или aug ( augmented ). Уменьшенные - ° или dim ( diminished ). Есть ещё аккорды с заменёнными тонами, например, квартой вместо терции, такие аккорды обозначаются как sus (сустейн) - смешанный. И ещё бывают аккорды с добавленными тонами, их обозначают как add ( ad ditional ). Для аккомпанирующей гитары разработаны специальные сетки с обозначениями:

таблицы аккордов

В ообще в эстрадной и, в частности, джазовой музыке используется очень большое количество аккордов, включая септаккорды, нонаккорды, ещё более сложные с альтерированием всех возможных слышимых ступеней, с пропу щенными и добавленными ступенями и т. д. Мы, для экономии времени и пространства, в данном пособии указываем только те, которые реально ис пользуются в популярной музыке. Заметим дополнительно, что Вы можете в любом аккорде брать не все указанные звуки (т. е. пропускать) - главное, чтобы в аккорде были слышны его лад, структура (трезвучие или септима), альтерированные тоны. И ещё - в данных таблицах мы используем формат " EasyGuitar ", т. е. первые, самые простые позиции аккордов; более слож ные Вы можете найти в специальном издании или подобрать сами.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ АККОМПАНЕМЕНТА

Не существует одного-единственного способа аккомпанемента, во всяком случае, в популярной музыке. Если Вы сами подбираете аккомпанемент, Вам лучше попробовать разные способы, чтобы Вы в итоге выбрали тот, который покажется Вам наиболее подходящим. Конечно, большую роль имеет темп и характер звучания мелодии. Для начала рекомендуем поиграть мелодии уме ренного движения. Самые подходящие темы для подобных упражнений - народные песни. Мы даём одну из них, причём отдельные фрагменты мы предлагаем саккомпанировать разными способами. Внимание: мы созна тельно не пишем аккомпанирующую партию нотами, а лишь даём общее движение - пожалуйста, поэкспериментируйте и найти нужные звуки сами!

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ СОКРАЩЕНИЯ

В музыке (в популярной особенно) часто используются способы сокраще ния нотного письма - для удобства чтения, экономии места и более ясного представления формы. Самые употребительные из них -реприза: фрагмент повторяется целиком без изменений или с вариацией окончания (варианты обозначаются вольтами - их число равно количеству разных вариантов). Два популярных символа - сэньо - знак возвращения и фонарь - знак перехода вперёд. Популярное музыкантское выражение - "с сэньо на сэньо, с фонаря на фонарь" подчёркивает, что это парные знаки. Если вы в нотах увидели одно сэньо или фонарь, ищите к нему пару и лучше сделайте это сразу, чтобы не заблудиться потом.

ИГРАЕМ КЛАССИКУ

Редкий начинающий музыкант в процессе обучения обходится без испол нения классических произведений, и это далеко не случайно - если мелодию из популярных жанров можно сыграть не строго (скажем так), то классичес кая тема требует обязательности, выполнения заданных условий, т, е. - что написано, то и должно быть воплощено, иначе музыка прозвучит фальшиво. Обычно мерилом классического жанра считаются произведения И. С. Баха. Мы пока так далеко забегать пока не будем, а предложим Вам два произведе ния из так называемой "золотой" коллекции. Эти темы звучат вполне конт растно, но на гитаре (при качественном исполнении) они сохраняют как ори гинальное звучание, так и подчёркивают достоинства Вашего инструмента.



ИМПРОВИЗАЦИЯ. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОПЕВАНИЯ

Значительная часть джазовых импровизаций построена на наработанных мелодических формулах, которые пальцы выполняют автоматически, опира ясь на механическую память. Мы предлагаем Вам ещё раз воспользоваться аппликатурой мажорных и минорных гамм, на которых построены опевания мажорных и минорных мелодических отрезков.

ГАРМОНИЯ. ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА.

Для джазовых гармоний, начиная с периода свинга, характерно напря жённое ("подталкивающее") движение. Квинтовые соотношения аккордов, проявляющиеся в обороте II - V -1, приобретают хроматическое напряже ние, разумеется, в "блюзовую" сторону. Это достигается заменой традиционных квинтовых моделей их тритоновыми аналогами:


ШАГАЮЩИЙ БАС

Шагающий бас в последнее время приобрёл популярность как самостоя тельный приём в соло ив аккомпанементе. По своей структуре этот способ игры представляет собой комбинацию акомпанемента солирующей гитары и партии бас-гитары. При игре басовые звуки извлекаются большим паль цем, остальные - по аппликатуре левой руки. При игре медиатором используются только басовые звуки, аккордовые берутся пальцами. Предлагаем Вам освоить два основных вида аппликатуры:


Эта тема очень полезна для развития правой руки. В американской лите ратуре такой ритм называется "Тамб Бас" или ровный бас. Эта пьеса осно вана на технике 3-пальцевого штриха. Играйте сначала эту пьесу медленно, затем увеличивайте темп до Умеренно.

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: "House Of The Rising Sun" от коллектива The Animals или "Stairway To Heaven" от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона "Flake" является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра "3" в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а "4" в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles "Lucy in the Sky With Diamonds" – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню "Golden Brown" группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона "Tears In Heaven" является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. "London Calling" группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к "Buried Alive", BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.




Top